Научная статья на тему 'АСТРОТУРФИНГ И ПРИЗЫВЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ К УЧАСТИЮ В ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫХ УЛИЧНЫХ ПРОТЕСТАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АСТРОТУРФИНГ И ПРИЗЫВЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ К УЧАСТИЮ В ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫХ УЛИЧНЫХ ПРОТЕСТАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
135
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ПУБЛИКА / YOUTUBE / АСТРОРУФЕР / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТРОЛИНГ / ФАБРИКИ ТРОЛЛЕЙ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ ТРОЛЛЕЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Князев Константин Сергеевич

Проведенные исследования показали, что в настоящее время в сети интернет, а именно, на платформе YouTube созданы сообщества служащие независимыми форумами, на которых не только последователи оппозиционных групп, но и критики могут открыто вести диалог. С помощью сочетания цифровых методов были анализированы динамика и закономерность комментариев среди видеороликов, опубликованных на канале YouTube, которые сообщают о общенациональных уличных протестах в России с 2017 по 2019 год или призывают к участию в них. Проведенные исследования показали, что была предпринята попытка привлечь платных комментаторов или, так называемы, астротурферов на основе различных атрибутов (уровни активности учетной записи, активность комментариев видео и временной шкалы сообщений). Кроме того, была проведена выборка потенциальных астротурфингов, изучение их стратегических ролей, которые можно назвать следующим образом: продвижение, прерывание, неуважение и недоверие. Эта статья пытается заложить основу для дальнейшего изучения виртуальной публичной сферы на YouTube.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASTROTURFING AND CALLS ON THE INTERNET TO PARTICIPATE IN NATIONWIDE STREET PROTESTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The conducted research has shown that currently on the Internet, namely on the YouTube platform, communities have been created serving as independent forums where not only followers of opposition groups, but also critics can openly engage in dialogue. Using a combination of digital methods, the dynamics and regularity of comments among videos published on the YouTube channel that report on nationwide street protests in Russia from 2017 to 2019 or call for participation in them were analyzed. Studies have shown that an attempt was made to attract paid commentators or so-called astroturfers based on various attributes (account activity levels, video comment activity and message timeline). In addition, a sample of potential astroturfing was conducted, the study of their strategic roles, which can be called as follows: promotion, interruption, disrespect and distrust. This article attempts to lay the foundation for further study of the virtual public sphere on YouTube.

Текст научной работы на тему «АСТРОТУРФИНГ И ПРИЗЫВЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ К УЧАСТИЮ В ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫХ УЛИЧНЫХ ПРОТЕСТАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343.8

DOI 10.23672/11897-8096-4904-c

Князев Константин Сергеевич

преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Омская академия МВД России konstantin.knyazev.1986@mail.ru

Konstantin S. Knyazev

Lecturer of the Department

of Activity of Internal Affairs Bodies

in Special Conditions,

Omsk Academy of the Ministry

of Internal Affairs of Russia

konstantin.knyazev.1986@mail.ru

Астротурфинг и призывы в сети интернет к участию в общенациональных уличных протестах в российской федерации

Astroturfing and calls

on the internet to participate in nationwide street protests in the russian federation

Аннотация. Проведенные исследования показали, что в настоящее время в сети интернет, а именно, на платформе YouTube созданы сообщества служащие независимыми форумами, на которых не только последователи оппозиционных групп, но и критики могут открыто вести диалог. С помощью сочетания цифровых методов были анализированы динамика и закономерность комментариев среди видеороликов, опубликованных на канале YouTube, которые сообщают о общенациональных уличных протестах в России с 2017 по 2019 год или призывают к участию в них. Проведенные исследования показали, что была предпринята попытка привлечь платных комментаторов или, так называемы, астротурферов на основе различных атрибутов (уровни активности учетной записи, активность комментариев видео и временной шкалы сообщений). Кроме того, была проведена выборка потенциальных астротурфин-гов, изучение их стратегических ролей, которые можно назвать следующим образом: продвижение, прерывание, неуважение и недоверие. Эта статья пытается заложить основу для дальнейшего изучения виртуальной публичной сферы на YouTube.

Ключевые слова: виртуальная публика, YouTube, астроруфер, идеологический тролинг, фабрики троллей, идентификация троллей.

Annotation. The conducted research has shown that currently on the Internet, namely on the YouTube platform, communities have been created serving as independent forums where not only followers of opposition groups, but also critics can openly engage in dialogue. Using a combination of digital methods, the dynamics and regularity of comments among videos published on the YouTube channel that report on nationwide street protests in Russia from 2017 to 2019 or call for participation in them were analyzed. Studies have shown that an attempt was made to attract paid commentators or so-called astroturfers based on various attributes (account activity levels, video comment activity and message timeline). In addition, a sample of potential astroturfing was conducted, the study of their strategic roles, which can be called as follows: promotion, interruption, disrespect and distrust. This article attempts to lay the foundation for further study of the virtual public sphere on YouTube.

Keywords: virtual public, YouTube, astroofer, ideological trolling, troll factories, troll identification.

Введение. В 2011 году наиболее используемой оппозицией социальной средой была платформа «vk.com». Три года спустя этот носитель был приобретен группой компаний Mail.ru. В тоже время, согласно отчету Freedom House (2013), оппозиционные группы наряду с властями различных государств начали делать ставку на платных комментаторов в больших масштабах [1]. Цель - манипулировать мнением людей в интернете. Таким образом, это представляет большую опасность для безопасности государства. Платформы социальных сетей, описанные в науке как потенциально общественные сферы, по-видимому, стали инструментами социального контроля. В 2017 году более 100000 человек в

83 российских городах вышли на улицу, все их действия координировали с помощью платформы УоиТиЬе, также используемой в качестве носителя протестной сети. Российский оппозиционный активист и основатель «фона борьбы с коррупцией» Алексей Навальный запустил свой первый УоиТиЬе-канал в июле 2013 года после Болотного дела. С 3,2 миллионами подписчиков (по состоянию на январь 2020 года) канал, по мнению оппозиционного сообщества, в основном, ОН служил платформой для публикации антикоррупционных расследований, проведенных агентством. Все эти документальные фильмы собирали многомиллионные просмотры, в частности, фильм-расследование про Д.А. Медведева,

насчитывал более 32 миллионов просмотров и 112000 комментариев. Сообщество, созданное Навальным и его командой на платформе УоиТиЬе, находилось особняком среди других по следующим четырем причинам:

- во-первых, из-за чрезвычайно высокой эффективности и резонанса канала УоиТиЬе; политической фигуры Навального, которая не может выступать ни в каких государственных СМИ;

- во-вторых, из-за формата материала, представленного в виде документальных фильмов;

- в-третьих, из-за пространства, предоставляемого при этом для комментирования и критики коррупционных расследований. Девиз канала -«Здесь говорят правду», что, похоже. приводит к неограниченному участию и открытому обсуждению;

В-четвертых, платформа стала основной параллельно с группами ЁаоеЬоок, которые возглавляли местные протестные организации, основная Протестная организационная сеть России [2].

Цель данного исследования состоит в том, чтобы использовать комбинацию различных цифровых методов проанализировать динамику и закономерности комментариев среди видеороликов, опубликованных на канале УоиТиЬе Алексея Навального. При этом платные комментаторы и их роль в обсуждении должны быть идентифицированы на основе наблюдаемого поведения в Интернете. Следующие исследовательские вопросы руководят каждым шагом этого исследования: как аудитория реагирует на видео, пытающееся создать протестную сеть? Какие доминирующие темы характеризуют эти реакции? Какие стратегии идеологического Троллинга могут быть идентифицированы в поведении потенциально платных троллей? Какие критерии могут быть полезны при выявлении скоординированного поведения троллей на УоиТиЬе?

Проблемой исследования является феномен платных троллей или астротурферов в социальных сетях, а также - попытки разработать методы обнаружения их в социальных сетях.

Предметом исследования социальные сети на различных платформах в сети Интернет, а конкретнее - комментарии пользователей по оппозиционным видео материалам.

Результаты исследования.

Обнаружение ботов требует применения автоматизированных компьютерных программ-как правило, контролируемых или автоматических алгоритмов обучения [3].

Чтобы определить, контролирует ли человек или бот учетную запись в социальных используют следующие критерии:

1) чрезмерная активность;

2) нет настройки учетной записи;

3) нет метаданных GPS;

4) числовое отношение ретвитов к оригинальным твитам;

5) числовое отношение последователей к последователям;

6) дата создания учетной записи;

7) случайность имени пользователя.

С некоторой осторожностью эти критерии могут быть применены и к обнаружению троллей. Тролли мало мотивированы, чтобы хорошо выполнять свою работу, поэтому они копируют сообщения от других, чтобы уменьшить свою рабочую нагрузку. Кроме того, астротурфер часто пишет политические комментарии под разными именами, что позволяет критериям (2) до (7) быть полезными в их распознавании.

Но, в целом, распознавание троллей или астротурферов оказывается сложной задачей для машинного обучения. Астротурферы, в отличие от ботов, - это люди, которые обычно публикуют вручную и часто создают пользовательские сообщения. Они не просто скрывают свою личность и публикуют комментарии анонимно, а скорее пытаются казаться обычными пользователями.

Таким образом, задача состоит не только в том, чтобы обнаружить подозрительную деятельность, но и в том, чтобы „отличить один класс людей от другого. Кроме того, для обнаружения троллей или астротурферов можно рассмотреть временную шкалу, основываясь на предположении, что тролли будут следить за оплачиваемой очной деятельностью и будут одними из первых, кто высказывается по этому вопросу. Чтобы найти способ отличить платных троллей от тех людей, чье мнение действительно соответствует правительственной пропаганде, ученые используют данные правды, то есть, просочившиеся документы, такие как инструкции для астротурферов, списки троллей, IP-адреса в сочетании с различными методами, такими как назначение авторства или сентиментальный анализ.

Платные тролли обычно преследуют следующие цели:

- поддержать антиправительственную или проправительственную дискуссию;

- отвлечь пользователей от опасных тем или полностью прервать дискуссию, провоцируя пользователей некоторыми радикальными заявлениями и запуская запреты (продвижение, отвлечение и призыв к действию).

В связи с протестами, это может произойти в виде призывов к экстремистским акциям или радикализации мирного собрания.

В контексте России, где доверие к государственным институтам и общественным средствам массовой информации в целом низкое и продолжает снижаться, очень важно вовлечь виртуальную общественность в дискурс. Несмотря на

фрагментацию онлайн-аудитории, новые социальные сети - это платформы, на которых можно распознать демократические процессы.

После принятия vk.com в 2014 году и запрет Telegram в 2018 году основные оппозиционные силы России перешли на YouTube, и платформа быстро приобрела общественно-политическое значение. Она предоставляет политическим диссидентам возможность высказывать непопулярные мнения, которые могут быть распространены без государственных средств массовой информации. На YouTube также могут быть созданы сети сторонников, которые имеют вполне протестный потенциал. Исследование YouTube в России имеет решающее значение, поскольку эта платформа, в отличие от социальных сетей, таких как Twitter и Facebook, имеет высокую долю рынка в этой стране. Это исследование дает основание для установления матрицы критериев, созданной на основе других атрибутов, чтобы с определенной вероятностью определить, является ли пользователь или пользователь на самом деле астро-турфером. Это исследование фокусируется на

Литература:

1. Дом Свободы (2013): Свобода в Сети: Глобальная оценка Интернета и цифровых МЕДИА. URL : https://freedomhouse.оrg/sites/default/fil es/re-sources/FOTN%202013%20Summary%20of% 20Findings.pdf (11.07.2020)

2. Гпазунова Софья. Посредничество в популистском дискурсе в России через YouTube: Дело Алексея Навального. В: Акимов, Александр/Казакевич, Геннадий (Hg.): 30 лет со дня падения Берлинской стены. Сингапур : Пэлгрейв Макмиллан, 2000. С.191-213.

3. Стакепь Денис. Обнаружение ботов в российском политическом Твиттере / Д. Стакель, С. Ста-нович, Р. Бонно, А. Такер Джошуа. В: Большие данные. 2017. № 5(4). С. 310-324.

манипулятивных методах, которые ставят под сомнение существование виртуальной общественности. Astroturfer соответственно.

Астротурферы или платные тролли - это явление, которое также все больше и больше темати-зируется и изучается в науке. Таким образом, - с разными результатами - в нескольких исследованиях была предпринята попытка идентифицировать платных троллей.

Препятствием в исследованиях является отсутствие данных Ground Truth, поэтому эффективность этих критериев не может быть проверена. Тем не менее, исследования показывают, что тролли имеют организованное, подобное поведение, что говорит о координации или копировании поведения. Подтверждение подобных стратегий, утверждений, слов и рассуждений является важным первым шагом к идентификации троллей. Будущие исследования могут использовать сетевой анализ в качестве альтернативного метода извлечения образцов троллей и подвергать деятельность более глубокому анализу.

Literature:

1. Freedom House (2013): Freedom on the Net: A Global Assessment of Internet and Digital Media. URL : https://freedomhouse.org/sites/default/files/re-sources/F0TN%202013%20Summary%20of%20 Findings.pdf (11.07.2020).

2. Glazunova Sofya. Mediating Populist Discourse in Russia via YouTube: The Case of Alexey Navalny. In: Akimov, Alexandr/Kazakevitch, Gennadi (Hg.): 30 Years since the Fall of the Berlin Wall. Singapore: Palgrave Macmillan, 2020. P. 191-213.

3. Glass Denis. Discovery of bots on Russian political Twitter / D. Stackel, S. Stanovich, R. Bonneau, A. Tucker Joshua. Q: Big data. 2017. № 5(4). P. 310324.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.