АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ТУРИЗМА И САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ
СФЕРЫ
Л.И. Донскова1, канд. экон. наук, доцент
А.А. Макаров , канд. экон. наук, доцент
Л.С. Чикалова2, канд. экон. наук, доцент
Российский государственный социальный университет
2Среднерусский гуманитарно-технологический институт
1(Россия, г. Москва)
2(Россия, г. Обнинск)
Б01: 10.24411/2411-0450-2020-10775
Аннотация. В материале представлен анализ элементов инновационной деятельности российских организаций туризма и санаторно-курортной сферы. Полученные, на основе статистических данных и метода экспертных оценок, результаты позволяют выявить конкурентные преимущества организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, предопределяющие векторы их дальнейшего развития. При этом акцент собственниками и менеджментом организаций туризма и санаторно-курортной сферы должен делаться на продуктовые и организационно-управленческие инновации.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, метод экспертных оценок, организации туризма и санаторно-курортной сферы.
Вопросы, связанные с инновациями и инновационной деятельностью, которые обеспечивают экономический рост и конкурентоспособность страны в системе глобальных координат, имеют особое значение, так как руководство Российской Федерации провозгласило курс на инновационное развитие государства «...на базе экономики лидерства и инноваций» [ 1].
Сфера социально-культурного сервиса и туризма охватывает различные организации - туристические, гостиничные, санаторно-курортные, экскурсионные, спортивно-оздоровительные и пр. - относящиеся к малому и среднему предпринимательству (МСП). Общеизвестно, что субъекты МСП в силу своей гибкости и мобильности играют значимую роль в создании и распространении нововведений [6,
7].
Становление и динамичное развитие субъектов МСП в сфере туризма и санаторно-курортного бизнеса, по нашему мнению, обусловлено:
1) формированием различных направлений «сервисной» экономики, повышением роли и значения организаций инфраструктуры в этой сфере;
2) усилением значения индивидуального взаимодействия с клиентом в сфере обслуживания, что способствует созданию более высокой стоимости (ценности) продукта и повышает конкурентные преимущества хозяйствующего субъекта;
3) на туррынке остается достаточно высокая конкуренция, особенно среди небольших фирм (агентства, экскурсионные бюро, операторы онлайн-платформ по бронированию), что обусловлено невысокой стоимостью «входа» на рынок [3, 4, 6, 7, 8].
Организации индустрии туризма и санаторно-курортного бизнеса, несмотря на влияние глобальных кризисов экономической, финансовой, социальной направленности и других неблагоприятных факторов (например, последние события в мире, связанные с распространением коронави-русной инфекции), приспосабливаются к меняющимся в разных частях света условиям. Следовательно, под влиянием изменений функционирования туристического рынка от представителей бизнеса требуется перезагрузка бизнес-модели и активизация инновационной деятельности за счет совершенствования управленческих и сер-
висных технологий, разработки и продвижения новых турпродуктов (в т.ч. числе экологической и рекреационной направленности).
Инновационная деятельность в соответствии с ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» трактуется как деятельность, включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую, направленную на реализацию инновационных проектов, а также создание инновационной инфраструктуры и обеспечение её функционирования [2]. Применительно к сфере услуг под инновационной деятельностью понимается процесс создания нового продукта, новой технологии или услуги на основе результатов научных исследований с целью получения конкурентных преимуществ при реализации производимой продукции, работ и услуг на рынках.
Подчеркнем особенности модели инновационной деятельности в сфере услуг, где прослеживается взаимосвязь не только трех институтов (государство, образование и наука, предпринимательское сообщество), но и населения, что является одним из источников структурных и институциональных изменений. В этой связи, высока координирующая роль маркетинга, предопределяющего значение проектной деятельности (разрабатываемых и реализуемых инновационных проектов) [6, 7, 8].
Организации турбизнеса являются инициаторами и экспериментаторами в освоении и внедрении передовых технологий, непрерывно изменяют формы и способы предложения и предоставления услуг, открывают и осваивают новые возможности. Особенно это характерно для санаторно-курортной сферы, в которой высока доля лечебных и оздоровительных услуг, связанных с использованием различных природных ресурсов.
Развитие инноваций в отраслевых организациях имеет свою специфику:
- по характеру удовлетворяемых потребностей к ним относятся нововведения, создающие новые потребности и развивающие уже существующие;
- повышается их значимость, но в то же время увеличивается сложность их разра-
ботки и реализации. Связано это с проблемами планирования и прогнозирования деятельности, особенно турпредприятий;
- возрастают роль и значение предложений единичных (уникальных) разработок, рассчитанных на индивидуального потребителя, что позволяет организациям повысить свою конкурентоспособность, привлекать новых клиентов, формировать потребительскую лояльность;
- инновационная деятельность зависит от руководителя, его отношения к новшествам, формирования у персонала мотивации к инновационному типу поведения и правильной формы стимулирования [3, 5, 6, 8].
По нашему мнению, в организациях туризма и санаторно-курортной сферы наиболее перспективны инновации в процессе обслуживания потребителей, бизнес-процессах, модернизации материально-технического обеспечения. Экологические инновации актуальны при формировании экологических туров, маршрутов, экскурсий, так называемых эко-, троп, экскурсий, туров и др. Особая роль отводится таким инновациям, как новейшие информационные и коммуникационные технологии, электронный маркетинг, разработка систем резервирования и геолокации [3, 6, 8].
Для исследования проблем инновационной деятельности было проведено статистическое наблюдение (опрос в виде структурированного интервью). В качестве экспертов выступили предприниматели (240 чел.) в разных сферах деятельности: экскурсионная, спортивная, гостиничная, туристическая, санаторно-оздоровительная и др. Стаж работы респондентов в данной сфере составил: 65% - свыше трех лет, 22% - один-три года, 13% - менее года.
Результаты исследования показывают, что большая часть экспертов (70%) занимались инновационной деятельностью, при этом разрабатывали в большей степени маркетинговые, организационно-управленческие, технологические, социальные, информационные инновации, которые обеспечивают успешность бизнеса, в меньшей - экологические, экономические инновации (рис. 1).
Рис. 1. Приоритетные виды инноваций в деятельности отраслевых организаций, % ответивших респондентов
информационные 14,3
экологические 6,3
социальные 15,1
маркетинговые 23,4
экономические 8,7
организационно управленческие
19,0
технологические
16,3
Общеизвестно, что за счет инноваций повышается эффективность использования техники, следовательно, и конкурентоспособность организации в целом. Модернизацию техники и технологий большинство предпринимателей планируют проводить в ближайшее время, а остальные указали, что «не планируют» или «отсутствуют финансовые возможности».
Эксперты подчеркнули «рыночную» направленность инноваций: внедрение новых видов услуг, увеличение объема или снижение затрат на их оказание, что влияет на рост прибыли, повышение качества обслуживания.
Относительно источников финансирования, важно оценить условия инфраструктуры и то, услугами каких организаций пользуются, что можно охарактеризовать таким критерием, как «доступность». В большей степени респонденты пользуются услугами организаций по микрокредитованию, инвестиционных и инновационных фондов, в меньшей - услугами ли-
зинговых компаний, консалтинговых и венчурных фирм.
Для оценки мер со стороны государства по поддержке малого бизнеса введен критерий «уровень важности» (наиболее важно - важно - менее важно). Результаты расчетов подтверждают, что со стороны властей необходимы следующие мероприятия:
- наиболее важно - финансовая поддержка и помощь в получении ссуд и кредитов, предоставление в аренду государственных и муниципальных помещений на льготных условиях, оказание помощи в продвижении услуг на региональные рынки, обеспечение государственными заказами;
- важно - организации выставок и ярмарок, создание бизнес-инкубаторов и технопарков;
- менее важно - информационная и консультационная поддержка малого бизнеса, обучение населения основам предпринимательства (рис. 2).
Рис. 2. Предпочтения респондентов в отношении учреждений инфраструктуры поддержки
субъектов МСП, %
Отмеченные предпочтения характеризуют приоритетность мер государственного регулирования инновационной деятельности и способов стимулирования субъектов МСП туристической и санаторно-курортной сфер.
В будущем для повышения эффективного развития субъектов МСП необходимо оказать финансовую поддержку со стороны государства (льготный доступ к кредитно-финансовым инструментам), обеспечить равные возможности для конкуренции, предусмотреть сокращение количества контрольно-надзорных органов.
Для организаций туризма и санаторно-курортной сферы по результатам исследования мы считаем необходимым активизировать следующие направления инновационной деятельности: маркетинг, получение нового знания и информации, взаимодействие с образовательными учреждениями.
Разработка и внедрение инноваций в организации - это проекты с инновационными элементами. При этом повышается значение маркетинга на всех этапах проек-
та (исследование и разработка, выход на рынок, повышение эффективности и стабильности). В этой связи, исследовательский процесс создания нового научного знания имеет возможные варианты для дальнейшего использования (создание нового бизнеса, диверсификация своей деятельности). Это возможно за счет активизации взаимодействия с профильными кафедрами вузов (открытие «базовых» кафедр, совместное проведение исследований, выполнение студентами дипломных работ под заказ).
Обобщая представленный материал, отметим, что в инновационном развитии организаций важную роль играет позиция бизнес-сообщества, особенно в условиях неустойчивости и нестабильности окружающей среды. В этом случае важен акцент на создание таких условий, в которых отраслевой бизнес будет успешно работать (трансформация бизнес-модели, переход на информационные технологии, активное взаимодействие с клиентами и партнерами).
Библиографический список
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р.
2. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Консультант Плюс.
3. Башина О.Э., Завражин А.В., Карманов М.В. Оздоровительный туризм: особенности управления и прикладного анализа: монография. - М.: Изд-во МЭСИ, 2014. - 194 с.
4. Донскова Л.И. Сервисизация общества как процесс и результат: российский опыт // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - №320.
5. Донскова Л.И., Редькин А.Г., Макаров А.А., Чикалова Л.С. Особенности реализации клиентоориентированной политики в организации санаторно-курортной сферы // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. - 2020. - № 1. -С. 10-19.
6. Императивы бизнеса / под ред. Ю.Н. Клещевского, И.А. Кудряшовой; Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. - Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - 280 с.
7. Торговое дело: коммерция, маркетинг, менеджмент. Теория и практика: Монография /под науч. ред. д.э.н., проф. Д.И. Валигурского. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. - 410 с.
8. Туризм и гостеприимство через призму инноваций // Сборник статей научно-практической конференции (27 февраля 2017 года) // под научн. ред. Е.М. Крюковой. - М.: Изд-во «Университетская книга», 2017. - 205 с.
ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE ACTIVITIES BY RUSSIAN TOURISM ORGANIZATIONS AND HEALTH AND SPA SPHERE
L.I. Donskova1, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.A. Makarov , Candidate of Economic Sciences, Associate Professor L.S. Chikalova2, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor 1Russian State Social University
2Central Russian Humanitarian and Technological Institute 1(Russia, Moscow) 2(Russia, Obninsk)
Abstract. The article presents an analysis of the elements of innovation activities of Russian tourism organizations and the health resort sector. The results, obtained on the basis of statistical data and the method of expert assessments, make it possible to identify the competitive advantages of organizations that are subjects of small and medium-sized businesses, which predetermine the vectors of their further development. At the same time, the emphasis by the owners and management of tourism organizations and the sanatorium-resort sector should be made on product and organizational and managerial innovations.
Keywords: innovation, innovative activity, the method of expert assessments, the organization of tourism and the sanatorium-resort sphere.