Научная статья на тему 'Ассоциации антител класса а к эстрадиолу и прогестерону с врожденными пороками развития плода у беременных женщин'

Ассоциации антител класса а к эстрадиолу и прогестерону с врожденными пороками развития плода у беременных женщин Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
65
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ассоциации антител класса а к эстрадиолу и прогестерону с врожденными пороками развития плода у беременных женщин»

2017, Т. 19, Специальный выпуск 2017, Vol. 19, Special Issue

Иммунология репродукции Immunology of reproduction

находились 39 пациенток репродуктивного возраста (1835 лет) с верифицированным диагнозом: ХЭ в стадии неполной ремиссии. Женщины были разделены на две равные группы, рандомизированы по возрасту, минимальным сопутствующим заболеваниям в стадии ремиссии, прогнозируемой тяжести заболевания, всем было проведено эндоскопическое оперативное вмешательство по поводу эндометрит-ассоциированного бесплодия. В послеоперационном периоде у половины пациенток проводили традиционное лечение, а вторая часть больных дополнительно получала Гепон и Цитофлавин. Иммунные нарушения оценивали по показателям в циркулирующей крови функционально-метаболической активности ней-трофилов, уровню в плазме крови и вагинально-церви-кальном смыве ^М, G, А, sIgA, цитокинов, компонентов комплемента и ингибиторов.

Результаты. До лечения у пациенток с ХЭ установлено повышение в плазме крови уровня цитокинов: ГЕЫу, G-CSF, провоспалительных (TNFa, 1Ь-1р, 1Ь-8, 1Ь-18) и противовоспалительных (1Ь-4, ГЬ-10), компонентов комплемента С3, С4, С5, С5а и С1-ингибитора. Кроме этого, выявлен дисбаланс в содержании иммуноглобулинов (повышение ^М, снижение G и А), снижение активности и интенсивности фагоцитоза (снижение ФИ, ФЧ, ИАФ) с одновременной активацией кислородзависимых систем полиморфно-ядерных лейкоцитов (повышение НСТ-сп., НСТ-стим., ФРН). Проведенное комплексное стандартное лечение практически не изменило параметры функционально-метаболической активности нейтрофилов, частично нормализовало, но не до уровня здоровых доноров, содержание TNFa, ГЬ-ф, 1Ь-8, ГЕЫу, С3, С4, С5а-компонентов комплемента и IgА, еще в большей степени повышало уровень противовоспалительных цитокинов, С1-ингибитора системы комплемента и ^М. Применение в стандартном лечении Гепона и Цитофла-вина дополнительно корригировало, но не до значений доноров, содержание в плазме крови ТОТа, 1Ь-8, 1Ь-4, IFNy, IgM, активность кислород-зависимых систем ней-трофилов. На местном уровне в вагинально-цервикаль-ном смыве установлено также, как в плазме крови, повышение уровня TNFa, 1Ь-8, С3 и С4, но, в отличие от системного уровня, снижение противовоспалительных цитокинов (ГЬ-4, 1Ь-10), С1-ингибитора системы комплемента. Кроме этого, выявлено снижение концентрации секреторного иммуноглобулина sIgA. Стандартное лечение корригирует содержание всех исследованных цитокинов, С3-компонента комплемента, значительно повышает концентрацию sIgA, но не влияет на уровень С4 и С1-ингибитора системы комплемента. Применение Гепона и Цитофлавина дополнительно приближает, но не до уровня нормы, содержание в вагинально-цервикаль-ном смыве 1Ь-8, С4-компонента комплемента и в еще большей степени уровень противовоспалительных цито-кинов.

Заключение. Таким образом, при количественном сопоставлении числа нарушенных лабораторных показателей с делением глубины нарушений по степеням установлено, что до начала лечения исследовано 42, из них нарушенными оказались 41 (97,6%), из которых 2-ю и 3-ю степень нарушений имели соответственно 26,8% и 51,2%, что требует обязательной фармакологической коррекции. После проведения стандартного лечения корригировано 63,4% показателей и остались без изменений 36,6%. Следует отметить невысокую качественную сторону фармакотерапии стандартного лечения, т. к. после этого по-

казателей, имеющих 2-ю степень нарушений осталось 34,1% и 3-ю 43,9%. Эффективность использования Гепо-на и Цитофлавина более оказалась более высокой, т. к. снизила количество неизмененных показателей до 14,6% и повысила корригированных до 80,5%, при этом изменений 2-й и 3-й степени соответственно осталось 31,7% и 36,6%.

АССОЦИАЦИИ АНТИТЕЛ КЛАССА А К ЭСТРАДИОЛУ И ПРОГЕСТЕРОНУ С ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ РАЗВИТИЯ ПЛОДА У БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

Красильникова К.С., Аверьянов А.В., Глушков А.Н.

Федеральный исследовательский центр угля и углехимии СО РАН, Кемерово, Россия

В связи с широким распространением врождённых пороков развития плода (ВПРП) и других патологических состояний у женщин проблемы иммунологии беременности остаются актуальными по сей день. Особый интерес представляют специфические иммунные реакции на половые гормоны. В многочисленных экспериментах показано существенное влияние активной и пассивной иммунизации различных видов животных против эстра-диола (Es) и прогестерона (Pg) на содержание этих гормонов в сыворотке крови, яичниках и матке а также на саму беременность.

Цель. Исследовать ассоциации антител (АТ) класса А к Es и Pg с врожденными пороками развития плода у беременных женщин.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие 283 женщины во II триместре беременности (13-27 недель). По результатам УЗИ на сроке 10-13 недель 101 женщина была отнесена в группу с ВПРП и 186 женщин — в группу с физиологическим течением беременности (ФБ). Материалом для исследования послужила сыворотка венозной крови. IgA-Es и IgA-Pg определяли методом неконкурентного ИФА в собственной модификации с использованием коньюгатов Es- и Pg-BSA. Статистическую обработку данных проводили при помощи пакета прикладных программ STATISTICA 6.0 с использованием критерия %2 с поправкой Йетса для непрерывной вариации. Диагностические границы — пороговый уровень АТ между нормой и патологией — определяли при помощи ROC-анализа.

Результаты. Искомые АТ были обнаружены как у женщин с ФБ, так и с ВПРП. При помощи ROC-анализа были выявлены пограничные значения уровней IgA-Es и IgA-Pg, по которым сравниваемые группы имели наиболее значимые различия. Таковыми оказались: для IgA-Es = 3, для IgA-Pg = 2.

При анализе искомых ассоциаций каждого из них по-отдельности без учёта другого выяснилось, что число случаев с высоким уровнем IgA-Es > 3 у женщин с ВПРП (22,8%) не отличается от такового при ФБ (28,6%, р = 0,35) (табл.). Повышение уровней IgA-Pg > 2 при ВПРП обнаруживали значительно реже, чем в группе сравнения (21,8% против 39,6% соответственно, р = 0,003), при этом OR снижался до 0,4.

Учитывая то, что в каждом отдельном случае возможны различные сочетания уровней двух исследуемых АТ, мы исследовали четыре возможные комбинациями. Отсутствие или низкие уровни IgA-Es < 3, и IgA-Pg < 2 у женщин с ВПРП встречались значимо чаще (72,3%), чем при ФБ (58,8%, р = 0,03). Иными словами отсутствие АТ к ис-

«Дни иммунологии в СПб 2017» Immunology Days in St. Petersburg 2017

Медицинская Иммунология Medical Immunology (Russia)/Meditsinskaya Immunologiya

ТАБЛИЦА. ЧИСЛО (М) И ЧАСТОТА (%) ОБНАРУЖЕНИЯ НИЗКИХ (<) И ВЫСОКИХ (>) УРОВНЕЙ 1дА^ И 1дА-Рд И ИХ КОМБИНАЦИЙ У ЖЕНЩИН С ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕРЕМЕННОСТЬЮ (ФБ) И С ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ РАЗВИТИЯ ПЛОДА (ВПРП) (К ТЕЗИСАМ КРАСИЛЬНИКОВОЙ К.С. И ДР.)

Сочетание АТ ФБ (n/%) ВПРП (n/%) x2 (р) OR (Cl 95%)

IgA-Es < 3 130/71,4 78/77,2 0,8(0,35)

IgA-Es > 3 52/28,6 23/22,8

IgA-Pg < 2 110/60,4 79/78,2 8,47 (0,003) 2,35 (1,3-4,1)

IgA-Pg > 2 72/39,6 22/21,8 0,4 (0,2-0,7)

IgA-Es < 3, IgA-Pg < 2 107/58,8 73/72,3 4,5 (0,03) 1,8 (1,1-3)

IgA-Es > 3, IgA-Pg < 2 3/1,6 6/6 1,4 (0,23)

IgA-Es < 3, IgA-Pg > 2 23/12,6 5/4,9 4,4 (0,03) 0,32 (0,1-0,8)

IgA-Es > 3, IgA-Pg > 2 49/30 17/16,8 3,9 (0,04) 0,5 (0,2-0,9)

следуемым гормонам ассоциировано с повышением риска ВПРП. Частота встречаемости высоких уровней только IgA-Es при отсутствии IgA-Pg (IgA-Es > 3, IgA-Pg < 2) в сравнении с комбинацией отсутствия обоих АТ (IgA-Es < 3,IgA-Pg < 2) не отличалась значимо при ВПРП и ФБ (р = 0,23). То есть IgA-Es сами по себе без IgA-Pg не имели взаимосвязи с ВПРП. Повышение уровней только IgA-Pg без IgA-Es (IgA-Es < 3, IgA-Pg > 2) обнаружено значимо реже при ВПРП (4,9%), чем при ФБ (12,6%), со снижением OR до 0,32. Одновременное повышение уровней АТ (IgA-Es > 3,IgA-Pg > 2) встречалось при ВПРП значимо реже, чем при ФБ (16,8% против 30%, р = 0,04) с OR = 0,5.

Таким образом, образование IgA-Pg, вероятно, способствует снижению риска развития ВПРП.

ОСОБЕННОСТИ СЫВОРОТОЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ DcR3 НА РАННИХ СРОКАХ БЕРЕМЕННОСТИ ПРИ ПРИВЫЧНОМ НЕВЫНАШИВАНИИ

Крошкина Н.В.1, Батрак Н.ВЛ 2

1ФГБУ«Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова» Министерства здравоохранения РФ, Иваново, Россия

2 ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ, Иваново, Россия

Введение. Одной из важнейших проблем привычного невынашивания беременности является нарушение механизмов иммунологической регуляции фетоплацентар-ного взаимодействия. При этом центральное место в обеспечении процессов имплантации, инвазии трофобласта, трансформации спиральных артерий, неспецифической защиты от патогенных факторов занимает апоптоз.

Цель и задачи. Целью нашего исследования было изучение особенностей содержания DcR3 в периферической крови у женщин с угрожающим выкидышем и привычным невынашиванием в анамнезе.

Материалы и методы. Основную группу составили 50 женщин с клиникой угрозы прерывания беременности в ранние сроки и привычным невынашиванием. Контрольную группу составили 30 женщин без признаков угрозы прерывания беременности и привычного невынашивания. Содержание DcR3 в сыворотке крови определяли методом иммуноферментного анализа.

Результаты. Для выявления особенностей сывороточного содержания DcR3 при угрозе прерывания беременно-

сти на ранних сроках и неосложненном течении гестации мы проанализировали частоту встречаемости положительных и отрицательных результатов сывороточного содержания DcR3 у женщин основной и контрольной групп. При оценке содержания DcR3 в сыворотке крови, учитывая предел чувствительности тест-системы 0,3 нг/мл, была установлена достоверно большая частота встречаемости положительных результатов данного показателя в контрольной группе женщин, при этом медиана изучаемого показателя имела тенденцию к повышению в контрольной группе женщин. Заслуживает особого внимания вопрос о взаимосвязи сывороточного содержания DcR3 и развитием плацентарной недостаточности. Нами было установлено, что у женщин как основной, так и контрольной групп развитие плацентарной недостаточности во второй половине беременности было ассоциировано с изначально более высоким содержанием DcR3 в сыворотке крови, чем у женщин без плацентарной недостаточности.

Заключение. Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о меньшей вовлеченности «рецептора-ловушки» DcR3 в регуляцию апоптоза на системном уровне при угрозе невынашивания. Вместе с тем, повышение сывороточного содержания DcR3 на ранних сроках беременности было отмечено при развитии плацентарной недостаточности в обеих обследованных группах. Известно, что молекулы DcR3 экспрессируются на клетках син-цитио-, цитотрофобласта, эндотелии плаценты. Кроме того, было показано, что DcR3 способен регулировать ан-гиогенез. Вероятно, участие DcR3 в развитии плацентарной недостаточности определяется нарушением процессов апоптоза при формировании сосудов плаценты.

ДИНАМИКА ПРОДУКЦИИ ЦИТОКИНОВ В СЫВОРОТКЕ КРОВИ И ОКОЛОПЛОДНЫХ ВОДАХ ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ, ОСЛОЖНЕННОЙ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

Крукиер И.И., Авруцкая В.В., Левкович М.А., Григорянц А.А., Никашина А.А.

ФГБУ«Ростовский НИИ акушерства и педиатрии» Министерства здравоохранения РФ, Ростов-на-Дону, Россия

Нарушение нормального развития гестации во многом зависит от продукции цитокинов, стимулирующих пролиферацию и инвазию трофобласта, контролирующих рост, развитие и регресс сосудов. Указанные процессы в свою

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.