Колесов С.Г. ©
Доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат психологических наук, Кузбасский институт федеральной службы
исполнения наказаний
АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И ИХ ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье предлагается исследование, связанное с асоциальными видами поведения и патохарактерологическими особенностями подростков.
Ключевые слова: асоциальное поведение подростков, патохарактерологическое развитие личности, акцентуация характера, психопатия, социально-психологическая деформация.
Keywords: anti-social behavior of adolescents, patoharakterologicheskoe personal development, accentuation of character, personality disorder, social and psychological strain.
Исследования, проводимые зарубежными учёными, позволяющие судить о связи различных видов асоциального (криминального, либо делинквентного и т. д.) поведения с личностными факторами, вполне убедительно доказывают её наличие. Речь идёт об исследованиях, которые посвящены криминальному, делинквентному поведению как видам асоциального поведения, в целях выявления связей между ними и тремя главными личностными факторами высшего порядка - экстраверсией, нейротизмом и айзенковским психотизмом [4, 179].
Под асоциальным поведением (девиантным, криминальным, делинквентным, патологическое и т. д.) мы понимаем противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных, либо противоправных действий, поведение.
В ранние периоды своих исследований Г. Ю. Айзенк считал, что криминальное поведение, как один из видов асоциального поведения, связано с «психической тугоподвижностью», в основе, которой может лежать экстраверсия. Однако, гораздо позднее, Айзенк предполагал, что прогностическими признаками криминального поведения являются экстраверсия, нейротизм и психотизм. При этом отмечена наиболее тесная связь криминального поведения и психотизма.
И так, экстраверсия, согласно Айзенка, соответствует общительности, коммуникативности и поиску возбуждающих стимулов в жизни. Нейротизм предполагает незначительное нервное расстройство, для которого типична такая симптоматика как тревожность, депрессивность, ипохондричность. Наконец, психотизмом Айзенк называл склонность людей к враждебности, холодности, агрессивности и нежеланию поддерживать хорошие межличностные отношения.
Психологи психоаналитического направления считают, что причина криминального и делинквентного поведения связана с функционированием «ид» и «эго», а также с инфантильными эмоциональными переживаниями человека. То есть наличие или отсутствие криминальной активности, как считают Холлин, Хили и Броннер, зависит от внутренней динамики личности. В молодости основным двигателем человеческого поведения является так называемый принцип удовольствия (ид), поэтому молодые люди просто асоциальны, стремясь к удовольствиям и развлечениям. Тем не менее, по мере того как приходит на смену принципу удовольствия принцип реальности (эго) большинство из молодёжи начинает следовать правилам и нормам, хоти и есть то меньшинство, которое выходит за установленные рамки социально приемлемого поведения.
© Колесов С.Г., 2013 г.
Таким образом, с этой точки зрения криминальное поведение рассматривается как результат конфликта между эго и суперэго, могут совершать криминальные поступки, даже с хорошо развитым суперэго, «отыгрывая» запрещённые побуждения». Поэтому это не обязательно должно быть связано с определённым личностным типом [4, 176 - 177].
Психоаналитические объяснения, в частности криминального поведения, сводятся к трём основным причинам.
1. Человек не способен контролировать своё импульсивное, ориентированное на поиск удовольствий поведение.
2. Родители неосознанно одобряют ненормативное поведение ребёнка. В результате его суперэго остаётся недоразвитым и почти не способно сдерживать антисоциальные импульсы.
3. Отыгрывание чувств подавленности и беспомощности.
Социально-когнитивная точка зрения на причины криминального поведения подразумевает то, что люди не всегда могут действовать импульсивно, не задумываясь о своём поведении, не предусматривая его последствия и не пытаясь найти альтернативные варианты поведения. Речь идёт о том, что участие либо неучастие человека в криминальной деятельности в какой-то степени зависит от его когнитивных (интеллектуальных) возможностей. Иначе говоря, в имеющемся у них потенциале различных видов поведения отсутствуют такие нижеследующие особенности интеллектуальных проявлений, избавляющие их от преступных тенденций в нём.
1. Умение выбирать подходящее для данной ситуации поведение.
2. Умение находить варианты решения проблем.
3. Умение предусматривать возможные последствия своих действий.
4. Умение планировать действия, необходимые для достижения определённого результата.
С другой стороны некоторые психологи, придерживающиеся социально-когнитивной точки зрения, считают, что отдельные правонарушители всё-таки склонны совершать преступление с заранее обдуманным намерением. То есть, как они считают, преступник - это человек, принимающий рациональные решения [4, 178].
Немногие учёные занимались изучением связи между делинквентностью, оцениваемой по данным самоотчётов, и так называемой «Большой пятёрки» личностных факторов, предложенной Хейвеном в 1996 году. В эту пятёрку вошли такие личностные факторы: нейротизм, экстраверсия, открытость новому опыту, добросовестность и сговорчивость. В итоге данного исследования оказалось, что «делинквентность подростков» коррелирует с личностными сферами в ожидаемом направлении, а полученные результаты не противоречат теории Айзенка [4, 182].
В связи с вышесказанным возникает вопрос о том - являются ли единственной причиной асоциального поведения у подростков правонарушителей только личностные факторы.
В рамках отечественной психиатрии особое внимание заслуживают исследования О. В. Кербикова, предложившего концепцию патохарактерологического развития личности. Особенностью научных взглядов О. В. Кербикова явилось пограничное состояние, в рамках которого акцентировалось обращение внимания на психогенные факторы в происхождении психопатий.
Выделяя неоднородность психопатий по этиологии и патогенезу, Кербиков выделил в них две группы. 1) ядерные, конституциональные, наследственные психопатии, при которых, родители отягощают своих детей не только наследственностью, но и воспитанием. 2) краевые психопатии, при которых влияния среды преобладают над врождённой, биологической неполноценностью. Психогенное формирование психопатий в стадии их становлений обозначалось термином «патохарактерологическоеразвитие» [1, 15].
Создавая концепцию патохарактерологического развития, О. В. Кербиков подчёркивал необходимость разграничения патологических и непатологических личностных
искажений. Асоциальное поведение, совершение преступлений не рассматривались им в качестве признака психической патологии. Не смотря на это понятие «патохарактерологическое развитие (формирование) личности» сегодня ассоциирует у многих юристов и даже психологов с понятие «антиобщественное поведение».
Объяснить это можно тем, что дети и подростки с такими формами патологии не связанных с антиобщественной деятельностью, объектом психиатрических исследований обычно не становятся. Это и может создавать иллюзию тесных связей между патохарактерологическими развитиями и правонарушениями. Поэтому и существует до сих пор тенденция отождествлять устойчивое антиобщественное поведение и патохарактерологическое развитие личности.
Акцентуации характера по К. Леонгарду у подростков не могут быть клиническим диагнозом. По мнению А. Е. Личко, концепция об акцентуациях характера является одной их теоретических предпосылок психиатрии подросткового возраста. Главное отличие акцентуаций характера от психопатий заключается в отсутствии признака социальной дезадаптации обладателей этой акцентуацией, а также в уязвимости относительно определённого рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим [2; 3].
Акцентуация появляется в период подросткового возраста и сглаживается по мере взросления. Акцентуации, которых по Личко насчитывается двенадцать, к патологическим явлениям не относятся. Выделяется явная акцентуация - это крайний вариант нормы и скрытая акцентуация - представляет обычный вариант нормальности. В неблагоприятных условиях на фоне акцентуаций могут возникать нарушения поведения патологического либо непатологического характера, имеющих зачастую реактивный оттенок. Речь идёт о реакциях эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби реакции), а также реакции, обусловленные сексуальными влечениями. Если даже эти реакции наблюдаются у подростков с антисоциальным поведением, то они скорее сопутствуют ему, но не являются его причиной.
Как утверждает В. В. Королёв, основой преступного поведения несовершеннолетних является антиобщественная установка. Термин «установка» при этом употребляется не в психофизиологической трактовке как психологический механизм - направленная готовность, а скорее всего в социальной - жизненная ориентация, социальная направленность. Решающую роль в совершении антиобщественных действий всегда играет отсутствие морального, нравственного, социального воспитания. Криминогенные особенности личности подростка нельзя интерпретировать как отставание несовершеннолетних преступников в развитии. Речь идёт обычно не о задержке развития (инфантилизме), а о социально-психологической деформации. Пробелы в структуре личности заполняются потребностями, интересами, взглядами социально-негативного содержания. То есть при этом поражается в первую очередь направленность личности подростка, которая в данном возрасте имеет неустойчивый, несформировавшийся характер [1, 58].
Личностная примитивность несовершеннолетнего нарушителя не является признаком умственной недоразвитости, лишённой высших эмоций и ведущей жизнь на уровне инстинктов. Скорее всего, речь идёт о сдвигах и дефектах в социально-психологических характеристиках личности - социально-психологической деформации несовершеннолетних правонарушителей, являющейся непосредственной причиной их правонарушений.
В отношении личности подростков, совершивших преступление, можно выделить такие типы социально-психологической деформации, являющейся не единственной точкой зрения в отечественной науке для психиатров и психологов.
1). Последовательно-криминогенный, при котором криминогенный вклад личности в преступное поведение является решающим, при этом преступление вытекает из привычного стиля поведения, обуславливающегося специфическими взглядами, социально-психологическими установками.
2). Ситуативно-криминогенный, при котором нарушение моральных норм, правонарушения непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией.
3). Ситуативный тип, характеризующийся незначительной выраженностью негативного поведения. При этом преступление совершается под влиянием ситуации, возникающей не по вине индивидуума, а скорее его окружения [1, 62].
Данная типология деформации поведения личности подростков не является отражением патологического формирования и в целом не имеет отношения к психопатологии. Она существует самостоятельно, либо в сочетании с пограничными или психотическими расстройствами их личности.
Другим словами антиобщественные действия обуславливаются как патологическими, так и непатологическими личностными факторами. Явления социально-психологической деформации не относятся к сфере психопатологии. Здесь речь идёт об отклонениях социального, нравственного и правового характера. Сущность их заключается в усвоении чуждых, враждебных обществу взглядов и убеждений, выработке особого мировоззрения, создания своей, противоречащей общественной системе иерархии ценностей. У вменяемых лиц психические расстройства не могут быть единственной причиной совершаемых ими противоправных действий. Если, например, правонарушения полностью обусловлено патологическими факторами поведения, то вопрос об уголовной ответственности отпадает.
На основании нашего исследования, проведённого в рамках зарубежных и отечественных концепций асоциального поведения подростков в отношении их патохарактерологического развития (формирования) можно прийти к нижеследующим выводам.
1. Сущность патохарактерологического формирования личности подростков заключается не в усилении и закреплении асоциального поведения, а в перестройке соматических свойств в направлении патологии нервной системы.
2. Отклонения в поведении, явно проявляющиеся у подростков при психических патологиях, могут иметь далеко не асоциальную направленность. Они могут быть социально нейтральными, либо даже социально полезными. Можно считать ошибочным суждение о том, что нарушение поведения в случаях психических расстройств (психопатия) тождественно асоциальному поведению. В этом случае необходимо заявлять лишь о психопатологической отягощённости асоциального поведения в рамках патохарактерологического формирования личности подростка.
3. Социально-психологические условия, в которых проживает несовершеннолетний правонарушитель, насыщенны криминогенными факторами, создающими высокий риск совершения асоциальных деяний.
4. Формирование устойчивых стереотипов асоциального поведения не является признаком психопатологии личности подростка.
Литература
1. Королёв В. В. Психические отклонения у подростков правонарушителей [Текст]: монография. -М.: Медицина, 1992. - 208 с.
2. Леонгард К. Акцентуированные личности [Текст]: пер. с нем. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. 544 с.
3. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков [Текст]: монография. - М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 416 с.
4. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение [Текст]: пер. с англ. - СПб.: Питер, 2011. 368 с.: ил.