Научная статья на тему 'Аттестация по стандарту "педагог"'

Аттестация по стандарту "педагог" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЦЕДУРА АТТЕСТАЦИИ / СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ / ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ / ПРОГРАММА АТТЕСТАЦИИ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дробот Александр Анатольевич

Вхождение в профессию на основе стандарта педагога. Аттестация на соответствие занимаемой должности и присвоение новой квалификационной категории. Организационные и нормативно-правовые аспекты процедуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аттестация по стандарту "педагог"»

АТТЕСТАЦИЯ ПО СТАНДАРТУ «ПЕДАГОГ»

Александр Анатольевич Дробот,

доцент кафедры психолого-педагогических технологий и менеджмента в образовании Ставропольского института повышения квалификации работников образования, кандидат педагогических наук

Аттестация педагогических работников регулируется общим и специальным нормативными правовыми актами. Общим правовым актом по аттестации работников служит Трудовой кодекс Российской Федерации, а специальным — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». На их основании приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 г. № 276 (зарегистрирован в Минюсте России 23 мая 2014 года) утверждён Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, согласно которому аттестация проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности или установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям. На основании этого приказа региональные органы управления образованием утверждают порядок организации и проведения аттестации педагогических работников.

• процедура аттестации • соответствие требованиям • порядок аттестации • программа аттестации • квалификационный экзамен

• общественная экспертиза

Процедура аттестации педагогических работников

Модернизация процедуры аттестации в соответствии с требованиями профессиональных стандартов должна содействовать:

• стимулированию целенаправленного карьерного роста, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного, профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

• повышению эффективности и качества педагогической деятельности в системе критериев, определяемых требованиями профессионального стандарта педагога;

• выявлению потенциальных возможностей педагогических работников и определению перспектив их использования;

• учёту требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных организаций;

• определению необходимости персонифицированного повышения квалификации педагогических работников;

• обеспечению дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учётом установленного дифференцированного уровня квалификации

и объёма их преподавательской (педагогической) работы.

Проведение аттестации педагогов работодателем в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе профессионального стандарта предусматривает оценку качества выполнения профессиональной деятельности по реализации трудовых функций и обязанностей, соответствующих должности и зафиксированных в должностной инструкции, трудовом договоре в форме эффективного контракта. Пе речень трудовых функций и обязанностей определяет руководитель образовательной организации в соответствии с профессиональными задачами организации из числа трудовых функций и трудовых действий соответствующего профессионального стандарта. Должностные инструкции должны быть составлены с учётом статьи 48 ФЗ »Об образовании в Российской Феде рации» № 273 от 29.12.2012, с учётом перечня профессиональных задач, решаемых образовательной организацией, с учётом реальных профессиональных задач и на основе требований профессионального стандарта педагога к выполняемой профессиональной деятельности в организации (включая трудовые функции и трудовые действия, поручаемые работнику, а также требования к квалификации и качеству результатов педагогической деятельности). Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками должностных обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями. Основные шаги и действия при этом можно разбить на три блока:

I. Предварительный (подготовительный) этап.

II. Основной этап (проведение аттестации).

III. Заключительный этап.

Каждый из блоков включает ряд шагов и действий. На подготовительном этапе

аттестации педагог должен осмыслить личные приоритеты и ценностно-мотива-ционные установки, зафиксировать и спрогнозировать общие направления своего профессионального развития.

Профессиональный стандарт педагога предусматривает введение регионального компонента или может быть дополнен внутренним стандартом образовательной организации (школьный компонент) в соответствии со спецификой реализуемых в данной организации образовательных программ (школа для одарённых, математический лицей, инклюзивная школа и т.п.), что в свою очередь определяет особенности содержания должностных инструкций, трудовых договоров, а также систем оплаты труда педагогов.

Соответственно аттестационными комиссиями должна быть учтена специфика реализуемых в организации образовательных программ, то есть условий, в которых трудятся аттестуемые педагоги. Особое внимание в настоящее время уделяется вопросу организации обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и профессиональным компетенциям педагогов в работе с диверсифицированным контингентом.

Оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Проводя комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности. Например, в оценке работы педагога с сохранными, способными детьми в качестве критериев в числе прочих могут рассматриваться высокие учебные

достижения и победы в олимпиадах разного уровня. В качестве критериев успешной работы педагога с учащимися, имеющими особенности и ограниченные возможности, могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребёнка («был — стал»).

Важной частью подготовительного этапа ведомственной аттестации служит самооценка педагогом профессиональной деятельности. Для этого разрабатывается форма карты самооценки (самообследования) результатов профессиональной деятельности педагога и определяется порядок реализации процедуры. Содержание карты самооценки составляют трудовые функции для каждого рабочего места, критерии их оценки и стандарты (показатели) результативности труда, позволяющие работнику сделать вывод о степени соответствия занимаемой должности. В соответствии с разработанным порядком реализации процедуры самоаттестации, её результаты могут рассматриваться аттестационной комиссией и учитываться при принятии решения.

Аттестационная комиссия создаётся распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

Порядок аттестации

Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя, с которым он знакомит педагогических работников под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику. Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии);

б) наименование должности на дату проведения аттестации;

в) дата заключения по этой должности трудового договора;

г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;

д) информация о получении дополнительного профессионального образования

по профилю педагогической деятельности;

е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);

ж) сертификат об установлении дифференцированного уровня квалификации (квалификационной категории);

е) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, составленных с учётом профессионального стандарта и возложенных на него трудовым договором. Необходимо отметить, что оценка представляет собой анализ степени реализации работником трудовых функций, отражённых в его должностной инструкции на основе критериев их оценки и стандартов (показателей) результативности труда.

Работодатель знакомит педагогического работника с представлением под роспись не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу). При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

На основном этапе реализуется комплексная программа аттестации, расширяются социальные связи и социальная

мобильность педагога. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника. Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным, если на нём присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации. В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании организационной комиссии организации по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чём работодатель знакомит работника под роспись не менее, чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.

Порядок этого этапа аттестации определяется локальным нормативно-правовым актом образовательной организации исходя из того, что процедура аттестации позволит предельно объективно и полно оценить степень выполнения работником трудовых функций, отражённых в его должностной инструкции, на основе установленных критериев их оценки и стандартов (показателей) результативности труда. Аттестационная комиссия организации может ограничиться рассмотрением представления, дополнительных сведений, представленных самим педагогическим работником, характеризующих его профессиональную деятельность (в случае их представления). Может проводить письменную работу, устный экзамен, собеседование, опрос, дополнительно изучать профессиональную деятельность педагогического работника, посещая учебные занятия, изучая документацию, мнение участников образовательных отношений. Большую роль в оценке труда работников может играть процедура внешнего и внутреннего аудита (независимой оценки) результатов профессиональной деятельности и уровня профессиональной квалификации

с участием органов системы государственно-общественного управления.

На заключительном этапе аттестации проводятся коррекционно-диагностические процедуры, а субъект аттестации выносит решение о признании результатов качества педагогического труда. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений:

• соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);

• не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).

Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании. При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

В случае, когда не менее половины членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника должности, занятие которой предполагает более высокий уровень квалификации, чем по той, которую он занимал, педагогический работник признаётся соответствующим должности. Если в организации по этой должности имеется вакансия, аттестационная комиссия даёт рекомендации работодателю о возможности назначения педагогического работника на соответствующую вакантную должность.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования и заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секре-

тарём и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность у работодателя.

На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня её проведения секретарём аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трёх рабочих дней после её составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника. Результаты аттестации работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовые аспекты аттестации

Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:

а) педагогические работники, имеющие свидетельства (сертификаты) о присвоении дифференцированного уровня квалификации, соответствующего занимаемой должности;

б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;

в) беременные женщины;

г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет;

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырёх месяцев подряд в связи с заболеванием.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами «г» и «д», возможна не ранее чем через год после их выхода из указанных отпусков. Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунк-

том «е», возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

Аттестационные комиссии организации дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности. Аттестационные комиссии организации дают рекомендации работодателю о необходимости и направленности повышения квалификации, то есть задают основу определения персонифицированного маршрута (индивидуальной программы) повышения квалификации.

Перспективной формой оценки профессиональной деятельности педагога можно считать процедуру общественной аттестации с участием органов системы государственно-общественного управления образовательной организации.

Аттестация по определению уровня квалификации (квалификационной категории) педагогических работников может организовываться как по инициативе работодателя, так и по инициативе работника с целью объективной оценки уровня профессионализма в системе дифференцированных уровней квалификации (квалификационных категорий), определяемой отраслевой рамкой квалификаций, и такая оценка может быть получена в результате применения процедуры независимой сертификации персонала.

Оценка квалификации педагогических работников на установление квалификационных категорий (дифференцированных уровней квалификации) проводится в форме профессионального экзамена. Введение профессионального экзамена станет формой оценки и установления

квалификационных категорий (дифференцированных уровней квалификации) прежде всего для педагогических работников, не имеющих на момент введения в действие нового порядка аттестации квалификационных категорий. Установление квалификационных категорий (дифференцированного уровня квалификации) становится основанием для установления соответствия занимаемой должности при введении системы иерархии должностей. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам до момента вступления в силу нового порядка аттестации, действительны до окончания сроков их действия. Первая квалификационная категория соответствует второму и третьему дифференцированным уровням квалификации, высшая квалификационная категория соответствует четвёртому дифференцированному уровню квалификации. Процедуру оценки квалификации на соответствие тому или иному дифференцированному уровню квалификации могут проходить педагоги, имеющие квалификационную категорию (первую или высшую) по результатам аттестации.

Профессиональный экзамен — это форма оценки и установления новых квалификационных категорий (дифференцированных

уровней квалификации) педагогических работников и проводится квалификационными комиссиями, формируемыми независимыми центрами оценки квалификации с участием независимых экспертов. По результатам профессионального экзамена педагогическому работнику выдаётся свидетельство/сертификат об уровне профессиональной квалификации.

Порядок проведения профессионального экзамена педагогических работников, в том числе наделение полномочиями центров оценки квалификации, структура и содержание оценки квалификации, устанавливается Советом по профессиональным квалификациям по согласованию с Координационным органом оценки квалификации и включает требования, предъявляемые к соискателям оцен ки квалификации, порядок подачи и рассмотрения заявлений соискателей, требования на установление квалификационных категорий (дифференцированных уровней квалификации), порядок проведения экспертизы и оценки профессионального экзамена с участием независимых экспертов, требования к уровню подготовки и квалификации независимых экспертов, порядок подачи и рассмотрения апелляций соискателей оценки квалификации. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.