Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СМИ: ФАКТОР АДРЕСАТА'

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СМИ: ФАКТОР АДРЕСАТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
352
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / АРТ-ЖУРНАЛИСТИКА / АУДИТОРИЯ / АДРЕСАТ / АВТОРСКАЯ ОЦЕНКА / ЖАНРОВАЯ ГИБРИДИЗАЦИЯ / РЕЦЕНЗИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Синегубова К.В., Давыдова Т.А.

Рассматриваются публикации музыкальной тематики в общественно-политическом издании «Новая газета». Актуальность темы обусловлена нестабильным положением музыкальной журналистики и тенденцией к гибридизации общественно-политических и музыкально-критических медиатекстов. Обзор исследований, посвященных специфике и статусу музыкальной журналистики в современном мире, показывает, что музыкальная журналистика стремится выйти к более широкой аудитории, но в ряде случаев это приводит к упрощению материала и снижению качества текста. В настоящей работе рассматриваются два варианта публикаций на музыкальную тематику в общественно-политическом СМИ. В зависимости от инфоповода, журналисты преимущественно ориентируются либо на просвещенных любителей музыки, либо на непросвещенных. В первом случае центральное место в медиатексте занимает музыкальное произведение или музыкальное событие, соответственно, эти публикации можно отнести к музыкальной журналистике. Авторы этих материалов обращаются к достаточно сложным вопросам и малоизвестным событиям, однако выбор лингвостилистических средств в рассматриваемых публикациях делает их доступными и для непросвещенных любителей музыки. В материалах второй группы собственно музыкальная составляющая менее значима, на первый план выходит социально-политическое значение музыкального события или произведения. Такие публикации находятся на грани музыкальной и общественно-политической журналистики и, как следствие, обращены к широкому кругу читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF MUSIC JOURNALISM IN SOCIO-POLITICAL MEDIA

The article is devoted to the publications of musical subjects in the socio-political newspaper “Novaya Gazeta” (New Gazette). The relevance of the topic is due to the unstable position of music journalism and the tendency to socio-political and musical-critical media texts hybridization. A review of studies on the specifics and status of music journalism in the modern world shows that music journalism tends to reach a wider audience, but in some cases, this provides to simplification and decreases the quality of the text. This paper considers two alternatives of publications on musical topics in the socio-political media. The journalists mainly focus either on enlightened music lovers or on the unenlightened ones, depending on the information flow. In the first case, the central place in the media text is occupied by a piece of music or a musical event, so these publications can be attributed to music journalism. The authors of these materials address rather complex issues and little-known events, but the choice of linguistic and stylistic means in the publications makes them accessible to unenlightened music lovers. In the materials of the second group the actual musical component is less significant, the socio-political significance of a musical event or work comes to the fore. The publications have place on the verge of musical and socio-political journalism and, as a result, address to a wide range of readers.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СМИ: ФАКТОР АДРЕСАТА»

УДК 070:78

DO110.24147/2413-6182.2022.9(1) .162-173

1SSN 2413-6182 e1SSN 2658-4867

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СМИ: ФАКТОР АДРЕСАТА

К.В. Синегубова1, Т.А. Давыдова2

Кемеровский государственный университет (Кемерово, Россия)

Аннотация: Рассматриваются публикации музыкальной тематики в общественно-политическом издании «Новая газета». Актуальность темы обусловлена нестабильным положением музыкальной журналистики и тенденцией к гибридизации общественно-политических и музыкально-критических медиатек-стов. Обзор исследований, посвященных специфике и статусу музыкальной журналистики в современном мире, показывает, что музыкальная журналистика стремится выйти к более широкой аудитории, но в ряде случаев это приводит к упрощению материала и снижению качества текста. В настоящей работе рассматриваются два варианта публикаций на музыкальную тематику в общественно-политическом СМИ. В зависимости от инфоповода, журналисты преимущественно ориентируются либо на просвещенных любителей музыки, либо на непросвещенных. В первом случае центральное место в медиатексте занимает музыкальное произведение или музыкальное событие, соответственно, эти публикации можно отнести к музыкальной журналистике. Авторы этих материалов обращаются к достаточно сложным вопросам и малоизвестным событиям, однако выбор лингвостилистических средств в рассматриваемых публикациях делает их доступными и для непросвещенных любителей музыки. В материалах второй группы собственно музыкальная составляющая менее значима, на первый план выходит социально-политическое значение музыкального события или произведения. Такие публикации находятся на грани музыкальной и общественно-политической журналистики и, как следствие, обращены к широкому кругу читателей.

Ключевые слова: музыкальная журналистика, арт-журналистика, аудитория, адресат, авторская оценка, жанровая гибридизация, рецензия.

Для цитирования:

Синегубова К.В., Давыдова Т.А. Музыкальная журналистика в общественно-политических СМИ: фактор адресата // Коммуникативные исследования. 2022. Т. 9. № 1. С. 162-173. DOI: 10.24147/2413-6182.2022.9(1).162-173.

Сведения об авторах:

1 Синегубова Капиталина Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и русской литературы ХХ века

© К.В. Синегубова, Т.А. Давыдова, 2022

2 Давыдова Татьяна Александровна, студент института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций

Контактная информация:

12 Почтовый адрес: 65000, Россия, Кемерово, ул. Красная, 6

1 E-mail: sinegubova@nextmail.ru

2 E-mail: t.dav.0941@gmail.com Дата поступления статьи: 30.08.2021 Дата рецензирования: 21.09.2021 Дата принятия в печать: 15.01.2022

Введение

Вопрос о статусе музыкальной журналистики в настоящее время является открытым. Музыкальная культура охватывает очень широкий спектр явлений: от классической музыки до современной эстрады, соответственно различается сложность тем, к которым может обратиться журналист. По мнению Е.Ю. Коломийцевой, музыкальная журналистика находится на стыке «культурологии и филологии», поскольку участвует в порождении смыслов и выполняет просветительскую функцию [Коло-мийцева 2015: 258]. А.С. Жиляков, указывая на специфичность стоящих перед музыкальной журналистикой задач, сближает эту область журналистики с музыкальной критикой: «для журналиста... требуется не только традиционное "умение" писать, но и широкий инструментарий знаний, который позволяет в каждом конкретном случае "вскрыть" имплицитный характер музыкального, художественного произведения» [Жиляков 2012: 40].

В исследованиях, посвященных музыкальной журналистике, наблюдается стремление опираться на различия между элитарным и массовым искусством. Так, в пособии Н.С. Цветовой предлагается разграничить культурно-просветительскую журналистику и арт-журналистику, полагая, что последняя выполняет пропагандистские функции [Цветова 2019: 31]. Однако существует и альтернативная точка зрения, согласно которой «арт-журналистика» понимается как более широкое явление [Дорощук 2019: 39; Сергеева 2019: 49]. L. Melnyk подчеркивает, что музыкальная критика обращается к строго определенной аудитории, в то время как аудитория музыкальной журналистики может быть очень разнородной [Melnyk 2019: 20]. В классификации аудитории, которую приводит Т.А. Курышева, наряду с музыкантами-профессионалами и просвещенными любителями музыки, выделяются группы «просто любители музыки» и «музыкально несведущая аудитория», к которым чаще всего обращены публикации, посвященные музыке, в неспециализированных изданиях [Курышева 2007: 107]. Исследователи отмечают стремление общественно-политических из-

даний популяризировать это направление журналистики [Сергеева 2013: 155; Чурсинова 2015: 21].

В свете тенденции к упрощению встает вопрос о качестве журналистских материалов, посвященных музыке [Семенова 2012: 180]. Д.А. Уско-ва предполагает, что кризис музыкальной журналистики на постсоветском пространстве связан с исчезновением четких идеологических критериев [Ускова 2015: 266]. С другой стороны, проблема метода актуальна не только для музыкальной журналистики, но и для музыкальной критики, и возникла она не в последние десятилетия, но была актуальной на протяжении всего ХХ в. [Джумалиева 2019: 31].

В зарубежных исследованиях, посвященных музыкальной журналистике, отмечается противоположная тенденция: музыкальная журналистика становится более профессиональной. S. Jones указывает, что музыкальная журналистика зародилась в сфере андеграунда и оформилась в публикациях музыкантов, не имевших журналистского образования и опыта [Jones 2002: 19]. В настоящее время музыкальной журналистикой всё больше занимаются профессионалы, она выходит за пределы специализированных музыкальных журналов. Исследование V. Schmutz с соавторами посвящено росту количества публикаций о популярной музыке (джазе, рок-музыке] в неспециализированных изданиях [Schmutz et al. 2010]. Современная арт-журналистика стремится к балансу между традиционной эстетической и новой журналистской парадигмами [Hellman, Jaakkola 2012: 15]. Отмечается, что музыкальная журналистика (pop-journalism) обладает определенными преимуществами перед академическим подходом к музыке [Quirk, Toynbee 2005: 406], что обусловливает ее востребованность. В отличие от академической сферы, «медийный дискурс представляет собой ценный ресурс для музыкантов» не только потому, что делает их более популярными, но и в силу культурной легитимации (cultural legitimacy], объясняя аудитории, в чем заключается культурное значение какого-либо современного автора [Schmutz 2016: 82]. Поэтому, когда Ch. Jacke с соавторами указывает, что музыкальная журналистика всё еще воспринимается менее серьезно, чем экономическая или политическая [Jacke, James, Montano 2014: 2], - это свидетельствует о том, что музыкальная и политическая журналистика все-таки существуют в одном поле и могут сравниваться как явления одного порядка

Выходя к широкой аудитории, музыкальная журналистика претерпевает определенные изменения, в частности отмечается стремление к жанровой гибридизации [Курышева 2007: 149; Ускова 2015: 267]. Это явление представлется закономерным, поскольку центральным аналитическим жанром музыкальной журналистики является рецензия [Катаев 2020: 121], которая в свою очередь характеризуется зыбкостью жанровых границ [Набиева 2016: 15]. Роль аналитического компонента в журналистских текстах о музыке по-разному характеризуется в научных ис-

следованиях. Например, в учебном пособии под редакцией Л.А. Птушко указано, что авторская оценка, анализ объекта публикации и компетентность автора обязательны для музыкально-журналистского текста [Основы музыкальной журналистики 2014: 57]. А.А. Михеев, напротив, предполагает, что журналистская оценка и аналитика уходят на второй план и могут рассматриваться как надстройка в музыкально-журналистских материалах [Михеев 2011].

Методология и материалы исследования

В настоящей работе мы опираемся на предложенную Т.А. Курыше-вой типологию аудитории и объектов музыкально-журналистских материалов: непосредственно само музыкальное творчество, участники музыкального процесса, организация музыкального процесса. Жанровые и лингвостилистические характеристики анализируемых материалов осмысляются в связке с коммуникативными установками автора и его ориентацией на конкретный тип аудитории.

Материалом исследования являются публикации «Новой газеты» за 2018-2019 гг. с хэштегами #музыка или #музыканты на сайте издания. Это частотная тема: в период с 8 сентября 2018 г. по 20 сентября 2019 г. вышло 169 публикаций, где так или иначе упоминается музыка. В настоящей статье рассмотрены материалы в жанрах аналитического отчета, интервью, статьи и репортажа.

Результаты исследования и их обсуждение

Все музыкально-журналистские публикации в «Новой газете» можно условно разделить на две большие группы в зависимости от того, насколько описываемое музыкальное событие, произведение или исполнитель ориентированы на широкую аудиторию. Так, аналитический отчет «Меркель в стране музыкальных чудес» (№ 96 от 30 августа 2019 г.] А. Мокроусова, интервью Л. Малюковой «Разговор на три голоса» (№ 115 от 17 октября 2018 г.], интервью А. Мокроусова с Валерием Урюпиным (№ 92 от 21 августа 2019 г.] обращены, в первую очередь, к просвещенным любителям музыки. Об этом свидетельствует использование музыкально-академической терминологии: партитура, контрафагот, кантаты, реквием, сюита. Информационным поводом является проведение международного музыкального фестиваля или создание нового музыкального произведения для симфонического оркестра - такие события, при всей их значимости, не являются актуальными для массовой аудитории. Об ориентации на просвещенных любителей музыки свидетельствует и перечисление большого количества малоизвестных авторов и произведений с минимальными пояснениями: Есть здесь оперные редкости - в этом году показали «Дон Кихота» Жюля Массне. Есть современность -опера Бернарда Ланга «Хоровод» по обвиненной в свое время в порнографии

пьесе Артура Шницлера и музыкальные перформансы французского ме-диахудожника Франсуа Сархана (интервью с В. Урюпиным]. При перечислении участников Зальцбургского фестиваля поясняются только некоторые имена: Оперную программу-2019 определили античные сюжеты, от моцартовского «Идоменея» до редкой «Медеи» Керубини. Уникален и «Эдип» Джордже Энеску. Румынский классик, скрипач-виртуоз, дирижер и педагог (среди учеников - Иегуди Менухин), бежавший от коммунистической диктатуры в Париж, трижды выступал в Москве. Имя Луиджи Керубини, по мнению А. Мокроусова, не нуждается в пояснении, как и имена многих других исполнителей и режиссеров. В то же время для выделения наиболее примечательных событий в рамках фестиваля и выражения оценки автор использует такие лингвостилистические средства, которые делают текст понятным и «просто любителям музыки»: Проделавший огромную работу с партитурой Инго Мецмахер дирижирует венским филармоническим оркестром так, что становятся понятными музыкальная обособленность позиции Энеску и его исключительная музыкальность. Аналогичный уровень сложности демонстрирует лид к интервью Л. Малюковой, в котором впечатление журналистки от генеральной репетиции «Девяти шагов» передано с помощью простых образов и общеупотребительной лексики: Общее ощущение - сплав трагедии, боли и сияющего звучания, тишины и оглушительной экспрессии, которая теряет земное притяжение, уносится вверх вместе с голосами детского хора - хора ангелов.

Во всех рассматриваемых публикациях важное место занимает аналитический компонент: вопрос об актуальности античных сюжетов в современной музыкальной культуре и значимость Дж. Энеску, автора одной оперы («Меркель в стране музыкальных чудес»], проблема взаимодействия классической и рок-музыки, вопрос о статусе музыки для кинофильмов («Разговор на три голоса»]. В интервью А. Мокроусова с дирижером В. Урюпиным поднимаются вопросы о нюансах дирижерской профессии, обсуждаются художественные задачи, которые решались на музыкальном фестивале в Брегенце, и «культурная революция» в Перми. Интервью с дирижерами и композиторами в этих материалах свидетельствуют о стремлении авторов показать мир музыкального искусства «изнутри» и осмыслить существующие в нем проблемы на уровне профессионалов, однако сделать это осмысление доступным для массового читателя, поскольку «Новая газета» - это общественно-политическое издание.

Далее обратимся к публикациям, ориентированных на более широкую аудиторию, в первую очередь благодаря инфоповодам: концерт рок-группы Rammstein и фестиваль «Стены рухнут» в Москве, жизнь и работа современных российских исполнителей, основная аудитория которых -пользователи русскоязычных соцсетей.

В репортажах «Стены рухнут. Музыканты в поддержку узников московского лета» (№ 105 от 20 сентября 2019 г.] А. Распопова и «Огонь и

немцы» (№ 83 от 31 июля 2019 г.] В. Половинко и А. Карлинера значительное внимание уделено аудитории: авторы описывают слушателей, дают им возможность прокомментировать музыкальное событие: Настолько разных людей я не встречал ни на одном концерте; во время концерта мне удалось поговорить с разными людьми («Стены рухнут»]. В репортаже «Огонь и немцы» фотографий зрителей больше, чем фотографий музыкантов или шоу. Характеризуя концерт Rammstein как успешный, авторы акцентируют внимание на том, что даже новым песням группы зрители подпевают на «сложном для запоминания» немецком языке.

Общей чертой в указанных публикациях является стремление вписать музыкальное событие в общественно-политический контекст. Это закономерно и ожидаемо в случае, когда инфоповодом становится фестиваль, непосредственно связанный с политическим событием: А. Распопов концентрируется не столько на художественных достоинствах музыкальных произведений, сколько на их идеологической и социальной значимости. Звучавшие на фестивале песни интересны в первую очередь текстами, а не музыкой; строки, которые цитирует журналист, коррелируют с призывами спикеров объединиться и вместе бороться за свои права: «И если ты надавишь плечом, и если мы надавим вдвоем, то стены рухнут, рухнут, рухнут, и свободно мы вздохнем!» - и вот уже вся «сахарница» гудит, и кажется, что все стены в мире действительно рухнут, и в душный зал ворвется не по-сентябрьски холодный московский ветер. Описывая музыкальное событие, автор транслируется мысль, что объединение людей уже произошло, и песни, звучащие на фестивале, тому способствовали.

Концерт Rammstein журналисты также стремятся политизировать: одна из песен характеризуется как «самая политическая», также упоминаются антипропагандистская Radio и антицерковная Zeig Dich. По ответам посетителей концерта видно, что журналисты спрашивали их не о впечатлениях в целом, а о бунтарстве Rammstein. Кроме того, В. Половин-ко и А. Карлинер в хедлайне и тексте репортажа упоминают оппозиционера А. Навального, который из-за ареста не смог попасть на концерт. Таким образом, событие, которое могло быть рассмотрено как факт культурной жизни столицы, предстает в большей мере как общественно-политическое. Адресатом подобных материалов становятся как читатели, изначально заинтересованные в музыкальной тематике, так и читатели, которым интересны политические новости.

Тесная связь музыкальной и политической сфер прослеживается и в статье Я. Шенкмана «Лучше отмени концерт, тебе жить» (№ 42 от 17 апреля 2019 г.], посвященной проблеме давления на некоторых представителей музыкального сообщества. Устанавливается однозначная связь между этими событиями и протестными настроениями, отраженными в творчестве российских панк-групп «Йорш», «Порнофильмы», «Элизиум»,

«Дистемпер». Я. Шенкман подчеркивает прямолинейность и эксцентричность многих песен указанных исполнителей, порождающие конфликты между музыкантами и госструктурами. Данные качества выражены, в первую очередь в текстах. И журналист, и его герои делают акцент не на музыкальной составляющей произведений, а на идеологической: [Организатор] попросил острые темы не задвигать, петь можно, но никакой пропаганды, призывов и всего прочего. Вообще-то у нас и так нет никаких призывов. Со сцены я говорю обычно, что все люди братья, Земля - наш общий дом, а национализм - зло. И хотя в данном случае перед нами диалог с музыкантами, в центре внимание их общение с аудиторией и те ценности, которые транслируются в текстах песен. Именно словесное воздействие на аудиторию привлекает внимание правоохранительных органов.

Важным компонентом репортажей «Огонь и немцы» и «Лучше отмени концерт» являются видеоклипы, позволяющие наглядно продемонстрировать читателю произведения, о которых говорится в журналистском тексте. Существует мнение, что доступность клипов приводит к снижению значимости журналистских суждений о музыке: «new media allows fans to by pass the words of critics and click straight through and actually hear and judge the music for themselves»1 [Conner, Jones 2014: 18]. Однако в данном случае содержание материала не сводится к характеристике музыкального произведения, напротив, сама музыка должна восприниматься в смысловом ракурсе, который задан статьей.

Заключение

Таким образом, публикации «Новой газеты», освещающие события и явления из сферы академической музыки, значительно отличаются от материалов, посвященных популярным отечественным исполнителям, рок-концертам и фестивалям на территории России. Публикации первой группы можно с уверенностью отнести к музыкальной журналистике, поскольку музыкальное событие или музыкальное произведение в них всегда находится в центре. При этом очевидно, что авторы, сохраняя высокий уровень сложности рассматриваемых вопросов, максимально упрощают язык публикаций, чтобы расширить круг читателей, в частности описывают впечатления от музыкальных произведений, не прибегая к музыкальной терминологии. Оценочная лексика и изобразительно-выразительные средства апеллируют не к сухому профессиональному взгляду на музыкальные события, а к непосредственному эмоциональному отклику рядового слушателя.

Материалы второй группы балансируют на грани музыкальной и общественно-политической журналистики. Музыка представляется авто-

1 «Новые медиа позволяют фанатам пропускать мимо ушей слова критиков, им достаточно одного клика, чтобы прослушать музыку и составить о ней собственное суждение» (англ.).

рами «Новой газеты» как ретранслятор общественных ценностей и мнений об актуальных социальных и политических проблемах и явлениях. Т.Д. Орлова отмечает, что «высказывания о музыке могут выходить за рамки искусства, переключаться на бытовые и политические проблемы, иметь скрытый или откровенно рекламный характер» [Орлова 2007: 39], однако нам представляется, что в данном случае происходит не переключение на посторонние темы, а последовательное утверждение понимания рок-музыки в контексте «социальной миссии» [Цукер 2015: 36]. Такой подход не является чем-то принципиально новым, представляется, что он соприроден явлению социального заказа, который был характерен, к примеру, для советского искусства или отмеченной S. Varriale политизации итальянских музыкальных журналов в 1970-х ^ата1е 2012].

Список литературы

Джумалиева Т.К. О методах анализа в современной музыкальной критике и музыкальной журналистике // Арт-журналистика в цифровую эпоху: реалии и прогнозы: сб. науч. ст. / ред.-сост. Ю.В. Ганичева. М.: Согласие, 2019. С. 24-34.

Дорощук Е. С. Медиа как инструмент диалога культур в контексте арт-журналис-тики // Арт-журналистика в цифровую эпоху: реалии и прогнозы: сб. науч. ст. / ред.-сост. Ю.В. Ганичева. М.: Согласие, 2019. С. 35-40. Жиляков А.С. Жанр статьи и проблема дискурса в музыкальной журналистике //

Журналистский ежегодник. 2012. № 1. С. 40-43. Катаев П. В. Когнитивное искажение как позиция анализа журналистского текста (на материале мультимедийных музыкальных рецензий) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 4 (38). С. 119-128. DOI: 10.24411/20700695-2020-10414.

Коломийцева Е.Ю. Музыкальная журналистика в системе социально-культурных процессов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 257-260. Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учеб. пособие. М.: Владос-Пресс, 2007. 294 с. Михеев А.А. Новые задачи современной музыкальной журналистики // Медиаскоп. 2011. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/node/918 (дата обращения: 15.01.2021).

Набиева Е.А. Рецензия как публицистический жанр: моногр. 2-е изд., стер. М.:

ФЛИНТА, 2016. 155 с. Орлова Т.Д. Музыкальная журналистика: учеб. пособие. Минск, 2007. 132 с. Основы музыкальной журналистики: учеб. пособие / под ред. Л.А. Птушко. Н. Новгород: Изд-во Нижегор. консерватории, 2014. 80 с. Семенова А.Э. Музыкальная журналистика на страницах газет в условиях трансформации современного российского музыкального искусства // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 154. № 6. С. 180-191.

Сергеева Т.С. Арт-журналистика в научном измерении: основные центры и направления изучения в России // Арт-журналистика в цифровую эпоху: реа-

лии и прогнозы: сб. науч. ст. / ред.-сост. Ю.В. Ганичева. М.: Согласие, 2019. С. 48-54.

Сергеева Т. С. Арт-журналистика и современная Российская культура: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения человека // Вестник Челябинского университета. 2013. № 22. С. 152-156.

Ускова Д.А. Современное понимание музыкальной журналистики // Журналистика XXI века: культура понимания: матер. семинара всерос. форума с между-нар. участием «Дни философии в Петербурге-2014» / ред.-сост. И.Н. Бло-хин, С.Г. Корконосенко. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т: Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2015. С. 262-269. (Век информации. № 2 (S2)).

Цветова Н.С. Искусство в массмедиа: учеб. пособие. СПб.: Изд-во ВВМ, 2019. 91 с.

Цукер А. Русский рок против войны // Музыкальная академия. 2015. № 2 (750). С. 33-40.

Чурсинова М.Г. Музыкальная журналистика как особая область журналистского творчества: предпосылки возникновения // Знак: проблемное поле медиаоб-разования. 2015. № 2 (16). С. 21-25.

Conner T., Jones S. Art to Commerce: The Trajectory of Popular Music Criticism // IASPM Journal. 2014. Vol. 4, iss. 2. P. 7-23. DOI: 10.5429/2079-3871(2014)v4i2.2en.

Hellman H., Jaakkola M. From aesthetes to reporters: The paradigm shift in arts journalism in Finland // Journalism: Theory, Practice and Criticism. 2012. Vol. 13, iss. 8. P. 783-801. DOI: 10.1177/1464884911431382.

Jacke C., James M., Montano E. Editorial Introduction: Music Journalism // IASPM Journal. 2014. Vol. 4, iss. 2. P. 1-6. DOI: 10.5429/2079-3871(2014)v4i2.1en.

Jones S. Pop Music and the Press. Temple University Press, 2002. 288 p.

Melnyk L. Who killed classical music criticism: social strategies of music journalism today // Lietuvos Muzikologija. 2019. № 20. С. 20-30.

Quirk T., Toynbee J. Going through the motions: popular music performance in journalism and academic discourse // Popular Music. 2005. Vol. 24, iss. 3. P. 399-413. DOI: 10.1017/S0261143005000590.

Schmutz V. Commercialization and consecration: Media attention to popular music in the US and the Netherlands, 1975-2005 // Poetics. 2016. No. 59. P. 82-95. DOI: 10.1016/j.poetic.2016.09.003.

Schmutz V., Venrooij A., Janssen S., VerboordМ. Change and Continuity in Newspaper Coverage of Popular Music since 1955, Evidence from the United States, France, Germany, and the Netherlands // Popular Music and Society. 2010. Vol. 33, iss. 4. P. 501-515. DOI: 10.1080/03007761003694290.

Varriale S. Music, journalism, and the study of cultural change // East Asia and Globalisation in Comparison: Conference Proceedings. Seoul: Chung-Ang University, 2012. P. 97-107.

References

Chursinova, M.G. (2015), Music journalism as a specific field of journalistic creative work: origin and prerequisites. Sign: problematic field in mediaeducation, No. 2 (16), pp. 21-25. (in Russian).

Conner, T., Jones, S. (2014), Art to Commerce: The Trajectory of Popular Music Criticism. IASPM Journal, Vol. 4, iss. 2, pp. 7-23. DOI: 10.5429/2079-3871(2014)v4i2.2en.

Doroshchyuk, E.S. (2019) Media kak instrument dialoga kul'tur v kontekste art-zhurnalistiki [Media as a tool of the dialogue of cultures in the context of art journalism]. Ganicheva, Yu.V. (ed.) Art-zhurnalistika v tsifrovuyu epokhu: realii i prognozy [Art journalism in the digital era: realities and forecasts], Moscow, Soglasie publ., pp. 35-40. (in Russian).

Dzhumalieva, T.K. (2019), O metodakh analiza v sovremennoi muzykal'noi kritike i muzykal'noi zhurnalistike [On methods of analysis in modern music criticism and music journalism]. Ganicheva, Yu.V. (ed.) Art-zhurnalistika v tsifrovuyu epokhu: realii i prognozy [Art journalism in the digital era: realities and forecasts], Moscow, Soglasie publ., pp. 24-34. (in Russian).

Hellman, H., Jaakkola, M. (2012), From aesthetes to reporters: The paradigm shift in arts journalism in Finland. Journalism: Theory, Practice and Criticism, Vol. 13, iss. 8, pp. 783-801. DOI: 10.1177/1464884911431382.

Jacke, C., James, M., Montano, E. (2014), Editorial Introduction: Music Journalism. IASPM Journal, Vol. 4, iss. 2, pp. 1-6. DOI: 10.5429/2079-3871(2014)v4i2.1en.

Jones, S. (2002), Pop Music and the Press, Temple University Press, 288 p.

Kataev, P. (2020), Cognitive bias as the framework for analysis of journalistic texts (on the material of multimedia music reviews). Sign: problematic field in medi-aeducation, No. 4 (38), pp. 119-128. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10414. (in Russian).

Kolomiytseva, E.Yu. (2015), Music journalism in the social and cultural processes. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts, No. 2 (64), pp. 257260. (in Russian).

Kurysheva, T.A. (2007), Muzykal'naya zhurnalistika i muzykal'naya kritika [Music journalism and music criticism], Moscow, Vlados-Press publ., 294 p. (in Russian).

Melnyk, L. (2019), Who killed classical music criticism: social strategies of music journalism today. LietuvosMuzikologiya, No. 20, pp. 20-30.

Mikheev, A.A. (2011), New Tasks of Contemporary Music Journalism. Mediascope, No. 4, available at: http://www.mediascope.ru/en/node/918 (accessed: January 15, 2021). (in Russian).

Nabieva, E.A. (2016), Retsenziya kak publitsisticheskii zhanr [Review as a journalistic genre], Monograph, 2nd ed., Moscow, FLINTA publ., 155 p. (in Russian).

Orlova, T.D. (2007), Muzykal'naya zhurnalistika [Music journalism], Minsk, 132 p. (in Russian).

Ptushko, L.A. (ed.) (2014), Osnovy muzykal'noi zhurnalistiki [Fundamentals of Music Journalism], Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Conservatory publ., 80 p. (in Russian).

Quirk, T., Toynbee, J. (2005), Going through the motions: popular music performance in journalism and academic discourse. Popular Music, No. 24 (3), pp. 399-413. DOI: 10.1017/S0261143005000590.

Schmutz, V. (2016), Commercialization and consecration: Media attention to popular music in the US and the Netherlands, 1975-2005. Poetics, No. 59, pp. 82-95. DOI: 10.1016/j.poetic.2016.09.003.

Schmutz, V., Venrooii, A., Janssen, S., Verboord, M. (2010), Change and Continuity in Newspaper Coverage of Popular Music since 1955, Evidence from the United States, France, Germany, and the Netherlands. Popular Music and Society, Vol. 33, iss. 4, pp. 501-515. DOI: 10.1080/03007761003694290.

Semenova, A.E. (2012), Musical Journalism in the Conditions of Transformation of Modern Russian Art. Proceedings of Kazan University. Humanities Series, Vol. 154, no. 6, pp. 180-191. (in Russian).

Sergeeva, T.S. (2019), Art-zhurnalistika v nauchnom izmerenii: osnovnye tsentry i napravleniya izucheniya v Rossii [Art journalism in the scientific dimension: the main centers and directions of study in Russia]. Ganicheva, Yu.V. (ed.) Art-zhurnalistika v tsifrovuyu epokhu: realii i prognozy [Art journalism in the digital era: realities and forecasts], Moscow, Soglasie publ., pp. 48-54. (in Russian).

Sergeeva, T.S. (2013), Art journalism and modern Russian culture: valuable and semantic dominants and problem of preservation of the person. Bulletin of Chelyabinsk State University, No. 22, pp. 152-156. (in Russian).

Tsuker, A. (2015), Russkii rok protiv voiny [Russian rock against war]. Music Academy, No. 2 (750), pp. 33-40. (in Russian).

Tsvetova, N.S. (2019), Iskusstvo v massmedia [Art in the mass media], St. Petersburg, VVM publ., 91 p. (in Russian).

Uskova, D.A. (2015), Modern understanding of music journalism. Blokhin, I.N., Kork-onosenko, S.G. (eds.) Journalism of the XXI century: Culture of understanding, Papers for the seminar at the All-Russia forum with the international participation Days of Philosophy in St. Petersburg-2014, Information Age, No. 2 (S2), St. Petersburg, St. Petersburg State University publ., School of Journalism and Mass Communications publ., pp. 262-269. (in Russian).

Varriale, S. (2012), Music, journalism, and the study of cultural change. East Asia and Globalisation in Comparison, Conference Proceedings, Seoul, Chung-Ang University publ., pp. 97-107.

Zhilyakov, A.S. (2012), Zhanr stat'i i problema diskursa v muzykal'noi zhurnalistike [Genre of article and the problem of discourse in music journalism]. Journalist Yearbook, No. 1, pp. 40-43. (in Russian).

ELEMENTS OF MUSIC JOURNALISM IN SOCIO-POLITICAL MEDIA

K.V. Sinegubova1, T.A. Davydova2

:'2 Kemerovo State University (Kemerovo, Russia)

Abstract: The article is devoted to the publications of musical subjects in the sociopolitical newspaper "Novaya Gazeta" (New Gazette). The relevance of the topic is due to the unstable position of music journalism and the tendency to sociopolitical and musical-critical media texts hybridization. A review of studies on the specifics and status of music journalism in the modern world shows that music journalism tends to reach a wider audience, but in some cases, this provides to simplification and decreases the quality of the text. This paper considers two alternatives of publications on musical topics in the socio-political media. The journalists mainly focus either on enlightened music lovers or on the unenlight-

ened ones, depending on the information flow. In the first case, the central place in the media text is occupied by a piece of music or a musical event, so these publications can be attributed to music journalism. The authors of these materials address rather complex issues and little-known events, but the choice of linguistic and stylistic means in the publications makes them accessible to unenlightened music lovers. In the materials of the second group the actual musical component is less significant, the socio-political significance of a musical event or work comes to the fore. The publications have place on the verge of musical and socio-political journalism and, as a result, address to a wide range of readers.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: music journalism, art journalism, audience, addressee, author's assessment, genre hybridization, review.

For citation:

Sinegubova, K.V., Davydova, T.A. (2022), Elements of music journalism in socio-political media. Communication Studies (Russia), Vol. 9, no. 1, pp. 162-173. DOI: 10.24147/2413-6182.2022.9(1).162-173. (in Russian).

About the authors:

1 Sinegubova, KapitalinaValerievna, PhD, Associate Professor of the Department of Journalism and Russian Literature of the 20th century

2 Davydova, Tatiana Alexandrovna, Student of the Institute of Philology, Foreign Languages and Media Communications

Corresponding authors:

12 Postal address: 6, Krasnaya ul., Kemerovo, 65000, Russia

1 E-mail: sinegubova@nextmail.ru

2 E-mail: t.dav.0941@gmail.com Received: August 30, 2021 Revised: September 21, 2021

Accepted: January 15, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.