Д.В. Гвозденко, г. Новосибирск Научный руководитель: В.П. Сорокин (г. Новосибирск)
туризм автостопом: история, современное состояние,
перспективы развития
Чаще всего в туризме перевозка - это только способ достижения места назначения, где будет совершаться основная фаза путешествия. Тем не менее иногда сама перевозка и есть путешествие, а средства перевозки являются местом ночлега [3]. Как раз под второй случай попадают путешествия автостопом, по крайней мере значительная часть такого путешествия.
Автостоп - прекрасный способ погрузится в культуру страны, пообщаться с местными жителями, увидеть особенности быта и обычаи. Это возможность узнать то, о чем не пишут в справочниках и путеводителях, увидеть то, чего нельзя увидеть из окон экскурсионного автобуса.
В Советском Союзе на попутных машинах начали ездить еще в 1920-е гг. В качестве подтверждения можно привести запись в дневнике И. Ильфа о путешествии по Кавказу в 1927 г.: «Везли бесплатно на автоколымаге Закавтопромторга. Завтра уезжаем на механическом биндюге. Душа не ведает, что творит» [4]. Однако развитие автостопа в СССР сильно тормозилось из-за отсутствия достаточного количества автотранспорта: первый миллион машин появился лишь в 1947 г.
В соседней Польше официальное автостоп-движение началось с обращения к владельцам автомобилей в журнале «Докола свята» за 1958 г.: «Помогите молодежи, отправившейся в путешествие по родной стране. Если вы увидите на шоссе парня или девушку с книжечкой “Автостоп 58”, остановитесь. Подвезите их!» [6].
Массовое движение отечественных автостопщиков возникло в 1960-е гг. и было организовано по примеру Польши. В 1961 г. в СССР (впервые в Ленинграде) появилась организация «Автостоп». Все было централизованно: местные советы, ассоциации, комиссии, специальная комиссия. Советские хитч-хайкеры1 (из «Автостопа» должны были, прежде чем выходить на дорогу голосовать, приобрести специальные книжечки с талонами. На обложках располагался символ автостопа: вписанный в окружность равносторонний треугольник, обращенный вершиной вверх. Книжки продавались всем желающим за 1 рубль, и одной хватало на 500 км. Заполненный талон, в котором с точностью до 10 км отмечалось пройденное расстояние, автостопщик отдавал водителю. Шофер, за год перевезший не меньше десяти туристов на общее расстояние не менее 200 км, включался в конкурс на звание лучшего водителя «Автостопа» и получал право участвовать в лотерее [9, с. 20]. За 1962 г. туристы из Ленинграда, а по запросам и туристы из других городов, приобрели талонов на несколько миллионов километров.
«Автостоп» получил признание и одобрение туристов и водителей. Об этом свидетельствуют сотни отзывов, а участников движения насчитывалось 80 тысяч [8].
В современной России существует несколько школ автостопа. Наиболее солидной является Петербургская лига автостопа, основанная еще в 1978 г. Президент лиги Алексей Воров проехал автостопом более 1.700.000 км, что является непревзойденным
1 От английского hitch-hiking: hitch - захват, зацепка; hiking - путешествие, странствие пешком на большие расстояния.
рекордом. Для того чтобы ездить на попутных машинах максимально быстро, автостоп-щики посещают лекции, участвуют в гонках (соревнованиях на скорость), применяют специальное снаряжение... Квалифицированный гонщик ПЛАС проезжает 1100-1500 км в сутки.
Вторая школа - «Школа Автостопа» - существует в Москве с 1994 г. Основной интерес ее создателя, Валерия шанина - западные страны. В нашей стране В. шанин приобрел известность, проведя несколько мероприятий, в том числе «чемпионат России по автостопу», «чемпионат Москвы» и др.
В 1995 г. в Москве появилась еще одна школа - «Академия вольных путешествий». Основал ее Антон Кротов. Цель академии - находить, собирать и распространять информацию, связанную с путешествиями. члены организации собирают расписания пригородных поездов, автобусов, теплоходов, сведения о трассах и выгодных позициях на них, координаты мест, где можно переночевать, монастырей... Также проводятся «лабораторные работы» (например, массовые поездки автостопом и на электричках) и большие путешествия [5].
Сейчас Россия переживает настоящий автостопный бум, в стране десятки тысяч автостопщиков. Как правило, это молодые люди, хотя встречаются и пенсионеры. Существует около 15 клубов автостопа в разных городах. Большинство этих клубов не имеют статуса юридического лица, работают на общественных началах.
31 марта 2000 г. на заседании Совета Туристско-спортивного союза России (ТССР) было принято решение считать автостоп одним из видов путешествий, на который могут распространяться все действующие нормативные документы по спортивному и самодеятельному туризму. Это означает, что теперь автостопщики имеют право в туристских маршрутно-квалификационных комиссиях (МКК) получать маршрутные книжки (маршрутные листы) на свои путешествия и совершать их «законно», имея при себе походные документы. Такие документы повышают безопасность путешествия и позволяют отследить, например, исчезновение автостопщика. МКК обязана следить за контрольными сроками выхода на связь и при нарушении их принимать меры, обращаться в МЧС. Туристов с «маршрутками» должны выручать и МКК, и ТССР, и туристское министерство.
Также автостопщики имеют право участвовать в чемпионатах России по спортивному туризму (в классе путешествий), получать в случае успеха медали и даже титул Чемпиона России. Могут проводить свои соревнования под эгидой ТССР, а также создать комиссию по автостопу при ТССР и решать в ней свои собственные проблемы, способствовать развитию этого вида путешествий, в том числе присвоению спортивных разрядов по автостопу на основании разработанных нормативов [1].
Однако до сих пор автостопщики так и не создали какую-либо рабочую группу [2]. На наш взгляд, причина этому в том, что информация о возможности создания комитета малоизвестна. Рано или поздно активисты движения проявят себя, и мы увидим автостоп в новом свете с более высоким уровнем организации.
Существует также такое явление, как «оплаченный автостоп», который, вне всякого сомнения, в ближайшее время проникнет в Россию. Несмотря на то, что многие люди относятся к путешествиям автостопом, как к некому способу перемещения для бедных, цивилизованная Европа доказала, что добираться до нужного места на попутках - это не только не зазорно, а еще и выгодно. Кроме того, данный способ перемещений снижает выбросы отработанных газов в атмосферу и уменьшает загруженность автомобильных
дорог. В Западной Германии автостоп решили не запрещать, а превратить в источник дохода. В 1951 г. было организовано первое специальное агентство платного автостопа. С этого времени каждый, кто хотел воспользоваться его услугами, должен был платить как водителю, так и агентству за посредничество. В то время как в Англии и Франции устраивали демонстрации протеста и сбор подписей с призывом полностью запретить автостоп, в Германии зарабатывали миллионы. Например, в 1960 г. было организовано 400 тысяч поездок [9, с. 17]. До сих пор в Германии сеть «Бюро совместных перевозок» наиболее густая. Подобные бюро есть и в других странах Европы.
Отличным примером также система поездок автостопом, организованная в Италии по проекту Энрико Горино. Для участия в системе нужно стать членом клуба для водителей «Jungo». Каждый желающий, присоединившись к этому движению, получает карту, подтверждающую его участие в данной программе, после чего имеет возможность голосовать с ней в руках. Как только мимо будет проезжать такой же участник «Jungo», он обязан остановиться и подвезти своего собрата по клубу. При этом взимается плата за проезд, хоть и довольно небольшая. Членство в «Jungo» стоит 20 евро в течение года, а расходы за проезд состоят из «посадочных» 20 центов и плюс к ним еще по 10 американских копеек за каждый километр. Кроме того, имеется своя диспетчерская служба, работающая с использованием SMS-сообщений и позволяющая найти транспорт, движущийся в нужном вам направлении. Клуб существует официально, и это дает возможность сделать подобные поездки еще и более безопасными [7].
При условии дороговизны перемещения на транспортных средствах по России система автостопа позволяет путешествовать людям, не имеющим на это достаточных средств, в том числе большой группе молодежи. В процессе путешествия происходит обогащение знаниями, знакомство с культурными ценностями; путешествия благоприятно отражаются на психологическом состоянии человека, а это не может не повлиять на мироощущение граждан России и уровень жизни в стране.
Путешествия автостопом в России могут привлекать не только российских граждан, но и иностранных. Во всем мире отмечается повышение спроса на различные формы приключенческого, экстремального и спортивного туризма. Как раз под эти категории попадает автостоп. Сибирский край является крайне подходящим для такого рода туризма. Через Новосибирск проходят практически все «автостопные» маршруты, ориентированные на восточную часть России. Являясь столицей Сибири, наш город имеет все возможности для того, чтобы занять неплохую позицию в организации и разработке новых туристических маршрутов, в том числе и для организованных путешествий автостопом.
Литература и источники
1. Автостоп теперь «узаконен» // Вольный ветер. - 2000. - №43.
2. Алексеев, А. Первый блин Академии туризма / А. Алексеев // Вольный ветер. -
2001. - №48.
3. Биржаков, М.Б. Индустрия туризма: перевозки / М.Б. Биржаков, В.И. Никифоров. -
СПб., 2001. - С. 11.
4. Ильф, И. Из записных книжек / И. Ильф // Ветер странствий. - 1972. Вып. 7. - С. 141.
5. Кротов, А. Практика вольных путешествий / А. Кротов. - М., 2011. - С. 5-6.
6. Мажинский, М. Путешествие с Автостопом / М. Мажинский // Вокруг света. - 1959. -
№5.
7. Платный автостоп в Италии: [http://www.goavtostopom.ru]. Автостопом по Европам
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.goavtostopom.ru/news/italija/47-
platnyj-avtostop-v-italii.html
8. Федоров, Н. Водители и автостоп / Н. Федоров // За рулем. - 1963. - №7. - С. 22.
9. Шанин, В. Хитч-хайкинг: автостопом по США и Европе / В. Шанин. - СПб., 1994. -
С. 17, 20.
Г.К. Горохов, г. Якутск
аспекты пространственной организации НА сакральном ЛАНДШАФТЕ г. ЯКУТСКА
В результате многолетних проектно-поисковых работ автором были проведены исследования и разработаны пять принципов пространственной организации массового досуга населения. Эти прикладные принципы, опубликованные в журнале «Архитектура и строительство в России» в феврале 2013 г., имеют следующий ряд:
1. Концепты ценности. Современная архитектурная этика ответственности способствует обновлению мира ценностей.
2. Информационное обеспечение. Безопасная концентрация и организованный поток массы людей обеспечивается расчетной работой и информационными коммуникациями.
3. Этнокультурное направление. Самоидентификационная культура, определяясь как имиджевый образ региона, развивается прямо пропорционально росту информационной культуры глобализации.
4. Динамическая архитектура. Рассматриваются факторы адаптации архитектурных объектов к изменяющимся потребностям общества.
5. Совмещение пространств. Рассматриваются совмещения культурных пространств различного структурного происхождения.
Как показала практика, применение этих прикладных принципов для проектирования современной архитектурной организации массового досуга оказалось недостаточным. Данный вывод основан на том, что феномен большого скопления людей при проведении народного праздника приводит к необходимости изысканий теоретических основ. Отсюда, автор развивает и синтезирует эти принципы для разработки теоретической позиции по пространственной организации праздника Ысыах. Начальная интерпретация этой теоретической позиции состоит из следующих аспектов.
Аспект 1. Генезис региональных концептов ценностей и обновленное этнокультурное пространство. Народ саха с доисторических времен, преодолевая большие пространства и осваивая земные поверхности с суровым климатом, сумел сохранить свою богатую этническую культуру. 25 ноября 2005 г. мировым сообществом по линии ЮНЕСКО якутский героический эпос Олонхо признан устным нематериальным шедевром человечества. В 2011 г. Министерством культуры РФ праздник Ысыах Туймаады признан лучшим обрядово-ритуальным национальным праздником России, самого многонационального государства мира. В 2012 г. во время празднования Ысыах Туймаады установлен рекорд Гиннеса - в национальном хороводе Осуохай в течение 20 минут