УДК 657.003.3
И. В. КАЛЬНИЦКАЯ
Омский государственный институт сервиса
АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕТНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ
На основании проведенного исследования сформулировано определение интеграции применительно к учетной практике как процесса формирования учетной системы организации, способс гвующей в максимальной степени объективно удовлетворять информационные потребности всех потребителей, и создание на ее основе информационных систем, необходимых для удовлетворения потребностей в информации конкретных пользователей. О^ним из аспектов интеграции систем бухгалтерского финансового учета, бухгалтерского управленческого учета и налогового учета, по мнению автора, является согласованность информационных потоков рассматриваемых систем.
Одним из важнейших аспектов общегосударственной учетной политики является характер сосуществования учетных систем организации. Данный аспект представляет одну из общих проблем реализации в учетной практике интересов различных пользователей как внешней, так и внутренней отчетности.
В силу того, что ведение бухгалтерского финансового учета и налогового учета законодательно утверждено, в экономической литературе широко обсуждаются проблемы взаимодействия рассматриваемых систем, их соотношение в учетной практике организаций. Однако на наш взгляд, следует рассматривать проблемы взаимодействия учетных систем шире, то есть в аспекте бухгалтерского финансового учета, бухгалтерского управленческого учета и налогового учета, поскольку отсутствие научно-обоснованных рекомендаций по оптимизации и согласованию взаимодействия указанных систем требует глубокого исследования этих проблем и становится важной предпосылкой совершенствования учетной практики организации в целом.
В интересах государства и общества в целом необходимо максимально сохранить единство указанных учетных систем, что будет способствовать рациональному использованию интеллектуальных, информационных, организационных и финансовых ресурсов организаций, снижению величины накладных расходов в общей сумме затрат, и соответственно снижению себестоимости производимой продукции, и как следствие, росту ее конкурентоспособности и следовательно, увеличению налоговых платежей. И что особо важно, поскольку ведущее место в интеграции учетных систем принадлежит бухгалтерскому финансовому учету, данные которого используются для решения задач, как управленческого учета, так и налогового учета, исчезает опасность ликвидации классической системы бухгалтерского учета как основы управления организацией.
В аспекте рассматриваемых проблем под интеграцией следует понимать процесс формирования учетной системы организации, способствующей в максимальной степени объективно удовлетворять информационные потребности всех потребителей, и создание на ее основе информационных систем, необходимых для удовлетворения потребностей в информации конкретных пользователей. Обосно-
ванием положения о том, что бухгалтерский финансовый учет, бухгалтерский управленческий учет и налоговый учет в определенной степени представляют собой взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единой учетной системы организации, является сравнительный анализ рассматриваемых систем по следующим определяющим признакам: определение, цель, задачи, функции, принципы, объекты, регистры учета. Практические аспекты сравнительной характеристики систем бухгалтерского финансового учета, бухгалтерского управленческого учета и налогового учета заключаются в сопоставлении категорий «доход», «расход» в контексте каждой из рассматриваемой систем. Детальное изучение указанных категорий позволяет определить направления интеграции информационных потоков систем бухгалтерского финансового учета, бухгалтерского управленческого учета и налогового учета. В рамках данной статьи не представляется возможным привести в полном объеме материалы сравнительного анализа теоретических и практических аспектов рассматриваемых систем. В качестве примера приведем сравнительную характеристику ключевых категорий, таких как определение и объект.
Поскольку бухгалтерский финансовый учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении пугем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций, то его следует рассматривать как сбор сводных данных на счетах бухгалтерского учета, необходимых для составления финансовой отчетности, определения финансовых результатов за отчетный период [1].
Бухгалтерский управленческий учет можно определить как процесс идентификации, измерения, сбора, анализа, подготовки, интерпретации и передачи управленческому персоналу информации, необходимой для планирования, контроля и управления текущей деятельностью предприятия, то есть данный вид учета обеспечивает сбор и обработку информации в целях планирования, управления, контроля (2].
Налоговый учет предназначен для определения размера налоговых обязательств налогоплательщиков и определен как система обобщения информа-
ции для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ [3].
Как видим, определения бухгалтерского финансового учета, бухгалтерского управленческого учета и налогового учета различны. Однако, исходя из анализа данных определений, можно сделать вывод, что информационная база рассматриваемых систем едина. Отличие состоит в способах и приемах группировки, систематизации, обработки этой информации в соответствии с конкретными целями.
Следовательно, единая основа интеграции объективно существует, несмотря на различия между направлениями использования информации рассматриваемыми учетными системами. Данные, которые требуются для бухгалтерского финансового учета, необходимы также и для управленческого учета и для налогового учета. Эта связь прослеживается через объекты рассматриваемых учетных систем.
Объектами бухгалтерского финансового учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Следовательно, в детализированном виде основными объектами бухгалтерского финансового учета являются такие важнейшие экономические категории как активы, доходы, расходы. Данные объекты в полной мере являются и объектами бухгалтерского управленческого учета. Это обусловлено определением объектов управленческого учета в экономической литературе в широком понимании как «производственные ресурсы и хозяйственные операции», в более узком понимании как «затраты и доходы».
В то же время, в основе исчисления таких налогов как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций лежат такие экономические категории как доходы, расходы, прибыль, активы, поскольку объектами налогообложения согласно Налоговому кодексу РФ являются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога [3].
Таким образом, интеграция рассматриваемых систем возможна посредством управления расходами, доходами и результатами через влияние, как на расходы, так и на доходы. Кроме того, данные бухгалтерского финансового учета и бухгалтерского управленческого учета по доходам и расходам в целом по организации, как правило, должны быть тождественны, а управленческие решения должны приниматься с учетом налоговых последствий.
Следовательно, базой интеграции систем бухгалтерского финансового учета, бухгалтерского управленческого учета и налогового учета является согласованность информационных потоков рассматриваемых систем. Следует отметить, что мы рассматриваем интеграцию видов учета в информационном аспекте, что ни в коем случае не означает потери каким-либо из них своей методологии и своего предмета. Это позволит, по нашему мнению, реализовать одну из основных целей каждой из учетных систем — обеспечение всех групп заинтересованных
пользователей данными, достаточными для дальнейшей обработки и интерпретации в интересах и целях каждой из групп.
Информационное обеспечение как одна из важнейших обеспечивающих функций является определяющим фактором интеграции учетных систем организации. Интегрированная система должна обеспечить информацией управление производством внутри организации и интересов внешних пользователей. Данные, не относящиеся непосредственно к учету, но привлеченные в состав информационной модели, расширяют границы сбора, обработки и использования информации для принятия соответствующих управленческих решений.
Таким образом, исследование теоретических проблем бухгалтерского финансового учета, бухгалтерского управленческого учета и налогового учета предполагает реализацию системного подхода, предусматривающего единое организационное, информационное и методологическое обеспечение [4].
Интеграция учетных систем позволяет расширить регулирующую функцию учета, обеспечить необходимую связь между производственными, технологическими и экономическими службами организации,
В этой связи правомерно возникает вопрос о создании интегрированной информационной системы, отвечающей запросам потребителей. В целом формирование информации в учетной системе можно представить поэтапно: наблюдение объектов учета, регистрация информации, обобщение информации, обработка информации, представление данных.
Процесс формирования информации начинается со сбора данных о хозяйственной деятельности организации (наблюдение), который заключается в определении, классификации, оценке и измерении хозяйственных операций и других экономически значимых событий с целью последующего их отражения в учетной системе.
Под регистрацией информации следует понимать упорядоченное и последовательное отражение хозяйственных операций и других экономически значимых событий в первичных документах и учетных регистрах.
На третьем этапе собранные данные подвергаются систематизации и группировке, в процессе которых определяется состав информации, круг пользователей, взаимосвязь различных показателей деятельности организации.
Четвертый этап — обработка информации — в каждой подсистеме осуществляется в соответствии с конкретными целями и завершается составлением отчетности.
Пятый этап — представление данных. Представление данных осуществляется в виде отчетности.
При формировании интегрированной учетной системы организации следует учитывать влияние следующих факторов:
— организационно-правовая форма организации;
— отраслевые особенности сферы деятельности организации;
— масштабы деятельности организации;
— основы организации и технологии производства;
— степень автоматизации учетного процесса и уровень системы обмена информацией между структурными подразделениями;
— финансовые возможности организации.
После принятия решения о целесообразности формирования интегрированной учетной системы в организации необходимо определить организационные аспекты этого процесса, основными из которых являются: наличие высококвалифицированных специалистов, имеющих соответствующий опыт и сочетающих его со знаниями бухгалтерского учета, системы налогообложения, финансового анализа, международных принципов финансового учета; заинтересованность собственников организации в создании эффективной интегрированной информационной системы; разработка индивидуальной для каждой организации модели, включающей параметры интегрированной информационной системы (учетная политика, информационные технологии, форматы отчетности и др. |.
Исходя из вышеизложенного, считаем, что для эффективного управления и полного удовлетворения интересов пользователей информационное обеспечение организации в целом трактовать как учетную систему с ее аспектами: финансовый аспект учетной системы, управленческий аспект учетной системы, налоговый аспект учетной системы. Интегрированная учетная система будет способствовать рациональному использованию интеллек-
туальных, информационных и финансовых ресурсов организации. При этом возрастут конкурентоспособность производимой продукции, прибыль организаций и суммарная вели ина налоговых платежей в бюджет.
Би(; '.П'лрафический список
1. Федердльмы- . чакон «О бухгалтерском учете» от 21 11.96 г. № 129-ФЗ.
2. Ивашкеьи«. Р >;.. бухгалтерски л управленческий учет: Учеб. Аля вузов. - М.: Эко южч- .003. - 618с.
3 Налоговый кодекс Российский Федерации (части первая и вторая!: По состоянию Чс1 1 декабря 2005г. - Новосибирск: Сиб. униг. изд-ви, 2005. - 1.81с
■1. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры, - М.- Финансы и статистика, 2003. - 352с.
КАЛЬНИЦКАЯ Ирина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Дата поступления статьи в редакцию: 15.04.06 I. © Кальницкая И.В.
Краткие сообщения
Омский государственный институт сервиса
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ_
Статья посвящена проблеме формирования в России института местного самоуправления. Рассматриваются концептуальные споры, сопровождавшие процесс принятия нового российского законодательства в области МСУ. Доказывается, что новая концепция местного самоуправления носит паллиативный характер.
16 сентября 2003 г. Государственная дума приняла «Закон об обших принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Тем самым утратил силу аналогичный закон, принятый в 1995 г. Обращение законодателей к проблемам местного самоуправления (МСУ) было вызвано рядом факторов, главным из которых явилось осознание причинной связи между системным кризисом, который Россия переживает в последние Десятилетия, и неэффективностью системы управления страной. Применительно к некоторым случаям можно было говорить о полном параличе системы государственного и муниципального управления социальными процессами. Ярким примером такой неуправляемости стал перманентный энергетический кризис в Приморье 90-х гг., давший повод некоторым экспертам говорить об опасности потери Россией этого региона. Другим проявлением кризиса управления явились постоянные конфликты между региональной и муниципальной властью, имев-
шие своим следствием деградацию социальной и технологической инфраструктуры территорий. Эти негативные процессы затронули и Омскую область.
В соответствии с российской Конституцией, МСУ не входит в систему государственных органов и представляет собой особую форму власти. Согласно закону, местное самоуправление — это форма осуществления народом своей власти, которая обеспечивает в пределах, установленных законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций.
Институт местного самоуправления базируется на ряде принципов. Так, принцип субсидиарности предполагает распределение полномочий и компетенций между акторами, находящимися на разных уровнях властной пирамиды. В соответствии с этим принципом, передача полномочий на более высокий