Научная статья на тему 'Аспекты проблемы развития системы дополнительного образования детей'

Аспекты проблемы развития системы дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ПОДХОД / ПРИНЦИПЫ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / МЕТАПРИНЦИПЫ / SYSTEM / APPROACH / PRINCIPLES / METHODOLOGICAL STRATEGY / META-PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвак Римма Алексеевна

В представленном материале обозначен системный подход, благодаря которому реализуется деятельность системы дополнительного образования. Системный подход применяется как анализ объектов, имеющих множество взаимодействующих элементов, связанных общностью функций, целей, особенностью управления. В своем исследовании мы придерживались возможности выявить свойства изучаемого объекта, показать связь между элементами объекта, представленного через метод моделирования, дающего возможность выявить важнейшие признаки объекта: объективность, целесообразность, необходимость и эффективность. Ориентированность в выборе методологических направлений, указанной проблемы развития системы дополнительного образования является: 1) социальный заказ, реализованный в нормативных документах и объективных потребностях общества; 2) теоретические концепции, раскрывающие современный уровень развития педагогических исследований; 3) практический опыт руководства, педагогические исследования. Содержание данной статьи раскрывает назначение теоретико-методологических подходов (на примере системного подхода) как метода научного познания, раскрывает возможность выявить принципы с учетом дополнительности, системности и объективности. Метод моделирования, обозначенный нами, непосредственно связан с развитием нового знания в рамках идей системного подхода, в данном случае нами уточнены понятия «система» и «педагогическая система». Изученные представления о модели развития системы дополнительного образования приводит к необходимости определения педагогических условий как совокупности педагогического процесса, направления на его успешность и логику их определения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF THE system of ADDITIONAL education

The article presents a systemic approach to the realization of the system of additional education. The systemic approach is used to analyze objects, consisting of many interacting elements, connected by a common function, goals and typical management. In the given study, the author believes that it is possible to identify the properties of the object under examination and to show the relationships between the elements of the object represented by the method of modeling, which makes it possible to identify the most important features of the object: objectivity, appropriateness, necessity and effectiveness. The choice of methodological trends of the formulated problem of development of the system of supplementary education is defined by: 1) social order, realized in legislation and objective needs of society; 2) theoretical concepts, revealing the current level of development of educational research; 3) practical experience in management and educational research. The content of this article reveals the aims of theoretical and methodological approaches (for example, a systemic approach) as a method of scientific cognition and opens new possibilities to discover the principles, taking into account the features of complementarity, consistency and objectivity. The method of modeling, described in the article, is directly related to the development of new knowledge in the framework of the ideas of systemic approach; in this case, the author specifies the notions of "system" and "pedagogical system". The study of the definitions of the development model of the system of additional education makes it imperative to identify pedagogical conditions as the sum total of the pedagogical process, aimed at its success, and the logic of their definition.

Текст научной работы на тему «Аспекты проблемы развития системы дополнительного образования детей»

МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.398

ББК Ч420.058 ГСНТИ 14.15.07 Код ВАК 13.00.01

Литвак Римма Алексеевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств; 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а; e -mail:[email protected].

АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система; подход; принципы; методологическая стратегия; метапринципы.

АННОТАЦИЯ. В представленном материале обозначен системный подход, благодаря которому реализуется деятельность системы дополнительного образования. Системный подход применяется как анализ объектов, имеющих множество взаимодействующих элементов, связанных общностью функций, целей, особенностью управления.

В своем исследовании мы придерживались возможности выявить свойства изучаемого объекта, показать связь между элементами объекта, представленного через метод моделирования, дающего возможность выявить важнейшие признаки объекта: объективность, целесообразность, необходимость и эффективность. Ориентированность в выборе методологических направлений, указанной проблемы развития системы дополнительного образования является: 1) социальный заказ, реализованный в нормативных документах и объективных потребностях общества; 2) теоретические концепции, раскрывающие современный уровень развития педагогических исследований; 3) практический опыт руководства, педагогические исследования. Содержание данной статьи раскрывает назначение теоретико-методологических подходов (на примере системного подхода) как метода научного познания, раскрывает возможность выявить принципы с учетом дополнительности , системности и объективности. Метод моделирования, обозначенный нами, непосредственно связан с развитием нового знания в рамках идей системного подхода, в данном случае нами уточнены понятия «система» и «педагогическая система». Изученные представления о модели развития системы дополнительного образования приводит к необходимости определения педагогических условий как совокупности педагогического процесса, направления на его успешность и логику их определения.

Litvak Rimma Alekseevna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

KEY WORDS: system; approach; principles; methodological strategy; meta-principles.

ABSTRACT. The article presents a systemic approach to the realization of the system of additional education. The systemic approach is used to analyze objects, consisting of many interacting elements, connected by a common function, goals and typical management.

In the given study, the author believes that it is possible to identify the properties of the object under examination and to show the relationships between the elements of the object represented by the method of modeling, which makes it possible to identify the most important features of the object: objectivity, appropriateness, necessity and effectiveness. The choice of methodological trends of the formulated problem of development of the system of supplementary education is defined by: 1) social order, realized in legislation and objective needs of society; 2) theoretical concepts, revealing the current level of development of educational research; 3) practical experience in management and educational research. The content of this article reveals the aims of theoretical and methodological approaches (for example, a systemic approach) as a method of scientific cognition and opens new possibilities to discover the principles, taking into account the features of complementarity, consistency and objectivity. The method of modeling, described in the article, is directly related to the development of new knowledge in the framework of the ideas of systemic approach; in this case, the author specifies the notions of "system" and "pedagogical system". The study of the definitions of the development model of the system of additional education makes it imperative to identify pedagogical conditions as the sum total of the pedagogical process, aimed at its success, and the logic of their definition.

Актуальность процесса развития системы дополнительного образования детей определяется рядом проблем: социальными (способность ребенка быть социально осведомленным); практическими (способность ребенка реализовать кон-

кретные знания на практике); коммуникативными (способность детей в умении общаться в определенном дискурсе). Обоснование методологического рассмотрения избранной проблемы разъясняется следующими положениями.

© Литвак Р. А., 2015

Во-первых, чтобы установить общее и выделить особенное в предмете исследования, необходимо опираться на систему закономерностей, исходных принципов, методов, концепций.

Во-вторых, как показывает теория и практика, необходимы результаты педагогического исходного положения.

В-третьих, развитие системы дополнительного образования детей благодаря социокультурной деятельности подчеркивает значение актуальности избранной темы.

В исследовании необходимо обратиться к методологической базе, позволяющей разрабатывать теоретические идеи, анализировать и обобщать положения практики. Методология науки - это система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного познания, а также о способах установления степени достаточной обоснованности и верифицированности знаний, получаемых в процессе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений.

Современные исследования ученых В. А. Беликова [4], В. В. Краевского, В. М. Полонского [11, 13, 14] позволяют выделить три уровня методологического анализа: первый (философский) как высший уровень познания окружающего мира; второй (общенаучный) как уровень методологической системы; третий (конкретно-научный) как уровень взаимодействия участников процесса.

Методология, изучая научное знание и научную деятельность, выявляет смысл этой деятельности, взаимоотношение с другими науками и сферами деятельности, рассматривает науку с точки зрения практики, культуры. Значение методологии как системы знаний о способах, присущих теоретической и практической деятельности, в том, что представляет диалектику развития педагогической деятельности. Методологические исследования направлены на разработку методов познания и преобразования педагогических явлений, раскрытия исходных положений теории и практики, выполняющих роль регулятивных, наиболее общих принципов и норм организационной познавательной/ гносеологической и практической деятельности.

С учетом вышеизложенного отмечаем основные аспекты изучения обозначенной проблемы:

- для раскрытия теоретико-методологических оснований совершенствования развития дополнительного образования необходимо выбрать совокупность исследования методологических подходов;

- для построения концепции в качестве познания объекта исследования и за-

кономерностях его развития необходимо обосновать методы ее построения;

- для фундаментальной основы понимания общего содержания концепции необходимо определить понятийный аппарат используемых дефиниций.

В решении указанной проблемы нами обоснованы педагогические подходы. Значение подхода в исследовании базируется на обосновании, представленном в работе Е. В. Яковлева и Н. О. Яковлевой [16], где подход определяется как методологическая ориентация, направленность научного исследования, не обеспечивающая решение теоретической задачи.

В определении подхода ученые А. Д. Урсул, Н. Т. Абрамова, В. И. Кремянский [15] отмечают, что подход включает в себя общие принципы и ориентации, а также подходу соответствуют методы, например, методами системного подхода являются анализ, классификация, моделирование, синтез.

Н. М. Яковлева [17] утверждает, что выбранный подход может использоваться как общенаучная основа (определение постановки проблемы, цели и задач исследования), теоретико-методологическая стратегия (определение общего поля исследования, выделение направления исследования), практико-ориентированная тактика исследования (выбор конкретно-научной методологии, т. е. подходов, специально разработанных для конкретной проблемы в образовательной сфере, культурологической, трудовой, личностно-деятельностной сферах и других).

Представим для описания развития системы дополнительного образования детей, подходы, избранные нами и описанные в трудах ученых М. С. Кагана [7, 8, 9], Э. Г. Юдина [14] , Н. Н. Ярошенко [18, 19] и др.

Системный подход используется во многих педагогических исследованиях. Это направления методологии научного познания, в том числе и педагогического, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, обеспечивающих механизмы его развития, выявления многообразных типов связей сложного объекта и сведения их в единое теоретическое положение.

В качестве определения системы дополнительного образования нами избрано базовое определение, в соответствии с которым данная система представляет собой совокупность взаимодействующих элементов, преемственных образовательных программ и государственных образовательных стан-

дартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012г.).

Данному определению присущи важные методологические достоинства. Их мы видим в том, что содержание определения обосновывает следующий уровень системного анализа, а именно: методологию педагогической системы, которая морфологически становится согласованной с составом и структурой понятия системы образования.

Педагогическая система - это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Структурными компонентами педагогической системы могут быть как сами объекты и субъекты, так и социальные формы, методы, технологии образования. Н. В. Бордовская, А. А. Реан определяют систему как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность и взаимодействующих между собой [6].

По справедливому убеждению П. К. Анохина, взаимодействие не может сформировать системы из множества элементов, а только тогда, когда элементы образуют комплекс избирательного вовлечения составляющих, где взаимодействие приобретает характер взаимодополнения, направленный на ожидаемый результат. Следовательно, каждую систему можно представить как общность взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов [2, 3].

Система дополнительного образования - относительно обособленная совокупность связанных между собой образовательных, инновационных и управленческих образовательных структур, реализующих образовательные программы и услуги в целях разностороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства.

При изучении развития системы дополнительного образования, следует рассматривать ее как самостоятельную развивающуюся целостность, включающую ряд компонентов, характеризующихся уровнем достижения результатов, в нашем исследовании - процесс развития дополнительного образования для детей. Непрерывность процесса развития обеспечивает эффективность и долговременность дополнительного образования как педагогической системы.

Из определения понятия следует, что системный подход применяется как анализ объектов, которые имеют множество взаимодействующих элементов, связанных общностью функций, целей, особенностью управления, которые составляют определенные признаки этой системы и ориентируют исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных связей и выделение механизмов взаимодействия.

Положения системного подхода, разработанные В. А. Беликовым, включают следующее:

- рассмотрение объекта как системы;

- выделение составных элементов системы;

- рассмотрение каждого элемента;

- выделение и рассмотрение системообразующих связей и отношений между элементами [4].

Все отмеченное делает актуальной задачу по развитию системы дополнительного образования детей, которая направлена на формирование высокого уровня социализации подростков.

С целью эффективности теоретического обоснования исследуемой проблемы обратимся к философскому осмыслению ее сущности. Как подчеркивает современный ученый В. И. Андреев [1], педагогические проблемы образования, воспитания и творческого саморазвития личности необходимо решать с позиции методологической стратегии - метапринципов.

Учитывая то обстоятельство, что развитие системы дополнительного образования направлено на социализацию детей, где механизмом этого процесса является активное внедрение в деятельность с учетом возрастных особенностей, а также создание демократических условий реализации свободы и прав личности для ее развития в условиях дополнительного образования; признание приоритетной целью обучения и развития личности, не противопоставляя это усвоению знаний, умственному становлению; усвоение новых знаний как фактор развития личностных особенностей подростков, ведущий к преобразованию не только методов, но и содержания образования; учет возрастных и социальных особенностей подростков, упор на саморазвитие, самосовершенствование, создание условий психологической поддержки развития личности подростков.

Системный подход требует особого построения процесса социализации, в который включаются не только знания о правилах и нормах поведения, духовных ценностях, но и такие знания и умения, которые необходимы подростку для того, чтобы

осознавать мотивы своего поведения и окружающих, оценивать какие-либо ситуации, планировать свою деятельность в соответствии с принятыми ценностями. Возникает необходимость обращения к аксиологическому метапринципу. Он предполагает понимание социализации как приобщение личности к совокупности материальных и духовных ценностей, т. к. в процессе социализации подросток постоянно находится в ситуации нравственной, мировоззренческой оценки естественных явлений в обществе. Содержание аксиологического мета-принципа, по утверждению А. В. Кирьяко-вой [10], характеризуется направленностью на избрание ценностей.

Значимость для личности культурных ценностей выступает мерой нравственной, эстетической, мировоззренческой, интеллектуальной, эмоциональной готовности личности не только познавать, но и изменять предметный, социальный и свой внутренний мир в соответствии с этими ценностями. Приобщение подростка к социокультурным ценностям обеспечивает ему социокультурное развитие и делает процесс социализации наиболее продуктивным в условиях системы дополнительного образования.

Эффективное решение проблемы невозможно без глубокого понимания культурологического метапринципа.

В. Л. Бенин, Е. Д. Жукова отмечают, что культура представляет собой нормативные требования к любой деятельности человека, позволяющие контролировать качества, которые важны для процесса социализации. Становление культурного человека - это процесс активного, целенаправленного развития и саморазвития в направлении постижения, воспроизводства и приумножения культурных ценностей. Прежде всего, деятельность культурного человека характеризуется умением «обращаться» с культурой и в культуре; способностью к воспроизводству и приумножению культуры, а также к самопроизводству в культуре. Необходимо, как отмечают авторы, осознать предпосылки формирования и развития культурологической компетентности личности в системе дополнительного образования, на основе которой формируется и общекультурная компетентность, которая, в свою очередь, является базовой составляющей социальной компетентности личности и стержневой основой процесса ее социализации [5].

Понятие «социокультурный» включает два взаимосвязанных компонента «социум» и «культура». Потому целесообразно выделить еще один метапринцип - социокультурный.

Как отмечают А. П. Марков и Г. М. Бир-женюк, полюс социального в контексте анализируемого понятия есть то, что выступает

носителем определенных ценностей и осуществляет активность в различных сферах культурной жизни по их реализации. В точке пересечения культурного и социального рождается новый смысл и новое качество, которое не содержится в каждом из этих понятий и явлений, рассматриваемых изолированно друг от друга. Культура в контексте социума понимается не только как объективность исторически застывшего, но и субъективность актуально воспринимаемого и осуществляемого в реальности [12].

Благодаря актуализации культурологического и социокультурного метапринци-пов и следованию им в системе дополнительного образования у подростка формируется культура общения, развивается понятие духовной красоты и нравственности.

Таким образом, системный подход, рассмотренный как методология, обеспечивающая процесс познания и развития системы дополнительного образования в целостности, его системной организации, в многообразии связей и зависимостей, реализуется на определенных уровнях развития системы дополнительного образования на основе сформулированных метапринципов, послуживших базой метода моделирования исследуемой проблемы.

Следует констатировать, что системный подход позволил:

- уточнить основные дефиниции «система», «педагогическая система»;

- исследовать основные концептуальные компоненты и выделить при этом аксиологический, культурологический и социокультурный метапринципы;

- выявить педагогический потенциал развития системы дополнительного образования;

- определить основные параметры назначенного исследования с опорой на научные знания о теории единства логики и деятельности, необходимые для постановки и решения проблемы;

- выявить общенаучный метод моделирования, установить связи между элементами этой системы, между функционированием и развитием;

- обосновать логику педагогических условий для успешной реализации модели в качестве научно-методологического обеспечения системы дополнительного образования детей как субъектов социально-культурной практики, могут быть использованы интегрирующие социально-культурно-ориентированные программы, диагностический инструментарий, методические пособия, открывающие перспективы проектирования содержания, методов, средств и технологий с учетом современных требований общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1998, Т. 1-2.

2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. : Медицина, 1975.

3. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. М. : Наука, 1978.

4. Беликов В. А. Философия образования: деятельностный аспект : монография. М., 2004.

5. Бенин В. Л., Жукова. Е. Д. Культурологическая компетентность как основная составляющая процесса социализации личности современного специалиста / / «Современные наукоемкие технологии». №7, 2005. с. 30-31.

6. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика : учебник для вузов. СПб. : Питер, , 2000.

7. Каган М. С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 6. С. 49-50.

8. Каган М. С. К вопросу о понимании культуры // Философские науки. 1989. № 5. С. 78-81.

9. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание : избр. ст. М., 1991.

10. Кирьякова А. В. Аксиологические проекции образовательной интеграции // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч. -метод. конф. (с междунар. участием). 2013. С. 2400-2402.

11. Краевский В. В. Полонский В. М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценок его развития. М., 2001. С. 6-29.

12. Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования : учебное пособие. СПб. : СПб. гуманитарн. у-т профсоюзов, 1997.

13. Системное назначение мира методологической проблемы. М., 1996. № 1. С. 73-86.

14. Системный подход и принципы деятельности. М. : Наука, 1978.

15. Урсул А. Д., Абрамова Н. Т, Кремянский В. И. Синтез знания и проблемы управления. М. : Наука, 1978.

16. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М. : Гуманитарий, 2006.

17. Яковлева Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творчеству раннего : дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 1992.

18. Ярошенко Н. Н. История и методология социально-культурной деятельности : учебник. М. : МГУКИ, 2007.

19. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория : моногр. М. : МГУКИ, 2000.

LITERATURE

1. Andreev V. I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan', 1998, T. 1-2.

2. Anokhin P. K. Ocherki po fiziologii funktsional'nykh sistem. M. : Meditsina, 1975.

3. Anokhin P. K. Filosofskie aspekty teorii funktsional'noy sistemy. M. : Nauka, 1978.

4. Belikov V. A. Filosofiya obrazovaniya: deyatel'nostnyy aspekt : monografiya. M., 2004.

5. Benin V. L., Zhukova. E. D. Kul'turologicheskaya kompetentnost' kak osnovnaya sostavlyayushchaya protsessa sotsializatsii lichnosti sovremennogo spetsialista // «Sovremennye naukoemkie tekhnologii». №7,

2005. s. 30-31.

6. Bordovskaya N. V., Rean A. A. Pedagogika : uchebnik dlya vuzov. SPb. : Piter, , 2000.

7. Kagan M. S. Grazhdanskoe obshchestvo kak kul'turnaya forma sotsial'noy sistemy // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2000. № 6. S. 49-50.

8. Kagan M. S. K voprosu o ponimanii kul'tury // Filosofskie nauki. 1989. № 5. S. 78-81.

9. Kagan M. S. Sistemnyy podkhod i gumanitarnoe znanie : izbr. st. M., 1991.

10. Kir'yakova A. V. Aksiologicheskie proektsii obrazovatel'noy integratsii / / Universitetskiy kompleks kak regional'nyy tsentr obrazovaniya, nauki i kul'tury : materialy Vseros. nauch. -metod. konf. (s mezhdunar. uchastiem). 2013. S. 2400-2402.

11. Kraevskiy V. V. Polonskiy V. M. Metodologicheskie kharakteristiki pedagogicheskogo issledovaniya i kriterii otsenok ego razvitiya. M., 2001. S. 6-29.

12. Markov A. P., Birzhenyuk G. M. Osnovy sotsiokul'turnogo proektirovaniya : uchebnoe posobie. SPb. : SPb. gumanitarn. u-t profsoyuzov, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Sistemnoe naznachenie mira metodologicheskoy problemy. M., 1996. № 1. S. 73-86.

14. Sistemnyy podkhod i printsipy deyatel'nosti. M. : Nauka, 1978.

15. Ursul A. D., Abramova N. T, Kremyanskiy V. I. Sintez znaniya i problemy upravleniya. M. : Nauka, 1978.

16. Yakovlev E. V., Yakovleva N. O. Pedagogicheskaya kontseptsiya: metodologicheskie aspekty postroeniya. M. : Gumanitariy, 2006.

17. Yakovleva N. M. Teoriya i praktika podgotovki budushchego uchitelya k tvorchestvu rannego : dis.... d-ra ped. nauk. Chelyabinsk, 1992.

18. Yaroshenko N. N. Istoriya i metodologiya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti : uchebnik. M. : MGUKI, 2007.

19. Yaroshenko N. N. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost': paradigmy, metodologiya, teoriya : monogr. M. : MGUKI, 2000.

Статью рекомендует д-р пед. наук, профессорЕ. А. Казаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.