Научная статья на тему 'Социальные и педагогические аспекты экономического образования на уроках технологии'

Социальные и педагогические аспекты экономического образования на уроках технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черепанова Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные и педагогические аспекты экономического образования на уроках технологии»

Черепанова Вера Александровна,

учитель технологии, МОУ СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов г. Железногорск Курская область

Социальные и педагогические аспекты экономического образования на уроках технологии

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание». (Из доклада Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»).

Согласно Концепции модернизации российского образования до 2010 года выпускники должны обладать функциональной грамотностью и компетентностью во всех сферах жизни: в самостоятельной познавательной деятельности, в гражданско-правовой и социально-трудовой деятельностях, в бытовой сфере.

Практически все указанные компетентности могут формироваться в образовательной области «Технология». Именно при изучении технологии и экономики школьники учатся применять в конкретных ситуациях знания и опыт, полученные на других предметах. Обучаясь технологиям, подросток соединяет мысли с действиями. Совершенство технологий, как известно, проверяется их экономичностью. Поэтому закономерно, что осваивать базисные экономические понятия обучающиеся начинают с семейной экономики в рамках образовательной области «Технология».

Семейная экономика призвана дать обучающимся знания о том, как устроена экономическая сторона нашей жизни, помочь российским подросткам понять причины и сущность тех проблем, с которыми им предстоит встретиться в недалеком будущем, и научиться находить наилучшие способы своего поведения в мире экономики. Очевидно, что экономикотехнологические компетентности не формируются самопроизвольно, а требуют целенаправленной систематической работы педагога.

Мировая практика показывает, что экономическая подготовка детей должна начинаться уже в дошкольном возрасте и продолжаться в школе вплоть до ее окончания. Я обучаю основам экономики на уроках технологии с 5-го класса.

Ученицы 5-7 классов выполняют расчеты необходимого количества ткани, проектируя изготовляемое изделие, рассчитывают себестоимость материалов, осуществляют калькуляцию блюд при составлении

меню, а также выполняют экономическую часть творческого проекта.

Обучающиеся 8-х классов начинают целенаправленно изучать семейную экономику. Тематическое планирование учебного модуля «Семейная экономика» я составила, увеличив количество учебных часов до 22-х, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, поскольку анализ состояния рынка труда обнаружил, что экономические знания являются актуальными и массово востребованными.

Особенность уроков состоит в нестандартном подходе к изучению сложных экономических задач.

Изучение раздела начинается с темы «Семья и бизнес», на которой необходимо формировать у обучающихся понятие о месте домашней экономики в обществе, развивать компетентность в сфере гражданскоправовой деятельности (выполнение ролей гражданина, потребителя). На данном уроке я использую традиционные методы обучения, иллюстрируя рассказ таблицами и схемами.

Логичным продолжением этой беседы становится тема следующего урока «Уровень жизни. Бюджет семьи», на котором изучаются основные понятия: бюджет, доход, расход, баланс, развиваются способности к сбалансированному ведению домашнего хозяйства. В ходе урока формируется ряд ключевых компетентностей, в первую очередь, общекультурная компетентность, владение эффективными способами организации семейной экономики.

Помимо традиционных объяснительно-иллюстративных методов на занятии использую информационно-поисковые методы. Постановкой проблемных вопросов: «Какова структура бюджета вашей семьи?» актуализируется проблема и активизируется мышление школьниц. На всех этапах урока идет закрепление при помощи кроссвордов. Чтобы добиться положительных результатов и высокой мотивации учения, я даю задания с учетом индивидуальных возможностей и способностей обучающихся.

Далее мы переходим к изучению темы «Расходная часть семейного бюджета». Для реализации компе-тентностного подхода я даю проблемно-ситуационные задания. Выполняя такое задание, ученику приходится исполнять различные социальные роли, когда обучающиеся делятся на группы-«семьи» и распределяют бюджет семьи в соответствии с потребностями каждого ее члена. На этом уроке важно формировать компетентность в бытовой сфере, включая аспекты собственного здоровья.

На уроке «Информационные технологии в домашней экономике» происходит знакомство с понятием «домашняя бухгалтерия», школьники учатся выполнять расчет доходов и расходов в электронных таблицах Excel на компьютере, демонстрировать результаты при помощи диаграмм и графиков, построенных на основе расчетов.

На этом уроке формируется информационная компетентность, которая обеспечивает навыки деятельности с информацией, содержащейся как в учебных предметах, так и в окружающем мире. Ученицы практически закрепляют полученные знания по темам «Бюджет семьи» и «Расходная часть семейного бюджета» с использованием схем, таблиц, инструкционных карт.

Очень интересно проходит занятие «Расходы на питание». Я использую методы организации исследовательской деятельности. Класс разбивается на группы в соответствии психолого-педагогическими характеристиками по личностным особенностям восприятия и анализа информации. Каждая группа обеспечивается необходимым для урока раздаточным и наглядным материалом и выбирает задание. Варианты заданий: Проанализировать соотношение потребления продуктов питания и динамику цен на продукты питания. Работая в группах, самостоятельно выбирая задание и способ получения знаний, обучающиеся успешно осваивают новые понятия. Таким образом, на этом уроке реализуется личностно-ориентированный подход в обучении и формируется у обучающихся компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Следующая тема - «Потребности семьи». Целью урока является формирование социально-трудовой компетентности (выполнение роли потребителя); развитие экономического мышления.

На следующем занятии провожу закрепление изученного материала в форме деловой игры «Больше учишься - больше заработаешь». Для того, чтобы стимулировать интерес к проблеме, необходимо показать обучающимся практическую значимость знаний, проанализировать взаимосвязь между инвестициями в человеческий капитал и уровнем жизни. Структура этого урока позволяет формировать у обучающихся ценностно-смысловую компетентность и компетентность личного самосовершенствования.

Без знаний по маркетингу невозможно реализовать товар. Анализируя задачи маркетинга, обучающиеся на уроке моделируют проблемные ситуации и коллективно их разрешают. Таким образом, у обучающихся формируется компетентность в сфере социальнотрудовой деятельности, т.е. умение анализировать ситуацию на товарном рынке, оценивать собственные возможности.

Отдельно останавливаемся на рекламе и ее средствах. Затем следует практическая работа по разработке рекламы и правильному ее составлению.

На следующем уроке проводится практическая работа «Расчет стоимости коммунальных услуг». Для успешного выполнения самостоятельной работы по расчету электроэнергии в квартире с учетом всех бытовых электроприборов, оснащаю рабочие места демонстрационным материалом. Этот урок рациональнее и интереснее проводить с использованием компьютеров.

Кто является менеджером в вашей семье? С этого вопроса я начинаю урок «Менеджмент в домашней

экономике». Актуализируя проблему, обращаюсь к субъектному опыту своих воспитанниц, на основании которого они дают определение менеджмента, выявляют элементы, которые можно использовать в домашней экономике и принципы управления. При изучении материала, как правило, используются разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя, вследствие чего формируется учебно-познавательная компетентность обучающихся.

Итоговое занятие по разделу я провожу в форме конкурса «В гостях у царицы Экономики» с целью стимулирования интереса к дальнейшему изучению экономики, осознания детьми практической значимости предмета, осуществления контроля качества знаний и формирования коммуникативной компетентности.

Безусловно, каждому уроку предшествует тщательная методическая и дидактическая подготовка, требующая высокого профессионализма, энтузиазма и самоотдачи. Но работа дает положительные результаты. Моя многолетняя педагогическая деятельность привела к выводу, что ученик считается компетентным не только по результатам тестирования, но и способности применить усвоенное на практике, т.е. перенести компетентность на определённые ситуации реальной жизни.

Экономическое образование и воспитание на уроках технологии осуществляется, в том числе, и при выполнении экономического обоснования творческих проектов. Для успешного выполнения творческого задания обучающиеся овладевают комплексом экономических понятий, категорий, законов, доступных данному возрасту. Дети выполняют расчеты стоимости материалов, расчеты стоимости электроэнергии.

Компьютерные программные средства могут быть использованы на различных этапах проектной деятельности для поиска информации, моделирования и проектирования объекта, оформления документации, презентации проекта и др.

Разработка творческих проектов способствует расширению в структуре учебной программы «Технология» межпредметного компонента, т.е. включению в содержание данного предмета учебного материала из других областей знаний и практики с указанием возможностей использования. Я начала работу со своими ученицами над межпредметными проектами. Творческий проект «Верою Русь крепка». Проект, гармонично соединивший в себе две важнейшие дисциплины: «Основы православной культуры» и «Технологию»; два аспекта человеческого бытия: духовность и технологичность.

Проект включает в себя исследовательскую и технологическую части. Практическим результатом проекта являются вышитые иконы. Лучшие творческие проекты участвуют в олимпиадах, фестивалях, выставках, конкурсах, занимая призовые места.

К числу современных образовательных тенденций, кроме прочих, относится самоактуализация и

самоопределение обучающегося в процессе обучения как главный показатель успешности образовательной деятельности.

С 2005-2006 уч.года в общешкольный учебный план был введен предмет «Экономика», в рамках которого я обучаю старшеклассников основам экономических знаний. Выпускники выбирают в качестве итоговой аттестации экзамены по технологии и экономике и показывают хорошие результаты.

В рамках предпрофильной подготовки обучающихся я разработала программу курса по выбору учеников 9-х классов «Экономика? ...Легко!». Курс рассчитан на 17 часов.

Мой опыт работы по освоению блока экономических знаний в образовательной области «Технология» обобщен и распространен Курским областным институтом непрерывного профессионального образования.

Тимофеева Оксана Юрьевна,

к.п.н., доцент АПК и ППРО учитель экологии ГОУ СОШ с угл.изучением экологии № 446 г. Москва

Аспекты компетентностного подхода при изучении элективного курса «Местная экологическая обстановка»

Все чаще в средствах массовой информации упоминаются такие выражения, как «компетентность», «компетенции», «компетентностный подход» и т.д. Эти дефиниции сочетаются, конечно же, с образованием, с подготовкой компетентностной подрастающей молодежи, способной быть мобильной, творческой, активной, несмотря на веяния времени.

Общеобразовательная школа является начальным звеном в компетентностном процессе. Основу исследуемого процесса составляет формирование и развитие у школьников ключевых компетенций, которые способны развить в личности умения учиться, думать, анализировать, прогнозировать, проектировать, рефлексировать, сотрудничать. Более детально данный аспект излагается в работах С.В. Алексеева, В.А. Болотова, С.Г. Воровщикова, И.А. Зимней, В.В. Краевского, А.А. Пинского, И.Д. Фрумина, А.В. Хуторского и др.

В собственной педагогической практике теоретические положения компетентностного подхода нашли свое отражение в авторском элективном курсе «Местная экологическая обстановка» для профильных 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Актуальность курса состоит в том, что сегодня перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к

В 1999 году опубликовано методическое пособие для учителей технологии «Экономика домашнего хозяйства», которое несколько раз переиздавалось.

Потребность в самореализации — одна из основных потребностей личности. Создание условий для развития личности, способной к самореализации, основная задача современной школы. Учитывая возможности и познавательные потребности всех обучающихся, я стараюсь обеспечивать условия для их жизненного самоопределения и самореализации, и формировать ключевые компетентности.

В результате у обучающихся формируется активная жизненная позиция, они способны принимать экономически обоснованные решения, делать осознанный выбор профессии. В этом заключается главная задача моей педагогической деятельности.

природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения через идеи устойчивого развития общества. Главным фактором в решении названной проблемы является экологическое образование, целью которого является формирование экологической культуры у подрастающего поколения, а в частности развития экологических компетенций у старшеклассников. Необходимо отметить, что экологическая компетенция выступает как результат формирования и развития у молодежи экологической культуры. Под экологической культурой мы понимаем систему экологических знаний, экологического мышления, культуры чувств и культуры экологически оправданного поведения, характеризующегося степенью превращения всех компонентов в повседневную норму поступка [4, 5].

Экологически культурный учащийся — это человек, обладающий такими знаниями, умениями и навыками, как: а) прогностические — знания о сути и алгоритмах экологического прогноза, умения и навыки прогнозирования; б) системные — знания о системном анализе, умения и навыки комплексного анализа, в том числе и моделирования; в) игровыми — знания о функционировании дидактических игр, умения и навыки активного участия в них [1].

На уровне выпускника общеобразовательного учреждения под экологической компетенцией понимается способность проектировать учебную деятельность на основе экосистемного подхода и идеалов устойчивого развития [3].

В связи с вышесказанным, внедрение элективного курса способствует формированию экологической культуры через развитие следующих экологических компетенций:

1) информационно-аналитических: умение давать определение «местная экологическая обстановка» и показывать влияние ее на здоровье человека; определять виды экологических обстановок по территори-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.