УДК 811.512.141
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В БАШКИРСКОМ ЯЗЫКЕ
© Р. Я. Хуснетдинова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 273 82 72.
E-mail: [email protected]
Вопросам изучения данных предложений в современной лингвистике уделено большое внимание, однако в тюркологической науке много спорных положений по этому вопросу. В статье кратко рассматривается история изучения и классификации односоставных предложений.
Ключевые слова: односоставные предложения, башкирский язык.
Односоставные предложения представляют собой два крупных типа предложений в соответствии с морфологическим выражением главного члена предложения:
1. Именные, в которых имеется только подлежащее как носитель признака, а сказуемое словесно не выражено и восстановить его из контекста или обстановки нельзя.
Этот тип односоставных предложений именуется назывным (атама Ь_ейлэм) предложением, так как единственный главный член выражен в нем именительным падежом имени существительного.
Предикативность в таких предложениях выражается при произношении интонацией, которая на письме в этом случае обозначается знаками препинания.
2. Второй тип - глагольные предложения, которые характеризуются отсутствием подлежащего и невозможностью его восстановить из обстановки или контекста речи, например: Яктыра «Светает» - называется признак, но не указывается действующее лицо. Действие как бы происходит само по себе. Ьыуыта «Морозит» - поскольку подлежащего в этом предложении нет и восстановить его нельзя, предложение рассматривается в качестве односоставного безличного предложения. Укыйым “Читаю” - выражает действие 1-го лица, т.е. содержит в себе не только обозначение действия, но и указание на действующее лицо, т.е. говорящего. Подлежащее в таких случаях отдельно не выражается, а потому предложение в целом считается односоставным.
Односоставные предложения являются полными предложениями при отсутствии членов другого состава, поскольку нет оснований предполагать пропуск подлежащего в именных и пропуск сказуемого в глагольных предложениях.
К группе глагольных односоставных предложений относятся: безличные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, определенно-личные и инфинитивно-модальные односоставные предложения.
В современном башкирском языке односоставные предложения выделяются в отдельный структурно-семантический тип простого предложения. В та-
ком предложении все члены (если они имеются) группируются вокруг одного организующего центра, который именуется главным членом, или предикативной основой. Однако в потоке речи могут образоваться и такие предложения, которые состоят только из состава подлежащего или же сказуемого, но фактически двусоставные. В таких случаях другой из главных членов подразумевается из контекста или ситуации. А односоставным считается только такое предложение, которое состоит только из одного главного члена (или его состава), и в которое невозможно добавлять другой главный член исходя из конситуа-ции или формы слова. Односоставное предложение в любой ситуации остается односоставным.
Большая употребительность односоставных предложений в современном башкирском языке, многообразие их структурно-семантических разновидностей давно привлекает к ним внимание исследователей-лингвистов. На материале ряда тюркских языков (татарского, узбекского, якутского, карачаево-балкарского и др.) этой проблеме посвящено несколько докторских и кандидатских диссертаций, опубликованы ряд монографий. Односоставные предложения были исследованы в трудах А. Н. Кононова, Н. А. Баскакова, Н. К. Дмитриева,
З. И. Будаговой, М. З. Закиева, Х. Г. Гафурова, Г. И. Донидзе, М. Б. Кетенчиева, И. Р. Расулова, К. З. Ахмерова, Г. Г. Саитбатталова, Д. С. Тикеева, Г. Г. Кагарманова и др. В этих исследованиях данный тип считается особым типом предложений, не соотносимым с предложениями, имеющими в своей основе подлежащно-сказуемостное отношение.
Некоторые сведения об односоставных предложениях башкирского языка имеются в трудах
Н. К. Дмитриева, К. З. Ахмерова. Односоставным предложениям посвящены отдельные разделы в исследованиях по синтаксису простого предложения современного башкирского языка Д. С. Тикеева, Г. Г. Кагарманова. Более подробное описание односоставных предложений дается в монографии проф. Г. Г. Саитбатталова «Башкирский язык. Синтаксис простого предложения» (Уфа, 1999).
Всестороннее рассмотрение данной проблемы убеждает, что существует еще широкий круг нере-
1014
ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
шенных вопросов, связанных со структурно-семантической, функционально-стилистической классификацией односоставных предложений, определением границ отдельных типов этих предложений, грамматической сущностью главного члена односоставных предложений и др. В целом односоставные предложения не являлись объектом специального монографического исследования.
В башкирском языкознании среди исследователей этого вопроса нет единого мнения в определении количества односоставных предложений. Известный тюрколог Н. К. Дмитриев односо-ставные предложения подразделяет на два вида: безличные и назывные предложения. К безличным он относит предложения, выражающие явления природы (Туцдыра «Морозит», Ъыуынды «Похолодало», Яктыр^ы «Рассвело», Тышта буранлай «На дворе метет» и др.). Вопрос о безличных предложениях в трудах проф. Н. К. Дмитриева освещается в сопоставительном плане, поэтому и в них в основном речь идет о соответствующих по смыслу русским безличным предложениям личных предложений [1].
В состав безличных предложений исследователь включает также и неопределенно-личные, и обобщенно-личные конструкции. К обобщенноличным он относит предложения типа Купме барылгандыр? Ашарга ултырылды, Иртэн иртэ торолдо, hуц киленде. Отметим, что в современной башкирской лингвистике данные предложения, т.е. предложения, в которых для выражения сказуемого употребляется 3-е лицо страдательного залога, образованное как от переходных, так и непереходных глаголов, принято называть безличными.
Неопределенно-личные предложения, по мнению Н. К. Дмитриева, имеют сказуемое во 2-м лице единственного числа. Этот тип безличных предложений, как пишет он, особенно характерен для пословиц: А-ккак менэн юлдаш булма, катын менэн сер^эш булма. Беткэ усегеп туныцды якма. Однако многими исследователями такого типа предложения рассматриваются в составе обобщенно-личных конструкций. А неопределенно-личные и обобщенноличные предложения выделяются как самостоятельные типы односоставных конструкций.
Односоставные предложения как особый тип предложений были выделены и К. З. Ахмеровым [2]. К односоставным предложениям он относит назывные, безличные, неопределенно-личные,
обобщенно-личные и вокативные предложения.
Интересны взгляды К. Ахмерова о безличных предложениях. Безличные предложения он определяет как односоставные предложения, в которых есть только состав сказуемого, в форме сказуемого не выражается ни значение лица, ни предмета. В таких предложениях только утверждается существование или не существование того или иного факта, процесса, состояния. По его мнению, сказуемое безличного предложения выражается именем суще-
ствительным, именем прилагательным, глаголами 3-го лица страдательного, побудительного залогов, глаголами повествовательного, желательного наклонений, инфинитивных форм глагола.
Указывая на различия между безличными и назывными предложениями, он сопоставляет следующие предложения: Бик $ур вокзал «Очень большой вокзал»; Кыш квнв «Зимний день» и Элекке ике катлы йорт урынында хэ^ер вокзал «На месте прежнего двухэтажного дома сейчас вокзал»; Кыш квнв ине «Был зимний день». Первые предложения -назывные, потому как главные члены предложения -подлежащее вокзал и кыш квнв лишь называют предмет, явление. Вторые предложения, по мнению К. Ахмерова, безличные, потому что в них присутствует значение сообщения, утверждения, т.е. значение предикативности: в данном случае значение, что «На месте прежнего двухэтажного дома построен вокзал». Вспомогательный глагол ине также придает значение предикативности именному сказуемому. Отметим, что в современном башкирском языкознании и первые, и вторые предложения рассматриваются как назывные. К. Ахмеровым не выделяются определенно-личные предложения, а инфинитивные включены в состав безличных.
В «Грамматике современного башкирского литературного языка» также не выделяются определенно-личные предложения [3].
В зависимости от того, какая лексикограмматическая единица языка выполняет роль главного члена синтаксической конструкции, односоставные предложения Д. С. Тикеевым делятся на две группы:
1. Односоставные предложения с составом сказуемого, т.е. бесподлежащные, которые включают безличные, инфинитивно-модальные, определенно-личные, обобщенно-личные, неопределенноличные предложения.
2. Односоставные предложения без сказуемого в своем составе: номинативные (назывные) предложения [4].
Наиболее значительны в этой области исследования проф. Г. Г. Саитбатталова, обогатившие теорию односоставных предложений новыми выводами и интересными наблюдениями. Автор считает, что при разграничении неполных двусоставных и односоставных предложений необходимо учитывать их грамматические и семантические свойства. Исходя из этого принципа Г. Г. Саитбат-талов среди односоставных предложений выделяет следующие типы:
ЭйэЬ.е? Ьейлэм - безличное предложение:
Аяк адты еYеш, а$ гына тайгаклата (С. Агиш). «Под ногами сыро, немножко скользит».
Инфинитив-модаль Ьейлэм - инфинитивномодальное предложение:
Бер генэ бвртвк орлокто ла ер вдтвндэ калдырмадка, эрэм-шэрэм итмэдкэ! «Не оставлять в поле ни одного зернышка!»
Билдэле эйэле Ьейлэм - определенно-личное предложение:
Бына бакса ултырттык, килэhе йыл килгэнецдэ у^ецде алма, карагаттар менэн Ышларбыз (А. ТаЬиров). «Вот посадили сад, угостим тебя яблоками и смородиной, когда приедешь к нам на будущий год».
Дейем эйэле Ьейлэм - обощенно-личное предложение:
Атацдыц гына улы булма, халкыцдыц да улы бул (Хальгк мэтсэле). «Будь сыном не только отца, но и своего народа».
БилдэЬе? эйэле Ьейлэм - неопределенноличное предложение:
Шакир агащы бер ауы^^ан председатель иттелэр (Д. Юлтый).
Атама Ьейлэм - назывное предложение:
1954 йыл, 17 август. МэскэY. Союздар йор-тоноц Колонналы залы (Ь. ДэYлэтшина). «1954 год, 17 августа. Колонный зал Дома Союзов» [5].
В башкирском языке все исследователи выделяют группу именных безличных предложений. Однако вопрос относительно лексико-морфологического значения главного члена таких предложений в башкирском языке является спорным. К.Ахмеров, описывая морфологическое выражение сказуемого именного безличного предложения, называет его прилагательным: Вагондыц иц кэт-тэhе ине ^. Хэйри). БYлмэ эсендэ тыныс hэм ка-рацгы ине (Е. Ильина). Тышта ку^гэ твртhэц кYренмэgлек карацгы (С. Кудаш) [2]. Г. Г. Саитбат-талов квалифицирует его как наречие: Тышта гэ^эттэгесэ тын алгъЖыз эде, томра (З.Биишева). Урман эсендэ hалкынса, рэхэт (А. Карнай) [4]. Главный член данных предложений Д. С. Тикеевым определяется так же, как наречия: Бвгвн мицэ
кYцелhе} ^. Хэйри). Иртэндэн алып hалкын ^. Хэйри) и др. [6]. Безличные предложения данного типа Г. Г. Кагармановым рассматриваются как назывное предложение: Ер$э тын курырлык
тынлык. Хатта куркыныс (М. Кэрим). Рэхэт, ниндэй $э рэхэт! (З. Уратссин). Фатир^а тып-тын («Агщел») [7].
В толковании синтаксического значения главного члена односоставных предложений в башкирском языкознании нет противоречия. Все исследователи квалифицируют его как подлежащее в назывном предложении и как сказуемое в глагольных типах односоставных предложений. Только в «Грамматике современного башкирского литературного языка» упоминается, что односоставные предложения могут состоять из одного конституирующего слова, которое неправомерно рассматривать как определенный член предложения. Мы же считаем, что односоставное предложение имеет один главный член, который и является его предикативным центром.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриев Н. К. Грамматика башкирского языка. М.; Л., 1948. С. 237-238.
2. Ахмеров К. Синтаксис простого предложения в башкирском языке (на башк. яз.). Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1958. С. 248-251.
3. Грамматика современного башкирского литературного языка. М.: Наука, 1981. С. 435.
4. Тикеев Д. С. Основы синтаксиса современного башкирского языка. М.: Наука, 2004. С. 250.
5. Саитбатталов Г. Г. Башкирский язык. Том 1. Синтаксис простого предложения (на башк. яз.). Уфа: Китап, 1999. С. 221-225.
6. Современный башкирский язык. Синтаксис простого предложения. Уфа: Гилем, 2002. С. 109-111.
7. Кагарманов Г. Г. Синтаксис простого предложения башкирского языка. Стерлитамак, 2003. С. 31.
Поступила в редакцию 07.06.2011 г.