АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (на примере «РоАЭС»)
Степченко Татьяна Сергеевна,
к. э. н., доцент кафедры «Экономика и управление», Волгодонский институт (филиал ) ЮФУ, Ростовская область, г. Волгодонск, проспект Мира, 47 [email protected]
В статье рассмотрены цели и основные направления работы PR-службы РоАЭС. Энергопотребление в современном обществе растет с каждым днем, но перспективы развития и конкурентоспособность атомной отрасли сегодня и в долгосрочной перспективе во многом связаны с отношением к ней общественности. С учетом особенностей ядерной энергетики становится очевидным, что успешное развитие атомной отрасли не удастся в полной мере реализовать без преодоления отрицательного к ней отношения общественности. Для атомной отрасли все более актуальным становится налаживание активного диалога с широкими массами с целью формирования у них адекватного отношения к отрасли.
Ключевые слова: общественное мнение, атомная отрасль, РоАЭС, отношения с общественностью, социокультурные аспекты деятельности, формирование положительных стереотипов.
СССР был (а Россия остается) одной из крупнейших «мировых кладовых» ископаемых топлив. Поэтому развитие атомной энергетики для СССР не было вопросом жизненной необходимости, поскольку выбывшие в ходе войны и вновь вводимые мощности энергопроизводства могли быть в принципе получены и традиционными способами. Существовали, однако, другие аспекты, сыгравшие существенную роль при развитии российской атомной энергетики и эволюции ее связей с общественностью. Рассмотрим, каковы были этапы подобных взаимоотношений:
1. Период интенсивного развития (начало 50-х — конец 80-х годов ХХ в.). В этот период шло успешное развитие и распространение ядерных технологий. Советская наука и техника добились на этом поприще значительных результатов. В энергетике была принята долгосрочная Энергетическая программа, отводившая атомной области значительное место. К середине 80-х годов в Советском Союзе в эксплуатации находились 43 ядерных энергоблока общей
мощностью 30,3 ГВт [1]. Общественное мнение складывалось под влиянием идеологии «экстремальной социальной мобилизации» для победы социализма над капитализмом. Только результат данного мирового противостояния имел значение. В остальном действовал своего рода запрет на «побочную», «несущественную» информацию. Антиядерное движение отсутствовало. Взрыв 4-го блока ЧАЭС стал для всех шоком. После крупномасштабной аварии на ЧАЭС наступило отрезвление, прозрение в общественном сознании. Трудно переоценить морально-психологические, биологические и экономические последствия аварии:переселение, нарушение привычного образа жизни, отсутствие объективной информации, колоссальный ущерб социальной инфраструктуре загрязненных территорий, изъятие из хозяйственного пользования на длительное время больших площадей — все это не могло не способствовать развитию хронического психоэмоционального стресса у значительной части общества. Режим секретности продолжал су-
ществовать, до 1989 года общественность не знала о реальных масштабах последствий аварии.
2. Потеря доверия (конец 80-х — начало 90-хгодов). В конце 80-х, накануне приближавшихся выборов в органы законодательной власти, впервые в СССР проводившихся на альтернативной основе, тема Чернобыля вошла в арсенал политических движений. Поток весьма эмоциональной, но, как правило, непрофессиональной, утрированной, а иногда и фальсифицированной информации, обрушившийся на общественность, падал на благодатную почву. Общественность, приученная не доверять властям, склонна была более верить самым пессимистическим прогнозам и слухам о медицинских последствиях, чем грамотной, основанной на реальных фактах информации специалистов.
3. Начало диалога (с 2000 г.). Позитивные тенденции в отношении общественности к атомной отрасли в этот период стали следствием глубокого экономического и мировоззренческого кризиса, переживаемого российским об-
ществом. В общественном мнении стала укореняться мысль, что помощь не придет извне. Актуализировался вопрос о поиске внутренних источников экономического возрождения и развития. Многим стало ясно, что ставку необходимо делать на собственные ключевые отрасли экономики. Сегодня невозможно обойтись без атомной энергетики. Развитие атомной энергетики представляется одной из приоритетных задач специалистов-ядерщиков и организаторов ядерной промышленности; «атом по праву выступает в качестве самого универсального и эффективного топлива» (Из программной речи первого вице-премьера правительства РФ Сергея Иванова в марте 2007 года на расширенной коллегии Росатома [2]).
В настоящее время в России 10 действующих АЭС, одна из которых расположена в городе Волгодонске. Волгодонск (в обиходе «город атомщиков») — административная единица Ростовской области, один из самых молодых городов на юге страны, основан 27 июля 1950 года. Крупный промышленный и научный центр юго-востока Ростовской области, географический и торгово-промышленный центр 12 сельских районов, энергетический центр юга России, одним из градообразующих предприятий которого выступает Ростовская (Волгодонская) АЭС.
28 октября 1977 года в 14.40 по местному времени состоялось эпохальное событие для Волгодонска — в торжественной обстановке заложен фундамент первого блока РоАЭС. Но после аварии на Чернобыльской АЭС Волгодонск охватила паника, общественность стала бояться повторения ЧП. Многие политики сделали
себе на этом страхе политическую карьеру. Не разбираясь в атомной энергетике, они умело играли на страхе людей, постоянно его подогревая. В СМИ, в листовках, на митингах обнародовались все факты брака, допущенного при строительстве станции. В городе набрало силу общественное движение «Зеленая волна», открыто протестующее против дальнейшего строительства РоАЭС. Пиком «зеленого» движения стал 1990 год. Большинство предприятий Волгодонска выступило в поддержку прекращения строительства станции. Под напором общественного мнения 6 апреля 1990 года Волгодонский горисполком принял решение о прекращении строительства атомной станции. На волне известных послечерно-быльских настроений Ростовский областной Совет народных депутатов вынес решение, в котором записано: «...считать строительство АЭС на территории Ростовской области на современном этапе недопустимым».
Новый виток развития Волгодонска начался по случайному стечению обстоятельств, опять же 6 апреля, только 8 лет спустя — в 1998 году. В этот день депутаты городской Думы на внеочередном заседании рассматривали вопрос «О перспективах социально-экономического развития Волгодонска». К тому времени экономическая ситуация, в которой оказался Волгодонск, была критической. Город погряз в долгах, дотационный бюджет имел огромный дефицит. Народные избранники решили обратиться к Правительству России с предложением о продолжении строительства РоАЭС. Общественность решение депутатов, разумеется, не поддержала. Люди протестовали, устраивали митинги, направляли резолюции
во все инстанции — от мэра до президента.
В тот день, когда донские парламентарии ломали копья, решая, быть или не быть РоАЭС, в правительстве России было принято постановление «Об утверждении Программы развития атомной энергетики РФ на 1998-2005 годы и на период до 2010 года», в соответствии с которым ввод первого блока РоАЭС должен состояться не позднее 2000 года. И вот, наперекор общественному мнению, губернатор Ростовской области Владимир Чуб распорядился создать комиссию, которая должна была дать заключение о дальнейшей судьбе атомной станции. Согласно заключению Государственной экспертизы, Ро-АЭС соответствует требованиям природоохранного законодательства РФ. Госатомнадзор выдал лицензию на продолжение сооружения первого энергоблока, позже в реактор была загружена первая кассета с ядерным топливом, и реактор выведен на минимальный контролируемый уровень мощности. В том памятном году, после принятия решения о продолжении строительства станции, депутаты городской думы и глава города много говорили о том, что теперь с правительством можно «торговаться по-крупному», требуя для общественности определенных социальных гарантий, возможности решить многие городские проблемы. О первых результатах «крупной торговли» можно судить и сегодня: программа развития 30-километровой зоны, которую программой можно назвать весьма условно, была принята думой аж с третьей попытки, практически все ее пункты сорваны, финансирование ведется из рук вон плохо, надежды на электроэнергию по льготной цене для на-
селения 30-километровой зоны глубоко зарыты в бумагах.
Но, тем не менее, факт остается фактом и его нельзя отрицать: после запуска первого энергоблока постепенно экономика Волгодонска начала возрождаться. Долги по зарплате сокращались. Стали реконструироваться и строиться коммуникации,возводиться новое жилье. Снова начало получать заказы предприятие атомного машиностроения «Атоммаш». Общественность стала более лояльно относиться к происходящему. Еще А. Линкольн говорил: «...трудно переоценить значимость общественного настроения. Тот, на чьей стороне общественное настроение, всегда побеждает; тот, кто лишается общественной поддержки — проигрывает». Вот и для РоАЭС налаживание активного диалога с широкими массами с целью формирования у них адекватного отношения к отрасли стало очень значимым фактором. Построение и развитие данного диалога происходило в течение длительного и сложного времени, остается актуальным и сегодня. Понимание механизмов образования общественного мнения позволяет отказаться от распространенной в профессиональной среде точки зрения, что с общественностью невозможно договориться, поскольку она плохо понимает техническую сторону дела. Просто нужно искать более конструктивные направления в работе с населением, использовать и развивать все мероприятия ЯЯ-технологий, которые смогут способствовать решению текущего и перспективного развития РоАЭС.
Следует помнить, что перспективы развития и конкурентоспособность атомной отрасли сегодня и в долгосрочной перспективе во
многом связаны с отношением к ней общественности.
Поступательное развитие атомной энергетики на Дону не должно быть самоцелью. Оно имеет смысл тогда и только тогда, когда достигаются цели повышения уровня жизни общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Сочетание экономических и социальных факторов человеческой жизни, соблюдение баланса между ними для населения, проживающего на близлежащей территории, является вопросом исключительно сложным, требующим детального изучения в контексте современных тенденций.
Работа РоАЭС рассматривается в рамках экономического развития как необходимый фактор производства электричества и того резонанса, который имеется у населения в связи с перспективой реализации проектов по запуску третьего и последующих энергоблоков. Задача, которая поставлена в качестве первоочередной, призвана прояснить: что ждет население от модернизации, что оно принимает, против чего протестует, что считает безусловными ценностями. Следует отметить, что в общей оценке общественностью факта развития атомной энергетики доминирует негативная окраска. Особо заметна критика представителей атомной отрасли за неумение и нежелание вести конструктивный диалог с общественностью; в частности, учитывать ее мнение при принятии решений, касающихся развития данной отрасли и напрямую влияющих на экологическое состояние окружающей среды и здоровье людей.
Стоит подробно остановиться на протестной позиции, доминирующей в настроениях людей, проживающих на территориях, приле-
гающих к станции. Следуя объективности, необходимо заметить, что Росатом сам создает почву для появления настроений неприятия к своей деятельности. Политика замалчивания вопросов развития атомной энергетики, а иногда и уклонение от диалога с обществом, трактуется как признак слабости. Кроме прочего, такой подход является поводом для разговоров о том, что госкорпорации есть что скрывать. Поэтому попытки объективного объяснения своей деятельности в рамках необходимого процесса модернизации с целью придания импульса развитию территорий, нуждающихся в новых производствах, не воспринимаются всерьез.
Частично ослабить последствия этой напряженной ситуации — независимо от истинной природы ее происхождения — могла бы разъяснительная работа среди населения, проводимая на фоне популяризации атомной энергетики, а также интенсификация публичного диалога между сторонами. Проблема развития атомной энергетики весьма чувствительна для общества, поэтому проект запуска очередных энергоблоков РоАЭС представляет собой идеальный объект для использования в качестве инструмента популяризации и завоевания рейтинговых высот одними функционерами и одновременно для нивелирования позиции и понижения имиджа других. Ключевым и постоянно заявляемым аргументом против функционирования РоАЭС является и негативизация имиджа, репутации городов Ростовской области как рекреационных культурно-исторических зон.
Социологические исследования, говорящие об общественном одобрении деятельности РоАЭС, классифицируются частью обще-
ственности (преимущественно жителями Волгодонска) как фальсифицированные, абсолютно не отражающие реальное отношение жителей региона к проблеме. Однако нельзя не признать, что у протестной позиции есть определенные исторические основания. Опрос независимого исследовательского холдинга РОМИР показал, что 78% россиян относятся негативно к строительству новых АЭС в своих регионах, опасаясь повторения катастроф. Учитывая такие противоречия, сложно построить модель модернизации страны и общества, которая удовлетворяла бы всех граждан. В любом случае обеим сторонам придется уважать позиции друг друга и определяться с приоритетами. При этом процесс рассмотрения и сближения позиций сторон должен проходить уже в настоящее время.
Атомная энергетика имеет ряд особенностей, весьма неблагоприятных для нее:
Во-первых, общественное восприятие любой технологии существенно зависит от ее истории. В этом смысле, атомная энергетика занимает особое положение: у ее истоков во всех странах — пионерах ядерной энергетики стояло создание атомного и термоядерного оружия. Поэтому в общественном понимании она ассоциировалась именно с ядерным оружием, и это обстоятельство никак не могло добавить ядерным технологиям положительного восприятия населением.
Во-вторых, долгое время атомная энергетика была окутана непроницаемой завесой секретности, как и ее прародитель — военно-ядерный комплекс. С точки зрения открытого информационного общества в этом мало хорошего. Ситуация многократно усу-
губилась тем, что эта завеса тайн прорывалась лишь тогда, когда атомные технологии являли миру негативные последствия неумелого обращения с ними вследствие человеческого незнания, а чаще — безграмотности и халатности. Все аварии и катастрофы возникали вдруг, как бы из ничего, и потому воспринимались обществом особенно остро и тяжело. А вкупе с почти всеобщим незнанием важнейших обстоятельств событий, непониманием сути произошедшего и массированной ложью это привело к тяжелейшему для атомной энергетики итогу — неадекватности оценки обществом относительной опасности атомных технологий в сравнении с иными технологиями [3].
В-третьих, большая часть населения панически воспринимает понятия «радиация» и «облучение», часто это перерастает в откровенную радиофобию. Неудивительно, что эти обстоятельства являются одним из основных препятствий к адекватному восприятию атомной энергетики со стороны населения и общественности.
С учетом перечисленных особенностей ядерной энергетики становится очевидным, что успешное развитие атомной отрасли на Дону не удастся в полной мере реализовать без преодоления отрицательного к ней отношения общественности. В настоящее время отмечается недостаточная разработка проблемы объективного восприятия атомной энергетики. Объективное информационное обеспечение деятельности в области атомной энергетики представляется важным с точки зрения завоевания обоснованного доверия в обществе при планировании дальнейшего развития АЭС.
Хотя в последние годы в области информирования населения
по ядерно-энергетической тематике достигнут существенный прогресс. Начиная с 1988 г. функционирует Центр общественной информации (ЦОИ) и региональные центры (РЦОИ). На АЭС, предприятиях ядерно-топливного цикла (ЯТЦ) и оборонных объектах созданы и функционируют центры информации (ЦИ) и информационно-справочные группы (ИСГ). Создано Ядерное общество России. Как ЦОИ, так и Ядерное общество, информируют общественность о современном состоянии атомной энергетики и промышленности, выполняют связующие функции между наукой и населением. Регулярно проводятся конференции по вопросам биологического воздействия радиации, естественного радиационного фона, обращению с радиоактивными отходами. Принята отраслевая Концепция взаимодействия с органами государственной власти и информационной политики. Руководство отрасли стало проводить более открытую информационную политику. Для реализации положений Концепции был создан Корпоративный медиацентр «Ато-миум», который имеет в своем составе телекомпанию «ТВ-100», редакцию официального интернет-портала Росатома и редакцию журнала «Бюллетень по атомной энергии». Основныминаправлени-ями деятельности медиацентра являются:
♦ информационная поддержка;
♦ производство телепрограмм и телефильмов в интересах диалога атомной отрасли России с общественностью;
♦ производство печатных отраслевых изданий;
♦ методическая работа со специалистами по работе с общественностью предприятий и организаций отрасли.
Важно, что серьезное внимание работе с общественностью старается уделять высшее руководство отрасли. Следуя велению времени, Росатом, дополняет политику информационной открытости усилиями по вовлечению общественности. Так, создан Общественный экологический совет, в состав которого вошли представители отрасли, научной общественности и неправительственных экологических организаций. Другими видами деятельности Росатома в области взаимодействия с общественностью и информирования населения являются: организация конференций, форумов, семинаров (в том числе международных) для обсуждения научной, культурной общественностью, политическими и общественными движениями, деловыми кругами проблем атомной отрасли; издательская деятельность для освещения проблем Росатома; организация необходимых ЯЯ-акций-презента-ций, выставок, пресс-конференций, брифингов для информационного сопровождения проектов Росатома и др.
Как известно, в России после аварии на Чернобыльской АЭС не было инцидентов с радиологическими последствиями для населения. Но страх перед радиацией и угрозой радиационного терроризма тем не менее существует. Сегодня профессиональная пропаганда, если не важнее сути, то, по крайней мере, равнозначна ей. Достаточно сказать, что ни одно сколько-нибудь значимое мероприятие в области атомной энергетики в России не остается без публичного и немедленного эмоционального ответа «зеленых».
Говоря о целях и основных направлениях работы ЯЯ-службы РоАЭС, можно выделить в качестве основных следующие:
♦ информационно-разъяснительная деятельность среди населения о работе АЭС, перспективах ее развития, проблемах и особенностях атомной энергетики, ее роли и значении для экономики и т. п.;
♦ формирование положительного имиджа атомной энергетики и ее конкретных объектов, повышение престижа профессии «энергетик»; воспитание молодого поколения энергетиков, приобщение их к профессии родителей и сохранение традиций предприятия;
♦ формирование культуры противодействия потенциальным чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера;
♦ информационная работа с персоналом АЭС по вопросам защиты от ЧС;
♦ предоставление общественности достоверных и полных материалов о состоянии эксплуатации ядерных энергоблоков АЭС; поставке электроэнергии потребителям; планах и ходе развития ядерных генерирующих мощностей; роли отрасли в экономической жизни страны и регионов расположения АЭС. Преследуя эти цели, подразделения по работе с общественностью АЭС используют широкий набор средств и методов, проводят разнообразные мероприятия. Выделим те из них, которые являются универсальными и стали уже традиционными. АЭС имеет и поддерживает свой сайт, где содержится подробная информация о станции, ее истории, особенностях и последние новости о ее работе. Специализированное подразделение АЭС, по сути, это ЯЯ-под-разделение (центр общественной информации, центр общественной связи и т. п.), выпускает брошюры, корпоративные газеты и журналы,
фолдер-буклеты, календари, видеоролики, фотосессии, мультимедийные альбомы и т. д., рассылает свои информационные и рекламные материалы в местные и федеральные СМИ и сотрудничает с их редакциями, а также с общественными движениями и объединениями, поддерживающими развитие атомной энергетики. По инициативе и на средства АЭС регулярно проводятся многочисленные тематические праздники, концерты и выступления артистов как для своих сотрудников, так и для населения территории, где находятся РоАЭС. ЯЯ-подраз-деления АЭС участвуют в подготовке и сопровождении различных информационно-просветительских и пропагандистских мероприятий: технических семинаров, конференций, экспозиций, выставок по атомной энергетике, научно-образовательных и досуговых программ, включая проведение экскурсий по станции, тематические уроки в школах, спортивные и интеллектуальные соревнования и т. д.
Сегодня, несмотря на то, что есть определенные достижения, в целом имеется и много проблем, к числу которых можно отнести такие, как:
♦ недостаточное распространение знаний и информирование общества по действию радиации;
♦ непостоянное информирование населения о достижениях в области безопасности атомной энергии и обращения с РАО и ОЯТ;
♦ недостаток постоянного мониторинга общественного мнения с учетом интересов и противоречий различных социальных групп (дифференцирования каждой целевой группы);
♦ нерегулярная публикация материалов по радиационной меди-
цине в медицинской периодике, в средствах массовой информации;
♦ ограниченное использование возможностей глобальной сети (малое количество интернет-опросов по наиболее актуальным проблемам атомной отрасли и последующая публикация результатов этих голосований в традиционных, т. е. печатных СМИ; отсутствие на отраслевых интернет-сайтах так называемых гостевых книг, где каждый желающий может высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме и/или получить квалифицированные ответы специалистов на свои вопросы);
♦ отсутствие общественной организации «Ассоциация по связям с общественностью Росатома России» для координации информационной работы;
♦ возникновение трудностей при разработке юридического механизма контроля за поступающей информацией и жестких мер наказания за предоставление ложной информации. Перечисленные трудности, безусловно, не являются единственными, они сложны в своей постановке и решении. В этой связи важно умелое построение связей с общественностью для преодоления отрицательных стереотипов и создания положительных в сознании людей. Последние, конечно, тоже существуют, но распространены они гораздо меньше: экологические преимущества атомной энергетики, ее экономичность и др. Поэтому целенаправленное формирование положительных стереотипов — реальный путь к достижению социальной приемлемости атомной энергетики. Не-
обходима активная работа государства в данном направлении. Из закрытой отрасли она постепенно превращается в прозрачную и понятную структуру, несущую ответственность за всю страну, что, в свою очередь, будет и в дальнейшем существенным образом влиять на изменение отношения к отрасли со стороны граждан.
Говоря о социокультурном аспекте ядерной энергетики, следует отметить, что главный вопрос ее развития — это вопрос не технологический, а психологический; что атомная энергетика сегодня умрет без поддержки общества, что необходимым условием развития «атомного техно» является создание необходимых «мировоззренческих и социально-гуманитарных оснований, правовых норм мудрого развития общественности».
ИСТОЧНИКИ
1. ШингаревН.Э. Политика информационной открытости // Диалог с общественностью по вопросам снижения риска. М.: Комтехпринт, 2005. С. 44.
2. Иванов С. // Энергетика и промышленность России. № 4 (80) апрель. 2007.
3. Колдобский А.Б., Насонов В.П. Вокруг атомной энергии: правда и вымыслы. М.: МИФИ, 2002. 601 с.
Public Perception of the Nuclear Power Development (by the example of Rostov-on-Don Nuclear Power Plant) Steptchenko Tatyana S.,
Associate professor at the department «Economics and management» of Volgodonsk institute (branch) South Federal University, Rostov region, Volgodonsk, Mira Avenue 47 ([email protected])
In the article the purposes and the main areas of PR service activity of RNPP are considered. Power consumption grows in modern society every day, but prospects of development and competitiveness of nuclear branch today and in long-term prospect are in many respects connected with the public attitude to it. Taking into account features of nuclear power it becomes obvious that successful development of nuclear branch won't manage be fully realized without overcoming negative public relation to it. For the nuclear branch it becomes increasingly important to establishing an active dialogue with the broad masses to form the adequate attitude to the industry.
Keywords: public opinion, nuclear branch, Rostov-on-Don Nuclear Power Plant (RNPP), relations with the public, social and cultural aspects of activity, formation of positive stereotypes.
REFERENCES
1. Shingarev, N.E., 2005. Politika informatsionnoy otkrytosti [Policy of Information Openness]. Dialogue with the Public on Issues of Risk Reduction. Moscow, Comtechprint Publ., p. 44
2. The program speech of the first Vice-Premier of RF government Sergey Ivanov in March 2007 at the expanded Board of Rosatom. Power and Industry of Russia, no. 4 (80) April, 2007.
3. Koldobskaya, A.B.; Nasonov, V.P., 2002. Vokrug atomnoy energii: pravda i vymysly [Around Nuclear Energy: Truth and Fiction]. Moscow, MEPhI Publ., p. 61.