Научная статья на тему 'АСУ ProCollege как средство построения индивидуальной траектории обучения студентов заочного отделения Златоустовского педагогического колледжа'

АСУ ProCollege как средство построения индивидуальной траектории обучения студентов заочного отделения Златоустовского педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АСУ PROCOLLEGE / ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / EXTRAMURAL DEPARTMENT / INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES / DISTANCE TECHNOLOGIES / ACS PROCOLLEGE / LMS MOODLE / AN ELECTRONIC TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даренских Л. А.

В статье раскрываются принципы построения образовательной программы студентов-заочников на основе АСУ ProCollege.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даренских Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATED CONTROL SYSTEM «PROCOLLEGE» AS A MEANS OF BUILDING INDIVIDUAL LEARNING TRAJECTORY OF STUDENTS OF THE EXTRAMURAL DEPARTMENT OF ZLATOUSTOVSKIY PEDAGOGICAL COLLEGE

The article describes the principles of the educational program part-time students on the basis of ACS ProCollege.

Текст научной работы на тему «АСУ ProCollege как средство построения индивидуальной траектории обучения студентов заочного отделения Златоустовского педагогического колледжа»

Окончание таблицы 2

Уровни деятельности Методы обучения Виды деятельности студентов

Второй уровень Метод проблемных ситуаций Самостоятельно готовит микробиологический препарат (мазок) из «зубного налета», окрашивает его методом Грамма, дифференцирует микроорганизмы в микробиологическом препарате

Третий уровень Организация частично-поисковой, исследовательской деятельности, а также деятельности по обобщению и рецензированию Осуществляет исследование микробиологического препарата под микроскопом; оперируя полученными знаниями, определяет морфологию микроорганизмов (определяет цвет, форму); данные заносит в дневник практики, делает выводы по обнаружению микрофлоры полости рта; дает рекомендации по гигиене полости рта; закрепляет материал через самостоятельное составление и решение проблемно-ситуационных задач

В процессе выполнения практической работы реализуются междисциплинарные связи (дисциплины: «Гигиена и экология человека», «Анатомия и физиология человека», «Пропедевтика клинических дисциплин»).

Правильное формирование профессиональных компетенций у будущих фельдшеров в даль-

нейшем позволит им грамотно выполнять как диагностику, так и профилактическую работу.

Таким образом, практикум по дисциплине «Основы микробиологии, иммунологии» является условием и средством формировании общих и профессиональных компетенций у будущих фельдшеров.

Библиографический список

1. Фоменко, Н. А. Компетентность и компетенция : Понятие и сущность [Электронный ресурс] / Н. А. Фоменко. — Режим доступа: Ийр://шшш.8ирег1п1:.гиМеш_Ье!р8ШЬ.рЬр?1Ь=2361.

2. Толковый словарь русского языка [Текст]. В 4 т. Т. 1 / под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Астрель : АСТ, 2000. — 848 с.

3. Леонтьев, А. Н. Эволюция психики. Избранные психологические труды [Текст] / А. Н. Леонтьев ; под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. — М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : Модек, 1999. — 411 с.

4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060101 Лечебное дело [Электронный ресурс] : приказ Минобразования и науки РФ от 28 окт. 2009 г. № 472. — Режим доступа: Ийр://шшш.дагап1ги/ргоЬи^8/1ро/рг1те/Ьос/12071847.

5. Прозоркина, Н. В. Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Прозоркина, Л. А. Рубашкина. — Ростов-н/Д. : Феникс, 2006.

6. Черкес, Ф. К. Микробиология [Текст] : учеб. пособие / Ф. К. Черкес, Л. Б. Богоявленская, Н. А. Бельская. — М. : Медицина, 2000.

7. Серкова, Г. Г. Самостоятельная работа учащихся образовательных учреждений : оптимизационный подход к развитию самостоятельной деятельности [Текст] / Г. Г. Серкова. — Челябинск, 2003. — 107 с.

УДК 377+371 Л. А. Даренских, преп. Златоустовского педа-

гогического колледжа, канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected]

АСУ PROCOLLEGE КАК СРЕДСТВО ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЗЛАТОУСТОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

В статье раскрываются принципы построения образовательной программы студентов-заочников на основе АСУ ProCollege.

Ключевые слова: заочное отделение, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные технологии, АСУ РгоОоИвдв, IМБ Мооб1е, электронное учебное пособие.

Образовательные программы в среднем специальном учебном заведении осваиваются в различных формах: очной и заочной. Для всех форм получения образования действует единый федеральный государственный образовательный стандарт.

Спецификой заочного обучения является то, что в его основе лежит принцип совмещения обучения и работы, который:

- обеспечивает востребованность такой формы получения образования в современных условиях;

- дает студентам возможность соотносить теорию с практикой, дополняя одно другим;

- позволяет студентам приобрести в период обучения профессиональный опыт, повышая свою конкурентоспособность на рынке труда;

- в целом способствует успешной профессиональной интеграции обучающихся.

Особенностью организации учебного процесса по заочной форме обучения является значительное преобладание доли внеаудиторной работы студентов в общей трудоемкости образовательной программы, что обусловливает необходимость:

- тщательного планирования, организации и контроля самостоятельной работы студентов;

- разнообразного методического обеспечения этого вида деятельности;

- широкого использования в учебном процессе инновационных информационно-коммуникационных и образовательных технологий.

В конце XX в. человечество вступило в новую стадию развития — постиндустриальное общество, развивающееся в информационное. Информационные и коммуникационные технологии, получившие распространение в этот период, расширяют границы таких фундаментальных понятий, как знание и язык, важнейшей функцией которого является получение и передача информации, знаний.

Под информационной технологией в одних случаях понимают способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, в других — совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами. Информационные технологии используются для достижения следующих педагогических целей:

1) развитие личности обучаемого, подготовка его к самостоятельной продуктивной

деятельности в условиях информационного общества;

2) реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;

3) интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса.

Компьютерные телекоммуникационные технологии обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривает как организацию учебного материала, так и общение (через электронную почту, телеконференции) с преподавателем, ведущим определенный курс. Такое обучение на расстоянии стали называть дистанционным обучением; в настоящее время оно получает все более широкое распространение.

Дистанционная форма обучения — это получение образования с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации без посещения учебного заведения. Технологической базой для организации дистанционного обучения являются персональные компьютеры, электронные учебники и вычислительные сети. Развитие сети коммуникаций и появление необходимых образовательных серверов в Интернете сделали реальностью распространение новых технологий дистанционного обучения [1].

К дистанционному обучению предъявляются следующие требования.

1. Расширение круга обучаемых должно оправдывать вложенные средства, поскольку для дистанционного обучения даже небольшой группы потребуется создание дополнительных (по сравнению с традиционной формой) условий. Затраченные средства должны при этом способствовать созданию образовательного пространства, превосходящего по своим возможностям то, которое предлагает традиционное учебное заведение [2].

2. Необходимо создать интернет-библиотеку с наглядно структурированным представлением информации [3].

3. Учебно-методическая работа преподавателей должна выйти на новый уровень за счет создания в сотрудничестве со специалистами в области педагогики, психологии и информационных технологий учебных материалов нового поколения, размещаемых в сетевой библиотеке [4].

4. Обучаемые должны иметь ясное представление о том, что от них требуется для получения качественного образования [5].

5. Необходимо выработать четкие единые критерии оценки знаний для преподавателей по всем изучаемым дисциплинам.

Одним из проектов российского дистанционного обучения является создание автоматизированной системы управления образовательным учреждением профессионального образования АСУ ProCollege. Главной идеологией этого проекта было использование положительно зарекомендовавшей себя платформы ЬМБ МооШе, которая является эффективной системой управ-

ления образовательным процессом при организации индивидуального обучения в составе группы внутри конкретного учебного курса.

В рамках АСУ ProCollege в Златоустовском педагогическом колледже создано электронное учебное пособие «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в образовательной деятельности», предназначенное для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности 050144 «Дошкольное образование» (рис. 1).

Рис. 1. Титульная страница электронного учебного пособия

Данное пособие содержит:

1) нормативный комплект (ФГОС СПО специальности 050144 «Дошкольное образование», программа и календарно-тематиче-ский план курса «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности», методические рекомендации по выполнению домашних контрольных работ и комплект заданий для контрольной работы);

2) методический блок, представляющий 5 разделов данной дисциплины и содержащий 45 полноценных лекций, 48 презентаций, дополняющих и расширяющих основной материал, а также 3 схемы;

3) блок контроля знаний, включающий тест по всему курсу и являющийся итоговым.

Применение такого пособия повышает мотивацию к обучению у студентов заочного отделения, обучающихся по специальности 050144 «Дошкольное образование», и развивает у них интерес к предмету, позволяет преподавателю реализовывать разноуровневое и дифференцированное обучение по курсу «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности», а также дает студентам возможность повысить свою информационную культуру и совершенствовать навыки работы на персональном компьютере с использованием современных информационных технологий.

Библиографический список

1. Загвязинский, В. И. Теория обучения : Современная интерпретация [Текст] / В. И. Загвя-зинский. — М., 2001.

2. Гершунский, Б. С. Философия образования [Текст] / Б. С. Гершунский. — М., 1998.

3. Майоров, А. Н. Тесты школьных достижений : Конструирование, проведение, использование [Текст] / А. Н. Майоров. — СПб., 1997.

4. Кастро, К. Компьютеры во внешкольном образовании [Текст] / К. Кастро, Т. Альфтан // Перспективы : вопросы образования. — М., 1991. — № 2.

5. Зинченко, В. П. Человек развивающийся [Текст] / В. П. Зинченко // Очерки российской психологии. — М., 1994.

УДК 377 Н. В. Ковалева, зам. директора по науч.-метод.

работе Миасского педагогического колледжа, Челябинская обл., г. Миасс (МПК), e-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

В статье раскрываются понятия «педагогические условия», «компетентность», «профессиональная компетентность», «профессионально-педагогическая компетентность», дается определение исследовательской компетентности, описаны необходимые педагогические условия формирования исследовательской компетентности студентов педагогического колледжа.

Ключевые слова: педагогические условия, профессионально-педагогическая компетентность, исследовательская компетентность.

Основополагающим условием развития России на современном этапе является становление постиндустриального общества и инновационной экономики знаний, что обозначено в Стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года и указывает на значительную роль личностного ресурса в развитии государства. Следовательно, данный процесс неразрывно связан с системой образования и направлениями ее модернизации на всех уровнях, которые реализуются через переход на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения и внедрение инновационного компетентностного подхода, что в совокупности обеспечит формирование творческой личности, готовой к непрерывному процессу саморазвития, самообразования, способной к созданию и внедрению инноваций.

Все вышесказанное свидетельствует о важности вопроса профессионально-педагогического образования. Современное общество нуждается в педагоге, способном к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инноваци-

онных процессах, готовом стабильно и компетентно решать имеющиеся и вновь возникающие профессиональные исследовательские задачи.

Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Педагог, находящийся в постоянном поиске, гораздо быстрее достигает высших уровней педагогического мастерства, профессионализма. Творчество неотделимо от исследования. Творческая деятельность переходит в исследовательскую всякий раз, когда педагог, решая обобщить свой опыт, внедрить опыт своих коллег или новые технологии, сознательно применяет такие методы исследования, которые дают возможность получить объективные данные о результатах проводимой им творческой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.