УДК 070
ГРАНИЦЫ ПОНЯТИЯ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»
А. Е. Черкас
Челябинский государственный университет, Челябинск
В статье представлен обзор существующих научных взглядов на понятие «музыкальная журналистика». Определены объект и функции музыкальной журналистики. Сопоставляются понятия «музыкальная журналистика» и «музыкальная критика». Рассмотрено отнесение музыкальной журналистики к более широким категориям - музыковедения и арт-журналистики, выделено два подхода: медийный и музыковедческий.
Ключевые слова: музыкальная журналистика, музыкальная критика.
Музыкальная журналистика как одно из направлений журналистики уже признано как в научном пространстве, так и в профессиональном сообществе. Исследователь А. Э. Семенова отмечает, что на территории России первые журналистские публикации о музыке появились в XVШ-XIX веках и были посвящены форме нового общения людей -концертам в салонах [8. С. 120.]. С тех пор в отечественной науке не сформировалось не только теоретической базы музыкальной журналистики, но и устоявшегося определения данного термина.
Целью нашей работы было определение границ понятия «музыкальная журналистика».
В задачи нашего исследования входил обзор имеющихся научных взглядов на понятие «музыкальная журналистика», их сопоставление, определение объекта и функций музыкальной журналистики.
Вопросами музыкальной журналистики занимаются такие ученые, как Т. А. Курышева, П. Л. Свердлов, А. Э. Семенова, М. Г. Чурсинова, Т. С. Сергеева, Л. А. Птушко и другие. Их труды [1-11] и послужили материалом для нашего исследования.
Определить границы музыкальной журналистики пытаются как ученые в области журналистики, так и музыковеды. В своих трудах исследователи стремятся разграничить понятия «музыкальная журналистика» и «музыкальная критика», а также соотнести музыкальную журналистику, музыковедение и арт-журналистику (культурную журналистику).
Автор учебного пособия «Музыкальная журналистика и музыкальная критика» Т. А. Курышева на сегодняшний день считается исследователем, внесшим наиболее весомый вклад в обоснование музыкальной журналистики. На ее работу ссылаются практически все ученые, занимающиеся вопросами музыкальной журналистики и критики. Т. А. Курышева пытается разграничить данные понятия, доказывая их принципиальную разницу. Исследователь выдвинула идею о том, что музыкальная журналистика вышла не из критики, а наоборот - критика из журналистики.
Возникновение музыкальной журналистики Т. А. Курышева объясняет необходимостью «разъяснения сложного музыкального процесса». Затем эта деятельность вышла на качественно новый уровень - музыкальной критики, чему способствовало развитие общественно-художественного сознания [1. С. 14].
По мнению ученого, музыкальная критика «отражает характер мыслительной деятельности», а музыкальная журналистика - «форму реализации особой музыкально-литературной деятельности» [1. С. 13]. Следовательно, через музыкальную журналистику
реализуются как оценочная мысль (критика), так и просветительство - «популяризация и пропаганда любой публицистики, направленной на музыкально-культурный процесс» [1. С. 13]. Ученый разделяет музыкальную критику на два подвида: музыкально-критическая мысль (оценочный подход к музыкальному искусству во всех формах его проявления) и музыкально-критическая журналистика (направленная на музыкальное творчество профессиональная оценочная деятельность, реализуемая в специальных текстах (письменных или устных); а также все труды, созданные в этом жанре).
Исследователь П. Л. Свердлов [4. С. 91] говорит о двояком определении музыкальной журналистики. По мнению ученого, материалы, относящиеся к музыкальной журналистики можно разделить на две вида: публикации СМИ на тему музыки и публикации, являющиеся «специфической формой литературно-художественной критики».
Иной подход к разграничению музыкальной критики и журналистики предлагает А. Э. Семенова [5-8]: по стилистике текста и типу аудитории. Авторами критических материалов являются музыковеды, следовательно, язык их текстов будет отличаться наличием специализированных терминов, в публикациях будут присутствовать отсылки к фактам и событиям, известным узкому кругу читателей. И рассчитаны данные материалы на профессионалов в музыкальной сфере. В то время как журналистские тексты ориентированы на «обывательские массы» и их задачами являются просвещение, разъяснение, воспитание и побуждение стремиться к развитию.
М. Г. Чурсинова вслед за А. Э. Семеновой утверждает, что для содружества музыкантов и композиторов критика выступает «формой самопознания и самооценки» [11. С. 21]. Также исследователь отмечает, что данные материалы содержат большое количество терминов и подходят для специализированных медиа. В свою очередь материалы, относящиеся к музыкальной журналистике, распространяются в массовых изданиях и рассчитаны на широкий круг потребителей.
На наш взгляд, материалы о музыке, рассчитанные на обывателя, должны быть интересны и профессионалу. Поскольку специалисты в данной области также являются потребителями массовых изданий. В этом и заключается главная сложность создания продукта музыкальной журналистики.
Таким образом, понятие «музыкальная журналистика» включает в себя музыкальную критику, которая может служить одним из методов создания материалов о музыке (журналист использует оценочный подход при описании музыкального явления).
Перед исследователями также стоит проблема в отнесении понятия «музыкальная журналистика» к более широким категориям. На данный вопрос пытаются ответить ученые разных направлений, в связи с этим сформировалось два подхода: музыковедческий и медийный.
Музыковеды считают музыкальную журналистику разделом прикладного музыковедения. Данной точки зрения придерживается Л. А. Птушко. Между этими категориями ученый усматривает «семантические и функциональные» связи. Также исследователь отмечает, что публикации, относящиеся к музыкальной журналистике, должны выполнять просветительскую функцию [3]. Эта функция заключается в передачи существующих культурных кодов через работу журналиста [9]. Л. А. Птушко приводит музыкально-эстетические принципы, которые, по ее мнению, должны отражаться в медийных публикациях о музыке: эмоциональная экспрессия, соответствующая выбранной стилистике и оригинальной интерпретации, драматургическая стройность и точность образной характеристики, целенаправленность на потребителя.
Медийный подход отражен в работе Т. А. Курышевой, в которой музыкальная журналистика определяется подразделом журналистики художественной (арт-журналистики). Ее главным объектом является искусство как явление: не только события
искусства, но и проявление творчества «во всех формах и видах его существования» [1. С. 12]. Таким образом, главным объектом музыкальной журналистики является современный музыкальный процесс. Во внимание корреспондента должны попадать как само творчество, так и внешние факторы, повлиявшие на конечный результат (предпосылки создания музыкального произведения, технические возможности исполнителя, личная позиция автора и т. д.). На сегодняшний день задачей арт-журналистики становится просвещение аудитории, способствование образовательному процессу, повышение культурного уровня [9. С. 155]. Следовательно, такая же задача стоит перед журналистами, создающими материалы о музыке.
Итак, мы пришли к следующим выводам: музыкальная критика входит в состав музыкальной журналистики как особая форма профессиональной оценочной деятельности. Она реализуется в специализированных СМИ, рассчитанных на профессионалов в музыкальной сфере. Также критика применяется в качестве способа создания продукта для массмедиа.
Музыкальная журналистика является подвидом арт-журналистики (медийный подход) и прикладного музыковедения (музыковедческий подход). Объектом внимания музыкальной журналистики является музыкальный процесс, который включает в себя результат творчества и факторы, повлиявшие на него извне. Функциями музыкальной журналистики являются просветительская, образовательная, информационная.
Список литературы
1. Курышева, Т. А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2007. 296 с.
2. Курышева, Т. А. Слово о музыке (О музыкальной критике и музыкальной журналистике) Очерки. М.: Композитор, 1992. 150 с.
3. Птушко, Л. А. Музыкальная журналистика: от теории к практике // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 1. С. 117-121.
4. Свердлов, П. Л. Музыкальная журналистика как феномен современного медиапространства // Весшк БДУ Серыя 4, Фшалопя. Журналютыка. Педагогика. 2007. № 3. С. 88-93.
5. Семенова, А. Э. Музыкальная журналистика и музыкальная критика в «немузыкальной реальности» // Медиаконвергенция и «ситуация человека»: Новые вызовы, старые вопросы. Казань: Казанский государственный университет, 2012. С. 130-136.
6. Семенова, А. Э. Музыкальная журналистика России от советского прошлого к современности // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Сборник XI Международной научно-практической конференции. Казань, 2014. С. 295-297.
7. Семенова, А. Э. Образ автора в текстах музыкальной журналистики России: способы воплощения: автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10. Казань, 2015. 24 с.
8. Семенова, А. Э. Тенденции развития музыкальной журналистики в России конца XIX начала XXI века // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманит. науки. 2014. № 6. С. 120-131.
9. Сергеева, Т. С. Арт-журналистика и современная Российская культура: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения человека // Вестник Челябинского университета. 2013. № 22. С. 152-156.
10. Сергеева, Т. С. Новые формы медийной поддержки международных музыкальных событий в эпоху «цифры» // Арт-журналистика в современном медиапространстве: междунар. межвузов. науч.-практ. конф. С. 134-141.
11. Чурсинова, М. Г. Музыкальная журналистика как особая область журналистского творчества: предпосылки возникновения // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2015. № 2. С. 21-25.
THE BOUNDARIES OF THE CONCEPT OF "MUSIC JOURNALISM"
Cherkas A. E.
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]
The author of the work was tasked with defining the boundaries of the concept of "music journalism". The article considers the works of such scientists as T. A. Kurysheva, G. M. Chursynova, L. A. Ptushko, P. L. Sverdlov, A. E. Semenova, T. S. Sergeeva. According to the results of the analysis of the works of the above authors, the following results were obtained: music criticism is a part of musicjournalism as a specialform of professional evaluation activity. Music journalism is implemented in specialized media, designed for professionals in the field of music. Criticism is also used as a way to create a product for mass media. Music journalism is a subspecies of art journalism (media approach) and applied musicology (musicological approach). The object of attention of music journalism is the musical process, which includes the result of creativity and factors that influenced it from the outside. The functions of music journalism are educational, informational.
Keywords: music journalism, music criticism.
References
1. Kurysheva, T. A. (2007). Muzikal'naya jurnalistika i muzikal'naya kritika [Music journalism and music criticism], Moscow, 296 p. (In Russ.).
2. Kurysheva, T. A. (1992). Slovo omuzyke (Omuzykalnojkritike imuzykalnojzhurnalistike) Ocherki [Word on music (music criticism and music journalism) Essays], Moscow, Kompozitor, 150 p. (In Russ.).
3. Ptushko, L. A. (2010). Muzykal'naya zhurnalistika: ot teorii k praktike [Music journalism: from theory to practice], in: Znanie. Ponimanie. Umenie. [Knowledge. Understanding. Skill], pp. 117-121. (In Russ.).
4. Sverdlov, P. L. (2007). Muzykal'naya zhurnalistika kak fenomen sovremennogo mediaprostranstva [Music journalism as a phenomenon of modern media space], in: Filalogiya. Zhurnalistyka. Pedagogika [Philology. Journalism. Pedagogy], pp. 88-93. (In Russ.).
5. Semenova, A. E. (2012). Muzykal'naya zhurnalistika i muzykal'naya kritika v "nemuzykal'noj real'nosti [Music journalism and music criticism in "non-musical reality"], in: Mediakonvergenciya i "situaciya cheloveka": Novyse vy'zovy', stary^e voprosys [Media convergence and the "human situation": New challenges, old questions], Kazan, pp. 130-136. (In Russ.).
6. Semenova, A. E. (2014). Muzykal'naya zhurnalistika Rossii ot sovetskogo proshlogo k sovremennosti [Music journalism in Russia from the Soviet past to the present], in: Informacionnoe pole sovremennoj Rossii: praktiki i effekty' [Information field of modern Russia: practices and effects], Kazan', pp. 295-297. (In Russ.).
7. Semenova, A. E. (2015). Obrazavtorav tekstaxmuzykal nojzhurnalistikiRossii: sposobys voploshheniya [The image of the author in the texts of musical journalism in Russia: ways of implementation], Kazan', 24 p. (In Russ.).
8. Semenova, A. E. (2014). Tendencii razvitiya muzykal'noj zhurnalistiki v Rossii koncza XIX nachala XXI veka [=Trends in the development of music journalism in Russia of the late
XIX-early XXI century], in Ucheny^e zapiski Kazanskogo universiteta [=Scientific notes of Kazan University], Kazan', pp. 120-131. (In Russ.).
9. Sergeeva, T. S. (2013). Art-zhurnalistika i sovremennaya Rossijskaya kul'tura: cennostno-smy'slovy'e dominanty' i problema sohraneniya cheloveka [Art-journalism and contemporary Russian culture: values and meanings of the dominant and the problem of preservation of human], in: Vestnik Chelyabinskogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk University], Chelyabinsk, pp. 152-156. (In Russ.).
10. Sergeeva, T. S. Novye formy medijnoj podderzhki mezhdunarodnyh muzykal'nyh sobytij v epohu "cifty"' [New forms of media support for international music events in the era of "figures"], in: Art-zhurnalistika v sovremennom mediaprostranstve [Art journalism in the modern media space], pp. 134-141. (In Russ.).
11. Chursinova, M. G. Muzykal'naya zhurnalistika kak osobaya oblast' zhurnalistskogo tvorchestva: predposy'lki vozniknoveniya [Music journalism as a special area of journalistic creativity: prerequisites of the emergence], in: Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [Sign: problem field of media education], pp. 21-25. (In Russ.).
Черкас Анастасия Евгеньевна - магистрант факультета журналистики, Челябинский государственный университет.