Научная статья на тему 'Ассоциативный анализ профессионально-ориентированного текста'

Ассоциативный анализ профессионально-ориентированного текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
65
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / АССОЦИАТИВНО-СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ ПОНЯТИЯ / АССОЦИАТИВНО-ВЕРБАЛЬНАЯ СЕТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Косаренко О.Т., Косаренко С.В.

В статье рассматриваются возможности использования психолингвистических методов при анализе этического текста на материале «Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». Были выявлены разнообразные ассоциативные связи слова-стимулов «достоинство», «доверие», «уважение», «авторитет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ассоциативный анализ профессионально-ориентированного текста»

Рис. 1. Зависимости действительной компоненты б'(Т) для нанокомпозита (УТ)Г60/Тг40) -БЮ2, полученные на частотах: 1 - 300 Гц; 2-1 кГц; 3-10 кГц; 4 - 100 кГц; 5 - 1 МГц

Зависимости б"(Т) при этом проходят через максимум, причем положение этого максимума зависит от частоты что указывает на релаксационную его природу. Такая релаксация может быть обусловлена динамикой полярных областей в сегнетофазе [2].

Из результатов экспериментов очевидно, что нанокомпозиты на основе У0р60/Тг40 обладают зависимостью диэлектрической проницаемости от температуры и не очень высокими диэлектрическими потерями, что позволяет использовать их в датчиках температуры систем пожарной безопасности. Уменьшение для нанокомпозита значения Тс (температуры вблизи которой изменения 8 слишком выражены) по сравнению с объемным сополимером способствует повышению чувствительности сенсоров в случае использования нанокомпозитов. Кроме того, несомненным преимуществом наноматериала является небольшой объем и возможность получения любой конфигурации чувствительного элемента. При создании сенсоров на основе нанокомпозитов с сополимерами (УТ)Г/Те) и (УТ)Г/Тг) следует учитывать наличие в материале релаксационных процессов, обусловленных динамикой полярных областей в сегнетоэлектрической фазе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кочервинский В.В. Сегнетоэлектрические свойства полимеров на основе винилиденфторида / В.В. Кочервинский // УФН. - 1999. - Т. 68. - №10. - С. 904-943.

2. Физика сегнетоэлектрических явлений / Г.А. Смоленский, В.А. Боков, Исупов В.А. и др.; под ред. Г.А. Смоленского. - Ленинград: Наука, - 1985. - 476 с.

УДК 81'23

О. Т. Косаренко, С. В. Косаренко

ФГБОУ ВО Воронежский государственный педагогический университет,

Воронежский институт - филиал Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС

России

АССОЦИАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТЕКСТА

В статье рассматриваются возможности использования психолингвистических методов при анализе этического текста на материале «Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». Были выявлены разнообразные ассоциативные связи слова-стимулов «достоинство», «доверие», «уважение», «авторитет».

Ключевые слова: ассоциация, языковая картина мира, ассоциативно-смысловое поле понятия, ассоциативно-вербальная сеть.

О. T. Kosarenko, S. V. Kosarenko

ASSOCIATED ANALYSIS OF PROFESSIONALLY-ORIENTED TEXT

The article considers the possibilities of using psycholinguistic methods in the analysis of the ethical text on the material «Code of Ethics and Official Behavior of Civil Servants of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters». Various associative connections of word-stimuli «dignity», «trust», «respect», «authority» were revealed.

Keywords: association, linguistic picture of the world, associative and semantic field of the concept, verbal associative network.

Информационные технологии, предполагающие наличие у обучаемого и обучающего знаний и навыков поиска, обработки и хранения информации с использованием компьютерных систем и сетей, являются ресурсом совершенствования форм и методов обучения дисциплинам гуманитарного цикла в вузовской подготовке специалиста. При этом предполагается, что владение информационной культурой коррелирует с эффективностью усвоения материала в процессе обучения при условии использования определенных моделей, экспериментально подтвердивших положительное влияние новых обучающих технологий. Предлагаемый нами подход к работе с письменным текстом, опирается на хорошо разработанные в психолингвистике методы анализа. В качестве объекта был исследован «Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее - Кодекс) [1]. Данный прецедентный текст, введенный в учебный процесс в качестве семантического центра при чтении курса по профессиональной этике сотрудников МЧС и имеющий облигаторный характер для специалистов по пожарной безопасности.

Кодекс был разработан и утвержден в 2011 г. с целью повышения эффективности выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей. А знание содержания Кодекса и соблюдение госслужащими его положений должны служить одним из критериев оценки качества профессиональной деятельности и служебного поведения. Как и любой другой типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих РФ, данный Кодекс в силу общепринятых требований к официально-деловым документам характеризуется абстрактностью этических норм и лаконичностью текста. В самом Кодексе, основанном на общепризнанных нравственных принципах и нормах общества и государства, отсутствует словесное толкование терминов, поэтому уяснение содержания текста может вызывать некоторые затруднения. Однако не только эти факторы могут привести к различному пониманию адресатами установленных Кодексом обязательств. Изначальная неопределенность содержания этической нормы в языковом сознании обучающихся поддерживается «коллективным бессознательным», «коллективного обыденного» [2, С. 198] «наивных» носителей языка - культурными и

этническими константами, сквозь призму которых человек смотрит на мир. И каждой корпоративной культуре (в данном случае - в системе МЧС России) свойственна своя система организации элементов опыта. Из этих элементов строится ассоциативно-вербальная сеть, оказывающая влияние на образы языкового сознания носителя русского языка. В дальнейшем в ходе социализации в определенной культуре и целенаправленного обучения курсанты обучаются приписывать определенное значение терминам этики, а значит, понимать, включать в свое сознание. Отсюда вытекает важность упражнений на сопоставление толковых и ассоциативных словарей, так как «наивная», обыденная картина мира зачастую сильно отличается от языковой картины мира, описанной лингвистами. Как справедливо отмечает Р. М. Фрумкина, психические процессы неотделимы от духовной феноменологии, поэтому «анализ языка только как знаковой системы в полном отрыве от внутреннего мира его носителей оказывается не более, чем научной абстракцией» [3, С.9-10].

В наши задачи входит выявить ассоциативный слой понятий этики, репрезентированных в тексте Кодекса. Данный подход согласуется с признанием ассоциативного слоя в структуре понятия в качестве приоритетного, определяющего его остальные «слои». Ассоциативный слой - образы сознания, ассоциированные со словом, словосочетанием, - особенно значим для постижения сущности понятий, для описания знаний, используемых коммуникантами при производстве и восприятии речевых сообщений на заданную тему.

Методика анализа ассоциативно-вербальной сети начинается с этапа выявления внетекстового ассоциативного потенциала ключевого слова, т.е. значимых элементов лексической структуры текста. На втором этапе осуществляется выявление ядра языкового сознания, т.е. тех единиц семантической сети, имеющих наибольшее число связей с другими единицами данной ассоциативной сети. Далее от определения направлений авторского ассоциирования по частотным реакциям на стимулы - к выявлению системности исследуемого фрагмента образа мира носителя данной культуры.

Рассмотрим в качестве примера ассоциативные связи словных единиц текста Кодекса, концентрирующие в себе общие принципы профессиональной этики и основные правила служебного поведения, извлеченные из п.1.5.: «достойное выполнение профессиональной деятельности»; «укрепление авторитета государственных служащих», «укрепление доверия граждан к государственным органам»; «формирование должной морали в сфере государственной службы», «уважительное отношение к государственной службе в общественном сознании», «институт нравственности государственных служащих, их самоконтроля». Для моделирования лингвистических задач выберем следующие понятия: «достоинство», «доверие», «уважение», «авторитет».

Ассоциативно-смысловые поля разных понятий могут связываться между собой по типу пересечения на основе определенных направлений ассоциирования. Так, сопоставление ассоциатов на слова-стимулы «достоинство», «доверие», «уважение», «авторитет» по данным «Славянского ассоциативного словаря» [4] показывает совпадение направлений ассоциирования (без учета частотности реакций): «достоинство» связано с лексическими единицами семья, сила, терять; «доверие» - друг, любовь, работа, разговор, семья, счастье, терять, «недоверие» - обман; «уважение» - бабушка, добро, справедливость, старый, «неуважение» - жадный, мать, обман, работа; «авторитет» - большой, дядя. В составе слов-реакций на данные слова-стимулы и встречаются исходные этические понятия. Как видим, повторяющиеся лексические единицы ассоциативно-вербальной сети позволяют судить о близости значений слов и установить силу связи между понятиями. Как максимально близкие здесь рассматриваются понятия «достоинство» и «доверие» опосредованно через слова семья и терять, а также «доверие» и «уважение» (с отрицательным данного семантического признака) посредством слов обман и работа. Насколько обособлено ассоциативно-семантическое поле «авторитет» от других понятий

дополним полученные сведения со Словарем ассоциаций «Рерайт» [5]. Оказывается, ассоциации на слово «авторитет» друг, мир, народ, начальство, общество, сила сближают три из четырех рассматриваемых понятий. В языковом сознании ассоциаты глаз и сторона объединяют все исходные этические понятия. Напротив, в семантическом поле «авторитет» отсутствуют ассоциативные связи в направлении таких реакций, как женщина, жизнь, мужчина, отец, отношение, тема, человек, общих для семантических полей трех других понятий «достоинство», «доверие», «уважение». Роль языка определяется тем, что с его помощью фиксируются ценность/значимость тех или иных ассоциаций в сознании носителей русской культуры, и следовательно, позволяет представить исследуемый материал в наглядной форме, соответствующей универсальным средствам и принципам обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Приказ от 7 июля 2011 г. N 354.

2. Уфимцева Н.В., Черкасова Г.А. Ассоциативная лексикография и исследования языкового сознания // Филология и культура. Philology and culture. - 2014. - №4(38). - С. 193-199.

3. Фрумкина P.M. Психолингвистика: что мы делаем, когда говорим и думаем / Р. М. Фрумкина. - М.: ГУ ВШЭ, 2004. - 24 с.

4. Славянский ассоциативный словарь: русский, белорусский, болгарский, украинский / Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова, Ю.Н. Караулов, Е.Ф. Тарасов. - М., 2004. -792 с. URL: http://it-claim.ru/Projects/ASIS/SAS/index.html (дата обращения: 13.09.2018).

5. Словарь ассоциаций «Рерайт». URL: http://www.reright.ru (дата обращения: 13.09.2018).

УДК 338.14

Е.А. Коткова, Д.В. Котков

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России»

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РИСКАМИ В ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ГПС МЧС РОССИИ

Предложена модель, описывающая процесс управления информационными рисками с помощью системы управления информационными рисками типовой информационно-вычислительной сети подразделения ГПС МЧС России.

Ключевые слова: управление, информационный риск, информационное обеспечение, модель.

Е.А. Kotkova, D. V. Kotkov

MANAGEMENT OF THE INFORMATION RISK IN INFORMATION-COMPUTER NETWORKS OF THE DEPARTMENT OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

The model which describes process of information risk management through a system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.