Научная статья на тему 'Аспекты пространственной организации на сакральном ландшафте г. Якутска'

Аспекты пространственной организации на сакральном ландшафте г. Якутска Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
61
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты пространственной организации на сакральном ландшафте г. Якутска»

6. Мажинский, М. Путешествие с Автостопом / М. Мажинский // Вокруг света. - 1959. -

№5.

7. Платный автостоп в Италии: [http://www.goavtostopom.ru]. Автостопом по Европам

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.goavtostopom.ru/news/italija/47-

platnyj-avtostop-v-italii.html

8. Федоров, Н. Водители и автостоп / Н. Федоров // За рулем. - 1963. - №7. - С. 22.

9. Шанин, В. Хитч-хайкинг: автостопом по США и Европе / В. Шанин. - СПб., 1994. -

С. 17, 20.

Г.К. Горохов, г. Якутск

аспекты пространственной организации НА сакральном ЛАНДШАФТЕ г. ЯКУТСКА

В результате многолетних проектно-поисковых работ автором были проведены исследования и разработаны пять принципов пространственной организации массового досуга населения. Эти прикладные принципы, опубликованные в журнале «Архитектура и строительство в России» в феврале 2013 г., имеют следующий ряд:

1. Концепты ценности. Современная архитектурная этика ответственности способствует обновлению мира ценностей.

2. Информационное обеспечение. Безопасная концентрация и организованный поток массы людей обеспечивается расчетной работой и информационными коммуникациями.

3. Этнокультурное направление. Самоидентификационная культура, определяясь как имиджевый образ региона, развивается прямо пропорционально росту информационной культуры глобализации.

4. Динамическая архитектура. Рассматриваются факторы адаптации архитектурных объектов к изменяющимся потребностям общества.

5. Совмещение пространств. Рассматриваются совмещения культурных пространств различного структурного происхождения.

Как показала практика, применение этих прикладных принципов для проектирования современной архитектурной организации массового досуга оказалось недостаточным. Данный вывод основан на том, что феномен большого скопления людей при проведении народного праздника приводит к необходимости изысканий теоретических основ. Отсюда, автор развивает и синтезирует эти принципы для разработки теоретической позиции по пространственной организации праздника Ысыах. Начальная интерпретация этой теоретической позиции состоит из следующих аспектов.

Аспект 1. Генезис региональных концептов ценностей и обновленное этнокультурное пространство. Народ саха с доисторических времен, преодолевая большие пространства и осваивая земные поверхности с суровым климатом, сумел сохранить свою богатую этническую культуру. 25 ноября 2005 г. мировым сообществом по линии ЮНЕСКО якутский героический эпос Олонхо признан устным нематериальным шедевром человечества. В 2011 г. Министерством культуры РФ праздник Ысыах Туймаады признан лучшим обрядово-ритуальным национальным праздником России, самого многонационального государства мира. В 2012 г. во время празднования Ысыах Туймаады установлен рекорд Гиннеса - в национальном хороводе Осуохай в течение 20 минут

423

М 1:5000

Рис. 1. Схема генплана ритуально-обрядового центра на празднике Ысыах Туймаады

в одном ритме пели и танцевали 15329 человек. Эти высокие показатели в культурном пространстве России и мира - лучшее признание отношения народа к своей исконной культуре. Сохранение памяти о прошлом является одной из форм социального исключения негативных процессов в информационном пространстве современного общества.

Ценности - это особые понятия, которые не заключены в природных явлениях. Они возникают в сознании людей. Причем это имеет место в рамках определенных представлений, которые образуют теории. Будучи придуманными, ценности являются гипотезами, руководствуясь которыми, люди ставят перед собой определенные цели. Уроки деятельности людей то и дело вынуждают их корректировать свои ценности. Все подвержено изменениям, ценности тоже [2].

Рассмотрим вопрос о генезисе региональных ценностей в культурном пространстве. В глобальном мире нет обмена секретами научных открытий и технологических инноваций. Продают только устаревшее. Но в культурном пространстве всегда идет обмен ценностями по законам потребительских взаимоотношений. Здесь надо разделить по направлениям концепты ценностей в культуре: этнокультура, классика, современность. Мы рассматриваем этнокультуру в архитектурном пространстве под открытым небом. Этнокультура привязана к региону или определенным этносам в любом регионе. Будучи востребованными в общественном развитии, этнокультурные ценности должны пройти определенные корректировки в соответствии с сегодняшними концептами ценностей. Подвергаясь художественным актуализациям по времени, этнокультурные ценности не только должны укреплять свои смысловые ценности, но еще более обогащаться новыми культурными ценностями, которые находятся в состоянии постоянного накапливания. Эта тенденция в мировом пространстве имеет место только в благоприятных региональных условиях. Общественное сознание региона, озабоченное сохранением и обогащением своей культуры, достойной передачей неизменных ценностей жизни будущим поколениям, способствует развитию или генезису региональных ценностей. Такой позитивный общественный настрой сплачивает общество, способствует единению всего региона. Для достижения этой цели национальные праздники, проводимые как массовый досуг населения, имеют пространственную организацию с выраженным позитивным структурированием этнокультурных и художественных моделей. Генезис региональных ценностей в благоприятных условиях происходит только в сторону укрепления и усиления культурного пространства региона, становится гордостью и духовной силой народа при общении в более крупных культурных пространствах.

Начало XXI в. характеризуется «большим взрывом» в глобальном информационном пространстве. Всемирная информационная паутина обеспечила человечество потоком информации, несоизмеримой с аналитическими возможностями человеческого интеллекта. Большая часть информации - это самоотражение ближайшего времени из жизни человечества, где позитивный смысл заметно уступает растерянности, и проблемных вопросов о жизни становится все больше. Известная фраза «чем больше знаний, тем больше незнания» становится психологической проблемой, особенно для неподготовленных слоев общества, в большом пространстве с малым населением, как в Якутии. Коренное население, только частично использующее продукцию индустриальной эпохи, в постиндустриальное время попадает в более сложную ситуацию, как в переходном периоде к новой формации. Тут общественное сознание обращается к истокам своей культуры в качестве исторической жизненной силы и фундаментальной духовной опоры. При этом встает вопрос об обновлении этнокультурного пространства - становятся

необходимым переломить архаические концепты в реальное отражение современной жизни. Но многовековая мудрость общественного сознания состоит именно в том, что языком искусства этническая культура в своем богатстве несет информацию о прошлом, настоящем и возможном будущем. Необходимо лишь правильно переломить отражение информации в новые архитектурные концепты этнокультурного пространства. Эта нелегкая задача решается общественностью республики в соответствии с полной оценкой вышеупомянутых мировых признаний нашей этнокультуры, которая входит в культурные пространства России и мира.

Аспект 2. Многомерность архитектурного пространства из множества ценностно-смысловых моделей. Введенная архитектором Н.А. Ладовским (1881-1941) в начале XX в. категория пространства в качестве основного творческого материала архитектора в течение индустриального века эволюционировала в аналитическую модель, расширила свое поле применения и стала универсальной научной категорией.

В нашем аспекте такого рода изменения в понимании пространства объясняются тем, что эта категория, сделавшись свободно перетекающей аналитической моделью, смело вливалась в науки и искусства, в том числе в этнокультуру. Практически безгранично гибкое свойство пространственного моделирования открыло двери в пространства культуры, создало многообразные пространственные модели мышления в психологии, истории, политике, экономике, информатике, во многих областях исследований, где есть и присутствие этнокультурного пространства. Казалось бы, в такой далекой междисциплинарной политологии, особенно, если она региональная, появляется своя модель - архитектура. Здесь уместно сказать, что сама архитектура в развитии цивилизации является формирующим стержнем.

рис. 2. Национальные общины

Пространственный подход в архитектуре открыл направления средовой и ландшафтной архитектуры, в градостроительстве - направление урбанистики. Архитектура исторически давно создается не только в декартовом трехмерном пространстве с категорией времени. Рациональные, субъективные, трансцендентные и этнокультурные модели в пространстве архитектуры создают многомерное, напряженное смысловое поле. Поэтому рассматривать архитектурное пространство без многомерности, без множества смысловых моделей - значит не владеть полноценным восприятием архитектурного творчества.

Пространство праздника Ысыах Туймаады в многомерности можно рассмотреть со следующих ракурсов:

- во-первых, ландшафтная архитектура местности, определенная общественным сознанием как сакральный ландшафт предков народа саха - просторной лесостепью с водоемами - воспринимается как изначальная, благословенная природа для продолжения рода;

- во-вторых, этнокультурное пространство, воспринимаемое обществом как сжатое во времени историческое измерение, где в течение столетий передавали лучшие концепты культурных ценностей из поколения к поколению, что сохраняло и укрепляло этнос. Нужно отметить, что в нашем регионе восприятие этнокультуры поставлено так, что является оно силой опоры к прогрессу вперед, а не тянет назад к «зову предков»;

- в-третьих, пространство ритуальных обрядов, как пространство связи общественного сознания с духовным миром предков. Массовые ритуальные обряды, обращенные к силам природы по моделям предков, создают сильное, положительно заряженное поле в пространстве. Это неизмеримо сильнее переживается обществом, чем разряды грозовых облаков на небесном пространстве. Масса людей сливается в единое переживаемое пространство, связанное с предками;

- в-четвертых, динамическое пространство, где одновременно происходит множество культурных мероприятий. Общественное сознание переходит в многоликое состояние праздника жизни. Модель мира в пространстве Ысыаха воспринимается как динамичное многомерное пространство с богатой культурой в многоликости общества;

- в-пятых, пространство эмоционально-психологических перепадов участника массового гуляния: то становиться маленькой частицей ликующей массы, то быть одиноким героем какой-либо игры или личных переживаний. Яркое отражение динамичных событий воспринимается человеком как многомерная модель пространства с алгоритмами меняющихся переживаний.

Аспект 3. Региональные ценности и сакральные ландшафты - векторы развития туризма. Основы гостеприимства не только в «хлебосольном» состоянии общества. Как важнейшие факторы гостями рассматриваются феноменальные ценности региона. Пространственный феномен природно-климатических факторов должен восприниматься в синтезе с антропологическим феноменом - этнокультурой региона, и от того, насколько он подается в ценностном, смысловом и художественном содержании, зависит, настолько он имеет притягательную силу. Гости должны увидеть новые отражения мира. Планетарные модели мира в оригинальных трактовках, в неожиданных художественных ракурсах должны содействовать заинтересованности. Те же архетипы модели мифического мирового дерева у многих стран в ценностном содержании совершенно разные. Известны модели, которые не выдерживают актуальную конкуренцию во временных параметрах, теряются на задних планах культурного пространства на неопределенное

время. Художественные образы эпоса олонхо, признанного ЮНЕСКО шедевром устного нематериального наследия человечества, выставленные для доступного восприятия туристов, уже вызывают интерес. Но если образы собраны в ценностную систему единого культурного пространства, то это востребованный туристский продукт - концепт ценности мирового культурного пространства.

Для устойчивого развития туристской индустрии в регионе необходимо разработать инфраструктуру из этнокультурных региональных туристских продуктов. Якутия как экологический оазис планетарного масштаба с уникальными экстремальными природно-климатическими параметрами является заветной территорией. Если туристов вначале настораживает полюс холода с температурой ниже -60 градусов, то они могут приехать для знакомства с регионом в летнюю жару выше +36 градусов, при этом могут войти в подземное пространство вечной мерзлоты с температурой -10 градусов. Там туристы, одевшись в теплые национальные одежды, увидят произведения из ледовых фигур во всем разнообразии и богатстве героев эпоса Олонхо, выполненные искусными народными мастерами. Это будет реальное перемещение в другое пространство этнокультуры, с экстремальным изменением температурного режима на более чем 40 градусов. Туристы в щадящем режиме на себе испытают экстремальный климат региона. Затем более смелые могут приехать на полюс холода, с экзотикой Верхоянских гор испытывать на себе покалывание мороза по открытой коже. Увидят этнокультуру в сегодняшнем образе жизни: ни отсутствие солнца, ни густой туман с низкой температурой под -60 градусов не мешают местным жителям не терять жизнерадостность, работоспособность и любовь к своей этнокультуре.

Для туристов яркой событийной картиной этнокультурного пространства признан двухдневный праздник Ысыах Туймаады, куда могут приехать со всего света, практически без ограничений в количестве. Здесь концентрируются и демонстрируются все богатства этнокультуры региона. Ритуально-обрядовая культура Ысыаха, признанная сообществом российских и мировых культурных организаций как феноменальная позитивная ценность региона, позиционируется реальным вектором развития туризма.

Аспект 4. Динамическая архитектура - адаптация сборно-разборных объектов к изменяющимся потребностям общества. Адаптация архитектурных объектов к изменяющимся потребностям общества указывает на необходимость в изменении традиционных методов проектирования. эти условия продиктованы следующими факторами:

- во-первых, основные элементы архитектуры в комплексе являются событийными, привязанными к национальному празднику Ысыах, который проводится в течение двух дней в году. Аналитические исследования и новые разработки культурного пространства разрабатываются в течение года, а завершение работ проявляется как яркая кульминация всего процесса;

- во-вторых, большая часть архитектурных сооружений комплекса являются быс-тровозводимыми мобильными объектами [1], в основном из природного материала

- дерева;

- в-третьих, архитектурные и дизайнерские решения как культурные явления постоянно адаптируются: дополняются, совершенствуются или, теряя актуальность, качественно видоизменяются [3];

- в-четвертых, организация культурного пространства Ысыаха является притягательным продуктом событийно-познавательного туризма. С каждым годом увеличивается количество и географическое разнообразие гостей;

- в-пятых, динамическая пространственная организация комплекса позволяет проводить и другие значимые региональные мероприятия, как Саха-Селигер, музыкальные фестивали национальных общин, республиканские детские конкурсы и т.д.

Аспект 5. Экология и этнокультура - паритетные ценности в пространственных концепциях. Рассмотрим взаимодействия этих понятий для организации пространства праздника Ысыах в следующих теоретических конкретизациях:

- во-первых, экология как органический баланс в природном мире сурового края всегда имела независимое земное пространство, обособленное от всякого антропогенного воздействия;

- во-вторых, этнокультура как модель выживания, как способ приспособления и продолжения рода в гармонии с природой развивалась исключительно в пространстве чистых экологических взаимодействий;

- в-третьих, этнос в своем развитии всегда использовал ресурсы только регионального природного происхождения. Если историческая духовная сторона народа саха была связана с южными предками, то это скорее не материальная, а ярко выраженная культурологическая связь;

- в-четвертых, этнокультура народа саха в течение столетий сохранилась благодаря природно-климатической, географической изолированности от других регионов и наличием огромных непроходимых пространств. Этнокультура не только приспособилась к естественным закономерностям экологии, но сформировала и свой рациональный рассвет в соответствии с циклами природного окружения региона.

Таким образом, на основе перечисленных конкретизаций можно сделать следующий вывод: для организации этнокультурного пространства на празднике Ысыах бесспорно целесообразно то, что основная идеология обрядово-ритуальных действий начинает базироваться на естественных законах формирования экологии. И эти же законы выступают в качестве подлинных концептов ценностей этнокультуры народа саха.

В итоге вышеприведенных исследований, отраженных в рассматриваемых аспектах, происходит закономерная консолидация этих исследовательских направлений в следующие теоретические выводы:

Рис. 3. Танец Осуохай на празднике Ысыах Туймаады

- многомерность пространства праздника Ысыах, состоящая из множества ценностно-смысловых моделей, определяет возможность своеобразного перманентного структурирования этнокультурных моделей, которые направляются исключительно для достижения максимально эффективных пространственных соотношений концептов ценностей;

- динамичное пространство Ысыаха как многоликая феноменальная ценность культурного пространства раскрывает новые векторы для организации неповторимых и ярких массовых праздничных явлений в пространстве этнокультуры;

- ценности этнокультуры и экологии как паритетные направления в общественном сознании, глубоко и эмоционально взаимодействуя, приведут к высокому подъему гу-манизационных результатов в жизни людей;

- этнокультурные концепты ценностей и уникальные природные составляющие региона являются объективными потенциалами широкого развития инфраструктуры туризма в Якутии.

Литература

1. Ефимов, А.В. Дизайн архитектурной среды / А.В. Ефимов [и др.]. - М., 2007.

2. Канке, В.А. Миропонимание и этика ответственности / В.А. Канке. - Калуга, 2004.

3. Сапрыкина, Н.А. Основы динамического формообразования в архитектуре /

Н.А. Сапрыкина. - М., 2005.

М.А. Гостяева, А.Д. Никифорова, Е.С. Пиягина, А.К. Суслова,

Е.Г. Черных, г. Екатеринбург Научный руководитель: Н.П. Гарин

СЕВЕРНЫЙ ТУРИЗМ: ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО МАРШРУТА ПО РЕКЕ ТРОМ-АГАН

Два года назад администрация Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утвердила концепцию по развитию туризма в регионе до 2016 [13], главной целью которой является создание современных, эффективных и конкурентоспособных туристских маршрутов, удовлетворяющих потребностям жителей района и региона, а также иностранных граждан. В рамках данной концепции Управление культуры, молодежной политики, туризма и спорта объявило конкурс по разработке туристского маршрута на реке Тром-Аган. Идея осуществить на практике научно-исследовательский подход к организации туристической деятельности в северных регионах, который уже много лет развивается в Школе северного дизайна, послужила основной причиной для участия в конкурсе почти всего седьмого выпуска магистратуры с масштабной и экспериментальной темой - «Дизайн-модель туристского маршрута по реке Тром-Аган».

Первым этапом работы над проектом стала совершенная в августе 2012 г. летняя полевая экспедиция, целью которой было обследование региона (пойма реки Тром-Аган, одного из притоков Оби) на предмет выявления туристского потенциала территории. Второй этап исследования являлся аналитической частью, в рамках которой были об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.