РСН: 10.24412/С1-37273-2024-1-55-57 Гетигежев Астемир Артурович,
ассистент Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик
Аспекты организации и актуальные проблемы физического воспитания в высшем профессиональном образовании студентов
Аннотация. Здоровье - самая важная ценность для общества и человеческого прогресса. В современном мире здоровье людей и, в частности, молодежи ухудшается. Это связано с целым рядом факторов: плохая экология, малая подвижная активность, неправильное питание, вредные привычки и др. Ухудшение здоровья студенческой молодежи напрямую влияет на качество будущих профессиональных кадров. В этой связи данная проблема носит общенациональный характер, и решать ее должны не только государственные органы, но и общество в целом. Модернизация и инновационные методы во всех сферах жизнедеятельности помогут справиться с ней, но принципиально важно начать со сферы образования, так как именно в ней закладываются необходимые знания и жизненные навыки.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни.
Начало XXI века ознаменовалось беспрецедентным социально-техногенным скачком. Быстрый темп развития технологий и информационных систем, с одной стороны, привел к значительным достижениям в различных областях, но с другой - сопровождается обеспокоивающими тенденциями. Мы наблюдаем снижение уровня физической активности населения, ухудшение показателей здоровья, рост числа хронических заболеваний, связанных с гиподинамией и неправильным образом жизни. Сидячий образ жизни, преобладание интеллектуального труда и недостаток физической активности приводят к ослаблению мышечного корсета, нарушениям осанки, сердечно-сосудистым заболеваниям и проблемам с опорно-двигательным аппаратом. В свою очередь, эти проблемы снижают работоспособность и профессиональную пригодность в областях, требующих высокой физической выносливости и координации движений [1].
Поэтому цель физической культуры и всей системы физического воспитания выходит за рамки простого укрепления здоровья. Она направлена на формирование личной физической культуры и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к своему здоровью, как неотъемлемой части гармоничного развития личности. Это комплексная задача, включающая в себя не только физическую подготовку, но и формирование здоровых привычек, понимание взаимосвязи физического и психического здоровья, развитие самодисциплины и ответственности за собственное благополучие.
Достижение этой цели невозможно без активного участия самого человека. Студент, будущий специалист, должен осознать необходимость занятий физической культурой не как формальное выполнение требований учебного плана, а как важную составляющую своего личностного и профессионального роста. Это требует разработки эффективных мотивационных программ, способствующих формированию внутренней мотивации к здоровому образу жизни. Мотивация не должна быть навязана, а должна возникать из понимания важности физической активности для достижения личных целей и профессионального успеха [2]. Мотивация, направленная на здоровье
и оздоровительный образ жизни, требует психологической и интеллектуальной готовности студента, его осознанного понимания актуальности оздоровительной деятельности, как личной и социальной значимости здоровой жизнедеятельности, личного желания овладеть теорией и практикой, системой оздоровительной деятельности, средствами физической культуры.
Для формирования такой внутренней мотивации необходим комплексный подход. Он должен включать в себя:
1) Образовательную составляющую: глубокое понимание физиологических механизмов влияния физической активности на организм, знания о правильном питании, режиме дня, методах самоконтроля и профилактике заболеваний.
2) Воспитательную составляющую: формирование ценностного отношения к здоровью, развитие самодисциплины, ответственности за свое здоровье и способности к самоорганизации.
3) Практическую составляющую: регулярные занятия физической культурой, подбор индивидуальных программ тренировок с учетом физических возможностей и здоровья, контроль за результатами и коррекция программы при необходимости.
Исследования, проведенные среди студентов первого курса, выявили тревожную тенденцию: значительная часть первокурсников не осознает важности физической культуры для поддержания и укрепления здоровья.
Это приводит к тому, что они игнорируют обязательные занятия: пропуски лекций и практических занятий по физической культуре становятся нормой; ведут малоподвижный образ жизни: самостоятельные занятия физкультурой и спортом практически отсутствуют; обладают низким уровнем физической подготовленности: результаты тестирования показывают слабые показатели силы, выносливости и координации; часто болеют: простудные заболевания становятся частыми спутниками таких студентов [3].
Основная мотивация к занятиям физической культурой у этой категории студентов сводится к формальному получению зачета. Отсутствие глубокой мотивации и понимания ценности физических упражнений приводит к тому, что физическое воспитание становится лишь формальным требованием учебного плана.
Несовершенство организации воспитательно-образовательного процесса по учебной программе «Физическая культура» и вузах объясняется многими причинами:
Недостаточная информированность: Студенты часто не обладают достаточными знаниями о пользе физической активности для их здоровья и общего благополучия.
Высокая учебная нагрузка: Современные студенты испытывают значительную учебную нагрузку, которая оставляет мало времени для занятий спортом.
Недостаточная мотивация: Отсутствие интереса к физической культуре и спорт, а также недостаточная мотивация со стороны преподавателей и родителей.
Несоответствие физических нагрузок возрастным возможностям: Учебный процесс часто предъявляет к студентам высокие физические и психоэмоциональные нагрузки, что может негативно сказываться на их здоровье.
Недостаточная информативность медицинских обследований: Данные медицинских осмотров, как правило, носят поверхностный характер и не предоставляют полной картины о состоянии здоровья студента [4].
Все это не позволяет выявить эффективность и качество проводимых занятий физической культурой в сфере воспитания, образования и оздоровления личности будущего специалиста. Научить студентов оценивать состояние своего физического здоровья, функционального состояния, физической подготовки.
Как отмечалось выше, в настоящее время сложилась стойкая тенденция снижения уровня здоровья молодежи. Возрастает количество студентов имеющих отклонения в состоянии здоровья. Как показывает практика, сложившаяся к настоящему вре-
мени методика занятий по физической культуре эффективна далеко не для всех, поскольку в учебных группах объединены студенты с различным уровнем физической подготовленности, работоспособности и здоровья. Отметим также, что недостаточно разработана система работы с молодежью с ослабленным здоровьем, которые в настоящее время составляют почти 50% от общего числа студентов. Это указывает на необходимость разработки новых программ по физическому воспитанию для студентов всех медицинских групп и различной профессиональной направленности. В связи с этим, данные проблемы мы считаем актуальными и нуждающиеся в дальнейшем рассмотрении [5].
Использование средств физической культуры и спорта в процессе обучения способствует решению многих проблем, связанных как с получением высшего профессионального образования, так и укрепления здоровья, развития физического потенциала и достижения физического совершенства молодежи:
- Повышение осведомленности студентов о важности физической культуры: Проведение лекций, семинаров и других мероприятий, направленных на формирование у студентов осознанного отношения к своему здоровью.
- Разработка индивидуальных программ физического воспитания: Создание программ, учитывающих особенности каждого студента и направленных на достижение конкретных целей.
- Повышение квалификации преподавателей: Организация курсов повышения квалификации для преподавателей физической культуры с целью обновления их знаний и навыков.
- Создание современной спортивной инфраструктуры: Оснащение вузов современным спортивным оборудованием и инвентарем.
- Укрепление междисциплинарного сотрудничества: Совместная работа преподавателей физической культуры, медицинских работников и психологов для комплексного подхода к здоровью студентов.
Таким образом, уровень современного производства предполагает постоянное совершенствование системы высшего образования и профессиональной готовности специалиста к выбранной деятельности. Поэтому на наш взгляд актуальность совершенствования системы обучения в Вузах является приоритетным направлением исследований. Необходимо отметить, что на современном этапе развития общества перед специалистами выдвигаются и соответствующие требования.
Ссылки на источники
1. Аникеев Д. М. Проблемы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2019. - № 2. - С. 6-9.
2. Изаак С.И. Состояние физического развития и физической подготовленности молодого поколения России и их коррекция на основе технологии популяционного мониторинга: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб, 2006. - 49с.
3. Кожевникова Л.К. Структура формирования здорового образа жизни современной студенческой молодежи // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - № 3. - С. 69-71.
4. Шарапова О.В., Царегородцев А.Д., Кобринский Б.А. Всероссийская диспансеризация: основные тенденции в состоянии здоровья детей // Российский вестник пе-ринаталогии и педиатрии. - 2014. - №1. - С.56-60.
5. Гаркуша С.В. Физическое воспитание учеников и студентов: современные проблемы и пути решения // Здоровье для всех. - 2013. - №2. - С. 30-33.