АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 72.03:727.1
А.А. Комлев
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗЕМСКОГО ШКОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УЕЗДАХ САРАТОВСКОЙ ГУБЕРНИИ
В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
Статья посвящена архитектурно-строительным проблемам формирования сети сельских школьных зданий земского периода. Проблематика сельского школьного строительства рассматривается в сопоставлении с историей уездных земств Саратовской губернии.
Саратовское земство, школьное строительство, уезды Саратовской губернии, земская школа.
A.A. Komlev
MAIN STAGES AND CHARACTERISTICS OF BUILDING SCHOOLS BY THE ZEMSTVO IN THE DISTRICTS OF SARATOV PROVINCE AT THE END OF 19-TH AND BEGINNING OF 20-TH CENTURIES
The article deals with the issues of architecture and building related to setting up a network of school buildings during the zemstvo period. Problems of building schools in the rural areas are considered as connected with the history of the zemstvo in the districts of Saratov Province.
Saratov zemstvo, building schools, districts of Saratov province, a zemstvo school.
Школьное строительство занимало особое место в ряду направлений земской деятельности. Земство не было полноправным хозяином в этой области и могло влиять на процесс развития школьного дела только через своих представителей в училищных советах. Но, тем не менее, практически вся хозяйственная и организационная работа при формировании школьной сети выполнялась земством. Наряду с земскими школами в уездах существовали также школы Министерства народного просвещения (министерские) и церковно-приходские школы. Кроме этого, существовало незначительное число частных и «иноверческих» школ. Нужно отметить, что министерские школы были лучше по своим архитектурно-планировочным характеристикам (из них двухклассных школ было около половины, тогда как земских и церковно-приходских школ такого типа было считанные единицы). Церковно-приходских школ было больше, чем земских, и многие из них были основаны еще в XVIII веке. Однако ни одно ведомство не уделяло такого внимания самой архитектуре школьного здания, как земство, стремившееся не только восполнить
постоянно существующий недостаток школ в уездах губернии, но и сделать процесс обучения максимально комфортным и удобным для школьников.
При учреждении земства в 1866 г. в его ведение перешло 38 школ в уездах, из которых только 2 были двухклассными (одна в Саратовском, и одна в Сердобском уезде). Такого числа школ было явно недостаточно. При этом степень участия уездного земства в деле народного образования в каждом из уездов заметно отличалась. В Вольском и Хвалынском уездах отношение к школам было «весьма равнодушным». Земство Вольского уезда не стремилось к открытию сельских школ вплоть до начала ХХ века. В Хвалынском же уезде предпринимались постоянные попытки избавиться от земских школ и перевести их в число церковно-приходских. В этих уездах также не было ни одной школы Министерства народного просвещения. Начальное образование было представлено главным образом церковно-приходскими школами, которых в Вольском уезде до 1866 г. было только 3, а в Хвалынском - только 2. Школьное строительство в Вольском уезде началось лишь с 1899 г. когда председателем губернской управы был избран бывший председатель Балашовской уездной управы Н.Н. Львов. Более или менее благополучной ситуация с числом школ была в Аткарском, Камышинском и Царицынском уездах, где в ведение земства изначально было передано около 10 школ на каждый уезд. Наиболее планомерное и активное школьное строительство велось Балашовским земством, где практически каждый год открывалось несколько школ. Особенно школьное строительство в Балашовском земстве активизировалось в 1900 г., когда председателем управы стал известный земский деятель К.Б. Веселовский [3, с.25].
В деле школьного строительства в уездах Саратовской губернии можно выделить несколько этапов - первый, когда земство не имело возможности всерьез заниматься школьным строительством. Все заботы по открытию школ ложились на местную уездную управу, а большая часть финансовых издержек - на крестьянскую общину. Губернское земство практически не координировало работу уездных земств. Этот этап длился до 1893 г., когда губернское земство было освобождено от тяготившей его ренты за Тамбово-Саратовскую железную дорогу. Некоторое оживление в школьном строительстве имело место в 1874 г., когда председателем губернской земской управы был избран энергичный деятель В. А. Федоровский, по инициативе которого земством впервые стали выдаваться ссуды на школьное строительство. В 1892 г. была создана Комиссия по народному образованию [1, с.501].
Сразу после этого, в 1894-1896 гг. губернской управой руководил правый консерватор А. А. Уваров, стремившийся к экономии средств и крайне скупо их расходовавший. Еще один пик школьного строительства пришелся на 1897 г., когда на школьное дело обратил внимание губернатор и призвал земство более активно в нем участвовать [1, с.511].
Наиболее активное строительство школ пришлось на начало XX века. В это время губернское земство активно включилось в работу над школьной сетью. Велись дискуссии о размере школьного участка, были выпущены образцовые планы школьных зданий, разработанных архитектором В.К. Карпенко. В 1897 г. было учреждено школьное бюро, позже преобразованное в Отделение народного образования. В 1901 г. земством было открыто 2 фонда - по выдаче беспроцентных ссуд и безвозвратных пособий для оказания помощи сельским обществам в строительстве школ [1, с.514]. Своего пика школьное строительство достигло в 1908 г., когда финансирование строительства школ почти полностью взяло на себя правительство, стремившееся к созданию системы всеобщего начального образования.
Сельские школы, составлявшие большинство уездных школ, требовали квартиры для учителей. Из сравнения зданий, построенных специально для школ, и зданий арендуемых, видно, что при строительстве школ предпочтение отдавалось проектам с квартирами. Это подтверждается и тем, что для наиболее распространенных одноклассных и более дорогих двухклассных, которые располагались только в специально построенных для них зданиях,
статистика числа квартир почти совпадает. Эта тенденция в равной степени характерна как для земских, так и для церковно-приходских школ. Министерские школы располагались, главным образом, в городах и крупных населенных пунктах, поэтому квартиры для учителей не требовались. Школы грамоты, ввиду кратковременности обучения в них, также не требовали квартир.
При выборе материала для постройки школы предпочтение отдавалось дереву. Кирпичных построек было значительно меньше, иногда использовался традиционный для Саратовской губернии прием обкладки деревянного здания кирпичом.
Таблица 1
Размещение квартир для учителей в специально построенных школьных зданиях (по данным 1903 г.)
Школы Министерские Земские Церковно-приходские Школы грамоты
есть нет есть нет есть нет есть нет
Одноклассные
По губернии 17 - 426 59 375 129 10 5
В % 100 87,5 12,1 74,4 25,6 56,7 33,3
Двухклассные
По губернии 23 4 24 3 13 5 - -
В % 85,2 14,8 88,9 11,1 72,2 27,8 - -
Размещение квартир для учителей в наемных школьных зданиях (по данным 1903 г.)
Школы Министерские Земские Церковно-приходские Школы грамоты
есть нет есть нет есть нет есть нет
Одноклассные
По губернии 1 1 10 56 14 38 6 77
В % 50,0 50,0 14,9 83,6 26,9 73,1 6,9 88,5
Дв\ /хклассные
По губернии - - - - - 2 - -
В % - - - - - - - -
Санитарно-гигиеническое состояние школ в большинстве случаев не отвечало требованиям, которым стремилось следовать земство. Сведения относительно санитарного состояния школ Саратовской губернии в начале ХХ в. имеются далеко не по всем уездам, только в трех уездах - Саратовском, Хвалынском и Камышинском -произведено описание школ [6, с. 310]. Но, основываясь на материалах указанных трех уездов, все же можно составить представление о санитарном состоянии школ этих уездов.
Данные по этим уездам отражают региональную специфику Саратовской губернии, имевшей неоднородный национальный состав. В Хвалынском уезде помимо русских школ существовали школы татарские, а в Камышинском - немецкие.
Из 16 существовавших татарских школ 13 находились в специально построенных зданиях при мечетях и три в наемных помещениях. Вентиляция была в высшей степени примитивной и представляла собой отверстие в стене или потолке. Школьная мебель в них почти отсутствовала, дети сидели «по-восточному», на полу, поджавши ноги, и только для письма пользовались небольшими скамеечками.
В немецких школах, называемых «шульцгаузами», до начала ХХ века сохранился тип немецкой школы, существовавшей в середине XVII века. Школьное здание использовалось не только для размещения школы, здесь же по праздникам совершались богослужения и, по окончании занятий, нередко происходили сельские сходы. Внутри такая школа представляла собою огромную комнату с хорами, освещаемую со всех четырех сторон окнами. В такой комнате могло быть размещено до 1000 учеников, и одновременно могли вести занятия 3-5 учителей. Перегородки, отделяющие один класс от другого, существовали далеко не во всех таких школах, и нередко одно отделение от другого разделялось только занавеской [6, с.313].
Программа образования в начальной школе предусматривала получение минимального набора знаний. Изначально в учебный план входили только Закон Божий, русский язык (чтение и письмо), арифметика (4 действия с целыми числами) и церковное пение [5, с.56]. Обучение данной программе не требовало зданий, имеющих специализированные классы или сложный инвентарь, поэтому развитие земской школьной архитектуры приходится на период начала ХХ века, когда школьная программа стала усложняться, а новые предметы, согласно распоряжению Министерства, могли вводиться только в школах, имеющих новые здания.
В уездах число специально построенных и приспособленных школьных зданий распределялось, как показано в табл. 3.
В начале 1910-х годов программа обучения в земских школах усложняется и стандартом становится 4-летнее образование. Крестьянские общества все чаще обращались к земству с просьбой об открытии школ «повышенного типа». Правительство, осознавая необходимость улучшения начального образования, в 1909 г. преобразовало существовавшие раньше городские училища в начальные высшие училища, призванные служить второй ступенью начального образования. Проекты сетей высших начальных училищ должны были составить губернские земства, однако на практике появление первых проектов сетей произошло только перед революцией.
Процентное соотношение числа специально построенных и приспособленных школьных зданий в уездах Саратовской губернии в 1903 г. [2, с.28]
Уезды Число школ Специально построенных В % Приспособленных В %
Сердобский 54 54 100 - 0
Хвалынский 14 14 100 - 0
Саратовский 81 78 97 3 4
Балашовский 106 102 97 4 4
Аткарский 81 74 92 7 9
Петровский 58 53 92 5 9
Кузнецкий 26 23 89 3 12
Царицынский 36 31 87 5 14
Камышинский 57 45 79 12 22
Вольский 9 6 67 3 34
Саратовское земство разработало свой проект в начале 1916 года. На тот момент в губернии существовало только одно начальное училище - в селе Макарове Аткарского уезда [4, с.8]. Одновременно с планами сети училищ встал вопрос о типе предназначавшегося для него здания. План его был разработан архитектором губернского земства В.К. Карпенко. Проект оказался лучше предложенного Министерством народного просвещения и был рекомендован к строительству в уездах губернии.
Таким образом, Саратовская губерния за несколько десятилетий существования земских органов смогла выйти на одно из лидирующих положений по масштабам школьного строительства. По данным 1903 г., число школ, специально построенных, значительно превышало число школ, размещенных в приспособленных зданиях, и составляло 91% от общего числа [2, с.26]. Многие из этих школ сохранились до конца ХХ века в практически неизменном состоянии, используя ресурс, заложенный еще земством.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веселовский Б.Б. История земства за 40 лет: в 3 т. / Б.Б. Веселовский. СПб., 1908.
Т. 3. 624 с.
2. Краткий обзор земско-школьного дела в России (по материалам Ярославской выставки Северного края 1903 г.). Ярославль, 1904. 40 с.
3. Материалы о состоянии народного образования в Саратовской губернии. Саратов: Саратовская губернская земская управа, 1916. 87 с.
4. Проект сети высших начальных школ. Саратов: Саратовская губернская земская управа, 1917. 10 с.
5. Фальборк Г.Л. Всеобщее образование в Росии / Г.Л. Фальборк. М., 1908. 356 с.
6. Фелицин Н.Н. Санитарно-гигиеническое состояние земских школ в Саратовской губернии: доклад X съезду врачей и председателей земских управ / Н.Н. Фелицин. Саратов, 1908. 410 с.
Комлев Алексей Александрович - Komlev Aleksey Aleksandrovich -
аспирант кафедры Graduate Student of the Department
«История архитектуры и градостроительства» of «History of Architecture and Municipal Московского архитектурного института Engineering» of Moscow Institute of Architecture
(государственной академии) (of the State Academy)
Статья поступила в редакцию 07.10.08, принята к опубликованию 10.12.08