Образовательные технологии наука и практика
УДК 377:371 С. В. Байдосова, преподаватель
Златоустовского техникума технологий и экономики (ЗТТиЭ), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье обобщен опыт использования ИКТ на уроках теоретического и практического обучения у студентов очной и заочной форм обучения ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики».
Ключевые слова: профессиональная компетенция, профессиональный стандарт, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии.
В последнее время в профессиональной образовательной среде усилилось внимание к оценкам уровня профессиональной квалификации обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций. Это связано с повышением требований к квалификации специалистов со стороны работодателей [1].
В условиях информационного общества одним из основных элементов рабочего места любого специалиста (бухгалтера, товароведа, экономиста банка) является персональный компьютер как инструмент сбора, обработки, хранения и передачи информации [2].
Поэтому формирование на уроках общих и профессиональных компетенций будущих специалистов с использованием информационно-коммуникационных технологий является актуальной проблемой современного образовательного процесса.
В практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами.
В подходах к пониманию профессиональных компетенций можно выделить два основных направления толкования понятия «компетенция»:
- способность человека действовать в соответствии со стандартами;
- характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе.
Существует несколько подходов к описанию компетенций. Первый можно условно назвать функциональным, поскольку он основан на описании задач и ожидаемых результатов, а второй — личностным, так как в фокусе — качества человека, обеспечивающие успех в работе [3].
Использование ИКТ формирует у обучающихся такие профессиональные компетенции, как:
- применение в практических ситуациях методов расчета экономических показателей;
- использование основных методов и приемов статистики для решения практических задач коммерческой деятельности;
- применение методов и приемов анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Используя ИКТ и электронное обучение на уроках теоретического и практического обучения студентов очной и заочной формы обучения, в работе творческой студенческой лаборатории, мы ориентируемся не только на образовательные, но и на профессиональные стандарты.
Так, в соответствии с профессиональным стандартом «Бухгалтер», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 декабря 2014 г №1061н, специалист должен обладать необходимыми умениями использования компьютерных программ для ведения бухгалтерского учета, информационных и справочно-правовых систем [4].
При преподавании экономических дисциплин, в частности, при освоении студентами МДК 04.02 «Основы анализа по данным бухгалтерской отчетности», дисциплин «Экономика организации», «Статистика», мы применяем программу Microsoft Excel, «Мастер функций» которой позволяет использовать при проведении расчетов более 400 математических, статистических, финансовых и других специализированных функций.
В практических работах по дисциплинам и МДК представлена методика расчета показателей, приведен алгоритм решения задач, записаны соответствующие формулы — все это позволяет студентам не только производить расчеты и анализировать полученные данные, но и закреплять ранее изученный материал. В процессе изучения МДК 04.02 студенты выполняют решение сквозной задачи в программе Microsoft Excel и проводят анализ всех экономических показателей деятельности предприятия торговли (товарооборота, товарных запасов, показателей по труду, валового дохода, издержек обращения, прибыли), а также
анализ финансового состояния предприятия. При изучении дисциплин «Статистика», «Экономика организации» прогнозируют и производят расчет показателей, относительных, средних величин, показателей динамики, индексов.
При изучении дисциплины «Налоги и налогообложение» студенты знакомятся с программным обеспечением продуктов ФНС России «Налогоплательщик», «3-НДФЛ», формируют книгу покупок и продаж, работают с нормативной базой «Гарант», что способствует развитию профессиональных навыков и умений бухгалтера при формировании налоговой отчетности для сдачи в инспекцию ФНС России.
При подготовке к урокам студенты выполняют в рамках рабочей программы самостоятельную работу и используют интернет-ресурсы: сайты РОССТАТА, ФНС РФ и др.
Студенты, изучающие дисциплину «Бизнес-планирование», занимаются разработкой бизнес-планов по одному из направлений, в процессе работы студенты проводят маркетинговые исследования спроса покупателей на отдельные товары, а затем разрабатывают таблицы, планируют и производят расчеты экономических показателей с использованием ПК, программы Microsoft Excel, при этом осуществляется формирование профессиональных и общих компетенций бухгалтера, товароведа.
Перед творческой студенческой лабораторией «Исследователь» стояла задача собрать и обработать материал об истории развития торговли в городе Златоусте. При этом студенты занимались не только сбором архивных данных, но и обработкой полученной информации (оформлением данных в виде таблиц, построением графиков, анализом данных), используя графический и табличный редактор.
Удельный вес по формам торговли в общем объеме товарооборота
100 % 100 %
Государственных Кооперативных Частных Итого
предприятий предприятий предприятий
в 1924/25 гг. о 1925/26 гг.
Рис. 1. Диаграмма, выполненная студентами ТСЛ «Исследователь»
Инновационное развитие профессионального образования
В прошлом году в рамках изучения дисциплины «Статистика» студенты II курса провели опрос мнения обучающихся по специальностям «экономика и бухгалтерский учет» и «банковское дело».
Статистическое наблюдение прошло в три этапа:
- первый этап — сбор сведений (опрос);
- второй этап — группировка данных, их обработка, в том числе построение таблиц, рас-
чет показателей (первый и второй этапы осуществили студенты группы 2Д — будущие товароведы);
- третий этап — обработка данных на компьютере, построение графиков, обобщение данных опроса (студенты группы 2Б), выступление с докладом на конференции «Кон -курентоспособность специалиста на рынке труда».
18%
27%
37%
.........................Ш
18%
□ Целеустремленность
□ Внешний вид
□ Знание теории
□ Умение общаться
Рис. 2. Диаграмма, выполненная студентами в рамках СН (дисциплина «Статистика»)
По данным опроса мы выяснили, что наши студенты, для того чтобы стать конкурентоспособными специалистами своего дела, готовы сегодня хорошо учиться, быть ответственными (60,9 %), всесторонне развитыми (17,4 %), целеустремленными; они уже сегодня решительно настроены на конечный результат — стать главными бухгалтерами, управляющими банков или открыть свое дело.
Одним из важных и значимых моментов в информатизации образовательного процесса считаю работу в среде ProCollege, созданной на основе системы дистанционного управления обучением LMS Moodle [5]. Главная задача для преподавателя — разместить УМК по дисциплине, профессиональному модулю, а для студента — воспользоваться данной информацией как элементом, структурной единицей рабочей программы при ее освоении. Особенно важно использование АСУ ProCollege, созданной на основе системы управления дистанционным обучением Moodle, для студентов заочного отделения, у которых время на аудиторные занятия ограничено в рамках 160 часов в год.
Система ProCollege позволяет педагогу разместить, во-первых, рабочую программу, кален-дарно-тематические планы для студентов как очной, так и заочной формы обучения, во-вто-
рых, курсы лекций, задания контрольных работ, презентации по темам и разделам дисциплины и ПМ. Особенно данный учебный материал важен при подготовке к зачетам и экзаменам для студентов заочного отделения, потому что большой удельный вес в освоении дисциплины, профессионального модуля у них занимает самостоятельная работа.
Для итоговой аттестации по дисциплине или ПМ каждый студент должен выполнить все практические работы, предусмотренные рабочей программой. Однако бывают уважительные причины, по которым студент не может присутствовать на практическом занятии (болезнь, спортивные соревнования и т. п.). Именно для таких случаев в ProCollege выкладываются практические работы, которые студент может выполнить самостоятельно, изучив теоретический материал. Кроме этого, выложена рабочая тетрадь, где студент отвечает на теоретические вопросы, распечатывает ответы и приходит после болезни на урок с выполненным домашним заданием. В системе представлены важные для дисциплин экономического цикла по всем специальностям статистические данные об объемах товарооборота, величине прожиточного минимума, численности безработных, пенсионеров, средней заработной плате (можно также
воспользоваться ссылками на электронные адреса сайтов Росстата).
В-третьих, в системе ProCollege доступен электронный журнал с оценками, где студент может посмотреть динамику успеваемости по дисциплине, профессиональному модулю.
Использование дистанционных образовательных технологий предоставляет обучающимся заочной формы обучения возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства (ХМАО; ЮГРА).
Для работы со студентами заочной формы обучения используются кейс-технологии, подразумевающие использование набора учебно-методических комплексов (УМК). В него входят курсы лекций, вопросники, методические указания к контрольным работам, практическим, лабораторным, контрольным занятиям и т. д. (в печатном виде, на компакт-дисках или в виде сочетания того и другого), которые передаются обучающимся.
Студентам заочного отделения в филиалах, находящихся на значительном отдалении от головного техникума (Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск), все вышеперечисленные материалы предоставляются в электронном виде, при
Библиографический список
необходимости — через электронную почту. Учебно-методические комплексы сгруппированы по курсам, специальностям и семестрам.
Согласно учебному графику студент изучает курс лекций, выполняет контрольные задания, отправляет по электронной почте свои решения и, если возникают трудности, задает вопросы.
При выполнении курсовых и дипломных работ студенты северных филиалов в межсессионный период отправляют отдельные главы, разделы работ через электронную почту, а в ответ получают консультации и рекомендации. При подготовке к защите выпускной квалификационной работы проводятся заочные консультации через e-mail, Skype.
В 2015/16 учебном году в г. Нижневартовске осуществлялось дистанционное взаимодействие со студенткой, которая является инвалидом-колясочником и ограничена в передвижении. Такое взаимодействие позволило ей обучаться и получать специальность.
Использование ИКТ на уроках способствует формированию и развитию у студентов общих и профессиональных компетенций как ключевого элемента конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда.
1. Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер» [Электронный ресурс] : [приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.12.2014 № 1061 н]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70852774/.
2. Алешин, Л. И. Информационные технологии [Текст] : учеб. пособие / Л. И. Алешин. — М. : Маркет ДС, 2014. — 384 с.
3. Вдовин, В. М. Информационные технологии в налогообложении [Текст] : учеб. пособие / В. М. Вдовин, Л. Е. Суркова, А. В. Смирнова. — М. : Дашков и К, 2014. — 208 с.
4. Алиев, В. С. Информационные технологии и системы финансового менеджмента [Текст] : учеб. пособие / В. С. Алиев. — М. : Форум ; ИНФРА-М, 2013. — 320 с.
5. Башарина, О. В. Проектирование дистанционных образовательных курсов на основе трансдисциплинарного учебно-методического комплекса специальности [Текст] / О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — № 1. — С. 41-49.
УДК 372.016:53 И. А. Мазурина, преподаватель
Южно-Уральского государственного технического колледжа (ЮУрГТК), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ: НОВЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
В статье анализируются образовательные интернет-ресурсы, позволяющие совершенствовать процесс преподавания физики в организациях профессионального образования.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, компьютерные средства обучения, интернет-ресурсы, виртуальная лаборатория, анимация.