Научная статья
УДК [377+378](470.11)
https://doi.org/10.24158/spp.2023.11.23
Аспекты профессионального самоопределения студенческой молодежи в Арктическом регионе (на примере Архангельской области)
Лия Александровна Мелкая1, Захар Валерьевич Дресвянин2
12Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2156-8629 [email protected], https://orcid.org/0009-0002-4687-9092
Аннотация. В статье представлены основные результаты пилотного исследования, посвященного вопросам профессионального самоопределения студенческой молодежи в Арктическом регионе на примере Архангельской области. Дана характеристика ключевых аспектов профессионального самоопределения молодежи, включая оценку профориентационной работы, определение уровня осознанности выбора профессии, выявление способов поиска мест возможного трудоустройства, перспектив профессионального развития в регионе. Обозначены направления совершенствования инструментария исследования. Сформулированы предложения по содействию профессиональному самоопределению студентов в Арктическом регионе, в числе которых налаживание профориентационной работы, организация психодиагностической работы, обеспечение возможности получения обучающимися дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и переподготовки, организация стажировок, развитие института наставничества, подключение к работе с обучающимися представителей профессионального сообщества в различных форматах взаимодействия.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, студенческая молодежь, Арктический регион, профориентационная работа, профессия, анкетный опрос
Финансирование: статья выполнена при поддержке САФУ имени М.В. Ломоносова (договор № Д-575/6.2023 на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Профессиональное самоопределение студенческой молодежи в условиях Арктического региона: анализ и тенденции»).
Для цитирования: Мелкая Л.А., Дресвянин З.В. Аспекты профессионального самоопределения студенческой молодежи в Арктическом регионе (на примере Архангельской области) // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 11. С. 173-179. https://doi.org/10.24158/spp.2023.11.23.
Original article
Aspects of Professional Self-Determination of Students in the Arctic Region (On the Example of the Arkhangelsk Region)
Lia A. Melkaya1, Zakhar V. Dresvyanin2
^Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia 1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2156-8629 [email protected], https://orcid.org/0009-0002-4687-9092
Abstract. The article presents the main results of the pilot study devoted to the issues of professional self-determination of student youth in the Arctic region on the example of the Arkhangelsk region. The article characterizes the key aspects of professional self-determination of young people, including the assessment of vocational guidance counseling, determination of the awareness level of the choice of profession, identification of ways to search for places of possible employment, and prospects for professional development in the Arctic region. The directions of improving the research tools are outlined. Proposals to promote professional self-determination of students in the Arctic region are formulated, including the establishment of guidance counseling work, organization of psychodiagnostic work, providing opportunities for students to receive additional professional education under advanced training and retraining programs, organization of internships, development of the institute of mentoring, involvement of representatives of the professional community in work with students in various formats of interaction.
Keywords: professional self-determination, student youth, Arctic region, career guidance, profession, questionnaire survey
Funding: The article was carried out under support of Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (contract No. D-575/6.2023 for research work on the topic "Professional self-determination of student youth in the Arctic region: analysis and trends").
© Мелкая Л.А., Дресвянин З.В., 2023
For citation: Melkaya, L.A. & Dresvyanin, Z.V. (2023) Aspects of Professional Self-Determination of Students in the Arctic Region (On the Example of the Arkhangelsk Region). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 173-179. Available from: doi:10.24158/spp.2023.11.23 (In Russian).
Молодежь выступает основным ресурсом социально-экономического развития любого государства, что особенно важно для освоения геополитически значимых территорий Арктического региона. Объективная необходимость в целенаправленном профессиональном самоопределении студенческой молодежи связывается с важностью преодоления противоречий между имеющимися потребностями социально-экономической сферы региона в сбалансированной структуре кадров и недостаточно сформировавшимися субъективными профессиональными устремлениями молодого поколения.
Вектор рационализации распределения трудовых ресурсов, определения оптимального жизненного пути и построения студенческой молодежью треков профессионального самоопределения, становление ее профессиональной адаптации в Арктическом регионе коррелируют с «Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 г.», утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164, где в контексте совершенствования системы государственного управления социально-экономическим развитием арктических территорий России, повышения качества жизни населения в числе основных задач в сфере социального развития Арктической зоны обозначено обеспечение доступности среднего профессионального и высшего образования1. Это пересекается с запланированными показателями эффективности, включающими опережение общероссийских темпов повышения качества жизни и доходов населения, устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации.
Обозначенная тема слабо представлена в научных публикациях. Отдельные аспекты профессионального самоопределения студенческой молодежи рассматриваются в рамках социально-гуманитарных и психолого-педагогических наук, например, И.А. Кохом и В.А. Орловым (2020), С.В. Шаляпиной (2023), Л.Н. Банниковой (2012) и многими другими авторами. Вместе с тем в обозначенных исследованиях фактически отсутствует анализ арктического регионального компонента. Последний представлен лишь в работах О.В. Власовой (Власова, Петрова, 2020), однако в них не раскрывются важнейшие позиции региона, которые следует учитывать при построении треков профессионального самоопределения студенческой молодежи.
Чтобы успешно пройти процесс профессионального самоопределения, человеку необходимо определить собственные профессиональные интересы и ценности с учетом имеющихся способностей, достижений, склонностей, возможностей получения образования в регионе или за его пределами, а также перспектив трудоустройства. Данный процесс активно происходит при обучении в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. Адекватно оценить ключевые аспекты профессионального самоопределения студенческой молодежи представляется возможным посредством метода анкетного опроса.
В июне-июле 2023 г. нами проводилось пилотное исследование среди обучающихся по программам среднего профессионального образования, высшего образования уровней бакалавриата, специалитета и магистратуры Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. В опросе приняли участие 173 обучающихся. Инструментарий составила авторская полустандартизированная анкета. После выбраковки к анализу было допущено 132 анкеты. Средний возраст респондента составляет 20,8 лет. В исследовании приняли участие 81,82 % женщин и 18,18 % мужчин. 59,09 % участников исследования не работают; 6,06 - занимаются фрилансом; 24,24 - работают на должности, не соответствующей направлению подготовки/специальности; 10,61 % - заняты в сфере, соответствующей или близкой направлению подготовки/специальности. Подавляющее большинство опрошенных (свыше 80,00 %) обучаются на бюджетной основе.
Результаты анкетирования демонстрируют хорошую осведомленность респондентов о профессии, на которую они обучаются в настоящее время, ее особенностях, компетенциях, необходимых специалисту данной профессиональной области: 46,96 % отметили достаточно хорошую осведомленность, 43,94 % - выбрали вариант «скорее осведомлен (-а)». Скорее не осведомлены 7,58 %, затруднились с ответом 1,52 % респондентов. Выбор профессии является достаточно осознанным: 27,27 % опрошенных сообщили о максимально осознанном выборе, 43,94 % - о скорее осознанном. Распределение ответов на данный вопрос представлено на рисунке 1.
1 Об Основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 г. [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.krem-lin.ru/acts/bank/45255 (дата обращения: 16.10.2023).
43,94
27,27
I
л
X CP
X о
аб
в
Si 1 ^
J I о Ox1? Ö 8 ¡8
21,21
4,55
x
S
ао
св
о
е
X
3,03
л
с
M
де
^ m
то а
CO
Рисунок 1 - Оценка уровня осознанности выбора направления подготовки/специальности, по которой респондент проходит обучение, %
Figure 1 - Assessment of the Level of Awareness of the Choice of the Direction of Training/Specialty in which the Respondent is Studying, %
Информацию о направлении подготовки/специальности, по которой в настоящее время обучаются, респонденты получали преимущественно из СМИ, Интернета, социальных сетей (80,3 %). Второе место занимает семья - 25,76 % (рисунок 2).
СМИ, интернет-пространство, социальные сети
80,30
Родители, семья
25,76
Педагоги
18,18
Профориентационные мероприятия
16,76
Друзья, одноклассники, ровесники
6,06
Психологи, специалисты по профориентационной . „ работе 1,52
Рисунок 2 - Получение информации о направлении подготовки/специальности, по которой в настоящее время обучаются респонденты, %1
Figure 2 - Getting Information about the Direction of Training/Specialty in which Respondents are Currently Studying, %
Относительно профориентационной работы, которая проводилась с обучающимися в школе/гимназии/лицее/техникуме/колледже, 34,85 % респондентов отметили, что таковая не проводилась. 40,9 % опрошенных сообщили о нерезультативности данной работы. Лишь менее четверти участников исследования отметили ее результативность (24,25 %).
После окончания обучения студенты ориентируются на работу согласно освоенному направлению подготовки/специальности (половина респондентов). По другой профессии планируют трудовую деятельность или открытие собственного дела по 34,85 %. Менее трети опрошенных хотят продолжить обучение - получить второе высшее образование данного уровня (27,27 %) либо продолжить обучение в магистратуре или аспирантуре (27,27 %). Ответы респондентов представлены на рисунке 3.
1 Здесь и на рисунке 3 допускался выбор до двух вариантов ответа. (Here and in Figure 3 a choice of up to two answer options was allowed).
Работать в соответствии с полученной профессией 50,00
Открыть собственное дело 34,85
Работать по другой профессии 34,85
Продолжить обучение в магистратуре/аспирантуре 27,27
Получить еще одно высшее образование 27,27
Заниматься фрилансом 19,70
Посвятить себя семье и детям 13,64
Заниматься научно-педагогической деятельностью H 3,03
Другое ■ 1,52 Работать за границей 0
Рисунок 3 - Планирование респондентами занятости после окончания учебного заведения, % Figure 3 - Respondents' Planning of Employment after Graduation, %
По окончании обучения респонденты планируют искать варианты трудоустройства прежде всего в Архангельске (62,12 %) и Архангельской области (25,76 %). В другом регионе России планируют работать 42,42 % (рисунок 4).
62,12
42,42
25,76
12,12
9,09
В Архангельске В районах / других В другом регионе За рубежом Затрудняюсь ответить
городах России
Архангельской области
Рисунок 4 - Направления поиска респондентами работы по окончании обучения, %1 Figure 4 - The Respondents' Search Directions for Work after Graduation, %
Относительно механизма обязательного распределения выпускников по окончании образовательной организации превалируют отрицательные оценки респондентов - 51,5 % заявляют о скорее отрицательном и отрицательном мнении. Более половины опрошенных анализируют возможности своего трудоустройства посредством рассмотрения баз вакансий (54,55 %). 37,88 % участников исследования узнают варианты через знакомых, а 25,76 % - уточняют потребность в кадрах в организациях - местах практики. Некоторую обеспокоенность вызывает тот факт, что почти четверть студентов никаким образом не анализируют возможности своего трудоустройства (24,24 %). Это демонстрирует латентность обучающихся в вопросах собственного профессионального выбора, формировании стратегий профессионального роста и развития (рисунок 5).
1 Здесь и на рисунке 5 допускался выбор нескольких вариантов ответа. (Here and in Figure 5 a choice of several answer options was allowed).
Анализирую базы вакансий
54,55
Выясняю данные вопросы через знакомых
37,88
Уточняю потребность в кадрах на местах практики
25,76
Никаким образом не анализирую возможности трудоустройства
24,24
Узнаю информацию через преподавателей и специалистов образовательной организации
22,73
Обращаюсь за консультацией в Центр занятости населения
3,03
Другое В 1,52
Рисунок 5 - Способы поиска респондентами возможности своего трудоустройства, % Figure 5 - Ways in which Respondents Search for Employment Opportunities, %
Таким образом, пилотное исследование продемонстрировало применимость разработанной анкеты как инструментария для проведения социологического опроса по обозначенной теме. Вместе с тем требуется введение вопросов со шкалами для возможности осуществления факторного анализа в целях определения групп обучающихся согласно отдельным аспектам профессионального самоопределения студенческой молодежи в Арктическом регионе. Также целесообразно распределение ответов согласно характеру будущей профессии, для чего нужно ввести вопрос об указании обучающимися профессионального направления, в рамках которого они получают образование: инженерно-технического, естественно-научного, медицинского, информационных технологий, правового, экономико-управленческого, социально-гуманитарного, психолого-педагогического. Необходимо выделение зависимостей между вариантами ответов респондентов и их занятостью (не работает; работает / не работает в сфере, близкой получаемой профессии / занимается фри-лансом). Обозначенные аспекты позволят сформировать более подробную картину аспектов профессионального самоопределения студенческой молодежи в Арктическом регионе.
По итогам пилотного исследования сформулировано несколько выводов. Представители студенческой молодежи Арктического региона (на примере Архангельской области) хорошо осведомлены о профессии, на которую они обучаются, причем выбор направления подготовки/специальности вполне осознанный, что позволяет говорить о высоком потенциале профессионального самоопределения. Выбор профессии в значительной мере обусловливается СМИ, интернет-пространством, социальными сетями и влиянием родителей. Более половины респондентов связывают свою профессиональную деятельность с трудоустройством в Архангельске, четверть - в Архангельской области.
Сформулирован ряд предложений по содействию профессиональному самоопределению студенческой молодежи в Арктическом регионе.
Во-первых, целесообразно налаживание профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций. Указанная деятельность должна осуществляться в том числе с привлечением внешних специалистов, ресурсов организаций и предприятий, расположенных на территории региона. Показать многообразие профессий, реальную картину требуемых специалисту в той или иной области компетенций, оценить степень соответствия обучающегося конкретной профессии, продемонстрировать возможности карьерного роста и отразить перспективы развития рынка труда в регионе - именно эти и многие другие не менее важные задачи призвана решать профориентационная работа в общеобразовательных организациях.
Во-вторых, важно расширить профориентационную работу посредством задействования ресурса СМИ и интернет-пространства, включая социальные сети. Это могут быть подкасты, интервью с представителями профессии, руководством, профессорско-преподавательским составом, обучающимися образовательных организаций, размещение брошюр и памяток, сессии «вопрос - ответ» и многое другое. Данная работа должна учитывать так называемый региональный компонент и демонстрировать возможности, ограничения и перспективы трудоустройства в Арктическом регионе.
В-третьих, требуется усиление профориентационной работы с обучающимися профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. Эта работа многоаспектна и должна включать в себя следующие мероприятия в качестве про-граммы-минимум:
- систематическую работу с обучающимися со стороны ответственного за профориентаци-онную работу в подразделении, профсоюзных организаций / центров компетенций и пр.;
- обеспечение возможности (в том числе на льготной основе) освоения обучающимися дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка / повышение квалификации) параллельно с получением среднего профессионального или высшего образования;
- стажировки в ключевых организациях Арктического региона - потенциальных местах прохождения практики и трудоустройства;
- проведение психодиагностических мероприятий в целях определения соответствия желаемой профессии, далее, при необходимости, тренинговую работу с развитием тех или иных компетенций для повышения соответствия профессии;
- организацию диалоговых встреч / дискуссионных площадок / панельных сессий с представителями профессиональной среды;
- развитие института наставничества обучающихся со стороны опытных представителей профессиональной среды.
Указанные меры не только позволят повысить осведомленность молодежи о профессиях, развить необходимые компетенции обучающихся, выстроить диалог с профессиональным сообществом, но и снизят риск миграционного оттока молодежи из Арктического региона, что положительным образом скажется на дальнейшем развитии арктических территорий.
Список источников:
Банникова Л.Н. Проектирование профессиональных траекторий: итоги мониторинга студенческой молодежи // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2012. Т. 104, № 3. С. 109-116.
Власова О.В., Петрова Д.С. Профессиональное самоопределение студенческой молодежи северного региона // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 5 (68). С. 36-45. https://doi.org/10.26105/SSPU.2020.68.5.007.
Кох И.А., Орлов В.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 2. С. 142-169. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-143-170.
Шаляпина С.В. Организация содействия профессиональному самоопределению студенческой молодежи посредством реализации программы дополнительного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. № 2 (226). С. 95-100. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-2-95-100.
References:
Bannikova, L.N. (2012) Designing professional trajectories: results of the monitoring of students. Izvestia Ural Federal University Journal. Series 1: Issues in Education, Science and Culture. 104 (1), 109-116. (In Russian)
Kokh, I.A. & Orlov, V.A. (2020) Values and professional identity of student-age population. The Education and Science Journal. 22 (2), 142-169. Available from: doi:10.17853/1994-5639-2020-2-143-170. (In Russian)
Shalyapina, S.V. (2023) Organizing assistance for students' professional self-determination by means of realizing the program of additional education. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2, 95-100. Available from: doi:10.23951/1609-624X-2023-2-95-100. (In Russian)
Vlasova, O.V. & Petrova, D.S. (2020) Professional self-determination of the students of the northern region. The Surgut State Pedagogical University Bulletin. (5) 36-45. Available from: doi:10.26105/SSPU.2020.68.5.007. (In Russian)
Информация об авторах
Л.А. Мелкая - кандидат педагогических наук, директор учебно-методического центра по профилактике терроризма Координационного центра по противодействию терроризму и профилактике экстремизма; старший преподаватель кафедры регионоведения, международных отношений и политологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=876596
З.В. Дресвянин - магистрант 2-го курса направления подготовки 39.04.01 «Социология» Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1157250
Вклад авторов:
Л.А. Мелкая - концепция исследования, написание текста и формирование выводов.
З.В. Дресвянин - статистическая обработка анкет, формирование выводов.
Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors L.A. Melkaya - PhD in Education Science, Director of the Training and Methodological Center for Terrorism Prevention of the Coordination Center for Countering Terrorism and Preventing Extremism; Senior Lecturer, Department of Regional Studies, International Relations and Political Science, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=876596
Z.V. Dresvyanin - Master's Degree student of the 2nd year of training direction 39.04.01 "Sociology", Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1157250
Contribution of the authors: L.A. Melkaya - concept of the study, source text writing, and forming conclusions. Z.V. Dresvyanin - statistical processing of questionnaires, formation of conclusions.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 15.09.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.11.2023.