Научная статья на тему 'АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ'

АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная журналистика / ассоциативный ряд / средство выражения оценки / эстетическая оценка / язык СМИ / music journalism / associative series / means of expressing evaluation / aesthetic assessment / media language

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Груздева Маргарита Михайловна

В статье рассматривается языковое отражение восприятия музыки в современной российской музыкальной журналистике, анализируются эстетические особенности языка медиатекстов о музыке, что способствует более полному пониманию процессов, происходящих в области музыкальной журналистики. Значимым и актуальным объектом исследования являются ассоциативные ряды на базе различных выразительных языковых средств. Ассоциативные ряды становятся основным средством выражения эстетических оценок в медиатекстах о музыке, способствуют вербальному выражению и описанию чувств, возникающих при прослушивании музыки, передаче заложенных в ней смыслов. Ассоциативные ряды, образные оценки способствуют большей выразительности, экспрессивности текста, выполнению аттрактивной функции и донесению до аудитории тех смыслов, которые сложно выразить конкретно при описании музыкального искусства. Эмпирический материал был собран в процессе анализа медиатекстов 2020–2023 гг., содержащих оценку музыкального творчества и опубликованных в российских сетевых СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSOCIATIVE SERIES AS A MEANS OF EXPRESSING AESTHETIC ASSESSMENT IN MUSIC JOURNALISM

The article presents a study of the interpretation of the meaning of a musical work through associative series in a media text. It analyses media texts published in Russian online media between 2020 and 2023 and containing an assessment of musical creativity. The aesthetics of the language of media texts about music influences the audience’s perception of the material, and the associative series based on various expressive language means becomes a significant tool of expressing aesthetic assessment in music journalism. The main research methods used are discourse analysis and related linguistic analysis, in addition to general scientific methods. The article analyzes publications devoted to various musical trends, such as pop music, rock music, classical music. In the context of digitalization and the constant flow of new artist names and new musical compositions, an important function of a music journalist is to play the role of navigator in the field of the music industry, while staying true to the importance of the aesthetics of the language of media texts about music. Associative series, figurative aesthetic assessments contribute to greater expressiveness of the text, performing an attractive function and conveying to the audience those meanings that are difficult to express concretely when describing musical art.

Текст научной работы на тему «АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2024. № 1 (49)

ЯЗЫК СМИ

Груздева Маргарита Михайловна, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры стилистики русского языка, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; e-mail: mar-gruzdeva@yandex.ru, ORCID 00090001-8524-7058

АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

В статье рассматривается языковое отражение восприятия музыки в современной российской музыкальной журналистике, анализируются эстетические особенности языка медиатекстов о музыке, что способствует более полному пониманию процессов, происходящих в области музыкальной журналистики. Значимым и актуальным объектом исследования являются ассоциативные ряды на базе различных выразительных языковых средств. Ассоциативные ряды становятся основным средством выражения эстетических оценок в медиатекстах о музыке, способствуют вербальному выражению и описанию чувств, возникающих при прослушивании музыки, передаче заложенных в ней смыслов. Ассоциативные ряды, образные оценки способствуют большей выразительности, экспрессивности текста, выполнению аттрактивной функции и донесению до аудитории тех смыслов, которые сложно выразить конкретно при описании музыкального искусства. Эмпирический материал был собран в процессе анализа медиатекстов 2020—2023 гг., содержащих оценку музыкального творчества и опубликованных в российских сетевых СМИ.

Ключевые слова: музыкальная журналистика, ассоциативный ряд, средство выражения оценки, эстетическая оценка, язык СМИ.

Как цитировать: Груздева М. М. Ассоциативный ряд как средство выражения эстетической оценки в музыкальной журналистике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2024. № 1. С. 49-69. DOI: 10.30547/vestnik.joum.1.2024.4969

Margarita M. Gruzdeva, PhD in Philology, Lecturer at the Chair of Stylistics of the Russian Language, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; e-mail: mar-gruzdeva@yandex.ru, ORCID 0009-0001-8524-7058

ASSOCIATIVE SERIES AS A MEANS OF EXPRESSING AESTHETIC ASSESSMENT IN MUSIC JOURNALISM

The article presents a study of the interpretation of the meaning of a musical work through associative series in a media text. It analyses media texts published in Russian online media between 2020 and 2023 and containing an assessment of musical creativity.

The aesthetics of the language of media texts about music influences the audience's perception of the material, and the associative series based on various expressive language means becomes a significant tool of expressing aesthetic assessment in music journalism. The main research methods used are discourse analysis and related linguistic analysis, in addition to general scientific methods. The article analyzes publications devoted to various musical trends, such as pop music, rock music, classical music. In the context of digitalization and the constant flow of new artist names and new musical compositions, an important function of a music journalist is to play the role of navigator in the field of the music industry, while staying true to the importance of the aesthetics of the language of media texts about music. Associative series, figurative aesthetic assessments contribute to greater expressiveness of the text, performing an attractive function and conveying to the audience those meanings that are difficult to express concretely when describing musical art.

Key words: music journalism, associative series, means of expressing evaluation, aesthetic assessment, media language.

To cite this article: Gruzdeva M. M. (2024) Assotsiativnyy ryad kak sredstvo vyrazheniya esteticheskoy otsenki v muzykal'noy zhurnalistike [Associative Series as a Means of Expressing Aesthetic Assessment in Music Journalism]. Vestn. Mosk. unta. Ser. 10: Zhurnalistika 1: 49-69. DOI: 10.30547/vestnik.journ.1.2024.4969

DOI: 10.30547/vestnik.journ.1.2024.4969

Введение

Музыкальная журналистика сохраняет свои позиции, так как общество продолжает интересоваться музыкальным искусством. Музыка способна объединять людей, воздействовать на эмоции, порождать новые смыслы и мысли, выполнять не только развлекательную, рекреативную, но и компенсаторную, а также культуро-формирующую функцию.

Анализ эстетических характеристик языка медиатекстов о музыке способствует более полному пониманию процессов, происходящих в области музыкальной журналистики. Язык музыкальной журналистики имеет важное значение не только для реализации функций информирования, просвещения, развлечения, но и для продвижения объектов искусства, раскрытия смыслов, а также для повышения уровня культуры аудитории.

Эстетика языка медиатекстов о музыке влияет на восприятие материала аудиторией, а ассоциативный ряд становится значимым средством выражения эстетической оценки в музыкальной журналистике. Большой исследовательский интерес вызывают особенности репрезентации звука, мелодии музыкального произведения в медиатексте, ассоциативные ряды как средство выражения эстетической оценки и раскрытия смыслов музыкального произведения.

Теория и история вопроса

На функционирование текстов СМИ оказывают влияние различные факторы, в том числе процессы цифровой трансформации. При этом, несмотря на технологические инновации, первостепенным остается содержание журналистских материалов. Е. Л. Вартанова отмечает, что «цифровая журналистика — это и есть журналистика с ее традиционными целями и ценностями, только существующая в технологически новых условиях, которые, преобразуя ее инструментарий, не могут изменить ее социально значимой природы и сущности» (2021: 12).

Освещение музыкальной темы в современную цифровую эпоху во многом связано с группой «"неинституционализированных медиа" — не только не зарегистрированных в качестве СМИ, но и не руководствующихся другими формальными и неформальными правилами игры, определяющими принадлежность к важнейшему социальному институту» (Макеенко, Вырковский, 2021: 76). Несмотря на распространенность публикаций о музыке в социальных сетях и блогах, для нашего анализа выбраны журналистские медиатексты в российских сетевых изданиях.

В связи с вопросом корреляции понятий музыкальной критики и музыкальной журналистики отметим, что в статье музыкальная критика рассматривается как составная часть журналистики в соответствии с определением Т А. Курышевой, характеризующей музыкально-критическую журналистику как «направленную на музыкальное творчество профессиональную оценочную деятельность, реализуемую в специальных текстах (письменных или устных)» (2007: 14). Музыкальная журналистика включает в себя разнообразные материалы на музыкальную тему: как традиционную оценочно-аналитическую критику, так и медиатексты (преимущественно информационных жанров), не относящиеся к музыкальной критике.

Изучению медиатекстов в музыковедческом ключе посвящено исследование Т. Ф. Шак (2017), но в нем анализируются особенности музыки, звучащей в кино, и работа является в большей степени искусствоведческой. Тема музыкальной журналистики и публикаций о музыке анализируется в ряде работ (Дускаева, Реймер, 2010; Катаев, 2018; Курышева, 2007; Семенова, 2012 и др.), однако в основном эти работы посвящены истории и теории музыкальной журналистики в целом, а также отдельным лингвостилистиче-ским особенностям публикаций о музыке в газетных текстах.

При этом ассоциативные ряды и эстетика языка медиатекстов о музыке, на наш взгляд, еще не были изучены исследователями в достаточной степени, хотя вопрос является очень актуальным в рамках анализа специфики языка и функционирования музыкальной журналистики. Наша работа представляет собой первую попытку понять принцип использования ассоциативных рядов как средства выражения эстетической оценки и раскрытия смыслов музыкального произведения в современных медиатекстах о музыке.

В настоящее время в России музыкальная тематика активно освещается в общественно-политических изданиях («Российская газета», «Известия», «Коммерсантъ», «Московский комсомолец» и др.), в изданиях о культурном досуге («Афиша Daily», Time Out и др.), в онлайн-изданиях, посвященных музыке (Fuzz Music, «Роккульт», «Джаз.Ру» и др.), и во многих других медиа.

Благодаря новым технологиям открываются новые возможности и перспективы как для музыкантов, так и для музыкальной журналистики. Интернет дает возможность создавать новые музыкальные медиа, подобные зарубежному изданию «Питчфорк» (Pitchfork), которое содержит тексты различных жанров, а также — фото, отдельные треки, подкасты, клипы, мультимедийные лонг-риды. В российских сетевых СМИ разделы, посвященные музыкальному творчеству, нередко содержат аудиотреки и видеоклипы, записи концертных выступлений (если к ним есть открытый доступ и нет нарушения авторских прав).

Большое влияние на состояние современной музыкальной журналистики оказывает трансформация музыкального искусства. С одной стороны, отмечается кризис музыкальной индустрии и музыкальной журналистики, связанный с нестабильностью журналистских кадров, освещающих музыкальные события, с поверхностностью раскрытия затрагиваемых тем. Еще одна проблема обусловлена парадоксальной ситуацией, когда в цифровую эпоху музыкальное интернет-пространство оказывается переполненным новыми именами артистов и музыкальными произведениями, но при этом аудитория слушателей теряется в потоке музыкальных новинок, и популярность многих артистов оказывается кратковременной или вообще не приходит к ним. В цифровую эпоху, несмотря на непрерывный поток новой музыки, творчество артистов редко становится значимым культурным явлением, привлекающим большое внимание аудитории и журналистов. По мнению Ю. Стракович, «музыкальный эксперт, в котором так нуждается цифровая эпоха,

существенно отличается от классического критика, его авторитетность определяется уже не столько умением высказывать глубокие суждения о самых резонансных явлениях культуры, сколько способностью находить жемчужины среди глобального информационного беспорядка» (2018: 234).

Музыкальная журналистика может иметь большое значение для формирования у аудитории музыкального вкуса, в том числе и для привлечения внимания общества к академической музыке. По мнению Е. Ю. Коломийцевой, «умение писать увлекательно о качественной, классической музыке тоже могло бы заинтересовать массового читателя, не покупающего специальные издания, наполняемые профессиональными музыковедами» (2015: 258).

Язык медиатекстов о музыке способен влиять на функционирование музыкальных медиа, способен привлекать внимание аудитории, так как «именно язык представляет собой сущностную характеристику в деятельности СМИ по формированию медиакартины мира в сознании массового адресата» (Анненкова, 2011: 13).

Значимым при описании музыкального произведения для усиления впечатления является интермедиальный аспект, синтез слова и музыки (необходимость отражения образа музыки и воссоздания живого звучания), построение вербального образа на основе музыкального. Л. Г. Кайда рассматривает синтез музыки и слова в тексте художественных произведений, однако это явление характерно и для текстов массмедиа, когда «мысли композитора даны в интерпретации писателя, и именно этот тип музыкально-речевого единства интересен для функционально-стилистического исследования» (2016: 43). Еще одна важная для исследования идея заключается в том, что созданный журналистом текст «несет в себе его личную позицию, эссеи-стическую ассоциативность и эстетическую мотивировку» (2019: 84).

Художественный тип личности автора, как отмечает И. В. Ерофеева, «"заряжает" текст ярким ассоциативно-смысловым наполнением, многочисленными экспрессивно-оценочными коннотациями» (2023: 87).

Очень важно словесное выражение оценочной позиции, способной увлечь, убедить, и «непременная особенность журналистского арт-текста — эстетическая оценочность» (Самсонова, 2021: 7). Эстетическая оценка — способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия (Беляев (ред.), 1989). Среди компонентов эстетической оценки, обозначенных Л. Р. Дускаевой, выделим наиболее

актуальные для нашего исследования медиатекстов о музыке — образную интерпретацию художественного материала и передачу эмоционального отклика, состояния (2015: 32).

Л. А. Птушко подчеркивает, что «музыковед как автор словесной (прежде всего) композиции о музыке передает не только информацию о явлении, его идею, но экспрессией слова, метафорами и живописными ассоциациями, вспыхнувшими в результате прослушивания музыки, стремится запечатлеть образно-выразительную сферу музыки» (2010: 119).

На наш взгляд, именно ассоциативные ряды становятся значимым средством выражения эстетической оценки в медиатекстах о музыке, поэтому данный аспект требует подробного изучения.

Термин «ассоциативный ряд» используется в статье А. П. Шаховского (2014), однако указанная статья связана исключительно с музыковедческим аспектом и с ролью ассоциативности в создании музыкального произведения. При этом использование ассоциативных рядов в текстах массмедиа, в том числе в текстах музыкальной журналистики, не было исследовано. А. П. Шаховской, описывая эффект воздействия музыки, отмечает, «что опора на ассоциации (=ассоциативный ряд) является обязательным компонентом механизма этого воздействия» (2014: 44). Термином «ассоциативный ряд» обычно обозначается объединение языковых единиц по формальному или логико-семантическому признаку (Нелюбин (ред.), 2003). В нашей статье термин «ассоциативный ряд» используется в значении объединения лексем по семантическому восприятию, а также в значении набора ассоциаций — понятий, связанных между собой в сознании человека общим признаком, общей идеей.

Методика

Основополагающим методом исследования является лингво-стилистический анализ. В качестве источников материалов выбраны как сетевые версии конвергентных СМИ, так и непосредственно онлайн-издания: российские общественно-политические СМИ («Российская газета», «Известия», «Коммерсантъ», «Московский комсомолец»), СМИ о культурном досуге («Афиша Daily», Time Out), онлайн-издания, посвященные музыке (Fuzz Music, «Рок-культ») и др. В нашем исследовании мы рассматриваем публикации, посвященные различным музыкальным направлениям, таким как поп-музыка, рок-музыка, классическая музыка.

Эстетические особенности языка медиатекста о музыке зависят, в частности, и от жанровой разновидности музыкального объекта. Т. А. Курышева пишет, что в самом журналистском тексте о музыке должен быть запрограммирован выход на конкретную аудиторию издания, а также отмечает зависимость текстов от «более тонкой внутримузыкальной ориентации разных адресатов, направленной, например, на академическую музыку или рок, джаз, традиционную восточную музыку и т. п.» (2007: 108). В нашей статье не используются медиатексты о классической музыке в специализированных изданиях, так как целью исследования является выявление эстетических особенностей текстов музыкальной журналистики, рассчитанных на широкую аудиторию, и не анализируются публикации, посвященные личной жизни артистов или новостям шоу-бизнеса.

В рамках исследования анализируются медиатексты различных жанров, вышедшие в 2020—2023 гг., содержащие оценку музыкального творчества. Проанализировано 180 текстов. В рамках ограниченного объема статьи обнаруженные особенности текстов, свидетельствующие о значимости ассоциативных рядов как средства оценки, иллюстрируются только отдельными примерами, которые, на наш взгляд, являются достаточно показательными и отражают основную суть подобных оценок.

Результаты исследования

Музыка призвана влиять на эмоции людей, а авторы медиатекстов, посвященных музыке, должны передавать определенные чувства и смыслы, заложенные в музыкальном произведении. Эстетическая оценка, выбор определенной оценочной лексики во многих случаях зависит от жанра и других особенностей музыкального произведения, о котором идет речь в тексте журналиста. Важным способом построения такого журналистского материала становится создание ассоциативного ряда на базе выразительных средств языка (разнообразные тематические метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворение, аллюзии и др.). С помощью такого ассоциативного ряда дается эстетическая оценка и анализируются смыслы музыки, а также эмоции, возникающие во время прослушивания музыкальной композиции.

Медиатексты о поп-музыке

В публикациях, посвященных поп-музыке, в зависимости от конкретного произведения может передаваться разнообразная

гамма эмоций, как позитивных, так и связанных с печалью. Важным при оценке исполнителей поп-музыки и их творчества оказывается понятие гламура, который, к слову, также может сочетаться с грустью и меланхолией: «Она — королева "прибрежного гламура", грустная икона романтизма и меланхолии»1.

Распространенным оценочным образом при анализе творчества поп-исполнителя является его путь к успеху, ассоциирующийся с дорогой к вершине через преодоление трудностей. В этом контексте журналист также может упоминать о новых надеждах, о любви, а в ряде случаев и о духовном подъеме: «Структура нового альбома похожа на восхождение к вершине <...> и под конец певица словно вновь обретает голос, познает любовь к себе, и теперь поет не только о своей потере, но и о том, каким был путь ее преодоления, и о новой надежде»2; «Главная новая звезда отечественной поп-сцены — SHAMAN выпустил очередной духоподъемный сингл»3.

Важным аспектом при анализе является выражение чувств, раскрытие эмоционального ядра музыкального произведения, поэтому авторское «я», эссеизация текстов характерны для публикаций, посвященных музыкальному творчеству. Такие тексты могут содержать ассоциации с фактами биографии журналиста, как в следующем примере публикации о творчестве Ирины Аллегровой: «С ней можно все, как тридцать лет назад можно было в гостях у дачной соседки Вички <...> Ирочка, что бы я без тебя делала в своем библиотечном локдауне, в книжной пыли и муках саморефлексии! Я рада, что ты у меня есть. А что здесь криминального?»4.

Тема ностальгии, интереса к ретро является актуальной в сфере музыки, что находит свое отражение в медиатекстах о музыкальном творчестве артистов. Эстетическая оценка, акцентирующая понятие «ретро», может выражаться достаточно экспрессивно, как в следующем примере с использованием ассоциации на базе военной метафоры: «Взорвать западные чарты музыканты решили "ретрозарядом"» .

Распространено понятие «ламповый» как ассоциация с чем-то уютным, душевным, с оттенком ностальгического звучания. Слово стало популярным в интернет-коммуникации, используется оно и в медиатекстах о музыке: «Но, конечно, лампового обаяния золотого века Голливуда здесь не меньше»6.

Ретро может оцениваться в позитивном ключе с помощью англицизма «олдскульный» — молодежного сленга, распространенного в интернет-коммуникации: «Дело в том, что ритм-секция советского ВИА, олдскульная партия клавишных и неподражаемая

квакающая электрогитара делают классическую версию "Соловьиной рощи" супермодной вещью»1.

Может, наоборот, подчеркиваться современность звучания композиции — так в следующем примере используется достаточно распространенное обозначение «мем-хит», связанное с темой популярности песни, ставшей мемом в интернет-пространстве: «Еще не остыл его недавний альянс с Егором Кридом, в результате чего в мем-хите "Третье сентября" прижились речитативные куплеты»8. Кроме того, в этом примере популярность композиции ассоциируется с распространенным понятием «высокой температуры», «горячей» музыкальной новинки.

Раскрывая свое восприятие музыки, журналисты часто отмечают ее терапевтическое значение с помощью ассоциаций на основе медицинских метафор: «Как отмечают слушатели, песня "Гудки" способна лечить душу — и с этим сложно поспорить» 9.

Важное значение в текстах музыкальной журналистики имеет ассоциативный ряд, выстраиваемый при помощи олицетворения музыкальных инструментов: «Пышное фортепиано, горделивые духовые, размашистые ударные и прочие атрибуты старой музыки здесь как будто специально освобождают коридор для голоса Адель, достигающего предела печали и безысходности»10. С помощью ассоциативного ряда журналист демонстрирует образ живых музыкальных инструментов и одинокой в своей печали певицы, окруженной оркестром.

В связи с особенностями танцевальной поп-музыки журналисты используют цветовые и световые ассоциации с фейерверком, дискотечными вспышками на танцполе: «Это — самый танцевальный трек на Dangerous Woman, который постепенно превращается из устойчивого пульса в настоящий клубный фейерверк!»11; «Happier Than Ever уходит в более мягкий звук, в котором вспышки странностей тонкие, но изобретательныеI»12; «Смарт-поп — это тотальный расфокус. Большая часть его песен — это сиреневый туман, в котором фрагментарно возникают нехитрые биты»13. В тексте цветовая и природная метафоры объединяются с очевидной аллюзией-отсылкой к известной эстрадной песне 1990-х гг. «Сиреневый туман», передающей, по мнению автора статьи, стилистику и настроение музыкального направления «смарт-поп».

Также много образных эстетических оценок при описании поп-музыки дается с помощью вкусовых ассоциаций на основе гастрономических метафор с использованием понятий «сладость», «коктейль» и др., что объясняется как легким восприятием поп-музыки, ее воз-

можной «приторностью», так и понятием гламура, ассоциативно связанным с коктейлями, «сладкой жизнью» и пр.: «Кофейный соул, сладко и приторно растекающийся по ушам»14; «Она всегда любила мешать музыкальные коктейли из того, что под руку попадется»15; «В двенадцати песнях пластинки прослеживается горько-сладкий оттенок»16.

Медиатексты о рок-музыке

Эстетика языка публикаций о рок-музыке имеет свои особенности с учетом специфики этого музыкального жанра. Описываемые при оценке рок-музыки эмоции часто связаны с тревогой, ужасом, яростью: «Korn, Limp Bizkit, System of a Down, Linkin Park, Deftones и остальные лучше всех зафиксировали на рубеже тысячелетий напряжение и тревогу, ужас перед будущим и страшную отрешенность нового поколении»17.

Также распространены ассоциативные ряды, с помощью которых описывается музыкальная дерзость, создается образ «грохочущей вечеринки»: «Их дерзкие ритмы были основаны на блюзе и прекрасно вписывались в хеви-металическую сцену <...> Если Sabbath заставили рок звучать жутко и пугающе, Van Halen напротив — превратили его в одну большую грохочущую вечеринку!»118.

Медицинская метафора в ассоциативных рядах связана в основном с образами болезни, боли, безумия, распространенным оценочным образом при описании рок-музыки является ассоциация с ранением: «Эта песня не отправится на репит, однако не стоит недооценивать слегка сумасшедший и "побитый трек". Гипнотические повторы песни, лихорадочная взвинченность и драматичные гитары выразительно обрисовывают образ морально сломленного лирического героя»19.

Медиатексты о рок-музыке нередко связаны с такими положительными коннотациями, как темы преодоления, надежды, что объясняется возможной компенсаторной функцией как искусства, так и многих медиатекстов арт-журналистики, поэтому речь в журналистском тексте может идти и о светлой составляющей рок-музыки: «Faith — трогательный альбом о том, что человек способен пройти все данные ему невзгоды»20.

Журналист, выстраивая ассоциативный ряд в зависимости от специфики конкретного артиста и его творчества, может делать акцент на образах духовной силы, мощи, русских былин: «В этой песне есть что-то от стадионного гимна одновременно, от могучих русских былин <...> Вот и Shaman — это снова качественный русский рок с использованием трендов напевности и мощной духовной силы народной музыки»21.

Рок-музыка на протяжении многих лет ассоциируется в сознании аудитории с непокорной и буйной стихией, что находит отражение в многочисленных ассоциативных рядах, созданных журналистами на основе природных метафор, и наиболее распространенными являются экспрессивные ассоциации с морем, ураганом, пожаром, костром и т. д. С помощью природных ассоциаций даются образные оценки, которые могут основываться на контрастном сочетании: «И снова Дэймон Албарн играет с настроениями слушателя, резко сменяя подземную сырость на свежесть солнечного дня»22; «Под приятные гитарные риффы, сливающиеся с мелодичным голосом Албарна, вокалист Blur подводит итог разрушившимся отношениям, в которых вместо поджигания фитиля и ожидания взрыва, партнёры "подливалимасло в костёр отречения"»23.

В медиатекстах о рок-музыке создаются ассоциации со зверем (на основе зооморфных метафор), который может быть как «раненым», так и «несокрушимым»: «В композиции A Liar's Funeral присутствует протяжный рык, пробирающий до костей, как будто бы крик страдающего раненого зверя»24; «При прослушивании нового альбома Gojira я осознал, насколько эта группа стала мощным и несокрушимым зверем в мире металла»25. Распространенной оценкой является лексема «монстр»: «Эти американские монстры металла известны всему миру десятками своих хитов!»26.

Так же, как и в текстах о поп-музыке, журналисты, анализируя и оценивая рок-музыку, часто выстраивают ассоциативные ряды с помощью олицетворения инструментов и их составляющих. В следующем примере подчеркивается способность музыки завораживать слушателя: «Соло из "Отеля Калифорния" уже давно стало культовым — как и сама песня. Оно звучит многослойно и вызывающе, словно струны разговаривают с нами — пытаются донести какую-то важную мысль, которая так и не была раскрыта в контексте самой песни. Это всё очень завораживает»21.

В рок-музыке присутствует основная ассоциация с черным цветом, как, например, цветовая метафора в следующем примере заголовка статьи в связи с названием «Черный альбом» группы Metallica — «Черная благодарность»28.

Нередко создаются образы на основе ассоциаций с волшебством, магией: «Алан Парсонс, студийный волшебник <...>»29; «Ну а лирические композиции Coldplay, исполненные на должном уровне драйва и вдохновения, только усиливали ощущение волшебства»30.

Кроме того, журналист может проводить оригинальную аналогию между творчеством артиста и определенными фактами его биогра-

фии, что способствует появлению, например, такого образного ассоциативного ряда, описания музыкального альбома в рамках научного дискурса, когда альбом сравнивается с кандидатской диссертацией по аналогии с фактом реальных достижений артиста, получившего ученую степень. В следующем примере речь идет об альбоме группы «Мельница» (основательница и солистка группы является кандидатом филологических наук): «Эта работа — кандидатская диссертация, а предыдущие студийники в таком разрезе можно сравнить со статьями в рамках большого творческого исследования, которое продолжается уже двадцать лет. Даже структура релиза <...> выглядит как научный труд — с постановкой научной проблемы вначале, развитием темы по итогам лет исследования и финальным "Списком кораблей" как списком литературы и источников в конце. Не будучи членом диссертационного совета, я бы всё-таки дал за этот альбом белый шар в пользу присвоения группе статуса кандидатов небесных наук»31. Отметим, что с помощью такой характеристики альбома автор отмечает интеллектуальность музыкального творчества артистов.

Медиатексты о классической музыке

В медиатекстах о классической музыке не только раскрывается сфера эмоций, но также часто с помощью создания определенных ассоциативных рядов подчеркивается интеллектуальность, элитарность музыки, прослеживаются экзистенциальные темы: «Исполнение Бостриджа — это колоссальная работа интеллектуала, наполненная такими запредельными душевными переживаниями, что публика в зале сидит не пошелохнувшись. Шуберт писал: "Когда бы ни пытался я петь о любви, любовь превращалась в боль. А когда я пытался петь о боли, она превращалась в любовь". А Бостридж поет так, будто точно знает дорогу "по другую сторону бытия". И публика уходит, ощущая ветер жизни загробной»32.

В медиатекстах о классической музыке выстраиваются ассоциативные ряды на основе образов природной стихии, природных метафор: «Еще один взмах — смычок врезается в инструмент, и звук растекается громовыми раскатами по залу»33.

Кроме того, эстетические оценки классической музыки часто базируются на ассоциациях со вселенной, с космосом, акцентируется сложность и величие подобных произведений: «Музыка раскачивалась на ритмах как на веревках космических качелей»34.

Описание классической музыки и раскрытие ее смыслов может вызывать разнообразные ассоциации, но в большинстве случаев

преобладают эстетические категории возвышенного и прекрасного: «Старт программы — три пьесы Прокофьева из сюиты "Ромео и Джульетта" для фортепиано (Яков Кацнельсон) звучали с едва не сокрушительным изяществом, стальным драматизмом и поразительным ощущением огромной звуковой вселенной, заточенной в рояль, когда забываешь об оркестровой природе этой музыки и обо всем вообще»35.

В разговоре о классической музыке журналисты часто создают ассоциативные ряды на основе цветовых метафор, метафор вещества, а также метафор, связанных с темой волшебства. Классическая музыка часто ассоциируется с живописью: «Музыка русского гения приобрела восточный колорит, напомнивший о традиционной японской акварельной живописи»36. Сложность музыки может сравниваться со множеством слоев краски на картине: «события то панорамировались, то ложились слоями, проглядывая один сквозь другой»31.

Для характеристики высокого уровня качества классической музыки и ее уникальной ценности в медиатекстах используются ассоциации с мерцанием, с драгоценными материалами и камнями, с волшебством, также нередко акцентируется тема света: «У него звучал фактически "весь Стравинский": и магический вихрь пляски Жар-птицы, и светлая, "жемчужная" фактура колыбельной, и филигранная игра тембрами деревянных духовых в сцене царевен, и острый пульсирующий ритм Поганого пляса на зловещем forte, наконец в апофеозе — гимн свету, так нужный в эти сложные времена»38.

В медиатекстах о классической музыке превалирует эстетическая категория возвышенного, и в следующем примере журналист, говоря о сокровенности и утонченности произведения, с помощью разнообразного ассоциативного ряда выражает вербально это впечатление от музыки с помощью образа «выраставших из-под земли небоскребов настоящей серьезности»: «<...> на сцене вдруг вырастали как из-под земли небоскребы настоящей серьезности и исчезали, словно мираж. В "Думе" — венке композиторских размышлений, диалогов и рассуждений — речь, как легко догадаться, больше всего шла о чувстве: о сокровенном, как в "Утреннем размышлении о Божием величестве" Леонида Десятникова на текст Ломоносова (утонченная хоровая радуга эмоций и тембров в исполнении ансамбля "Интрада")»39.

Заключение

В условиях цифровизации и постоянного потока новых имен артистов и новых музыкальных композиций важной функцией музы-

кального журналиста становится выполнение роли навигатора, при этом сохраняется значимость эстетики языка медиатекстов о музыке. Культуроформирующая функция материалов музыкальной журналистики как разновидности арт-журналистики также выполняется благодаря такому фактору, как эстетика языка медиатекстов. Кроме того, специфика публикаций о музыке связана с репрезентацией звуков, мелодий в медиатекстах, и таким образом язык журналистского материала отражает в том числе эстетику самого музыкального произведения, творчества определенного артиста.

Ассоциативные ряды необходимы журналисту для выразительного описания музыкальных впечатлений и раскрытия смыслов музыкального творчества, для постижения многоплановости и загадочности музыкального мира.

Именно ассоциативные ряды становятся основным средством выражения эстетических оценок в медиатекстах о музыке, способствуют вербальному выражению и описанию чувств, возникающих при прослушивании музыки. Основные ассоциативные ряды строятся на базе следующих тематических метафор: природных, зооморфных, космических, медицинских, гастрономических, цветовых, метафор вещества, а также метафор, связанных с темой волшебства. Анализ музыкальных произведений и исполнительского мастерства артиста во многих случаях включает элементы эссеизации и способствует появлению оригинальных и необычных ассоциативных рядов, наполненных различными тематическими образами. В медиатекстах о музыке различных жанров (поп-музыка, рок-музыка, классическая музыка) есть как общие тенденции в построении ассоциативных рядов — эстетических оценок, так и конкретные специфические черты, так как эстетика текста оказывается связана с объектом музыкального искусства и его особенностями.

Ассоциативные ряды, образные эстетические оценки способствуют большей выразительности, экспрессивности текста, выполнению аттрактивной функции и донесению до аудитории тех смыслов, которые сложно выразить конкретно при описании музыкального искусства.

Примечания

1 Режим доступа: https://fuzz-music.com/lana-del-rey-luchshie-pesni/ (дата обращения: 24.05.2023).

2 Режим доступа: https://www.forbes.ru/forbeslife/446671-muzyka-ne-dla-tiktok-kakim-polucilsa-novyj-al-bom-adel-30 (дата обращения: 24.05.2023).

3 Режим доступа: https://iz.ru/1499501/sergei-uvarov/my-i-oni-shaman-obediniaet-mamonov-shokiruet-dion-daet-nadezhdu (дата обращения: 8.06.2023).

4 Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5130654 (дата обращения: 11.05.2023).

5 Режим доступа: https://iz.ru/1050131/sergei-uvarov/na-vkus-i-spet-golodnye-little-big-i-vechno-zhivoi-devid-boui (дата обращения: 19.05.2023).

6 Режим доступа: https://iz.ru/1230282/sergei-uvarov/kosmos-detki-bts-pomeniali-galaktiku-ledi-gaga-stil (дата обращения: 24.01.2023).

I Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5028213 (дата обращения: 11.05.2023).

8 Режим доступа: https://www.mk.ru/culture/2023/04/22/albomy-aprelya-metallica-lechit-shufutinskiy-vybiraet-vzroslykh-zhenshhin.html (дата обращения: 11.05.2023).

9 Режим доступа: https://www.timeout.ru/feature/poslushaj-svoih-iyun (дата обращения: 21.05.2023).

10 Режим доступа: https://daily.afisha.ru/music/21160-novyy-albom-adel-bez-hitov-no-on-samyy-moschnyy-i-lichnyy-v-ee-diskografii/(дата обращения: 18.06.2023).

II Режим доступа: https://fuzz-music.com/ariana-grande-ariana-grande-luchshie-pesni-hity/ (дата обращения: 18.06.2023).

12 Режим доступа: https://fuzz-music.com/happier-than-ever-2021-billi-aylish-bШie-eilish-vsyo-ob-albome/(дата обращения: 11.05.2023).

13 Режим доступа: https://daily.afisha.ru/music/22429-smart-pop-idealnaya-etiches-kaya-alternativa-meynstrimu-v-2022-godu-obyasnyaem-pochemu/ (дата обращения: 11.05.2023).

14 Режим доступа: https://daily.afisha.ru/music/22052-luchshie-albomy-2021-goda-vybor-nikolaya-ovchinnikova-i-vladimira-zavyalova/ (дата обращения: 14.08.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Режим доступа: https://www.mk.ru/culture/2021/03/23/lana-del-rey-pharaoh-ikrovostok-vypustili-novye-albomy.html(дата обращения: 11.08.2023).

16 Режим доступа: https://fuzz-music.com/luchshie-albomy-o-rasstavanii (дата обращения: 14.08.2023).

11 Режим доступа: https://daily.afisha.ru/music/11056-kak-zhil-i-umer-nyu-metal-samyy-nenavidimyy-muzykalnyy-zhanr-na-zemle-i-pochemu-on-vazhen/(дата обращения: 24.05.2023).

18 Режим доступа: https://fuzz-music.com/hard-rok-albomy-kotorye-izmenili-isto-riyu/ (дата обращения: 18.06.2023).

19 Режим доступа: https://rockcult.ru/review/hurts-faith-2020/ (дата обращения: 12.08.2023).

20 Режим доступа: https://rockcult.ru/review/hurts-faith-2020/ (дата обращения: 11.05.2023).

21 Режим доступа: https://rg.ru/2022/08/02/finalist-golosa-shaman-sobral-s-hitom-ia-russkij-63-mln-prosmotrov-v-seti.html (дата обращения: 11.05.2023).

22 Режим доступа: https://rockcult.ru/review/blur-the-ballad-of-darren-review-2023/ (дата обращения: 11.05.2023).

23 Режим доступа: https://rockcult.ru/review/blur-the-ballad-of-darren-review-2023/ (дата обращения: 10.08.2023).

24 Режим доступа: https://rockcult.ru/review/slipknot-we-are-not-your-kind-2019/ (дата обращения: 23.05.2023).

25 Режим доступа: https://rockcult.ru/review/fortitude-gojira-2021/ (дата обращения: 11.05.2023).

26 Режим доступа: https://fuzz-music.com/kavery-metallica-i-ih-originaly/ (дата обращения: 12.08.2023).

21 Режим доступа: https://fuzz-music.com/samye-proniknovennye-i-krasivye-gitarnye-solo-v-istorii/ (дата обращения: 11.05.2023).

28 Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5051593 (дата обращения: 12.08.2023).

29 Режим доступа: https://iz.ru/1369832/vladislav-krylov/20-let-spustia-nil-iang-voroshit-proshloe-alan-parsons-izuchaet-novyi-mir (дата обращения: 11.05.2023).

30 Режим доступа: https://iz.ru/1294093/sergei-uvarov/chto-doktor-zapisal-drdre-i-eminem-na-superkubke-coldplay-v-dubae (дата обращения: 12.08.2023).

31 Режим доступа: https://rockcult.ru/review/2-0-vintage-sessions-melnitsa-2019/ (дата обращения: 17.05.2023).

32 Режим доступа: https://rg.ru/2021/12/28/v-zariade-vystupil-odin-iz-luchshih-pevcov-sovremennosti-ien-bostridzh.html (дата обращения: 20.08.2023).

33 Режим доступа: https://www.mk.ru/culture/2022/02/04/altist-sergey-poltavskiy-sygral-vozdukhom.html (дата обращения: 20.08.2023).

34 Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5358766 (дата обращения: 17.05.2023).

35 Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5171233 (дата обращения: 17.05.2023).

36 Режим доступа: https://rg.ru/2023/06/25/liricheskaia-russkost-na-konkurse-chajkov-skogo-podvedeny-itogi-pervyh-turov-sredi-pianistov.html (дата обращения: 28.07.2023).

37 Режим доступа: https://rg.ru/2022/01/05/reg-pfo/teodor-kurentzis-provel-v-permi-zimnij-festival-diagilev.html (дата обращения: 12.08.2023).

38 Режим доступа: https://rg.ru/2022/06/20/moskovskaia-filarmoniia-zavershila-svoj-sotyj-sezon-posviashcheniem-igoriu-stravinskomu.html (дата обращения: 17.05.2023).

39 Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5171233 (дата обращения: 14.08.2023).

Библиография

Анненкова И. В. Медиадикурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. М.: Изд-во Моск. ун-та; Фак. журн. МГУ, 2011.

Вартанова Е. Л. Цифровая журналистика как новое поле академических исследований // Меди@льманах. 2021. № 6. С. 8—14.

Дускаева Л. Р., Реймер С. Н. Музыка в газетном тексте // Мир русского слова. 2010. № 4. С. 48-50.

Дускаева Л. Р. Отражение эстетической оценки произведений искусства в арт-медиадискурсе // Культура/Culture. 2015. № 12. С. 32.

Ерофеева И. В. Психология медиатекста: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2023.

Кайда Л. Г. Эстетический императив интермедиального текста: лингвофи-лософская концепция композиционной поэтики. М.: Флинта: Наука, 2016.

Кайда Л. Г. Интермедиальность — филологический континент. Вольтова дуга авторского подтекста. М.: Флинта, 2019.

Катаев П. В. Музыкальные медиа в сетевом обществе: возможности и вызовы функционального многообразия // Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2018. Т. 10. Вып. 1. С. 104—116.

Коломийцева Е. Ю. Музыкальная журналистика в системе социально-культурных процессов // Вестн. МГУКИ. 2015. № 2. С. 257—260.

Курышева Т. А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.

Макеенко М. И., Вырковский А. В. Возможности влияния неинститу-ционализированных производителей развлекательного и познавательного контента на аудиторию // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 5. С. 74—99.

Птушко Л. А. Музыкальная журналистика: от теории к практике // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 1. С. 117—121.

Самсонова А. А. Арт-журналистика. Речевые техники оценивания произведения искусства. СПб.: Алетейя, 2021.

Семенова А. Э. Музыкальная журналистика на страницах газет в условиях трансформации современного российского музыкального искусства // Ученые записки Казан. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2012. Т. 154. Кн. 6. С. 180-191.

Стракович Ю. В. Цифролюция. Что случилось с музыкой в XXI веке. М.: Классика-XXI, 2018.

Толковый переводоведческий словарь / сост. Л. Л. Нелюбин. М.: Флинта: Наука, 2003.

Эстетика: Словарь / под общ. ред. А. А. Беляева. М.: Политиздат, 1989. Шак Т. Ф. Музыка в структуре медиатекста. На материале художественного и анимационного кино. М.: Планета музыки, 2017.

Шаховской А. П. Ассоциативный ряд музыкального произведения // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2014. № 2 (32). С. 43-44.

Notes

Author 'A' (n.d.) Top luchshih pesen Lany Del' Rej — amerikanskoj ikony romantizma i melanholii. [Top Lana Del Rey Songs — American Icon of Romantism and Melancholy]. Fuzz Music. Available at: https://fuzz-music. com/lana-del-rey-luchshie-pesni/ (accessed: 24.05.2023)

Makarsky A. (2021) Muzyka ne dlya TikTok: kakim poluchilsya novyj al'bom Adel' «30». [Music not for TikTok: How Adele's New Album '30' Fared]. Forbes, 19 November. Available at: https://www.forbes.ru/forbeslife/446671-muzyka-ne-dla-tiktok-kakim-polucilsa-novyj-al-bom-adel-30 (accessed: 24.05.2023)

Uvarov S. (2023) «My» i oni: SHaman ob"edinyaet, Mamonov shokiruet, Dion daet nadezhdu. ['Us' and Them: Shaman Unites, Mamonov Shocks, Dion Gives Hope.]. Izvestiya, 16 April. Available at: https://iz.ru/1499501/ sergei-uvarov/my-i-oni-shaman-obediniaet-mamonov-shokiruet-dion-daet-nadezhdu (accessed: 8.06.2023)

(2021) Lipkoe polusladkoe [Sticky Semi-Sweet]. Kommersant, 24 December. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5130654 (accessed: 17.05.2023)

Uvarov S. (2020) Na vkus i spet: golodnye Little Big i vechno zhivoj Devid Boui [Each to their Song: The Hungry Little Big and the Ever-Living David Bowie]. Izvestiya, 24 August. Available at: https://iz.ru/1230282/sergei-uvarov/ kosmos-detki-bts-pomeniali-galaktiku-ledi-gaga-stil (accessed: 24.07.2023)

Barabanov B. (2021) Radosti skupye instagramy [The Stingy Instagrams of Joy]. Kommersant, 11 October. Available at: https://www.kommersant.ru/ doc/5028213 (accessed: 17.05.2023)

Legostayev I. (2023) Al'bomy aprelya: Metallica lechit, SHufutinskij vybiraet vzroslyh zhenshchin [Albums of April: Metallica Heals, Shufutinsky Chooses Adult Women]. MK, 22 April. Available at: https://www.mk.ru/ culture/2023/04/22/albomy-aprelya-metallica-lechit-shufutinskiy-vybiraet-vzroslykh-zhenshhin.html (accessed: 17.05.2023)

Zemlina M. (2023) Poslushaj svoih: kakie rossijskie relizy stoit dobavit' v plejlist v iyune [Listen to Your Own: Which Russian Releases You Should Add to Your Playlist in June]. TimeOut, 21 June. Available at: https://www.timeout.ru/ feature/poslushaj-svoih-iyun (accessed: 27.05.2023)

Zavyalov V (2021) Novyj al'bom Adel' bez hitov, no on samyj moshchnyj i lichnyj v ee diskografii [Adele's New Album Has No Hits, but It's the Most Powerful and Personal in Her Discography]. Afisha Daily, 23 November. Available at: https: //daily.afisha.ru/music/21760-novyy-albom-adel-bez-hitov-no-on-samyy-moschnyy-i-lichnyy-v-ee-diskografii/ (accessed: 18.06.2023)

Author 'A' (n.d.) Top luchshih pesen Ariany Grande (Positions, Dangerous Woman, 7 rings i drugie) [Top Ariana Grande's Songs (Positions, Dangerous Woman, 7 Rings and More)]. Fuzz Music. Available at: https://fuzz-music.com/ ariana-grande-ariana-grande-luchshie-pesni-hity/ (accessed: 18.06.2023)

Author 'A' (n.d.) Obzor dolgozhdannogo al'boma Billi Ajlish «Happier Than Ever» (2021) [A Review of Billie Eilish's Long-Awaited Album, Happier Than Ever (2021)]. Fuzz Music. Available at: https://fuzz-music.com/happier-than-ever-2021-billi-aylish-billie-eilish-vsyo-ob-albome/ (accessed: 17.05.2023)

Ovchinnikov N. (2022) Smart-pop — ideal'naya eticheskaya al'ternativa mejn-strimu v 2022 godu. Ob"yasnyaem pochemu [Smart Pop is the Perfect Ethical Alternative to the Mainstream in 2022. Explaining Why]. Afisha Daily, 5 May Available at: https://daily.afisha.ru/music/22429-smart-pop-idealnaya-eticheskaya-alternativa-meynstrimu-v-2022-godu-obyasnyaem-pochemu/ (accessed: 17.05.2023) Ovchinnikov N., Zavyalov V (2021) Luchshie al'bomy 2021 goda: vybor Nikolaya Ovchinnikova i Vladimira Zav'yalova [Best Albums of 2021: Nikolay Ovchinnikov and Vladimir Zavyalov's Choices]. Afisha Daily, 28 December. Available at: https://daily.afisha.ru/music/22052-luchshie-albomy-2021-goda-vybor-nikolaya-ovchinnikova-i-vladimira-zavyalova/ (accessed: 14.08.2023)

Legostayev I. (2023) Lana Del' Rej, Pharaoh i «Krovostok» vypustili novye al'bomy [Lana Del Rey, Pharaoh and Krovostok Release New Albums]. MK, 23 March. Available at: https://www.mk.ru/culture/2021/03/23/lana-del-rey-pharaoh-ikrovostok-vypustili-novye-albomy.html (accessed: 17.08.2023)

Author 'G' (2022) Luchshie al'bomy o rasstavanii: 36 plejlistov dlya razbityh serdec [The Best Breakup Albums: 36 Playlists for Broken Hearts]. Fuzz. Music, 18 February. Available at: https://fuzz-music.com/luchshie-albomy-o-rasstavanii (accessed: 14.08.2023)

Ovchinnikov N. (2021) Kak zhil i umer nyu-metal, samyj nenavidimyj muzykal'nyj zhanr na zemle, i pochemu on vazhen? [How Nu-Metal, the Most Hated Music Genre on Earth, Lived and Died, and Why Is It Important?]. Afisha Daily, 6 April. Available at: https://daily.afisha.ru/music/17056-kak-zhil-i-umer-nyu-metal-samyy-nenavidimyy-muzykalnyy-zhanr-na-zemle-i-pochemu-on-vazhen/ (accessed: 24.05.2023)

Author 'A' (n.d.) Top-5 hard-rok al'bomov, kotorye perepisali istoriyu muzyki [Top 5 Hard Rock Albums That Rewrote Music History]. Fuzz Music. Available at: https:// fuzz-music.com/hard-rok-albomy-kotorye-izmenili-istoriyu/ (accessed: 18.06.2023)

Yachmeneva X. (2020) Pesni very i otchayaniya v prochtenii Hurts. Faith — samaya osnovatel'naya plastinka gruppy [Songs of Faith and Despair as Sung by

the Hurts. Faith is the Band's Most Thorough Record]. Rokkult, 19 September. Available at: https://rockcult.ru/review/hurts-faith-2020/ (accessed: 12.08.2023)

Alekseyev A. (2022) Finalist "Golosa" Shaman sobral s hitom "YA russkij" 6,3 mln prosmotrov v Seti ['The Voice' Finalist Shaman Hit 6.3 Million Views on the Web with the Hit 'I'm Russian']. Rossiyskaya Gazeta, 2 August. Available at: https://rg.ru/2022/08/02/finalist-golosa-shaman-sobral-s-hitom-ia-russkij-63-mln-prosmotrov-v-seti.html (accessed: 17.05.2023)

Kagarova R. (2023) «U kazhdogo pokoleniya est' svoi pozolochennye pozyory»: novyj al'bom Blur kak retrospekciya velikoj kar'ery ["Every Generation Has Its Gilded Poseurs": The New Blur Album as a Retrospective of a Great Career]. Rokkult, 5 August. Available at: https://rockcult.ru/review/ blur-the-ballad-of-darren-review-2023/ (accessed: 17.05.2023)

Karaseva K. (2019) Mrak i yarost' v novom al'bome Slipknot "We are not your kind" [Darkness and Fury in Slipknot's New Album 'We Are Not Your Kind']. Rokkult, 22 September. Available at: https://rockcult.ru/review/ slipknot-we-are-not-your-kind-2019/ (accessed: 23.05.2023)

Krasnykh D. (2021) Fortitude: moshchno, velichestvenno, prevoskhodno [Fortitude: Powerful, Majestic, Superb]. Rokkult, 3 May. Available at: https:// rockcult.ru/review/fortitude-gojira-2021/ (accessed: 17.05.2023)

Author 'A' (n.d.) Kavery Metallica i ih originaly — chto ostayotsya bolee populyarnym [Metallica Covers and Their Originals — Which Remains More Popular]. Fuzz. Music. Available at: https://fuzz-music.com/kavery-metallica-i-ih-originaly/ (accessed: 12.08.2023)

Author 'A' (n.d.) Vblshebstvo, pronikayushchee v dushu: top samyh volnitel'nyh gitarnyh solo po versii zhurnala «Fuzz Music» [Soul-Stirring Magic: Fuzz Music Magazine's Top Most Exciting Guitar Solos]. Fuzz Music. Available at: https://fuzz-music. com/samye-proniknovennye-i-krasivye-gitarnye-solo-v-istorii/ (accessed: 17.05.2023)

Barabanov B. (2021) CHernaya blagodarnost' [Black Gratitude]. Kommersant, 28 October. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5051593 (accessed: 12.08.2023) Krylov V. (2022) 20 let spustya: Nil YAng voroshit proshloe, Alan Parsons izuchaet novyj mir [20 Years On: Neil Young Rakes Up the Past, Alan Parsons Explores the New World]. Izvestiya, 31 July. Available at: https://iz.ru/1369832/ vladislav-krylov/20-let-spustia-nil-iang-voroshit-proshloe-alan-parsons-izuchaet-novyi-mir (accessed: 17.05.2023)

Uvarov S. (2022) CHto Doktor zapisal: Dr.Dre i Eminem na Superkubke, Coldplay v Dubae [What the Doctor Recorded: Dr.Dre and Eminem at the Super Bowl, Coldplay in Dubai]. Izvestiya, 21 February. Available at: https:// iz.ru/1294093/sergei-uvarov/chto-doktor-zapisal-drdre-i-eminem-na-superkubke-coldplay-v-dubae (accessed: 12.08.2023)

Knyazev G. (2019) 2.0 Vintage Sessions: gruppa Mel'nica v luchshej forme iz vozmozhnyh [2.0 Vintage Sessions: Melnitsa in the Best Form Possible]. Rokkult, 22 October. Available at: https://rockcult.ru/review/2-0-vintage-sessions-melnitsa-2019/ (accessed: 17.05.2023)

Babalova M. (2021) V "Zaryad'e" vystupil odin iz luchshih pevcov sovremennosti Ien Bostridzh [One of the Best Singers of Our Time, Ian Bostridge, Performed in Zaryadye]. Rossiyskaya Gazeta, 28 December. Available at: https://

rg.ru/2021/12/28/v-zariade-vystupil-odin-iz-luchshih-pevcov-sovremennosti-ien-bostridzh.html (accessed: 20.08.2023)

Poltavsky S. (2022) Al'tist Sergej Poltavskij «sygral vozduhom» [The Violist Sergei Poltavsky "Played The Air"]. MK, 4 February. Available at: https://www. mk.ru/culture/2022/02/04/altist-sergey-poltavskiy-sygral-vozdukhom.html (accessed: 20.08.2023)

Bederova Yu. (2022) Veshchestvennoe i nezemnoe [Material and Ethereal]. Kommersant, 23 May. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5358766 (accessed: 17.05.2023)

Bederova Yu. (2022) Byloe i shutki [Old Times and Jokes]. Kommersant, 18 January. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5171233 (accessed: 17.05.2023)

Melentyeva S. (2021) Liricheskaya "russkost'". Na Konkurse CHajkovskogo podvedeny itogi pervyh turov sredi pianistov [Lyrical "Russianness". The Tchaikovsky Competition Announced the Results of the First Rounds Among Pianists]. Rossiyskaya Gazeta, 25 June. Available at: https://rg.ru/2023/06/25/ liricheskaia-russkost-na-konkurse-chajkovskogo-podvedeny-itogi-pervyh-turov-sredi-pianistov.html (accessed: 28.07.2023)

Cheremnykh E. (2022) Teodor Kurentzis provel v Permi zimnij festival' "Dyagilev +" [Theodore Kurentzis Organised the Diaghilev + Winter Festival in Perm]. Rossiyskaya Gazeta, 5 January. Available at: https://rg.ru/2022/01/05/reg-pfo/teodor-kurentzis-provel-v-permi-zimnij-festival-diagilev. html (accessed: 12.08.2023)

Tsagarejshvili S. (2022) Moskovskaya filarmoniya zavershaet svoj sotyj sezon [Moscow Philharmonic Completes Its 100th Season]. Rossiyskaya Gazeta, 20 June. Available at: https://rg.ru/2022/06/20/moskovskaia-filarmoniia-zavershila-svoj-sotyj-sezon-posviashcheniem-igoriu-stravinskomu.html (accessed: 17.05.2023)

References

Annenkova I. V. (2011) Mediadikurs XXI veka. Lingvofilosofskiy aspekt yazyka SMI [Media Discourse of the 21st Century. Linguistic and Philosophical Aspect of the Media Language]. Moscow: Moscow St. Univ. Publ. (In Russian) Belyayev A. A. (ed.) (1989) Estetika: Slovar' [Aesthetics: Dictionary]. Moscow: Politizdat. Available at: https://aesthetics.academic.ru/331 (accessed: 14.08.2023). (In Russian)

Duskayeva L. R., Reymer S. N. (2010) Muzyka v gazetnom tekste [Music in the Newspaper Text]. Mir russkogo slova 4: 48—50. (In Russian)

Duskayeva L. R. (2015) Otrazheniye esteticheskoy otsenki proizvedeniy iskusstva v art-mediadiskurse [Reflection of the Aesthetic Assessment of Works of Art in Art Media Discourse]. Kul'tura/Culture 12: 32. (In Russian)

Erofeyeva I. V (2023) Psikhologiya mediateksta: uchebnik i praktikum dlya vuzov [Psychology of Media Text: Textbook and Workshop for Universities]. Moscow: Yurayt Publ. (In Russian)

Vartanova E. L. (2021) Tsifrovaya zhurnalistika kak novoye pole akademicheskikh issledovaniy [Digital Journalism as a New Field of Academic Research]. MediaAlmanah 6: 8—14. (In Russian)

Katayev P. V (2018) Muzykal'nyye media v setevom obshchestve: vozmozhnosti i vyzovy funktsional'nogo mnogoobraziya [Musical Media in a Network Society:

Opportunities and Challenges of Functional Diversity]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya izarubezhnaya filologiya 10 (1): 104—116. (In Russian)

Kayda L. G. (2016) Esteticheskiy imperativ intermedial'nogo teksta: lingvofilosofskaya kontseptsiya kompozitsionnoy poetiki [The Aesthetic Imperative of an Intermedial Text: Linguistic and Philosophical Conception of Compositional Poetics]. Moscow: Flinta: Nauka Publ. (In Russian)

Kayda L. G. (2019) Intermedial'nost' — filologicheskiy kontinent. Vol'tova duga avtorskogo podteksta [Intermediality Is a Philological Continent. Voltaic Arc of the Author's Subtext]. Moscow: Flinta Publ. (In Russian)

Kolomiytseva E. Yu. (2015) Muzykal'naya zhurnalistika v sisteme sotsial'no-kul'turnykh protsessov [Music Journalism in the System of Social and Cultural Processes]. Vestnik MGUKI 2: 257-260. (In Russian)

Kurysheva T. A. (2007) Muzykal'naya zhurnalistika i muzykal'naya kritika: ucheb. Posobiye dlya vuzov [Music Journalism and Music Criticism: textbook. A Study Guide]. Moscow: VLADOS-PRESS Publ. (In Russian)

Makeenko M. I., Vyrkovsky A. V (2021) Vozmozhnosti vliyaniya neinstitut-sionalizirovannykh proizvoditeley razvlekatel'nogo i poznavatel'nogo kontenta na auditoriyu [Potential for Non-Institutionalized Creators of Entertainment and Educational Content to Influence the Audience]. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10: Zhurnalistika 5: 74-99. (In Russian)

Ptushko L.A. (2010) Muzykal'naya zhurnalistika: ot teorii k praktike [Music Journalism: from Theory to Practice]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye 1: 117-121. (In Russian)

Samsonova A. A. (2021) Art-zhurnalistika. Rechevyye tekhniki otsenivaniya proizvedeniya iskusstva [Art Journalism. Speech Techniques for Evaluating a Work of Art]. St. Petersburg: Aletheya Publ. (In Russian)

Semenova A. E. (2012) Muzykal'naya zhurnalistika na stranitsakh gazet v us-loviyakh transformatsii sovremennogo rossiyskogo muzykal'nogo iskusstva [Musical Journalism in the Conditions of Transformation of Modem Russian Art]. Uchenyye zapiski Kazan. un-ta. Ser.: Gumanitarnyye nauki 154 (6): 180-191. (In Russian)

Shak T F (2017) Muzyka v strukture mediateksta. Na materiale khudozhestvenno-go i animatsionnogo kino. [Music in the Structure of Media Text. Based on the Material of Feature and Animated Films]. Moscow: Planeta muzyki Publ. (In Russian)

Shakhovskoy A. P. (2014) Assotsiativnyy ryad muzykal'nogo proizvedeniya [Associative Series of a Musical Work]. Aktual'nyye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniya 2 (32): 43-44. (In Russian)

Strakovich Yu. V. (2018) Tsifrolyutsiya. Chto sluchilos's muzykoy v XXI veke [Digitalization. What Happened to Music in the 21st Century]. Moscow: Klas-sika-XXI Publ. (In Russian)

Nelyubin L. L. (ed.) (2003) Tolkovyy perevodovedcheskiy slovar' [Explanatory translation dictionary]. Moscow: Flinta: Nauka Publ. Available at: https:// perevodovedcheskiy.academic.ru/118/ (accessed: 14.08.2023). (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 12.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.