УДК / UDC 631.158:331.101.003.12
ОЦЕНКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СУБЪЕКТАХ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
ASSESSING THE LEVEL OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS IN THE SUBJECTS OF AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY
Прока Н.И.*, доктор экономических наук, профессор Proka N.I., Doctor of Economic Sciences, Professor Кузнецова Т.М., кандидат экономических наук, доцент, заслуженный экономист РФ Kuznechova T.M., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Honored Economist of the Russian Federation Удодов П.А., аспирант Udodov P.A., Post-graduate student Орловский государственный аграрный университет, Орел, Россия Orel State Agrarian Universiry. Orel City, Russia
*E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В решении комплекса проблем по повышению конкурентоспособности АПК и устойчивому развитию сельских территорий немаловажную роль играют социально-трудовые отношения, которые формируются в субъектах агробизнеса. Однако многие аспекты этой проблемы остаются недостаточно исследованными экономической наукой. Данное научное исследование имеет своей целью дополнение отдельных ее теоретико-методологических положений. Систематизированы факторы и условия трансформации трудовых отношений в СТО, дано их определение, выявлены особенности и дана классификация факторов, влияющих на содержание, структуру, уровень и динамику развития СТО в аграрном секторе. Проанализированы индикаторы и основные показатели достойного труда в РФ как составной частью СТО. Предложена система критериев и показателей оценки уровня социально-трудовых отношений в организациях аграрного сектора с целью проведения их мониторинга, а также дана рекомендация по учету его результатов при распределении государственной поддержки.
ABSTRACT
Social and labour relations that are formed in agro business entities play a significant role in solution the complex of problems on competitive improvement of Agro Industrial Complex and sustainable development of rural areas. But many aspects of this problem are not adequately investigated by economic science. This investigation objective is to add some theoretical and methodological provisions. The factors and conditions of labour relations transformation in social and labour relations are systematized and determined, the peculiarities are defined and the classification of factors that influence the content, structure, level and dynamics of social and labour relations development in agrarian sector is given. The indicators and main aspects of decent work in the Russian Federation as a part of social and labour relations are4 analyzed. The system of criterion and indicators of social and labour relations level assessment in the agrarian sector enterprises for their monitoring is suggested, and also the recommendation on its results accounting at state support distribution is given.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Социально-трудовые отношения, персонал, трудовая деятельность, субъекты хозяйствования, достойный труд, индикаторы, мониторинг, государственная поддержка, аграрный сектор, эффективность.
KEY WORDS
Social and labour relations, staff, working practice, business entities, indicators, monitoring, state support, agrarian sector, efficiency.
Отношения между субъектами в процессе трудовой деятельности отражаются такими категориями как «трудовые отношения» и «социально-трудовые отношения». В принципе термин «социально-трудовые отношения» (СТО) вошел в научную терминологию сравнительно недавно и по содержанию является более широким понятием, чем термин «трудовые отношения» поскольку включает не только юридические, но и другие аспекты, затрагивающие процессы трудовой деятельности персонала.
Изучение особенностей и тенденций экономического развития нашей страны на фоне интеграции в мировую экономику позволило выявить, обобщить и систематизировать следующие факторы и условия, обуславливающие постепенную трансформацию трудовых отношений в социально-трудовых:
• переосмысление принципиальной роли человека в системе экономики и соответственно повышение значимости человеческого капитала;
• переориентация мотивации труда на конкретного работника;
• проведение социально-экономических реформ по вхождению страны в систему рыночной экономики;
• интеграция экономики страны в мировое хозяйство;
• возрастание роли социальных факторов в трудовой деятельности персонала современных субъектов хозяйствования;
• переход от фокусирования на изучение и решение проблем труда и взаимоотношений между участниками на федеральном и региональном уровнях к уровню субъекта хозяйствования;
• переосмысление содержания трудовых отношений в цепочке «работник-работодатель»;
• повышение престижности труда;
• усиление значимости обеспечения «достойного труда» и «гуманизации труда»;
• повышение значимости социальной ответственности работодателя и развитие систем социальной защиты персонала;
• повышение уровня профессионализма кадрового потенциала.
СТО - это достаточно сложная социально-экономическая категория. На данный период времени в отечественной экономической литературе нет единого подхода к определению понятия «социально-трудовые отношения». Сравнительный анализ показал, что в основе определений у различных авторов доминируют самые разнообразные принципиальные элементы, определяющие содержание СТО [1]. В Западно-европейской литературе под социально-трудовыми отношениями «подразумевают деятельность институтов и соблюдение процедур, предназначенных для определения условий занятости, оплаты труда и социальной защищенности наемных работников с целью приведения этих условий в соответствие с изменяющимися обстоятельствами, а также для представления интересов социальных партнеров: профсоюзов и работодателей» [2, с. 12].
С нашей точки зрения, социально-трудовые отношения - это система взаимосвязей и взаимоотношений между субъектами социально-трудовых отношений, включающая юридические, социально-экономические и психологические аспекты трудовых процессов, и целенаправленная на обеспечение достойного труда персонала субъекта хозяйствования.
«Социально-трудовые отношения» - это один из важнейших социально-экономических показателей развития страны в целом, поскольку как экономический -он характеризует уровень развития экономики, а как социальный - уровень качества жизни, в том числе уровень качества трудовой жизни.
Формирование системы трудовых отношений во многом зависит от отраслевых особенностей. В частности, к основным особенностям влияния аграрных преобразований на развитие социально-трудовых отношений в последние десятилетия следует отнести:
• приоритетность проблемы продовольственной безопасности страны;
• неравномерность развития сельского хозяйства как отрасли экономики и соответствующий разрыв в развитии сельского хозяйства и других отраслей экономики;
• процессы индустриализации и урбанизации;
• краткосрочный характер проводимых аграрных реформ;
• низкая развитость инфраструктуры на селе;
• диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности;
• повышение конкуренции отечественной сельскохозяйственной продукции в рамках вступления в ВТО;
• увеличение реальной стоимости кредитных средств в 2014-2015 гг. и др.
Социально-трудовые отношения складываются в любой организации и чем она
крупнее по своим параметрам, тем сложнее система этих отношений.
На формирование и развитие социально-трудовых отношений в субъекте хозяйствования на том или ином этапе его экономического развития оказывают влияние многочисленные факторы различного рода, как внешнего, так и внутреннего характера. Все они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы между собой и поэтому их классификация на внешние и внутренние факторы носит, в основном, относительный характер. Несмотря на это в таблице 1 представлен авторский вариант систематизации факторов и условий, влияющих на содержание, структуру, уровень и динамику развития социально-трудовых отношений в аграрном секторе экономики и их классификации на внутренние и внешние.
Таблица 1 - Систематизация и классификация факторов и условий, влияющих на содержание, структуру, уровень и динамику развития социально-трудовых отношений в аграрном секторе
экономики
Факторы, влияющие на формирование и развитие социально-трудовых отношений
Внешние Внутренние
современный экономический кризис размер субъекта хозяйствования
неопределенность экономической обстановки численность персонала
социальная напряженность организационно-правовая форма хозяйствования
глобализация экономики и условия влияния ВТО стратегия развития
социализация трудовых отношений тип производства и жизненный цикл организации
социальная политика государства механизм управления персоналом
модели экономического развития кадровая политика
механизм государственной поддержки аграрного сектора объем и структура средств на развитие человеческого капитала
отрицательная динамика численности сельского населения качество трудовой жизни
уровень качества жизни сельского населения роль профсоюзов
уровень социальной инфраструктуры в сельской местности организация труда
политика на рынке труда и уровень напряженности на сельском рынке труда профессиональный уровень кадрового потенциала
отсутствие кадрового мониторинга аграрного сектора в регионах уровень оплаты аграрного труда и уровень доходов жителей сельской местности
миграционные процессы отношения собственности
Не умаляя значимость и роль внешних факторов и условий на содержание, структуру, уровень и динамику развития социально-трудовых отношений в аграрном секторе экономики, однако, значимую роль при этом играют именно внутренние факторы.
Составной частью СТО выступают индикаторы и показатели достойного труда, рекомендуемых Международной организацией труда (МОТ). Для сравнительного анализа они рассчитываются на уровне страны в относительных величинах. Это позволяет сопоставлять любой индикатор или показатель с соответствующими данными любой страны, а также в динамике за достаточно продолжительный период времени.
Так, в частности, анализ показателей достойного труда в РФ за 2001-2013 гг. свидетельствует о том, что, в общем, они улучшаются (табл. 2): увеличилась доля занятых лиц в общей численности населения; снизился уровень безработицы; снижается гендерный разрыв в заработной плате; снижается уровень производственного травматизма со смертельным исходом и др.
Таблица 2 - Индикаторы и основные показатели достойного труда в Российской Федерации
Показатели, рекомендуемые МОТ Годы
2001 2009 2010 2011 2012 2013
Возможность найти работу
Доля занятых лиц в общей численности населения в возрасте 15-72, % 54,2 62,0 62,7 63,9 64,9 64,8
Уровень, безработицы, % 8,9 8,3 7,3 6,5 5,5 5,5
Неформальная занятость, % 14,1 19,3 16,4 18,2 19,0 19,7
Адекватный заработок и продуктивная занятость
Работающие бедные, % 23,9 10,4 х 13,1 х 7,8
Доля занятых с низким уровнем заработной платы, % х 29,0 х 28,8 х 28,1
Достойная продолжительность рабочего времени
Доля занятых с чрезмерной продолжительностью рабочих часов, % 7,3 6,8 5,7 4,7 4,3 4,4
Труд, который должен быть упразднен
Детский труд, % 5,2 3,1 2,4 2,5 2,5 2,4
Равные возможности и отношения на работе
Гендерный разрыв в заработной плате, % 36,8 29,2 х 29,0 х 22,8
Безопасная работа
Уровень производственного травматизма со смертельным 15 9,0 9,4 8,6 8,4 8,0
исходом, чел.
Социальное обеспечение
Доля населения, получающие трудовые пенсии, % 18,3 19,3 20,4 20,8 21,2 21,5
Социально-экономический контекст
Неравенство в распределение доходов: Р90/Р10 12,0 16,6 16,6 16,2 16,4 16,2
Доля занятых в сельском хозяйстве, % 12,0 8,3 7,7 7,7 7,3 7,0
Доля заработной платы в ВВП, % 43 52,6 49,7 49,6 50,6 51,9
Источник: составлено по данным [3].
При этом нельзя не отметить и достаточно неблагоприятные тенденции: непосредственно определяющие уровень СТО: высокая доля занятых с низким уровнем заработной платы; увеличение неравенства в распределение доходов; косвенно влияющие на уровень СТО: снижение доли занятых в сельском хозяйстве; увеличение доли заработной платы в ВВП.
Кроме того, остается высоким уровень неравенства в распределении доходов между низшими и высшими слоями общества в России. Из таблицы 2 видно, что данный показатель, характеризующий дифференциацию доходов, вырос с 12 раз в 2001г. до 16,2 раз в 2013г. В мировой практике принято мнение, что если данный показатель превышает дифференциацию доходов более чем в 10 раз, то данное общество находится в зоне риска социальной нестабильности. Нельзя не видеть, что наряду с повышением доли занятых лиц в общей численности населения в возрасте 15-72 незначительно увеличивается доля заработной платы в ВВП, а, именно, с 43% в 2001г. до 51,9% в 2013г. Эта тенденция свидетельствует о потребительской ориентации экономики и поэтому снижает заинтересованность определенной части населения в эффективном труде и препятствует созданию рабочих мест достойного труда.
Главной задачей социально-экономической политики государства должна выступать не просто увеличение числа рабочих мест, а создание рабочих мест приемлемого качества. Именно, такая политика будет способствовать улучшению КТЖ работников, и содействовать развитию цивилизованных СТО. В такой ситуации важнейшими приоритетами социальной политики должны являться социальная защищенность, высокий уровень качества жизни и преобладание социального благополучия над экономической эффективностью.
Современная практика показывает, что без вмешательства в систему развития и формирования социально-трудовых отношений невозможно создать прочную и функционирующую основу для социально-экономико-политического развития страны [4, с.16].
В таких условиях возникает необходимость социально-экономического контроля над сложившимися проблемами. Информация, полученная в результате этого контроля, служит основанием для разработки конкретных мероприятий. Поэтому, необходимо вести постоянный социально-экономической мониторинг в целом, в том числе, и мониторинг социально-трудовых отношений.
Систему социально-трудовых отношений и ее развитие необходимо постоянно контролировать с целью определения вектора развития страны и принятие грамотных управленческих решений вовремя. Методом такого контроля является мониторинг функционирования системы социально-трудовых отношений [46].
В настоящий момент учеными, занимающимися проблемой мониторинга социально-трудовых отношений, не дается единого определения сущности этого понятия. Но, в обобщенном смысле, можно взять за основу определение, предложенное такими учеными, как Раковская В.С., Борисова Л.М., Черемнова М.А., Усманова В.С., которые под мониторингом понимают непрерывный процесс систематического сбора, обработки, анализа социологических и статистических данных, который используется для повышения качества и эффективности управленческих решений и осуществляется при помощи социолого-статистических показателей [5, 6].
Основной задачей мониторинга является обеспечение органов регулирования и управления оперативной информацией о процессах внутри системы социально-трудовых отношений и уровне качества жизни общества на разном уровне [7].
Целью мониторинга является исследование процессов, происходящих в системе социально-трудовых отношений, выявление негативных тенденций и очагов социальной напряженности, оценка эффективности социально-экономической политики, аналитическое прогнозирование дальнейшего развития системы социально-трудовых отношений и страны в целом [4, с.16].
Эффективность мониторинга возможно при условии наличия эффективной методики, основу которой составляет система оценки социально-трудовых отношений.
СТО - это социально-экономическая категория, которая может оцениваться, в принципе, только относительно на основе комплексной системы показателей. На данный период времени единой системы показателей, позволяющей оценивать уровень социально-экономических отношений в субъектах хозяйствования аграрного сектора, пока нет в экономической литературе. В этой связи предлагается авторский вариант такой системы, изложенной в таблице 3.
Предлагаемая комплексная система включает в себя совокупность критериев, которые, с одной стороны, по структуре и содержанию раскрывают социально-трудовые отношения, а, с другой, позволяет изучить и оценить СТО с различных аспектов. В свою очередь каждый критерий в отдельности оценивается на основе мини системы абсолютных и относительных показателей.
Таким образом, на основе данной системы оценки можно проводить мониторинг состояния и уровня развития социально-трудовых отношений в субъектах хозяйствования аграрного сектора экономики с целью их своевременного регулирования.
Таблица 3 - Система критериев и показателей оценки уровня социально-трудовых отношений
в организациях аграрного сектора экономики
Комплексная система критериев и показателей оценки СТО
Критерии Показатели
Механизм вознаграждения труда Виды материального и нематериального вознаграждения персонала
Политика заработной платы
Структура фонда заработной платы
Роль, виды и уровень стимулирующих выплат
Виды и уровень компенсационных выплат
Степень достойного уровня оплаты труда персонала Уровень и структура доходов
Уровень среднемесячной заработной платы, в том числе по категориям работников
Структура заработной платы персонала
Диапазон в уровне заработной платы персонала
Уровень индексации заработной платы
Соотношения уровня заработной к величине прожиточного минимума и к МРОТ
Соотношение уровня средней заработной платы к среднеотраслевому и среднерегиональному уровню
Кадровая обеспеченность Уровень количественной и качественной обеспеченности кадрами
Уровень сменяемости и текучести кадров
Уровень занятости персонала
Число созданных и ликвидированных рабочих мест
Мотивация труда персонала Уровень удовлетворенности трудом
Уровень мотивации труда
Степень позитивности мотивации труда персонала
Развитие человеческого капитала Объем и структура финансирования мероприятий по развитию ЧК
Виды мероприятий по развитию ЧК
Виды и объем затрат на повышение профессионально-квалификационного уровня персонала
Деловая карьера Роль, требования и процедура аттестации персонала
Методы продвижения по карьерной лестнице
Степень своевременности и справедливости повышения карьерного статуса
Социально-психологический климат Степень оценки социально-психологического климата
Количество конфликтных ситуаций и уровень конфликтности (отсутствие стрессов)
Уровень напряженности
Чувство справедливости и степень доверия персонала
Локальная нормативная база Структура локальных нормативных документов
Содержание коллективного договора и степень выполнения предусмотренных обязательств
Содержание Положения по оплате труда
Содержание трудового договора
Степень участия в управлении деятельностью организации
Виды и количество нарушений трудового законодательства
Уровень развития социального партнерства
Условия труда Организация и аттестация рабочих мест
Требования и уровень безопасности и охраны труда, мероприятия по их улучшению
Степень рациональности режима труда и отдыха
Степень напряженности труда
Уровень заболеваемости
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормам условий труда
Удельный вес работников, подвергавшихся воздействию вредных производственных факторов
Уровень производственного травматизма
Число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших на производстве
Социальная защищенность Степень социальной защищенности
Система дополнительных стимулов и бонусов
Уровень материальной помощи
Виды и уровень социальных льгот и субсидий
Нельзя не отметить и тот факт, что в последние годы существенно увеличивается объем государственной поддержки субъектов агробизнеса. Однако, при этом, механизм господдержки не учитывает уровень развития СТО в субъектах хозяйствования [8]. В этой связи считаем необходимым предложить в качестве одного из критериев распределения средств государственной поддержки - учет результатов оценки социально-трудовых отношений.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Удодов П.А. Система формирования и развития социально-трудовых отношений в России // В мире научных открытий. 2014. №3.6(51). С. 2511-2520.
2. Нехода Е.В. Социализация трудовых отношений: автореферат диссертации доктора экономических наук. Томск., 2009. С.11-12, 15, 29-30.
3. Индикаторы достойного труда. Электронный ресурс URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/(дата обращения 20.03.2015г).
4. Раковская В.С. Система социально-трудовых отношений: модельное представление, мониторинг функционирования: автореферат диссертации кандидата экономических наук. Томск., 2009. С.16.
5. Раковская В.С., Усманова О.С. Мониторинг функционирования системы социально-трудовых отношений: необходимость его применения в России // Российское предпринимательство. 2011. №10 Вып. 2. С. 48-52.
6. Раковская В.С., Борисова Л.М., Черемнова М.А. Мониторинг социально-трудовых отношений в Томской области // Российское предпринимательство. 2011. № 12 Вып. 1 (197). С. 67-71. Электронный ресурс URL: www.creativeconomy.ru/articles/16002 (дата обращения 09.04.2014г).
7. Морозова О.И., Торгачев Д.Н. Организация и управление мониторингом социально-трудовых отношений в системе российского менеджмента // Экономика предприятия, проблемы собственности, корпоративного управления. 2014. Выпуск 1. Электронный ресурс URL: www.economic-journal.net/2014/01/071 (дата обращения 13.05.2014г).
8. Каменева К.П., Волченкова А.С., Прока Н.И. Методологические особенности функционирования механизма вознаграждения труда в аграрном секторе экономики // Вестник ОрелГАУ. 2014. № 5(50). С. 72-77.