Научная статья на тему 'АТТРАКТИВНЫЕ СФЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗОВСКОМ ОБУЧЕНИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОСТРАНСТВА ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ'

АТТРАКТИВНЫЕ СФЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗОВСКОМ ОБУЧЕНИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОСТРАНСТВА ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / СТУДЕНТЫ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / АТТРАКТОРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА / ПОЛНОЦЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ / HIGH SCHOOL / STUDENTS / SELF-REALIZATION / PSYCHOLOGICAL HEALTH / ATTRACTORS OF SELF-REALIZATION / UNIVERSITY'S ACTIVITY FIELDS / FULL DEVELOPMENT OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутенко Е. Н., Шутенко А. И., Сидорчук К. В.

Рассматривается феномен и процесс полноценной самореализации студентов как важное условие поддержания их психологического здоровья. Обосновывается и развивается понятие аттракторов самореализации студентов, обозначающих привлекательные сферы и формы проявления их личностных усилий и потенциала в вузовском образовании. Установлена совокупность потенциально аттрактивных сфер (учебно-познавательная, научно-исследовательская, спортивно-оздоровительная, волонтерская, художественно-творческая, инновационно-предпринимательская, информационно-медийная, общественно-гражданская, сфера межкультурных коммуникаций), исследована их актуальная значимость для студентов различных специальностей и разным уровнем самореализации в обучении. Показана тенденция влияния степени вовлеченности студентов в сферу действия аттрактивных направлений деятельности вуза на успешность их самореализации и психологическое благополучие в процессе в обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шутенко Е. Н., Шутенко А. И., Сидорчук К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTRACTIVE SPHERES OF STUDENTS' SELF-REALIZATION WITHIN HIGHER EDUCATION AS COMPONENTS OF THEIR PSYCHOLOGICAL HEALTH SPACE

The phenomenon and the process of full self-realization of students as an important condition for maintaining their psychological health is considered. The concept of attractors of students' self-realization, which denotes attractive spheres and forms of manifestation of their personal efforts and potential in university education, is justified and developed. A set of potentially attractive areas has been established (educational, cognitive, research, sports and fitness, volunteer, artistic and creative, innovative and entrepreneurial, information and media, social and civil, intercultural communications), their relevance for students of various specialties and different levels of self-realization in learning. The tendency of the degree of involvement of students in the field of attraction of the university's activities on the success of their self-realization and psychological well-being in the learning process is shown.

Текст научной работы на тему «АТТРАКТИВНЫЕ СФЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗОВСКОМ ОБУЧЕНИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОСТРАНСТВА ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

Психологические науки

УДК 159.9.07; 378.1

АТТРАКТИВНЫЕ СФЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗОВСКОМ ОБУЧЕНИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОСТРАНСТВА ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ*

Е.Н. Шутенко

Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет» (Белгород, Россия) А.И. Шутенко

Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова (Белгород, Россия) К.В. Сидорчук

Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет» (Белгород, Россия)

Аннотация. Рассматривается феномен и процесс полноценной самореализации студентов как важное условие поддержания их психологического здоровья. Обосновывается и развивается понятие аттракторов самореализации студентов, обозначающих привлекательные сферы и формы проявления их личностных усилий и потенциала в вузовском образовании. Установлена совокупность потенциально аттрактивных сфер (учебно-познавательная, научно-исследовательская, спортивно-оздоровительная, волонтерская, художественно-творческая, инновационно-предпринимательская, информационно-медийная, общественно-гражданская, сфера межкультурных коммуникаций),

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-01151 «Самореализация студенческой молодежи как показатель и фактор ее психологического здоровья в условиях социокультурных вызовов российскому обществу» на 2018-2020 годы

исследована их актуальная значимость для студентов различных специальностей и разным уровнем самореализации в обучении. Показана тенденция влияния степени вовлеченности студентов в сферу действия аттрактивных направлений деятельности вуза на успешность их самореализации и психологическое благополучие в процессе в обучения.

Ключевые слова: высшая школа, студенты, самореализация, психологическое здоровье, аттракторы самореализации, сферы деятельности вуза, полноценное развитие студентов

UDC 159.9.07; 378.1

ATTRACTIVE SPHERES OF STUDENTS' SELF-REALIZATION WITHIN HIGHER EDUCATION AS COMPONENTS OF THEIR PSYCHOLOGICAL HEALTH SPACE

E.N. Shutenko

Belgorod National Research University (Belgorod, Russia) A.I. Shutenko

Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov

(Belgorod. Russia) K. V. Sidorchuk Belgorod National Research University (Belgorod, Russia)

Abstract. The phenomenon and the process of full self-realization of students as an important condition for maintaining their psychological health is considered. The concept of attractors of students' self-realization, which denotes attractive spheres and forms of manifestation of their personal efforts and potential in university education, is justified and developed. A set of potentially attractive areas has been established (educational, cognitive, research, sports and fitness, volunteer, artistic and creative, innovative and entrepreneurial, information and media, social and civil, intercultural communications), their relevance for students of various specialties and different levels of self-realization in learning. The tendency of the degree of involvement of students in the field of attraction of the university's activities on the success of their self-realization and psychological well-being in the learning process is shown.

Keywords: high school, students, self-realization, psychological health, attractors of self-realization, university's activity fields, full development of students

Введение

Развитие личности неотрывно от процесса образования. Именно в сфере обучения и воспитания закладываются основы ментального строя и внутренний мир будущих поколений. Особое место в этом становлении занимает высшая школа. Она вводит молодого человека в мир профессии, открывает высоты научного познания, опыта культуры мышления и понимания реальности, формирует картину мира и своего места в нем [2]. В онтогенетическом измерении обучение в высшей школе выпадает на юношеский возраст, в котором закладываются важнейшие структуры личности ее самосознания, ценностные ориентации, убеждения, жизненные принципы, идеалы и пр. От устойчивой и эффективной работы высшей школы во многом зависит устойчивость и культурная дееспособность личности. Неслучайно текущий кризис высшей школы как социокультурного и воспитательного института обусловил кризисные процессы в молодежном сообществе, теряющем свою ценностную устойчивость, культурную идентичность, способность к творчески-созидательной деятельности и пр. [6]

Высшая школа как институт социализации на современном этапе нуждается в своем укреплении и совершенствования с точки зрения возможностей для полноценного развития личности студента, внедрения гуманитарных стандартов и методов измерения качества вузовского образования. Сегодня успешная подготовка в вузе должна создавать условия для самореализации студентов, способствовать их

разностороннему развитию как субъектов разнообразных форм деятельности [11].

Воспитание психологически здоровой личности в высшей школе все больше ассоциируется с таким процессом, который направлен на расширение возможностей полноценного развития, формирования целостного самосознания и конструктивного

поведения [16; 17]. В этой связи возникает необходимость построения такой образовательной среды, которая открывает перед молодым поколением спектр равнодостойных направлений саморазвития, обеспечивает возможность для разносторонней и продуктивной самореализации на поприще учебной, научной, общественной, культурной, спортивной и пр. видов деятельностей [9; 15].

Самореализация студентов как ценность вузовского обучения.

Феномен и процесс самореализации активно исследуется учеными различных отраслей гуманитарной науки в последние полвека. Помимо работ гуманистической психологии (К. Роджерс, Г. Олпорт, А. Маслоу и др.), проблема самореализации разрабатывается на трех методологических уровнях -философском, социологическом и психологическом. Как отмечает Д.А. Леонтьев, на первом и на третьем уровнях объектами изучения являются соответственно человек как род и человек как вид (индивид), на втором уровне таким объектом выступает социум, представляющий конкретную общественную структуру, обеспечивающую совокупность условий самореализации [5, а 111].

Мы выделяем социокультурную природу и феноменологию самореализации, и считаем, что она опосредуется и вызывается процессом социализации, т.е. возникает и разворачивается в ответ на формирующее влияние социума и культуры [11; 13; 18]. Согласно отечественной методологии, самореализация выступает как процесс раскрытия и реализации сущностных сил личности, вбирающей конкретно-исторические формы общественных отношений. Будучи сплавом знаний, умений, способностей и пр., движимые интересами, устремлениями, ожиданиями и ценностями, эти сущностные силы оттачиваются и оформляются в процессе присвоения индивидом опыта культуры и производительных сил общества посредством механизмов распредмечивания и опредмечивания этого опыта в социальной практике [5].

В этой связи, для того, чтобы вызвать к жизни первичный опыт самореализации молодежи сфера образования должна выстраиваться как пространство и практика передачи опыта культуры, и представлять универсальную среду для развития сущностных сил обучаемых. В рамках проведенных нами исследований было показано, что процесс самореализации студентов в вузовском обучении на личностном уровне зависит от полноценного и согласованного развития таких сопряженных процессов как: самосознание, самоопределение и самоутверждение [11; 13]. Отсюда высшая школа как институт, который охватывает важнейшие структуры личности, должна: во-первых, обеспечить культурное пространство для самосознания в единстве процессов самопознания и самоотношения; во-вторых, представлять широкий спектр смыслов и адекватную картину мира для самоопределения молодежи, ее идентичности и понимания себя в культуре; в-третьих, обеспечить возможности для молодежи сделать социально значимый личностный вклад в свое будущее, проявить и утвердить себя в жизни и обществе [9].

Самореализация студентов и психологическое здоровье.

Для того, чтобы понимать важность самореализации студентов необходимо зафиксировать ту роль и значение, которую играет данный процесс в функционировании человека как полноценной психологически здоровой личности. И в этой связи необходимо иметь адекватную научную картину феномена и состояния психологического здоровья [1; 16].

В представлении психологического здоровья различные авторы сводят его содержание к нескольким важным уровням локализации психических феноменов и состояний, образующим комплекс процессов продуктивно-устойчивого функционирования личности [1; 6; 8]. Прежде всего выделяются биологические, психологические, социокультурные аспекты. Наш подход основывается на принципе социокультурной детерминации психологического здоровья человека, за которым стоит совокупный эффект и результат продуктивной социализации личности. Под результатом понимается активная субъектная

жизненная позиция, адекватная картина мира, позитивное самосознание и конструктивные паттерны жизнедеятельности [12].

Опираясь на сложившиеся подходы и исследования психологического здоровья, можно отнести его характеристики к трем базовым уровням: психосоматическому, функционально-психологическому и ментальному [1; 16]. Эти уровни глубоко взаимосвязаны и взаимно опосредованы, а по своей феноменологии и содержанию они соотносятся с тремя уровнями жизнедеятельности человека: организмическому, индивидному и личностному [7].

На психосоматическом уровне складывается телесно-физиологический базис здоровья, на функционально-психологическом уровне образуется регуляционно-поведенческий аппарат здоровья (он обеспечивает устойчивость и согласованность работы психологических функций - низших и высших), на ментальном уровне закладывается ценностно-смысловая или нравственная основа здоровья. Будучи связанным со сферой сознания и самосознания, этот высший ментальный уровень вбирает личностные образования психологического здоровья (ценности, смыслы, идеи, идеалы, убеждения, принципы, моральные нормы и др.) [8].

Если на первых двух уровнях очерчивается круг процессов, составляющих основу психического здоровья, то с добавлением третьего, ментального уровня, формируется уже более высокий метафизический слой функционирования, который обеспечивает целостность личности и ее полноценную жизнедеятельность [1]. Соединяясь вместе, данные уровни образуют целостный план паттернов и признаков, определяющий состояние психологического здоровья. В целом, психосоматический и функционально-психологический уровни вместе составляют природный базис психологического здоровья, а ментальный уровень образует организующую надстройку [8]. Эта организующая инстанция управляет базовыми компонентами здоровья.

Нужно отметить, что сегодня ментальный план психологического здоровья российской молодежи испытывает серьезные негативные трансформации под воздействием потребительски-пользовательского мейнстрима в массовой культуре и в информационно-медийном пространстве [12]. В этой связи повышается оздоровительная роль высшей школы, которая, по нашему мнению, должна задавать широкий спектр жизненно -конструктивных образцов мировоззрения и поведения, готовить к жизни в качестве дееспособных субъектов профессиональной и социально-культурной деятельности [9].

Понятие аттракторов самореализации студентов в вузовском обучении.

Для понимания адекватности условий вузовской подготовки задаче самореализации студентов мы считаем целесообразным оперировать таким понятием как «аттрактор самореализации» (от англ. attract - привлекать, притягивать, пленять). В справочной литературе термин «аттрактор» (от лат. attraho - притягиваю к себе) рассматривается как «... одно из ключевых понятий синергетики, характеризующее относительно устойчивую структуру объекта, которая притягивает к себе всевозможные траектории элементов системы, направляя их движение и эволюцию в определенном направлении. Образно говоря, аттрактор выполняет функции автопилота, удерживая сложный комплекс авиационных приборов и средств управления в определенных режимах и параметрах, не позволяющих сбиться с курса» [4].

В системной детерминации аттрактор означает потенциальное состояние системы, к которому она эволюционирует. По Е.Н. Князевой, аттрактор представляет конечную область неминуемого схождения фазовых траекторий движения сложной системы. В качестве аттрактора может выступать или точка (устойчивый фокус), или иное более сложное образование. В синергетике употребляется метафора конуса притяжения аттрактора, «. который как бы затягивает в себя множество возможных траекторий системы, определяемых

разными начальными условиями. Воронка стягивает разрозненные исходные линии траекторий в общий, все более узкий пучок. Действие аттрактора заключается в том, что он осуществляет как бы детерминацию будущим предстоящим состоянием системы. Состояние еще не достигнуто, его не существует, но оно каким-то загадочным образом протягивает щупальца из будущего в настоящее. В телеологическом смысле взгляд на аттрактор может определяться по аналогии с целью, как если бы это была имманентно избранная системой цель, к которой она стремится, развертывая свои функции и компоненты [3, с. 168].

Понятие «аттрактор самореализации» применительно к задачам нашего исследования указывает на наличии в системе вузовской подготовки притягательных и отвечающих внутренним побуждениям студентов занятий и форм жизнедеятельности, в которых они могут полноценно проявить и выразить себя как личность, получить знания и субъективно значимый опыт в различных областях жизнедеятельности.

Таким образом, обращение к понятию аттракторов самореализации студентов позволяет адресно сосредоточиться на выявлении привлекательных сфер и форм проявления их личностных усилий и потенциала с точки зрения разносторонней самореализации в процессе вузовской подготовки.

Логика и этапы построения исследования.

Рассматривая аттракторы самореализации студентов, мы стремились ответить на вопрос о том, что может предложить современный вуз в качестве реально деятельностной основы для проявления сущностных сил, способностей и личностного потенциала студентов в процессе обучения? Какие из существующих образовательных форм и методов социализации студентов представляют для них интерес и ценность с точки зрения самореализации?

С этой целью мы провели специальный опрос студентов, обучающихся в техническом и гуманитарном вузе.

В исследовании приняли участие 214 студентов средних и старших курсов, из них 106 студента из Белгородского

национального университета (психолого-педагогические специальности) и 108 студентов Белгородского государственного технологического университета им В.Г. Шухова (инженерно-технические специальности).

Гипотеза исследования основывалась на предположении о том, что наличие разнообразных притягательных сфер жизнедеятельности студентов в вузовской системе способствует более полной их самореализации и психологическому благополучию. В целом, предполагалась прямая зависимость между уровнем самореализации студентов в вузе и степенью их вовлеченности и личностной погруженности в сферу действия различных аттракторов.

Для проверки настоящей гипотезы было проведено исследование, которое состояло из трех этапов.

На первом этапе проводился предварительный пилотажно-проективный опрос на выявление привлекательных сфер саморазвития студентов, на базе которого был сформулирован перечень основных аттракторов самореализации.

На втором этапе был проведен диагностический опрос на оценку актуального влияния выделенных аттракторов на активность студентов в процессе вузовского обучения.

На третьем этапе проводился сравнительный анализ степени вовлеченности в орбиту действия аттракторов студентов с различным уровнем самореализации в обучении.

Методы исследования и обработки данных включали: опросные методики, контент-анализ, тезаурусный анализ, метод фокус-групп, параметрические статистические методы, сравнительный анализ данных. анализ достоверности различий ( критерий Стьюдента).

Потенциальные аттракторы самореализации студентов в вузовском обучении.

В ходе опроса студентов на первом этапе исследования выявлялись их мнения, экспектации и ориентации относительно предпочтительных и значимых сфер и областей активности,

занятий и форм деятельности, которые представляют для них интерес в плане самореализации.

Стимульный материал опроса состоял из перечня незаконченных предложений, которые предлагалось завершить самим студентам по своему усмотрению:

«Обучаясь в нашем вузе, я хотел бы заниматься ...».

«За годы обучения в нашем вузе больше всего я хотел бы проявить себя в сфере ...».

«Из всех возможных направлений работы нашего вуза больше всего меня привлекают такие сферы деятельности как ...».

В результате контент-анализа собранных ответов студентов были зафиксированы наиболее выразительные и часто встречающиеся темы, указывающие на субъективно сферы самопроявления. Совокупность таких тем была подвергнута тезаурусному анализу, в результате которого они были объединены в родственные семантические кластеры более емкого и самодостаточного содержания. В ходе уточняющих обсуждений и дискуссий в рамках работы фокус-групп мы сформулировали перечень из 9 устойчивых, тематически отличных объединений ответов, указывающих на ту или иную привлекательную сферу деятельности и занятий, которые мы идентифицировали как аттракторы самореализации: учебно-познавательный, научно-исследовательский, спортивно-оздоровительный, волонтерский, художественно-творческий, инновационно- предпринимательский, информационно-медийный, общественно-гражданский, аттрактор межкультурных коммуникаций.

Ниже мы приводим краткие характеристики каждого из выделенных аттракторов.

1. Аттрактор учебно-познавательной деятельности выступает как традиционно доминирующий фактор привлекательности вузовской подготовки в плане саморазвития и самореализации студентов. Ориентация на глубокие знания, на обретение профессиональных компетенций и опыта выделяет учебную деятельность как ведущий аттрактор для студентов.

Вместе с тем, его притягательность заметно ослабла в последнее время. Как отмечают сами студенты, снижается интеллектуальная планка вузовского обучения, его глубина, познавательная направленность, информативность, личностное взаимодействие, фундаментальная и профессиональная направленность. Привлекательность учебной деятельности и аудиторной работы в вузе существенно уступает возможностям Интернета и новейших информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Последние отличаются завораживающим интерфейсом, доступностью, наглядностью, занимательностью, высокой информативностью, интерактивностью, емкостью визуализации, технологичностью, сетевой массовостью, сензитивностью к запросам пользователя и пр. Эти и другие преимущества ИКТ снижают аттрактивность традиционного обучения и аудиторной работы для студентов. Данная проблема разрешается за счет органичного соединения и вплетения новейших ИКТ в ткань обучения без потери смысла учебной работы (развитие познавательных ресурсов личности, а не приглушения их), а также укрепления межличностного начала и сотрудничества в обучении. Как отмечали студенты, те курсы обучения, в которых преподавание строится на широком использовании современных ИКТ, вызывают повешенный интерес и увлеченность в течение всего семестра.

2. Аттрактор научно-исследовательской деятельности

выделяется своим значением для студентов с точки зрения их самореализации как будущих высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. Не секрет, что вкус к профессии, первичный опыт открытий прививаются именно в научной работе, в приобщении к научным знаниям и обобщенным способам познавательной-эвристической деятельности. При этом, чем сильнее научно-производственный потенциал вуза, тем больше возможностей для самореализации студентов. Для повышения привлекательности и эффективности научно -исследовательской сферы необходима большая персонализация

самой научной работы, которая должна обеспечиваться следующими условиями:

- наличие в вузе развитой научно -экспериментальной инфраструктуры, научных школ и направлений;

- выполнение всем преподавательским составом научно-исследовательской работы;

- персональное закрепление студентов за преподавателем-ученым как научным руководителем- консультантом (супервизором, тьютором, фасилитатором и пр.);

- формирование различных студенческих научных сообществ (научно-проблемных групп, лабораторий, кружков, секций и т.п.);

- проведение специальных занятий по овладению методологией и технологиями проведения научных исследований;

- выполнение студентами научно-практической, экспериментальной работы в качестве внештатных лаборантов, ассистентов лабораторий, конструкторских бюро, кафедр и т.д.;

- регулярное проведение внутривузовских студенческих научных конференций, круглых столов с приглашением ведущих ученых, практических специалистов с возможностью публикаций и лицензирования студенческих работ;

- всемерная поддержка (в том числе и материальная) студенческих научных инициатив и достижений, культивирование образа успешного студента как успешного ученого.

Персоноцентрическое построение научно-

исследовательской сферы в вузе как пространства для самореализации студентов может служить питательной основой и необходимым подспорьем для их работы в качестве мотивированных и подготовленных специалистов [10].

3. Аттрактор спортивно-оздоровительной

деятельности имеет прямое отношение к обеспечению здорового развития и самореализации студентов как полноценно функционирующих субъектов. Развитие внутривузовской сети спортивных и туристических секций, кружков, клубов, наличие в вузе развитой спортивной инфраструктуры (стадион, бассейн,

корт, спортивный зал и т.д.), регулярное проведение спортивных состязаний, дней здоровья и др. способствует реализации юношеского духа состязательности, служит основой для профилактики заболеваний, прививает вкус к культуре здорового образа жизни. К сожалению, у значительной части студентов отсутствует интерес к занятиям по физической культуре и спорту, или они не желают заниматься вообще. В этой связи важно культивировать внутривузовскую атмосферу моды и престижности занятия спортом, делать доступными места и формы спортивно-оздоровительной работы для всех студентов, желающих приобщиться к спорту, преодолевать формальный подход и коммерчески-чемпионскую доминанту в погоне за показателями на соревнованиях.

4. Аттрактор волонтерской работы заметно актуализировался в студенческой среде в последнее время. Волонтерство представляет особую форму социального служения, осуществляемого по свободному волеизъявлению и направленного на бескорыстное оказание социальной помощи и общественно значимых услуг. Аттрактивность волонтерской деятельности заключается в социально позитивном эффекте проявления студентами своих личностных качеств в ситуации самостоятельного инициативного действия во благо другим. Этот эффект обеспечивает притягательность волонтерства, которое активизирует внутренние механизмы саморазвития студентов как гармоничных социально ответственных личностей без принуждения и без корыстной мотивации, а за счет актуализации нравственных основ их самосознания. Волонтерская работа оказывает позитивное влияние на социальную ситуацию развития, она содействует расширению самосознания и самореализации молодого человека. Открывая новые формы общественно полезного опыта и осмысленной деятельности, она расширяет горизонты жизненной перспективы студентов, вносит большую ясность в понимание картины мира, своего назначения и места в нем. Более того, волонтерская деятельность помогает преодолеть

известную парадоксальность в молодежном сознании, разобщенность и отчуждение в молодежном сообществе.

5. Аттрактор художественно-творческой и самодеятельной активности играет важную роль для самореализации студентов с точки зрения их полноценного самовыражения и самопроявления как талантливых и незаурядных личностей. Развитие сети театральных, художественных, музыкальных, хоровых, танцевальных студий, кружков, клубов и мастерских, различных самодеятельных творческих объединений, КВН и пр. активизирует внутренние творческие силы и способности студентов, способствует разностороннему проявлению их личности, формирует у них культуру самовыражения и самопрезентации, способствует гармоничному развитию и раскрепощению их духовного потенциала. Для привлечения студентов в эту важную сферу саморазвития необходимо избегать формализма и показательности, низкопробных тем и шаблонов массовой культуры, культуры развлекательности и пустого самоутверждения, мистических и постмодернистских экзерсисов и т.п. Важно руководствоваться нравственными ориентирами и общечеловеческими ценностями.

6. Аттрактор инновационно-предпринимательской деятельности выступает сегодня как один из перспективных компонентов организации внутривузовской жизни студентов для их самореализации в качестве дееспособных и конкурентоспособных субъектов рыночной экономики в различных сферах бизнеса. В деятельности ведущих вузов г. Белгорода данный аттрактор получил развитие в форме малых инновационных предприятий (МИП). Исследуя данную форму самореализации студентов, мы констатировали. что « ... на социально-психологическом уровне МИП представляет собой сообщество творчески реализующихся работников, каждый из которых вносит свой вклад в разработку новой идеи и продукта, развивает себя как профессионал и квалифицированный специалист, реализуя свои сущностные силы. Для студентов как будущих специалистов возможность самореализации в

инновационной деятельности МИП играет важнейшую роль с точки зрения становления их профессионально важных качеств и повышения их конкурентоспособности на современном рынке труда. И в этом плане вузовские МИП существенно дополняют процесс профессиональной подготовки, восполняя существующий пробел между научными знаниями студентов и их практическим опытом. Выпускники вузов становятся не просто носителями знаний, но и носителями инновационных технологий, становятся авторами или соавторами различных ноу-хау, что значительно расширяет спектр их профессиональных и карьерных возможностей» [10, с.76].

7. Аттрактор информационно-медийной деятельности полагает работу студентов в различных органах вузовской печати, в вузовском пресс-центре, включение их в сотрудничество со СМИ, а также их работу по обеспечению электронной информационно-образовательной среды вуза (информационно-образовательных порталов, он-лайн курсов обучения и пр.), информационно-сетевых сообществ, он-лайн дискуссионных площадок и т.п. Данный аттрактор как самостоятельная сфера самореализации студентов сформировался по мере перехода цивилизации, включая образовательные институты, к информационному обществу и цифровым технологиям коммуникации. Привлекательность данной сферы для студентов обусловлена расширенным спектром возможностей для социального признания и познания в информационном пространстве, удаленно-распределенным режимом работы, возможностями непрерывного общения и обмена информацией, авторского проектирования новых форм коммуникаций и интеракций, быстрого тиражирования и раскрытия личного опыта и знаний.

8. Аттрактор общественно-гражданской деятельности

предусматривает включение студентов в работу различных студенческих и гражданских общественных организаций, студенческих советов, профкомов, военно-патриотических, поисковых, просветительских, гражданско-правовых,

экологических и др. объединений и организаций. Действие данного аттрактора имеет большое значение для формирования полноценной социальной идентичности студентов, развития гражданской позиции и ответственности, роста самосознания в качестве дееспособного и компетентного социального субъекта. К сожалению, нередко отдельные направления данного аттрактора вузовской жизни выхолащиваются за счет излишней бюрократизации и контроля со стороны административных структур вуза, что значительно снижает общий уровень аттрактивности данной сферы, переводя ее в разряд бессодержательной номинальной работы «для галочки». В этой связи, решающее значение имеет фактор самостоятельности и самодеятельности студенческих общественных организаций, внесение актуального и злободневного содержания в повестку дня работы этих организаций, поддержка их неформальных структурных связей и искренних межличностных отношений.

9. Аттрактор межкультурных коммуникаций выделяется как самостоятельное направление в связи с выходом вузов в международное образовательно-культурное пространство обучения и профессиональной подготовки. Сегодня почти на всех факультетах и курсах подготовки в вузах обучаются студенты-иностранцы, которые образуют свою социальную среду и субкультуру. Для их успешной социальной адаптации и интеграции в отечественную культуру и систему высшей школы важна помощь и участие российских студентов как равноправных, сензитивных партнеров и потенциальных друзей. Многие студенты активно и охотно включаются в эту интересную работу, рассматривая ее как естественную помощь своим товарищам по учебе на курсе, как возможность расширения языковой практики и лингвокультурной компетентности и пр. Работа в центрах межкультурной коммуникации, в студенческих

интернациональных объединениях и организациях значительно расширяют культурную картину мира студентов, оттачивают их национальную и культурную идентичность, приобщают к ценностям и традициям иноязычной культуры, повышая

культурные ресурсы их самореализации в перспективе международного сотрудничества.

Каждый из описанных выше аттракторов самореализации студентов как самостоятельная область активности выделяется весьма условно, поскольку на практике аттрактивные сферы тесно переплетаются и взаимосвязаны между собой. Например, трудно представить себе волонтерский аттрактор вне связи с общественно-гражданским или информационно-медийным, равно как научно-исследовательский аттрактор тесно сопрягается с инновационно-предпринимательским. Кроме того, представленная совокупность аттракторов не является универсальной и характеризует особенности построения внутривузовской жизни двух ведущих университетов г. Белгорода (НИУ БелГУ и БГТУ). Разумеется в каждом отдельном случае конкретный вуз имеет свои привлекательные формы и сферы обеспечения жизнедеятельности студентов, выстраивает свою уникальную социокультурную среду развития и самореализации личности.

Значимость аттракторов самореализации для студентов различных вузов.

Выделенные аттракторы самореализации на первом этапе нашего исследования указывали на наличие потенциальных сфер вовлечения студентов, которые может предложить вуз. Между тем, реальное действие данных аттракторов на развитие студентов и собственно степень их притягательности для каждого студента оставалась под вопросом.

Очевидно, что наличие определенных сфер и направлений деятельности вуза является необходимым, но недостаточным обстоятельством для самореализации студентов. Важно, чтобы эти сферы перешли в категорию реальных аттракторов для студентов, из потенциальных форм активности перешли в актуальные, личностно-значимые, чтобы они вызывали неподдельный интерес, имели ценность, на деле привлекали и притягивали студентов.

С целью определения актуального влияния выделенных аттракторов на процесс самореализации студентов

непосредственно в стенах выбранного вуза мы организовали второй этап исследования.

Мы провели диагностический опрос студентов на оценку степени влияния на них выделенных аттракторов и их вовлечения в орбиту действия данных аттракторов.

В ходе опроса студентам предлагалось оценить по 10-балльной шкале степень реальной привлекательности каждого из девяти отмеченных аттракторов в логике завершения следующих трех предложений-коннотаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.

оценить от 1 до 10 баллов

В процессе обучения в нашем вузе меня больше всего привлекает \ ...учебные занятия в группе ^

...научно-исследовательская работа ...сп ортивно-оздоровительная деятельность

...участие в волонтерской работе ...участие в творческих секциях и самодеятельности

...работа в инновационных предприятиях вуза

...информационно-медийная сфера деятельности

...общественная работа и участие в самоуправлении вуза 9. ...международная деятельность вуза 2. Я рад (рада), что в моем вузе я могу проявить себя в таких сферах как

1. ...инновационная деятельность и предпринимательская работа

2. ...художественно-творческая деятельность и самодеятельность .на учно-исследовательская работа ...волонтерская деятельность ...ин формационно-медийная деятельность, работа в пресс-центре

1. 2.

3.

4.

5.

6.

8.

3.

4.

5.

\

□ □ □ □

ключ

1. 2.

3.

4.

5.

6.

□ □

2. 4. 7.

6.

7.

8. 9.

1.

...учебно-познавательные (семинарские, практические и пр.) занятия ...международная деятельность вуза ...спортивно-оздоровительная деятельность ...общественная работа и участие в самоуправлении вуза

3. Обучаясь в нашем вузе, мне бы хотелось больше выразить и проявить себя в

□ 9.

□ 3.

□ 8.

1 ...научно-исследовательской работе □ 2

2 ...общественнойработе, в студенческих □ 9

организациях

3 ...спортивно-оздоровительной сфере □ 3

4 ...международной деятельности вуза □ 9

5 .учебно-познавательной деятельности, в ходе □ 1

освоения дисциплин

6 ...информационно-медийной сфере, в работе СМИ □ 7

и коммуникациях

7 .волонтерской деятельности □ 4

Результаты обработки данных по этому опросу позволили установить уровень притягательности аттракторов и степень вовлеченности студентов в область их действия. Посчет результатов проводился высчитыванием среднего веса каждого аттрактора по всему массиву собранных данных у студентов. Сводные результаты рейтинга аттракторов для студентов гуманитарного и технического вузов показаны в таблицах 1 и 2 соответственно.

Таблица 1.

Рейтинг субъективной значимости аттракторов вузовской самореализации у студентов гуманитарных специальностей

1. худ ожественно-творческая и самодеятельная активность

2. уче бно-познавательная деятельность

Уровень значимости в % (N=106) 67

3. волонтерская деятельность 61

4. научно-исследовательская деятельность 59

5. информационно-медийная деятельность 47

6. общественно-гражданская деятельность 43

7. межкультурные коммуникации 35

8. спортивно-оздоровительная деятельность 28

9. инновационно-предпринимательская 26 деятельность

Для удобства считывания информации обобщенные данные представлены в процентном выражении (из расчета максимального значения в 100% для каждого аттрактора).

Таблица 2.

Рейтинг субъективной значимости аттракторов вузовской самореализации у студентов технических специальностей

№ аттракторы вузовской самореализации Уровень значимости в % (N=108)

1. научно-исследовательская деятельность 69

2. учебно-познавательная деятельность 67

3. инновационно-предпринимательская 64

деятельность

4. информационно-медийная деятельность 55

5. спортивно-оздоровительная деятельность 51

6. межкультурные коммуникации 46

7. волонтерская деятельность 36

8. художественно-творческая и 34

самодеятельная активность

9. общественно-гражданская деятельность 31

Как показывают обобщенные данные рейтинга аттракторов, общее распределение оценок в максимуме не превышает 70 %, а

минимальные не опускается ниже 25 % значимости, что в целом соответствует параметрам нормального распределения данных для стандартной выборки.

В содержательном плане примечательно, что для студентов гуманитарного направления (НИУ БелГУ) наиболее значимыми представляются аттракторы художественно-творческой, учебно-познавательной, волонтерской и научно-исследовательской деятельности. Причем художественно-творческая и самодеятельная активность привлекает их сильнее всего, опережая учебную и научную сферы. Кроме того, выделяется аттрактор волонтерской работы, который выходит на третье место, превышая по значимости научную работу. Среди аттракторов с наименьшей привлекательностью отмечаются спортивно-оздоровительная и инновационно-предпринимательская сферы.

У студентов технологического университета (БГТУ им. В.Г. Шухова) на первое место выходят аттракторы традиционно академического плана (научный и учебный), кроме того высоки показатели аттрактора инновационно-предпринимательской деятельности. Примечательно также достаточно выраженный уровень аттракторов информационной и спортивно-оздоровительной деятельности, последняя служит хорошей предпосылкой для формирования основ физического и психологического здоровья. Замыкают рейтинг аттракторы художественно-творческой и общественной сферы, что свидетельствует о невысокой социальной активности и художественной направленности студентов-технарей

В целом, данные результаты подчеркивают специфику и различия в построении внутривузовского климата, присущие работе различных университетов. Так в технологическом университете большое развитие получили малые инновационные предприятия, в которые активно привлекаются студенты, что отражается в результатах их субъективного рейтинга аттракторов самореализации. В то же время, в гуманитарном университете хорошо развита сеть художественно-творческих мастерских, студий, самодеятельных объединений по интересам и пр., что

обусловило высокий рейтинг аттрактивности данной сферы по оценкам студентов. Между тем, не может не настораживать невысокий общий фон показателей сфер самореализации, и прежде всего аттракторов учебно-познавательной и научной деятельности, которые должны выступать ведущими мотиваторами вузовской подготовки для большинства студентов независимо от специализации.

Выраженность аттракторов у студентов с различным уровнем самореализации в обучении.

Для проверки основного положения гипотезы мы провели сравнительное исследование выраженности представленных выше аттракторов у студентов с различным уровнем самореализации в вузовском обучении. Решению этой задачи был посвящен третий э тап нашей исследовательской работы.

Эмпирическая работа заключалась в обращении к данным об уровне самореализации в обучении студентов, принявших участие в настоящей исследовательской работе. Эти данные были собраны нами в ходе предшествующего цикла исследований в рамках работ по данному проекту РФФИ № 18-013-01151 за 2019 год [14; 18]. Нами была разработана и апробирована на данной выборке студентов специальная методика, измеряющая степень выраженности следующих трёх составляющих самореализации: 1) личностная включенность в процесс обучения, 2) реализация способностей в обучении, 3) социальная интегрированность в образовательное пространство вуза [14].

По результатам проведения этой методики из всего массива студентов (214 человек) обоих вузов были отобраны две полярные группы студентов с высокими и низкими показателями самореализации в обучении соответственно. Количественно данные полученных групп распределились в следующем соотношении:

- студенты с повышенной самореализацией в вузе - 52 человека;

- студенты с пониженной самореализацией в вузе - 47 человек.

Для каждой из выделенных групп отдельно мы обработали и посчитали в процентном выражении средние показатели выраженности представленных аттракторов. Затем провели сравнительный анализ этих показателей в разных группах студентов путем их сопоставления по каждому аттрактору. На рисунке 1 в виде гистограмм отражены обобщенные сводные данные показателей обеих групп студентов - с выраженной и невыраженной самореализацией в обучении.

Как показано на рисунке, общая конфигурация показателей выраженности аттракторов значительно разнится по всем пунктам у групп студентов с различной степенью самореализации в обучении (см. рис.1). У студентов с повышенной самореализацией отмечается более высокий фон вовлеченности в сферу действия представленных аттракторов, показатели значимости в данной группе не опускаются ниже 53 %. Особую притягательность и значимость для них имеют такие сферы как учебно-познавательная, научно-исследовательская, общественная, художественно-творческая и самодеятельная, что традиционно присуще студентам с активной жизненной позицией и мотивацией к саморазвитию в сфере обучения (см. рис.1) 4

Студенты с пониженной самореализацией не проявляют интереса и желания включаться в потенциальные сферы саморазвития, предлагаемые вузом. Судя по обобщенным данным значимости данных сфер, последние для них в качестве аттракторов не выступают, поскольку степень их привлекательности не превышает в среднем 42 % по шкале значимости (см. рис.1). Особо низкие оценки были установлены по таким сферам как: общественная, спортивно-оздоровительная, художественно-творческая. Важно отметить существенно сниженные показатели значимости ведущих сфер - учебно-познавательной и научно-исследовательской, составляющих ядро вузовской подготовки квалифицированного специалиста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Рисунок 1 по техническим причинам размещен в конце основного текста (прим. редакции).

В целом, полученные в ходе проведенного исследования результаты дают основание для подтверждения выдвинутой гипотезы о наличии прямой зависимости между уровнем самореализации студентов в вузе и степенью их вовлеченности и личностной погруженности в сферу действия аттрактивных направлений образовательной и внеучебной деятельности вуза. Чем более высокая включенность в различные формы и сферы деятельности вуза отмечается у студентов, тем более высока вероятность их успешной самореализации и психологического благополучия в процессе вузовской подготовки.

Таким образом, если основные сферы жизнедеятельности вуза психологически выступают для студентов как актуально действующие аттракторы их саморазвития, то с весомой долей вероятности уместно судить о благополучном личностном росте и самореализации студентов. В этой связи, по наличию (или отсутствию) аттракторов можно в известном смысле предсказывать успешность процесса самореализации, и в этой связи категории аттракторов выступают в качестве праксических предикторов психологического благополучия и полноценного развития студентов в образовательном пространстве вуза.

Заключение

В настоящем исследовании представлена концептуализация феномена и процесса самореализации студентов как ценности системы вузовской подготовки и критерия ее успешности. Рассматривается связь самореализации личности и психологического здоровья в единстве психосоматического, функционально-психологического и ментального уровней организации последнего.

В экспериментальной части исследования изучается и верифицируется понятие аттракторов самореализации студентов в системе вузовской подготовке. Данная категория вводится для идентификации привлекательных сфер и форм проявления личностных усилий и потенциала студентов, выступающих в качестве важных факторов поддержания их психологического благополучия и здоровья. Значимость данного результата

заключается в определении спектра важных направлений деятельности современного вуза по обеспечению полноценной самореализации студентов. В ходе эмпирического исследования были установлены такие направления и сферы, которые обладают свойствами аттрактора: учебно-познавательная, научно-исследовательская, спортивно-оздоровительная, волонтерская, художественно-творческая, инновационно-предпринимательская, информационно-медийная, общественно-гражданская, сфера межкультурных коммуникаций.

В результате проведения диагностического опроса студентов гуманитарного и технического вузов установлена степень субъективной значимости выделенных аттракторов, а также подтверждена прямая зависимость между уровнем самореализации и психологического благополучия студентов в вузе и степенью их вовлеченности в сферу действия аттрактивных направлений образовательной и внеучебной деятельности вуза. Показана перспективность обращения и оперирования категорией аттракторов в качестве праксических предикторов успешной самореализации и психологического благополучия студентов в процессе вузовской подготовки.

Список литературы

1. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2010. №. 3. С. 17-21.

2. Ильинский И.М. Образовательная революция. М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии, 2002. 592 с.

3. Князева Е.Н., Туробов А.Л. Единая наука о единой природе // Новый мир. 2000. № 3. С. 161-179.

4. Лебедев С.А., Рубочкин В.А. История и философия науки. М.: МГУ, 2010. 200 с.

5. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая

перспектива в постсоветской психологии / Под ред. ДА. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 110-123.

6. Психологическое здоровье личности и духовно -нравственные проблемы современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.В. Галкина. М.: ИПРАН, 2014.

7. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284

с.

8. Шувалов А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 18-33.

9. Шутенко А.И. Социокультурные измерения образовательного процесса в высшей школе // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2013. № 7. С. 36- 40.

10. Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Обеспечение самореализации студентов в работе малого инновационного предприятия в вузе // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2016. № 9. С. 73-79.

11. Шутенко Е.Н. Проблема самореализации в вузовском обучении // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2012. № 1. С. 41 -45.

12. Шутенко Е.Н. Психологическое здоровье молодежи в условиях социокультурных трансформаций современного общества // Психолог. 2018. № 3. С. 32-40.

13. Шутенко Е.Н., Шутенко А.И., Ковтун Ю.Ю. Признаки и паттерны самореализации студентов как показатели их психологического благополучия в процессе обучения в вузе // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2018. № 3. С. 192-212.

14. Шутенко Е.Н. Методика исследования субъективно значимых факторов самореализации студентов в процессе вузовской подготовки // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2019. Вып. 65. Ч. 3. С. 325-329.

15. Gewirth A. Self-Fulfillment. Princeton: Princeton University Press. 2009.

16. Ogden J. Health Psychology: A textbook. 3rd edition. New York. 2004.

17. Ryff C.D., Singer B. The contours of positive human health. Psychological inquiry. 1998. Vol. 9 (1). Pp. 1-28.

18. Shutenko E.N, Shutenko A.I, Kanishcheva M.A, Kovtun J.J, Lokteva A.V., Derevyanko J.P. Subjective factors and psychological characteristics of students' self-realization as a reflection of their psychological well-being in the process of university learning. Revista Espacios. 2019. Vol. 40 (29). P. 24. http://www.revistaespacios.com/a19v40n29/19402924.html

References

1. Dubrovina I.V. Psihicheskoe i psihologicheskoe zdorov'e v kontekste psihologicheskoj kul'tury lichnosti // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. 2010. № 3. Pp. 17-21.

2. Il'inskij I.M. Obrazovatel'naja revoljucija. M.: Izd-vo Mosk. gumanit.-social'n. akademii, 2002. 592 p.

3. Knjazeva E.N., Turobov A.L. Edinaja nauka o edinoj prirode // Novyj mir. 2000. № 3. Pp. 161-179.

4. Lebedev S.A., Rubochkin V.A. Istorija i filosofija nauki. M.: MGU, 2010. 200 p.

5. Leont'ev D.A. Samorealizacija i sushhnostnye sily cheloveka // Psihologija s chelovecheskim licom: gumanisticheskaja perspektiva v postsovetskoj psihologii / Pod red. D.A. Leont'eva, V.G. Shhur. M.: Smysl, 1997. Pp. 110-123.

6. Psihologicheskoe zdorov'e lichnosti i duhovno-nravstvennye problemy sovremennogo rossijskogo obshhestva / Otv. red. A.L. Zhuravlev, M.I. Volovikova, T V. Galkina. M.: IPRAN, 2014.

7. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti. M.: MGU, 1983. 284 p.

8. Shuvalov A.V. Gumanitarno-antropologicheskie osnovy teorii psihologicheskogo zdorov'ja // Voprosy psihologii. 2004. № 6. Pp. 1833.

9. Shutenko A.I. Sociokul'turnye izmerenija obrazovatel'nogo processa v vysshej shkole // Alma Mater (Vestnik vysshej shkoly). 2013. № 7. Pp. 36-40.

10. Shutenko A.I., Shutenko E.N. Obespechenie samorealizacii studentov v rabote malogo innovacionnogo predprijatija v vuze // Alma Mater (Vestnik vysshej shkoly). 2016. № 9. Pp. 73-79.

11. Shutenko E.N. Problema samorealizacii v vuzovskom obuchenii // Alma Mater (Vestnik vysshej shkoly). 2012. № 1. Pp. 4145.

12. Shutenko E.N. Psihologicheskoe zdorov'e molodezhi v uslovijah sociokul'turnyh transformacij sovremennogo obshhestva // Psiholog. 2018. № 3. Pp. 32-40.

13. Shutenko E.N., Shutenko A.I., Kovtun Ju.Ju. Priznaki i patterny samorealizacii studentov kak pokazateli ih psihologicheskogo blagopoluchija v processe obuchenija v vuze // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2018. № 3. Pp. 192-212.

14. Shutenko E.N. Metodika issledovanija sub"ektivno znachimyh faktorov samorealizacii studentov v processe vuzovskoj podgotovki // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. Sbornik nauchnyh trudov: Jalta: RIO GPA, 2019. Vyp. 65. Ch. 3. Pp. 325-329.

15. Gewirth A. Self-Fulfillment. Princeton: Princeton University Press. 2009.

16. Ogden J. Health Psychology: A textbook. 3rd edition. New York. 2004.

17. Ryff C.D., Singer B. The contours of positive human health. Psychological inquiry. 1998. Vol. 9 (1). Pp. 1-28.

18. Shutenko E.N, Shutenko A.I, Kanishcheva M.A, Kovtun J.J, Lokteva A.V., Derevyanko J.P. (2019). Subjective factors and psychological characteristics of students' self-realization as a reflection of their psychological well-being in the process of university learning. Revista Espacios. 2019. Vol. 40 (29). P. 24. http://www.revistaespacios.com/a19v40n29/19402924.html

74

71

1

2

3

4

5

6

7

8

9

аттракторы*

% студенты с пониженной самореализацией ■ студенты с повышенной самореализацией

* Примечание. Аттрактивные сферы:

1 - учебно-познавательная; 2 - научно-исследовательская; 3 - спортивно-оздоровительная; 4 - волонтерская; 5 - художественно-творческая; 6 - инновационно-предпринимательская; 7 - информационно-медийная; 8 - общественно-гражданская; 9 - межкультурные коммуникации.

Рис. 1. Сводные данные значимости аттрактивных сфер вузовской жизни для студентов с различным уровнем самореализации в обучении

Сведения об авторах:

Елена Николаевна Шутенко - доцент кафедры общей и клинической психологии, кандидат психологических наук, Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет» (Белгород, Россия). E-mail: shutenko@b su.edu.ru

Андрей Иванович Шутенко - старший научный сотрудник, институт экономики и менеджмента, кандидат педагогических наук, Белгородский государственный технологический

университет им. В.Г. Шухова (Белгород, Россия), член-корр. МАНПО (Москва, Россия). E-mail: avalonbel@mail.ru

Карина Вячеславовна Сидорчук - магистрант, факультет психологии, Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет» (Белгород, Россия). E-mail: sidorchuck.karina@yandex.ru

— • —

Andrey Ivanovich Shutenko - the Senior Research Assistant, Institute of Economics and Management, Cand. Sci. (Pedag.), Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov (Belgorod, Russia); e-mail: shutenko@bsu.edu.ru

Elena Nikolaevna Shutenko - Ph.D., Associate Professor of Department of the General and Clinical Psychology, National Research University «Belgorod State University», (Belgorod, Russia); e-mail: avalonbel@mail.ru

Karina Vyacheslavovna Sidorchuk - undergraduate, Department of Psychology, National Research University «Belgorod State University», (Belgorod, Russia); e-mail:

sidorchuck.karina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.