Научная статья на тему 'АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА 1920-1930-Х ГГ. КАК ФАКТОР ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСЛАМА В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД'

АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА 1920-1930-Х ГГ. КАК ФАКТОР ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСЛАМА В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
402
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЕИЗМ / ПРОПАГАНДА / ИСЛАМ / ИСТОРИЯ / РЕЛИГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рольский А. И.

Рассматривается атеистическая пропагандистская кампания 1920-1930-х гг., в ходе проведения которой была обнаружена нехватка квалифицированных специалистов по изучению истории ислама. Констатируется, что результатом подобной ситуации стало развитие научных интересов и разработка исторических методов изучения истории ислама в творчестве отдельных учёных. В качестве примеров такого влияния рассмотрены некоторые работы Е. А. Беляева и Н. А. Смирнова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рольский А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATHEISTIC PROPAGANDA OF 1920S - 1930S AS A FACTOR OF THE STUDY OF ISLAM HISTORY IN THE SOVIET UNION. HISTORIOGRAPHICAL VIEW

The article is devoted to atheistic propaganda of the 1920s - 1930s in Soviet Union. A shortage of qualified specialists in the history of Islam discovered during campaign. As a result, atheistic propaganda was one of the factors that influenced the formation of scientific methods in the study of the history of Islam. As examples of such influence, the article examines some of the works by Evgeny A. Belyaev and Nikolai A. Smirnov.

Текст научной работы на тему «АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА 1920-1930-Х ГГ. КАК ФАКТОР ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСЛАМА В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД»

ИСТОРИОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 2 (30). С. 90-94. УДК 930

DOI 10.24147/2312-1300.2021.8(2).90-94

А. И. Рольский

АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА 1920-1930-х гг. КАК ФАКТОР ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСЛАМА В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

Рассматривается атеистическая пропагандистская кампания 1920-1930-х гг., в ходе проведения которой была обнаружена нехватка квалифицированных специалистов по изучению истории ислама. Констатируется, что результатом подобной ситуации стало развитие научных интересов и разработка исторических методов изучения истории ислама в творчестве отдельных учёных. В качестве примеров такого влияния рассмотрены некоторые работы Е. А. Беляева и Н. А. Смирнова.

Ключевые слова: атеизм; пропаганда; ислам; история; религия.

A. I. Rolsky

ATHEISTIC PROPAGANDA OF 1920s - 1930s AS A FACTOR OF THE STUDY OF ISLAM HISTORY IN THE SOVIET UNION. HISTORIOGRAPHICAL VIEW

The article is devoted to atheistic propaganda of the 1920s - 1930s in Soviet Union. A shortage of qualified specialists in the history of Islam discovered during campaign. As a result, atheistic propaganda was one of the factors that influenced the formation of scientific methods in the study of the history of Islam. As examples of such influence, the article examines some of the works by Evgeny A. Belyaev and Nikolai A. Smirnov.

Keywords: atheism; propaganda; Islam; history; religion.

Идеологические установки нового советского государства требовали пропаганды атеизма среди различных народов, проживавших на территории СССР. Атеизм не являлся самостоятельным институтом в идеологии советского государства, но он был составной частью марксистского учения, требовавшего разоблачения религиозных предрассудков. Показательна в этом отношении следующая оценка В. И. Ленина: «Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма» [1, с. 418].

Но какими интеллектуальными ресурсами обладал на тот момент Советский Союз

для осуществления данной борьбы? Политически мотивированная потребность создала необходимость в воспитании идеологически подкованных научных кадров. На первоначальном этапе для атеистической пропаганды использовались труды видных философов-материалистов, таких как Л. Фейербах, А. Герцен, Н. Радищев, конечно, работы К. Маркса и Ф. Энгельса, публиковавшиеся огромными тиражами. Однако, философская литература была сложна для понимания простого советского гражданина и, к тому же, не в полной мере отвечала политическим установкам советского государства во второй половине 1920-х - 1930-х гг. В итоге, в этот

© Рольский А. И., 2021

Атеистическая пропаганда 1920-1930-х гг. как фактор изучения истории ислама в Советском Союзе..

период формируется установка сделать атеизм более прикладным и понятным для широких масс советского населения.

Для этого необходимо было создать и привлечь специалистов по идеологии, которые на ярких примерах могли бы показать пагубность влияния религии на общественные отношения и вскрыть «корысть» служителей культа. Ислам как религия, принадлежность к которой была характерна для значительной доли населения СССР, не был исключением и также попал под данную пропагандистскую кампанию.

В период становления государственной идеологии сложилась ситуация, когда освещать историю ислама с позиций принципа партийности и классовости было просто некому. «Пёстрая картина 1920-1930 гг. отличается огромным количеством непрофессиональных авторов. Это было связано с потерей старых специалистов-религиоведов, не принявших советскую власть или непринятых ею, и с незрелостью молодых исследователей» [2, с. 174].

Будущие советские ориенталисты и религиоведы ещё только начинали свою научную деятельность. К таким молодым научным кадрам, впоследствии сформировавшим отечественную традицию востоковедения, можно отнести так называемые «три К» советского атеизма 1930-х гг.: Л. И. Климовича (окончил ЛГУ в 1929 г.), А. Н. Кочетова (окончил ЛИФИ в 1932 г.) и И. А. Крывелева (окончил МИФИ в 1934 г.). Однако в этот период формировались и научные взгляды не менее именитых востоковедов и исламоведов советского периода, например Н. А. Смирнова, проводившего изучение исламских традиций в полевых условиях, на основе которых уже к 1930 г. учёный опубликовал свои первые работы. Представляют интерес и взгляды на историю ислама этого времени у будущего доктора исторических наук Е. А. Беляева, формирование научных взглядов которого завершается к 1950-м гг.

Конечно, говоря об изучении ислама в XX в., нельзя не вспомнить выдающегося российского востоковеда академика В. В. Бар-тольда, чьё богатое наследие послужило многолетней базой для взращивания ориенталистов Советского Союза. Но труды В. В. Бар-тольда, в большинстве своём написанные

в дореволюционное время, носили просветительский характер, не раскрывали классовых интересов, отражённых в религиозных движениях, и были не пригодны для прикладных целей пропаганды атеизма.

На раннем этапе существования советского государства борьба с исламом не имела такого масштаба, как борьба с христианством. Кроме того, в 1920-х гг. молодая советская республика с помощью мусульманского духовенства пыталась даже сблизиться с определёнными силами в странах Востока. В связи с этим вопрос о нехватке специалистов по исламу в 1920-х гг. не стоял на повестке дня атеистической пропаганды.

В это время роль разоблачителей религии взяли на себя идеологи атеизма в целом. Специалисты такого рода зачастую черпали свои знания и представления об истории религий из трудов К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Площадкой для выражения позиций таких антирелигиозных апологетов стал журнал «Безбожник». «По-настоящему массовым изданием, пользовавшимся покровительством Е. Ярославского, стала газета "Безбожник", оказавшая огромное влияние на советскую антирелигиозную работу как официальный орган СВБ (Союз воинствующих безбожников (с 1925 по 1929 гг. - Союз безбожников СССР) - добровольная общественная организация, ставившая целью борьбу с религией во всех её проявлениях)» [3, с. 44].

Конечно, самым известным из воинствующих атеистов является Е. Ф. Ярославский, председатель Союза воинствующих безбожников и главный редактор вышеуказанного журнала, автор четырёхтомника «Против религии и церкви» и других сочинений. В предисловии к одному из своих главных трудов «Как родятся, живут и умирают боги и богини» Е. Ф. Ярославский отмечает возросший социальный запрос на изучение истории. «Разошедшийся в несколько дней выпуск книги "Как родятся боги", написанный, как материал к "комсомольскому рождеству", показал, что в широких массах существует потребность в знаниях истории религии в гораздо больших размерах, чем это было дано на протяжении каких-нибудь 50 страниц. Интересует не только история рождества тех или иных богов, но

прежде всего интересует вопрос о том, откуда произошла религия, как она образовалась, под влиянием каких причин и как развивалась она у разных народов» [4, с. 5].

Примечательно, что в ходе рассуждений об исламской религии в указанной монографии автор использует только два источника -«Жизнь Магомета» американского романиста Вашингтона Ирвинга (1783-1859) [5] и «Историю ислама с основания до новейших времён» немецкого ориенталиста Августа Мюллера (1848-1892) [6]. Использование данных сочинений XIX в. европейского и американского авторов не случайно. Новые советские специалисты по исламу в тот период ещё не успели сформироваться. Данное обстоятельство признаётся и самим Е. Ф. Ярославским: «Антирелигиозникам тюркских народностей следует собрать всю имеющуюся на тюркских языках литературу и дать о ней соответствующие отзывы и ознакомить её с содержанием русских товарищей (так в тексте. - А. Р.), для того чтобы они могли использовать опыт антирелигиозной работы среди мусульман... Русские товарищи совершенно незнакомы с тем, что в этой области уже делается среди мусульман. Это большой недостаток, точно так же как большим недостатком является то, что в нашей газете "Безбожник" до сих пор ещё очень мало корреспонденций с мест об этой работе» [7, с. 169].

В рассуждениях об исламе главный редактор «Безбожника» был тактичен, вероятно потому, что понимал, что огульная критика ислама на страницах указанного журнала не отвечала социально-политическим интересам советского государства: «. за последнее время в Азербайджане не было никаких сколько-нибудь значительных фактов, которые характеризовали бы острую борьбу с духовенством, и нам кажется совершенно правильной такая осторожная тактика в стране, где религиозный фанатизм питается всем мусульманским Востоком и где всякое обострение на почве религии в свою очередь неизбежно даст отражение на этом мусульманском Востоке.» [7, с. 51].

Это обстоятельство ещё раз подчёркивало необходимость иметь кадры, знающие историю ислама и способные подвергнуть её критике с научных позиций.

Включение в атеистическую пропаганду профессиональных историков, о которых было сказано выше, начинается только в 19291930 гг. «В ряду пионеров советского востоковедения, пришедших в науку в первое десятилетие после Октябрьской революции, достойное место принадлежит Николаю Александровичу Смирнову - учёному с широким диапазоном исследований, опытному педагогу и воспитателю, одному из создателей современной системы востоковедного образования в нашей стране» [8, с. 284].

В 1929 г. Н. А. Смирнов под патронажем Центрального совета Союза безбожников СССР публикует свою монографию «Чадра» [9]. Н. А. Смирнов начинал изучение ислама с религиозных обрядов и традиций. Вероятно, причиной тому были его первые научные командировки: «. т. Смирнов участвовал в научных командировках и летом 1929 выполнил научную командировку по заданиям КУТВ при ВЦИКе и НАВ по изучению труда и быта женщин Киргизской АССР» [8, с. 286].

Другой одарённый исследователь Востока, Евгений Александрович Беляев начал писать свои монографии значительно позже, только в 1950-е гг. Долгое время преподавал на кафедре истории и экономики стран Ближнего и Среднего Востока Московского института востоковедения. В 1965 г. из-под пера Е. А. Беляева вышла фундаментальная работа по ранней истории ислама «Арабы, ислам и арабский халифат в ранее средневековье» [10]. В своих работах по изучению истории ислама он подходил с позиций советского марксизма.

Свой вклад в развитие атеизма Е. А. Беляев делал в университетских аудиториях. Подтверждением тому служат воспоминая одного из его учеников - доктора исторических наук, востоковеда Роберта Григорьевича Ланда: «Евгений Александрович был щедр на уничтожающие характеристики многих первых правителей халифата, в частности таких, как "дважды зять посланника аллаха" Осман, "любитель породистых лошадей и молодых рабынь", сумевший стать третьим "праведным халифом", накопив при этом несметные богатства и потворствуя жадности и вороватости своих многочисленных родственников» [8, с. 317]. «Из всех

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 2 (30). С. 90-94.

Атеистическая пропаганда 1920-1930-х гг. как фактор изучения истории ислама в Советском Союзе.

Омейядов, - говорил Евгений Александрович, - Валид II наиболее известен как бездельник, распутник, пьяница и хулиган. В свободное от разгульных кутежей время он развлекался тем, что стрелял из лука в листы рукописи Корана, а на молитву в мечеть посылал вместо себя одну из любовниц» [8, с. 318].

Воспитанные в среде идей советского марксизма, исследователи религии, конечно, оказывались под влиянием этих идей и не могли исповедовать других. Подтверждением тому служат их биографии: «...Смирнов Н. А. безоговорочно принял Октябрьскую революцию.» [8, с. 284]; «Николай Александрович вновь добровольно вступает в ряды Красной Армии. Направленный в систему Главвсевобуча, он все годы гражданской войны был занят подготовкой кадров для Красной Армии.» [8, с. 285].

В современной научной среде есть различные мнения о влиянии атеистического фактора на изучение религий, в том числе и критические. Примером такой критики является точка зрения доктора философских наук К. М. Антонова, заведующего кафедрой философии и религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: «Следует отметить прежде всего два обстоятельства: 1) советский атеизм и возникающая в его контексте наука о религии вдохновлялись мощным освободительным пафосом; 2) именно в контексте этого пафоса достоверное знание о религии предстаёт не как самостоятельная, но как инструментальная ценность, причём эта инст-рументальность окрашена общим негативным отношением к предмету исследования: целью получения знания о религии как препятствия на пути к свободе является критика религии в перспективе её конечного изживания» [11, с. 64].

К. М. Антонов также говорит о том, что само атеистическое воспитание религиоведов того периода формировало их взгляды на изучение религии: «Выпускники вузов, прослушавшие курс "Основы научного атеизма", составляют теперь значительную часть лекторов и пропагандистов атеизма в городах и районах.

На данных основаниях выстраивалось и отношение "научного атеизма" к советскому обществу - передача знаний о религии была неразрывно связана с атеистической пропагандой, которую сами учёные в большинстве своём рассматривали как свой гражданский долг» [11, с. 72-73].

По нашему мнению, было бы заблуждением считать, что востоковеды и религиоведы Советского Союза, исследуя историю ислама, слепо отвергали иные научные подходы в рассмотрении данной проблемы, в том числе и буржуазных специалистов. Подтверждением этому может служить признание за рубежом монографии Е. А. Беляева «Арабы, ислам и арабский халифат в ранее средневековье», в 1969 г. изданной на английском языке.

Возможно, оказанное влияние атеистического фактора на суждения нескольких советских учёных позволило им в изучении историй возникновения религий избежать идеалистических теорий и представить свою концепцию исторического развития религий, в том числе и ислама. Возникновение же такой концепции было бы невозможно без изучения различных взглядов на зарождение исламской религии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ленин В. И. Об отношении рабочей партии к религии // Ленин В. И. Полн. собр. соч. -5-е изд. - М. : Изд-во полит. лит., 1968. -Т. 17. - С. 415-426.

2. Покровская С. В. Союз воинствующих безбожников в СССР: организация и деятельность (1925-1947) : дис. ... канд. ист. наук. - М., 2007. - 214 с.

3. Метель А. В. Становление антирелигиозной периодической печати в СССР (1919-1941 гг.) // Вестник Омского университета. - 2013. -№ 1. - С. 43-47.

4. Ярославский Е. Ф. Как родятся, живут и умирают боги и богини. - М. : Красная новь, 1923. - 281 с.

5. Ирвинг В. Жизнь пророка Мухаммеда. - М. : Университет. тип., 1857. - 291 с.

6. Мюллер А. История ислама от основания до новейших времён. - СПб., 1896. - 448 с.

7. Ярославский Е. Ф. Против религии и церкви. -М. : ОГИЗ, 1935. - Т. 3. - 563 с.

8. Мейер М. С. Николай Александрович Смирнов (1896-1983). Несколько документов из семейного архива // Слово об учителях. Московские востоковеды 30-60-х годов / редкол.: О. К. Дрейер, Г. Д. Тягай, П. М. Шаститко. -М. : Наука, Гл. ред. вост. лит., 1988. - С. 284297.

9. Смирнов Н. А. Чадра (происхождение покрывала мусульманской женщины, и борьба с ним). - М. : Безбожник, 1929. - 77 с.

10. Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в ранее средневековье. - М. : Наука, Гл. ред. вост. лит., 1965. - 280 с.

11. «Наука о религии». «Научный атеизм». «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России XX - начала XXI в. : коллектив. моногр. / науч. ред.: К. М. Антонов, Е. В. Воронцова. - М. : Изд-во ПСТГУ, 2014. - 261 с.

Информация о статье

Дата поступления

19 марта 2021 г.

Дата принятия в печать

20 апреля 2021 г.

Сведения об авторе

Рольский Александр Иванович - аспирант кафедры истории и теории международных отношений Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: alexsandrrolsky@gmail.com

Article info

Received March 19, 2021

Accepted April 20, 2021

About the author

Aleksandr I. Rolsky - Postgraduate Student of the Department of History and Theory of International Relations of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: alexsandrrolsky@gmail.com

Для цитирования

РольскийА. И. Атеистическая пропаганда 1920-1930-х гг. как фактор изучения истории ислама в Советском Союзе. Историографический взгляд // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 2 (30). С. 90-94. й01: 10.24147/2312-1300.2021.8(2).90-94.

For citations

Rolsky A.I. Atheistic Propaganda of 1920s -1930s as a Factor of the Study of Islam History in the Soviet Union. Historiographical View. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2021, vol. 8, no. 2 (30), pp. 90-94. DOI: 10.24147/2312-1300.2021.8(2).90-94 (in

Russian).

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 2 (30). С. 90-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.