Научная статья на тему 'АТОМНАЯ ДИЛЕММА В ЧЕШСКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ'

АТОМНАЯ ДИЛЕММА В ЧЕШСКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
140
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕШСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МИРНЫЙ АТОМ / РОСАТОМ / ДУКОВАНЫ / МИЛОШ ЗЕМАН / CZECH-RUSSIAN RELATIONS / PEACEFUL ATOM / ROSATOM / DUKOVANY / MILOš ZEMAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ведерников Михаил Владимирович

В статье рассмотрен вопрос строительства двух дополнительных энергоблоков АЭС «Дукованы», который приобрёл широкое звучание во второй половине 2020 г. В центре внимания автора находится дискуссия чешских политиков и предпринимателей относительно участия российской компании «Росатом» в этом проекте. Оппозиция действующему премьеру А. Бабишу демонстрирует непримиримость, требуя исключить «Росатом» под предлогом геополитической угрозы со стороны РФ. Как показано в статье, глава правительства вынужден балансировать между интересами крупного бизнеса, представители которого настаивают на ускорении процесса разработки проекта, и антироссийскими политиками, поддержка которых среди населения, как показывают последние опросы, увеличивается. Вполне вероятно, что осенью 2021 г. после очередных выборов они сформируют новое правительство. В таких обстоятельствах не стоит рассчитывать на улучшение чешско-российских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NUCLEAR DILEMMA IN CZECH-RUSSIAN RELATIONS

The article discusses the issue of construction of two additional power units of the Dukovany NPP which gained widespread attention in the second half of 2020. The author's attention is focused on the discussion of Czech politicians and entrepreneurs regarding the participation of the Russian company Rosatom in this project. The opposition to Prime Minister A. Babiš takes an irreconcilable position, demanding to exclude it under the pretext of a geopolitical threat from the Russian Federation. As shown in the work, the head of government has to balance between the interests of big business, whose representatives demand to speed up the project development process, and anti-Russian politicians, whose support, as shown by recent polls, is increasing. It is likely that in the fall of 2021, after the next parliament elections, they will form a new government. In such circumstances, one should not count on an improvement in Czech-Russian relations.

Текст научной работы на тему «АТОМНАЯ ДИЛЕММА В ЧЕШСКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №1

УДК 327

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120218188 Михаил ВЕДЕРНИКОВ

АТОМНАЯ ДИЛЕММА В ЧЕШСКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос строительства двух дополнительных энергоблоков АЭС «Дукованы», который приобрёл широкое звучание во второй половине 2020 г. В центре внимания автора находится дискуссия чешских политиков и предпринимателей относительно участия российской компании «Росатом» в этом проекте. Оппозиция действующему премьеру А. Бабишу демонстрирует непримиримость, требуя исключить «Росатом» под предлогом геополитической угрозы со стороны РФ. Как показано в статье, глава правительства вынужден балансировать между интересами крупного бизнеса, представители которого настаивают на ускорении процесса разработки проекта, и антироссийскими политиками, поддержка которых среди населения, как показывают последние опросы, увеличивается. Вполне вероятно, что осенью 2021 г. после очередных выборов они сформируют новое правительство. В таких обстоятельствах не стоит рассчитывать на улучшение чешско-российских отношений.

Ключевые слова: чешско-российские отношения, мирный атом, Росатом, Дукованы, Милош Земан.

Несмотря на отсутствие политического диалога на высоком уровне между Россией и Чехией, двусторонние отношения во второй половине второго десятилетия XXI в. постоянно обострялись. Чешско-российская повестка с завидной регулярностью наполнялась событиями, которые формировали напряжённый фон. Для РФ, остро воспринимающей искажение роли СССР во Второй мировой войне и использующей эту тему для сплочения пророссийских сторонников за рубежом, были болезненны нападки чешских оппозиционных политиков на памятники участникам войны. Особенно чувствительно в России восприняли демонтаж в апреле 2020 г. монумента маршалу И.С. Коневу1 и установку скульптурной композиции в честь власовцев2. Постоянной темой чешских СМИ стала деятельность российских спецслужб, якобы стремящихся подорвать безопасность страны, в том числе в киберпространстве.

В свою очередь российская сторона также отметилась рядом противоречивых действий. Так, в 2015 г. был показан спорный документальный фильм телеканала «Россия-1», в котором говорилось, что ввод вооружённых сил ОВД в 1968 г. был инициирован самими чехами и словаками для спасения Чехословакии от вторжения войск НАТО . Бурю возмущения в 2016 г.

© Ведерников Михаил Владимирович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра Вишеградских исследований Отдела исследований Центральной и Восточной Европы ИЕ РАН, заместитель главного редактора «Научно-аналитического вестника ИЕ РАН». Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: vishma@mail.ru.

Статья поступила в редакцию: 10.02.2021.

1 Кудряшов С.В. Прага, победный май 1945 г. // Вестник МГИМО-Университета. 2020. №4(13). С. 80-91. 10.24833/2071-8160-2020-4-73-80-91

2 Ведерников М.В. Российско-чешские отношения на фоне юбилея Победы // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №3(15). С. 34-41. DOI: 10.15211/vestnikieran320203441

3 Тума О. Длинная тень августа 1968: чешский взгляд на Россию // Вишеградская Европа. Центральноевропей-ский журнал. 2020. №3. С. 36.

вызвал законопроект депутатов Государственной Думы от КПРФ, предложивших приравнять участников операции «Дунай-1968» к ветеранам боевых действий1. Сильным ударом для Чехии, уделяющей большое внимание развитию гражданского общества, стало решение российских властей о признании двух чешских неправительственных организаций - «Человек в беде» (в 2019 г.)2 и «Пражский центр гражданского общества» (в 2020 г.)3 - нежелательными и представляющими угрозу конституционной целостности РФ.

В таких обстоятельствах единственной сферой двусторонних отношений, которая исправно функционировала и давала надежду на возможный ренессанс чешско-российского сотрудничества, стала экономика. С момента масштабного обвала в 2014 г., когда был установлен санкционный режим в отношении РФ, в следующие годы отмечался постепенный рост то-варооборота4 Действующий глава государства Милош Земан активно поддерживал расширение торгово-экономических связей, что дало некоторым экспертам основания считать его главным актором развития чешско-российских отношений в такие непростые времена5. На фоне замороженных политических контактов особенно активно развивалось взаимодействие в области энергетики. Помимо закупки природных энергоносителей (нефть, газ), Чехия не сбавляла обороты во взаимодействии с Россией в области атомной промышленности. Диалог с РФ по этому направлению обосновывался тем, что функционирующие в Чехии АЭС «Дуко-ваны» и «Темелин» были построены по советскому проекту и на них использовались реакторы, разработанные в Курчатовском институте. Таким образом, российский государственный концерн «Росатом» был наиболее предпочтительным партнёром. Впрочем, в 2020 г. вопрос о сотрудничестве с компанией из РФ встал наиболее остро, поскольку над экономическими вопросами стали довлеть обстоятельства политической целесообразности.

Значение «мирного атома» для Чехии

Одним из условий вступления в ЕС для Чехии было сокращение использования атомной

6

энергетики, но стране удалось сохранить значительные мощности , которые, согласно докладу МАГАТЭ в 2019 г., обеспечивали до 35% вырабатываемой на её территории электроэнергии. В 2020 г. в ЧР эксплуатировалось 6 атомных блоков, построенных в 1985-1987 гг. Более того, чешские власти демонстрировали желание расширить имеющиеся мощности. Так, в последнем Национальном плане по развитию ядерной энергетики (2015)7 декларировались намерения построить ещё два дополнительных энергоблока на АЭС «Дукованы», хотя годом ранее сорвались планы по строительству двух блоков для АЭС «Темелин» из-за отсутствия финансовых гарантий со стороны государства. Расширение использования атомной энергетики позволило бы Чехии в будущем стать самодостаточной с точки зрения выработки электроэнергии и обеспечить надёжное энергоснабжение конечных пользователей8. Такой подход

1 Впрочем, спустя четыре года после нескольких обсуждений в ГД РФ данное предложение до сих пор не принято.

2 Чешская организация «Человек в беде» пополнила список нежелательных. Радио Свобода. 12.11.2019. URL: https://www.svoboda.Org/a/30266801.html (дата обращения 28.01.2021).

3 РФ объявила нежелательной организацией «Пражский центр гражданского общества». DW. 21.12.2020. URL: https://www.dw.com/ru/rf-objavila-nezhelatelnoj-organizaciej-prazhskij-centr-grazhdanskogo-obshhestva/a-56012224 (дата обращения 28.01.2021).

Четверикова А.С. Чехия как внешнеэкономический партнёр России. М.: ИМЭМО РАН, 2019. С. 77.

5 Ведерников М.В. Чешско-российские отношения: модели двусторонних связей // Современная Европа. 2019. №>7. С. 23. DOI: 10.15211/soveurope720191726

6 Дрыночкин А.В., Габарта А.А. Экономика стран Вишеградской группы. М.: МГИМО МИД РФ.^ С. 298.

7 Narodni akcni plan rozvoje jaderne energetiky v Ceske republice. Ministerstvo prnmyslu a obchodu CR, Ministerstvo financi CR. 22.05.2015. URL: https://www.mpo.cz/assets/dokumenty/54251/61936/640148/priloha001.pdf (Дата обращения 28.01.2021).

В Чехии хотят построить два новых энергоблока на АЭС Дукованы. Атомная энергия. 27.07.2016. URL:

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №1

также давал Праге возможность выполнить свои обязательства перед Брюсселем по переходу к 2050 г. к низкоуглеродной энергетике, что предполагало отказ от использования каменного угля1 и его замену на возобновляемые источники энергии.

Между тем решение вопроса о постройке дополнительных блоков затянулось, поскольку на протяжении четырех лет его тормозило отсутствие единой позиции внутри правящего кабинета относительно финансирования проекта чешским государством. Собственником чешских АЭС является компания CEZ, и поэтому власти пытались найти такой вариант инвестирования в стратегически значимый инфраструктурный объект, который бы в перспективе обеспечил окупаемость данного проекта. Ситуация с расширением АЭС «Дукованы» стала проясняться в середине 2019 г., когда правительство А. Бабиша согласовало формулу выделения средств на планируемое строительство . В дальнейшем, в марте 2020 г. представители CEZ подали заявку в государственное управление по ядерной безопасности ЧР на расширение АЭС «Дукованы» за счёт возведения двух новых энергоблоков мощностью по 1200 МВт3.

Борьба за исключение РФ из тендера

Впрочем, началу возведения объекта, планировавшемуся на 2029 г., предшествовал долгий процесс выбора исполнителя, который должен был определиться в ходе проведения тендера. Принять участие в конкурсе выразили желание следующие компании: французская EDF, южнокорейская KHNP, американская Westinghouse, китайская China General Nuclear Power (CGNP) и российский «Росатом». Несмотря на декларируемое уважение к принципам свободного рынка, участие китайской и российской фирм вызвал широкую общественную дискуссию, в которой представители оппозиционных политических партий заявили о необходимости исключить их ввиду высокого геополитического значения проекта. Они считали, что CGNP и «Росатом», как организации, аффилированные с правительствами своих стран, могли в даль-неёшем влиять на политику ЧР, поскольку оказались бы поставщиками ядерных технологий и топлива, ограничение поставок которых угрожает энергобезопасности страны. Спусковым крючком для начала активного обсуждения этой проблемы послужила статья в издании De-ník N. Её авторы, ссылаясь на четыре не названных источника, сообщили, что на одном из заседаний правительства «за закрытыми дверями» в апреле 2020 г. был принят документ, который исключал российские и китайские компании из борьбы за строительство энергоблоков4. Отмечалось, что в конкурсе не могло участвовать государство, которое рассматривалось ЧР в качестве потенциального противника, что следовало из членства страны в НАТО. Между тем министры иностранных дел альянса в конце 2020 г. обозначили Россию в качестве главной военной угрозы своей безопасности, на второе место они поместили Китай5.

Однако такое отношение к России, скорее всего, было доморощенным продуктом чешской политики, которой в последние годы свойственно желание найти российский след внутри страны. Такие тенденции нашли рельефное выражение на страницах годовых отчётов чеш-

https://www.atomic-energy.ru/news/2016/07/27/67802 (дата обращения 28.01.2021).

1 По данным на 2010 г. на них приходилось 57% производства электроэнергии в ЧР. См.: Дрыночкин А.В., Га-барта А.А. Указ. соч. С. 298.

2 Правительство выделяло беспроцентный кредит в размере 162 млрд чеш. крон (6 млрд евро), тем самым покрывая 70% затрат на строительство двух блоков.

3 Энергетическая компания Чехии подала заявку на строительство двух блоков на АЭС Дукованы. Atom-info. 26.03.2020. URL: http://atominfo.ru/newsz01/a0266.htm (дата обращения 28.01.2021).

4 Vláda schválila tajny dokument, ktery múze z dostavby Dukovan vyradit Rusko a Cínu. Deník N. 17.05.2020. URL: https://denikn.cz/361816/vlada-schvalila-tajny-dokument-ktery-muze-z-dostavby-dukovan-vyradit-rusko-a-cinu/?ref=tema (дата обращения 28.01.2021).

5 НАТО считает Россию главной военной угрозой до 2030 года. ТАСС. 02.12.2020. URL: https://tass.ru/mezhduna rodnaya-panorama/10153175 (дата обращения 28.01.2021).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №1

ской Службы безопасности и информации (BiS), составители которых в 2017, 2018 и 2019 гг. указывали на усиливающееся проникновение РФ во внутриполитическую жизнь Чехии. В докладе за 2018 г. говорилось, что «основная цель России в том, чтобы продвигать свои интересы и ослаблять противную сторону, манипулируя процессами принятия решений»1. В документе за 2019 г. (опубликован в ноябре 2020 г.) уже более конкретно указывалось, что основная угроза для Чехии - участие проблемных субъектов в важных государственных проектах ввиду имеющейся у них возможности злоупотребить своим положением. Отмечена перспектива появления зависимости от поставок сырья из-за ненадёжности поставщика; подчёркивалась возможность создания условий, при которых завершение проекта могло быть обусловлено выполнением экономических и политических требований, выдвинутых третьими государствами. Подчинённость поставщику могла сохраниться и после завершения сотрудничества в рамках первоначального проекта2.

Вопрос экономического сотрудничества, несомненно, перешёл в политическую плоскость, поскольку различные чешские политические субъекты стали использовать его в своих интересах. Наиболее рьяно против участия российской компании выступили партии, находящиеся в оппозиции к действующему правительству А. Бабиша и резко критикующие президента М. Земана. Последний, в свою очередь, всегда выступал за установление прагматичного диалога с Россией. Он считал, что недопущение к конкурсу как российских, так и китайских партнёров увеличивало стоимость энергоблоков, и призывал выбирать исполнителя, опираясь на характеристики проекта и цену. Оппоненты «Росатома» были неуступчивы, хорошо сознавая, что его допуск к конкурсу значительно увеличивал шансы компании на победу. Во-первых, «Росатом» был многолетним партнёром чешской CEZ, поставляя на АЭС «Дукованы» и «Темелин» ядерное топливо (через дочернюю компанию ТВЭЛ) и консультируя чешских специалистов по вопросам эксплуатации АЭС, построенных по советским образцам. Во-вторых, российский атомный гигант предлагал более выгодную цену, которая соответствовала чешским финансовым возможностям. В-третьих, «Росатом», несмотря на напряжённые отношения с ЕС, участвовал в возведении двух АЭС на территории Евросоюза, а именно - в Финляндии (Ханхикиви) и Венгрии (Пакш)3. Пример венгерского Пакша использовался как противниками России, так и сторонниками «Росатома». Первые указывали на пример подчинения венгерских политических элит из-за выделенного РФ Будапешту кредита в 10 млрд евро на постройку АЭС, вторые делали упор на возможность взаимовыгодного экономического сотрудничества с компанией из России, несмотря на напряжённые отношения в других сферах. Важно отметить, что в риторике оппонентов «Росатома» компания полностью отождествлялась с российским государством и его руководством.

Вопрос участия России в тендере стал темой парламентского обсуждения (20 октября 2020 г.), в ходе которого депутат от Пиратской партии Ян Липавски предложил не допускать РФ и КНР к конкурсу. В обоснование своей инициативы он сослался на упомянутые доклады чешской Службы безопасности и информации и акцентировал геополитическое и внешнеполитическое значение АЭС4. Впрочем, депутаты с ним не согласились. Спустя месяц дебаты

1 BIS о России: тайна сия велика есть. Пражский телеграф. 09.12.2019. URL: https://ptel.cz/2019/12/bis-o-rossii-2ajna-siya-velika-est/ (дата обращения 28.01.2021).

2 Vyrocni zprava Bezpecnostni informacni sluzby za rok 2019. 10.11.2020. URL: https://www.bis.cz/public/site/bis.cz/content/vyrocni-zpravy/2019-vz-cz.pdf (дата обращения 28.01.2021).

3 Шишелина Л.Н. Три десятилетия новых российско-венгерских отношений // Современная Европа. 2019. №7. С. 6-16; Отношения России и стран Вишеградской группы: испытание Украиной. Под ред. Л.Н. Шишелиной. М.: Спецкнига, 2015. №22. С. 63.

4 Pirati chteji vyskrtnout Rusko a Cinu z tendru na Dukovany. «Vlada o rizicich nemluvi», fika Lipavsky. iRozhlas. 17. 10.2020. URL: https://www.irozhlas.cz/zpravy-domov/dostavba-dukovany-cina-rusko-piratsky-navrh_2010160650_btk

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №1

разгорелись с новой силой, когда в стенах парламента проходило слушание законопроекта о переходе к низкоуглеродной энергетике, который предполагал фиксацию на десятилетие вперёд цены на электроэнергию для конечных пользователей. Поскольку строительство дополнительных блоков АЭС «Дукованы» должно было оказать влияние на стоимость электроэнергии, вопрос их возведения приобретал особую актуальность.

Оппозиция была непреклонна. Сторонником скорейшего принятия закона выступил министр промышленности Карел Гавличек, который просил парламентариев согласовать все имеющиеся спорные моменты и принять его до конца года. Он являлся противником исключения России из тендера, объясняя, что подобный шаг нарушал ключевые принципы ЕС и ВТО, которые предполагали «недискриминационный подход ко всем возможным поставщикам». К тому же, полагал он, такое решение могло сказаться на поставках ядерного топлива в ЧР, которое, помимо российского ТВЭЛ, могла бы обеспечить только американская Westing-house, предлагающая более высокую цену1. Однако позиция профильного министра не принималась во внимание антироссийскими политиками, считавшими его вторым по значимости, после президента М. Земана, каналом продвижения интересов Кремля в Чехии. Умеренный взгляд на проблему демонстрировал министр внутренних дел Ян Гамачек, выступавший за участие «проблемных» компаний в рамках более крупного консорциума, где ведущую роль играла бы иная структура (речь шла о российско-французском тандеме).

Под воздействием парламентских дискуссий премьер А. Бабиш поддался давлению оппозиции и некоторых видных политиков, например, министра иностранных дел Томаша Пет-ржичека, заявив 23 ноября, что «кабмин не может обсуждать столь важный тендер за 10 месяцев до выборов»2. Тем самым решение о проведении конкурса и его участниках он откладывал и оставлял следующему правительству, состав которого должен будет определиться в ходе парламентских выборов в октябре 2021 г. Среди причин отказа он назвал также неготовность проектной документации и отсутствие согласования со стороны Еврокомиссии. Подобное решение, прежде всего, необходимо рассматривать в контексте расстановки политических сил в ЧР, поскольку последние опросы общественного мнения (февраль 2021 г.) показывали падение популярности правящего движения АНО, которое возглавлял А. Бабиш, и рост симпатий к оппозиционным партиям. Так, если бы выборы проходили в феврале, движение АНО получило бы 26,5%; коалиция Пиратской партии и движения «Старосты и независимые» -25%; коалиция СПОЛУ (Вместе), состоящая из представителей Гражданской демократической партии, ТОП 09 и Христианско-демократического союза, - 18,5% .

Решение Бабиша отсрочить переговоры по этому вопросу вполне понятно, так как все пять оппозиционных партий заявили о готовности исключить российскую компанию из тендера после формирования антибабишевской коалиции. Такой шаг премьера позволял ему отстраниться от образа пророссийского политика, в чём соперники часто и без повода его обвиняли. Демонстрируя чёткую прозападную позицию, Бабиш стремился перетянуть потенциальных избирателей на свою сторону. 9 декабря на очередном правительственном совещании по достройке АЭС «Дукованы» он впервые открыто допустил возможность исключить Россию и Китай из тендера, что было позитивно воспринято всеми либеральными и антироссийски-

(дата обращения 28.01.2021).

1 Ibid.

2 Babis: Tendr na stavbu Dukovan neni pfipraveny, vlada by o nem nemela rozhodovat pred volbami. iRozhlas. 23. 11.2020. URL: https://www.irozhlas.cz/ekonomika/dukovany-jaderna-elektrarna-tendr-andrej-babis_2011231506_ako (дата обращения 28.01.2021).

Hnuti ANO dal oslabuje. Pirati se Starosty dychaji Babisovi na zada, ukazal vyzkum. Denik N. 01.02.2021. URL: https://denikn.cz/552780/hnuti-ano-dal-oslabuje-pirati-se-starosty-dychaji-babisovi-na-zada-ukazal-vyzkum/?ref=mpms (дата обращения 03.02.2021).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №1

ми СМИ1.

Впрочем, на другом фланге чешской политики, прежде всего, в торгово-экономическом блоке, подобное заявление премьера не встретило понимания. Так, например, представители крупных чешских компаний обратились с открытым письмом к А. Бабишу, в котором призывали его отказаться от принятого решения и «разморозить» процесс проведения тендера. Они считали, что 10-месячная отсрочка срывала согласованный правительством и CEZ график прохождения всех необходимых процедур и в итоге вела к ещё большему запозданию, поскольку сложно было предсказать поведение нового кабинета. Таким образом, становилось невозможным огласить результаты тендера в 2022 г. и подписать соглашение с его победителем до конца 2024 г. В конечном счёте под угрозой оказывалась энергетическая безопасность страны2.

Общая позиция чешского бизнеса была озвучена во вводной статье влиятельного чешского журнала по энергетике «All for Powers» за авторством его главного редактора Петра Свободы3. Он отмечал, что Чехия, выполняя свои обязательства по сокращению выбросов углекислого газа, приняла решение о расширении мощностей АЭС «Дукованы», отказавшись от увеличения потребления природного газа, поскольку не хотела быть зависимой от российского «голубого топлива». Текущая позиция правительства в свою очередь создавала условия для повторения ситуации 6-летней давности, когда сорвалось строительство новых блоков АЭС «Темелин» и были потеряны использованные на подготовку проекта 2 млрд чеш. крон. Тем самым Чехия могла прийти к тому, от чего стремилась уйти - большей газовой зависимости от РФ. В свою очередь П. Свобода считал, что максимальное количество участников тендера вело к удешевлению проекта; он не видел разницу между компаниями из США, РФ или Южной Кореи, поскольку они являлись исключительно поставщиками ядерной технологии, а эксплуатацией АЭС занимались бы местные чешские специалисты. Но больше всего он опасался международного арбитража, который мог случиться при недопущении какой-либо компании к участию в тендере.

Позиция крупного бизнеса была услышана. 26-27 января 2021 г. прошли встречи А. Ба-биша с предпринимателями и представителями оппозиционных партий, на которых он выразил желание продолжить работу над тендером. В определении его возможных участников обнаружился значительный сдвиг, поскольку премьер публично высказался за исключение из тендера китайской компании CGNP. Впрочем, представители оппозиции восприняли такое

4 " ~

решение как «незначительную уступку» , показав свой, прежде всего, антироссийский подход к вопросу расширения АЭС.

Как отмечают эксперты, интерес китайской компании к проекту пропал давно; активность её сотрудников снизилась настолько, что «в пражском офисе их не видели целый год»5. Впрочем, на этом фоне активизировалась американская сторона. Серьёзные намерения Wes-

1 Prnlom v jaderném tendru: Babis poprvé pnpustil moznost vyloucit Rusko a Cínu. Deník N. 09.12.2021. URL: https://denikn.cz/513195/prulom-v-jadernem-tendru-babis-poprve-pripustil-moznost-vyloucit-rusko-a-cinu/?ref=tema (дата обращения 03.02.2021).

Otevreny dopis premiérovi Babisovi a politickym spickám. Allforpower.cz. 15.01.2021. URL: https://allforpower. cz/jaderna-energetika/otevreny-dopis-premierovi-babisovi-a-politickym-spickam-cesky-prumysl-a-obcanska-sdruzeni-z-vysociny-apeluji-aby-vlada-neodkladala-jaderny-tendr-321 (дата обращения 03.02.2021).

3 Nové bloky v Dukovanech? Hlavne zachovat chladnou hlavu. Allforpower.cz. URL: https://allforpower.cz/media/4-2020 (дата обращения 03.02.2021).

4 Vláda kyvla na vyrazení Cíny z Dukovan. Na Rosatomu trvá, opozici ale nepresvedcila. Deník N. 27.01.2021. URL: https://denikn.cz/548354/vlada-kyvla-na-vyrazeni-ciny-z-dukovan-na-rosatomu-trva-opozici-ale-nepresvedcila/?ref=tema (дата обращения 03.02.2021).

«Rok isme ie v kancelán nevideli». Aktivita cínského zájemce o stavbu Dukovan ustala, podle tajnych sluzeb je hroz-bou. Deník N. 10.12.2020. URL: https://denikn.cz/512668/rok-jsme-je-v-kancelari-nevideli-aktivita-cinskeho-zajemce-o-stavbu-dukovan-ustala-podle-tajnych-sluzeb-je-hrozbou/?ref=tema (дата обращения 03.02.2021).

tinghouse были озвучены на высоком уровне госсекретарём США Майклом Помпео на пресс-конференции в Праге в ходе его центральноевропейского турне в августе 2020 г. Он пообещал «обеспечить качественную энергобезопасность Чехии и всего региона» и выразил готовность поучаствовать в достройке АЭС «Дукованы», чтобы «США там могли получить более принципиальное влияние, чем русские»1. В свою очередь поведение российских властей всегда было сдержанным. Громкое высказывание относительно АЭС в Чехии принадлежит только заместителю председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведеву, который подчеркнул, что «международные проекты "Росатома" носят сугубо коммерческий характер и не должны страдать от недобросовестной конкуренции и политических спекуляций со стороны некоторых стран» . В целом можно констатировать, что руководство РФ в этом вопросе предоставило свободу действий «Росатому».

* * *

Вопрос энергетической безопасности и желание избавиться от сильной сырьевой зависимости от РФ не перестаёт быть актуальными для стран Центральной Европы. Стремление диверсифицировать источники энергии, впрочем, наталкивается на проблему удорожания альтернативных проектов. В этой связи местные политические элиты, как показывает пример Чехии, встают перед выбором - устанавливать прагматичный диалог с РФ, сотрудничая с ней в рамках выгодных торгово-экономических проектов, либо отказываться от любых контактов, не взирая на то, что в предыдущие годы Россия как партнёр добросовестно соблюдала свои контрактные обязательства и ни разу не сорвала поставки продукции. До недавнего времени чешские власти, поддерживая санкции против РФ, однако, сохраняли выгодное для Чехии экономическое взаимодействие с Россией, руководствуясь принципом «бизнес есть бизнес». Между тем перспектива победы антироссийских сил, которые балансируют на грани русофобии, делает вполне реальным возможный отказ и от такой модели взаимодействия в угоду геополитическим установкам. Не исключена поэтому и дальнейшая деградация чешско-российских отношений.

Список литературы

Ведерников М.В. Российско-чешские отношения на фоне юбилея Победы // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №3(15). С. 34-41. DOI: 10.15211/vestnikieran320203441 Ведерников М.В. Чешско-российские отношения: модели двусторонних связей // Современная Европа. 2019. №7. С. 23. DOI: 10.15211^еишре720191726

Дрыночкин А.В., Габарта А.А. Экономика стран Вишеградской группы. М.: МГИМО МИД России, 2018.

Кудряшов С.В. Прага, победный май 1945 г. // Вестник МГИМО-Университета. 2020. №4(13). С. 80-91. DOI: 10.24833/2071-8160-2020-4-73-80-91

Отношения России и стран Вишеградской группы: испытание Украиной. Под ред. Л.Н. Шишелиной. М.: РСМД, 2015. №22.

Тума О. Длинная тень августа 1968: чешский взгляд на Россию // Вишеградская Европа.

1 Помпео не получал от Чехии гарантий на достройку АЭС «Дукованы». Рамблер финансы. 15.08.2020. URL: https://finance.rambler.ru/other/44669706/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copyl ink (дата обращения 03.02.2021).

2 Дмитрий Медведев провёл встречу с генеральным директором Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексеем Лихачёвым. СБ РФ. 16.09.2020. URL: http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/2840/ (дата обращения 03.02.2021).

Центральноевропейский журнал. 2020. №3.

Четверикова А.С. Чехия как внешнеэкономический партнёр России. М.: ИМЭМО РАН, 2019.

Шишелина Л.Н. Три десятилетия новых российско-венгерских отношений // Современная Европа. 2019. №7. С. 6-16. DOI: 10.15211/soveurope720190616

References

Vedernikov, M.V. (2020). Rossijsko-cheshskie otnoshenija na fone jubileja Pobedy [Russian-Czech relations against the backdrop of the Victory anniversary]. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN [Scientific and Analytical Herald of the IE RAS]. 3(15). P. 34-41. (In Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran320203441

Vedernikov, M.V. (2019). Cheshsko-rossijskie otnoshenija: modeli dvustoronnih svjazej [Czech-Russian Relations: Models of Bilateral Relations]. Sovremennaja Evropa [Contemporary Europe]. 7. P. 17-26. (In Russian). DOI: 10.15211/soveurope720191726

Drynochkin, A.V., Habarta, A.A. (2018). Ekonomika stran Vishegradskoj gruppy [Economy of the Visegrad countries]. Moscow: MGIMO. (In Russian).

Kudryashov, S.V. (2020). Praga, pobednyj maj 1945 g. [Prague, victorious May 1945]. Vestnik MGIMO-Universiteta [MGIMO Review of International Relations]. 4(13). P. 80-91. (In Russian). DOI: 10.24833/2071-8160-2020-4-73-80-91

Shishelina, L.N. (ed.) (2015). Otnoshenija Rossii i stran Vishegradskoj gruppy: ispytanie Ukrainoj [Russia and the Visegrad group: the Ukrainian challenge]. Moscow: Speckniga. №22. (In Russian).

Tuma, O. (2020). Dlinnaja ten' avgusta 1968: cheshskij vzgljad na Rossiju [Long Shadow of August 1968. Czech view on Russia]. Vishegradskaja Evropa. Central'noevropejskij zhurnal [Visegrad Europe. Central European Journal]. 3. (In Russian).

Chetverikova, A.S. (2019). Chehija kak vneshnejekonomicheskij partnjor Rossii [Czech Republic as a foreign economic partner of Russia]. Moscow: IMEMO RAN. (In Russian).

Nuclear Dilemma in Czech-Russian Relations

Author. Mikhail Vedernikov, Candidate of Sciences (History), Senior Research Associate of Department of Central and Eastern European Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: vishma@mail.ru.

Abstract. The article discusses the issue of construction of two additional power units of the Dukovany NPP which gained widespread attention in the second half of 2020. The author's attention is focused on the discussion of Czech politicians and entrepreneurs regarding the participation of the Russian company Rosatom in this project. The opposition to Prime Minister A. Babis takes an irreconcilable position, demanding to exclude it under the pretext of a geopolitical threat from the Russian Federation. As shown in the work, the head of government has to balance between the interests of big business, whose representatives demand to speed up the project development process, and anti-Russian politicians, whose support, as shown by recent polls, is increasing. It is likely that in the fall of 2021, after the next parliament elections, they will form a new government. In such circumstances, one should not count on an improvement in Czech-Russian relations.

Key words: Czech-Russian relations, peaceful atom, Rosatom, Dukovany, Milos Zeman.

DOI: http://dx.doi.org/ 10.15211/vestnikieran120218188

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.