Научная статья на тему 'Аспекты оценки конкурентоспособности региона'

Аспекты оценки конкурентоспособности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аминева Э. М.

В статье рассматриваются методы оценки конкурентоспособности региона по различным методикам. Особое внимаение уделено оценке конкурентоспособности региона в классификации М.Портера. Взимосвязь конкурентоспособности с уровнем инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты оценки конкурентоспособности региона»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 332.05

Э.М. Аминева

Студентка 4-го курса ФТИ, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация

АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

Аннотация

В статье рассматриваются методы оценки конкурентоспособности региона по различным методикам. Особое внимаение уделено оценке конкурентоспособности региона в классификации М.Портера. Взимосвязь конкурентоспособности с уровнем инновационного развития.

Ключевые слова

Инновация, конкурентоспособность, инвестиции, конкурентные преимущества.

Конкурентоспособность региона целесообразнее всего определить, как его способность формировать, удерживать, развивать и использовать свои конкурентные преимущества во взаимоотношениях и взаимодействии с другими субъектами рыночных отношений с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона (или иной системы) и роста благосостояния его населения. Чем больше конкурентных преимуществ создано и накоплено регионом или просто унаследовано от природы, и чем полнее оно реализуется, тем выше его конкурентоспособность. При этом только простое наличие тех или иных конкурентных преимуществ еще не означает конкурентоспособности системы, поскольку их необходимо реализовывать.

Конкурентоспособность можно рассматривать и оценивать с двух сторон- количественной и качественной. Если говорить о первой, то уровень или степень конкурентоспособности обычно оценивается с помощью специальной системы показателей и соответствующих методик, которых в настоящее время весьма много, однако наиболее популярной и применимой является рейтинговая система.

Влияние нововведений на конкурентоспособность региона осуществляется через создание нового типа преимуществ- инновационных, которые, в отличие от многих других, например, природно-ресурсных, являются в конечном счете неисчерпаемыми, не ограничены ни по возможному потенциалу воздействия, ни временными рамками. Они способны обеспечивать непрерывный и устойчивый экономический рост, и поступательное развитие региона как в текущем периоде, так и в стратегическом плане в любой перспективе.

Таким образом, взаимосвязь инновационности и конкурентоспособности говорит о единстве количественной и качественной стороны.

Что же касается анализа качественной стороны исследуемого вопроса, то здесь воспользуемся подходом М.Портера, который, как известно, выделяет в развитие конкурентоспособности четыре взаимосвязанных стадии: фактор производства, инвестиции, инновации и богатство [2, с. 605-608].

На первой стадии конкурентоспособность достигается за счет конкурентных преимуществ, связанных с наличием и использованием людских и финансовых ресурсов.

На второй стадии- стадии инвестиций конкурентоспособность обеспечивается эффективной, а иногда даже «агрессивной», инвестиционной политикой, направленной на разработку и внедрение улучшенных технологий, расширение масштабов сбыта и производства, на увеличение вложений в наукоёмкие производства, на создание эффективной научно- технической и экономической инфраструктуры.

Особое значение имеет третья стадия, когда конкурентоспособные преимущества активно образуются самими субъктами хозяйствования. Эта стадия характеризуется широким использованием инноваций во всех сферах экономики и управления, созданием стимулов для введения новой техники и технологий, ростом количества научных учреждений и организаций, ориентированных на запросы отраслей.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х

Что касается стадии, на основе богатства, то она, по М.Портеру, в отличие от первых трех, означает спад конкурентоспособности и постепенную утрату завоеванных конкурентных позиций, запаздывание с модернизацией и обновлением производства, постепенное снижение уровня жизни населения.

Таким образом, из анализа качественной стороны конкурентоспособности можно сделать вывод, что регионы Российской Федерации находятся в основном на первой и второй стадиях развития, с отдельными элементами третьей.

Список использованной литературы:

1. Гуськова Н.Д., Салимова Т.А., Огарёва Н.П. Формирование политики в области повышения качества и конкурентоспособности: национальный и региональный аспект // Региональная экономика: теория и практика.- 2010.- № 14 (149).- С. 2-7.

2. Портер М. Международная конкуренция.- М.: Международные отношения, 1993.- 896 с.

3. Суслов В.И. Сценарии экономическогоразвития: инновационные аспекты// ЭКО.-2010.- № 2.-С. 2-15.

© Аминева Э.М., 2017

УДК 339.138

Архипов Анатолий Евгеньевич

д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры бизнеса в сфере услуг НГУЭУ

г. Новосибирск, РФ E-mail: archi-197@mail.ru Лаушкина Мария Александровна магистрант НГУЭУ г. Новосибирск, РФ E-mail: masha13_92@mail.ru

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В последние годы с увеличением роли маркетинговых коммуникации, увеличивается и значение маркетинговых коммуникаций в системе продвижения товара. На самом деле, эффективность коммуникативной политики становится одним из основных факторов, определяющих успешность предприятия.

Ключевые слова

Маркетинговые коммуникации, комплекс маркетинговых коммуникаций.

Каждый человек является покупателем. Приобретает ежедневно хлеб, молоко, газеты или другие товары. При этом он выбирает нужное ему из имеющихся предложений по особым, известным только данному человеку, причинам. Лишь около 10% покупок совершается необдуманно, спонтанно. Выбирая товар, покупатель отдает предпочтения тому, который, на его взгляд изготовлен лучшей фирмой и поэтому, по его мнению, несравненно лучше других аналогичных товаров. У такого покупателя заранее сложились определенный образ данной фирмы и ее товаров, мнение о ее превосходстве над аналогичными товарами. Такое мнение у покупателя может сложиться стихийно, и тогда оно, безусловно, не всегда будет благоприятным для фирмы.

Задачи современного маркетинга не ограничиваются разработкой необходимых потребителям продуктов, установлением приемлемых цен и обеспечением широкой доступности товаров в торговых точках. Компании должны постоянно взаимодействовать с реальными и потенциальными партнерами и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.