УДК 37.08:37.014.544.3
Непрокина Ирина Васильевна
доктор педагогических наук,
профессор кафедры дошкольной педагогики
и психологии
Тольяттинского государственного университета
Пчелинцева Татьяна Сергеевна
аспирант кафедры дошкольной педагогики и психологии
Тольяттинского государственного университета
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Neprokina Irina Vasilyevna
D.Phil. in Education Science, Professor, Preschool Education and Psychology Department, Togliatti State University
Pchelintseva Tatiana Sergeyevna
PhD student,
Preschool Education and Psychology Department, Togliatti State University
PROFESSIONAL STANDARD AS A WAY TO IMPROVE THE QUALITY OF TEACHERS' PROFESSIONAL ACTIVITY
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы, связанные с внедрением профессионального стандарта педагога. Автор раскрывает возможности развития профессиональной деятельности педагогов в результате внедрения профстандарта. В работе анализируется опыт экспериментальных площадок, на которых проводилась апробация данного документа.
Ключевые слова:
профессиональный стандарт педагога, система повышения квалификации, дополнительное образование, непрерывное образование, качество профессиональной деятельности педагога, внутрифирменное обучение педагогов.
Summary:
The article examines the problems associated with the introduction of the teacher's professional standard. The authors discuss how it is possible to develop professional activity of teachers in the context of professional standard implementation. The paper analyses the experience of pilot sites, which have carried out the testing of this document.
Keywords:
teacher's professional standard, advanced training system, additional education, continuing education, quality of teacher's professional activity, in-house training of teachers.
Центральной идеей образовательной политики России в настоящее время является модернизация системы образования, которая представляет собой комплексное обновление всех компонентов системы и всех ее сфер. В российском образовании происходят серьезные изменения, связанные с «парадигмальным сдвигом» в образовании.
Традиционная парадигма российского образования, предусматривающая только передачу накопленных человечеством знаний, слабо учитывающая способности, возможности и потребности личности обучающегося, практически себя исчерпала. Несмотря на огромное количество инновационных педагогических идей и методик, в педагогической практике отсутствует технология, которая гарантировала бы достижение всеми обучающимися результатов, установленных требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Смена образовательной парадигмы предполагает модернизацию системы образования, а именно: пересмотр принципов функционирования данной системы, глобальные изменения в целях, содержании и организации образования, а также профессиональное развитие педагогических кадров, повышение их квалификации.
Педагог - ключевая фигура в системе образования, поэтому начинать реформы необходимо с совершенствования его деятельности в рамках дополнительного образования, включающего курсы повышения квалификации и переподготовку. Мы согласны с мнением авторов И.С. Егоровой и Е.А. Михалкиной, что в условиях перехода Российского государства на новую ступень экономического развития система повышения квалификации педагогов требует переосмысления, новых подходов к содержанию и формам обучения [1]. Новые требования, предъявляемые к квалификации педагога, подразумевают развитие профессиональных навыков через творческий подход в реализации педагогической деятельности, а также систему непрерывного образования. Несомненно, для эффективной работы педагогам необходима определенная свобода от формальностей, отчетов, бюрократических отношений, заполнения различных бумаг и документов, что отвлекает их от непосредственной работы с детьми.
Введение профессионального стандарта педагога, который был утвержден Министерством труда Российской Федерации 18 октября 2013 г., позволит работникам образования выйти на но-
вый уровень развития. Один из создателей профстандарта педагогической деятельности В.Д. Шад-риков дает ему следующее определение: «Под профессиональным стандартом будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в деятельности» [2]. Основные функции стандарта направлены на обеспечение свободы и ответственности педагога за результаты своего труда, мотивирование на постоянное повышение своей квалификации. Главной функцией профессионального стандарта является помощь педагогу в формировании умения достойно отвечать на вызовы нового времени. Необходимо также понимать, что введение нового профессионального стандарта педагога повлечет за собой и изменение процедуры подготовки и переподготовки педагогических кадров в системе дополнительного образования [3].
В профессиональном стандарте учитываются не только уровни квалификации педагогов, но и условия, в которых они осуществляют свою педагогическую деятельность [4]. В рамках стандарта вводятся региональная и школьная компоненты. Первая компонента определяет региональные особенности (работа учителя в сельской школе или в мегаполисе, этнический состав учащихся и т. д.), вторая - специфику реализуемых образовательных программ (школы с предметным уклоном, лицеи, инклюзивные школы и т. п.).
Кроме этого, профессиональный стандарт педагога меняет процедуру аттестации, результат которой влияет на дальнейшее благополучие педагога, как моральное, так и материальное. При правильном понимании профессионального стандарта педагоги смогут увидеть множество преимуществ в результате внедрения его положений. Опираясь на профстандарт, можно установить единые требования к содержанию и качеству педагогической деятельности, оценить уровень квалификации педагога при приеме на работу, при его аттестации.
Профессиональный стандарт предусматривает дифференциацию квалификационных уровней, что способствует мотивации к карьерному росту, так как соответствие той или иной категории находится в прямой зависимости от оплаты труда педагога. Оценка квалификации производится с помощью профессионального экзамена.
Профессиональный стандарт педагога содержит информацию об основных, наиболее актуальных аспектах педагогической деятельности: это вопросы трудоустройства, должностных обязанностей, аттестации, оценки квалификации и оплаты труда. Стандарт позволит педагогам соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам, предоставит условия для успешной реализации педагогических знаний, технологий, приемов и методов обучения. Помимо прочего, профессиональный стандарт предусматривает заключение между педагогом и работодателем эффективного контракта, на основании которого должностные инструкции и оплата труда будут непосредственно связаны с результатами педагогической деятельности. Таким образом, профессиональный стандарт является ориентиром нового направления профессионального и личностного развития, а также инструментом для построения содержания и методов обучения педагогов, что представляется важным условием их качественной профессиональной подготовки.
Работа по освоению профессионального стандарта профессиональной деятельности педагога уже осуществлялась на многих стажировочных площадках Российской Федерации. В КГБОУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» были созданы условия для эффективного внедрения стандарта, определены перечни профессиональных дефицитов, разработана концептуальная модель повышения квалификации педагогов, скорректирована программа повышения квалификации [5, с. 6].
Работникам автономного учреждения «Институт развития образования Ивановской области» удалось выстроить взаимодействие основных участников внедрения стандарта: департамента образования, Института развития образования, образовательных и профсоюзных организаций, ассоциации учителей-предметников, общественного совета и др. [6, с. 14]. Были созданы условия для внедрения профессионального стандарта педагога через повышение квалификации управленческих и педагогических работников, разработаны методические рекомендации и примерные документы на уровне образовательных организаций.
Работа по освоению профессионального стандарта педагога проводилась в Республике Бурятия, Забайкальском крае, Республике Мордовия, Иркутской, Липецкой областях и на других пилотных площадках страны [7]. По результатам апробации стандарта на пилотных площадках были разработаны рекомендации, которые стали основными направлениями работы Всероссийского съезда участников апробации и внедрения профессионального стандарта педагога, который проводился с 10 по 13 ноября 2015 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете [8].
Участники съезда дискутировали по вопросам дифференциации уровней профессионального стандарта педагога, порядка аттестации педагогов, основных требований к должностным обязанностям педагогических работников и использования перечня трудовых функций, прописанных в стандарте. В рамках работы съезда остро обсуждались вопросы отношения педагогического сообщества к внедрению профессионального стандарта. Неоднозначное его толкование
настораживает педагогов, так как, расширяя границы свободы педагогической деятельности, профессиональный стандарт в то же время предъявляет новые требования к квалификации педагогов, предлагает новую систему оценки их профессиональной деятельности. Сложилась ситуация, когда педагоги еще не успели освоить новые федеральные государственные образовательные стандарты, а уже появился новый документ, который содержит столько требований к квалификации педагогов, что соответствовать им всем не представляется возможным. В связи с этим авторы статьи согласны с одним из ведущих разработчиков профессионального стандарта Е.А. Ямбургом, который настойчиво рекомендует внедрять стандарт постепенно, поэтапно, деликатно и дифференцированно, учитывая возрастные характеристики, индивидуальные особенности и отношение педагогов к грядущим переменам [9].
Работа по подготовке к реализации профессионального стандарта педагога ведется и в некоторых школах городского округа Тольятти через реализацию в них внутрифирменного обучения педагогов. В рамках такого обучения мотивирование педагогов к развитию профессиональной деятельности осуществляется с помощью консультационно-методического сопровождения. Для этого необходима слаженность работы всего педагогического коллектива - от руководителя образовательного учреждения до самого педагога.
При реализации внутрифирменного обучения педагогов активно применяется системный, деятельностный и компетентностный подходы. Системный подход позволяет тратить меньше времени на обучение за счет структурирования информации. У педагогов формируется системное мышление, позволяющее им усваивать больше материала за единицу времени, что создает возможность для эффективной самостоятельной работы, самоанализа и саморазвития.
Повышение квалификации педагогов в большей степени направлено на практическую составляющую компетенций, а именно на формирование умений и навыков. В рамках деятельностного подхода проводятся мастер-классы, открытые уроки, семинары, на которых педагоги развивают свою практическую деятельность за счет психической активности. В ходе совместной работы педагоги обмениваются опытом, приемами обучения, педагогическими идеями и технологиями.
Понять, насколько педагог владеет педагогическими технологиями, оценить его квалификацию, возможно только наблюдая за его профессиональной деятельностью. Такое наблюдение осуществляется в самой образовательной организации (так называемый «внутренний аудит»), либо видеоматериалы с записями проведенных уроков направляются в экспертную комиссию. Авторы статьи уверены, что профессиональный стандарт педагога будет успешно реализован только в тех образовательных учреждениях, педагогические коллективы которых будут уверены, что это начало масштабного проекта перестройки образования.
Таким образом, профессиональный стандарт педагога меняет процедуру аттестации, систему профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров, мотивирует педагогов к развитию профессиональной деятельности, повышает статус педагога и педагогической профессии в целом, а значит, является эффективным инструментом повышения качества профессиональной деятельности педагогов.
Ссылки:
1. Егорова И.С., Михалкина Е.А. Профессиональный стандарт педагога - 2013 и система высшего профессионального образования // Педагогика: традиции и инновации : материалы III междунар. науч. конф. Челябинск, 2013.
2. Кузьминов Я.И., Матросов В.Л., Шадриков В.Д. Профессиональный стандарт педагогической деятельности // Вестник образования. 2007. Вып. 4.
3. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций № 3241 п-П8 от 28 мая 2014 г.
4. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf (дата обращения: 04.03.2016).
5. Дайджест основных результатов внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) в 2014-2015 годах на базе стажировочных площадок. М., 2015. 43 с.
6. Там же. С. 14.
7. Там же.
8. Всероссийский съезд «Профессиональный стандарт педагога: апробация и внедрение» [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/psynews/78525.shtml (дата обращения: 04.03.2016).
9. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт? М., 2014. 175 с.
References:
1. Egorova, IS & Mikhalkina, EA 2013, 'Professional teacher standards - 2013 and the system of higher education', Education: Tradition and Innovation: Proceedings of III Intern. scientific conf, Chelyabinsk.
2. Kuzminov, YI, Matrosov, VL & Shadrikov, VD 2007, 'Professional standard pedagogical activity', Herald of education, vol. 4.
3. A comprehensive program to improve the professional level of teachers of educational institutions number 3241p-P8 on May 28, 2014 2014.
4. A professional teacher standard 2015, retrieved 04 March 2016, <http://MMHo6pHayKM.p^/flOKyMeHTN/3071/^aMn/1734/12.02.15-npo^cTaHflapT_negarora_(npoeKT).pdf>.
5. Digest the main results of the implementation of the professional work of the teacher standards (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher) in 2014-2015 on the basis of internship sites 2015, Moscow, 43 p.
6. Digest the main results of the implementation of the professional work of the teacher standards (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher) in 2014-2015 on the basis of internship sites 2015, Moscow, 43 p.
7. Digest the main results of the implementation of the professional work of the teacher standards (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher) in 2014-2015 on the basis of internship sites 2015, Moscow, 43 p.
8. All-Russian Congress "Professional teacher standards: testing and implementation" 2016, retrieved 04 March 2016, <http://psyjournals.ru/psynews/78525.shtml>.
9. Yamburg, EA 2014, What will the new teacher professional standard?, Moscow, 175 p.