Научная статья на тему 'Аспекты героизации педагога-музыканта (на примере выдающихся преподавателей Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского)'

Аспекты героизации педагога-музыканта (на примере выдающихся преподавателей Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культура и искусство
ВАК
Область наук
Ключевые слова
музыкально-педагогическая деятельность / герой-профессионал / героическая парадигма / музыкальная педагогика / педагог / творческий потенциал / интегративный контекст / искусствоведение / героическая лингвистика / личностно-творческая парадигма / heroic linguistics / art history / integrative context / creativity / teacher / heroic paradigm / music pedagogy / professional hero / musical and pedagogical activity / personal-creative paradigm

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кирнарская Дина Константиновна, Сизова Елена Равильевна, Таскаева Анна Вячеславовна

Статья продолжает серию научных исследований, посвященных рассмотрению деятельности известных музыкантов-педагогов Южного Урала в героической парадигме – как выдающихся мастеров, добившихся впечатляющих результатов в педагогическом труде, получивших широкое общественное признание, воспринимающихся профессиональным сообществом как образец служения своему делу и аксиологический ориентир для подрастающего поколения. Объектом настоящего исследования выступает процесс героизации личности педагога-музыканта; предметом – аспекты героизации личности преподавателей ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского в соответствии с определенными выше критериями. Цель настоящей работы – представить деятельность известных педагогов-музыкантов Южного Урала, соответствующих критериям героизации, в интегративном контексте: как проявление героического служения делу (героическая парадигма) и как реализация творческого потенциала личности в искусстве (личностно-творческая парадигма). В данной статье для изучения избраны личности выдающихся преподавателей Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского (далее – ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского) – Е.Г. Быкова (балалайка), В.В. Козлова (гитара), А.А. Гейнемана (валторна, оркестровое дирижирование). Методология заключается в использовании комплексного подхода и синтезе методов исследования педагогики, искусствоведения, когнитивной лингвистики. Научная новизна статьи состоит в том, что героизация личности педагогов-музыкантов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского раскрыта интегративно: в дидактическом аспекте (создание собственной выдающейся педагогической школы), культурологическом (обогащение культурных достижений региона посредством плодотворной и высоко результативной творческой работы героев-профессионалов), коммуникативном (установление стабильной художественной коммуникации с публикой через творческую деятельность учеников), аксиологическом (формирование эталонных принципов и методов работы педагога-профессионала, выступающих аксиологическими ориентирами для молодого поколения музыкантов). Теоретическая значимость выражается в системном и последовательном изучении педагогического наследия выдающихся мастеров искусства Южного Урала, позволяющем обогатить историю развития ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского как одного из ведущих творческих вузов региона. В результате исследования доказана гипотеза о том, что деятельность выдающихся педагогов-музыкантов следует рассматривать как явление духовной культуры общества в единстве преобразовательного, познавательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного потенциала, и только интегративное восприятие позволяет выявить аспекты героизации личности наиболее полно и рельефно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кирнарская Дина Константиновна, Сизова Елена Равильевна, Таскаева Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personalities of professional heroes in the musical pedagogy of the South Urals

The article continues a series of studies by the authors devoted to the consideration of the activities of famous musicians-teachers of the South Urals in the heroic paradigm – as outstanding masters who have achieved impressive results in pedagogical work, have received wide public recognition, are perceived by the professional community as a model of service to their cause and an axiological guideline for the younger generation. The purpose of this work is to present the activities of famous musical teachers of the Southern Urals in an integrative context. In this article, the personalities of outstanding teachers of the P.I. Tchaikovsky South Ural State Institute of Arts (hereinafter referred to as the Tchaikovsky Law School) E.G. Bykov (balalaika), V.V. Kozlov (guitar), A.A. Heineman (French horn, orchestral conducting) are chosen for study. The methodology consists in using an integrated approach and synthesis of research methods in pedagogy, art history, and cognitive linguistics. The scientific novelty of the article lies in the fact that the heroization of the personality of the teachers-musicians of the Tchaikovsky YUrGII is revealed integratively: in the didactic aspect (creation of their own outstanding pedagogical school), culturological (enrichment of cultural achievements of the region through fruitful and highly productive creative work of professional heroes), communicative (establishment of stable artistic communication with the public through creative activity of students), axiological (formation of reference principles and methods of work of a professional teacher, acting as axiological guidelines for the younger generation of musicians). The theoretical significance is expressed in a systematic and consistent study of the pedagogical heritage of outstanding masters of art of the South Urals, which allows us to enrich the history of the development of the Tchaikovsky School as one of the leading creative universities in the region. As a result of the research, the hypothesis is proved that the activities of outstanding musical teachers should be considered as a phenomenon of the spiritual culture of society in the unity of transformative, cognitive, value-oriented, communicative potential, and only integrative perception allows us to identify aspects of the glorification of personality most fully and in relief.

Текст научной работы на тему «Аспекты героизации педагога-музыканта (на примере выдающихся преподавателей Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского)»

Культура и искусство

Правильная ссылка на статью:

Кирнарская Д.К., Сизова Е.Р., Таскаева А.В. Аспекты героизации педагога-музыканта (на примере выдающихся преподавателей Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского) // Культура и искусство. 2024. № 10. DOI: 10.7256/2454-0625.2024.10.72054 EDN: VZOMIV URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=72054

Аспекты героизации педагога-музыканта (на примере выдающихся преподавателей Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского)

Кирнарская Дина Константиновна

ORCID: 0000-0003-1059-5776 доктор искусствоведения

заведующий кафедрой истории музыки; Российская академия музыки имени Гнесиных; проректор по связям с общественностью; Российская академия музыки имени Гнесиных

121069, Россия, г. Москва, ул. Поварская, 38/ 1 И [email protected] Сизова Елена Равильевна

ORCID: 0009-0009-3791-7158 доктор педагогических наук

профессор; кафедра истории, теории музыки и композиции; Южно-Уральский государственный

институт искусств имени П.И. Чайковского ректор; Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского

454091, Россия, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41, каб. 100

И [email protected]

Таскаева Анна Вячеславовна

ORCID: 0000-0002-4398-2644 доктор филологических наук

профессор; кафедра иностранных языков; Южно-Уральский государственный институт искусств имени

П.И. Чайковского

профессор; кафедра восточных и романо-германских языков; Челябинский государственный

университет

главный научный сотрудник; Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И.

Чайковского

454091, Россия, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41, каб. 301

И [email protected]

Статья из рубрики "Культурное наследие, традиции и инновации"

DOI:

10.7256/2454-0625.2024.10.72054 EDN:

VZOMIV

Дата направления статьи в редакцию:

19-10-2024

Дата публикации:

26-10-2024

Аннотация: Статья продолжает серию научных исследований, посвященных рассмотрению деятельности известных музыкантов-педагогов Южного Урала в героической парадигме - как выдающихся мастеров, добившихся впечатляющих результатов в педагогическом труде, получивших широкое общественное признание, воспринимающихся профессиональным сообществом как образец служения своему делу и аксиологический ориентир для подрастающего поколения. Объектом настоящего исследования выступает процесс героизации личности педагога-музыканта; предметом -аспекты героизации личности преподавателей ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского в соответствии с определенными выше критериями. Цель настоящей работы - представить деятельность известных педагогов-музыкантов Южного Урала, соответствующих критериям героизации, в интегративном контексте: как проявление героического служения делу (героическая парадигма) и как реализация творческого потенциала личности в искусстве (личностно-творческая парадигма). В данной статье для изучения избраны личности выдающихся преподавателей Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского (далее - ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского) - Е.Г. Быкова (балалайка), В.В. Козлова (гитара), А.А. Гейнемана (валторна, оркестровое дирижирование). Методология заключается в использовании комплексного подхода и синтезе методов исследования педагогики, искусствоведения, когнитивной лингвистики. Научная новизна статьи состоит в том, что героизация личности педагогов-музыкантов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского раскрыта интегративно: в дидактическом аспекте (создание собственной выдающейся педагогической школы), культурологическом (обогащение культурных достижений региона посредством плодотворной и высоко результативной творческой работы героев-профессионалов), коммуникативном (установление стабильной художественной коммуникации с публикой через творческую деятельность учеников), аксиологическом (формирование эталонных принципов и методов работы педагога-профессионала, выступающих аксиологическими ориентирами для молодого поколения музыкантов). Теоретическая значимость выражается в системном и последовательном изучении педагогического наследия выдающихся мастеров искусства Южного Урала, позволяющем обогатить историю развития ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского как одного из ведущих творческих вузов региона. В результате исследования доказана гипотеза о том, что деятельность выдающихся педагогов-музыкантов следует рассматривать как явление духовной культуры общества в единстве преобразовательного, познавательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного потенциала, и только интегративное восприятие позволяет выявить аспекты героизации личности наиболее полно и рельефно.

Ключевые слова:

музыкально-педагогическая деятельность, ге р о й - п р о фе с с и о н а л , героическая

парадигма, музыкальная педагогика, педагог, творческий потенциал, интегративный контекст, искусствоведение, героическая лингвистика, личностно-творческая парадигма

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда и Челябинской области № 23-28-10278, https://rscf.ru/project/23-28-10278/.

Введение

Героизм - явление универсальное, сохраняющее на протяжении всей истории человечества сущностную основу и функциональную значимость образа героя как созидателя, защитника, наставника, двигателя прогресса. Образ героя и представления о героическом «являются результатом многовекового опыта предшествующих поколений,

они хранятся в коллективном бессознательном и присущи каждому индивиду» с- 3]. Образ героя является важнейшей составляющей любой национальной картины мира и включен «в разветвленную сеть лингвокультурных образов, концепций, идей и символов, составляющих основу национальной идентичности, сохранения и укрепления государственности» ^———^^ это «сложное, социально значимое образование, смысловая конструкция российского общественного сознания» [3, с- 12].

Героизация в профессиональной сфере предполагает, что героем-профессионалом становится тот человек, который достиг выдающихся результатов в своей профессиональной деятельности и получил общественное признание. При героизации в профессиональной сфере возможно выделить такие героические типы, как великий ученый, выдающийся деятель культуры и искусства, герой-рекордсмен, герой-первооткрыватель, герой-военный, герой-медицинский работник, герой спорта, герой космоса и др. В.Д. Плахов именует данный героический тип «герой-мастер» и определяет дает следующее определение: это «человек, достигший выдающихся

результатов на трудовом поприще, в деле, которому он посвятил свою жизнь» [4, с 24]. По замечанию Д.А. Голубева, «человек может показать себя героем, спасая людей и помогая им в чрезвычайных ситуациях, в спорте, а также добиваясь значительных

результатов в области культуры и искусства» [5, с 7]. По нашему мнению, выдающийся деятель культуры и искусства - это герой конкретной профессиональной деятельности, так как плоды его творчества являются культурным наследием человечества, а созданные им произведения способны влиять на души и умы людей, признаны широкой общественностью.

Героизация в сфере искусства и культуры - явление, весьма распространенное во все времена, связанное с почитанием конкретной личности творца (композитора, скульптора, художника и пр.). В центре героизации находится профессиональный деятель -творческий работник, который занимается творческой и /или педагогической деятельностью. Эта деятельность может оцениваться обществом (профессиональным сообществом и публикой) как героическое служение в зависимости от системы ценностных координат. При оценке деятельности как героической (т.е. как социально-значимой, поддерживающей устоявшуюся систему ценностей) общество наделяет профессионального деятеля статусом героя, происходит культивирование героя, в котором задействованы механизмы прославления и почитания героя.

Отметим, что героизация в сфере искусства и культуры характеризуется безоговорочным признанием заслуг, всеобщим преклонением перед талантом героя, сопровождающимся

неким культом и даже обожествлением его личности, чему есть множество примеров (можно вспомнить всеобщее поклонение гению Моцарта, Паганини, Микеланджело, Леонардо да Винчи и др.). В современном мире массовое культивирование и героизация личности характерны не только для создателей произведений искусства, но и для исполнителей, что наиболее явно проявляется в поп и рок-культуре, где можно назвать множество имен музыкантов, которые воспринимаются сегодняшней молодежью как «духовные идолы» (Фредди Меркьюри, Мик Джаггер, Джон Леннон, Пол Маккартни, Тейлор Свифт, Виктор Цой и пр.).

Однако для сферы педагогики героизация личности свойственна в гораздо меньшей степени, можно назвать лишь несколько имен всемирно известных педагогов, статус которых в общественном сознании приближается к героическому - Ян Амос Каменский, Мария Монтессори, Константин Ушинский, Антон Макаренко. Имена героев в музыкальной педагогике еще менее известны широкому кругу общества, хотя профессиональное сообщество высоко почитает таких педагогов-музыкантов, как Генрих Нейгауз, Яков Флиер, Константин Игумнов, Лев Оборин, Петр Столярский, Юрий Янкелевич, Мстислав Ростропович и др. Все они создали собственные педагогические школы исполнительского мастерства, воспитали огромное количество выдающихся пианистов, скрипачей, виолончелистов, сформировали систему ценностей для многих поколений музыкантов.

В научных работах последних лет представлены критерии героизации музыканта-педагога, определенные на основе анализа совокупности требований, установленных Указами Президента РФ о почетных званиях «заслуженный деятель искусств РФ» и «заслуженный работник культуры РФ» [6]. В качестве основных критериев выделяются следующие: 1) наличие собственной методической системы преподавания, отраженной в научных и методических трудах; 2) наличие выдающихся учеников в высоком сегменте профессионального музыкального искусства и образования (артисты профессиональных оркестров, ансамблей, театральных трупп; успешные преподаватели в профильных вузах и колледжах); 3) наличие большого количества позитивных отзывов в общественном пространстве и социально-культурной среде; 4) признание выдающихся достижений педагогическим сообществом, преподнесение педагогической деятельности героя как образец для молодых поколений музыкантов.

Объектом настоящего исследования выступает процесс героизации педагога-музыканта; предметом - аспекты героизации преподавателей ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского в соответствии с определенными выше критериями.

Цель настоящей работы - представить деятельность известных педагогов-музыкантов Южного Урала, соответствующих критериям героизации, в интегративном контексте: как проявление героического служения делу (героическая парадигма) и как реализация творческого потенциала личности в искусстве (личностно-творческая парадигма). Достижение обозначенной цели обусловливает постановку ряда задач:

1. раскрыть преобразовательный, познавательный, ценностно-ориентационный и коммуникативный потенциал музыкально-педагогической деятельности героев-профессионалов;

2. выявить в деятельности известных педагогов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского факторы, соответствующие критериям героизации педагога-музыканта;

3. определить значение деятельности героев-профессионалов в музыкальной педагогике и художественной культуре Южного Урала.

В настоящей работе выдвигается гипотеза о том, что деятельность выдающихся педагогов-музыкантов следует рассматривать как явление духовной культуры общества в единстве преобразовательного, познавательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного потенциала, и только интегративное восприятие позволяет выявить аспекты героизации личности наиболее полно и рельефно.

Научная новизна статьи состоит в том, что героизация личности педагогов-музыкантов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского раскрыта интегративно: в дидактическом аспекте (создание собственной выдающейся педагогической школы), культурологическом (обогащение культурных достижений региона посредством плодотворной и высоко результативной творческой работы героев-профессионалов), коммуникативном (установление стабильной художественной коммуникации с публикой через творческую деятельность учеников), аксиологическом (формирование эталонных принципов и методов работы педагога-профессионала, выступающих аксиологическими ориентирами для молодого поколения музыкантов). Теоретическая значимость выражается в системном и последовательном изучении педагогического наследия выдающихся мастеров искусства Южного Урала, позволяющем обогатить историю развития ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского как одного из ведущих творческих вузов региона.

Интегративный потенциал музыкально-педагогической деятельности

Музыкальная деятельность составляет неотъемлемую часть духовной культуры общества, которую каждый человек в той или иной мере осваивает в процессе взросления и накопления социального опыта. Выдающийся музыкальный педагог Г.М. Цыпин утверждает, что человек изначально наделен такими качествами, как стремление к совершенству, гармонии и красоте, которое он интуитивно стремится пробудить в своих детях. «Отсюда, можно предположить, и родились такие специфические, изначально гуманистические способы жизнедеятельности человека, которые гораздо позже были названы педагогически-воспитательными» [7, с 28°1.

Элементы педагогической деятельности можно обнаружить в любом социальном опыте взрослеющего человека, так как при овладении новыми способами жизнедеятельности человек неизменно выбирает наиболее удобные формы приспособления к окружающей среде, оптимальные виды коммуникации, стараясь усвоить опыт предыдущих поколений. Содержание музыкальной деятельности составляет создание, сохранение и распространение произведений искусства, освоение оптимальных способов исполнения музыки, поэтому в своей основе она также содержит педагогический подтекст.

Музыкально-педагогическая деятельность - весьма специфический процесс, обусловленный преобладанием в ней художественности как сплава красоты, духовности

и нравственности, наиболее полно выраженных в искусстве Среди ученых нет единства в трактовке данной деятельности: одни определяют ее как учебную, другие -как творческую. Мы придерживаемся мнения Л.Г. Арчажниковой, которая утверждает, что музыкально-педагогическая деятельность по своим целям и функциям является учебной деятельностью, а по содержанию - художественно-творческой, она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства

Как форма социальной активности человека музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе преобразовательный, познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный потенциал

Преобразовательный потенциал музыкально-педагогической деятельности заключается в создании музыкальных произведений, художественных интерпретаций музыкальных сочинений, сопровождающихся изменением сознания субъектов этой деятельности. Изучая произведения искусства, ученик осознанно или неосознанно обогащает свой внутренний мир, преобразовывает его под влиянием духовного мира композитора, создавшего музыкальное сочинение, а также под влиянием педагога, направляющего его по пути познания.

Познавательный потенциал музыкально-педагогической деятельности проявляется в обогащении знаний и представлений ученика о мире искусства, о способах художественного познания действительности, о формах самопознания. В результате любая активность ученика, направленная на объект, отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте.

Ценностно-ориентационный потенциал музыкально-педагогической деятельности состоит в том, что она имеет субъект-субъектный характер и дает ученику информацию прежде всего, о ценностях, а не о сущностях. В процессе освоения произведений искусства ученик оценивает себя как субъекта деятельности, а собственный результат сравнивает с художественными нормами и ценностям, сформировавшимися в его сознании.

Коммуникативный потенциал музыкально-педагогической деятельности проявляется в разнообразных формах общения как с субъектами деятельности (учениками), так и со слушателями и - опосредованно - с авторами произведений искусства. При этом постоянно осуществляется активная обратная связь и взаимообмен информацией, в результате чего ученик реализует процессы познания, преобразования и формирования ценностных ориентаций. То есть коммуникативный потенциал определяет все виды активности субъекта в процессе музыкально-педагогической деятельности.

Рассмотрение музыкально-педагогической деятельности в героической парадигме предполагает максимальную реализацию преобразовательного, познавательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного потенциала в учебной работе, что задает самую высокую планку мастерства и обеспечивает достижение высочайшего результата педагогического труда.

Реализация интегративного потенциала музыкально-педагогической деятельности в работе героев-профессионалов (на примере выдающихся педагогов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского)

Рассмотрим деятельность выдающихся педагогов ЮУрГИИ в соответствии с определенными выше критериями героизации личности педагога-музыканта, выявляя интегративный потенциал их музыкально-педагогической деятельности.

Евгений Георгиевич Быков (19.04.1959 г.р.) - концертный исполнитель, композитор, аранжировщик, педагог, заслуженный артист РФ (1998 г.), профессор (2009 г.), лауреат всероссийских и международных конкурсов. Окончил Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского (1983 г.) по классу балалайки. С 1985 г. по 2022 г. преподавал в Южно-Уральском государственном институте искусств им. П.И. Чайковского, на протяжении 40 лет совмещая педагогическую работу с концертной деятельностью. Выступал с сольными концертами, в составе ансамблей, с оркестрами русских народных инструментов в различных городах Челябинской области, России и за рубежом.

Познавательный потенциал творчества Евгения Георгиевича реализован в его

выпускниках, которые занимают высокий сегмент профессионального музыкального искусства и образования. Так, А.В. Просветов, А.Н. Никитин, Е.С. Соловьев, Т.О. Кочетова являются артистами Государственного русского народного оркестра «Малахит», одного из лучших профессиональных оркестров России. К.Р. Асылгареева и Д.Е. Жебель - солисты Оркестра русских народных инструментов «Садко» г. Еманжелинска. Многие выпускники совмещают творческо-исполнительскую деятельность с преподавательской: А.В. Просветов является старшим преподавателем кафедры оркестровых народных инструментов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, Т.О. Кочетова преподает на кафедре народных инструментов и оркестрового дирижирования Челябинского государственного института культуры. Многие ученики Е.Г. Быкова являются дипломантами и лауреатами различных конкурсов, участвуют в программах Международного благотворительного фонда «Новые имена» и активно гастролируют по России и за её пределами.

Преобразовательный потенциал музыкально-педагогической деятельности Евгения Георгиевича заключается в создании им свыше 200 произведений для балалайки, изданных в многочисленных сборниках, которые исполняются музыкантами-народниками по всей стране. Секрет его успеха, как отмечает Е.Б. Ищенко, в том, что «Евгений Быков очень часто преподносит известную музыку в другой обертке: с джазовыми ритмами,

феерической техникой и с необычными приемами» [11, с 12]. Ряд обработок и авторских сочинений Е.Г. Быкова опубликованы в сборниках произведений ведущих музыкантов-балалаечников России. Только за последние 3 года издано 16 учебно-нотных изданий, которые активно используются и в учебном процессе.

Большая заслуга Е.Г. Быкова, по мнению коллег-музыкантов, состоит в расширении диапазона изобразительных средств, техники и приемов игры на балалайке, глубины объема звучания русского трехструнного инструмента, что нашло отражение в его методической системе преподавания и запечатлено в изданных методических трудах и программах учебных дисциплин. Открытые мастером исполнительские приемы сегодня широко внедрены в учебную и концертную практику его учениками, которые успешно выступают перед южно-уральской публикой, активно концертируют, проводят мастер-классы в образовательных и творческих учреждениях региона, благодаря чему установлена плодотворная творческая коммуникация как со слушателями, любителями народно-исполнительского искусства, так и с профессиональными музыкантами.

Е.Г. Быков получил известность среди широкой публики и признание выдающихся достижений учениками и педагогическим сообществом. В Челябинской государственной филармонии, ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского в честь юбилейных дат виртуоза-балалаечника устраиваются большие праздничные концерты, на которых звучит музыка в исполнении автора, его учеников и коллег, неизменно получающая восторженные отзывы в прессе. Школа Евгения Быкова сегодня является эталоном воспитания виртуозов-балалаечников, что свидетельствует об эффективной реализации ценностно-ориентационного потенциала музыкально-педагогической деятельности мастера.

Виктор Викторович Козлов (1958-2021 гг.) - российский гитарист, композитор и музыкальный педагог. В 1988 г. окончил Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского, педагогическую деятельность начал годом ранее, в 1987 г. Одним из первых на Урале стал обладателем звания лауреата международных конкурсов композиторов и гитаристов за рубежом и был удостоен III премии Международного конкурса композиторов (Эстергом, Венгрия, 1989 г.), диплома Международного конкурса гитаристов (Тыхи, Польша, 1990 г.). Кроме того, на его счету многочисленные победы на престижных российских конкурсах и фестивалях, среди которых: лауреат I степени

Всесоюзного фестиваля гитарного искусства (Фрунзе, 1989 г.), дипломант Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (Горький / Нижний Новгород, 1990 г.), лауреат II степени Международного конкурса композиторов (Челябинск, 2014 г.). Успешно совмещая на протяжении многих лет педагогическую и концертно-исполнительскую деятельность, в 1997 г. В. Козлов получил почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации», а в 2000 г. - ученое звание профессора.

Более 20 лет был участником и художественным руководителем Трио гитаристов Урала, созданного в 1990 г. как ансамбль классических гитаристов-шестиструнников и успешно концертирующего по всей стране и за рубежом. В состав трио помимо самого Виктора Козлова входили Заслуженные артисты Российской Федерации Шариф Мухатдинов и Виктор Ковба.

Значительный познавательный потенциал музыкально-педагогической деятельности Виктора Козлова состоит в воспитании им целой плеяды профессиональных гитаристов. В. Козлов является основателем южно-уральской гитарной школы, автором учебных программ для всех уровней образования молодых гитаристов. Среди его учеников лауреаты международных и всероссийских конкурсов, стипендиаты Международного благотворительного фонда «Новые имена» И. Куликова, Н. Федоренко, Е. Пушкаренко, О. Киселев, М. Бакланова, А. Белоусов, Д. Ивченко и др. Выпускники В.В. Козлова ведут успешную педагогическую деятельность: М.В. Касаткина, Д.А. Чернов, А.А. Федулов преподают на кафедре оркестровых народных инструментов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского; О.В. Граф и О.В. Кузьмина работают на кафедре народных инструментов и оркестрового дирижирования Челябинского государственного института культуры; А.В. Куликова и К.Т. Сабиров являются преподавателями кафедры народных инструментов Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова; П.А. Рябова -преподаватель Сургутского музыкального колледжа, А.В. Шакенов - преподаватель Казахского национального Университета искусств (г. Астана, Республика Казахстан); Е.А. Пушкаренко - преподаватель Московского Губернского колледжа искусств (г. Москва).

Преобразовательный потенциал творчества В.В. Козлова реализован в его композиторской деятельности. Виктором Викторовичем создано более 200 произведений для гитары соло, гитарных ансамблей и ансамблей гитары с другими инструментами. Сочинения автора, представляющие собой современную гитарную музыку, написанную с тонким профессиональным юмором и определенной программностью, широко известны и публикуются значительными тиражами в России и за рубежом. В.В. Козлов, являясь признанным мастером комедийных произведений, особое место в своем творчестве уделял сочинению музыки для детей. В 1999 г. сборник музыкальных произведений «Маленькие тайны сеньориты Гитары» из цикла «Альбом юного гитариста» был признан Русским гитарным центром (г. Москва) лучшим в России. Произведения маэстро, а также его методические труды, где изложена стройная система воспитания гитариста-профессионала, пользуются большой популярностью не только в исполнительской деятельности, но и в учебном процессе музыкальных школ, колледжей и вузов, привлекая внимание молодых педагогов последовательностью педагогических приемов и средств воспитания юных гитаристов.

Ценностно-ориентационный и коммуникативный потенциалы творческой деятельности В. Козлова реализованы в его многолетней работе в качестве председателя жюри Международного конкурса «Виртуозы гитары» в Санкт-Петербурге, а также председателя Ассоциации деятелей классической гитары Всероссийского музыкального общества, основной целью деятельности которой было обеспечение информацией

профессиональных деятелей классической гитары Уральского региона о современных тенденциях развития гитарного искусства, а также организация и регулярное проведение Уральских фестивалей классической гитары. Так, с 1991 г. В.В. Козлов стал инициатором проведения в Челябинске международного фестиваля «Классическая гитара на Урале», который позже был дополнен конкурсом и переименован -Всероссийский фестиваль-конкурс «Гитара в России». Отметим, что с 2023 г. фестиваль носит имя своего создателя и идейного вдохновителя - «Международный фестиваль-конкурс гитарного искусства имени Виктора Козлова». О личности и творчестве мастера написано более 30 научных и публицистических работ [12, 13 и др,], биографических очерков, статей в энциклопедических изданиях; в ноябре 2023 г. вышел первый из планируемых пяти томов «Полного собрания сочинений Виктора Козлова», что является подтверждением признания выдающихся достижений Виктора Викторовича музыкально-педагогическим сообществом.

Александр Александрович Гейнеман (1950-2024 гг.). - военный дирижер, заслуженный артист России (2006 г.), профессор (2012 г.). В 1973 г. окончил полный курс военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского по специальности «Дирижирование». На протяжении 22 лет служил главным дирижёром духового оркестра Челябинского высшего военного авиационного училища (ЧВВАКУШ), в течение 10 лет был дирижером-консультантом и аранжировщиком музыкальных произведений для духового оркестра в Челябинском высшем танковом командном училище. С 1995 г. работал в Южно-Уральском государственном институте искусств им. П.И. Чайковского, с 2001 г. был бессменным заведующим кафедрой оркестровых духовых и ударных инструментов. Руководство кафедрой и педагогическую деятельность успешно совмещал с творческой работой - руководил духовым оркестром ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского и ансамблем духовых инструментов, репертуар которых включал классические произведения оркестрово-духового музыкального искусства, переложения сочинений академической традиции и лучшие образцы популярной музыки различных направлений. Студенческий духовой оркестр широко известен в Уральском регионе и является неизменным победителем Всероссийского конкурса духовых оркестров «Уральские фанфары», где он занимал только первые места и Гран При. Оркестр также удостоен Гран-при Международного детского и юношеского конкурса-фестиваля «Дыхание весны» (Челябинск, 2011 г.), из последних достижений - I место на XXX Всероссийском конкурсе-фестивале «Уральские фанфары» (март 2020 г.).

Преподавательскую деятельность А.А. Гейнемана отличал высокий профессионализм. Уделяя большое внимание вопросам методики преподавания на духовых и ударных инструментах, Александр Александрович воспитал несколько десятков учеников, являющихся музыкантами ведущих оркестров страны, лауреатами всероссийских и международных конкурсов, что подтверждает огромный познавательный потенциал его музыкально-педагогической деятельности и эффективность применяемых им методических систем преподавания. Среди его учеников обладатели Гран-при конкурса духовых ансамблей XIX Всероссийского фестиваля духовой музыки «Уральские фанфары» И.М. Лушников, А.Р. Забигулин, Е.С. Соколов, К.П. Миняев, Д.А. Васильченко П.А. Драп и др.

Преобразовательный потенциал музыкально-педагогической деятельности А.А. Гейнемана реализован в его незаурядном таланте аранжировщика. Создавая авторские переложения для духового оркестра, А.А. Гейнеман значительно обогатил репертуар духовых оркестров произведениями самых различных жанров и стилей, пользующихся успехом в исполнительной практике у многих профессиональных духовых оркестров

военных округов, учебных заведений России. Будучи опытным педагогом-методистом, Гейнеман создал учебные программы по всем специальным дисциплинам исполнительского цикла музыкантов-духовиков, начиная от специального инструмента, ансамбля, до оркестрового класса, педагогической и исполнительской практики, которые используются в учебном процессе в течение многих лет на разных уровнях системы «школа-колледж-вуз».

Ценностно-ориентационный и коммуникативный потенциалы творческой деятельности А.А. Гейнемана реализованы в руководстве им курсами повышения квалификации педагогов-духовиков, дирижеров духовых оркестров детских школ искусств и студий области, а также в работе в качестве председателя и члена жюри многочисленных музыкальных фестивалей и конкурсов, таких как: Всероссийский конкурс-фестиваль «Уральские фанфары», Зональный конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах им. В. Густова, Областной конкурс-фестиваль «Звездный калейдоскоп», Всероссийский конкурс-фестиваль «Новоуральские фанфары», Региональный конкурс исполнителей на оркестровых инструментах «Tutti», Международный конкурс искусств «Мелодии малахитовой шкатулки», Областной конкурс-фестиваль духовых и эстрадно-джазовых коллективов «Город играет джаз». В течение 50 лет А.А. Гейнеман воспитывал у молодых музыкантов уважение и любовь к духовой классической музыке.

Плодотворная профессиональная деятельность А.А. Гейнемана получила широкое общественное признание и отмечена Почетными Грамотами Министра культуры Российской Федерации (2001 г.), Губернатора Челябинской области (2008 г.), Министра культуры Челябинской области (2010 г.), Министра образования и науки Челябинской области (2012 г.), Нагрудным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» (2002 г.). Творческая деятельность А.А. Гейнемана нашла отражение в справочно-энциклопедических изданиях (Энциклопедия «Челябинск», 2001 г.; Энциклопедия «Лучшие люди России», 2011 г.) и в публикациях периодической печати уральского региона [14 и др.].

Выводы

Результаты деятельности выдающихся педагогов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского позволяют сделать вывод о том, что каждый из них максимально реализовал в своем труде преобразовательный, познавательный, ценностно-ориентационный,

коммуникативный потенциал музыкально-педагогической деятельности. Это позволило им совместно с учениками создать множество интересных авторских интерпретаций музыкальных сочинений, по достоинству оцененных слушателями и профессиональным сообществом; воспитать выдающихся учеников, обладающих широкими музыкальными знаниями и высоким исполнительским мастерством; сформировать стройную систему эталонных педагогических способов и методов преподавания, являющуюся фундаментом аксиологических ориентаций учеников; эффективно реализовать разнообразные системы художественной коммуникации со слушателями, учениками и коллегами-музыкантами, обеспечившие безоговорочное общественное признание и прочный профессиональный а в то рите т.

Максимальная реализация потенциалов музыкально-педагогической деятельности является подтверждением того, что личность каждого рассмотренного нами педагога может быть наделена статусом героя-профессионала, создавшего собственную творческую и педагогическую школу учеников и последователей, обогатившего культурный ландшафт региона достижениями своих учеников, утвердившего высокий профессиональный стандарт мастерства и художественных ценностей, воспринятых

большинством слушателей как эстетический эталон. Значение многогранной деятельности героев-профессионалов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского для региона состоит в том, что она позволила представить достижения Челябинской области на уровне всей страны, поставила южно-уральскую музыкально-педагогическую школу в единый ряд с ведущими столичными школами, обеспечила музыкальной культуре региона общероссийскую известность и признание.

Библиография

1. Лукъянова Р.А. Философия истинности героизма: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Лукъянова Рушания Абдурахмановна. Уфа, 2012. 23 с.

2. Таскаева А.В. Реализация героической парадигмы в национальной языковой картине мира: дисс. ... д. филол. н.: 10.02.19. Челябинск, 2021. 428 с.

3. Смирнов С. Ю. Трансформации образа героя в сознании российского общества: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Москва, 2011. 189 с.

4. Плахов В.Д. Герои и героизм: опыт современного осмысления вековой проблемы: монография. СПб.: КАРО, 2008. 239 с.

5. Голубев Д.А. Лингвокультурный концепт «героизм» в русской и английской языковых картинах мира: дис. ... канд. филос. наук: 10.02.19 / Голубев Дмитрий Алексеевич. Ярославль, 2008. 23 с.

6. Кирнарская Д.К., Сизова Е.Р., Таскаева А.В. Герой-профессионал в сфере музыкальной педагогики // Культура и искусство. 2024. № 8. С.16-29. DOI: 10.7256/2454-0625.2024.8.71485 EDN: MXWAYB URL: https://e-notabene.ru/camag/article_71485.html

7. Кирнарская Д.К. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. Москва: Академия, 2003. 368 с.

8. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва: Издательство Юрайт, 2024. 414 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. Москва: Просвещение, 1984. 112 с.

10. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). Москва: Политиздат, 1974. 328 с.

11. Ищенко Е. Виват балалайка! : [50-летие Е.Г. Быкова] / Е. Ищенко, Н. Ищенко // Южноуральская панорама. 23.04.2009. С. 12.

12. Слуева О.В. Виктор Козлов. Грани таланта // Искусство и культура современной России: траектории творчества, науки, образования: материалы международной научно-практической конференции (к 80-летию ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского). Челябинск, Издательство Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, 2015. С. 312-318.

13. Сизова Е.Р. Концертный зал Челябинского высшего музыкального училища заполнен до отказа [О фестивале классической гитары на Урале] // Гитарист. 2002. № 1 (146). С. 8.

14. Ищенко Е. Братство духовой музыки // Южноуральская панорама. 14.04.2011. URL: https://up74.ru/articles/kultura/47217/ (дата обращения: 21.10.2024)

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной для публикации в журнале «Культура и

искусство» статье, как следует из заголовка («Личности героев-профессионалов в музыкальной педагогике Южного Урала»), является некоторая совокупность личностей героев-профессионалов (в объекте) в музыкальной педагогике Южного Урала. Хотя из целеполагания авторов («и только интегративное восприятие позволяет выявить аспекты героизации личности наиболее полно и рельефно») следует, что их интересуют не столько личности героев-профессионалов в музыкальной педагогике Южного Урала, сколько «аспекты героизации личности», т. е. некоторая совокупность характеристик (аспектов) некоторого полагаемого автором в качестве объективного (внешнего по отношению к исследовательской интенции) процесса героизации личности. Соответственно, если в качестве предмета авторов интересуют «аспекты героизации личности», то сам процесс героизации личности представляет собой объект приложения исследовательских усилий, и этот процесс, надо полагать, происходит в музыкальной педагогике Южного Урала. Сразу же у пытливого читателя может возникнуть вопрос: если авторы намерено прибегают к известному софистическому приему подмены тезиса, то зачем, с какой целью? Хотя, возможно, авторы и непреднамеренно допускают такую логическую ошибку, тогда, собственно, следует констатировать слабую методологическую проработку исследования, не допускающую достижение научного результата. А это уже является достаточным основанием для дальнейшей доработки статьи до приемлемого теоретического уровня.

Второй формальной ошибкой, не допускающей статью к публикации уже на основании редакционной политики журнала, является нарушение редакционного требования к обезличенности авторов. Допускаются к публикации только прошедшие процедуру двойного слепого рецензирования статьи (см. «Порядок рецензирования статей» п.4 https://nbpublish.com/camag/info_44.html). Если же авторы намерено не скрывают свои персоналии («В наших предыдущих исследованиях мы определили критерии героизации личности педагога-музыканта [10]»: т. е. авторами являются уважаемые коллеги Дина Константиновна Кирнарская, Елена Равильевна Сизова и Анна Вячеславовна Таскаева), то они, по существу, отказываются от обязательной процедуры слепого рецензирования, требуя от журнала нарушить собственные принципы объективности оценки публикаций. Зато эта ошибка позволяет рецензенту установить, что из 100 % описаний библиографического списка, авторы ссылаются на свои работы в 35 % случаев. Помимо того, что это не совсем этично (можно заподозрить, что целью публикации является не сообщение о результатах научного исследования, а увеличение количественных показателей публикационной активности авторов за счет самоцитирования), авторы рискуют оказаться в плену собственных предубеждений (метафора пещеры у Платона, идол пещеры у Ф. Бэкона).

И все же, допуская, что авторы способны при доработке статьи избежать формальных и логических ошибок, рецензент считает возможным прокомментировать авторский подход по существу.

Во-первых, в логической ошибке подмены тезиса (неясность предмета и объекта исследования) усматривается попытка авторов выдать желаемое за действительное. В тексте статьи не представлено достаточно сведений подтверждающих, что процесс героизации личности в музыкальной педагогике Южного Урала является объективным. Сохраняется большая вероятность, что сами авторы инициируют этот процесс в качестве социально-педагогического приема для достижения каких-то целей.

Во-вторых, отмеченный авторами во введении феномен почитания «конкретной личности творца (композитора, скульптора, художника и пр.)», по мнению рецензента, недостаточно теоретически отрефлексирован. Культивирование (героизация) личности является характеристикой мифологического мышления, в то время как рациональному мышлению свойственно сомнение. Авторы не определяют грани между общественным

признанием заслуг личности в профессиональной деятельности (почет личности) и её героизацией (поклонением герою). В частности, одной из базовых характеристик героя является подвиг (преодоление препятствия на пути достижения цели, заведомо непреодолимого для обыденного человека — гиперболизация героизма). Если добросовестный труд в музыкальной педагогике Южного Урала требует героических усилий, то весьма сомнительно, что он может когда-нибудь стать общественной нормой. Тогда, собственно, на что направлены социально-педагогические усилия авторов, какую цель преследуют? Спорность такой цели становится очевидной на исторических примерах из советской истории (бедный Стаханов спился от несоответствия его личности растиражированному на всю страну социальному мифу, а личности Сталина до сих пор незаслуженно приписывают или всю совокупность нечеловеческих злодеяний сложного исторического периода, или героизм совершенно иных людей).

Таким образом, ни методически, ни методологически статья не выдерживает критики. Поэтому приведенные в ней биографические сведения о деятельности музыкальных педагогов Южного Урала, безусловно заслуживающие теоретического внимания, не являются достаточными аргументами в пользу авторской концепции героизации личности в музыкальной педагогике Южного Урала. Сохраняется вероятность, что освещенная авторами героизация личности в музыкальной педагогике Ю жного Урала представляет собой не научный результат, а выдуманный авторами миф (создание мифа для его дальнейшего научного изучения вряд ли можно отнести к актуальной научной проблеме).

Научная новизна исследования,таким образом, остается сомнительной. Стиль текста в целом выдержан научный.

Структура статьи формально соответствует логике изложения результатов научного поиска, но в научности содержания у рецензента остаются сомнения, несмотря на стройную логику аналитических операций.

Библиография крайне слабо отражает проблемное поле исследования: на 35 % авторы транслируют собственные заблуждения, не представив достаточных теоретических оснований для собственного концептуального подхода (мифологическая природа героизации личности совершенно авторами не изучена, отсылка к работам М. С. Кагана и Л. С. Выготского не фундирует заблуждения авторов и не может считаться теоретически обоснованной).

Апелляция к оппонентам в тексте статьи отсутствует: авторы избегают открытой теоретической дискуссии, очевидно понимая слабость своей концепции героизации. Полагая, что авторы имеют право отстаивать собственную позицию в открытой дискуссии, рецензент считает, что статья может представлять интерес для читательской аудитории журнала «Культура и искусство» и после устранения авторами грубых формальных (открытая заявка о своих персоналиях) и логических (ошибка подмены тезиса в соотношении заголовка и целеполагания исследования) недоработок может быть опубликована.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Культура и искусство» автор представил свою статью «Аспекты героизации педагога-музыканта (на примере выдающихся преподавателей Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского)», в которой проведено исследование процесса создания образа героя в определенной профессиональной

сфере.

Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что героизация в сфере искусства и культуры характеризуется безоговорочным признанием заслуг, всеобщим преклонением перед талантом героя, сопровождающимся неким культом и даже обожествлением его личности. в современном мире массовое культивирование и героизация личности характерны не только для создателей произведений искусства, но и для исполнителей Однако, как замечает автор, для сферы педагогики героизация личности свойственна в гораздо меньшей степени, имена героев в музыкальной педагогике еще менее известны широкому кругу общества, хотя профессиональное сообщество высоко почитает педагогов-музыкантов, создавших собственные педагогические школы исполнительского мастерства, воспитавших огромное количество выдающихся пианистов, скрипачей, виолончелистов, сформировавших систему ценностей для многих поколений музыкантов. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью популяризации профессии педагога-творца как носителя и транслятора культурных ценностей в свете социокультурных вызовов, стоящих перед Россией. Теоретическая значимость выражается в систематизации педагогических, творческих, научно-методических достижений педагогов-музыкантов, которые обогащают региональную культурную палитру Челябинской области и могут послужить материалом для дальнейших исследований различных аспектов культурной жизни Южного Урала.

Объектом настоящего исследования выступает процесс героизации педагога-музыканта; предметом - аспекты героизации преподавателей ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского в соответствии с критериями, установленными Указами Президента РФ о почетных званиях «заслуженный деятель искусств РФ» и «заслуженный работник культуры РФ», а именно: наличие собственной методической системы преподавания, отраженной в научных и методических трудах; наличие выдающихся учеников в высоком сегменте профессионального музыкального искусства и образования; наличие большого количества позитивных отзывов в общественном пространстве и социально-культурной среде; признание выдающихся достижений педагогическим сообществом, преподнесение педагогической деятельности героя как образец для молодых поколений музыкантов.

Цель настоящей работы - представить деятельность известных педагогов-музыкантов Южного Урала, соответствующих критериям героизации, в интегративном контексте: проявление героического служения делу и реализация творческого потенциала личности в искусстве. Для достижения данной цели автор ставит следующие задачи: раскрыть преобразовательный, познавательный, ценностно-ориентационный и коммуникативный потенциал музыкально-педагогической деятельности героев-профессионалов; выявить в деятельности известных педагогов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского факторы, соответствующие критериям героизации педагога-музыканта; определить значение деятельности героев-профессионалов в музыкальной педагогике и художественной культуре Южного Урала.

В настоящей работе выдвигается гипотеза о том, что деятельность выдающихся педагогов-музыкантов следует рассматривать как явление духовной культуры общества в единстве преобразовательного, познавательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного потенциала, и только интегративное восприятие позволяет выявить аспекты героизации личности наиболее полно и рельефно.

В ходе исследования были использованы общенаучные методы анализа и синтеза, описания и систематизации. Теоретическим обоснованием послужили труды Выготского Л.С., Таскаевой А.В., Плахова В.Д., Лукъяновой Р.А. и др. Эмпирическим материалом явилась творческая и педагогическая деятельность преподавателей ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского (г. Челябинск).

К сожалению, автором не проделан анализ научной обоснованности проблематики. По заявлению автора, научная новизна статьи состоит в том, что героизация личности педагогов-музыкантов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского раскрыта интегративно: в дидактическом, культурологическом, коммуникативном, аксиологическом аспектах. Как отмечает автор, музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе преобразовательный, познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный потенциал. Рассмотривая музыкально-педагогическую деятельность в героической парадигме автор выделяет ключевым фактором максимальную реализацию преобразовательного, познавательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного потенциала в учебной работе, что задает самую высокую планку мастерства и обеспечивает достижение высочайшего результата педагогического труда. Далее автором подробно проанализированы творческая и профессиональная биография преподавателей ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского (Е.Г. Быкова, В.В. Козлова, А.А Гейнемана) с позиции реализации данными музыкантами-педагогами интегративного потенциала музыкально-педагогической деятельности. На основе данного исследования автор приходит к заключению, что каждый из рассмотренных в данной статье музыкантов отвечает обозначенным критериям героизации личности профессионального деятеля искусства и культуры, а, следовательно, рассмотренные персоналии могут быть признаны героями-профессионалами в своей сфере деятельности.

В заключении автором представлен вывод по проведенному исследованию, в котором приведены все ключевые положения изложенного материала.

Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение процесса формирования образа героя-профессионала представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований.

Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует также адекватный выбор соответствующей методологической базы. Библиографический список составляет 14 источников, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса. Текст статьи выдержан в научном стиле.

Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.