Научная статья на тему 'АТРИБУТЫ БУДДИЙСКОЙ МИСТЕРИИ «ЦАМ» В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

АТРИБУТЫ БУДДИЙСКОЙ МИСТЕРИИ «ЦАМ» В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буддизм в Туве / ламаизм / мистерия «цам» / ритуальные танцы / ритуальный халат / ритуальная маска / буддийские музыкальные инструменты / буддийский фонд / музейный фонд / Национальный музей Республики Тыва / Buddhism in Tuva / Lamaism / tsam mystery / ritual dances / ritual robe / ritual mask / Buddhist musical instruments / Buddhist fund / museum fund / National Museum of the Republic of Tyva

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Допай Анай-Хаак Михаиловна

Мистерия «цам» – это наиболее яркое и зрелищное явление в буддийской культовой обрядности. В буддийском фонде Национального музея Республики Тыва предметы, относящиеся к мистерии «цам» представлены: ритуальными халатами, масками, музыкальными инструментами. В статье впервые публикуется обзор этой коллекции и дается характеристика ее отдельных частей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTRIBUTES OF THE BUDDHIST MYSTERY "TSAM" IN THE FUNDS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TYVA

The mystery of "tsam" is the most striking and spectacular phenomenon in Buddhist cult rituals. In the Buddhist fund of the National Museum of the Republic of Tuva, items related to the mystery of "tsam" are presented: ritual robes, masks, musical instruments. The article for the first time publishes a review of this collection and gives a description of its individual parts.

Текст научной работы на тему «АТРИБУТЫ БУДДИЙСКОЙ МИСТЕРИИ «ЦАМ» В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

УДК 294.321

АТРИБУТЫ БУДДИЙСКОЙ МИСТЕРИИ «ЦАМ» В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Допай А. М.

Аннотация. Мистерия «цам» - это наиболее яркое и зрелищное явление в буддийской культовой обрядности. В буддийском фонде Национального музея Республики Тыва предметы, относящиеся к мистерии «цам» представлены: ритуальными халатами, масками, музыкальными инструментами. В статье впервые публикуется обзор этой коллекции и дается характеристика ее отдельных частей.

Ключевые слова: буддизм в Туве; ламаизм; мистерия «цам»; ритуальные танцы; ритуальный халат; ритуальная маска; буддийские музыкальные инструменты; буддийский фонд; музейный фонд; Национальный музей Республики Тыва

ATTRIBUTES OF THE BUDDHIST MYSTERY "TSAM" IN THE FUNDS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TYVA

Dopay A. M.

Annotation. The mystery of "tsam" is the most striking and spectacular phenomenon in Buddhist cult rituals. In the Buddhist fund of the National Museum of the Republic of Tuva, items related to the mystery of "tsam" are presented: ritual robes, masks, musical instruments. The article for the first time publishes a review of this collection and gives a description of its individual parts.

Keywords: Buddhism in Tuva; Lamaism; tsam mystery; ritual dances; ritual robe; ritual mask; Buddhist musical instruments; Buddhist fund; museum fund; National Museum of the Republic of Tyva

Трудно представить выставки тувинского музея, посвященные буддизму, без атрибутики мистерии «цам», которые отличаются своей необычностью и красочностью. На территорию Тувы тибетский буддизм (другое название -ламаизм) проник через Монголию. В нашей работе мы не будем вдаваться в подробности истории освоения буддизмом территории Тувы, которая достаточной подробно освещена в монографии доктора исторических наук Марины Васильевны Монгуш «История буддизма в Туве», (Монгуш, 2001: 200), отметим только точку зрения советского ученого Веры Павловны Дьяконовой, касающейся непосредственно мистерии «цам», появление которой она связывала с возникновением стационарных буддийских храмовых комплексов (хурээ) в Туве в конце XVIII - начале XIX вв (Дьяконова, 1971: 113).

В. П. Дьяконова отмечала, что «цам», как правило, устраивался не всеми хурээ, а только крупными, и не как самостоятельный, а в соединении с ещё одним важным ламаистским богослужением, посвящённым Майдыру, эти праздничные богослужения шли друг за другом в течение двух дней, хотя сам праздник мог продолжаться несколько дней, и включал в себя не только эти два сакральных действа, но и мирские развлечения простого народа (различные игры и состязания - борьба, стрельба из лука и др.) (Дьяконова, 1971: 113-114). В цаме громадную смысловую нагрузку несли костюмы и маски действующих лиц, шире — все аксессуары, имеющие отношение к действию (Решетов, 1987:124).

В Национальном музее Республики Тыва (НМ РТ) сохранились уникальные предметы ламаизма, некоторые из которых датируются концом XIX - началом ХХ вв., среди них предметы красочной и загадочной мистерии «цам».

Объектом исследования данной статьи является буддийский фонд НМ РТ (НМ РТ, фонд «Религиозно-культовые предметы», далее - ф. «РКП»), предметом изучения стали музейные предметы из этого фонда, относящиеся к буддийской культовой мистерии «цам». При написании статьи автор обращалась к исследованиям, как о самой мистерии «цам» (Дьяконова, 1971: 113-129), так и к работам, в которых раскрывается ее атрибутика (Сузукей, 2007: 408), а также к исследованиям, основанным на материалах буддийского фонда Национального музея Республики Тыва (Допай, 2021: 272-278). К методам, использовавшимся при изучении темы статьи, стали: анализ и синтез, историко-ретроспективный, описание музейных предметов, их систематизация и классификация.

Буддийское собрание НМ РТ насчитывает около 25 тыс. предметов, из которых примерно 21 тыс. ед. - это сутры (рукописные и печатные книги) и около 4-х тыс. ед. ритуальных принадлежностей (Допай, 2021: 272). Исследователи И. О. Ондар и Е. К. Карелина определили, что буддийский фонд нашего музея состоит из 3-х частей: 1) произведения буддийского изобразительного искусства; 2) рукописи и ксилографы; 3) предметы одеяния, быта лам и ритуальных принадлежностей (куда входят также музыкальные инструменты) (Ондар, Карелина, 2015). Из третьей группы 265 ед. можно отнести к атрибутам мистерии «цам», из них: 24 халатов, 26 масок, 215 музыкальных инструментов.

Первые буддийские предметы были зарегистрированы в Книге поступлений музейных предметов основного фонда №№ 1, начатой в 1954 г., к ним относятся все халаты и маски мистерии «цам» (кроме одной маски, о которой будет сказано ниже). Как они поступили в музей, к сожалению, неизвестно, т.к. в регистрационных записях Книги поступлений ничего на этот счет не указано, а учетные документы того периода сохранились частично. Но в работе В. П. Дьяконовой, посвященной мистерии «цам» у тувинцев, в которой она опиралась в т.ч. и на коллекцию тувинского музея, мы нашли информацию, что халаты и маски «цам» поступили в музей из Чаданского хурээ (Допай, 2021: 272-278). В этой же работе В. П. Дьяконова опубликовала 17 масок из нашего музея и описала конструктивные особенности ритуальных халатов (или, как автор назвала их в статье - рубашки), среди этих особенностей - отсутствие ворота, наличие накидки (пелерины), расширяющиеся книзу полы и широкие рукава, причем рукава в нижней части зашивались так, что оставлялись небольшие отверстия для продевания в них кистей рук (Дьяконова, 1971: 124-128).

Халаты «цам» из музейного фонда дают нам представление о красочности этой мистерии, они выполнены из ткани ярких цветов - красного, синего, желтого (золотистого), зеленого, сочетание которых еще больше усиливало праздничный эффект. У всех халатов присутствует накидка ромбовидной формы с фестонами по краям, которая по центру имела отверстие для головы. При надевании она ложилась на плечи и опускалась треугольными выступами спереди и сзади. Накидки вышиты контрастным орнаментом роговидной формы. Халаты украшены яркими контрастными деталями (линиями) по подолу, по краям рукавов и по талии. У одного из халатов (КП 1143) черная бархатная окантовка подола украшена вышивкой в виде человеческих черепов.

У единственного халата из фондов НМ РТ (КП 1547) в составе имеется круглая бляха (зеркало) на груди. Как пишут исследователи И. О. Ондар и Е. К. Карелина, такую бляху носил один из персонажей - докшитов, и на этой бляхе было его изображение (Ондар, Карелина, 2015).

Все музейные халаты «цам» сшиты из китайского шелка. Один из халатов (КП 1581) украшен по подолу характерной вышивкой в виде перемежающихся волнистых

линий голубого, бирюзового и синего цвета, аналогичной на китайском халате высокопоставленного тувинского чиновника (нойона), хранящемся в фондах музея. Этот халат поступил в музей в числе конфискованного имущества Салчакского нойона Идам-Суруна.

Маски «цам» традиционно изображали разных участников мистерии: защитников веры «докшитов», обязательного персонажа Белого старца (Сагаан-овгун), простых людей, животных и др. Все маски выполнены в технологии «папье-маше» из бумаги, склеенной в несколько слоев, а потом искусно раскрашены.

В фондах НМ РТ имеются следующие маски: докшиты (14 ед.), страж севера (1 ед.), Белый старец (1 ед.), черепа (2 ед.), хохимой (2 ед.), почжаут (3 ед.), ацыр (1 ед.), простые люди (2 ед.), всего 26 ед. Из 8-ми масок докшитов - одна представляет собой новодел, это современная театральная реплика, которая поступила в составе коллекции документов и личных вещей тувинской артистки Клары Оюновны Дончи-оол (номер коллекции КП 11536). Конечно, эта маска - самая красочная из докшитов.

Главными персонажами «цам» являлись докшиты (хранители веры), чей выход и танец были не только демонстрацией устрашения, но и уничтожения энергетического негатива, очищение земли (пространства) перед выходом (выносом) Майдыра (Ондар, Карелина, 2015). Маски докшитов все имеют третий глаз во лбу. По мнению тувинцев, три глаза дают возможность видеть Прошлое, Настоящее и Будущее (Ондар, Карелина, 2015). Маски докшитов выкрашены в красный, синий, зеленый, желтый цвета, имеют устрашающий вид, у них гневное выражение лица, их рты оскалены, брови нахмурены. На головах докшитов должны присутствовать тиары из человеческих черепов, но они сохранились лишь у двух аутентичных масок - это маски докшитов с головой быка, рога сохранились только у одной маски (КП 1315), а у второй кроме рогов, по-видимому, утеряны еще 2 черепа в тиаре (КП 1331). Три маски докшитов окрашены в темно-синий цвет, у одной из них сохранились в ушах сережки в виде листьев деревьев (КП 1335), у второй маски синего цвета на верхушке имеется пучок волос (КП 1318), третья синяя маска также не сохранила тиару из черепов (КП 1329). Оставшиеся маски докшитов окрашены в красный цвет (КП 1319) и в белый цвет (КП 1327).

Маска «стража севера» (КП 1314) тоже имеет гневное выражение лица, ее брови сдвинуты, глаза сердитые, ноздри раздуты, губы искривлены. У этой маски мочки ушей очень длинные, изображены усики и завиток маленькой бородки. По всей видимости, у этой маски тоже была тиара из черепов.

Интересен персонаж мистерии - Белый старец, которого тувинцы еще называют «Ак-ирей» (досл. пер. - «Белый дедушка»). Белый старец был обязательным персонажем «цам», одетым, обычно, в халат белого цвета, но бывали и местные особенности, когда он был одет в маску и костюм охотника, как в мистерии в Тоджинском хурээ (Дьяконова, 1971: 116). Иногда Белого старца изображали и без маски, как в Нарынском хурээ, но с черной повязкой на одном глазу, которой подчеркивалось, что Белый старец многое видел и многое знает (Дьяконова, 1971: 120). Все исследователи сходятся во мнении, что образ Белого старца воспринят ламаизмом из шаманизма, а народом он воспринимался как близкий ему персонаж, олицетворявший хозяина и хранителя природы, покровителя домашнего очага (Решетов, 1987: 134-135). Нередко отмечался шутливый, комический характер этого персонажа (Дьяконова, 1971: 120). В коллекции НМ РТ также есть маска Белого старца (КП 1313).

В мистерии «цам» принимали участие большое количество персонажей. Перечислим маски других персонажей, хранящиеся в фонде НМ РТ.

- 2 маски изображают человеческие черепа (КП 1328, КП 1337);

- 2 маски изображают существо «хохимай» (КП 1310, КП 1324);

- 1 маска персонажа «ацыр» (КП 1325);

- 3 маски персонажа «почжаут» (КП 1311, КП 1323, КП 1333);

- 2 маски, изображавшие простых людей (КП 1312, КП 1330).

Во время процессии мистерии «цам» использовалось большинство храмовых инструментов. Интересное наблюдение высказано у исследователей И. О. Ондар и Е. К. Карелиной, что общее впечатление приезжих от звучания музыки Цам - чаще всего, негативное (ужасный шум, какофония). Зато местные жители (люди старшего поколения) вспоминали звучание храмового оркестра во время проведения Цам, разносящееся от храма вокруг на большое расстояние, как производящее на них в детстве колоссальное впечатление (Ондар, Карелина, 2015). И далее они пишут: «Основополагающим в ритуале Цама являлась не красота мелодии или её гармоничность, а смысл, вкладываемый в музыку».

Тувинский ученый-культуролог Валентина Юрьевна Сузукей в своей монографии о музыкальной культуре в Туве отмечает только 2 группы музыкальных буддийских инструментов, используемых в т.ч. во время проведения мистерии «цам»: духовые и ударные (Сузукей, 2007: 66). В фондах НМ РТ сохранились эти буддийские музыкальные инструменты: духовые (бушкуур, бурээ, кандан, туц) и ударные (дамбыра, кенгирге, денчик, шац, карангы, конга). Далее кратко опишем их, основываясь на материалы вышеуказанной монографии В. Ю. Сузукей. Также отметим их количество в фондах НМ РТ.

Бушкуур - духовой инструмент, состоит из тростникового мундштука, деревянного корпуса с 7-ю пальцевыми отверстиями для изменения высоты звука и медного раструба. Длина бушкуура - от 60 до 80 см. В фондах музея хранится 10 бушкуур.

Бурээ - медный духовой инструмент, длина которого колеблется от 1,5 до 4 метров, в зависимости от длины различают: большой бурээ (4 м), средний (3 м) и малый (1,5 м). Его конический корпус без пальцевых отверстий, он складывается как телескоп. Частое и пронзительное звучание малого бурээ обычно открывает мистериальное представление цам. Во время богослужения в храме играют на большом и среднем бурээ попеременно. Всего в музее насчитывается 7 бурээ, два из которых экспонируются в постоянной экспозиции буддийского зала на 3-ем этаже.

Кандан - пожалуй, самый интересный духовой инструмент буддизма, по легенде его изготавливали из бедренной кости умершей невинной девушки, и с помощью него идет общение с темными силами. Медный корпус кандана не имеет пальцевых отверстий и обычно на концах отделывался серебряными пластинами, а раструб делался в виде головы дракона. Длина кандана не превышает 30 см. В фондах НМ РТ есть 5 канданов.

Туц - большая морская раковина, звук ее похож на звук рога. Используется как сигнальный инструмент, возвещающий о начале богослужения. Особой редкостью является раковина, кольца которой раскручиваются против хода часовой стрелки. Она особо ценится и стоит очень дорого. В фондах музея насчитывается 39 раковин.

Ударные музыкальные инструменты можно подразделить на: двусторонние, имеющие полый деревянный корпус с кожаными мембранами с 2-х сторон (дамбыра и кенгирге), металлические парные (денчик и шац), металлический гонг (караангы) и ударно-язычковый - колокольчик «коцга».

Дамбыра - двусторонний барабанчик небольшого размера (диаметром 9 см, длиной 7 см), форма его деревянного корпуса напоминает песочные часы, к средней, самой узкой, части которых привязаны кожаные ремешки с узелками по краям, а также шнурок, за который держат барабанчик. Эти узелки при поворотах барабанчика ударяются о его мембраны и получается дробный стук. В фондах НМ РТ насчитывается 30 дамбыра.

Кенгирге - большой двусторонний деревянный барабан диаметром около 70-80 см. Он устанавливается на деревянной подставке, бьют по нему выгнутой палочкой.

Обечайка кенгирге обычно ярко разукрашена изображениями переплетающихся драконов. В фондах НМ РТ насчитывается 3 таких больших барабана.

Денчик - состоит из двух маленьких тарелочек, отлитых из сплава цветных металлов с преобладанием серебра, они соединены между собой длинной веревочкой или серебряной цепочкой. Ударяя ими, друг о друга, получают красивый мелодичный звон, который очень долго не затухает, повисая в воздухе и плавно растекаясь во все стороны. Он является атрибутом определенных религиозных обрядов, совершаемых в сумерки для общения с определенными духами - хозяевами земли, реки, перевалов. Во время мистерии «цам» его, возможно, не использовали, т.к. его звук был бы заглушен более громкими и звонкими звуками больших инструментов. В фондах НМ РТ насчитывается 8 денчик.

Шац - большие тарелки, отлитые из сплава цветных металлов. Центральная часть тарелок имеет слегка полусферическую форму с центральным отверстием, через которое закреплены кожаные шнурки, служащие для держания тарелок в руках. Диаметр тарелок около 35 см. Играют на них ударяя друг о друга. Шац обладает очень сильным, звонким и долго не затухающим звуком. В фондах НМ РТ насчитывается 60 тарелок, в паре они образуют 30 шац.

Караацгы - это гонг, изготовленный из сплава металлов, диаметром около 50-60 см. Бьют по нему специальной палочкой с мягкой головкой. Звуки караацгы служат сигналом к началу богослужения. Единственный музейный караацгы был закуплен в 1974 г. у частного лица Михаила Шой-Сюрюновича Мижита.

Коцга - колокольчик с ручкой, увенчанной буддийским символом «ваджры» (тув. «очур»), отливается из сплава цветных металлов и обладает мелодичным, звонким звуком. Этот инструмент является непременным атрибутом лам при любых богослужениях. Таких колокольчиков в музее насчитывается 62 ед.

Сегодня шествие масок Цам стало традицией открытия фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», вдохновленного идеей восстановления развалин буддийского храма в г. Чадане (начиная с 1998 г., одного из ярких культурных явлений современной Тувы) (Ондар, Карелина, 2015).

Таким образом, мы видим, что мистерия «цам» - это не только религиозный праздник, но и красочное театрализованное действо, привлекавшее и захватывавшее внимание простого народа, во многом благодаря своей атрибутике. Цам, по мнению большинства исследователей оставил глубинный след в культурной памяти тувинского народа. Атрибуты буддийской мистерии «цам» в Национальном музее Республике Тыва составляют довольно значительную группу предметов буддийского фонда, без которых трудно представить экспозицию и выставки музея, посвященные истории буддизма. Она состоит из 3-х групп предметов: одежды, масок и музыкальных инструментов. Эти предметы, несомненно, являются неотъемлемой частью культурно-исторического наследия тувинского народа.

Список литературы:

Допай А. М. Состав буддийского собрания Национального музея Республики Тыва и его репрезентация в постоянной экспозиции // Ермолаевские чтения: мат-лы юбил. V науч.-практ. конф., посв. 100-летию образования ТНР (26-27 августа 2021 г.). Кызыл, 2021. С. 272-278.

Дьяконова В. П. Цам у тувинцев // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - начале XX века. (Сборник МАЭ; т. 27). Ленинград: Наука, 1971. С. 113129.

Ондар И. О., Карелина Е. К. Буддизм в культуре и искусстве Тувы (на примере мистерии Цам) // МНИЖ. 2015. №7-4(38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/buddizm-v-kulture-i-iskusstve-tuvy-na-primere-misterii-tsam (дата обращения: 28.11.2022).

Решетов А. М. Монгольский цам по коллекциям МАЭ // Корейские и монгольские коллекции в собраниях МАЭ. (Сборник МАЭ; т. 41). Ленинград: Наука, 1987. С. 121-136.

Сузукей В. Ю. Музыкальная культура Тувы в ХХ столетии. Москва: Изд. дом «Композитор», 2007. 408 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Допай Анай-Хаак Михаиловна, хранитель 1 -й категории отдела фондов и учета, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия, dopay2017@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Dopay Anai-Khaak Mikhailovna, Curator of the 1st category, Department of funds and accounting, Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tyva. Kyzyl, Russia. E-mail: dopay2017@mail.ru

УДК 82-16

ИЗ ИСТОРИИ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПОЭЗИИ НА ЕНИСЕЕ 1850 - 1860 ГГ. ПОЭТ ВАСИЛИЙ МАТВЕЕВИЧ СУРИКОВ

Броднева А. В.

Аннотация. В данной работе исследователь А.В. Броднева установила авторство стихотворений Василия Матвеевича Сурикова, родного дяди знаменитого художника Сурикова. Стихи под названием «Стихи неустановленных авторов» хранились в фонде Г.В. Юдина в Государственном архиве Красноярского края. Стихи позволяют уточнить биографические данные В.М. Сурикова, служившего на золотых приисках Енисейской губернии и сопоставить их с творчеством другого известного поэта Матвея Александрова.

Ключевые слова: Литературный музей; В.М. Суриков; стихотворение; Каратуз;

поэзия

FROM THE HISTORY OF PROVINCIAL POETRY ON THE YENISEI IN 1850-1860 BY THE POET VASILY MATVEYEVICH SURIKOV

Brodneva A. V.

Annotation. In this work, researcher A.V. Brodneva established the authorship of poems by Vasily Matveevich Surikov, the uncle of the famous artist Surikov. The poems entitled "Poems by unidentified authors" were kept in the G.V. Yudin Foundation in the State Archive of the Krasnoyarsk Territory archive. The poems allow us to clarify the biographical data of V.M. Surikov, who served in the gold mines of the Yenisei province and compare them with the work of another famous poet Matvey Alexandrov.

Keywords: Literary Museum; V.M. Surikov; poem; Karatuz; poetry

Много лет назад в Государственном архиве Красноярского края (ГАКК), в Фонде Геннадия Васильевича Юдина, мне попались стихи неизвестных авторов середины XIX в. Тогда не удалось установить авторство этих произведений. Стихи пролежали под

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.