Научная статья на тему 'Аспекты компетентностного подхода в системе многоуровневого высшего профессионального образования'

Аспекты компетентностного подхода в системе многоуровневого высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каратаева Н. Г.

В статье подробно анализируется проблема смены образовательной парадигмы в высшем инженерном образовании, раскрываются особенности реализации идей компетентностного подхода в системе многоуровневого обучения, связанные с усилением практико-ориентированной подготовки в высшей школе, рассмотрены основные аспекты компетентностного подхода в системе многоуровневого высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты компетентностного подхода в системе многоуровневого высшего профессионального образования»

формирует информационную культуру и, наконец, содействует воспитанию обучаемых студентов. Этот метод нацелен на совершенствование будущего специалиста в различных аспектах - профессиональном, интеллектуальном, творческом и др. Он способствует формированию именно тех компетенций и компетентностей, которые необходимы профессионалам, готовящимся к деятельности в определенных сферах общественного производства [2, с. 6-13].

Список литературы:

1. Миролюбов A.A. Современные педагогические технологии // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. A.A. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - С. 346-348.

2. Поспелов В.К. Финансовая академия в процессе перехода на многоуровневую систему подготовки кадров // Вестник Финансовой академии. -2007. - № 1 (41). - С. 6-13.

3. Солодовник К.Б. Метод кейс-стади в преподавании иностранных языков как свидетельство современных интеграционных процессов в образовательной системе // Материалы третьей международной научной конференции «Актуальные проблемы современного научного знания» / Под общ. ред. H.A. Стадульской. Ч. 2. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. - С. 313-315;

4. Твердохлебова И.П. Эволюция контекста преподавания «Английского языка делового общения в России и ее влияние на роль студента // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Key skills and knowledge students need to participate successfully in the 21st century society». - М.: Изд-во Академии бюджета и казначейства, 2009. - С. 26-28.

5. Ковальчук М.А. Дискуссия как средство обучения иноязычному общению. - М.: Изд-во Высшая школа, 2008.

6. Богомолова И.Н., Петровская Л.А. Групповая дискуссия // Социально-психологический климат коллектива. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М., 2000.

АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ МНОГОУРОВНЕВОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ © Каратаева Н.Г.*

Морская государственная академия им. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск

В статье подробно анализируется проблема смены образовательной парадигмы в высшем инженерном образовании, раскрываются особен-

* Заведующий методическим кабинетом Управления методической работы и внедрения новых образовательных технологий.

ности реализации идей компетентностного подхода в системе многоуровневого обучения, связанные с усилением практико-ориенгирован-ной подготовки в высшей школе, рассмотрены основные аспекты компетентностного подхода в системе многоуровневого высшего профессионального образования.

В настоящее время перед государственными образовательными учреждениями России, перед вузами, занимающихся подготовкой инженерных кадров, стоят задачи подготовки специалистов, отвечающих современным потребностям бурно развивающейся экономики. Инженерное образование имеет свои особенности, связанные со спецификой тех отраслей экономики, для которых ведется подготовка специалистов, а это создает дополнительные проблемы в организации инновационной системы обучения, которая обеспечивала бы подготовку действительно конкурентоспособного специалиста, отвечающего запросам как рынка труда, так и конкретного заказчика. Причем, чем стремительнее развивается отрасль, тем сложнее организовать подготовку конкурентоспособных специалистов.

Вхождение в мировое экономическое пространство привело к структурным сдвигам в экономике, и это неизбежно отразилось на росте требований к уровню подготовки специалистов транспортной отрасли. Общие проблемы, характерные для технических вузов, усугубляются проблемами транспортной отрасли. Потребность в конкурентоспособных и компетентных специалистах ощущается особенно остро в связи с высокой динамикой развития транспортной отрасли, расширением модельного ряда морских судов, бурным ростом сервисных предприятий и изменением концепции фирменного сервиса. Одна из возможных стратегий построения инновационной системы подготовки инженеров транспортной отрасли является переход на более высокий уровень индивидуализации образовательных маршрутов, взаимодействие образования с окружающей средой, диверсификацию образовательных стратегий. Одна из возможных стратегий построения инновационной системы подготовки инженеров транспортной отрасли является переход на новые стандарты, основой которых является компетентностный подход. Наиболее адекватными данному подходу являются такие образовательные стратегии, как модульное обучение; обучение «кеіє-єіМу», проектное обучение, а также обучение посредством пакета ситуаций для принятия решений.

Новая парадигма как стиль мышления данной исторической эпохи вносит определенные коррективы в традиционную трактовку целей и содержание образования. В результате модернизации системы высшего профессионального образования в Российской Федерации был принят закон о формирования многоуровневой системы обучения. В российских вузах в рамках стандартов третьего поколения реализация программ направлений подготовки строится по модели «бакалавриат плюс магистратура». С многоуров-

невым высшим образованием, связывают более высокие показатели качества образования вследствие построения его на компетентностной основе, более высокий уровень индивидуализации образовательных маршрутов, взаимодействие образования с окружающей средой, диверсификацию образовательных стратегий. Подготовка по направлению в отличие от подготовки по специальности - это широта и фундаментальность знаний, предполагаемые для бакалавриата, который представляет собой необходимый трамплин для магистратуры. В самой природе компетентности заложен потенциал профессионального саморазвития, профессиональной карьеры, последующего повышения своей профессиональной квалификации, что соответствует сущности многоуровневого непрерывного образования. Система образования в новых условиях должна решать принципиально новые проблемы. Именно отсюда вытекают широта и фундаментальность знаний, предполагаемых для бакалавриата. Магистратура к широкой фундаментальной подготовке добавляет углубленную подготовку в некоторой узкой проблем -ной области. Программы магистратуры, дополненные дисциплинами профессионализации, дают широкообразованных и компетентных выпускников. При этом формирование базовых профессиональных компетенций выступает в качестве приоритетной миссии многоуровневого высшего образования, более высокие показатели качества, которого построены на компетентностной основе. Переход с одного уровня образования на другой предполагает возрастание роли креативных, учебно-исследовательских компонентов в структуре профессиональной подготовки студентов. Таким образом, современное профессиональное образование выступает как целостный процесс личностного и профессионального развития специалиста.

В настоящее время под влиянием объективных факторов развития общественного производства, вхождения России в общеевропейское образовательное пространство происходит смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход в образовании. Одним из важных концептуальных положений обновления содержания высшего профессионального образования в XXI в. становится компетентностный подход. Компетентностный подход зародился в рамках одной из конкретных наук и был впоследствии экстраполирован в качестве научного метода, применимого к различным сферам знания. Байденко В.И. определяет компетентностный подход, как «метода моделирования и проектирования результатов образования. Поэтому сам принцип компетенции апеллирует к современной парадигме междисциплинарных науки и образования. Анализ теоретических основ содержания высшего образования позволяет представить компетентностный подход как интеграцию различных моделей содержания образования: предметно-знаниевой, культурологической, задачно-профессиональной и др. При реализации такой образовательной стратегии целью ее должна стать не только система знаний, умений и навыков, но и набор заявленных

государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественнополитической, коммуникационной, информационной и других сферах, образующих структуру соответствующей профессиональной деятельности. С точки зрения компетентностного подхода, содержание образования - это система компетентностей, интегрирующая в себе совокупность взаимосвязанных смысловых ориентацией, умений и знаний для эффективного решения личностно-значимых и социально-актуальных проблем в определенных сферах культуры и видах деятельности. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умения решать проблемы, возникающие:

- в познании и объяснении явлений действительности;

- при освоении современной техники и технологии;

- во взаимоотношениях людей, в этических нормах, оценке собственных поступков;

- в практической жизни при выполнении социальных ролей;

- в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических ценностях;

- в овладении профессией в высшем учебном заведении, в умении ориентироваться на рынке труда;

- при рефлексии собственных жизненных проблем, самоорганизации себя, выбора стиля и образа жизни, разрешения конфликтов.

В контексте компетентностного подхода логика обучения состоит из двух взаимодополняющих блоков: логика обучения предмету и логика развития учащихся посредством предмета. Отражение компетентностного подхода в стандартах третьего поколения осуществляется по следующим направлениям: определение сущности компетенций и их структуры:

- отражение потребностей рынка труда;участие работодателей;

- ипользование инновационных образовательных технологий;

- формирование структуры образовательной программы;

- проверка освоенных компетенций.

Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результата образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания того, что обучащиющийся будет знать и уметь «на выходе».

При реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании в качестве основных единиц его обновления выступают понятия компетентности и компетенции. Существуют различные подходы к определению понятия компетенции и компетентности. При этом следует отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность». Компетенция в переводе с латинского «сошрйепйа» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. «Под компетенцией принято понимать «область знаний, в которой кто-

нибудь хорошо осведомлен» («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой). Компетенции - это некоторые внутренние потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. Компетенция также включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Поэтому компетенция представляет собой сложное, интегрированное понятие, характеризующее способность человека реализовывать весь свой потенциал (знания, умения, личностные качества) для решения профессиональных и социальных задач в определенной области. В образовательных стандартах третьего поколения компетенция определяется как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» Развитие компетенций зависит от изменяющихся условий и требований общества к тому или иному виду деятельности, а также развитием ценностных установок. При этом компетенции не являются раз и навсегда данными новообразованиями. Они находятся в постоянном развитии и обновлении. По мере развития компетентности человека в той или иной сфере деятельности они укрупняются и интегрируются с другими компетенциями, проявляясь в новом качестве, представляя спираль диалектического развития.

Важнейшей ценностью, на реализацию которой должна быть нацелена образовательная система, становится компетентность Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. «Компетентность

- это «обладание компетенцией». (компетенция - описание, компетентность

- свойство личности», Новый словарь русского языка» Т.Ф. Ефремовой). Компетентность - профессионализм, т.е. знания, умения, опыт, реализованные в профессиональной деятельности. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. По определению Б. Д. Эльконина, компетентность - это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность. Поэтому понятие компетентность имеет в первую очередь деятельностную характеристику. Таким образом, компетентность - это качество личности (вернее, совокупность качеств), которое предполагает владение, обладание студентом соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности, эффективный опыт деятельности в заданной сфере. Становление компетентности возможно при включении студента в такой вид учебной деятельности, который моделирует

условия высокоэффективной профессиональной деятельности, соответствующей уровню европейского стандарта. Компетенция как заданное содержание компетентности не может быть присвоена формально путем воспроизведения закона или правила, а непременно предполагает ориентировку в профессиональной ситуации, ее индивидуально-субъективный анализ, построение субъективной картины профессиональной деятельности как последовательности задач-операций. Поэтому компетентность выступает как способ существования содержания образования, обеспечивающая его успешное воплощение в деятельности. В этом контексте компетентность - это не просто владение способом деятельности, это индивидуально-стилевая композиция деятельности, основанная на субъектной ориентировке, то есть на индивидуальной картине профессиональных задач и способов деятельности. Структурным элементом компетентности является индивидуальный стиль учебной и профессиональной деятельности как продукт саморазвития обучающегося. Использование подобного подхода может способствовать преодолению тра-диционных когнитивных ориентаций высшего образования, ведёт к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий.

Специфика компетентности, как и всякой другой, в том, что она не является продуктом «чистого обучения», а выступает следствием саморазвития студента, определенной динамики его становления на этапах бакалавриата и магистратуры. Компетентным он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, отобрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его индивидуальному стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ценностям. Компетентность, будучи целевой и содержательной характеристикой современного высшего образования, выступает как сложный синтез когнитивного, предметнопрактического и личностного опыта; ее нельзя сформировать, дав обучающемуся учебное задание или включив его «в деятельность». Студент должен пройти через последовательность ситуаций, близких к реальности и требующих от него все более компетентных действий, оценок, рефлексии приобретаемого опыта. Таким образом, природа компетентности такова, что она, хотя и является продуктом обучения, но не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития «профессионала» на разных ступенях образования, причем не столько «технологического», сколько личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза деятельностного и личностного опыта.

Таким образом, новая парадигма как стиль мышления данной исторической эпохи вносит определенные коррективы в традиционную трактовку целей и содержание образования. При переходе к многоуровневому образованию современное профессиональное образование выступает как целостный процесс личностного и профессионального развития личности в процессе подготовки бакалавров и магистров. Ориентация на компетентностный подход позволяет сформировать у студентов мобильность и

критичность мышления, системность знаний и способов овладения ими в процессе деятельности, регуляцию мыслительных процессов, умение ориентироваться во все увеличивающемся потоке научной и специальной информации, способность к индивидуальному творческому подходу при самостоятельном решении задач научного и профессионального характера, позицию подлинного субъекта будущей профессии. Структурным элементом компетентности является индивидуальный стиль учебной и профессиональной деятельности как продукт саморазвития обучающегося. Переход с одного уровня образования на другой предполагает возрастание роли креативных, учебно-исследовательских компонентов в структуре профессиональной подготовки студентов. Требования к результатам освоения образовательных программ в новых стандартах представлены в виде определенного набора компетенций, которыми должен обладать бакалавр и магистр, являющихся основными аспектами компетентностного подхода.

Список литературы:

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: мето-дич. пособие. - М., 2006.

2. Похолков Ю.П., Чучалин А.И., Боев О.В. Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов // Вопросы образования. - 2004. - № 4. - С. 125-141.

3. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: учеб. пособие. - М.: ФИРО, 2006. - 184 с.

4. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.

5. Хуторской A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. / Центр «Эйдос».

РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КУРСОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ПРЕЕМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ОСНОВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ © Куликова Л.Г.*

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики,

г. Санкт-Петербург

Роль современного Естествознания, а особенно интегрированных курсов Естествознания, имеет колоссальное значение не только в развитии научного мировоззрения учащейся молодёжи, но и в формировании основных компетенций.

* Ассистент кафедры «Прикладная физика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.