Научная статья на тему 'Астрономические знания древних кыргызов'

Астрономические знания древних кыргызов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1136
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКО-КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / БЫТИЕ / ЭТНОАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЕ / ЧАСЫ / КОМПАС / СЧЕТОВОД / PHILOSOPHICAL AND COSMOLOGICAL WORLDVIEW / BEING / ETHNOASTRONOMICAL KNOWLEDGE / CLOCK / COMPASS / KYRGYZ COUNTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Касымбекова Нурида Жумагуловна

В статье исследованы жизненные знания древних кыргызов, приводится космонимика, адаптированная к требованиями кочевого образа жизни. Стремление разгадать тайны вселенной и бытия, скрытые в единицах философско-космологического мировоззрения включает все слои рационального и эмпирического мышления. Книга неба символами показывает картину космоса и место человека во вселенной. Древние кыргызы прекрасно ориентировались по движению Солнца, Луны, расположению звезд, обнаруживали и подмечали особенности в движении небесных светил и таким образом накопили уникальный опыт, который в последующем стал фундаментом национальных этноастрономических знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Astronomical Knowledge of Ancient Kyrgyz’s

The life knowledge of the ancient Kyrgyz people containing cosmonomy, which were based on the requirements of their nomadic lifestyle, was studied. The desire to unravel the secrets of the universe and being, hidden in the units of the philosophical and cosmological worldview includes all layers of rational and empirical thinking. The book of heaven with symbols shows a picture of the cosmos and the place of man in the universe. The ancient Kyrgyz people were perfectly guided by the movement of the Sun, the Moon, the arrangement of stars, discovered and noticed features in the movement of celestial bodies, and thus accumulated a unique experience, which subsequently became the foundation of national ethnoastronomical knowledge.

Текст научной работы на тему «Астрономические знания древних кыргызов»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50

УДК 94 https://doi.org/10.33619/2414-2948/50/45

АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ДРЕВНИХ КЫРГЫЗОВ

©Касымбекова Н. Ж., Киргизская государственная медицинская академия им. И.К.

Ахунбаева, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]

ASTRONOMICAL KNOWLEDGE OF ANCIENT KYRGYZ'S

©Kasymbekova N., I.K. Akhunbaev Kyrgyz State Medical Academy, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. В статье исследованы жизненные знания древних кыргызов, приводится космонимика, адаптированная к требованиями кочевого образа жизни. Стремление разгадать тайны вселенной и бытия, скрытые в единицах философско-космологического мировоззрения включает все слои рационального и эмпирического мышления. Книга неба символами показывает картину космоса и место человека во вселенной. Древние кыргызы прекрасно ориентировались по движению Солнца, Луны, расположению звезд, обнаруживали и подмечали особенности в движении небесных светил и таким образом накопили уникальный опыт, который в последующем стал фундаментом национальных этноастрономических знаний.

Abstract. The life knowledge of the ancient Kyrgyz people containing cosmonomy, which were based on the requirements of their nomadic lifestyle, was studied. The desire to unravel the secrets of the universe and being, hidden in the units of the philosophical and cosmological worldview includes all layers of rational and empirical thinking. The book of heaven with symbols shows a picture of the cosmos and the place of man in the universe. The ancient Kyrgyz people were perfectly guided by the movement of the Sun, the Moon, the arrangement of stars, discovered and noticed features in the movement of celestial bodies, and thus accumulated a unique experience, which subsequently became the foundation of national ethnoastronomical knowledge.

Ключевые слова: философско-космологические мировоззрение, бытие, этноастрономические знание, часы, компас, счетовод.

Keywords: philosophical and cosmological worldview, being, ethnoastronomical knowledge, clock, compass, Kyrgyz counter.

Только время обладает свойством объединять разные явления в единые временные коды, которые в упорядоченном виде представляют собой летоисчисление.

Летоисчисление того или иного народа считается астрономическим документом, культурным генетическим кодом, включающим ключевые пространственно-временные сведения и регулирующим все сферы человеческой деятельности: хозяйственно-экономическую, социально-политическую, духовную, личную.

Древние римляне составили годовой календарь, фиксируя время платежей долгов и налогов [1, c. 275], древние кочевники — с целью выживания в сложных климатических условиях. Уже в первых годовых календарях древних кочевников отразились попытки проследить влияние космоса на жизнь человека. Бронзовое зеркало с космологическими знаками, найденное в Минусинске, является тому неоспоримым доказательством. На зеркале

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50

обнаружены симметричные рунические знаки древних турок и космологические знаки саков в виде креста и кривых линий. Бронзовое зеркало у саков использовалось как атрибут для проведения различного рода обрядов [2, с. 99].

«Прекрасно освоив движение планет, древние кочевники жили и трудились, планируя и организуя свою жизнь в соответствии с лунным календарем и лунными фазами — и это настолько восхитительное явление» — писал персидский ученый Аль Рашиди (около 1247 г.), поражаясь глубокими астрономическими знаниями диких кочевников — создателей уникального календаря. Ведь в истории человечества древними астрономами признавались народы, жившие у моря, по звездам мореходы определяли путь кораблям в открытом море. И эти знания позже послужили основой развития европейской астрономии.

Но не только образ жизни древних мореплавателей, но и образ жизни древних кочевников требовал знаний астрономии, и «путешествия» древних кочевников по охвату времени и пройденных расстояний во много раз превосходили «показатели» мореплавателей. Покоряя могучие хребты и проходя великие пастбища Евразийского континента древние кочевники осваивали разнообразные по ландшафту территории и научились жить в разных климатический условиях, наблюдали, как сменяются времена года, флора и фауна, даже вкус воды. Во время пути рожали женщины, росли дети, умирали старики. В изменчивом мире, находящемся в постоянном движении, единственным ориентиром было небо.

Книга неба давала возможность человеку определить свое место во вселенной. Внимательно вчитываясь, наблюдая каждое движение небесных тел, наделяли небесные тела человеческими качествами и характеристиками, и звездное небо представлялось сценой, на которой ставились драмы из жизни космоса, и сами становились участниками происходящих во вселенной процессов. Наблюдали, что небесные тела не меняют своих маршрутов и на «сцене» звездного неба появляются и исчезают в положенное время. Так происходил процесс накопления уникального астрономического опыта древними кыргызами. И все эти наблюдения в дальнейшем были зафиксированы наукой и поэтикой.

Древние кочевники пришли к выводу, что жизненный цикл небесного тела и как жизнь человека, делится на этапы: рождение, молодость, расцвет, угасание, смерть. Исследователь архаической мифологии С. Касбакасов говорит: «Главная закономерность архаической мифологии — человек, узнавая, постигая окружающий его мир живой и неживой природы, звезды, Луну и Солнце — сравнивал с собой. Человек замечал, что в природе и звери, и горы, и звезды проходят, как и он сам, через определенные циклы. В итоге такие понятия как Солнце, Небо, Земля, Огонь превратились в символы» [3, с. 132-136]. Кыргызский ученый А. Байбосунов, подтверждая эту мысль, приводит в качестве примера следующие слова французского исследователя Поля Лафарга: «Так же как луна отражает свет от солнца, так и небо отражает земную жизнь и человек видит на небе драмы и комедии из своей земной жизни» [4, с. 87].

Необходимость наблюдать за звездным небом дала возможность обрести уникальные этноастрономические знания. Кочевники расшифровали небесные «коды» и получили таким образом возможность «напрямую говорить с небом» и получать практические советы, так необходимые им в жизни. Небо выполняло функции часов, компаса, календаря.

В индоевропейских языках Луна звучит «moon» и дословно переводится как «измерение». И с древних времен лунные фазы: новолуние, полнолуние, убывающая луна — служили основой для счета дней и месяцев. Луна как символ непостоянства, изменчивости встречается у поэтов и прозаиков как древности, так и современности, например у Шекспира в поэме «Ромео и Джульетта» встречается:

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50

О, не клянись луной непостоянной, Луной, свой вид меняющий так часто. Чтоб и твоя любовь не изменилась.

Смена фаз луны является одним из самых легко наблюдаемых небесных явлений, поэтому многие древние народы первоначально пользовались лунным календарем, в основу создания которого были положены изменения лунных фаз.

Каждый цикл луны ассоциировался с отдельными периодами жизни человека, например, новолуние — с рождением человека, началом созидания и новой жизни. В связи с этим казахский исследователь древнетюркских племен С. Кондыбай, опираясь на факты из китайских источников пишет: «В новолуние гунны, подняв руки и обращаясь к луне, молились». К. Аронов в своей диссертационной работе «Этнолингвистическая природа народных космонимов в казахском языке» отмечает особое отношение тюркских народов к небесным светилам, в частности, к луне: «Кыргызы молились и кланялись в новолуние; западносибирские татары в новолуние исполняют ритуальные танцы и молятся вслух; хакасы считают, что важные дела нужно начинать в новолуние; башкиры просят у новой луны добра, возносят ей молитвы».

Убывающая же луна напротив ассоциировалась с бессилием, разрушением, смертью. И это подтверждается многочисленными примерами из архаических источников. Например, в эпосе «Манас» главный герой, потерявший в Великой битве своих ближайших соратников Чубака, Сыргака, Алмамбета такими словами возвещает об их смерти женам героев:

Я покорил Бейджин, я много добычи взял, аяш! Если даже нарочно искать, не найти такого батыра Как Сыргак, которого я погубил, аяш! Мое крыло оторвала вражья пуля, аяш! Я отдалился от своих кабыланов, На мою душу спустилась темная ночь, аяш!

Непроглядная, кромешная ночь — время страхов, опасности, неизвестности и смерти. Набеги, нападения, различные природные катаклизмы происходили всегда ночью. Человеческая душа, совесть сравнивается с темной ночью.

Хан нойгутов Акбалта сравнивает нападение китайского хана Алооке с беспросветной ночью, мраком:

Угасло солнце в небесах На землю опустился мрак.

Проводится параллель — жизнь без свободы на родной земле та же беспросветная

ночь:

Потухла яркая звезда Пришли к нам горе и беда.

В противопоставление темной ночи, под покровом которой идет вечное противостояние жизни и смерти, рассвет символизирует начало новой жизни, возрождение, начало чего-то нового, прекрасного и великого. Хану Джакыпу новость о рождении сына Манаса возвещают на рассвете, Кизир Нияз — дух-покровитель тюркских народов встречается на рассвете, крылатый тулпар Манаса Аккула рождается на рассвете.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50

Древние киргизы считали Луну священным светилом, верили, что Луна влияет на жизнь и судьбу человека. Как следствие, изображения луны искали и находили везде, и поклонялись им. Доказательством тому являются, например, различные ковровые орнаменты в виде луны на предметах быта, изогнутые в виде полумесяца жерди — ууки, благодаря которым получается купольный свод юрты.

Следовательно можно сделать выводы, что из ряда небесных светил космоним луна является наиболее активным в плане фразообразования. Все это подтверждается распространенностью и активностью употребления данного космонима в фразеологических единицах киргизского языка.

Список литературы:

1. Климишин И. А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990. C. 478.

2. Худяков Ю. С. Археология степной Евразии. Искусство кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. М.: Юрайт, 2019. C. 99.

3. Акбердыбаева Б. К., Даулетбай кызы А. Мифологическая модель мира в языковых единицах казахского языка // Инновации в науке. 2016. С. 132-136.

4. Байбосунов А. Донаучные представления киргизов о природе. Фрунзе: Мектеп, 1990. C. 187.

References:

1. Klimishin, I. A. (1990). Kalendar' i khronologiya. Moscow, Nauka, 478. (in Russian).

2. Khudyakov, Yu. S. (2019). Arkheologiya stepnoi Evrazii. Iskusstvo kochevnikov Yuzhnoi Sibiri i Tsentral'noi Azii. Moscow, Yurait, 99. (in Russian).

3. Akberdybaeva, B. K., & Dauletbai kyzy, A. (2016). Mifologicheskaya model' mira v yazykovykh edinitsakh kazakhskogo yazyka. Innovatsii v nauke, 132-136. (in Russian).

4. Baibosunov, A. (1990). Donauchnye predstavleniya kirgizov o prirode. Frunze, Mektep,

187.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 14.12.2019 г. 19.12.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Касымбекова Н. Ж. Астрономические знания древних кыргызов // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №1. С. 363-366. https://doi.org/10.33619/2414-2948/50/45

Cite as (APA):

Kasymbekova, N. (2019). Astronomical Knowledge of Ancient Kyrgyz's. Bulletin of Science and Practice, 6(1), 363-366. https://doi.org/10.33619/2414-2948/50/45 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.