Научная статья на тему 'YOUTUBE КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОТЕСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЁЖИ'

YOUTUBE КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОТЕСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
229
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
YOUTUBE / ПРОТЕСТНЫЕ НАСТРОЕНИЯ МОЛОДЁЖИ / ОППОЗИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чернявская Е.А., Фокина Н.Н.

Современные информационно-коммуникационные технологии становятся главным инструментом по мобилизации молодёжи и её самоорганизации, в том числе, и в протестной активности. В статье перечислены представленные на YouTube блогеры, рассмотрен кейс «Алексея Навального», проанализированы инструменты манипулирования сознанием молодёжи, подобраны рекомендации специалистам по работе с молодежью для решения проблемы влияния оппозиционных деятелей на мысли, ценности молодых поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Чернявская Е.А., Фокина Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTUBE AS A FACTOR IN THE FORMATION OF YOUTH PROTEST POTENTIAL

Modern information and communication technologies are becoming the main tool for mobilizing young people and their self-organization, including in protest activity. The article lists the bloggers presented on YouTube, considers the case of "Alexey Navalny", analyzes the tools for manipulating the minds of young people, and compiles recommendations for youth workers to solve the problem of the influence of opposition figures on the thoughts and values of young generations.

Текст научной работы на тему «YOUTUBE КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОТЕСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЁЖИ»

Раздел II. МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

УДК 316.658-053.81:004.738

YOUTUBE КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОТЕСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЁЖИ

Е.А. Чернявская, Н.Н. Фокина

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Современные информационно-коммуникационные технологии становятся главным инструментом по мобилизации молодёжи и её самоорганизации, в том числе, и в протестной активности. В статье перечислены представленные на YouTube блогеры, рассмотрен кейс «Алексея Навального», проанализированы инструменты манипулирования сознанием молодёжи, подобраны рекомендации специалистам по работе с молодежью для решения проблемы влияния оппозиционных деятелей на мысли, ценности молодых поколений.

Ключевые слова: YouTube, протестные настроения молодёжи, оппозиционная деятельность, инструменты формирования мнения.

Последние несколько лет протестные настроения молодых людей в России на постоянной основе присутствуют в медиа-пространстве как одна из главных тем социально-политической жизни страны. Особенно выражением активного протеста обеспокоены российские парламентарии. Они выпускают законы, связанные с ограничением распространения запрещённой информации, направленной на привлечение несовершеннолетних к участию в несанкционированных массовых и публичных мероприятиях [Ошибка! Закладка не определена.], вводятся новые правила проведения митингов [2]. Против конкретных агитаторов возбуждаются уголовные дела, а юридические лица признают экстремистскими организациями и именуют иностранными агентами.

© Чернявская Е.А., Фокина Н.Н., 2021 123

УоиТиЬе, исполняя функцию бессрочного хранителя видео, содержит в себе терабайты данных массовой культуры. Видеохостинг сам стал частью современной массовой культуры. По данным отраслевого доклада Роспечати за 2019 г., для российской молодежи основным источником новостей и развлекательного контента стала платформа YouTube [3, с. 95-96]. Несмотря на то, что сайт появился недавно - в 2005 г., а на территории России в 2007 г., он активно продолжает набирать аудиторию по сей день и является самым популярным хостингом для просмотра видео в мире [4]. Каждый месяц на УоиТиЬе заходят почти два миллиарда пользователей, среди которых основная часть -молодёжь в возрасте от 18 до 34 лет [5]. Видео удовлетворяет всем требованиям молодых поколений: быстрота получения информации, наглядность, разнообразие.

На платформе существуют сотни каналов оппозиционной направленности, а спектр их специализации очень широк. Крупнейшими и самыми узнаваемыми из них являются представительства оппозиционных СМИ. Речь идет про «Дождь»*, который раньше имел место в сетке телевизионного вещания, а затем полностью переместился в Интернет; Интернет-издание «Meduza»**, развивающая свой канал в направлении развлекательно-образовательного контента; «Медиазона»***, специализирующаяся на судебной системе и связанных с ней политическими историям; «Важные истории»* и «Проект»****, размещающие на УоиТиЬе журналистские расследования в отношении российских политиков. Свои каналы околооппозиционной направленности ведут и такие единоличные

* Включен в «Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента» Министерством юстиции РФ 20.08.2021.

** Включен в «Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента» Министерством юстиции РФ 23.04.2021.

*** Включен в «Реестр иностранных средств массовой информации, выпол-

няющих функции иностранного агента» Министерством юстиции РФ 29.09.2021.

журналисты, как Юрий Дудь, Ксения Собчак, Алексей Пивоваров, Илья Варламов, делающие акцент на социальных проблемах в стране. Особое место на платформе заняли общественные деятели, политики и политтехнологи, которые продвигают и популяризируют свои идеи с помощью платформы: Михаил Све-тов, Максим Кац, Дмитрий Гудков.

Из представленных в медиапространстве оппозиционных деятелей самой яркой личностью является Алексей Навальный и его команда Фонда Борьбы с Коррупцией***** (далее по тексту -ФБК). Их деятельность на YouTube является уникальной с точки зрения масштаба охвата аудитории, влияния на политическую самоидентификацию молодёжи, а также возможности переноса протеста из «онлайн» в «оффлайн». Уникальность их присутствия на YouTube также заключается и в том, что данная площадка помогает им освещать не стихийный самоорганизующийся протест, а поддерживать перманентный протест вне зависимости от повода: начиная от конкретных историй, связанных с коррупцией и заканчивая выборами в муниципалитеты и даже на место президента [6].

YouTube-канал «Алексей Навальный» был зарегистрирован 6 июля 2013 г., однако настоящую популярность обрёл только в 2017 г. после публикации видеоролика «Он вам не Димон», в

J«L Т-1 "Г/«*****

котором команда ФБК рассказала про коррупционные схемы, связанные с бывшим Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым [7]. Данный фильм был приурочен к предвыборной кампании Алексея Навального на пост Президента для привлечения внимания к собственной персоне и противопоставления себя действующей власти. И, несмотря на то, что на политическом поле у блогера не сложилось, он со своими соратниками смог опробовать и оценить возможности видеохостинга как действенного канала связи с молодым поколением. Эксперимент показал положительный результат, а потому бло-гер пользуется площадкой по сей день.

***** Включен в «Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции

иностранного агента» Министерством юстиции РФ 12.05.2021.

На сегодняшний день на этом канале 6,5 млн. подписчиков, а общее количество просмотров достигло миллиарда. Колоссальные цифры связаны, прежде всего, с доверием молодых зрителей к автору и к данным, которые он предоставляет. По результатам соцопросов порядка 80 процентов молодёжи, смотрящих блогера на постоянной основе, считают представленную в них информацию правдивой и не сомневаются в её достоверности [8]. Опрошенные объясняют это тем, что, по их мнению, информация оппозиционных YouTube-каналов более объективна, поскольку там есть альтернативная от официально публикуемой точки зрения, интересный и необычный анализ и трактовка актуальных проблем, а также формат вещания, совмещающий в себе аналитику и развлекательную подачу материала.

Самыми популярными темами, которые затрагивает оппозиционный канал Алексея Навального, и которые вызывают больше всего отклика у зрителя, связаны с отражением следующих проблем: ущемление прав граждан, борьба с коррупцией, нарушения при организации и проведении выборов, несправедливые решения Правительства, ограничение прав интернет-пользователей [9].

Но если социальные проблемы ранее интересовали и заботили молодёжь, то вопросы политического характера до этого не привлекали внимание обычных подростков и молодых людей в том количестве, в котором удалось привлечь их через видео на YouTube. А обсуждение их в общественном дискурсе не вызывало желание переходить к реальным действиям, выражать политическую позицию на улицах [10]. Причина возросшей политической активности молодёжи - использование в их сторону инструментов воздействия, позволяющих внушить молодым зрителям определённые мысли и ценности.

Проанализировав последние видеоролики на YouTube-каналах «Алексей Навальный» [11] и «Навальный LIVE» [12], мы нашли несколько закономерностей использования одних и тех же психологических приёмов, позволяющих сильнее вовлечь зрителя в происходящее в видео и донести до них нужную для авторов информацию, внушить правильную с их точки зрения позицию:

1. Подача информации происходит с позиции учителя или наставника. Ведущий в видео держится уверенно, выверяя все паузы и поддерживая нужную интонацию, посвящает зрителя в новую тему. Подготовленные в рамках расследования тезисы и аргументы закрепляют позицию ведущего как авторитета в глазах зрителя. Это позволяет добиться того, чтобы зритель как можно меньше сомневался в сказанном.

2. Информация подается под одним углом. Ведущий апеллирует к фактам, подтверждающим, но не опровергающим его позицию. Другие точки зрения на данный вопрос не рассматриваются, некоторые факты, противоречащие идеям, не договариваются, утаиваются. Субъективность мнения - определяющее свойство всех видеоблогов, однако в данном случае авторы канала претендуют на объективность, пытаются выдать информацию за истину в последней инстанции.

3. Приём сопричастности. Затрагивая вопросы глобального масштаба, например, коррупции в нашей стране, авторы роликов выстраивают логические цепочки, демонстрирующие зрителю влияние проблемы на ухудшение условий его жизнедеятельности. Цель - выйти на эмоциональную составляющую, вызвать негативные чувства к власти, которые не решают эту проблему, противопоставить зрителя, как часть народа, действующей власти, организовать между ними конфликт.

4. Поляризация мнений. Информация подаётся таким образом, что зритель так или иначе должен принять чью-то из сторон. Нет возможности занять нейтральную позицию, поскольку тогда есть опасность оказаться против всех. В риторике авторов канала есть только они - «хорошие» и существующая власть -«плохие».

5. Акцент на праве выбора. Особое внимание авторами контента на данном канале уделяется правам, которые гарантирует Конституция и другие правовые акты, с опорой на справедливые демократические требования. Такой посыл предполагает, что власть нарушает базовые принципы современного демократического государства и выступает в качестве виновника происходящих событий [13].

6. Повторение одних и тех же тезисов. Из ролика в ролик, где рассматриваются, на первый взгляд, разные вопросы, авторы 127

канала приходят к одним и тем же выводам, в которых обвиняют во всех проблемах высших политических лиц страны, закрепляя эту мысль в головах молодого поколения. Эти же тезисы в следствии становятся лозунгами на протестных акциях. Однако из-за неочевидной причинно-следственной связи в головах зрителей, как правило, аргументация закрепляется поверхностно, не позволяет вдумываться в суть, размышлять.

7. Побуждение к действиям. В конце каждого информационного или расследовательского материала авторы канала оставляют конкретный призыв, как правило, связанный с действиями в «оффлайн»: выходить на массовые акции, принимать участие в различных голосованиях, оказывать финансовую поддержку команде канала. Это позволяет зрителю почувствовать себя частью чего-то масштабного, присоединиться к оппозиционному движению.

Подобные и другие инструменты преподнесения информа-

Т'Т/******

ции молодому поколению позволило команде ФБК создать устойчивую базу соратников, стабильно выходящих на про-тестные акции и поддерживающих каждое их действие в медийном и политическом поле. Успешность использования данных инструментов обусловлена тем, что блогерами были учтены особенности мышления молодого поколения. Речь идёт, в первую очередь, о протестном настрое, который присущ юношескому максимализму, о желании добиваться справедливости, наказывать всех виновных, а также о желании громко высказывать свою позицию в надежде быть услышанными. Отсутствие жизненного опыта и критического мышления у юных и молодых зрителей приводит к тому, что их сознанием можно манипулировать, вкладывая определённые идеи и ценности, позволяющие выращивать из них политический инструмент и, как следствие, привлекать к деструктивному поведению и противоправным действиям.

Вместе с тем, огромное влияние играет и сообщество, которое оппозиционеры смогли собрать вокруг своей деятельности на платформе. С социологической точки зрения, YouTube, на

базе которого создаётся и функционирует видеоблог, можно считать своеобразной социальной сетью, поддерживающей неустойчивые, но регулярные связи между пользователями [14]. В данном же случае контент формирует взгляды и убеждения большой массы людей и на основании этого их объединяет. В результате этого сообщество начинает взаимодействовать между собой по принципу замкнутой сети. А УоиТиЬе-канал для них становится не только транслятором информации, но и источником поиска единомышленников и их объединения.

Оппозиционным деятелям удалось освоить новые технологии работы с инструментами формирования общественного мнения молодёжи и продемонстрировать с помощью них её протестный потенциал. Тем не менее, власти начали активное противодействие подобной активности. В арсенале их инструментария существует административный ресурс, однако все действия со стороны государства носят исключительно запрещающий и карательный характер. Несмотря на то, что оппозиционные деятели имеют больше поддержки со стороны молодёжи, чем официальная власть, у последних есть все шансы перехватить повестку.

На наш взгляд, существует несколько важных шагов, способных направить энергию оппозиционно направленной молодёжи в нужное русло. Начать, прежде всего, следует с формирования общей идеологии, объединяющей многообразие мнений и позиций, представлений молодых поколений. Из-за её отсутствия за-

ЖГТ/"*****

интересованные люди по типу ФБК имеют возможность заполнить пустующее пространство имеющейся у них протестной позицией и соответствующими идеями в головах молодёжи. Идеология, на наш взгляд, может иметь любую политическую направленность при условии, что будут соблюдены те ценности молодежи, которые им важны - справедливость, законность, равноправие, открытость власти и др.

Во-вторых, стоит признать, что молодёжь по сути своей имеет протестные настроения вне зависимости от исторического периода, от страны, в которой она находится и существующего

***** Включен в «Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» Министерством юстиции РФ 12.05.2021. 129

политического режима. А потому, на наш взгляд, следует перестать бороться с этой специфической чертой данного возраста, а, наоборот, поддержать и предложить молодым людям площадки для высказывания их позиции, выплеска энергии; дать им условную трибуну с возможностью быть услышанными. Например, развивать и поддерживать молодёжный парламентаризм с широко представленными политическими взглядами, с активной агитационной деятельностью, с возможностью дискуссий и дебатов. И что самое важное, сделать эту систему реальным социальным лифтом для молодых людей, желающих продолжить свою карьеру в политике. С существованием подобных работающих систем надобности выходить на улицу у молодых людей не будет. На данный момент система молодежного парламентаризма не работает, поскольку, на наш взгляд, она имеет более формальный характер, не дает возможности высказываться на политической трибуне в том многообразии политических позиций, которое существует у молодежи, а также лишь в редких случаях дает возможность карьерного роста.

Что же касается противодействия конкретным политическим деятелям по типу фбк*****, то следует донести до молодёжи, что их сознанием могут манипулировать, научить их мыслить критически, не принимать слова пусть и популярных, авторитетных в их глазах блогеров только на веру. Для трансляции подобной информации уже сейчас используется телевидение. Но, на наш взгляд, следует использовать каналы связи, которыми, прежде всего, пользуется молодёжь. Этой площадкой может стать и УоиТиЪе, а главными трансляторами - люди, которые не относят себя к определённой политической стороне, но, тем не менее, являются авторитетами для молодёжи.

Также важным аспектом было бы повысить доверие молодёжи к СМИ. Из-за низкого доверия молодёжи к классическим средствам массовой информации юные и молодые пользователи интернета начинают искать новости и аналитику там, где они кажутся им более достоверными. И зачастую попадают на такие одиозные каналы, как «Алексей Навальный». Классическим СМИ важно научиться говорить с молодыми зрителями на одном языке, принимать во внимание их интересы, транслировать многообразие представленных интересов и альтернативных точек зрения, поддерживать новые веяния, не бояться критики с их стороны, не игнорировать, а говорить о проблемах молодёжи и помогать их решить.

Таким образом, на наш взгляд, запретами и арестами по отношению к конкретным УоиТиЪе-каналам и оппозиционным ка-

налам ничего не добиться, поскольку молодые люди всё равно найдут альтернативные способы получать информацию, которая им интересна. Необходимо создавать почву для правильного и комфортного для всех участников (самой площадки, зрителей, блогеров, государства) функционирования YouTube. Не позволять различным силам, в том числе, политическим перенимать внимание молодёжи и манипулировать их сохранением, внушая определённого рода идеи, а также снизить уровень влияния подобных каналов. Для этого, на наш взгляд, следует реформировать систему поддержки молодёжи для полной их реализации в политической плоскости. Субъектом реализации этих рекомендаций должны стать специалисты по работе с молодежью, которые могли бы представлять и защищать их права на данных площадках и стать хотя бы на первое время связующим звеном во взаимодействии государства и политически активной молодежи.

Библиографический список

1. Статья 13.41. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 26.05.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_

LAW_34661/b4266811be0cfdef4f881b403ba832644e2d939f/ (дата обращения: 10.06.2021).

2. Федеральный закон от 30.12.2020 № 497-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"». URL:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300027 (дата обращения: 10.06.2021).

3. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2019 году: отраслевой доклад. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2020. 123 с.

4. The World's Most Popular Websites / Statista.com. 2019. Nov. 25. URL: https://www.statista.com/chart/17613/most-popular-websites/ (accessed: 02.04.2021).

5. YouTube для прессы. URL: https://www.youtube.com/intl/ru/ about/press/ (дата обращения 02.04.2021)

6. Программа Алексея Навального / Навальный 2018. URL: https://2018.navalny.com/platform/ (дата обращения: 04.04.2021).

7. «Он вам не Димон». Алексей Навальный / YouTube. 2017. URL: https://youtu.be/qrwlk7_GF9g (дата обращения: 04.04.2021).

8. БареевМ.Ю, Качурина И.О. YouTube как фактор формирования про-тестного потенциала молодёжи // Регионология. 2019. № 3(108). С. 572131

9. Бродовская Е.В., Хуанг Т. Цифровое поколение: гражданская мобилизация и политический протест российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019.

№ 5(153). С. 3-17.

10. Рожкова Е. Далеко не школота. Социологи о портрете и мотивации вышедших на протестные акции россиян // Коммерсантъ. 2021. 30 янв. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4670663 (дата обращения: 04.04.2021).

11. Алексей Навальный / YouTube. URL: https://www.youtube.com/ user/NavalnyRu (дата обращения: 04.04.2021).

12. Навальный LIVE / YouTube. URL: https://www.youtube.eom/c/ NavalnyLiveChannel (дата обращения: 04.04.2021).

13. Шентякова А.В, Гришин Н.В. Мобилизация политического протеста молодёжи и российские видеоблогеры: результаты когнитивного картирования // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2021. No. 2. P. 88109.

14. Руденкин Д.В. Подоплека интереса российской молодежи к политическим видеоблогам: обзор основных гипотез // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 11-2. С. 6-12.

YOUTUBE AS A FACTOR IN THE FORMATION OF YOUTH PROTEST POTENTIAL

E.A. Chernyavskaya, N.N. Fokina

Perm State University

Modern information and communication technologies are becoming the main tool for mobilizing young people and their self-organization, including in protest activity. The article lists the bloggers presented on YouTube, considers the case of "Alexey Navalny", analyzes the tools for manipulating the minds of young people, and compiles recommendations for youth workers to solve the problem of the influence of opposition figures on the thoughts and values of young generations.

Keywords: YouTube, protest moods of young people, opposition activities, tools for forming opinions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.