Научная статья на тему 'Методические основы управления конкурентными преимуществами объектов'

Методические основы управления конкурентными преимуществами объектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ / СИСТЕМНЫЙ / КОМПЛЕКСНЫЙ И НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД / РАНЖИРОВАНИЕ / РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурашов В. И.

Развитие экономических отношений предполагает необходимость внесения дополнений в разработанные и рекомендуемые к использованию методики оценки конкурентоспособности. Анализ положений конкурентоспособности М. Портера позволил определить ограниченность применения без дополнительных исследований и корректировок предложенных в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические основы управления конкурентными преимуществами объектов»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ ОБЪЕКТОВ

Мурашов В.И., аспирант Национальный институт бизнеса

Аннотация. Развитие экономических отношений предполагает необходимость внесения дополнений в разработанные и рекомендуемые к использованию методики оценки конкурентоспособности. Анализ положений конкурентоспособности М. Портера позволил определить ограниченность применения без дополнительных исследований и корректировок предложенных в статье.

Ключевые слова: управление конкурентными преимуществами, системный, комплексный и нормативный подход, ранжирование, разработка стратегии.

Конкурентное преимущество системы - какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами.

Наиболее цитируемым автором в зарубежной и отечественной литературе по теории управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью страны и отраслей является, на наш взгляд, Майкл Портер. Однако его теория разработана на основе анализа многих стран, отраслей и фирм, работающих в условиях сформировавшихся рыночных отношений, характеризующихся стабильностью и высоким качеством правовой системы и рыночных механизмов. К российским переходным условиям эта теория, конечно, не адаптирована и может быть использована только для сведения, как американский опыт. Попытаемся проанализировать основные положения М. Портера (табл. 1).

Задачи специалиста по стратегическому маркетингу и его команды в области управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью объектов сводятся к следующим:

1) анализ, отбор и обоснование конкурентных преимуществ и факторов конкурентоспособности объектов;

2) развитие слабых сторон объекта и создание новых конкурентных преимуществ;

3) формирование цели функционирования и развития объекта;

4) фокусирование факторов конкурентоспособности на цель или «сжатие» всех конкурентных преимуществ в «лазерный луч»;

5) «направление лазерного луча» на цель.

Перечисленные пять задач трудно выполнить.

Для этого необходимо применять современные научные подходы и принципы, методы и модели, которые следует учитывать в условиях ускоренной динамики экономической ситуации.

В настоящее время многие ученые и специалисты считают, что конкурентоспособность - это результат работы в области качества объектов, она может быть оценена только на реальном рынке. Это ошибочная теория или точка зрения, отталкивающаяся, как и во всех разделах экономики (финансовый менеджмент, маркетинг, экономика предприятия, производственный менеджмент и др.), от факта, реального мира, а не от прогноза, виртуального мира, от тактического, а не стратегического маркетинга. Автор поддерживает мнение большинства ученых в том, что профилактика в десятки и даже сотни раз эффективнее лечения. Следует максимально сконцентрировать и правильно направить усилия на обнаружение разно-направленности или инертность на их отрицательной эффективности.[4]

Таблица 1.

Анализ основных теоретических положений М. Портера по управлению конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью страны, отрасли, компании._____________________

Основные теоретические положения М. Портера Почему эти положения нельзя полностью применять в условиях российской переходной экономики

1. Стадиями конкурентоспособности страны явпяются: - стадия факторов производства; - стадия инвестиций; - У* •' стадия нововведений; - стадия богатства. Страна из первой стадии переходит во вторую, из второй - в третью и т.д Из четвертой стадии идет обратный откат в третью (например. Швеция. Великобритания и ЙО-л годы}. Перечисленные стадии по сути отражают совершенно разные явления и никак не могут стоять в одном ряду Например, богатство - цель общества (выход системы), инновации - инструмент (процесс в системе), а инвестиции и факторы производства - средства (вход системы) Переход страны из четвертой стадии в третью является исключением, результатом временного кризиса. Стадии развития страны характеризуются номером технологического уклада (точнее, структурой укладов) Например. США характеризуются преимущественно пятым технологическим укладом - инновацией наукоемких технологий Отдельные отрасли России имеют параметры третьего-пятого укладов

2. Конкуренция может быть неценовой (повышение качества товара) и ценовой (снижение цены). Такой подход не охватывает многих аспектов конкуренции и конкурентоспособности, так как. во-первых, конкуренция может быть не только между товарами, но и многими другими объектами; во-вторых. нами обоснован переход на пятифакторную конкуренцию между товарами: качество товара, его цена, качество сервиса, затраты на эксплуатацию, качество управпения

3. Типичными причинами новаций, дающими конкурентные преимущества, являются: - новые технологии; - новые запросы покупателя; - появление нового сегмента; - изменение стоимости компонентов производства; - изменение правитепьственного регулирования На проблему надо смотреть шире, комплексно. Для условий переходной экономики характерны еще следующие виды инноваций, дающих конкурентные преимущества изготовителю: создание нового товара на основе изобретений; совершенствование выпускаемого товара на основе ноу-хау. совершенствование действующей технологии на основе ноу-хау; совершенствование организации производства на основе ноу-хау; совершенствование организации труда; совершенствование систем управпения предприятием, персоналом, качеством и т. д ; улучшение качества входа системы (сырья, материалов, комплектующих изделий и т.п.); совершенствование взаимодействия с внешней средой системы; развитие функций стратегического и тактического маркетинга; повышение качества сервиса товара у потребителя и др.

Основные теоретические попожения М Портера Почему эти положения нельзя полностью применять в условиях российской переходной экономики

4 Цепочка ценностей фирмы включает: основную деятельность(обеспечение поставок, выпуск продукции и т.д.) и вспомогательную деятельность (планирование, финансы, управление персоналом, снабжение и т.д. Во-первых, это не цепочка ценностей фирмы, а ее специфические функции. Ценности - это нечто особенное, то. чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить либо иметь в будущем. Во-вторых. в составе основной деятельности есть функция «обеспечение поставок», в состав вспомогательной деятельности эта же функция включена, но в другой формулировке - «снабжение» В-третьих, предприятие имеет: а) организационную структуру, куда входят все службы, выполняющие управленческую деятельность на уровне предприятия; б) производственную структуру, состоящую из подразделений основного производства, вспомогательных и обслуживающих (обеспечивающих)

Мурашов В.И.

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ

5. Конкуренцию в отрасли определяют пять сил:

- соперничество ыемузу конкурентами.

- способность покупателя торговаться;

- способность поставщиков торговаться;

- угроза появления товаров-

- угроза появления новых

конкурентов

6. Детерминантами конкурентного преимущества страны

являются; параметры спроса на внутреннем

производства и инфраструктуры; стратегия фирм; их структура и соперничество на

родственные и

конкурентоспособные на международном рынке

Во-первых, перечисленные сипы по формулировке неконкретные, их невозможно измерять (а значит, и управлять ими).

Во-вторых, они не охватывают весь аспект факторов конкуренции в отрасли.

Конкуренцию в отрасли определяют следующие факторы:

1) конкурентоспособность страны;

2} конкурентоспособность отрасли;

3} конкурентоспособность смежных отраслей;

5} конкурентоспособность изготовителя и его конкурентов:

6) конкурентоспособность поставщиков;

7) конкурентоспособность товаров на рынке;

8) конкурентоспособность товаров-заменителей;

9) форма рынка, количество изготовителей (продавцов) и покупателей;

10) размер (объем) рынка:

11) среднеотраслевая норма прибыли;

12) стадия жизненного цикла рынка;

13) доступ на рынок (высота барьеров);

14) качество правового обеспечения;

15) сипа конкуренции на рынках продавцов и покупателей;

16) политика ценообразования.

17) качество сервиса;

18) качество подготовки специалистов в отрасли;

19) качество управления (менеджмента).

20) качество государственного регулирования рыночных отношений н РР‘

Перечисленные детерминанты {автором пред лагается назвать их факторами достижений конкурентоспособности) не охватывают многих аспектов обеспечения конкурентных преимуществ и

неконкретны,

Предлагаются следующие факторы конкурентоспособности страны: 1} качество государственного регулирования управления конкурентоспособностью страны (законы, указы, постановления и

ТА*

2} отработанность и эффективность рыночных механизмов (институты, условия и стимулы повышения конкурентоспособности и (в создано не более 30%

):

3) качество образования и расходы на него из бюджета:

4) инновационная активность в стране;

5} стабильность политической системы;

6) обеспеченность собственными ресурсами;

7) средняя заработная плата работников образования и науки;

8) природно-климатические условия;

9} качество инфраструктуры;

10| богатство страны^

11) уровень риска предпринимательской деятельности;

12) уровень коррупции;

13) криминогенность обстановки в стране и др

В результате такого ошибочного подхода к проблеме конкурентоспособности отсутствуют квалифицированные специалисты по стратегическому маркетингу, конкурентоспособности и смежным направлениям.

Для лучшего понимания роли управления конкурентными преимуществами в повышении конкурентоспособности и прибыли организации нами подготовлена логическая схема (рис. 1).

далеко не все аспекты обеспечения конкурентоспособности.

Считаем целесообразным к интегральной оценке конкурентных преимуществ применять системный, комплексный и нормативный подходы.

С позиций системного подхода, при интегральной оценке конкурентных преимуществ объектов как систем, следует отдельно оценивать факторы внешнего окружения и внутренней структуры систем (или внешние и внутренние факторы).

С позиций комплексного подхода при оценке конкурентных преимуществ следует учитывать технические (технический уровень производства и выпускаемой продукции и т. п.), правовые (стабильность демократических преобразований, системность и обоснованность законодательных актов по различным направлениям права), рыночные (потенциал рынка, сила конкуренции, открытость, маркетинг и т. п.), научные (глубина анализа экономических законов и закономерностей, законов организации, широта и глубина применения научных подходов, современных методов), экономические (рентабельность, устойчивость, финансовые инструменты, обеспеченность ресурсами и т.д.), организационные (организация производства, труда и менеджмента, логистика, организация рыночной инфраструктуры и т. д.), психологические и другие аспекты обеспечения конкурентоспособности, а также их взаимовлияния.

Применение нормативного подхода к оценке будет побуждать организовывать нормирование и мониторинг конкретных факторов преимущества конкретных объектов.

Оценка конкурентоспособности осуществляется по конечным итоговым результатам реакции конкретного рынка (потребителя) на конкретный товар, а оценка конкурентных преимуществ осуществляется на ранних стадиях инвестирования, до начала бизнеса, при технико-экономическом обосновании инновационных и инвестиционных проектов. Дальнейший мониторинг реализации конкурентных преимуществ осуществляется на стадиях производственного процесса и логистики, вплоть до продажи товара. Поэтому очень важно обоснованно, жестко и регулярно проводить политику наращивания конкурентных преимуществ управляемых объектов.

Методами (инструментами) реализации этой политики являются учет, анализ, нормирование и оценка конкурентных преимуществ. Схема превращения конкурентных преимуществ (КП) объектов в конкурентоспособность организации (Ко) показана на рис. 2.

Рис. 1. Логическая схема реализации конкурентных преимуществ организации.

Рассматриваемые в различных источниках методы оценки конкурентных преимуществ охватывают

Т1 - первое конкурентное преимущество первого товара

КТ-, - конкурентоспособность первого товара

0 (2) ' © ©

Рис. 2. Схема превращения конкурентных преимуществ объектов

в конкурентоспособность организации. [6]

На уровне 1 устанавливаются (разрабатываются) конкретные мероприятия по превращению отдельных факторов в конкретное конкурентное преимущество на уровне 2. Дальше эти преимущества должны воплощаться в конкретном товаре (или на рынке) с целью обеспечения его конкурентоспособности (уровень 3). На конкурентоспособность организации (К) на уровне 4 оказывают влияние конкурентоспособность ее товаров и конкурентные преимущества внешней среды (КПВС) организации (КП0), к которым могут относиться ее миссия, имидж, уровень культуры, экологическая политика, качество системы менеджмента и др. На рис. 2 показано (условно), что конкурентоспособность организации определяется конкурентоспособностью трех товаров и конкурентным преимуществом организации.

Конкурентоспособность первого товара определяется тремя конкурентными преимуществами. В свою очередь, например, второе конкурентное преимущество первого товара (КШ2Т1) достигается путем реализации трех конкурентных факторов (КП2Т1Ф1, КП2Т1Ф2, КП2Т1Ф3). В различных научных исследованиях представлены типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов к группировке к которых в зависимости от отрасли реальной экономики - подход субъективный.

На стадии проектирования (инновационного, инвестиционного, стратегического планирования и т.д.) интегральную оценку конкурентных преимуществ, например, товара можно осуществлять по формуле:

п т

КПТ = Ца П, *р„ «V

i=1 7=1

где КПТ - интегральный показатель конкурентных преимуществ конкретного товара; / =1, 2,..., п - номер конкурентного преимущества конкретного товара; у =1,2,..., т - номер фактора /-го конкурентного преимущества товара; а - весомость конкурент-

ного преимущества; Xа/ = 1; вії - весомость ї- го фактора /-го конкурентного преимущества; = 1;

П/ - относительное или нормативное значение /-го конкурентного преимущества; Ф/ - относительное или нормативное значение /-го фактора ї- го конкурентного преимущества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интегральный показатель конкурентных преимуществ товара характеризует его потенциальную конкурентоспособность.

Не все конкурентные преимущества и определяющие их факторы можно оценить количественно. Если это невозможно, то применяются экспертные методы оценки как факторов и преимуществ, так и их весомости.

Учет вышеизложенных предложений по совершенствованию оценки, позволит принимать эффективные управленческие решения.

Список используемой литературы

1. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993.

2. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Омега-Л, 2004.

3. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. - М.: ТЕИС, 2003.

4. Ж.- Ж. Ламбена. Стратегический маркетинг. - Спб.: Питер, 2008.

5. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. 2-е изд. - М.: Издательство «ДеКа», 2004.

6. Орехов С.А., Селезнев В.А., Тихомирова Н.В. Корпоративный менеджмент: Учебное пособие / Под общ. ред. д.э.н., проф. С.А. Орехова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. - 440 с.

7. Японский прогноз развития науки, техники и технологии до 2025 г. Национальный институт по политике в области науки и техники, Япония: Пер. с япон. / Под ред. В.Я. Белобрагина, Л.Г. Дубицкого. - М: АСМС, 2001.

II» статью аспиранта Мурашов ВИ «Методические основы упрамемм конкурентными прсимушестиа-мн объектов»

В статье прсдстяллена ашторска* оценка теоретических положений М. Потера по управлению конкурентными преимуществами, вьимсны причины ограничения применения положе-кий. Обоснована иелесообраиюсть приманеним системного подходов к интегральной оценке конкурентоспособности- Ранжированы малы аналиіа н трансформации конкурентных преимуществ товаров а конкурентоспособность организдмии. Испо.тьэованне рекомендаций автора в процессе разработки сграггеїни достижения конкурентоспособности ноіваиет снизить риски недостижения поставленной цели.

Дд.н„ профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.