Научная статья на тему 'Аспекты развития теории и практики прогнозирования социально-экономического развития регионов'

Аспекты развития теории и практики прогнозирования социально-экономического развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ / СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батейкин Дмитрий Викторович

В статье рассматриваются аспекты развития теории и практики прогнозирования социально-экономического развития регионов, условия хозяйствования которых требуют максимального расширения сферы прогнозирования, дальнейшего совершенствования методологии и методики разработки прогнозов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты развития теории и практики прогнозирования социально-экономического развития регионов»

УДК 331.24.54

Дмитрий Викторович Батейкин

(кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Алтайского института финансового управления, г. Барнаул)

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Ключевые слова: прогнозирование социально-экономического развития регионов, системы прогнозирования, прогнозирование - программирование - бюджетирование.

Формирование рыночной экономики в России ставит перед исследователями широкий круг задач, связанных не только с реформированием экономики, но и с решением ряда проблем самой экономической науки, выработкой новых парадигм, методов и способов анализа. Важное место среди них занимают вопросы адекватной оценки прогнозирования социально-экономического развития на макро-, мезо- и микроуровнях.

Необходимо отметить и другой аспект, что в «процессе реформирования прогнозированием было заменено государственное планирование. Вместо государственного плана социально-экономического развития страны стал ежегодно разрабатываться прогноз социально-экономического развития. Сегодня результаты государственного прогнозирования используются при принятии органами государственной власти конкретных решений в области социально-экономической политики» [1]. Однако современный рынок не отменяет планирования. Необходимость стратегического замысла, определения целей оперативного регулирования, координации из единого экономического центра диктуется управлением «новой» экономики.

В настоящее время для регионального развития особенно актуальным становится выдвижение системы «прогнозирование - программирование - бюджетирование», которая предусматривает элементы перспективного планирования и программы, подчиненные национальным целям, а также объективный анализ программ в соответствии с критериями эффективности, использование математических моделей и инструментария системного анализа. Однако степень ее практического применения остается низкой в связи со сложностью и

неспособностью восприятия норм данной системы основной частью государственных служащих, а также необходимостью проведения сопровождающих реформ системы государственного управления.

Другой недостаток существующей системы социально-экономического прогнозирования связан с отсутствием методических основ построения долгосрочных прогнозов, что весьма актуально при разработке стратегических документов регионального развития (стратегий, концепций). Как показывает мировой опыт, в развитых странах при составлении государственных программ делают акценты на длительные циклы развития территорий - до 50 лет, с разбивкой на 5-10-летние периоды [2].

В развитии теории прогнозирования исследователи выделяют следующие основные временные этапы:

1. 1950-е гг. - начало прогностических исследований: развитие и использование теории прогнозирования и простых прогнозных моделей.

2. 1960-1970 гг. - «бум прогнозирования», в ходе которого разработано большинство теоретических вопросов, новые методы, созданы сложные прогнозные модели.

3. Конец 1970-х - начало 1980-х гг. - закрепление достигнутого и продолжение развития научного прогнозирования, применение достижений прогностики в деятельности предприятий и организаций самого различного профиля. С переходом к информационному обществу прогнозирование становится все более прочно на свое высокое место в жизни общества.

В настоящее время макро- и мезоэкономи-ческая прогностика представляет собой методологию прогнозирования развития социально-экономической системы страны (региона).

В свою очередь, система прогнозирования социально-экономического развития страны (региона) означает определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающее их согласованность, преемственность и непрерывность. Вместе с тем в современной научной литературе исследователями не дается точного определения данной категории. По нашему мнению, следует конкретизировать данное понятие, учитывая возрастающую значимость социально-экономического прогнозирования в управлении региональным развитием.

Наиболее логичным представляется уточнение структуры системы социально-экономического прогнозирования, включающей в себя методологию (понятийный аппарат, цели, принципы, функции, методы, алгоритмы, модели, прогнозные показатели); организацию разработки прогнозов (нормативное правовое обеспечение); субъекты прогнозирования (органы государственной власти и местного самоуправления, организации, население). Такой подход не противоречит ранее обозначенным высказываниям исследователей, а лишь их дополняет и конкретизирует.

Остановимся последовательно на рассмотрении обозначенных элементов структуры системы социально-экономического прогнозирования, но первоначально определим место прогнозирования в государственном планировании регионального развития. Важность такой постановки связана с тем, что, несмотря на то что в процессе реформирования планирование было заменено прогнозированием, в последнее время появились документы, позволяющие говорить о необходимости определения государственного планирования как самостоятельного направления в управлении регионального развития. Так, Градостроительным кодексом РФ закреплена обязанность разработки Правительством РФ и ее субъектами схем территориального планирования как его основных документов. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. Вместе с тем не

совсем понятно место принятой Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. при разработке схем территориального планирования [3].

Необходимость выделения государственного планирования как самостоятельного вида управленческой деятельности рассматривают и другие исследователи, отмечая «влияние глобальных проблем (экология, истощение ресурсов), неспособность рынка обеспечивать макроэкономическую сбалансированность и устойчивость. При этом отсутствие государственного планирования как функции управления равнозначно анархии» [4].

Представляется целесообразным согласиться с достаточно распространенным мнением исследователей, что «планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, а цель прогнозирования - создать научные предпосылки для их принятия», другими словами -подготовить всю необходимую информацию для принятия управленческого решения.

Отметим, что специфика прогнозирования состоит в том, что из имеющейся информации о состоянии элементов системы, закономерностях и условиях ее развития выводится новая информация о будущем состоянии этой системы. А так как исходная информация частично носит гипотетический характер, то прогнозы, в принципе, вероятностны. Чем сложнее прогнозируемое явление, тем шире круг влияющих на его развитие факторов, и чем продолжительнее период прогноза, тем более гипотетична используемая информация и сильнее проявляется вероятностный характер прогноза [5].

В Федеральном законе от 23 июня 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» государственное прогнозирование представлено как система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития России, основанных на законах рыночного хозяйствования. Таким образом, социально-экономические прогнозы - начальный этап процесса принятия управленческих решений. В этом смысле разделение процессов планирования и прогнозирования условно, так

Аспекты развития теории и практики прогнозирования социально-экономического развития..

как планирование базируется на научно обоснованном прогнозировании.

Прогноз и план имеют в своей природе много общего и являются формами предвидения, раз-

Методологическую основу системы социально-экономического прогнозирования составляют понятийный аппарат и инструментарий прогнозирования, позволяющие осуществлять прогнозы с необходимой точностью.

Большинство исследователей рассматривают «социально-экономическое прогнозирование региона как составную часть процесса управления регионального развития за счет представления его в качестве вероятностной, научно обоснованной системы ожидаемых в перспективе показателей уровня социально-экономического развития региона» [6].

Основными целями социально-экономического прогнозирования регионального развития являются:

- выявление тенденций развития региональной экономики, определение вероятных темпов и уровней структурных и территориальных сдвигов в формировании товарных рынков;

- обеспечение преемственности принимаемых решений и оптимальные сочетания партнерских и межрегиональных интересов;

- определение научно-технических, социально-экономических и других проблем, которые должны решаться в интересах будущего и по которым необходима заблаговременная разработка программ их осуществления;

личаясь в зависимости от степени конкретизации и характера воздействия на ход исследуемых процессов. Однако план следует рассматривать как более сложную категорию (см. табл.).

- выявление последствий от принимаемых схем использования природных ресурсов и разработка путей предотвращения отрицательных явлений;

- разработка научных основ функционирования системы региональных и межрегиональных рынков, их инфраструктурного обеспечения;

- определение форм организации управления экономическими, социальными и техническими процессами с учетом развития рыночных отношений и формирования региональных и межрегиональных рынков;

- разработка долгосрочных проектов территориальной организации хозяйства, специализации и развития межрайонной экономической интеграции с учетом специфических региональных условий освоения природных ресурсов, функционирования производства и жизни людей.

Таким образом, современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы прогнозирования, дальнейшего совершенствования методологии и методики разработки прогнозов. Региональный аспект прогнозирования играет особую роль, так как без учета специфики развития регионов не может быть реализована ни одна долгосрочная и среднесрочная государственная программа, невозможно проведение социальных и экономических реформ.

Отличительные особенности прогноза и плана

Прогноз План

Рекомендательный характер Директивный характер

Альтернативные варианты решения Однозначное решение

Основа - прогностические методы Опора на точные методы расчетов

Отсутствие связи с принятием хозяйственных решений Отражение принятых хозяйственных и других решений, фиксация потребности в ресурсах, объемов финансирования, сроков реализации мероприятий, исполнителей, ответственных за невыполнение

Библиографический список

1. Миллер, А.И. Методические основы интеграции промышленных предприятий / А.И. Миллер // Вестник экономической интеграции. - 2011. - №5. - С. 63-66.

2. Рагулина, Ю.В. Отдельные направления эволюции инновационных процессов промышленности макрорегионов / Ю.В. Рагулина, Н.А. Лебедев // Глобальный научный потенциал. - 2014. -№9 (42). - С. 70-74.

3. Рагулина, Ю.В. Понятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований / Ю.В. Рагулина, О.А. Нечаева // The Unification of Economists and Lawyers is a Key to the New Stage of Development : International Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers, г. Берн, Швейцария, 2013. - Женева : ISAE «Consilium», 2013. - С. 158-162.

4. Строителева, Т.Г. Инвестиционное обеспечение как основной фактор реализации социально-экономических программ в регионах России / Т.Г. Строителева // Вестник алтайской науки. - 2013.

- №2-2. - С. 177-179.

5. Строителева, Е.В. Проблемы стратегического и программно-целевого планирования в регионах / Е.В. Строителева // Вестник Университета (Государственный университет управления).

- 2014. - №3. - С. 75-79.

6. Шваков, Е.Е. Анализ инвестиционной сферы Алтайского края / Е.Е. Шваков // Социально-экономическая политика России при переходе на инновационный путь развития : материалы 6-й Международной научно-практической конференции / под общ. ред. И.К. Мищенко, В.Г. Притупова.

- Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. - С. 35-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.