УДК 331.24.54
Варвара Дмитриевна Усенко
(старший преподаватель кафедры экономики Алтайского института финансового управления, г. Барнаул)
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ
Ключевые слова: реализация инвестиционных программ, зарубежный опыт, инвестиционный риск, инвестиционные сделки, реализация проекта.
Зарубежный опыт формирования инвестиционной политики региона показывает, что успешное осуществление региональных инвестиционных проектов и программ способствует экономическому возрождению территорий, реконструкции и модернизации исторических центров, где государство, влияя на инвестиционный климат через налоги на прибыль, финансово-кредитные механизмы, амортизационную политику, таможенное регулирование и т.д., определяет тем самым правила игры на рынке капиталовложений для различных видов предпринимательства.
Зарубежный опыт формирования инвестиционной политики региона свидетельствует о том, что успех региональных инвестиционных программ и проектов связан с нахождением гибкого соотношения участия в них частных смешанных (частно-государственных) и общественных организаций. Во многом успеху содействует система так называемого координационного управления, предусматривающая согласованность действий всех участников инвестиционной деятельности в регионе.
Так, зарубежная практика формирования инвестиционной политики в регионе свидетельствует, что в функции государства (соответствующих правительственных организаций) входит содействие координации управления региональной программой и создание эффективного механизма ее реализации [1]. Это включает:
- обеспечение правового регулирования, оформление договорных отношений с муниципальными или региональными организациями по делегированию им ответственности, в том числе в области зонального планирования;
- создание условий для объединения финансовых и материальных ресурсов, установ-
ление приоритетов налогового регулирования (льготное кредитование и др.);
- определение форм ответственности местных органов за реализацию мероприятий в рамках инвестиционной политики и возможные негативные последствия (нарушение экологической среды, зонального земельного планирования и др.);
- обеспечение связи с общественностью через средства массовой информации для широкой демонстрации реализуемой инвестиционной политики в регионе с целью привлечения общественных организаций и населения к участию в принятии решения о целесообразности и направлениях ее дальнейшего развития.
За рубежом инвестиционная политика региона является фактором стабилизации экономики, где количество и глубина экономических и социальных проблем, требующих своего разрешения, настолько велика, что единственным возможным путем достижения поставленных реформами целей является постепенное и систематическое движение по пути построения нового инвестиционного механизма в условиях развития рыночных отношений [2].
Инвестиция, являясь одним из главных инструментов государственной экономической политики, концентрирует в себе ее основные проблемы. Ключевым фактором, определяющим подходы к формированию инвестиционной политики в регионах в зарубежной практике, является острый дефицит финансовых ресурсов государства. Причина его заложена в непрекращающемся падении производства. Сказывается также нерешенность вопросов государственного устройства и взаимодействия федеральных и местных властей, неурегулированность отношений различных ветвей власти
в стране, что разрушает инвестиционную систему государства.
Поэтому в зарубежных экономиках цель развития инвестиционной политики региона - это, прежде всего, с помощью различных льгот привлечь внимание крупных корпораций и других частных предпринимателей к данной территории.
Правительство оказывает содействие фирмам, ведущим строительство в регионе, в правовой защите, использовании налоговых льгот и льготных тарифов на транспорт и энергию. В ряде случаев осуществляется прямое бюджетное финансирование мероприятий в рамках реализации инвестиционной политики в регионе. Как правило, государство инвестирует большие суммы на социальную и производственную инфраструктуру (дороги, мосты, другие инженерные коммуникации), создание которой предшествует реализации крупного регионального проекта [3].
Впервые в США тенденция опережающего развития инфраструктуры проявилась при освоении Аляски, сейчас это стало и во многих других странах обычной практикой при реализации крупных региональных программ и реконструкции городских и сельских районов. Планирование и создание отдельных объектов социального назначения, как и развитие небольших городских и сельских поселений, является сейчас прерогативой местных органов управления, объектом работ при формировании инвестиционной политики в регионе. Для этого привлекаются частные компании, благотворительные организации и фонды, развивается система смешанного частно-государственного предпринимательства. Региональные власти выделяют специальные земельные участки и способствуют решению насущных задач развития местности путем застройки и реконструкции, предоставляя подрядчикам специальные налоговые льготы. Проводя политику регулирования землепользования, используя гибкие налоговые и кредитно-финансовые механизмы, дифференцированные тарифные ставки, льготные кредиты, выпуск облигаций специально для развития данной территории, местные власти могут эффективно стимулировать инвестиционную активность частных предпринимателей в области строительства жилых и торговых комплексов, офисов, гостиниц и т.д.
В последнее время в ряде стран для развития инвестиционной политики отдельных регионов созданы корпорации экономического развития территории (государственные и смешанные). Они направляют на цели регионального развития часть своих капиталов и привлекают других инвесторов, выступая в качестве гарантов эффективного вложения средств при совместном осуществлении проекта. Эти корпорации формируют специальные фонды за счет долевого участия фирм, расположенных на данной территории. Средства фондов направляются на строительство нужных для города или района жилых и деловых комплексов с магазинами, ресторанами и т.п.
Сегодня в зарубежной практике формирования и реализации инвестиционной политики региона одним из важных источников финансирования строительства на местном уровне является выпуск муниципальных облигаций. Привлекательность муниципальных облигаций для инвесторов состоит в том, что доход по ним, как правило, не облагается федеральным налогом. Более того, для резидентов (жителей штатов) облигации, выпущенные властями штатов или муниципалитетами, освобождаются также от местных налогов [4]. В целом законодательные и финансово-экономические стимулы в инвестиционной политике регионов стран Запада способствовали подъему депрессивных регионов, многофункциональному развитию городских и сельских территорий, реконструкции и модернизации крупных городов, решению социально-экономических и экологических проблем.
Следует отметить, что зарубежный опыт регулирования и стимулирования инвестиций на региональном уровне может быть полезен для России на пороге стабилизации и укрепления ее экономической системы.
Прежде всего, необходимо отметить, что в экономической литературе, посвященной проблемам инвестиций, недостаточно четко обозначены основные направления развития инвестиционной политики региона. Это обстоятельство в известной степени затрудняет разработку и специализацию мер, направленных на повышение эффективности использования инвестиционного потенциала регионов России. В этой связи, по нашему мнению, целесообразно уделить внимание следующим предметным
областям развития инвестиционной политики региона [5]:
- учет инвестиционных рисков при формировании инвестиционной политики региона;
- повышение мотивационной составляющей управления инвестиционным процессом в регионе через совершенствование регионального рынка инвестиционных проектов;
- усиление значения и роли финансово-кредитных учреждений в привлечении инвестиций в регион.
Учет инвестиционных рисков при формировании инвестиционной политики региона. Рассмотрим факторы региональных инвестиционных рисков и методологию их оценок с точки зрения обозначения условий развития инвестиционной политики в регионе.
При выявлении уровня региональных рисков (для отдельных экономико-географических районов и субъектов) будем использовать подход, основанный на применении структурно-логической модели «колеса Тихомирова», которая разработана для получения наглядного представления об «обществе, в котором мы живем». Предполагается, как отмечалось ранее, что инвестиционная политика региона практически определяется состоянием соответствующей общественной системы.
С позиций рассматриваемой модели обобщенная оценка возможностей совершенствования инвестиционной политики в регионе отражает состояние дел по отдельным составляющим, характеризующим развитие региональной общественной системы, каждая из которых оценивается с учетом соответствующего набора показателей (факторов риска).
Прежде всего, рекомендуется обращать внимание на человеческий потенциал региона, где люди должны «быть» (жить). Этот потенциал формируется за счет численности населения, проживающего в регионе, его состава и культурно-образовательного уровня. Однако для того чтобы жить, нужно «иметь» определенные материальные и духовные блага. На практике совокупность соответствующих показателей часто подменяют показателями доходов населения, что нельзя считать правильным, так как доходы отражают лишь возможность что-то иметь, но не реальное состояние дел. Поэтому, кроме доходов, необходимо обращать внимание на уровень материального благосо-
стояния населения региона - того, что жители региона имеют. Важен также учет состояния материально-технической базы, использование которой дает возможность иметь и доходы, и определенный уровень материального благосостояния. Дополнительно требуется учитывать уровень развития материально-технической базы.
До сих пор речь велась о потенциале развития общественной системы. Дополнительно требуется учет показателей, которые дают возможность судить об уровне общественных отношений, что проявляется в состоянии социально-политической обстановки (отношения друг к другу) и в сфере экономики (отношения к тому, что имеют). Поэтому в оценках инвестиционного риска для определения условий развития инвестиционной политики в регионе необходимо обращать внимание и на эти составляющие общественного развития. Дополнительно, так же как в случае оценок потенциала, должен учитываться уровень организованности в обществе (именно здесь проявляются политические риски) и уровень управления общественным хозяйством, который связан в первую очередь с состоянием дел в финансовой сфере. В итоге появляется возможность перейти к обобщенным оценкам и, наконец, к выявлению на их основе региональных рейтингов.
В заключение следует остановиться на показателях, которые заслуживают внимания, но пока не могут оцениваться на основе статистических данных. При этом их важность не вызывает сомнения, в частности для оценок политических рисков (особенно по России). Речь идет о показателях, характеризующих состояние законодательства и, что особенно важно в оценках инвестиционных рисков, ту его часть, которая относится к обеспечению прав собственности, так как именно здесь можно найти резервы роста для совершенствования инвестиционного процесса в регионах и соответствующего развития инвестиционной политики.
Знание всех перечисленных факторов дает возможность за счет использования обобщенных оценок определить рейтинги регионов с точки зрения наличия возможностей развития инвестиционной политики в регионе. При этом суммируются оценки, характеризующие со-
стояние по отдельным составляющим качества инвестиционного процесса в регионе:
- индекс человеческого развития;
- материальная база развития (существующая и потенциальная);
- условия социально-политического развития;
- уровень воспроизводства ресурсов в хозяйстве региона;
- качество финансового управления в регионе;
- перспективы экономического развития в связи с освоением природной базы региона;
- уровень и достаточность самофинансирования в регионе;
- уровень и достаточность межрегиональных источников финансирования;
- уровень и достаточность прямых иностранных инвестиций.
Повышение мотивационной составляющей управления инвестиционным процессом в регионе через совершенствование регионального рынка инвестиционных проектов. Рынок инвестиционных проектов в регионах зарубежных стран представляет собой совокупность инициаторов проектов и потенциальных инвесторов, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена, ресурсами. Инициаторами инвестиционных проектов выступают физические и юридические лица, желающие получить финансовые ресурсы для реализации выдвигаемых ими проектов. Инвесторами являются физические, юридические лица и государство, стремящиеся посредством этих проектов наиболее полно реализовать свои интересы: экономические, политические, религиозные и др.
Помимо двух основных участников -продавцов и покупателей, на рынке инвестиционных проектов функционируют особые институты, выполняющие роль посредников между инициаторами проектов и инвесторами. Формирование этих институтов: инвестиционных компаний и фондов, консалтинговых фирм, научных центров, подразделений региональных органов власти - очень важно для обеспечения условий развития инвестиционной политики в регионе. За прошедшие годы в России часть возникших посреднических фирм распалась, появились новые, и в настоящее время можно дать определенную
характеристику инфраструктуры рынка инвестиционных проектов регионов.
Совершенно определенно сложились два сегмента рынка по объектам инвестирования: малый бизнес и крупные проекты. Средний размер инвестиций в первом сегменте - до 100 тыс. долл. США. Во втором - от 5 млн долл. США и выше для проектов реконструкции средних и крупных предприятий региона. В последнее время начинает формироваться третий, промежуточный сегмент с объемом инвестирования в пределах в среднем от 1 до 4-5 млн долл. США для развития региональной инфраструктуры: строительства дорог, жилья и т.д.
Основу формирования устойчивых связей между участниками инвестиционного рынка, как показывает зарубежная практика развития инвестиционной политики в регионе, обычно закладывает наличие Комплексной региональной программы развития и стимулирования инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов [6].
В зарубежной практике развития инвестиционной политики в регионе по данному направлению важную роль играет организация ярмарки инвестиций. Ею обычно дается старт практической реализации нового этапа преобразования, содержание которого в первую очередь связано с подъемом производства, укреплением долгосрочных и плодотворных связей реального и финансового секторов экономики, повышением организующей роли государства в хозяйственной жизни региона или территории. Примечательно, что за счет проведения ярмарок инвестиций получается и новое качество роста для региональной экономики. Как правило, в реальном секторе развиваются те инвестиционные программы, которые основаны на высших достижениях современного научно-технического прогресса.
Также для совершенствования рынка инвестиционных проектов для развития инвестиционной политики региона зарубежная практика подтверждает целесообразность использования основ теории мотивационного управления. Выясним, прежде всего, какие интересы выражают субъекты инвестиционной деятельности на рынке инвестиционных проектов.
На рынке инвестиционных проектов функционируют четыре субъекта - носителя собственных экономических интересов: инициатор
проекта, потенциальный инвестор, государство (регион) и инвестиционный посредник. Объектом экономического интереса инициатора проекта являются определенные финансовые ресурсы, необходимые для реализации проекта. Конкретные формы выражения этого интереса могут быть различными. Они затрагивают такие характеристики экономико-организационного состояния ресурса, как размеры инвестиций, сроки их получения, условия получения, риск реализации проекта и т.д. Множество действий носителя интереса сводится к поиску контактов с возможными инвесторами. Время действия интереса - долговременный период, включающий поиск инвестора, заключение инвестиционной сделки и реализацию проекта с завершением всех обязательств, принятых инициатором проекта перед инвестором.
Таким образом, объектом экономического интереса инвестора является доход, который
Библиографический список
может быть получен им при реализации инвестиционного проекта. Конкретные формы выражения интереса этого субъекта рынка сводятся к размеру прогнозируемого дохода, периоду его получения, величине инвестиционного риска и т.д. Множество действий инвестора в процессе работы на рынке инвестиционных проектов сводится к поиску наиболее привлекательных проектов, к оценке их реалистичности, к проверке надежности инициаторов проекта с позиций их финансовой устойчивости, деловых качеств, репутации, к контролю за расходованием выделенных средств в процессе реализации проекта и т.д. Время действия интереса - также долговременный период, связанный с поиском объекта инвестирования, заключением инвестиционной сделки и затем с реализацией проекта в рамках, оговоренных договором с инициатором проекта.
1. Боговиз, А.В. Инновационные процессы в российской экономике: проблемы и направления развития / А.В. Боговиз, С.И. Межов // Экономика устойчивого развития. - 2014. - №2 (18). -С. 21-28.
2. Рагулина, Ю.В. Пространственная интеграция территорий / Ю.В. Рагулина, А.В. Богомолов // Наука и современность. - 2013. - №24. - С. 163-167.
3. Рагулина, Ю.В. Отраслевые особенности инвестиционного процесса / Ю.В. Рагулина // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2012. - №4. - С. 49-54.
4. Растова, Ю.И. Методические основы прогнозной оценки объема инвестирования в инновационные проекты / Ю.И. Растова, С.И. Межов // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2014. - №2 (69). - С. 78-83.
5. Строителева, Е.В. Стратегии инвестирования инновационного проекта / Е.В. Строителе-ва, О.М. Нежинский // Социально-экономическое развитие общества в координатах XXI в.: традиции и инновации : сборник статей / под ред. Т.Г. Строителевой. - Барнаул : Изд-во ААЭП, 2014. -С. 43-47.
6. Шваков Е.Е. Инвестиционный механизм на территориях регионального развития / Е.Е. Шваков // Известия Алтайского государственного университета. - 2014. - №2-1 (82). - С. 313316.