рассматривать региональное учебно-методическое объединение как механизм непрерывного профессионального педагогического образования в Республике Бурятия.
Таким образом, повышение профессиональной компетентности учителя зависит не только от образовательных условий, но и от того, насколько грамотно будет выстроена система внешних оценочных процедур качества его деятельности, насколько она будет способствовать мотивации к постоянному профессиональному росту.
Литература
1. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 576 с.
2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих — приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 октября 2009 г. № 858.
3. Фомицкая Г. Н. Развитие региональной системы внешней оценки качества общего образования: дис. ... д-ра пед. наук. — Улан-Удэ, 2012.— 377 с.
4. Кириллова С. В. Внешний аудит — это не ЕГЭ // Первое сентября. — 2008. — № 22.
Фомицкая Галина Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, ректор Бурятского республиканского института образовательной политики. E-mail: [email protected]
Fomitskaya Galina N., doctor of Pedagogics, rector of the Buryat Republican Institute of Educational Policy. E-mail: [email protected]
УДК 371.124
© Д. А. Шарина
Аттестация педагогических работников как фактор развития профессиональной компетентности педагога в условиях реализации требований профессионального стандарта
педагога
Статья посвящена вопросу апробации профессионального стандарта педагога, его влиянию на профессиональный рост педагога и на решение вопроса об обновлении процедур аттестации педагогических и руководящих работников. Соответствие учителя требованиям профессионального стандарта педагога интегрирует в себе всю совокупность педагогических умений. В данной работе нашли отражение вопросы стимулирования и мотивации педагогов, формирования условий для повышения квалификации и непрерывного образования педагогов; разработки, апробации и внедрения новой процедуры и инструментов оценки профессиональной деятельности педагогических работников для установления квалификационной категории, соотнесенной с требованиями профессионального стандарта.
Ключевые слова: процедура аттестации, педагогические кадры, профессиональная компетентность, квалификация, профессиональный стандарт, мотивация педагога.
D. A. Sharina
Teachers' certification as the factor of the teacher's professional competence development factor in the conditions of the teacher's professional standard requirements implementation
The article focuses on testing the the teacher's professional standard, its influence on the teachers' professional development and the issue of updating teachers and executives' certification procedures. The teacher's compliance to the professional standard requirements integrates the pedagogical skills. The article reflects the issues of teachers' stimulation and motivation, creating conditions for teachers' training and continuing education; development, testing and implementation of new procedures and tools for assessing the teachers' professional work to determine qualifying category, correlated with the requirements of the professional standard.
Keywords: certification process, teaching staff, professional competence, qualifications, professional standard, motivation teacher.
Повышение качества образования, повышение статуса учителя, обновление процедур аттестации педагогических и руководящих работников базируется на стандарте педагогической деятельности, в основе которого содержатся национальная и отраслевая системы профессиональных квалификаций РФ, непрерывность образования и самообразования, постоянное повышение профессиональной квалификации, перечень необходимых для профессиональной деятельности педагога компетенций.
Профессиональный стандарт педагога может предусматривать введение регионального и школьного компонентов, учитывающих региональные особенности образовательных организаций, определять особенности заключения трудовых договоров и разработки должностных инструкций, а также установления систем оплаты труда педагогов. Профессиональный стандарт педагога может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.
В 2014/15 учебном году процедура аттестации в Республике Бурятия осуществляется в условиях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Новый Порядок проведения аттестации педагогических работников определил новые требования к квалификационным категориям, в этой связи появилась необходимость в разработке новых критериев, показателей оценки профессиональной деятельности педагогических работников для установления квалификационной категории, четких требований к структуре и содержанию портфолио.
В соответствии с п. 36 и 37 Порядка аттестации введены новые показатели оценки профессиональной деятельности педагога: результаты освоения образовательных программ по итогам мониторингов, внесены дополнения и уточ-
нения в прежние показатели, увеличилось число показателей результативности педагога.
Вышел приказ МОиН РФ от 02.03.2015 г. №08-237 «О переносе срока применения профессионального стандарта педагога». Но, независимо от того, что сроки внедрения стандарта продлены до 1 января 2017 года, необходимо довести положения стандарта до каждого педагога и на предварительном этапе обеспечить: самостоятельное ознакомление педагогов с профессиональным стандартом, рассмотрение содержания профессионального стандарта и обсуждение путей их реализации педагогом в условиях конкретной деятельности; обсуждение путей реализации профессионального стандарта, информирование общественности о переходе педагогов на профессиональные стандарты, изменение нормативной правовой базы образовательной организации. А именно: устава, коллективного договора, должностных инструкций учителей и воспитателей.
Развитие потенциала современного учителя в рамках системы требований к профессиональной деятельности педагога является одним из основных ресурсов современной школы. Для качественной подготовки конкурентоспособного выпускника современной школе нужны компетентные учителя с новаторским мышлением. Требования к современному учителю повысились, профессиональному стандарту должен соответствовать такой учитель, который умеет думать и постоянно стремиться к развитию.
С введением ФГОС ОО расширилась возможность профессионального роста педагога, в профессиональном стандарте требуется не только педагог-учитель, но и педагог-воспитатель, таким образом, предъявление конкретных требований для педагогических работников станет стимулом для их развития. Компетентный учитель станет гарантией успешного ученика.
Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях реализации требований профессионального стандарта — основа кадровой политики организаций осуществляющих образовательную деятельность.
В этой связи в условиях апробации профессионального стандарта педагога развитие кадрового потенциала представляет собой реализацию мер по совершенствованию систем стимулирования и мотивации педагогов, формированию условий для повышения квалификации и непрерывного образования педагогов.
Одним из факторов развития профессиональной квалификаций педагога является аттестации педагогических работников. Новые требования предъявляемые к квалификационным категориям обрисовывают рамки для применения профессионального стандарта педагога. Основным требованием к квалификации педагога, оцениваемой в процессе аттестации, является содержание трудовых функций, умений и знаний профессионального стандарта. Аттестация педагогов должна стать инструментом для осуществления оценки результативности педагогической деятельности на соответствие требованиям профессионального стандарта педагога.
Профессиональную деятельность педагога необходимо оценивать в совокупности, в таком случае профессиональный стандарт педагога становится базой для оценивания квалификаций педагога.
Замысел профессионального стандарта тесно связан с организацией перехода на эффективный контракт. Профессиональный стандарт является средством отбора педагогических кадров, основой для составления «эффективного контракта» — трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Для решения перспективных задач на данном этапе важное значение имеют:
1. подготовка нормативно-правовой базы проведения аттестации педагогических работников;
2. задача разработки, апробации и внедрения новой процедуры и инструментов оценки, соотнесенной с требованиями профессионального стандарта.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря
2012 года № 273-Ф3.
2. Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность: приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276.
3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): приказ Минтруда России от 18 октября
2013 года № 544н.
4. «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (утв. Правительством РФ 28.05.2014 N 3241п-П8)
Шарина Диана Андреевна, специалист отдела аттестации и развития профессиональных квалификаций Бурятского республиканского института образовательной политики. E-mail: [email protected]
Sharina Diana A., specialist, Department of certification and professional qualifications, Buryat Republic Institute of Educational Policy. E-mail: [email protected]