Научная статья на тему 'Аспекты компетентностного подхода при изучении элективного курса «Местная экологическая обстановка»'

Аспекты компетентностного подхода при изучении элективного курса «Местная экологическая обстановка» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты компетентностного подхода при изучении элективного курса «Местная экологическая обстановка»»

самоопределение обучающегося в процессе обучения как главный показатель успешности образовательной деятельности.

С 2005-2006 уч.года в общешкольный учебный план был введен предмет «Экономика», в рамках которого я обучаю старшеклассников основам экономических знаний. Выпускники выбирают в качестве итоговой аттестации экзамены по технологии и экономике и показывают хорошие результаты.

В рамках предпрофильной подготовки обучающихся я разработала программу курса по выбору учеников 9-х классов «Экономика? ...Легко!». Курс рассчитан на 17 часов.

Мой опыт работы по освоению блока экономических знаний в образовательной области «Технология» обобщен и распространен Курским областным институтом непрерывного профессионального образования.

Тимофеева Оксана Юрьевна,

к.п.н., доцент АПК и ППРО учитель экологии ГОУ СОШ с угл.изучением экологии № 446 г. Москва

Аспекты компетентностного подхода при изучении элективного курса «Местная экологическая обстановка»

Все чаще в средствах массовой информации упоминаются такие выражения, как «компетентность», «компетенции», «компетентностный подход» и т.д. Эти дефиниции сочетаются, конечно же, с образованием, с подготовкой компетентностной подрастающей молодежи, способной быть мобильной, творческой, активной, несмотря на веяния времени.

Общеобразовательная школа является начальным звеном в компетентностном процессе. Основу исследуемого процесса составляет формирование и развитие у школьников ключевых компетенций, которые способны развить в личности умения учиться, думать, анализировать, прогнозировать, проектировать, рефлексировать, сотрудничать. Более детально данный аспект излагается в работах С.В. Алексеева, В.А. Болотова, С.Г. Воровщикова, И.А. Зимней, В.В. Краевского, А.А. Пинского, И.Д. Фрумина, А.В. Хуторского и др.

В собственной педагогической практике теоретические положения компетентностного подхода нашли свое отражение в авторском элективном курсе «Местная экологическая обстановка» для профильных 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Актуальность курса состоит в том, что сегодня перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к

В 1999 году опубликовано методическое пособие для учителей технологии «Экономика домашнего хозяйства», которое несколько раз переиздавалось.

Потребность в самореализации — одна из основных потребностей личности. Создание условий для развития личности, способной к самореализации, основная задача современной школы. Учитывая возможности и познавательные потребности всех обучающихся, я стараюсь обеспечивать условия для их жизненного самоопределения и самореализации, и формировать ключевые компетентности.

В результате у обучающихся формируется активная жизненная позиция, они способны принимать экономически обоснованные решения, делать осознанный выбор профессии. В этом заключается главная задача моей педагогической деятельности.

природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения через идеи устойчивого развития общества. Главным фактором в решении названной проблемы является экологическое образование, целью которого является формирование экологической культуры у подрастающего поколения, а в частности развития экологических компетенций у старшеклассников. Необходимо отметить, что экологическая компетенция выступает как результат формирования и развития у молодежи экологической культуры. Под экологической культурой мы понимаем систему экологических знаний, экологического мышления, культуры чувств и культуры экологически оправданного поведения, характеризующегося степенью превращения всех компонентов в повседневную норму поступка [4, 5].

Экологически культурный учащийся — это человек, обладающий такими знаниями, умениями и навыками, как: а) прогностические — знания о сути и алгоритмах экологического прогноза, умения и навыки прогнозирования; б) системные — знания о системном анализе, умения и навыки комплексного анализа, в том числе и моделирования; в) игровыми — знания о функционировании дидактических игр, умения и навыки активного участия в них [1].

На уровне выпускника общеобразовательного учреждения под экологической компетенцией понимается способность проектировать учебную деятельность на основе экосистемного подхода и идеалов устойчивого развития [3].

В связи с вышесказанным, внедрение элективного курса способствует формированию экологической культуры через развитие следующих экологических компетенций:

1) информационно-аналитических: умение давать определение «местная экологическая обстановка» и показывать влияние ее на здоровье человека; определять виды экологических обстановок по территори-

альному признаку; давать характеристику основных экологических сред; знать условия, законы экологического равновесия в окружающей среде, виды и источники загрязнения основных экологических сред своей местности; умение планировать школьный экологический мониторинг при изучении местной экологической обстановки; знать разновидности и особенности природоохранной деятельности школьников; давать характеристику экологическому состоянию природных объектов своей местности;

2) прогностических: уметь прогнозировать развитие экологической обстановки по результатам своих исследований;

3) проективных: уметь пользоваться простейшими методиками по биоиндикации; составлять экологическую карту своей местности; выявлять по внешнему признаку источники загрязнения;

4) рефлексивных: уметь предлагать реальные меры по сохранению и улучшению природных объектов своей местности; вести осознанно научноисследовательскую, природоохранную деятельность, приобщая местное население; доводить результаты своих исследований до местных органов власти.

Исходя из системного анализа изученной литературы по проблеме исследования и выделенных нами экологических компетенций, необходимо обратить внимание на их взаимосвязь с компонентами учебно-познавательной деятельности, включающие в себя: мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, ценностно-волевой и оценочный [2, С. 28-37.].

В связи с эти делаем вывод о том, что формирование и развитие компетенций при изучении элективного курса будет наиболее эффективно, если педагог совместно с учеником, будут мотивированно, целенаправленно, содержательно планировать и оценивать каждый этап такой учебно-познавательной деятельности.

У любого педагога, а особенно у педагога-экспериментатора возникает вопрос, не только какие конкретно экологические компетенции он должен сформировать у учащихся, но и как оценить результаты своего педагогического труда путем применения оценочно-критериального инструментария для проверки уровня сформированности экологической компетентности школьников.

По нашему мнению, к критериям оценки формирования у старшеклассников экологических компетенций можно отнести [4]:

• экологические знания (естественнонаучные, ценностно-нормативные, практические), связанные с изучением региональных и локальных экологических проблем;

• культура чувств (сопереживание, сочувствие, чувство личной ответственности);

• экологическое мышление, проявляющееся в развитости умения осуществлять рефлексивную дея-

тельность, направленную на разрешение сложившейся природной ситуации;

• культура экологически оправданного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка при изучении местной экологической ситуации.

Для диагностической результативности работы по программе предлагаемого курса могут быть применены методы:

• анкетирования (по критериям формирования экологической культуры старшеклассников),

• наблюдения за исследовательской деятельностью учащихся старших классов;

• уровень экологического проекта по тематике практикума, входящего в программу курса.

Данная проблема постоянно излагается во многих исследованиях. Приведем, на наш взгляд, наиболее оригинальную и научно обоснованную позицию исследователя Бакирова Т.С. [1].

В своем исследовании Бакиров Т.С. предлагает нам в своей педагогической практике воспользоваться нижеприведенным выражением для оценки экологической компетентности:

ЭК = АУ + Прогн.У + Проек.У + РУ, где ЭК — экологическая компетентность, АУ — аналитические умения, Прогн.У — прогностические умения, Проек.У — проективные умения, РУ - рефлексирующие умения.

Рассматривая выше, из чего складывается экологическая компетентность, целесообразно представить, например, не аналитические умения, а аналитические экокомпетенции и т.д., так как исходя из анализа рассматриваемых нами дефиниций, мы установили, что компетенции являются составляющей частью компетентности личности. Поэтому данное выражение будет выглядеть так:

ЭК = АК + Прогн. К + Проек. К + РК ,

о г о г о о’

где Ко — экокомпетенции.

Далее исследователь Бакиров Т.С. продолжает, «обозначим через Е1, Е2, Е3 и Е4 параметры, соответствующие аналитическому, прогностическому, проективному и рефлексивному компонентам экологической компетентности соответственно. Для простоты будем считать, что каждый из этих параметров может принимать три возможные значения: 0, 1, 2. Значение «0» параметр принимает, если составляющие его элементы не значимы. Значение «2» параметр принимает, если составляющие его элементы оказываются максимально значимыми. Значение «1» параметр принимает, если составляющие его элементы имеют какое-то промежуточное значение.

Тогда величина, характеризующая уровень сфор-мированности экологической компетентности

Таблица 1

Уровень сформированности экологической компетентности старшеклассников

Экокомпетенция Критерий оценки Низкий уровень (0) Средний уровень (1) Высокий уровень (2)

Аналитическая Е1 умение анализировать полученные результаты при выполнении работы уч-ся не умеют делать выводы по результатам работы уч-ся делают не глубокие по своему характеру выводы по результатам работы уч-ся полностью самостоятельно делают глубокие выводы по результатам работы, направленные на практическое решение существующей экологической проблемы

Прогностическая Е2 1) самостоятельно определять актуальность, цель, задачи своей работы; 2) правильный отбор методов экологического мониторинга для изучения природного объекта своей местности 1) осуществляется полностью с помощью педагога; 2) выбранные уч-ся методы мониторинга не соответствуют тематике исследования 1) осуществляется частично с помощью педагога; 2) выбранные уч-ся методы мониторинга частично соответствуют тематике исследования 1) осуществляется полностью самостоятельно уч-ся; 2) выбранные методы полностью соответствуют тематике исследования

Проективная Е3 1) соблюдение последовательности этапов при выполнении работы; 2) умение работать с простейшими шкалами-биоиндикаторами, атласами-определителями и т.д. при изучении объекта 1) уч-ся не придает значения логической связи между этапами работы; 2) уч-ся с трудом определяют виды живых организмов, не умеют работать со шкалами биоиндикации 1) уч-ся стараются частично соблюдать логику проводимого исследования; 2) уч-ся ошибаются, но с помощью педагога все-таки правильно определяют виды живых организмов, частично умеют работать со шкалами биоиндикации 1) уч-ся полностью соблюдают последовательность в выполнении работы; 2) уч-ся правильно и быстро определяют виды живых организмов, умеют работать со шкалами биоиндикации

Рефлексивная Е4 сознательное участие в природоохранной деятельности не осознанное участие школьников в природоохранной работе, «из-под палки» частично осознанное участие школьников в природоохранной работе, «пряник и кнут» полностью сознательное участие школьников в природоохранной работе, «все зависит от каждого»

(совокупности экологических компетенций) может быть определена (найдена) по следующей формуле: ЭК = А1 • Е1 + А2 • Е2 + А3 • Е3 + А4 • Е4, где А1, А2, А3, А4 - весовые коэффициенты соответствующих групп параметров.

Вслед за Бакировым Т.С., продолжим преобразовывать предложенную им формулу. Так, если принять все весовые коэффициенты за 1 как равнозначимые по своему статусу в формировании экологической компетентности у старшеклассников, то формула будет иметь следующий вид:

ЭК = Е1 + Е2 + Е3 +Е4,

где Е1 - параметр аналитической компетенции, Е2 — параметр прогностической компетенции, Е3 — параметр проективной компетенции, Е4 — параметр рефлексивной компетенции.

Оценочно-критериальные параметры формирования экологической культуры старшеклассников через развитие экологической компетентности (совокупности экокомпетенций) представлены в таблице 1.

Приведенные выше критерии оценки сформиро-ванности экологических компетенций у старшеклассников при изучении элективного курса «Местная экологическая обстановка» являются доказательством взаимосвязи компонентов учебно-познавательной деятельности и формирования ключевых компетенций, где по словам С.Г. Воровщикова, «...учебнопознавательная деятельность выступает как самоуправляемая деятельность учащегося по решению

личностно-значимых и социально-актуальных познавательных проблем, сопровождающаяся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации» [2, С.36].

Библиография

1. Бакиров Т.С. Оптимизация процесса формирования экологической культуры старшеклассников: Автореф: на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — Казань, 2004. — 27 с.

2. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компоенент. Монография. — М.: АПК и ППРО, 2006. — 160 с. — С.28-37.

3. Проект концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития.

4. Тимофеева О.Ю. Организационно-педагогические условия формирования экологической культуры школьников (на примере изучения местной экологической ситуации): Дис. на соик. учен. степ. канд. пед. наук. — М., 2002. — 179 с.

5. Тимофеева О.Ю., Тимофеев А.П. Исследовательская деятельность старшеклассников при изучении элективных курсов естественнонаучного цикла (на примере «Памятников природы родного края» и «Изучение местной экологической ситуации») // Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике: Материалы IX междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. 06-07 апреля 2006 года. Часть 1 / Сост. Т.А. Моисейкина. — М.: АПК и ППРО, 2007. — 400 с. —

С. 325-335.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.