Научная статья на тему 'Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности'

Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3728
1374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ПСИХОДИАГНОСТИКА / АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ / АССОЦИАНИЗМ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL TESTING / ASSOCIATION TEST / ASSOCIATION / IDENTITY / SOCIAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шнейдер Л. Б., Хрусталева В. В.

Раскрывается одна из проблем психодиагностики. Авторы показывают возможность использования ассоциативных тестов для изучения социальной идентичности респон дентов. Особое внимание уделяется процедуре разработки изучения социальной иден тичности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Association test as methodological basis of studying the social identity

This article expands one of the problems of psychological testing. The authors research the as sociation testing as a method to determine the social identity of a subject. The work focuses on the methodological development of social identity research process

Текст научной работы на тему «Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности»

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никан-дров Н.Д. Общие основы педагогики: учебник для вузов. М.: Просвещение, 2006.574 с.

2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.270 с.

3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.208 с.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004.

5. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 400 с.

6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 1.

7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.:Логос, 1999.272 с.

8. Стефанов Н. Мультипликационный подход и эффективность. М.: Прогресс, 1976.251 с.

9. Кальней В.А. и др. Структура и содержание проектной деятельности// Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4. С. 21-26.

УДК 37.013.42 Л.Б. ШНЕЙДЕР, В.В. ХРУСТАЛЕВА

АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ КАК ОСНОВА КОНСТРУИРОВАНИЯ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Раскрывается одна из проблем психодиагностики. Авторы показывают возможность использования ассоциативных тестов для изучения социальной идентичности респондентов. Особое внимание уделяется процедуре разработки изучения социальной идентичности.

Ключевые слова: психодиагностика, ассоциативный тест, ассоцианизм, идентичность, социальная идентичность.

This article expands one of the problems ofpsychological testing. The authors research the association testing as a method to determine the social identity of a subject. The work focuses on the methodological development of social identity research process.

Key words: psychological testing, association test, association, identity, social identity.

Развитие психологической науки в нашей стране и за рубежом сопровождается значительным повышением инте-

© Шнейдер Л.Б., Хрусталева В.В., 2014

реса к проблемам психодиагностики. Современная психодиагностика фиксирует в упорядоченном виде различия между людьми и группами людей. Ее задачей в самом общем виде явля-

ется установление индивидуальност-ной степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуаль-ных взаимосвязей.

Психодиагностика занимает промежуточное положение среди наук, изучающих психические явления. Она представляет собой как бы связующее звено между общей и прикладной психологией, а по отношению к используемым методам выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практического применения.

Цель нашего исследования заключается в необходимости обоснования возможности использования ассоциативных тестов для изучения социальной идентичности респондентов.

Мы исходили из предположения, что ассоциативная методика позволяет создать интегрированный образ актуальных характеристик испытуемого в определенной зоне реальности (профессиональной, социальной, личностной, гендерной), тем самым позволяя изучать в сконцентрированном виде идентичность, соответствующую изучаемой зоне реальности (в нашем случае - социальной).

Задачи исследования:

• разработать методику изучения социальной идентичности (МИСИ), определить ее психометрические основания;

• провести изучение социальной идентичности студентов, выявить диагностические возможности методики изучения социальной идентичности.

Методологическая база исследования: теоретико-методологический анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, а также реализация принципа един-

ства сознания и деятельности, принципа детерминизма.

Методы исследования:

• аналитические;

• диагностические;

• статистические методы обработки результатов.

Практическая значимость заключается в разработке и внедрении ассоциативного теста для изучения социальной идентичности.

Организация исследования: экспериментальной базой исследования явились 90 респондентов (граждане Российской Федерации, разного пола, взятые в пропорции 1:1, возраста, статуса и образовательного уровня, все жители городов Зеленограда и Химок). Исходное исследование выполнялось в течение 2007-2008 гг., последующий сбор материала и его обработка осуществлялись в 2010-2014 гг.

Изначально обратимся к истории и основным положениям ассоциативной психологии. В научно-психологический оборот понятие об ассоциации вводится как о сравнительно простом и вместе с тем универсальном механизме формирования и приобретения опыта.

Постепенно это понятие становится центральным в понимании основных психических процессов: от ощущений до мышления. Новое, основанное на ассоциации учение получает название ассоцианизма.

Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов.

1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания.

2. Этап классического ассоцианиз-ма, когда были созданы целостные кон-

цепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.

3. Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта [16, с. 30-32].

Крупнейший представитель ассоци-анизма XVIII в. Д. Гартли полагал, что внешнее воздействие, порождающее рефлекторный ответ, запечатлевается в виде следов памяти - ассоциаций; частое повторение соответствующего воздействия ведет к быстрому восстановлению следов по механизму ассоциации [13, с. 88-91].

Немецкие просветители Ирвинг, Абель, Маас и другие, следуя за Гарт-ли, доказывали, что любая связь представлений выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу [4, с. 70-78].

Остановимся кратко на основных положениях ассоциативной психологии.

При объяснении сложных психических процессов важны четыре фактора, определяющих ход представлений у человека:

• ассоциативное сродство - все виды ассоциаций и законы их функционирования;

• отчетливость различных вступающих в борьбу образов воспоминания (в ассоциациях по сходству);

• чувственный тон представлений;

• констелляция (сочетание) представлений, которая бывает чрезвычайно изменчивой.

Ассоциативный принцип объяснения психических явлений (в том числе и мышления), если его не абсолю-

тизировать, может играть большую роль для понимания закономерностей мышления, особенно «подсознательного», когда субъект уже не имеет непосредственного диалектического взаимодействия с содержанием проблемной ситуации [8, с. 67-70].

Следующий шаг сделаем в направлении представлений о социальной идентичности, феномен, которой конструируется и описывается по аналогии с профессиональной идентичностью [18, 21].

Социальная идентичность - психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к социальной страте и определенному социальному сообществу. Социальная идентичность детерминирована общением, взаимодействием с другими и опытом социальной жизни, репрезентируется посредством речевых средств, включает отношение к себе, другим и миру в целом. Ее становление происходит через процессы идентификации-отчуждения. Социальная идентификация - это объективное и субъективное единство с семьей, группой (группами) и обществом, которое обусловливает преемственность социально-психологических характеристик (норм, ролей и статусов) личности. Тогда обратный процесс, связанный с объективным и субъективным отвержением этого единства и обособлением социально-психологических характеристик личности, есть социальное отчуждение, или обособление. Образ «Я» является способом выражения социальной идентичности.

Идентичность рассматривается нами как самореферентность (лат. ге£ег-ге - сообщать), сообщение - на основе переживания уникальности своего

бытия и неповторимости личностных свойств - самому себе о том, кто «Я» есть и что является «Моим», при наличии своей принадлежности социальной реальности в форме конкретных жизненных ситуаций и отношений. Тогда социальная идентичность проявляется в осознании себя представителем определенной категории людей и окружающего сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации себя с «Миром» и «Другими», выражающаяся в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях. Социальная идентичность обращена прежде всего в настоящее и будущее, но для нее существенными взаимосвязями обладает прошлое.

Возможно, социальная идентичность имеет разные источники формирования. Одним из них являются объективные границы социальной идентичности, которые определены нормативными и государственными документами о гражданственности.

На сегодняшний день внешние источники формирования социальной идентичности можно считать необходимыми, но не достаточными. Не менее важны внутренние источники. К ним мы отнесли:

• эмоционально-положительный фон, на котором происходило получение первичной и последующей информации о собственной гражданской принадлежности;

• положительное восприятие себя в качестве субъекта социального взаимодействия;

• эмоционально-позитивное принятие своей принадлежности к определенным группам и окружающему (семейному, дружескому, региональному и проч.) социальному сообществу;

• успешное усвоение (присвоение) прав и обязанностей, норм и правил социального бытия и общежития.

Инициирование становления социальной идентичности зависит от:

• меры ответственности, которую индивид готов на себя принять, соотношения его процессуальной и целевой активности;

• уровня личностного и «информационно-технологического» развития;

• характера выраженности и самопринятия экзистенциального, функционального и эмоционального «Я»;

• мотивационной готовности к реализации себя в сообществе подобных, к вхождению в деятельностную среду, к постоянному самоисследованию и развитию своей личности с ориентацией на просоциальные нормативы и идеалы общества.

К наиболее значимым точкам процесса становления социальной идентичности можно отнести:

• воспитание в соответствии со сложившимися традициями в семье и ближайшем окружении;

• получение информации о социально-психологических характеристиках «значимых других» и переработка этой информации;

• получение информации об особенностях различных представителей социума и ее оценивание;

• формирование социальных навыков бытия и образа социального «Я», которые, возможно, во многом зависят от эмоциональной оценки информации относительно окружающей социальной среды.

В качестве обобщенной детерминанты становления профессиональной идентичности в современных условиях можно назвать информационно

насыщенную окружающую социальную среду, из которой вычерпываются представления об объектах и субъектах окружающего социума, его идеалах и ценностях, качестве существования в нем, способах реализации себя в социальном пространстве, социальных требованиях и ожиданиях к человеку и проч. В связи с этим следует признать приоритет внешних источников развития социальной идентичности на начальном этапе его становления как социальной единицы.

Возможно возникновение ложной социальной идентичности, построенной на основе эгоцентрических амбициозных устремлений, стремления к элитарности групп общения и взаимодействия, сверхожиданий от других людей и коллективов, супероригинальности и эпатажности социального «Я». В этих случаях внутренние ресурсы со-цидентичности остаются незадейство-ванными, весь упор сделан на внешний аспект, антураж.

Отталкиваясь от традиционных представлений о социальной идентификации и отчуждении, можно прийти к следующим формулировкам. Социальная идентификация - это объективное и субъективное (т.е. данное в переживании единство с ближним и дальним социумом), которое обусловливает преемственность социально-психологических характеристик (норм, ролей и статусов) личности. Тогда обратный процесс, связанный с объективным и субъективным отвержением этого единства и трансформацией социально-психологических характеристик личности, есть социальное отчуждение.

Социальное отчуждение. Причиной профессионального отчуждения

без принятия ответственности может стать негативно оцениваемое окружающее сообщество, предлагаемый им стиль жизни, его нормы, ценности и идеалы. Человек начинает демонстративно избегать его (наиболее типичных) представителей, прибегая к различным способам. Социальное отчуждение на основе принятия ответственности предполагает свободное владение социальной ролью, умение отодвигаться от личного и концентрироваться на социальной ситуации, умение сознательно и адекватно использовать свой социальный опыт в личной жизни.

Вынужденное социальное отчуждение имеет место при избегании причисления себя к низко оцениваемой социальной группе, проявляется в разнообразных формах вплоть до агрессивной враждебности. Вынужденное отчуждение осуществляется намеренно, когда люди пытаются скрыть свои высокодиагностические социальные черты. Социальное отчуждение возможно при принятии ответственности, как сознательный отход от определенной социальной группы, сообщества, отстранение от контактов с отдельными людьми.

Вынужденное самоотчуждение при непринятии ответственности является следствием неуспешной социальной идентификации. Самоотчуждение на основе принятия ответственности -произвольное - выводит на особую психологическую и этическую категорию - самотрансценденцию, ориентирующую человеческое бытие на нечто большее и высшее, что не является им самим. Произвольное самоотчуждение включает в себя возможности преодоления личностного эгоизма (в пределе - это самопожертвование).

Социальная идентификация. Социальная идентификация без принятия ответственности может включать подчеркнутую, возможно, вычурную «целостность» со своим сообществом. Истинная социальная идентификация возможна при осознанной интеграции в социальную группу на основе единства целей и ценностей, на основе общезначимого творческого дела или просто сопереживания. Социальная идентификация на основе принятия ответственности включает в себя лич-ностно приемлемые социальные традиции, ценности и смыслы жизнетвор-чества, сотрудничество и сопереживание в коллективном бытии.

Социальная идентификация определяет социальное взаимодействие и специфические формы социальных интеракций. Социальная идентификация с другими может быть наполнена «реальным добром по отношению к другим людям» (Н.С. Пряжников). В данном случае речь идет о произвольной идентификации при принятии ответственности.

Произвольная самоидентификация свойственна человеку, актуализирующему свой позитивный идеал самоосуществления, реализующему свои творческие возможности, стремящемуся к самосовершенствованию личности в качестве субъекта общения и взаимодействия. Самоидентификация при принятии ответственности есть следствие достижения высших, достойных целей социального бытия. Социальная самоидентификация способствует формированию мотивационно-ценностного отношения к своей жизни и устойчивого просоциально-ориентированного образа «Я».

Социальный образ «Я». Обогащение социального образа «Я» в процессе социального развития тесно связано с выбором, принятием обдуманных решений, с различением своих ожиданий и реальности, соотношением социального оценивания и самооценивания и т.д. Такое развитие соответствующим образом меняет структуру социден-тичности, тем не менее оно сопровождается «субъективным чувством непрерывности и самотождественности» по Эриксону [22].

Образ «Я» включает в себя многообразие знаний субъекта о себе разной степени осознанности, дифференциро-ванности и обобщенности. Генетически исходной формой образа «Я» является образ самого себя, репрезентирующий целостное отношение индивида к себе.

Э. Фромм утверждает, что неустойчивая идентичность кроется не в самом себе, а вычерпывается из мнений окружающих. Когда всеобщее мнение становится довлеющим над индивидуальным «Я», отношения между людьми становятся поверхностными [15, с. 101].

Рассмотрим далее статусы идентичности [2, 18].

Под достигнутой идентичностью мы понимаем статус идентичности, которым обладает человек, сформировавший определенную совокупность лич-ностно значимых для него целей, ценностей и убеждений, переживающий их как личностно значимые, обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни. Репрезентацией достигнутой идентичности является позитивное самоотношение при положительном оценивании собственных качеств и стабильной связи с со-

циумом, а также полной координации механизмов идентификации и обособления.

Критериями позитивной (зрелой) достигнутой идентичности являются: представление о том, что личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемая ценность своего «Я» для других; высокая самоценность и энергетика, уверенность в себе при высокой внутренней напряженности; желание соответствовать идеальному представлению о себе; повышенная рефлексия, осознание своих трудностей; определенность жизненной ситуации; высокая событийность и общительность, что объясняется загруженностью жизни и озабоченностью повседневными делами; ориентация на других и их значимость.

Преждевременная идентичность дает самые высокие показатели по авторитарности и самые низкие по самостоятельности. Преждевременная идентичность возникает в тех случаях, когда человек вообще не делал независимых жизненных выборов, идентичность не осознается.

Диффузная идентичность - это статус идентичности, при котором не имеется прочных целей, ценностей и убеждений и попыток их активно сформировать. Человек с диффузной идентичностью может вступить в стадию моратория и затем перейти к зрелой идентичности. Но он может также навсегда остаться на уровне преждевременной идентичности, отказавшись от активного выбора и самоопределения, или пойти по пути диффузии.

Псевдоидентичность - стабильное отрицание своей уникальности или, напротив, ее амбициозное подчеркивание с переходом в стереотипию, а также нарушение механизмов идентификации и обособления в сторону ги-пертрофированности, нарушение временной связности жизни, ригидность «Я-концепции», болезненное неприятие критики в свой адрес, низкая рефлексия. В некоторых случаях псевдоидентичность можно трактовать как гиперидентичность вследствие тотального поглощения статусом, ролью, работой, другим объектом или субъектом при высоко положительном оценивании собственных качеств и нарушении доверительных, гибких связей с социумом, стремлении достичь цели любыми средствами [18, с. 43-68].

Процедура разработки методики изучения социальной идентичности (МИСИ)

Исходя из изложенного, для изучения социальной идентичности используется процедура, построенная на принципах прямого и цепного ассоциативного теста.

Почему выбрана именно ассоциативная процедура?

В ассоциативных исследованиях просто выявляются связи между словами (или образами, выражениями, знаками, цветами, звуками и т.п.). Поэтому инструкция ассоциативного теста может быть максимально неопределенной. Возможность неопределенных инструкций позволяет вырвать испытуемого из рамок конкретной ситуации или социальной роли (задаваемых обычно опросниками) и, таким

образом, дает возможность изучить истинные приоритеты и предпочтения, исключить влияние артефакта «заданной гипотетической ситуации», который всегда присутствует при проведении исследований методами конкретных опросов. Результаты ассоциативных исследований характеризуют существующие связи между понятиями, символами, образами и т.д. [7].

Ассоциативные методы обеспечивают объективные результаты, не зависящие от мнения руководителя теста, поддаются стандартизации и уже автоматизированы, что легко позволяет создать интегрированный образ актуальных проблем испытуемого. Разработанная нами методика позволяет проводить процедуры как сбора, так и обработки данных. Благодаря этому исследования даже очень больших выборок могут быть проведены в сжатые сроки [7].

Ассоциативный тест можно применять в блоке тестов для диагностики личности. Когда экспериментатор придает большую ценность исследованию причин определенных проблем, он позволяет создать интегрированный образ актуальных проблем человека, одновременно становятся видны имеющиеся у него стереотипные механизмы поведения [7].

Кроме того, согласно Юнгу, ассоциативный тест позволяет восполнить недостающие факты, получая некоторые сведения о бессознательных процессах [23].

Организация и процедура исследования. Первоначально испытуемым (10 человек, студенты Российской международной академии туризма) предъявлялись восемь слов-стимулов: «Свой», «Чужой», «Я», «Другие»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Свобода», «Ограничения», «Социальный», «Асоциальный»1. Этот дихотомический набор наилучшим образом отражает пространство социальной идентичности. На эти ключевые для социальной идентичности слова-стимулы каждый испытуемый записывал по 10 ассоциативных реакций. Затем уже на эти 10 слов-стимулов вновь предлагалось записать 10 любых слов, пришедших в голову.

Затем все ассоциативные реакции (первичные и вторичные) испытуемых сводились воедино. Всего получено 1120 слов-реакций, так как не на все слова испытуемые написали ассоциативные ответы.

Далее проводилась следующая обработка. Группы слов, образующие «гнездо ассоциаций», заменялись одним словом. Слова, встречающиеся по обоим стимулам, исключались, явные (откровенные) ассоциации изымались, случайные ассоциации также удалялись из общего набора. В итоге оставлены ключевые ассоциации со словами-стимулами в количестве 1088 единиц.

Количество полученных ассоциаций неодинаково, в ассоциативном поле на слова «свой», «свобода» «социальный» образовалось больше «гнезд» и больше одинаковых слов-ассоциаций: 158, 167 и 143 соответственно. По-видимому, данные слова обладают большей стереотипией в отличие от других слов. Стереотипия также обнаружила неодинаковую степень выраженности, некоторые слова (одни и те же) встречались в реакциях многих испытуемых и по нескольку раз: как на одни и те же стимулы, так и на разные.

1 В сборе материала на этом этапе принимал участие студент Российской международной академии туризма С. Мороз.

Полученные результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сопоставление слов-стимулов и полученных ассоциативных реакций

Слова-стимулы Слова - ассоциативные реакции

Свой Родной 16, понимание 15, близость 13, интересный 13, любимый 13, жизнь 13, друг 12, доверие 12, открытость 12, собственность 12, теплый 12, добрый 12, контакт, схожесть, взаимопомощь, принятие, интригующий, разнообразный, свободный, интеллектуальный, притягивающий, красивый, положительный, изначальный, совместимый, дом, цвет, лучший, заботливый

Чужой Далекий 15, непохожий 14, закрытый, 14, интриган 13, привлекательный 12, опасный 12, незнакомый 12, другой 12, недоверие 12, интересный 12, сложный 12, ограничение, неизвестный, одинокий, тупой, ограниченный, раздражающий, злой, противный, отрицательный, враждебный, холодный, желанный, несовместимый, противоположный, недоступный, неприятный

Я Личность 16, человек 14, умная 13, красивая 13, студент 12, хорошая 12, сильный 12, любимая 12, сумасшедшая, эмоциональная, вредная, упрямая, интересующая, очаровательная, кричащая, противный, циничный, любвеобильный, здоровый, ленивый, привлекательный, зависимый, агрессивный, миролюбивый, расточительный, высокая, стройная, жизнерадостный, индивидуальный

Другие Разные 16, интересные 15, непохожие 13, непонятные 13, новые 13, люди 13, враги 12, банальные 12, окружающие, впечатляющие, доверчивые, посредственные, сильные, нормальные, трудолюбивые, независимые, ограниченные, вечные, неприятные, грубые, пассивные, индивидуальные, неповторимые, активные, осторожные, близкие

Свобода Полет 14, движение 14, пространство 13, мир 13, жизнь 13, сила 13, открытость 13, развитие 12, состояние 12, труд 12, фантазия 12, выбор, 12, самовыражение, удовлетворение, одиночество, независимость, решительность, многообразие, познание, молодость, желание, бездна, радость, беззаботность, вольность

Ограничения Граница 13, запрет 13, территория 12, приказы 12, совесть 12, зона 12, тюрьма 12, зависимость, власть, недовольство, протест, препятствие, зажимы, сдерживание, ступор, развитие, контроль, терпение, рывок, круг, правила, обязанность, повинность, мораль, болезнь, ущербность, смерть, страдания, злость, оковы

Социальный Общество 14, любовь 13, люди 13, мораль 13, поведение 12, нормы 12, общение 12, оправданный 12, открытость 12, помощь 12, множество, количество, связь, всеобщий, критерии, однообразность, дружба, подвиг, прорыв, гуманизм, добро, надежда, человек, взаимодействие, нравственный, воспитанный, общий, вынужденный

Асоциальный Странность 13, вредность 13, опасность 13, больной 13, непохожий 12, аморальность 12, зло 12, агрессивность 12, жестокость 12, одинокий, неправильный, негативный, противоборство, отдельность, осуждение, инородный, убогий, непонятность, причудливость, движимость, безалаберность, лень, религия, смерть, устарелое, губительное, первобытное

Выделенные полужирным шрифтом слова во втором столбце представляют наиболее распространенные реакции (с индексом от 12 до 16), за ними следуют менее распространенные ответы (с индексом от 1 до 11).

Далее из всего массива слов, представляющих реакции на слова-стимулы: свой - чужой, я - другие, свобода - ограничения, социальный -асоциальный, были отобраны наиболее характерные, однозначно трактуемые всеми испытуемыми слова-реакции. К ним мы отнесли (с учетом одноко-ренных слов и перевода всех слов-ответов в форму существительного):

Любовь - 41 ответ, непохожесть -39, открытость - 37, жизнь - 37, родство - 36, сила - 28, человек - 28, люди - 26, опасность - 25, зло - 21, помощь - 21, мораль - 19, агрессивность - 18, близость - 16, независимость - 16, понимание - 15, вредность - 15, смерть - 15, общество - 14, правила - 14, закрытость - 14, нормы - 13, странность - 13, поведение - 12, недоверие - 12, оправданность - 12, общение - 12, совесть - 12, враги - 12, аморальность - 12, жестокость - 12, лень - 11, контакт - 11, причудливость - 11, схожесть - 11, неизвестность - 11, количество - 10, множество - 10, противоборство - 10, неправильность - 10, принятие - 10, одиночество - 10, связь - 10, безалаберность - 10, осуждение - 9, дружба - 9, подвиг - 8, отдельность - 8, нравственность - 7, гуманизм - 7, раздражение -7, надежда - 7, взаимодействие - 6, религия - 5, расточительность - 5, болезнь - 4, противоположность - 4, беззаботность - 3.

Были отобраны самые распространенные и в смысловом плане нагру-

женные слова-ответы, характеризующие социальную идентичность человека. К представленному списку после бесед с испытуемыми были добавлены существенные с нашей точки зрения слова: справедливость и неудача.

Таким образом, был получен новый диагностический инструмент, позволяющий достаточно быстро и точно измерять социальную идентичность личности, и при этом свободный от ограничений опросниковых методик. В него вошли 40 слов, характеризующих социальную реальность и позволяющих выявить особенности социальной идентичности. 12 слов в предлагаемом наборе носят нейтральный характер, 24 слова - позитивно окрашены, еще 24 - отрицательно. Однако согласно результатам предварительного этапа, все слова отнесены к разным полюсам: социальному или асоциальному. Нейтральные слова носят «за-шумляющий» характер.

Полученная методика получила название: методика изучения социальной идентичности (МИСИ).

Далее различным группам испытуемых предъявлялась сконструированная методика. Спустя некоторое время было проведено повторное тестирование для выяснения надежности методики и определения устойчивости результатов. Кроме того, методика изучения социальной идентичности проверялась на конструктивную валидность по соотнесению ее результатов с данными, полученными по методике К. Роджерса и Д. Даймонда, направленной на изучение социально-психологической адаптации. Полученные результаты обрабатывались методами описательной и индуктивной статистики.

Технические заметки по проведению МИСИ

Место проведения теста: спокойное помещение, в котором безо всяких помех удастся провести тестирование (продолжительность: около 15-20 минут).

Обработка результатов

Ключ к методике изучения социальной идентичности: согласно ключу методики все слова делятся на две равные группы социальной и асоциальной направленности.

Слова социальной направленности: общество, открытость, мораль, человек, контакт, оправданность, схожесть, жизнь, поведение, дружба, подвиг, нравственность, количество, гума-

Материал: список с 60 словами-стимулами (стандартный лист).

Инструкция. Из предложенных слов выбери те, которые по каким-либо причинам кажутся тебе более привлекательными и имеют отношение к тебе и твоей социальной реальности. Подчеркни их.

низм, взаимодействие, любовь, люди, понимание, близость, нормы, правила, общение, помощь, справедливость, множество, принятие, совесть, родство, связь, надежда.

Слова асоциальной направленности: непохожесть, осуждение, противоборство, отдельность, опасность, жестокость, недоверие, раздражение, враги, убогость, сила, причудливость, одиночество, религия, независимость, неизвестность, смерть, противоположность,

Агрессивность Неудача Общество

Аморальность Нормы Открытость

Беззаботность Нравственность Непохожесть

Близость Общение Осуждение

Болезнь Одиночество Мораль

Взаимодействие Подвиг Человек

Вредность Помощь Противоборство

Гуманизм Понимание Отдельность

Дружба Правила Контакт

Закрытость Принятие Недоверие

Зло Причудливость Опасность

Количество Противоположность Жестокость

Лень Расточительность Оправданность

Любовь Религия Схожесть

Люди Родство Раздражение

Множество Связь Враги

Надежда Смерть Жизнь

Независимость Совесть Поведение

Неизвестность Справедливость Безалаберность

Неправильность Странность Сила

Таблица 2

Результаты, полученные по МИСИ (п = 90)

Уровни Типология идентичности Среднее по группе в баллах Частотность, %

Очень низкий Диффузная идентичность до 0, 17 7

Низкий Мораторий 0,18-0,0,31 16

Средний Достигнутая идентичность 0,31-0,57 57

Высокий Высокая достигнутая идентичность 0,57-0,70 15

Очень высокий Псевдоидентичность 0,71-1,0 5

закрытость, странность, вредность, болезнь, лень, агрессивность, неправильность, неудача, аморальность, беззаботность, зло, расточительность.

Социальная направленность подразумевает готовность испытуемого быть членом общества - одним из большинства, принимать нормы, правила и, как следствие, жертвовать своей индивидуальностью, однако при этом чувствовать определенную степень защиты и безопасности. Слова асоциальной направленности подразумевают стремление отделиться от всех, быть не таким как большинство, быть независимым, самостоятельным, подвергаться риску и опасности. Конечный подсчитываемый параметр называется "социальность" и вычисляется по следующей формуле1:

5 = А / (А + В),

где 5 - социальность; А - количество ответов социальной направленности, выбранных испытуемым; В - количество выбранных испытуемым ответов асоциальной направленности.

Максимальное значение «1» соответствует максимальной степени со-

циальной направленности испытуемого, характеризует его как человека, имеющего потребность в групповом членстве, желающего принимать нормы и правила общества, поддерживать групповую сплоченность. Минимальное значение «0» соответствует минимальной степени социальной направленности испытуемого и свидетельствует о его стремлении к независимости, самостоятельности и нежеланию подчиняться общим требованиям и правилам, установленным в группе.

Внутренняя согласованность пунктов МИСИ оценивалась посредством а Кронбаха и варьировалась в незначительных пределах, достигая максимального значения, равного 0,88.

Итоговый показатель социабель-ности практически не имеет «скоса» (Аз = -0,09) и распределение не отличается от нормального (по критерию Колмогорова-Смирнова, й = 0,12 при р < 0,05) (табл. 2).

Таким образом, опираясь на показатели среднего значения и стандартного отклонения (0,44±0,13), мы можем разработать стандартные нормы для МИСИ.

1 Предложено В.В. Хрусталевой.

Выборка: всего в исследовании приняло участие 90 человек (ретестиро-вание в подсчете не учитывалось). Ре-тестирование проводилось спустя два месяца. Корреляционные связи по результатам двух замеров оказались существенными (р = 0,405 при р < 0,01),

т.е. МИСИ соответствует психометрическим требованиям надежности.

Корреляционный анализ с использованием коэффициента Пирсона показал следующие взаимосвязи, представленные в табл. 3.

Таблица 3

Корреляционные связи между показателями МИСИ и методики изучения социально-психологической адаптации (МИСПА)

№ Показатели МИСПА Показатели МИСИ Корреляции

1 a Адаптивность Социальность 0,201*

b Дезадаптивность Асоциальность 0,231*

2 a Приятие себя Социальность 0,361**

b Неприятие себя Асоциальность 0,170

3 a Приятие других Социальность 0,291**

b Неприятие других Асоциальность 0,223*

4 a Эмоциональный комфорт Социальность 0,167

b Эмоциональный дискомфорт Асоциальность 0,222*

Примечание. *р < 0,05,**р < 0,01.

Как видно из корреляционных взаимосвязей показателей МИСИ с основными шкалами методики изучения социально-психологической адаптации, такая взаимосвязь обнаружена и является достоверной.

Следовательно, методика изучения социальной идентичности является надежным и валидным диагностическим инструментарием, что позволяет использовать ее в практической психодиагностической работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. 2/пер. с англ. М, 1982.

2. Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 23-30.

3. Большая советская энциклопедия. М, 1990. № 1. С. 70- 78.

4. Вунд В. Введение в психологию. М, 2000.

5. Гуревич П. Вывихи самоопознания//Архетип. 1996. № 1. С. 55-57.

6. Джеймс У. Психология. М, 1991.

7. Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. М, 2000.

8. Кузьмина Е.И. Психология свободы. М, 1994.

9. Леви ВЛ. Искусство быть собой. М, 1990.

10. Модели мира. М, 1997. № 1. С. 88-91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М, 1988.

12. Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества. М, 1999.

13. Спенсер Г., Циген Т. Ассоциативная психология. М, 1998. С. 15-32.

14. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М, 1999.

15. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.

16. Хрусталева В.В. Особенности социальной идентичности подростков // Актуаль-

ные проблемы психологического знания. Вып. 21.2011. № 4.

17. Хрусталева В.В. Самопрезентация социальной идентичности в контексте профильного образования подростков // Актуальные проблемы психологического знания. Вып. 28. 2013. № 3.

18. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: монография. М, 2001.

19. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и

методы диагностики. М, 2007. № 5. С. 43 -68; 69-116.

20. Шнейдер Л.Б. Реконструкция идентичности: структурный и динамический аспект // Развитие личности. 2000. № 2. С. 44-69.

21. Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности. М, 2001.

22. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ пер. с англ. М, 1996.

23. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М, 1996.

УДК 378:001.891

Н.Н. ЛАГУСЕВА

ПОДХОДЫ И УРОВНИ ПРОЦЕССА ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА

Статья посвящена актуальной проблеме формирования готовности студента к творческой самореализации в вузе. Дается краткий анализ научной литературы по данной проблеме, раскрывается степень ее разработанности. Понятие «самореализация» рассматривается как процесс и результат профессиональной подготовки студентов в туристском вузе. Автор выделяет уровни развития творческой самореализации: интегративно-репродуктивный, интегративно-креативный, творческо-компетентностный. Одним из необходимых условий успешности творческой самореализации автор считает компетентностный подход.

Ключевые слова: творческая самореализация, креативность, интегративность, профессиональная творческая самореализация, компетентностный подход.

The article is devoted to the up-to-date issue of forming readiness of the undergraduate to creative self-realization in a higher education institution. The author gives brief analysis of scientific resources on the issue, revealing the extent of a problem. The term «self-realization» is considered by the author, first of all, as the process and the result of training students in a tourism higher school. The author distinguishes levels of creative self-realization: integrative and reproductive, integrative and creative, creative and competence. The author considers that one of the necessary conditions for the success of creative self-realization is the competence approach.

Key words: creative self-realization, creativity, integrative, professional creative self-realization, competence approach.

Существующая в настоящее время стов (бакалавров, магистров) направ-оценка качества подготовки специали- лена на проверку наличия у выпускников сформированности различного

© Лагусева Н.Н., 2014 вида компетенций (общекультурных,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.