Чтобы избежать повторения ошибок по мелиоративным работам, а также в целях поддерживания в должном порядке гидромелиоративных сооружений, Балашовский исполком обратился в крайком с просьбой выработать «Положение о водовладении, водопользовании и регулировании взаимоотношений при совместном пользовании населения водоемами, а также об участиях в расходах по содержанию сооружений тех пользователей, которые не являются юридически ответственными лицами за сохранность сооружений». Кроме того, предлагалось произвести в 1928/29 г. учет всех гидротехнических сооружений по округу как в количественном отношении, так и в отношении состояния и значения для хозяйственной линии и на основании этого учета:
- выработать план восстановления сооружений с подразделением их на группы в порядке очереди;
- пропагандировать и содействовать организации мелиоративных товариществ и ряд других мероприятий содействующих мелиорации в целом;
- выработать план организации охраны обводнительных сооружений на весну 1929 г., приготовив с осени водоудерживающие сооружения к безболезненному пропуску вешних вод [1. Ф. Р-151. Оп. 1. Д. 45. Л. 2].
Таким образом, можно считать, что 1923 год стал поворотом в сторону укрепления мелиоративной кооперации. Ставка на крестьянское кооперирование блестяще оправдала себя. Чтобы создавать и использовать мелиоративные сооружения, необходима коллективизация, активное участие агрономов, гидротехников и других специалистов по эксплуатации. Полученный положительный опыт указал на необходимость дальнейшей перестройки государственного мелиоративного аппарата,
приспособленности его к нуждам крестьянской мелиорации. Требовалось совершенствование законодательной базы и использование заграничного опыта. Напрашивалось создание органов инспектирования и разработка стандартных типов инструкций по эксплуатации гидросооружений, постепенный переход на общесоюзное планирование и финансирование мелиоративных работ.
1. Балашовский филиал ГАСО.
2. Государственный архив Саратовской области (ГАСО).
3. Демидова Е.И., Рыбков А.Г. Земельные ресурсы постсоветского села и их использование в условиях модернизации аграрной экономики (на материалах Приволжского федерального округа) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 2. Ч. 1. С. 156 - 158.
4. Ефремов Н. Мелиоративная кооперация и ее работа в РСФСР // Землеустроитель. 1924. № 1.
5. Копылов Б. Организация общественно мелиоративных работ // Землеустроитель. 1925. № 1.
6. Постановление Совета Федераций №477-СФ от 10.11. 2010. URL: Ь|Пр://соипсН.доу.ги/ас1м1у/0оситеп18/8433(дата обращения: 20.01.2014).
7. Распоряжение Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 37-р «О Концепции федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы"». URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70204250/ (дата обращения: 11.01.2014).
8. Российская газета. Столичный выпуск. 2011. 20 мая. № 5483 (107). URL: http://www.rg.ru/2011/05/20 (дата обращения: 20.01.2014).
9. Скорняков Е.Е. Мелиоративные вопросы общегосударственного значения // Землеустроитель. 1925. № 12. С. 8 - 15.
10. Федеральное агентство водных ресурсов. URL: http:// voda.mnr.gov.ru (дата обращения: 15.01.2014).
Hoper_zaharov@mail.ru
УДК 94(47)(470)
Татьяна Александровна Захарова,
кандидат исторических наук, доцент факультета экономики и сервиса, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
АТКАРСКОЕ УЕЗДНОЕ ЗЕМСТВО И ПРОБЛЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (60 - 90-е годы XIX века)
Предметом исследования является деятельность Аткарского уездного земства Саратовской губернии по организации и обеспечению деятельности школ для крестьянских детей на территории уезда, укреплению их материальной базы, подбору педагогических кадров и повышению их квалификации, обеспечению школ учебниками, книгами для чтения учащихся, литературой для учителей, наглядными пособиями. В статье проведен анализ различных аспектов этой деятельности и ее результатов.
Ключевые слова: Аткарское уездное земство, земская школа, учащиеся земских школ, учебные и учительские библиотеки, санитарное состояние.
T.A. Zakharova
LOCAL SELF-GOVERNMENT (ZEMSTVO) IN ATKARSK AND THE PROBLEMS OF PUBLIC EDUCATION
(60 - 90-ies of the XIX century)
The paper studies the work of the Atkarsk uyezd zemstvo (local self-government) in the Saratov region and describes the organization and operation of schools for peasant children, providing financial and teaching support, recruiting and
training teachers, providing schools with textbooks, books for reading, educational materials for teachers, and visual aids. The paper analyzes various aspects of this work and its results.
Keywords: Atkarsk uyezd zemstvo (local government), zemstvo (rural) school, students, student and teacher libraries, sanitary condition.
Народное образование является основным показателем уровня социокультурного развития народных масс, степени их цивилизованности. Саратовское Поволжье в XIX - начале XX вв. в этом аспекте мало чем отличалось от остальных регионов России, где большую роль в просвещении крестьян сыграли земские учреждения.
В 1844 г. саратовский губернатор А.М. Фадеев указывал, что из 735 874 ревизских душ, населявших губернию, грамотных насчитывалось 29 300 человек, из которых более трети умели читать церковные книги, но не умели писать [2. Ф. 407. Оп. 1. Д. 1897. Л. 122]. К началу XX столетия по числу земских школ Саратовская губерния занимала 16-е место среди 34 земских губерний, а по затратам на нужды народного образования -17-е место [9, с. 103]. Большая заслуга в этом процессе принадлежит уездным земским собраниям, чья деятельность в этом направлении еще остается слабо освященной в исторической литературе. Активно занималось проблемами народного образования Аткарское уездное земство.
Первые школы в Аткарском уезде стали организовываться еще в первой половине 30-х гг. XIX века. В 1833 г. удельное ведомство открыло школу в с. Вязовке Богородской волости. Министерство государственных иму-ществ в 1840 г. создает школу в с. Елани, а в 1842 г. - в с. Терсе. Появляются школы и в крупных помещичьих усадьбах. «Крупные помещики, вроде кн. Кочубея, гр. Шувалова, гр. Гурьева и др., - свидетельствовал директор народных училищ Саратовской губернии А.В. Панов, -нуждаясь в грамотных крестьянах для своих услуг и ведения сложного хозяйства, содержали за свой счет школы, куда посылали наиболее толковых детей - крепостных. В селе Кологривовка школа была открыта помещиком лет за 20 до 1861 года; немного позднее гр. Гурьев устроил в своем имении (в с. Копенах) школу, существовавшую несколько лет даже и после падения крепостного права» [10, с. 103].
В этих школах обучались мальчики в возрасте от 8 до 14 лет в течение осенних и зимних месяцев, широко использовалась ланкастерская система взаимного обучения, применялась обстоятельно разработанная система поощрений и наказаний, носивших характер морального воздействия. Однако обучалось в них лишь незначительное количество крестьянских детей, родители которых далеко не всегда соглашались отдавать детей в школу.
Земское собрание Аткарского уезда, сформированное в 1864 г., не очень торопилось заниматься просвещением народных масс. Некоторые местные деятели занимали по отношению к народной школе сугубо негативную позицию.
Лишь с 1870 г. расходы на начальное народное образование включаются в смету расходов и доходов Аткарского уездного земства. В 1870 г. они составили 436 руб. (0,5% всех расходов уездного земства в 1870 г.), в 1875 г. - 4127 руб. (4% всех расходов), 1880 г. - 13 980 руб. (11,8% всех расходов), в 1885 г. - 19 470 руб. (14,3% всех
расходов), в 1890 г. - 19 410 руб. (14% всех расходов). За период 1870 - 1897 гг., как отмечает А.В. Панов, Аткарским земством было израсходовано на начальное народное образование 393 970 руб., что по отношению к общей сумме расходов земства составляет 10,7% [8, с. 30 - 31]. Основная часть этих средств была потрачена на организацию и содержание школ и жалованье учителей, примерно 9 - 10% расходовались на приобретение учебных пособий и классных принадлежностей.
В 1871 г. на территории Аткарского уезда функционировало 63 школы, из которых к концу 1870-х гг. осталось 36. В этот же период по инициативе земства было открыто 16 новых школ, а в первой половине 1880-х гг. уездным земством создается еще 10 школ [4, с. 42 - 44].
Большинство школ располагалось в крестьянских избах, церковных сторожках, небольших комнатах при волостных правлениях. Количество учащихся, приходившихся на одну школу, систематически возрастало. В 1871 г. этот показатель составлял 34 ученика, в 1875 г. - 37, в 1880 г. - 61, в 1885 г. - 72, в 1889 г. - 70 [8, с. 30 - 31]. В 1879 г. инспектор народных училищ по Аткарскому уезду был вынужден распорядиться о введении двухсменных занятий. Но эта мера была негативно воспринята крестьянами. «В немногих селениях, - отмечал чиновник ведомства народного просвещения, - рекомендованная мной мера могла получить применение, а именно там, где волостные старшины и сельские старосты могли понять сущность этой меры и пользуются влиянием в обществе, а общество слушает и повинуется» [3, с. 187].
Проверка, проведенная в 1879 г. инспектором народных училищ Шмидтовым, показала крайне неудовлетворительное состояние школ. «Часто приходится видеть печи без дверок, - свидетельствовал проверяющий, - рамы без стекол, а в стенах - щели, сквозь которые пробиваются лучи света... В немногих училищах имеется особый человек для поддержания чистоты; большинство же училищ отапливаются сторожами волостных и сельских управлений или церковными сторожами, которые не считают себя обязанными поддерживать в училище чистоту, вследствие этого для мытья полов и обмывания окон с большим трудом наряжаются бабы, часто не более одного раза в год. Из 52 школ лишь 12 имеют теплые передние комнатки для оставления верхней одежды, в 40 же учащиеся кладут верхнюю одежду "под себя", когда же от смоченных дождем или снегом овчин зловоние делается очень сильно, то верхнюю одежду сбрасывают в холодных сенях, где и приходится потом детям одевать холодную, нередко замершую одежду» [3, с. 196].
Проведенная через 9 лет проверка санитарного состояния земских школ Аткарского уезда показала определенные изменения: «Из осмотренных 45 школ удовлетворяют своему назначению лишь 24; особенно ветхостью и теснотой отличаются 9 школ, остальные - более или менее терпимы. В некоторых школах полы настолько грязны, что без галош невозможно пройти как по
грязной улице. При этом вешалок для платья в таких школах совершенно недостаточно, поэтому детские шубейки и зипунишки, и без того не особенно чистые, прямо разбрасываются по полу» [5, с. 144].
Тем не менее земская деятельность в сфере народного образования приносила определенные плоды. В 1875 г. в земских школах Аткарского уезда обучалось 2000 детей, в 1885 г. - 3736, в 1889 г. - 4283 [8, с. 20]. Проводимое в 1884 - 1886 гг. обследование группой земских статистиков во главе с С.А. Харизоменовым показало, что в земских школах обучалась примерно четвертая часть всех детей крестьянских детей школьного возраста. При этом школы посещали около 50% мальчиков и 4% девочек школьного возраста [11, с. 104].
Обследование показало, что в Аткарском уезде насчитывалось 12 692 грамотных мужчин (11,5% всех мужчин уезда) и 982 грамотных женщин (0,86% всех женщин, проживавших на территории уезда) [11, с. 88]. А.В. Панов отметил определенную тенденцию роста числа учащихся девочек. «В 1871 году из 63 функционировавших в то время школ, - пишет он, - девочки учились лишь в 16 школах и составляли всего 6,1% общего числа школьников. Через 8 лет только 11 школ из 49 вовсе не посещали девочки, в остальных 38 их училось уже 336 или 9,6%, в 1881 году этот процент спускается до 9,2, а в 1883 даже до 7,5, но в следующем 1884 г. снова поднимается до высоты 10,8%» [8, с. 21].
В крестьянских семьях второй половины XIX столетия было традиционным завершать образование детей умением читать и писать. Данные по Аткарскому уезду показывают, что лишь незначительное число крестьянских детей проходили полный курс обучения в земской школе. Однако количество таких детей с каждым годом увеличивалось. В 1876 г. полный курс обучения в Аткарском уезде закончило 0,6% обучавшихся в земской школе детей, в 1886 г. - 6,8%, в 1891 г. - 9% [8, с. 21].
В начале XX в. Саратовское губернское земство провело специальное обследование с целью выяснить влияние грамотности на крестьянскую жизнь. На вопрос: «Заметно ли возрастает число грамотных крестьян в Вашей местности, сравнительно с тем, что было 5 - 10 лет назад?» - из 94 опрошенных в Аткарском уезде 65 человек ответили положительно. А на вопрос: «Заметна ли какая-либо разница между грамотными и неграмотными крестьянами в ведении хозяйства, в домашней жизни, в отношении к остальным сельчанам, в мирских делах и т.п.?» - 34 опрошенных ответили, что замечается большая разница между этими категориями крестьян, а 31 человек заявил, что существенных различий не наблюдается [1, с. 113, 116]. Как видим, отношение крестьян к проблемам обучения детей было далеко не однозначным. Материалы обследования середины 1880-х гг. позволяют выделить комплекс причин, обусловивших преждевременное оставление школ крестьянскими детьми: привлечение детей к хозяйственным работам; отсутствие одежды и обуви; направление детей на заработки или на обучение ремеслу [11, с. 126].
Учебный процесс в земских школах Аткарского уезда полностью зависел от участия крестьянских детей в сельскохозяйственных работах. О продолжительности учебного года в середине 80-х гг. XIX в. земские статистики приводят следующие данные по 28 школам: «В 2-х учебный год равен 160 дням, в 5-ти - от 200 до
215, в 2-х от 180 до 200, в 4-х - от 160 до 180, в 10-ти - от 140 до 160, в 4-х - от 120 до 140 и в одной - 118 дням» [11, с. 112]. Учебный план земских школ предусматривал изучение арифметики, русского языка, закона Божьего и церковнославянского языка, истории, географии и естествознания. В 20 земских школах Аткарского уезда ученики получали устное домашнее задание, а в 5 школах на дом задавались письменные работы.
Большую работу проводило Аткарское уездное земство по обеспечению школ учебниками, книгами для чтения учащихся, литературой для учителей, наглядными пособиями. В начале 70-х гг. XIX столетия уездное земство расходовало на эти нужды 640 руб. ежегодно, а с начала 1880-х гг. эта сумма увеличилась до 2000 рублей. В 1873 г. школьные библиотеки 35 школ насчитывали 5821 экземпляр различных книг: наименьшее количество (по 16 экземпляров) имелось в Чадаевской и Таловской школах, а наибольшее (466 экземпляров) - в Коленской. В 1885 г. библиотеки 15 школ насчитывали 7827 экземпляров книг [11, с. 119 - 120]. В ходе обследования в середине 1880-х гг. статистиками губернского земства было проанализированы библиотеки 10 школ. «Всех книг в этих школах в 1883/4 - 1884/5 гг. было 6407 экземпляров; из них учебников 2652 (41,4%), книг для чтения 2817 (44%) и книг для учителей 934 (14,6%)» [11, с. 120]. Не лучше обстояло дело и с наличием учебных пособий. В этот же период из 32 обследованных школ полный комплект наглядных пособий имелся в 8, в 11 школах их имелось недостаточно, а в 13 школах наглядные пособия отсутствовали [11, с. 121].
Земские статистики собрали также материал, дающий представление об учителях аткарских земских школ. Из 13 учителей, о которых имелись сведения, 3 обучались в гимназии и реальном училище, 1 - в учительской семинарии, 6 - в духовных училищах, 3 сдали экзамен на звание учителя (1 из них окончил министерскую двухклассную школу в слободе Баланда и 1 - Саратовскую начальную военную школу). Из 14 учительниц 7 были выпускницами епархиальных училищ, 4 - гимназии, 1 - Саратовского сретенского училища, 2 имели домашнее образование [11, с. 127 - 128]. Средний учительский заработок в 70 - 80-е гг. XIX в. составлял 240 руб. в год. Еще в июне 1868 г. земское собрание Аткарского уезда приняло решение о том, что жалование учителям выплачивают крестьянские общины, но училищный совет имел право увеличивать его на 50%.
Земство стремилось способствовать повышению культурного уровня учителей, а также их профессионального мастерства. В 1877 г. в Аткарске на средства земства были организованы летние педагогические курсы. В июне 1873 г. на средства частных лиц в Аткарске для земских учителей была создана библиотека, которой уездное земство ежегодно выделяло по 300 рублей. С 1883 г. библиотека полностью перешла в ведение земства. Уже в 1876 г. библиотека выписывала «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Русский архив», «Русская старина». В 1883 г. в библиотеке имелось 1670 экземпляров книг и 1768 экземпляров журналов [6, с. 149].
Аткарское уездное земство одним из первых занялось организацией системы образования крестьянских детей. По его инициативе создавались школы, укреплялась их материальная база, проводилась работа по побору педагогических кадров и по повышению их квалификации.
Однако этот процесс был достаточно сложным и противоречивым. Далеко не все гласные разделяли идею необходимости обучения крестьянских детей. Недостаток средств не позволял решить вопрос обучения всех детей школьного возраста. Крестьяне не всегда хотели обучать детей в земских школах, предпочитая школы грамоты.
1. Голубев В. Влияние грамотности в крестьянской жизни (по отзывам местных жителей) // Саратовская земская неделя. 1902. № 4.
2. Государственный архив Саратовской области (ГАСО).
3. Доклады и отчеты управы XIV очередному земскому собранию 1879 года. Аткарск, 1879.
4. Доклады и отчеты управы XXII очередному земскому собранию 1887 года. Аткарск, 1887.
5. Доклады и отчеты управы XXIII очередному земскому собранию. Аткарск, 1888.
6. Журналы XIX очередного земского собрания Аткарского уезда 1884 года. Аткарск, 1884.
7. Начальное народное образование в Аткарском уезде // Русский начальный учитель. 1885. № 1.
8. Панов А.В. Из истории народного образования в Аткарском уезде // Саратовская земская неделя. 1903. № 8.
9. Панов А.В. Начальное народное образование в Саратовской губернии // Образование. 1901. № 7 - 8.
10. Панов А.В. Очерки по истории народного образования в Аткарском уезде // Саратовская земская неделя. 1902. № 4.
11. Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Т. VI: Аткарский уезд. Ч. 2. Саратов, 1886.
Антон Николаевич Учаев,
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и политологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 94(71) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
СТРУКТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ВВС КАНАДЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В статье предпринята попытка анализа развития ВВС Канады в годы Второй мировой войны в контексте эволюции структуры данного рода войск североамериканского доминиона. На основе официальных материалов правительства Канады и ряда других источников освещаются ключевые направления, а также специфика развития ВВС Канады в изучаемый период. Основное внимание уделяется подготовке летного состава для Британского содружества (BCATP), а также созданию и размещению эскадрилий разного типа: истребительных, бомбардировочных, транспортных и др. Одним из базовых моментов исследования стало изучение встраивания канадских подразделений в структуры ВВС западных союзников - Великобритании и США. Анализ вышеуказанного материала привел к выводам, что Канада использовала свои ВВС в целом как и вооруженные силы, т.е. для получения определенных политических дивидендов. Это, в частности, объясняет настойчивость правительства канадских либералов в стремлении добиться максимальной самостоятельности для подразделений доминиона. Действия администрации Кинга можно считать частично успешными, поскольку они (в совокупности с прочими достижениями военного времени) позволили Канаде добиться повышения собственного внешнеполитического статуса в послевоенный период.
Ключевые слова: Канада, Вторая мировая война, Королевские канадские военно-воздушные силы (ККВВС), У.Л.М. Кинг, BCATP.
A.N. Uchayev
STRUCTURAL EVOLUTION OF THE CANADIAN AIR FORCE DURING WORLD WAR II
The paper presents an analysis of the development of the Canadian Air Force during the Second World War in the context of the structural evolution of the Air Forces in North American. Having studied the official archives of the Government of Canada and other sources, the author highlights key development are as well as describers the specifics of the Canadian Air Force during that period. The paper focuses on the British Commonwealth Air Training Plan (BCATP), as well as establishing and deployment of different types of squadrons: fighter, bomber, transport, etc. One of the key objectives of the study is to examine the coordination between the Canadian Air Force units and the Western allies: Great Britain and the United States. The author concludes that Canada used its Air Force mainly for military purposes, i.e. to achieve certain political dividends. This, in particular, explains the persistence of the Canadian liberal government in its effort to achieve maximum independence for their Air Force units. The administration of W.L.M. King partially succeeded, because even partial success in this field (in conjunction with other wartime achievements) allowed Canada to enhance its foreign policy status in the postwar period.
Keywords: Canada, World War II, Royal Canadian Air Force (RCAF), W.L.M. King, BCATP.
Bl uchaevan@gmail.com