Научная статья на тему 'Аспектный подход к социокультурному развитию личности'

Аспектный подход к социокультурному развитию личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / АСПЕКТ / ASPECT / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРА / SOCIAL CULTURE / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швачко Елена Викторовна, Дуранов Михаил Евгеньевич

Рассматривается проблема развития личности как сложный и многоаспектный процесс, рассматриваются аспекты социокультурного развития личности студента, исходя из предмета исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspect Approach to Social and Cultural Development of Personality

The problem of personality development is viewed as a complex multi-aspect process. Aspects of student’s social and cultural development are discussed.

Текст научной работы на тему «Аспектный подход к социокультурному развитию личности»

• развитие роли и самой системы образования в соответствии с реальными интеграционными процессами в области рынка труда, информационными ресурсами, инфраструктурой и возможностями для осуществления исследовательской деятельности;

• стимулирование внедрения национальных проектов и реформ, что способствует выявлению проблем, факторов и созданию оптимальных условий для повышения качества образования.

Исходя из этого, в настоящий момент определяются новые требования к качеству подготовки специалистов. В современный период особенностями взаимодействия государства и высших образовательных учреждений выступают [2]:

• активная роль государства как поставщика образовательных услуг с соблюдением нормативных гарантий качества и потребителя в части обеспечения высококвалифицированным персоналом секторов бюджетной сферы;

• двойственный характер спроса на образовательные услуги: со стороны обучающегося (определяется целями получения образования) и со стороны потенциального работодателя (определяется целями и производственными функциями использования работника);

• многоуровневый характер рынков образовательных и профессиональных услуг (региональный, межрегиональный, общегосударственный и международный).

Библиографический список:

1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. // Психология мышления. - М. : Прогресс, 1969. - 132 с.

2. Кротова Н.В. Мониторинг рынка труда управленческих кадров для отрасли культуры и искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2006. № 1. С. 66-70.

3. Крупной Ю.В. Управление качеством образования и образовательная аналитика // [Электронный ресурс]: www.edusoeiety.paideia.ru/

УДК 371.035 ББК 74.66

Е.В. Швачко, М.Е. Дуранов АСПЕКТНЫЙ ПОДХОД

К СОЦИОКУЛЬТУРНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ

Рассматривается проблема развития личности как сложный и многоаспектный процесс, рассматриваются аспекты социокультурного развития личности студента, исходя из предмета исследования.

Ключевые слова: личность, развитие, аспект, образование, социальная культура, со-циокультура, социально-культурная деятельность, социокультурное развитие, социокультурная деятельность.

В науке, в частности, в культуроло- окультурное развитие», «социокультур-

гии, социологии, социальной педагогике, ная деятельность». Нередко один термин

активно используются константы: «соци- подменяется другим, что ведет к сужению

альная культура», «социально-культурная или расширению его содержания, отчего

деятельность», «социокультура», «соци- возникают известные неясности.

о о

го

0

1

о о

о

X

ч

о

Ё ф

с

о <

Видимо, в рассмотрении всех выше указанных констант, следует исходить из идеи, что несоциальной культуры нет, нет также несоциальной культурной деятельности человека. Все результаты культурной деятельности человека носят социокультурный характер.

Л.Н. Коган [6] социальную культуру рассматривает в самом широком смысле и обозначает ее понятием «социокуль-тура», к которой относит весь суперорганический мир, всю новую вселенную, которые были сотворены Человеком. Составными элементами социокультуры выступают [цит. по 14, с. 453-454]:

1) идеологическая вселенная смыслов, объединенных в системе языка, науки, религии, философии, права, этики, литературы, искусства, политики, экономики и т. д.;

2) материальная культура, представленная воплощением всех этих смыслов в биологической среде, начиная с простых орудий и кончая наисложнейшим оборудованием, книгами и пр.;

3) все скрытые и открытые действия, церемонии, ритуалы, поступки, в которых индивиды и их группы осуществляют и принимают тот или иной набор смыслов.

Без введения понятия «социо-культура», к социальной культуре К.М. Хоруженко относит систему представлений о мире, ценностях, нормах и правилах поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы [14]. Здесь социальная культура рассматривается в самом широком смысле, исходя из того, что несоциальной культуры просто ° не существует (С.А. Кармин). Ц Следовательно, к социокультурной

^ деятельности в широком смысле следует s отнести всю духовную и материальную g деятельность, подчиненную созданию S духовных и материальных ценностей культуры, независимо от времени и ме-ш ста (пространства) их создания.

Социальная культура в узком смысле рассматривается как культура отношений. Так, А.С. Кармин к социальной культуре, как культуре социальных отношений, относит характерные признаки, отражающие ее сущность, регуляти-вы, ценности, идеалы. Они и, только они определяют поведение людей в системе социальных взаимоотношений, взаимодействий, общения. К содержательному аспекту социальной культуры он относит нравственные, правовые и политические отношения [5].

А.Д. Жарков следующим образом определяет социально-культурную деятельность: «Социально-культурная деятельность - форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предполагающая ее целесообразное изменение и преобразование всеми формами, действиями, поступками, обеспечивая возможности для создания, трансляции и восприятия культурных ценностей» [4, с. 18-19].

Следовательно, социально-культурная деятельность связывается с отношениями субъекта с социокультурной средой, к которой следует отнести деятельность, включающую формирование культуры нравственных, правовых, политических, экологических, эстетических отношений, процесс образования и развития личности на основе трансляции культурных ценностей.

Исходя из такого подхода, а он особенно важен для педагогики образования и развития личности, следует рассматривать социокультурную и социально-культурную деятельность как основу формирования мировоззренческой культуры и культуры социальных отношений личности. При этом социокультурное развитие личности включает все виды социальной деятельности, все взаимодействия с социальной и природной средой, все воздействия внешней среды на человека. Поэтому не совсем корректно, но условно можно отнести к социально-культурной деятельности деятельность, которая совершается во время отдыха и

деятельность личности в свободное от основного занятия время.

Процесс образования и развития личности многогранный, многослойный, многоаспектный. На ее развитие влияют множество факторов и условий. Поэтому важно социокультурное развитие личности рассматривать с разных позиций, учесть различные аспекты процесса и развития самой личности, включая философский, социальный (социологический), культурологический, социально-психологический, педагогический (управленческий) и другие аспекты. Учитывая ограниченность статьи и сложности социокультурного развития личности, остановимся на некоторых аспектах, характеризующихся соответствующим понятийным аппаратом.

1. Философский аспект социокультурного развития личности связан с понятием «человек». К данному аспекту следует отнести понятия: человек - личность, человек как индивид, личность как индивидуальность. (человек - индивид - личность - индивидуальность).

В философии человек рассматривается как высшая ступень развития живых организмов на земле, как субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек выступает как разумное существо, обладает речью, способное мыслить, создавать орудия труда и трудиться. Единичный представитель человеческого рода является индивидом.

Личность в философии рассматривается как продукт общественно-исторического развития, как человек, присвоивший (усвоивший) общественные (культурные) ценности. Степень социализации личности (присвоения ценностей) отражает уровень ее социокультурного развития.

Особенности восприятия, мышления, деятельности, эмоциональных реакций, развития интеллекта, ориентации на ценности, т. е. все то, что отличает одну личность от другой, составляет ее индивидуальность.

Деятельность как философская категория, социокультурная деятельность как ее вид, выступает фактором социокультурного развития личности.

2. Социальный аспект социокультурного развития личности связан с социализацией личности. К данной группе следует отнести понятия, отражающие социальное развитие личности. «Социальное развитие» включает в себя формирование, социокультурную адаптацию, социализацию, саморазвитие (самообразование).

По отношению к личности, данную группу понятий следует отнести к социальной философии. Социальное развитие личности выступает как процесс ее социализации. Поэтому развитие личности следует рассматривать не только с позиции социальной философии, но и социологии, влияния социальной среды, социокультурного пространства, взаимодействия личности с этой средой.

Развитие личности как целенаправленный процесс связано с формированием. Формирование связано с управлением, т. е. с педагогической деятельностью. В.И. Даль «формирование» рассматривает как процесс, включающий в себя выбор, строительство, составление, пополнение до полного состава [3, с. 537]. Следовательно, в педагогическом смысле понятие «формирование» следует рассматривать как целенаправленную управленческую деятельность, подчиненную развитию соответствующих социальных качеств, признаков, свойств личности.

Развитие личности как социальное явление, ее социокультурное образование осуществляется в процессе деятельности, имеющей социокультурную ценность. Деятельность личности выступает как взаимодействие с социальной средой. В процессе взаимодействия происходит развитие личности, присвоение общественного опыта, его воспроизведение на более высоком уровне, на уровне социокультурной адаптации, социализации.

В педагогике широкое хождение имеют два понятия: «социальная адаптация»

о о

с; 2

го р

0

1 р

о о

о

X

ч

о

Ё ф

с

о <

ш

0

1

го 1_и

т го ш

03

1_и

и «социализация». При этом они соотносятся как часть и целое. Социализация как интеграция личности в общество осуществляется через социокультурную адаптацию.

Большинство ученых социальную адаптацию рассматривают как процесс приспособления личности к конкретным внешним социальным условиям. Следует заметить, что это не пассивный процесс. При этом происходит изменение не только самой личности, но и социальной среды. То, что в среде появляется новая личность, ведет к ее изменению. Поэтому будет правильнее вести речь не только о социальной адаптации, т. е. социальном приспособлении, но и вхождении личности в социокультурное пространство, ее интеграцию в это пространство. Вместе с тем, социокультурная адаптация - есть процесс признания и принятия общественных норм, выступает как элемент социализации личности.

Социализация связана с самодеятельностью личности, ее взаимодействием с социальной средой, социокультурным самообразованием, самореализацией. Саморазвитие подчиняется реализации заложенных в человеке способностей. Самореализация выступает как процесс актуализации, подчиненный достижению цели по реализации своего творческого потенциала.

В конечном счете, социализация личности, ее развитие и самореализация ведут к формированию социокультурного статуса личности. Статус в педагогике выступает как личностное приобретение, связанное с выполнением в обществе определенных социальных функций (ролей).

Итак, социализация, осуществляемая средствами социокультурной деятельности, выступает фактором и базовым понятием социального аспекта образования и развития личности.

3. Культурологический аспект социокультурного развития личности связан с присвоением личностью образовательных, выступающих в виде духовных ценностей. К данной группе

понятий следует отнести: культуру - со-циокультуру - ценности (культурные).

Известно, что в науке существует множество определений культуры. В свое время Вольтер, Лессинг культуру относили к средству духовного, нравственного возвышения человека. Г. Риккерт культуру относит к ценностям. Ю.М. Лотман рассматривает культуру как мир смыслов. П. Сорокин понимает культуру как информационный процесс. В.Г. Крысько к культуре относит систему духовных форм жизнедеятельности людей Культура в понятии Л.Н. Когана - это сфера человеческой свободы, сфера свободного выбора личностью ценностей, накопленных человечеством, которые наиболее соответствуют его вкусам, интересам, запросам [цит. по 6, с. 32].

Из краткого перечня подходов к понятию «культура» можно сделать вывод, что культура выступает как социальное явление, человеческое творение, как культурная ценность, как содержательный аспект образования, как средство возвышения и объединения людей. Одним словом, культура вездесуща, она - творение ума и практической деятельности многих поколений и представляет собой общественную ценность, выступает фактором развития личности.

Следовательно, социокультура выступает как результат социокультурной деятельности, как менталитет личности, взгляд на мир и реальную действительность через призму социокультурных отношений и социокультурной деятельности.

Ценности культуры составляют ее ядро, к которым А.И. Ракитов относит нормы, стандарты, правила, эталоны этики и трудовой деятельности, связанные с реальными условиями жизнедеятельности человека [11].

Ценности культуры, в том числе, и социальной, выступают содержательной стороной образования и развития личности. Поэтому следует вести речь о социокультурной деятельности развития личности, т. к. в основе социокультурного

развития лежит не только социализация, но и социокультурное самообразование, психология саморазвития.

4. Социально-психологический аспект социокультурного развития личности включает психологические механизмы формирования социальной направленности личности, ее развитие в конкретной социальной группе на основе взаимодействия с социокультурной средой. Данный аспект связан с процессами развития личности: потребностями - мотивами - установками - ценностными ориентациями, отражающими направленность личности.

Социокультурное развитие связано с формированием направленности личности, в которой потребности выступают ее элементом, универсальным фактором развития личности. А. Маслоу разработал пирамиду потребностей. В основу положил физиологические потребности и потребности в безопасности. К вершине потребностей отнес потребности в самоактуализации и самоуважении [9].

Самоактуализация выступает как стремление к реализации своих способностей, своего потенциала, формирования самостоятельности. При этом важно развить потребность в самореализации, сформировать установку на социокультурное развитие личности, что связано с развитием ее духовных потребностей. Потребности выступают движущей силой развития социума и личности.

Потребности личности мотивируются, обосновываются. Сами мотивы, как элемент направленности личности, объясняют причины, необходимость удовлетворения потребностей. М.Ш. Магомед-Эминов мотивацию относит к психодинамической системе личности, включая организующую (побуждающую, направляющую), регулирующую деятельность на пути осуществления определенного жизненного отношения к окружающему миру [8]. Для социокультурного развития личности важно, чтобы мотивация носила общественно ценный характер.

Третьим структурным элементом направленности личности выступает установка. По мнению Д.Н. Узнадзе, установка в личности выступает как мотив и как предстартовая готовность к конкретной деятельности [13]. Сама установка обуславливается мотивами деятельности человека, ее значимостью для развития специалиста. Следовательно, установка связана с ценностными ориентациями личности и социального окружения.

Установка, как элемент направленности, по отношению к личности выступает как ценность. Известно, что ценности -это основа жизнедеятельности человечества. Они составляют культурный мир.

Ценностные ориентации как социально-психологическое понятие отражает процесс и его результат, т. е. направленность личности. Следовательно, ценностные ориентации выступают как процесс реализации установки, т. е. удовлетворение потребностей личности. Сам выбор ценностей позволяет включить личность в социокультурную деятельность, что способствует ее социокультурному развитию.

5. Социально-педагогический аспект социокультурного развития личности связан с управлением педагогическим процессом. Поэтому данная группа понятий отражает содержание управления и самоуправления социокультурным развитием личности: управление и самоуправление, воспитание и самовоспитание, обучение и самообучение, образование и самообразование, взаимодействие и общение.

Управлять можно только системами. Социокультурное развитие личности выступает как динамичная социально-педагогическая система. Следовательно, социокультурным развитием личности можно и необходимо управлять.

Исходя из содержания и целей, выделим несколько видов управления. Нас интересует социальное, прежде всего, педагогическое управление, культура управления процессом социокультурного развития личности. От культуры управления зависит социокультурное

о о

с; 2

го р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1 р

о о

о

X

ч

о

Ё ф

с

о <

развитие личности. Кратко остановимся на приведенных понятиях.

Социальное управление связано с управлением социальными системами. Социальных систем существует неограниченное количество. Они постоянно обновляются, формируются новые, исчезают старые, отжившие, малоэффективные.

Социальное управление развитием личности связано со взаимодействием с социальными системами, с отдельными субъектами, с отдельными коллективами, с группами людей, социальными общностями.

Взаимодействие включает в себя согласование цели, способов согласованной деятельности участников педагогического процесса как субъектов деятельности.

Развитие личности вообще, социокультурное в особенности, происходит в коллективе, в процессе взаимодействия личности с социальной средой, членами социума. В процессе взаимодействия личности с коллективом происходит обмен ценностями, личностного опыта отношений. В процессе взаимодействия личности с социумом, социальной средой происходит усвоение общественных норм отношений, формируются ценностные ориентации.

Педагогическое управление выступает как один из видов социального управления. Его следует характеризовать не столько как процесс воздействия педагога на познавательную деятельность студентов, но главным образом, как взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, стимулирование (поддержка) познавательной деятельности студентов. Главное в педагогическом управлении -

побудить личность к саморазвитию, саш

° моуправлению своим развитием. Ц Педагогическое управление связано ^ с наличием проблемы, цели управления, 2 анализом состояния системы, с плани-§ рованием и этапами реализации плана, 2 анализом результатов управления и коррекцией педагогического процесса (Ю.К. ш Бабанский).

Управление педагогическим процессом основывается не только на взаимодействии, но и общении субъектов данного процесса. Общение следует рассматривать как процесс обмена информацией, который является основой установления взаимодействия участников педагогического процесса.

Педагогическое управление выступает как процесс управления такими феноменами, как воспитание, обучение, образование. Самоуправление связано с самовоспитанием, самообучением, самообразованием личности.

Управление процессом воспитания выступает как процесс ориентации личности на социокультурные ценности, прежде всего, на этические ценности. Поэтому можно смело утверждать, что воспитание, развитие личности - это процесс социализации, вхождения личности в мир социокультурных ценностей, норм отношений.

Воспитание - относительно управляемый процесс, включает организацию опыта социальных отношений, образования и ориентации в социокультурных ценностях.

В социологии и социальной педагогике воспитание рассматривается в двух смыслах: в широком - как деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; в узком смысле - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки личности к жизни и труду.

Воспитать - значит «вскормить», выработать соответствующие личностные качества в будущем специалисте, позволяющие комфортно жить, трудиться, общаться, сотрудничать в социокультурном пространстве с окружающими людьми.

Важнейшим средством социокультурного развития личности является

обучение. Управление обучением выступает как процесс образования личности, связанный с обучением пользоваться культурными ценностями, со способами саморазвития, реализации творческого потенциала, заложенного природой в человека.

Обучение связано с овладением и развитием письменной речью, счетом, умением читать, овладением общеобразовательными знаниями и умениями, терминальными и инструментальными ценностями (М. Рокич). Обучение в профессиональных, в т. ч. и в высших учебных заведениях, связано с овладением профессиональными знаниями и умениями, позволяющими компетентно выполнять свои профессиональные обязанности. Ю.К. Бабанский характеризует обучение как целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека [2].

Исходя из приведенного, образование - есть процесс воспитания, обучения и развития, связанный с формированием «образа» человека, т. е. личности. Следовательно, управление образованием выступает как сложный процесс «культурообразования» человека. Сущность образования и управления им достаточно точно и образно сформулировал В.И. Андреев: «Образование - это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование. Если сказать коротко, то образование - это введение человека в мир культуры на различных этапах его жизни» [1, с. 27].

Следовательно, управленческо-обра-зовательные функции социокультурного развития личности связаны с приобщением ее к культурным ценностям общества, что позволяет человеку войти в мир социальных ценностей, определить свое место в жизни.

Управление как целенаправленный процесс должно плавно перерастать в самоуправление. Самоуправление социокультурным развитием личности связано с самовоспитанием, самообучением, самообразованием. Самоуправление превращает личность из объекта в субъект образования, включая самовоспитание и самообучение.

Самовоспитание, самообучение, самообразование связаны с внутренней активностью личности, с ее целеустремленной деятельностью, что обусловливается влиянием социокультурного окружения, внешними и внутренними побуждениями, выступающие в форме потребности.

В.А. Сластенин самовоспитание рассматривает как самоуправляемую систематическую и сознательную деятельность человека, направленную на саморазвитие и формирование базовой культуры [12].

Следовательно, самовоспитание -есть процесс непрерывного самосовершенствования человека, духовного обогащения, приобщения к социокультурным, в т. ч. и к нравственным ценностям, доминирующим в цивилизованном обществе.

Самообучение выступает как непрерывный процесс самообразования, как процесс непрерывного расширения и углубления знаний и умений на методологическом, теоретическом и практическом уровнях. Виды самообучения зависят от цели и содержания. Самообучение - неотъемлемая часть развития, образования личности.

Самообразование выступает как ин-тегративный процесс, один из видов гностической, практической деятельности человека, как социально-педагогический феномен развития личности. Самообразование - это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, подчиненная присвоению социально-культурных ценностей, норм и правил отношений между людьми, расширению мировосприятия, творческих способностей и их реализации в практической деятельности.

о о

с; 2

го р

0

1 р

о о

о

X

ч

о

Ё ф

с

о <

«Самообразование - это, во-первых, самообучение, т. е. обучение самого себя - самостоятельное познание. Оно основано на умении учиться без посторонней помощи... Во-вторых, самообразование - это также самовоспитание», -отмечает В.В. Краевский [7, с. 31].

Проведенный краткий анализ аспектов социокультурного развития личности свидетельствует, что социокультурная деятельность выступает как фактор, движущая сила, отражает особенности формирования ее социокультурного образования. Библиографический список:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 1. - Казань, КГУ, 1996. - 567 с.

2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т. 4. - М., 1882. - 685 с.

4. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. - М.: МГУКИ, 2012. - 456 с.

5. Кармин С.А. Культурология. - СПб.: Лань, 2001. - 832 с.

6. Социология: проблемы духовной жизни / Сб. под ред. Л.Н. Когана. -Челябинск: УрО АН РФ, 2002. - 263 с.

7. Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М.: Академия, 2003. - 256 с.

8. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. - Психоаналитическая Ассоциация, 1998. - 496 с.

9. Маслоу А. Психология бытия. - М.: Веклер, 1997. - 300 с.

10. Новый философский словарь / сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Кн. Дом, 2003. - 1280 с.

11. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуре: пример России // Вопросы философии . 1994. № 4. С. 14-34.

12. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2001. - 480 с.

13. Узнадзе Д.Н. Теория установки. - М.: Воронеж, МОДЭК, 1997. - 448 с.

14. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. -Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 640 с.

го ш

о со О

о

е

ю го

< <

УДК 378.1 ББК 74.480.4

А.А. Алабугин, Л.Ф. Морозова МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОСНОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается генезис понятия «устойчивое развитие системы», представлены результаты анализа внешних и внутренних факторов устойчивого развития организации.

Ключевые слова: развитие, устойчивое развитие, управление устойчивым развитием организации.

Любая образовательная организа- конкурентоспособности, обеспечения ция в системе высшего профессиональ- международной интеграции. В связи с ного образования остро заинтересована этим вузы предпринимают усилия по в решении проблем повышения своей разработке долгосрочных стратегий для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.