АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ
Проблема социализации детей всегда волновала педагогов, она остается актуальной и по сей день. Меняются условия, меняется социум, это обозначает новые проблемы социального взаимодействия, которые при разумном использовании педагогом могут способствовать успешной социализации, а могут провоцировать асоциальное поведение. В последнее время появилось множество асоциальных проявлений в различных формах (депривация, дезадаптация, девиантность и т.д.).
Проблема так называемых «трудных» детей являлась актуальной в начале XX века. Кащенко ввел в 1909 году в научную лексику понятие «дефективных детей», позже он предпочитал писать и говорить «исключительные» или «трудные» дети, подчеркивая характерные особенности в их жизненных проявлениях, связанные с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формировании личности и проявляющиеся в поведении.
П.П. Блонский полагал, что, с объективной точки зрения, трудный ученик тот, по отношению к которому работа учителя оказывается малоэффективной, а с субъективной точки зрения, - замкнутый, упрямый, нарушающий принятые нормы, страдающий хроническими заболеваниями и т.д. ребенок.
Л.С. Выготский считал, что отнесение ребенка к «трудным» связанно с выраженностью не психосоматических, а поведенческих особенностей. В поведении взрослого человека существуют формы, аналогичные детской трудности, которая, оставаясь в пределах нормы, представляет серьезные трудности, мешающие профессиональной деятельности, личной и семейной жизни.
Райс полагал, что молодой человек, попавший в категорию «трудных», начинает строить свое самоопределение на основе негативных ха-
рактеристик: «неудачник», «ни на что не годный», «хулиган», «бездельник». Если в его опыте отсутствуют какие-либо указания на возможность достижения успеха и своей полезности обществу, то он подтверждает негативную идентичность, продолжая выбирать формы поведения, которые усиливают ее.
Е.И. Рогов занимает несколько иную позицию. Понятие «трудный», пишет он, относится в первую очередь к подросткам с асоциальным поведением, которые не сумели благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонились в своем развитии и поведении от общественной нормы. Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное социальное окружение.
Д.И. Фельдштейн считает, что при всех отрицательных чертах трудные дети, вполне нормальные дети. У них рельефно выражены все особенности, присущие подростковому возрасту. У трудных подростков повышена сопротивляемость к воспитательным воздействиям и чувствительность к различным раздражителям окружающей среды. При неадекватном педагогическом подходе сопротивляемость подростка усиливается по мере того, как задевается «больное место». Исследования путей формирования личности трудного подростка и его взаимоотношений с людьми позволяет не только преодолеть сопротивление воспитанию, но и создать модель формирования личности обычного подростка.
М.А. Алемаскин дает следующую классификацию «трудных» детей и подростков: 1) трудновоспитуемые; 2) педагогически запущенные; 3) правонарушители; 4) несовершеннолетние преступники.
Л.М. Зюбин трудными называет трудновоспитумых, которые нарушают установленный порядок и с трудом поддаются педагогическому воздействию. С.А. Беличева считает, что следует разграничить понятия «трудный» и «трудновоспитуемый». Трудновоспитуемость предполагает сопротивление воспитательному воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, дефекты педагогического и социального развития, особенности характера, затрудняющие социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. Стереотип «трудный» несет в себе определение ожидания общественно опасного поведения и предполагает набор определенных типичных и социальных качеств, которые осознаются и подростками и взрослыми.
Г руппа риска - изначально медицинское понятие, которое обозначает категорию людей, по определенным показателям повышенно предрасположенную к той и или иной болезни. В настоящее время это понятие используется в психологии, педагогике, криминологии и других науках. Г руп-пой риска называют подростков, особенности развития которых создают повышенную опасность отклоняющегося поведения. К группе социального риска относятся подростки с различными формами психической и соци-
альной дезадаптации, выражающимися в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения, которые выполняют функции институтов социализации (семья, школа и т.д.).
Психическая дезадаптации связана с половозрастной и индивидуально-психологической особенностями подростка, которые определяют их нестандартность, трудновоспитуемость. К устойчивым формам психической дезадаптации, учение В.М. Фокина относит акцентуации характера, неблагоприятные особенности мотивационно-волевой (податливость чужому влиянию, импульсивность, неоправданное упрямство и т.д.), познавательной сферы (невыраженность интересов, низкая познавательная активность), эгоцентризм.
К временным неустойчивым формам относят психофизиологические половозрастные особенности кризисных периодов развития подростков, проявления неравномерного психического развития, а также отдельные психические состояния, вызванные психотравмирующими обстоятельствами (конфликт, расставание, горе, болезнь и т.д.).
В основном в литературе девиантное поведение рассматривается как поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Девиантное поведение в форме алкоголизма, пьянства, беспризорности, наркомании, преступности несовершеннолетних и т.п. наиболее часто проявляется у лиц, воспитывавшихся в неблагоприятной социальной обстановке, имеющих родителей-алкоголиков, подвергавшихся насилию в семье, и пр. Девиантное поведение усиливается в условиях социальной напряжённости в обществе, в результате стрессовых и конфликтных ситуаций в семье, образовательном учреждении, в коллективе сверстников и пр. (синонимы - отклоняющееся поведение, девиация). Оно включает ан-тидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.
Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности. Понимание своего тела - это преломление в сознании собственных способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание формирования нервно-мышечного аппарата
при этом может нарушить координацию движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих по поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение. Акселериро-ванные рослые мальчики убеждены в своей мужественности и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. Их уверенности в себе способствует и то, что их воспринимают как толковых. В связи этим они держатся более естественно, послушнее и требуют к себе меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, «храбрость», находиться на виду, и своими «достижениями» доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для девиантного поведения.
Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других - нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность), расстройство влечений; особенно сексуального. При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.
Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков и в 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Поэтому проблеме девиантного поведения необходимо уделять самое серьезное внимание.
Проявлением девиантного поведения является употребление наркотиков подростками. Проблема наркомании среди молодежи занимает одно из первых мест в исследованиях ученых различных наук. Анализ литературных источников по проблемам первичной профилактики употребления наркотиков показал, что первичной профилактикой наркомании, в широком
смысле этого слова, считают комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, разработанный специалистами с целью предупреждения приобщения к употреблению наркотических веществ, вызывающих болезненную зависимость. Обобщая международный опыт первичной профилактики детско-подростковой наркотизации, можно выделить следующие основные подходы: информационный, поведенческий, личностный, культуральный и интерактивный подход.
Предпосылки формирования информационного подхода в профилактике наркомании впервые возникли более 35 лет тому назад, когда анти-наркотическое информирование детей было объявлено в США одним из национальных приоритетов. Информационный подход ориентирует на информацию о негативных последствиях употребления психоактивных веществ, о не одобрительном отношении общества к лицам, употребляющим наркотики. Среди родителей, преподавателей и политиков распространена вера в то, что если подростки осознают опасность экспериментов с наркотиками, они будут воздерживаться от их употребления. В результате, многие профилактические программы содержат информационные сообщения, построенные на преувеличении риска и опасности приема наркотиков.
В 1973 году специальными исследованиями было показано, что информационный подход неэффективен. Широко практиковавшиеся запугивающие сообщения о наркотиках в СМИ, включая свидетельства бывших наркоманов, приводили к искажению баланса информации в пользу мрачных сторон явления. Лекции же специалистов нередко имели обратное ожидаемому действие, возбуждая интерес к психоактивным веществам. Пугающее разнообразие преподносимой дезинформации приводит к тому, что подростки, полностью игнорируют предупреждения и подвергают себя реальным опасностям. Этот подход не учитывал социальнопсихологических и возрастных особенностей подростков.
Таким образом, применение информационного подхода в профилактике наркомании, основанной на предположении, что предъявления страшных фактов и «правды» о наркотиках достаточно для предотвращения их потребления, имело важнейшие последствия. Широко распространилось убеждение: возрастания объема знаний о наркотиках в принципе недостаточно для изменения социальных установок подростков: в то же время оно может способствовать пробуждению интереса и приобщению к психоактивным веществам.
В последнее десятилетие наибольшее распространение получил новый, поведенческий подход. Осознание необходимости формирования ответственного поведения детей привело к дальнейшей перестановке акцентов в профилактике наркомании. В ее фокусе оказались не химические вещества и вызываемые ими эффекты, а люди и анализ причин потребления ими наркотиков. Фиксация этого поворотного момента означала рождение нового поведенческого подхода. Поведенческий подход направлен на формирование определенного типа поведе-
ния молодежи в масштабах всего общества, на формирование здорового стиля жизни и сопротивления вредным влияниям, в том числе и приобщению к потреблению психоактивных веществ.
Эффективность профилактики наркомании в рамках поведенческого подхода требует сочетания 3-х необходимых элементов: 1) специальное обучение и воспитание детей; 2) четкая деятельность правоохранительных органов; 3) создание положительных жизненных альтернатив злоупотреблению наркотиками.
В настоящее время наибольшее распространение получили две модели программ первичной профилактики наркомании для детей, разработанные на основе поведенческого подхода: 1) программы достижения социально-психологической компетентности; 2) программы обучения жизненным навыкам. Программы профилактики употребления наркотиков созданы на основе поведенческого подхода, включают три типовых задачи. Обязательная направленность всех программ:
развитие социальной и личностной компетентности; выработка навыков самозащиты; предупреждение возникновения проблем.
Личностный подход ориентирует на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у подростка активного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приёма психоактивных веществ. Данный подход имеет широко направленный характер, способствуя как развитию личности, так и определенным социальным навыкам - способности противостоять групповому давлению наркотизирующейся среды, навыкам самостоятельности и лидерства у подростков с целью профилактики наркомании. Успешная профилактика детско-подростковой наркомании должна вестись не только в школе, но и за ее пределами, там, где формируется отношение к наркотикам, в семье, в микрорайоне, а также в средствах массовой информации. Программы первичной профилактики подростковой наркомании, основанные на личностном подходе, представляют разнообразные методы, воздействующие на эмоциональную, потребностно-мотивационную и когнитивную сферы личности человека.
Социально-культурологический подход в первичной профилактике подростковой наркомании предполагает, что факторы, оказывающие влияние на употребление наркотических веществ, относятся этническая среда, культура, субкультура и религия, пол, возраст, род деятельности, социальное положение.
Разработанные в рамках этого подхода программы профилактики основываются на определении структуры сети социально-культурного влияния и состоят из следующих компонентов: формирование культурной идентичности, сдерживание вовлечения подростков в молодежную субкультуру с употреблением наркотиков, формирование навыков против воздействия средств массовой информации, формирование толерантного от-
ношения к обычаям и менталитетам других народов, развитие самостоятельных объединений молодёжи.
Преимущественными способами в ходе реализации таких программ являются ролевые игры, факультативные занятия по культурологии, выездные занятия в этнографическом и антропологическом музеях, создание условий для ознакомления подростков с культурным наследием и текущей культурной жизнью общества.
Интегративный подход представляет собой варианты комбинаций профилактических стратегий (компонентов), использующихся при реализации выше перечисленных подходов. Многокомпонентные программы позволяют получить объединенный эффект комбинации разнонаправленных профилактических стратегий. Составными компонентами интегративных профилактических программ часто являются знания о наркотиках и последствиях их употребления, развитие мотивации на укрепление здоровья, формирование жизненных навыков, навыков разрешения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, обучения навыкам противостояния давлению употребить наркотики и защиты себя и других сверстников в ситуациях, связанных с возможным употреблением наркотиков. Несовместимая с употреблением вредных веществ альтернативная деятельность (спорт, творчество, культурные мероприятия, хобби и т.д.) и формирование системы ценностей, норм поведения и жизненного стиля, как правило, являются компонентами интегративных профилактических программ.
В идеале, в разработке новых образовательных программ должны участвовать сами учащиеся, на уроках больше внимания надо уделять интерактивным занятиям, а не лекциям. Поскольку на собственном опыте, от сверстников, в семье и из средств массовой информации подростки узнают гораздо больше, чем кажется. Если надо создать программы, которым подростки смогли бы доверять, то формальные учебные планы должны вобрать в себя наблюдения и непосредственный опыт молодых людей.
В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманией проводится путем использования различных профилактических подходов. Структура последних зависит от конкретных условий отдельных стран и регионов. Таким образом, анализ современных подходов к профилактике потребления наркотиков детьми, подростками, молодежью показывает их недостаточную эффективность в современных условиях. Необходима разработка новых концептуальных основ профилактики зависимости от наркотиков. Решение данной проблемы вряд ли возможно без понимания того, какие личностные и средовые ресурсы помогают сохранять здоровье и успешно справляться с требованиями общества.