Научная статья на тему 'Аспекты повышения роли научного потенциала российской Федерации'

Аспекты повышения роли научного потенциала российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / TAX INCENTIVES / TAX POLICY / INNOVATIVE DEVELOPMENT / PROFIT TAX / INVESTMENTS / TAX RATE / NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Залибекова Дайганат Залибековна

В статье рассматриваются вопросы модернизации реального сектора экономики. В основе первоочередных задач лежит переход экономики на инновационный путь развития. Приоритетной задачей является совершенствование практики налогового администрирования действующих налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF INCREASING ROLE OF SCIENTIFIC POTENTIAL OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses questions of modernization of the real sector of the economy. The priority tasks are underlain by the transition of the economy to the innovative way of development. The priority objective is to improve the practice of tax administration of the existing tax incentives aimed at the encouragement of innovative activities.

Текст научной работы на тему «Аспекты повышения роли научного потенциала российской Федерации»

УДК 336.02 Залибекова Дайганат Залибековна

кандидат экономических наук,

доцент кафедры государственно-правовых

дисциплин

Дагестанского государственного института народного хозяйства

АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Zalibekova Daiganat Zalibekovna

PhD in Economics, Assistant Professor, State Legal Disciplines Department, Dagestan State Institute of National Economy

ASPECTS OF INCREASING ROLE OF SCIENTIFIC POTENTIAL OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы модернизации реального сектора экономики. В основе первоочередных задач лежит переход экономики на инновационный путь развития. Приоритетной задачей является совершенствование практики налогового администрирования действующих налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности.

Ключевые слова:

налоговые льготы, налоговая политика, инновационное развитие, налог на прибыль, инвестиции, налоговая ставка, национальная экономика.

Summary:

The article discusses questions of modernization of the real sector of the economy. The priority tasks are underlain by the transition of the economy to the innovative way of development. The priority objective is to improve the practice of tax administration of the existing tax incentives aimed at the encouragement of innovative activities.

Keywords:

tax incentives, tax policy, innovative development, profit tax, investments, tax rate, national economy.

В современной России приоритетной является прямая форма государственного участия в инвестиционном процессе, которая определяет его общую направленность и генерирует потоки инвестиций в национальную экономику. Фактором, имеющим наибольшее значение для государственных инвестиций, должна быть их экономическая эффективность. Государственные денежные средства должны не просто использоваться для финансирования инвестиционных проектов, но и приносить государству доход в виде процентов за использование государственных кредитов, дивидендов по акциям, переданным в государственную собственность в процессе возврата выделенных инвестиционных средств, а также прибыль за счет увеличения экспорта.

Вопрос о привлечении иностранных инвестиций обсуждается довольно часто. По мнению экспертов Минэкономразвития, для достижения устойчивого развития России в ближайшие 20 лет потребуется инвестировать около 2 трлн долл. средств из разных источников или по 100 млрд долл. в год. Проблема 2014 г., стоящая перед Россией, затрагивает все сферы деятельности. В настоящее время Россия занимает далеко не первое место по количеству привлекаемых инвестиций. В развивающиеся рынки ежегодно инвестируются свыше 500 млрд долл. Россия же получает чуть менее 5 млрд долл. ежегодно. Менее 1 % - это несопоставимые масштабы инвестиционной активности по сравнению с тем, каким потенциалом обладает наша страна. Это, конечно же, абсолютно неудовлетворительный показатель с точки зрения тех темпов социально-экономического развития, которые необходимы Российской Федерации для того, чтобы вернуть себе достойное место среди развитых государств мира.

Для модернизации реального сектора отечественной экономики необходимы ежегодные инвестиции в объеме до 100 млрд долл. Экспорт нефти и газа, внутренние источники накопления такого уровня вложений дать не могут. Поэтому активная интеграция России в мировые рынки -в первую очередь, в рынки капитала - должна рассматриваться Правительством РФ как приоритетная задача государственной инвестиционной политики. По мнению ряда экспертов и аналитиков, привлечение иностранных инвестиций - проблема для России далеко не главная. Денег в стране довольно много. Проблема в том, как их расходует государство и предприятия. На сегодняшний день модель инвестиционной деятельности в стране неэффективна. Финансовые институты как источники инвестиций в полном объеме не выполняют свои функции. Фондовый рынок слишком спекулятивен, банки не рискуют или не могут выдавать крупные кредиты, несовершенство законодательной базы отпугивает многих иностранных инвесторов.

Поддержка проведения фундаментальных исследований надолго останется исключительной сферой ответственности государства. Работа ведется по нескольким направлениям. Главное - сохранить и добиться более эффективной деятельности от среды генерации

знаний - основы всех новых научных разработок, основы для перехода экономики на инновационный путь развития. Конечно, в первую очередь имеются ввиду процессы модернизации академического сектора науки. Актуальной является проблема воспроизводства кадрового потенциала науки и высшей школы, сохранение преемственности поколений, совершенствование системы подготовки и аттестации специалистов высшей квалификации. В качестве одного из инструментов решения проблемы разработан проект федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (таблица 1).

Таблица 1 - Целевые индикаторы реализации направлений совершенствования

инвестиционно-инновационной политики РФ

Наименование индикатора 2010 2016 2020

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг, % 7,0 12 15

Объем отгруженных товаров, работ, услуг, связанных с нанотехнологиями, млрд руб. 119 350 600

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций всего, из них: 8,0 15 25

- добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды 9,6 20 30

- связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий 10,9 25 35

Вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги, новые для рынка (в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг) 0,4 5,0 8,0

Количество соучрежденных образовательными и научными бюджетными учреждениями малых инновационных предприятий 600 2000 4000

При этом приоритетной задачей является совершенствование практики налогового администрирования действующих налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности предприятий, включая применение коэффициента 1,5 к величине расходов на НИОКР, осуществляемых в рамках устанавливаемых государством приоритетов.

В результате использования данных льгот, предприятие сможет перенести стоимость основного средства в расходы в три раза быстрее [1, с. 91].

Реформирование налога на прибыль целесообразно осуществлять путем введения дифференцированной прогрессивной шкалы его ставок на прибыль в диапазоне от 10 до 40 % [2].

Совершенствование инвестиционно-инновационной политики России предусматривает осуществление следующих приоритетов в финансировании науки, образования и поддержки инновационной деятельности.

Во-первых, поэтапное увеличение объемов бюджетного финансирования расходов на научные исследования, образование и поддержку инноваций до уровня, характерного для стран ОЭСР, в процентах к ВВП к 2020 г. как условие достижения экономикой страны необходимого уровня конкурентоспособности. Во-вторых, радикальное повышение эффективности бюджетных расходов на проведение исследовательских работ и высшее профессиональное образование. В-третьих, будет обеспечен значительный прирост средств, выделяемых на цели поддержки инновационной и внешнеэкономической активности предприятий, повышение производительности труда и формирования механизмов управления качеством; развитие механизмов непрерывного образования на предприятиях; поддержки соответствующей деятельности бизнес-ассоциаций в качестве приоритетного условия придания необходимой динамики инновационному развитию экономики.

Сфера возможного распространения нововведений зависит от способностей потенциальных инвесторов концентрировать инвестиции на приоритетных направлениях развития реального сектора национальной экономики. Одним из барьеров на пути насыщения производства инновациями является кризисная ситуация в производственной сфере России. Она ставит препятствия хозяйствующим субъектам к расходованию средств на промышленные нужды.

Накопление знаний, предшествующее разработке нововведения и его использование, включающее данные об опыте применения более ранних промышленных образцов, позволяет избежать разработки бесперспективных вариантов, улучшить характеристики новшества в процессе промышленного освоения, приспособить его изготовление к технологическим особенностям, методам организации и управления конкретным производством. В процессе освоения новшества в производстве приобретается собственный опыт его участников, повышается мотивация их труда, что в свою очередь может расширять и технологические возможности самих нововведений. Направленность исследований при разработке и освоении нововведений на технологические возможности конкретного производства сокращает расходы в сфере производства.

На скорость распространения новшеств влияет эффективность нововведения, степень его прогрессивности по сравнению со старым продуктом или методом, позволяющие улучшить параметры хозяйствования предприятия, а также сроки окупаемости привлекаемых для освоения нововведений инвестиций. Таким образом, для развития российской экономики определяющим является спрос на новшества, а не предложение со стороны науки.

Государство должно способствовать осуществлению научных разработок, увеличивая долю бюджетных средств, направляемых на эти цели в сферу науки. Для решения инновационных программ необходимо лучше использовать льготы в налогообложении, расширить их действие, когда инвестиции используются на инновационные цели. Эффективность от их реализации значительно пополнит ресурсы страны как в экономической, так и в социальной сферах. Основное внимание государство должно уделять подготовке квалифицированных кадров, способных обеспечивать инновационную деятельность, особенно в электронной промышленности, продвигать импортозамещение в этом направлении.

Ссылки:

1. Залибекова Д.З. Налоговая политика России в инновационном развитии // Казанская наука. 2012. № 3.

2. Там же. С. 96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.