БИБЛЕИСТИКА
УДК: 22.08
Протоиерей Алексей Николаевич Белецкий
Аскетическое учение Соборного послания апостола Иакова
Аннотация: В статье представлен экзегетический и богословский анализ идей аскетического содержания в Соборном послании святого апостола Иакова. Основное внимание автора послания уделено таким аскетическим явлениям как терпение, молитва, искушение и генезис греха. Рассуждения автора легли в основу христианского представления о духовности и православной антропологии.
Ключевые слова: Евангелие, Соборное послание, апостол Иаков, аскетика, искушение, терпение, молитва, совершенство, грех.
Сведения об авторе: протоиерей Алексей Николаевич Белецкий — кандидат богословия, доцент Нижегородской духовной семинарии (Россия, г. Нижний Новгород). Электронная почта: [email protected].
The Ascetic Teaching of the Epistle of the Apostle James
Abstract: The article presents an exegetical and theological analysis of the ideas of ascetic content in the Conciliar Epistle of the Apostle James. The main attention of the author of the epistle is paid to such ascetic phenomena as patience, prayer, temptation and the genesis of sin. The author’s reasoning formed the basis of the Christian concept of spirituality and Orthodox anthropology.
Keywords: The Gospel, the Council Epistle, the Apostle James, asceticism, temptation, patience, prayer, perfection, sin.
About author: Archpriest Alexey Nikolaevich Beletsky is a Candidate of Theology, Associate Professor at the Nizhny Novgorod Theological Seminary (Nizhny Novgorod, Russia).
Email: [email protected].
Аскетическая проблематика соборного послания апостола Иакова представлена в темах терпения и молитвы, а также происхождения искушений и действия страстей в человеческой природе. Вопросу терпения и молитвы в послании уделено большое внимание. Стоит отметить, что эта тема играет важную роль в структуре сочинения: с нее послание начинается и ею же завершается. Наряду с этической и социальной тематикой она формирует план изложения и нарратив, в котором по месту расположения выстраиваются акценты. Но если в начале послания этика и вопрос социального неравенства следуют после аскетики, то в конце произведения они предваряют ее, создавая обратную последовательность. Среди священных книг Нового Завета эта особенность характерна только для послания ап. Иакова, что подчеркивает его уникальность.
Несомненно, вопросы христианской аскезы озвучены в послании в связи с решительной их актуальностью. Многие новые события и изменения в жизни христиан потребовали правильной реакции. Если апостол говорит о терпении, то ясно, что ситуация предполагала наличие негативных явлений. Тем более, что новые скорбные обстоятельства должны были возникнуть вопреки оптимистическим ожиданиям адресатов. Поэтому автор уделяет внимание неожиданным испытаниям христиан, характеризует их суть, дает оценку и преподает наставления, как с пользой для себя преодолеть эти трудности.
Глубина прозрений ап. Иакова в рассуждениях об аскезе раскрывает его собственный интерес к этой теме и личный опыт. Своими тонкими выкладками он заложил основу будущей монашеской науки и в целом христианской антропологии. Но главным остается его собственные духовные предпочтения и его личность, которой, согласно сохранившимся представлениям, были присущи ярко выраженные аскетические черты. Аскеза стала личным выбором и неустанным деланием ап. Иакова. Именно она наравне с этической безупречностью послужила формированию в нем образа праведника, авторитет которого признавали все его современники, независимо от вероисповедания.
Если аскетическая тематика обрамляет послание, вводит в него и завершает, значит, автору было важно, чтобы читатели глубоко задумались над его словами и запомнили его наставления.
* * *
Аскетическая проповедь послания ап. Иакова обусловлена жизненной ситуацией, возникшей вследствие начавшихся гонений на христиан с середины 6о-х годов I века. Вражда и неприязнь со стороны языческого населения, вылившиеся в систематические преследования, стали поводом для священных авторов обратиться к христианам с призывом к терпению. Тема христианского терпения затронута, в частности, в посланиях апп. Петра (1Пт.1:6,7; 2:19-21; 4:12-16) и Павла (Гал.5:22; 2Фес.1:4).
К тому же она дает возможность с большей точностью определить время написания соборного послания ап. Иакова. Из трех наиболее популярных версий о времени его появления (35-45 гг.; 55-60 гг.; 65 г.) наиболее вероятная именно третья — середина 6о-х гг., незадолго до мученической кончины святого апостола. В эту эпоху содержание послания становится наиболее актуальным во всех своих частях. Тем более в пользу такой датировки говорит очевидное знакомство автора с посланием ап. Павла к Евреям, которое распространяется именно в эти годы и содержательно пересекается с посланием ап. Иакова.
Прямые аскетические наставления ап. Иакова изложены в нескольких отрывках его послания (1:2-7, 12-15; 5:13—18). Однако стоит учитывать, что не только этими высказываниями ограничивается данная тематика. Несомненно, в дополнение можно указать и на иные идеи автора. Но для заданной темы исследования нужно начать именно с упомянутых разделов.
Любая религия предписывает аскетические упражнения, так как в каждом вероисповедании существуют запреты, которые адепт должен исполнять даже вопреки своим желаниям. Кроме того, любая религия предписывает своим последователям определенную духовную практику, которая вместе с запретами производит изменения в духовном и психологическом состоянии верующего человека. Соблюдение ограничений и духовное делание (аскеза) составляют суть аскетики. Исполняемые волевыми действиями, они постепенно из разряда навязанных переходят в область привычных поступков, побуждают к выбору новых ограничений и деланий, тем самым расширяя и усложняя сферу религиозной практики или духовной жизни.
Суть и смысл аскезы может быть продиктован как изнутри, личными устремлениями адепта, так и извне, обстоятельствами жизни. Так или иначе, верующий человек может и должен использовать все предоставляемые ему возможности и условия для духовного роста. В таком именно ключе начинает свои рассуждения об аскетике ап. Иаков. Повод для нее он видит в изменившихся условиях жизни христиан. Обрушившиеся
на них скорби и страдания стали внешним поводом для более сосредоточенной и активной духовной деятельности.
Возможно, многие из адресатов послания не ожидали такого поворота своей судьбы. Христианство жило идеей скорого возвращения Иисуса Христа, Который должен был довести до конца устроение Царства Божьего на земле. Апостольская проповедь, да и послания сквозят ожиданием второго пришествия Спасителя, и своих современников, не сомневаясь, называют его участниками. Атмосфера христианской миссии и перспектива распространения Евангелия говорила о благополучной будущности для учеников Христовых. Однако все обернулось началом эпохи гонений, которые с разной интенсивностью охватили три века истории Христианства.
Терпение в искушении
В противоположность растерянности и скорби христиан и с неожиданным оптимизмом ап. Иаков начинает говорить о случающихся искушениях. Несомненно, священный автор сочувствует своим братьям и сестрам по вере. Его желание соучаствовать в их судьбе послужило намерению написать послание. Но в то же время он расценивает тяжелые обстоятельства жизни как повод к радости: «С великою радостью принимайте (naouv xapav — всякой радостью сочтите), братия мои, когда
впадаете в различные искушения (пграо-рок;)» (1:2). Вероятно, опорой для таких слов послужило обещание награды за страдания, приведенное в девятой заповеди блаженства из Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мфумг).
Упоминание «радости» в следующем стихе после приветствия открывает новый смысл традиционного для античного письма пожелания во введении. Ап. Иаков, в отличие от остальных авторов соборных посланий, в своем письменном обращении следует общепринятому правилу и приветствует своих адресатов восклицанием «радоваться». Такое пожелание со временем стало формальностью и обозначалось в письме
в любом случае, даже если дальнейшее содержание было отнюдь не таковым. И в данном случае, желая начать свою беседу с неприятной темы страданий, автор своим классическим приветствием «радоваться» поступил бы лицемерно и жестоко. Но тон, в котором он начал рассуждать, перейдя сразу к теме о терпении, смягчил противоречие и сделал вступительное пожелание живым и искренним.
Невозможно упустить из виду подобное обращение к христианам, изложенное в начале первого соборного послания ап. Петра: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений» (1Пт.1:6). Общность фраз выдает общее настроение священных авторов, схожесть времени и ситуации, совпадение оценок происходящего в мире и Церкви. Вопрос заимствования и влияния апостолов друг на друга навсегда останется острым. «Литературная зависимость между двумя этими посланиями маловероятна, как и прямое заимствование. Для объяснения явных параллелей между ними достаточно учитывать общность ситуаций и преданий»1. Но стоит заметить, что ап. Петр, будучи путешествующим проповедником, в отличие от ап. Иакова, всегда находился в центре событий. Поэтому именно он мог первым столкнуться с фактами насилия над христианами и, соответственно, отреагировать. К ап. Иакову, всегда находившемуся в Палестине, сведения о начавшихся гонениях могли прийти позже. Но, так или иначе, оба апостола, не сговариваясь, одинаково утешают христиан, предлагая совершенно иначе расценивать случившиеся напасти — воспринимать их с радостью.
Радость обычно вызывают приятные ощущения, счастливые события, утешающие новости. Но парадоксально ап. Иаков в радостных тонах воспринимает горе. То, к чему бессознательно стремится человек, то, что он сознательно ожидает в этом мире, — радость — по мысли апостола, рождается для христианина в страданиях, то есть в безрадостной по сути стихии.
Как уже было отмечено, апостол предлагает совершенно иначе воспринимать события, отнестись к ним с противоположной точки зрения. Но этот заманчивый способ, по сути, является лишь самообманом и недолговечной лживой маской, под которой прячутся подлинные
переживания. Уверенность апостола в своей правоте и истинности своих слов выражена у него фразой «великая (всякая) радость». В ней скрывается понимание подлинной радости, духовной и божественной. Христианину, подобно всякому человеку, свойственна естественная радость, как и остальные эмоции. Но в его душе открыта способность переживать надмирную радость, восхищение от богообщения и связи с Сыном Божьим. А эта радость рождается от уподобления верующего человека Христу в духовном подвиге. «Совершенная радость подобна закону мира, который ведется через многие испытания зимы, и холода, и весны к цветущему лету. Так человек, бесспорно, через многие скорби приходит к награде вечной жизни»2.
Христиане потому так себя называют, что являются учениками Иисуса Христа в самом широком смысле, отличаясь от последователей той или иной философской школы. Мало того, что христиане должны усвоить учение Спасителя, передаваемой апостолами, они призваны в церковном единстве, посредством священнодействий и духовной практики войти в тесное общение с Божественной Личностью своего Учителя. И к тому же, нравственно Ему уподобляясь, воспринять схожую горестную судьбу праведника в этом лежащем во зле мире.
Христос неоднократно говорил не просто о Своей близости или связи с учениками. Он прямо заявлял о метафизическом единстве с ними: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21). Он не предвещал счастливой участи Своим последователям: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.1633). А жертвенность и готовность к страданиям признал их отличительными качествами: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24). Но именно тем немногим, кто воспримет Его призыв, он обещал спасение: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк.1232).
Общение, уподобление и участие в отношениях с Господом Иисусом Христом — вот, что обусловливает достоинство христианина. Такое определение в корне расходится даже с иудейским представлением
о призвании народа Божьего и отдельного еврея. Что уже говорить о язычниках? Поэтому христианин должен «с великой радостью принимать» испытания, как свое призвание, как служение Богу, как посвящение себя Христу. И в любой жизненной трудности, и всяком препятствии на земном пути, и в различных бедах видеть «искушение» своей веры и благочестия. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Скорбь — несокрушимые узы, умножение любви, возбуждение сердечного сокрушения и богобоязненности... Если во внешних состязаниях без нее никто не получает венца, прежде чем не укрепит себя трудами, осторожностью в пище, соблюдением закона, бодрствованием и тому подобным, то тем более здесь»3.
Аскетический метод, применяемый в жизни, или аскетический подход в оценке любого события приводит к указанному ап. Иаковом выводу: все нужно воспринимать как искушение, то есть испытание или проверку духовных сил. Слово «тсгфао'рок;» (искушение) имеет целый спектр значений и также равносильно по смыслу «провокации» и «побуждению» 4. Оно может быть внешним, воздействовать на душу извне, или внутренним, рождаться в самой душе. Оно бывает насильственным, действует вопреки желанию человека, или добровольным, появляется по его инициативе. В отличие от этого, автор употребляет в следующем стихе слово «SoKipiov» (испытание), которое обозначает средство (в том числе процесс и результат) проверки или «искушения». То есть конкретный предмет, явление или событие, которое служит испытанием.
Поэтому апостол избегает прямо называть свалившиеся на христиан неприятности бедой, скорбью, горем или преследованиями5. В общем обозначении «искушения» можно видеть не только глобальные изменения в судьбе Христианства, но в том числе и обычные повседневные трудности. Гонения появились и распространились не сами по себе. Они нашли «плодородную почву» в уже имеющейся неприязни и вражде к новой религии в среде иудеев и язычников. Поэтому поводом для наставлений автора могли послужить бытовые неурядицы во взаимоотношениях христиан с окружающей средой. Но, сравнивая послание с произведениями его собратьев по служению и понимая контекст эпохи, приходится признавать, что речь все же идет об общехристианском бедствии.
Искушение, как проверка духовных сил, имеет место в любой религии и в жизни каждого верующего человека. Оно действует в качестве вызова общине или личности проявить свою устойчивость в вере и поведенческой модели, которую вера пропагандирует. Искушение в данном случае — это единственный путь или самый действенный способ для любой общины устоять и состояться, а для личной веры утвердиться в сознании и проникнуться чувствами. Другими словами, искушения формируют религию, заставляют ее защищать и обосновывать, выражать и развивать ее идеи, доказывать ее жизнеутверждающее значение для общества и отдельного человека. Благодаря испытаниям, возникает критическая масса, которая запускает процесс развития религии, особенно бурного на исходе трудностей.
Внимание ап. Иакова заострено больше на индивидуальном значении искушений. Он выстраивает трехступенчатую последовательность или схему, в которой каждому элементу отводит свою роль. Искушение производит терпение, а оно в свою очередь приводит к нравственному совершенству (Иак.1:3,4). И при этом все-таки не обходит стороной награду за любовь и верность в испытаниях: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.г.12). Ап. Петр, который тоже рассуждает в той же логике, говорит об искушениях как испытаниях веры, вследствие чего она становится «драгоценностью», то есть сильнее, чище и роднее человеку. У него вера — это личностное приобретение, которое становится залогом «похвалы и чести и славы», награды во время пришествия Иисуса Христа (гПт.пу). Недаром далее в послании он развивает идею о достоинстве христианина. Того же алгоритма придерживается и ап. Павел, у которого терпение приводит к опытности, а та в свою очередь увенчивается надеждой. «А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим.$:з-$). Если ап. Петр развивает идею «терпения» в личностном аспекте, ап. Павел — в харизматическом, то ап. Иаков направляет логику рассуждений в плоскость аскетики и этики: испытания формируют внутреннее состояние и внешнее поведение.
Приведенная схема имеет чрезвычайно упрощенный вид, но от этого она не теряет правоты. Аскеза, ограничения и духовная практика, невозможна без терпения, когда верующий человек методично заставляет себя выполнять ее требования. Терпение гарантирует последовательное и гармоничное изменение в восприятии аскезы и настроении в целом, следствием чего становится новый способ мысли, система ценностей и набор побуждений, а также поведенческая модель, соответствующая этическим требованиям религии. Другими словами, перенося жизненные тяготы, пресекая ропот и малодушие, христианин терпеливо привыкает к скорбным условиям жизни, и уже в этих обстоятельствах продолжает сохранять душевное спокойствие и следовать воле Божьей. Именно в этот момент «привыкания» и происходит совершенствование христианина. Он переходит на новую ступень духовного развития, о чем сам может и не подозревать. Но это видит Господь и отмечает ап. Иаков.
Совершенство дается нелегко. Ап. Иаков использует две словесных конструкции для обозначения подвига терпения (1:12). Первая «человек, который переносит искушение» (unopsvsi nsipaapov — терпит, выстаивает, выдерживает искушение) означает стойкость или «активное противостояние любым атакам и нападкам, пытающимся отклонить верующих от божественной цели»6. А также несет в себе идеи ожидания и надежды, связанные с подкрепляющим общением с Христом и упованием на Его явление. Второе выражение «быв испытан» (Soki^o; yevo^evo; — сделавшийся пригодным, проверенным, опробованным, подлинным) обозначает победу в борьбе, то есть перенесение искушения до конца и с успехом, когда человек не потерял общения с Богом и Его Сыном, а приобрел более глубокую связь со Спасителем и «венец жизни». «Ибо как первенствование в сражениях свидетельствует о храбрости сражающегося, так, говорю, и крепкого и бодрого к тому, чтобы подвизаться в угодной Богу добродетели являет славным, достоудивляемым и исполненным всякой похвалы способность весьма легко переносить труды, происходящие от искушения. Так и ученик Спасителя удостоверяет нас в том, что таковый всегда и непременно будет предметом удивления»7.
В древнееврейском языке аналогом «иnopevei» (терпеть) служит глагол «НЭП», который выражает мессианское ожидание Израильского народа8. Высказывание автора сквозит ярко выраженным эсхатологическим содержанием, которое получит полное раскрытие в пятой главе послания. Терпение становится настоящим и полезным, если опирается на духовное общение с Иисусом Христом и окрыляется надеждой на Его скорое второе пришествие. Таким образом, апостол расценивает совершенство не как посмертную награду, а представляет его вполне актуальным итогом подвига терпения.
Уточнением и новым аспектом терпения служит приведенный в тексте призыв: «укрепите сердца ваши» (от^р^ате та; кар&а; upwv — утвердите ваши сердца) (5:8). В библейском значении, которому следует апостол, «сердце» является центром психической жизни человека. В нем возникают чувства, рождаются мысли, созревают намерения. На свойствах сердца формируется личность и строится жизнь человека. Оно — источник добра и зла в настроении и поведении людей. Но то и другое наполняют сердце опять-таки в зависимости от поступков и образа жизни. «Сердце» и поведение находятся во взаимозависимости и взаимном влиянии. Поэтому терпение как крепость сердца может означать этическую стойкость и непоколебимость, взращённую личными усилиями способность не идти на поводу у собственных злых намерений и гасить в себе негативные эмоциональные всплески.
Однако, как было сказано выше, совершенство — сокровенный результат и, следовательно, размытый критерий терпения, и последнему нужен очевидный и конкретный критерий границ и продолжительности, а также источник сил и вдохновения9. Ап. Иаков формулирует три мотива христианского терпения. Хронологическим мотивом выступает «пришествие Господне» (5:7,8). Концептуальное побуждение — пример страдания пророков и праведного Иова (5:10,11). И деятельная поддержка — молитва (1:5; 5:13).
Легкость, с которой автор обещает своим читателям встречу с Мессией, обусловлена его собственной уверенностью, на которой построены все идеи его послания. В частности, его отношение к богатству
и состоятельным членам Церкви, которых он считает уже погибшими в преддверие Божьего суда (5:1-3)'°. Именно это ощущение скорого конца истории должно поддерживать христиан в их терпении. «Иногда священный писатель заимствует образы даже из области физиологии... Мысль о пришествии Господа также дает поддержку в долготерпении, как подкрепление пищею прибавляет жизненной энергии телу»11. Так же приводит пример с крестьянином, который ждет дождей, чтобы заполучить урожай (5:7). Дождь — это Божий дар с небес в то время, когда со своей стороны земледелец сделал все, что от него зависит. Так и христиане терпеливо, спокойно и уверенно ждут Христа с неба, чтобы войти в Его Царство. «Бог Творец всего сущего взращивает семя, способствует его росту, питает зерно до тех пор, пока не наступит время жатвы. Это великое чудо, которое можно наблюдать каждый год в сотворенном Им мире. Иаков хочет, чтобы мы увидели действия Его всемогущей руки в нашей жизни. Отец поможет и нам, чтобы ничто не омрачило совершенную радость того дня, когда Сын возвратится в сиянии Своей славы»12.
Хронологический аспект терпения послужил введению нового определения. Святой апостол стал говорить о «долготерпении» (^акроби^оате — проявите долготерпение (5:7)). Новый термин отнюдь не лишен привязки ко времени и не предполагает отсутствие некоего предела. Наоборот, упоминание о втором пришествии Христа внесло ясность в понимание хронологических границ испытаний и, следовательно, терпения. В контексте апостольской эпохи и самого послания эти границы вполне конкретны, хоть в сознании отсутствуют точные даты. Уверенность ап. Иакова, как в начале послания, так и в этом месте заставляют принять именно такое понимание. Тем более он не говорит о смерти, как естественном конце страданий. Для него именно жизнь христиан в терпении должна увенчаться наградой — встречей со Спасителем.
Хронологический мотив терпения дополнен в послании этической окраской, так как ожидать парусии можно с разным настроением и отношением к окружающим. Ап. Иаков предупреждает, что Христос придет в качестве Судьи мира, приговор Которого коснется в том числе и христиан. Поэтому апостол призывает: «Не сетуйте, братия, друг на друга,
чтобы не быть осужденными». «Сетовать» означает осуждать, что следует из наказания за этот грех — «быть осужденным». Несомненно, автор руководствовался евангельской заповедью: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.ул). В контексте отрывка сетование обобщает все негативные эмоции, обиду, раздражительность и недоброжелательство в состоянии терпения и ожидания. Поэтому, «с негативной точки зрения, долготерпение означает не настаивать на вмешательство Бога и Его карающего гнева. С положительной точки зрения, оно означает то, что нужно оставаться терпеливыми в вере, надежде и любви»13.
От верующих не должно быть скрыто, что все праведники истории и, в частности истории Израиля, всегда страдали. Это видно, в первую очередь, в описании деятельности пророков. Именно к этому факту апеллирует ап. Иаков, желая поддержать христиан в их терпении и указать на общность судеб. В конце послания он упоминает пророка Илью в связи с темой молитвы. Но, вероятно, личность именно этого ветхозаветного служителя Бога стоит перед глазами автора, когда он пишет о страданиях и терпении пророков.
Не упускает апостол возможности сказать о наиболее красноречивом примере выносливости в неимоверных страданиях — праведном Иове и «конце [оного] от Господа» (Иак&.и). «Конец от Господа» (то relo; Kupiou — окончание, завершение Господа) относится к последней главе книги Иова, где перечисляются полученные им блага за верность Богу. «Охарактеризован же Иов великим новозаветным словом «unopov^v» (стойкость), передающим не пассивное терпение, а тот прекрасный и доблестный дух, который может стойко выдержать и преодолеть все приливы сомнений, печалей и несчастий, и выйти из них с еще более окрепшей верой. Да, есть вера, которая никогда не жалуется и не задает никаких вопросов. Но та вера, которую терзали и мучили сомнения, и которая победила их — намного сильнее»14. Ап. Иакову важен именно этот момент в книге, чтобы убедить своих адресатов в непреложности награды за их терпение. В то же время автор, как и, вероятно, вся иудейская за-конническая традиция, не берет во внимание, что косвенной причиной страдания Иова является Самый Бог, Который для посрамления сатаны согласился его испытать, лишить праведника не только имущества
и здоровья, но и детей. Упоминание Иова — противоречивый аргумент для богословия и аскетики ап. Иакова. С одной стороны, в книге ясно расписана ответственность каждой из сторон за трагическую судьбу главного героя. Искусителем и мучителем однозначно предстает дьявол. Однако через все содержание проходит главная мысль, которой твердо придерживается Иов, несмотря на уговоры друзей: Бог допустил безвинные страдания праведника. Сатана не мог бы искушать и терзать, если бы Бог не согласился. То есть именно Он является конечным «виновником» искушений Иова. И такой вывод наносит урон теодицеи послания, приведенной в первой главе.
Речь Господа к Иову сводится к трем аргументам: 1) человек не способен понять масштаб и мудрость действий Бога; 2) действия Божьи промыслительны, то есть загадочны и полезны; 3) главное — успокоить сердце, а не достичь справедливости. Бог ответил Иову и щедро наградил, восстановив потери в двукратном размере. Именно в этом «итоге» заключается слава и мудрость Господа, а также Его «милосердие и сострадательность» (5П1)15. Бог почтил и прославил Своего угодника, поэтому, как подчеркнул ап. Иаков, «вот, мы ублажаем тех, которые терпели», то есть прославляем, почитаем, хвалим и берем пример.
Пророки вели праведную жизнь, «говорили именем Господним» и страдали. В данной речевой конструкции вывод о страданиях пророков звучит как следствие их деятельности. Пророки обращались к народу от имени Бога Израилева и провозглашали Его волю. Но, так как народ тяготел к греховному образу жизни, то ему неприятно было слышать обвинения в нарушении заповедей, за что пророки подвергались унижениям и насилию. В настоящее время «именем Господним», то есть от имени Мессии, Сына Божьего, благовествуют христиане, которые уподобляются в своем служении израильским пророкам. Поэтому участь первых совпадает с участью вторых.
Молитва, как деятельный мотив терпения, в рассуждениях ап. Иакова становится, в итоге, отдельной обширной и самостоятельной темой послания, которой автор уделяет самое серьезное внимание. Однако в связи с терпением она играет роль психологического и духовного лекарства, анестезии
для сознания человека. Молитва сообщает спокойствие и способствует трезвой оценке обстоятельств. В таком состоянии христианин способен поступать правильно и с достоинством переносить тяготы. Именно эта идея прослеживается в размышлениях апостола в конце послания. Тогда как в начале он говорит о молитве как средстве приобретения «мудрости» в страданиях. Другими словами, в молитве можно понять смысл и значение терпения. Благодаря молитве Бог просвещает сознание страдальца и «просто, без упреков» дает ему видеть цель испытания — «совершенство».
Совершенство
Окончательная цель терпения выражена в послании двумя последовательными понятиями: «rs’Xsiov spyov» (совершенное действие) и «rs’Xsioi Kai O^oK^npoi» (совершенные и целые, совершенные во всей полноте). Дело (spyov) в богословии ап. Иакова имеет принципиальное значение. В ключевом отрывке своего послания (2:14-26) он отводит «делу» главное место в спасении, равное «вере» (таги;). Дополнительно можно сказать, что «действие» может обозначать процесс нравственного развития, в результате которого следует «совершенство во всей полноте». Свт. Григорий Палама подтверждает: «Если желаете веру вашу в Бога явить совершенной, то не только доблестно переносите приходящие со вне невзгоды, но и сами от себя делайте богоугодные дела, хотя бы они и были связаны с большими трудом; потому что когда деятельность идет рука об руку со страданием по причине добра, они человека делают совершенным»16. Буквально такое состояние предполагает гармоничность и целостность человека. На языке аскетики оно называется «целомудрием», собранностью и обладанием всеми этическими достоинствами. В данном случае ап. Иаков вторит призыву Христа из Нагорной проповеди: «Итак, будьте совершенны (tsXsioi), как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.$:48).
Наряду с тем, что «совершенство» достигается делом, оно одновременно признается в послании «совершенным даром» (Swpnpa rslsiov) (1:17).
В представлении апостола «совершенство» является целью и Божьей наградой за приложенные усилия в деле духовно-нравственного восхождения. Нельзя также упустить из виду выражение послания «закон совершенный, [закон] свободы» (1:25) (vopov TeXeiov tov т^; slsuGspia; — совершенный закон свободы,). Несомненно, автор имеет ввиду Евангелие, так как Закон Моисея на языке апостольской эпохи обозначался другими эпитетами (писание, закон и пророки, закон и т. п.). Можно с уверенностью утверждать, что «совершенство» представляет собой соответствие требованиям Христова благовестия.
Совершенство, полученное терпением, приносит человеку определенные плоды (1:12). Главное — это «венец жизни» (отгфауоу т^; £ы^;), дар вечной жизни, дар спасения. С глубокой древности венок возлагали на головы правителей, им отмечали победителей и виновников торжества. Он стал знаком высокого достоинства, особого внимания и победы. Возложение венка всегда сопровождалось весельем и радостью (ракарю; — блаженный, счастливый) почтённого человека. Именно этот смысл, награды, прославления и радости, можно видеть в высказывании апостола. Кроме того, он отмечает чисто христианскую особенность совершенства, без которой оно не будет таковым никогда: Бог обещает «венец жизни» любящим Его (toi; ayanwinv auTov) людям. Никакая награда, никакая радость и слава невозможны в мире Божьем без любви награждаемого «венцом жизни». Любовь — это тоже дар терпения и признак спасения.
Совершенствование, в первую очередь, затрагивает «действие» христианина, то есть внешнее проявление его натуры. И лишь когда новый образ поведения станет устойчивым, происходит духовное развитие «во всей полноте», новое состояние охватывает душу подвижника. По мысли апостола, процесс нравственного роста направлен от внешнего к внутреннему, от поступков к настроению. Такое видение характерно для богословия ап. Иакова и полностью отвечает его базовой позиции, выраженной в центральном отрывке его послания о вере и добрых делах. В нем он веру, внутреннее состояние, ставит в зависимость от благотворительности, которая выступает не критерием оценки, а жизнью веры, ее «душою» (г:2б)17.
Духовное развитие невозможно, по свидетельству послания, без воздержания языка. Ап. Иаков посвящает целый раздел (3:1-12) и уделяет центральное внимание выражению веры в слове и влиянию речи человека на его духовное состояние18. Автор выдвигает однозначное утверждение: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный (оито; тгХгю; av^p — этот муж совершенный), могущий обуздать и все тело» (Иак.32). Язык — властный орган, подобный узде коня или штурвалу корабля. Своей необузданностью он способен, подобно огню, распространить зло в человеке и вокруг него. Эмоциональная распущенность выражается, в первую очередь, в словах, а затем может перейти и в физические действия. Любое сознательное действие, в том числе и порочное, осмысливается человеком, как бы проговаривается в мыслях. Поэтому сдержанность языка («золотое молчание») и контроль ментальной речи или мысленное внимание, а также дела веры остаются у апостола приоритетными аскетическими правилами. Долговременная практика воздержания и контроля должны привести к покою в молчании, внутреннему «безмолвию», то есть бесстрастию, и взвешенному и благожелательному употреблению слова. Другими словами, вербальная аскеза приводит в состояние, когда любое слово и даже молчание имеют благие последствия для самого человека и окружающих. Вывод автора очевиден: если ты — совершенный христианин, то говори и учи, а если нет, то молчи и делай добрые дела19.
Что за «совершенство в полноте», о котором идет речь? Ап. Иаков уточняет: «без всякого недостатка». Несомненно, автор имеет в виду духовное совершенство или высокую степень нравственного развития, когда человек испытывает слаженность духовных, психологических и физических функций и потребностей, находится в состоянии глубокого спокойствия, настроен на позитивную и созидательную активность, не допускает порочащих слов и поступков и, более того, сдержан в своих эмоциях и даже мыслях. Совершенство — итог терпения, но в то же время и дар Божий, ибо «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). Ап. Иаков остается верен своему мировоззренческому дуализму, в котором все человеческое
имеет печать недостатка и зла, а все доброе и светлое является продуктом Божественной деятельности.
ИСКУШЕНИЕ И ЗЛО
Зло находит себе место не только во внешних действиях, с чем чаще всего его и связывают. Оно также охватывает человека изнутри: проникает в чувства и мыслительную деятельность. И если справиться с внешними проявлениями зла несложно, то изжить его из своего внутреннего мира оказывается куда труднее.
Грех, образно говоря, заражает душу человека, подобно раковой болезни, и оказывает воздействие со временем на все психические и волевые проявления. Аскетика служит тому, чтобы избавить человека от греха или зла во всех его формах и проявлениях. Очищение предполагает освобождение всех функций человеческой природы от инородного, вредного и пагубного элемента — зла, которое представляет собой желание греха, склонность к нему, нравственную слабость и волевую несобранность.
Более подробно тема зла раскрывается во втором отрывке обзора (1: 12-15). Как это часто бывает, тема зла становится актуальной в бедственных условиях. И каждый раз она вызывает мысль о причастности Бога в существовании зла и страданий. Ап. Иаков воспроизводит адресованный ему упрек и без предисловий переходит к полемике с обвинением Бога в страданиях христиан. И нужно отметить, что только в послании ап. Иакова встречается комментарий по проблеме теодицеи.
Фрагмент также интересен и с лингвистической позиции, так как впечатляет выразительностью оригинального авторского языка. Апостол впервые приводит прямую речь: «Бог меня искушает» (1:13). «Прежде всего, эта цитата играет важную роль у Малахии, а также у Иисуса сына Сирахова. В данном случае Иаков продолжает пророческую традицию школы мудрости»20. В оригинальном древнегреческом тексте «искушение» в этом отрывке уже не звучит в форме имени существительного, а только в глагольных формах: «^n§£i; тсара£о^ето<;» — никто искушаемый,
«neipaZop» — я искушаюсь, «парада» — он искушает. Такая перемена, а также изолированный анализ фрагмента от общей темы могут натолкнуть на вывод, что слово «искушение» меняет свою коннотацию, и значение термина определяется не контекстом главы, а внутренним смыслом отрывка. А именно словом «какш» — злой, плохой, зло. И тогда речь идет не об испытаниях неприятными событиями, а о побуждении к злу и опасности отпасть от Бога, то есть об отвлеченно богословском понимании искушения21.
Тогда как, на самом деле, содержание отрывка должно соответствовать теме терпения, о чем как раз говорит первый стих фрагмента: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.г.12). И в данном случае «какют» (плохой) больше соответствует смыслу, чем «по^про;» (зло), так как выступает синонимом «искушению». Автор делает акцент на искушении, а не на зле. Хотя его рассуждения дают повод для размышлений и на тему происхождения зла.
Свой взгляд на вопрос происхождения искушений и зла автор начинает с отклонения обвинения в этом Бога. Он выступает адвокатом Бога и прямо запрещает так думать. И причиной этому является абсолютная непричастность Бога к злу. То, что Господь «никого не искушает», то есть источник искушения лежит вне Его, — мысль простая и понятная. «Часто мы подвергаемся опасностям, искушениям и немощам, причиной которых является не Бог и не диавол, а наша собственная неспособность правильного рассуждения и невнимательность, как это случается с теми, которые, видя изменение погоды к зиме, выводят, тем не менее, свой корабль из гавани, а также с теми, которые подвергают себя [ненужным] опасностям»22.
Тогда как выражение «Бог не искушается злом» (0го; arcapaaro; gariv xaxwv — Бог есть чуждый, недоступный искушению зла) вызывает затруднения в понимании. Главное, что можно сказать по этому поводу, Бог не поддается воздействию зла, подобно человеку, и по своей природе и действиям радикально противоположен злу. Все, что ни делает Творец в Им созданном мире, по определению является добром и никак не может противоречить сущности и законам бытия, а также разрушать
или наносить вред живым существам. Единственным побуждением для действий Бога являются любовь, добро, истина, святость и благо, поэтому, даже допуская мучения Своих верных людей, Он не руководствуется порочными или сомнительными мотивами. Тем более Он не может быть принужден к действиям кем или чем-либо, кого или что можно назвать «искушением».
Смещение акцентов во фрагменте (Иак.1:12-15) может привести к далеко идущим неверным результатам. Если остановиться на узком понимании фразы «Бог меня искушает», то есть склоняет к греху или злу, то необходимо радикально изменить представление об отношении адресатов ап. Иакова к искушениям. Другими словами, они прямо обвиняли Бога в своих грехах, возлагали на Него ответственность за моральные преступления. Подобным образом искажается смысл близкого по смыслу высказывания ап. Павла, что христиане («мы») имеют Первосвященника (Христа), «Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха» (Eep.4:is). Трансформируя эту фразу на простой лад, можно прийти к абсурду: Бог вводил Христа в грех, кроме греха. В действительности же, фрагмент говорит только о страданиях и скорби, которые допущены Богом в судьбе христиан. И «искушение» представляет собой испытания бедственной ситуацией и обстоятельствами, которые вынуждают верующих принимать нравственно ответственные шаги: терпеть с верою или ей изменять.
Но, если Бог не является причиной зла, тогда откуда происходят искушения? Ап. Иаков переводит взгляд на самого человека и в нем выстраивает генезис страданий. Следуя устоявшейся логике, он выделяет в процессе три этапа: «Похоть (eniGu^ia) же, зачав, рождает грех (apapriav), а сделанный грех рождает смерть (Gavarov)» (Иак.1:1$). Порочная склонность души или человеческой натуры, похоть или страсть, побуждает человека совершить грех, этически негативный поступок или действие, что в результате приводит к «смерти». «Увлечение души грехом рисуется под великолепным образом плотского падения. Источник искушения ко злу — собственное греховное стремление человека, хотя и вытекающее из первородного греха, но развившееся и окрепшее под влиянием свободной воли человека;
она, эта похоть влечет и прельщает человека, причем оба глагола взяты из области искусства любви: похоть уподобляется здесь блуднице, возбуждающей страсть. Когда падение свершилось, похоть и воля соединились, то тогда зачинается грех. Он формируется, рождается на свет и, достигши полного развития, в свою очередь рождает смерть»23. Смерть состоит в целом ряде потерь в моральном и духовном состоянии: утрата нравственной чувствительности, притупление духовных ощущений, расслабление воли, равнодушие к своему внутреннему состоянию и, наконец, лишение рассудительности. То есть той самой «мудрости», которая позволяет четко выявлять смысл и значение.
Апостол в понимании «смерти» следует общему библейскому смыслу, который предполагает не прекращение органического функционирования, а расстройство духовной способности человеческой природы. На языке Библии «смертью» называется пресечение общения человека с Богом, утеря восприимчивости к богообщению. Именно этим опасен грех, когда без видимых изменений притупляется религиозное чувство, теряется духовный настрой, и верующий человек начинает формально исполнять нравственные и аскетические предписания. Живой вере грозит опасность превратиться в лицемерие. Напоминаем об этой угрозе служит одно из обвинений Иисуса Христа в адрес фарисеев: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.2^:2у).
Описав механизм или последовательность появления и действия зла в человеке, апостол прямо не говорит, но дает понять роль искушений в этом процессе. Все-таки искушение — лишь внешний фактор, влияющий на внутренний процесс в душе. Его еще можно назвать соблазном, поводом, воздействием. И его объективная сторона чрезвычайно разнообразна. Искушение запускает этот механизм или процесс, воздействуя на страсть или похоть, которая в свою очередь провоцирует грех и затем смерть. Блж. Августин говорит: «Вот похоть ластится к тебе, подстрекает, настаивает, требует, чтобы ты совершил что-нибудь дурное: не уступай ей — и она не зачнет. Если ты охотно допускаешь ее в свои размышления,
она зачинает, и тогда она родит, чтобы ты умер»24. Поэтому греховные поползновения рождаются только в страстной душе. И именно человеческая страстность в глазах апостола предстает главной слабостью, из-за которой искушение достигает цели: порождает грех и им губит душу. Если бы страстность отсутствовала в человеке, то никакой соблазн не смог бы его подвигнуть на грех. Следовательно, всему виной — похоть. И примером этому служит высказывание автора относительно одной из страстей: «всякое такое тщеславие есть зло» (Иак.4:1б) (паса каи^поч? toiaurn novnpa eoriv — вся такая гордость, похвальба есть зло). Даже язык, подверженный жесткой критике в послании, он не решается назвать чистым злом (ponhr<), а только злым, плохим, вредным (xaxwv) (3:8), признавая невещественную природу порока. «Греховная речь появляется из похоти, но последняя считается порождением ада»25. Апостол делает акцент на субъективном восприятии искушения, которое в его понимании остается этически нейтральным. Зло — это неверная, негативная реакция человека на искушение. А Бог, допуская испытания, нисколько не виноват в существовании зла26.
Вывод из позиции ап. Иакова очевиден: никакое воздействие извне не может стать искушением и вызвать действие страсти, если человек бесстрастен. Отсутствие похоти в душе и есть победа над искушением. А, самое главное, победа над злом и подлинное свидетельство совершенства. На такое бесстрастие нацелено терпение, поэтому апостол так красноречиво подчеркивает его важность. А тем, кто этого не понимает, от кого пока скрыта мудрость духовной жизни, он предлагает молиться27. Именно молитва занимает второе по значению место в его аскетических наставлениях.
Молитвл
Тема молитвы занимает широкое пространство в аскетической проповеди ап. Иакова. Именно в этой теме представлен самый разнообразный спектр терминов, обозначающих молитву. «Eu^n, просгихп, eu^ecSai, npoaeuxecSai,
Sen04?, aireirai» (молитва, молиться, просить) — все служит для выражения различных аспектов молитвы.
Как уже было сказано выше, молитва — это деятельный мотив терпения. Но связью с терпением она не ограничивается. В первую очередь, автор определяет молитву, как обращение к Богу с просьбой о необходимом для спасения. «Мудрость», как верное понимание сути совершенства и спасения, открывается человеку вследствие молитвы. «Иаков обращает особое внимание на ту мудрость, которая необходима нам в испытаниях. Если кто из вас, говорит он, никак не может понять, почему верным нужно пройти через такие испытания, то пусть просит Бога объяснить ему, что добрый отец наказывает детей, чтобы сделать их достойными ожидающего их наследия вечности»28. Можно предположить, что и иные жизненные блага, по мысли автора, испрашиваются у Бога молитвой. Тем более, что «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.117).
Одновременно с этим апостол озвучивает главное условие настоящей молитвы — вера (1:6). В данном случае он следует обещанию Иисуса Христа: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.2122). Вера — главный оплот молитвы, и действенность второй прямо пропорциональна силе первой. В контексте отрывка вера противоположна «сомнению», которое может быть двояким по смыслу. Во-первых, сомнение может выражаться в неуверенности существования Бога, а, во-вторых, — в неуверенности получения просимого. Для эпохи и аудитории ап. Иакова, а также для содержания самого послания первое исключено. Тогда как второе полностью выражает суть высказывания. Сомнение в исполнении молитвенной просьбы — главное препятствие в обращении к Богу. Мало того, оно является оскорбительным для Бога, унижая Его Самого и обесценивая самый способ общения с Ним. Свт. Кирилл Александрийский подчеркивает: «Ибо сомневающийся является дерзким. Ведь если ты не уверовал, что [Бог] исполнит твою молитву, то ты не можешь не считаться обвинителем Всемогущего, поневоле став двоедушным»29. Ап. Иаков опять-таки вторит словам Евангелия: «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете
то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет» (Мф.2121).
«Вера» (n tciotk;) в данном отрывке радикально отлична по смыслу от «веры» (n niGTn;) в центральном отрывке его послания, где речь идет о вере и делах (2:14-26). В рассуждениях об условиях спасения ап. Иаков настаивает на принципиальном значении благотворительности, в которой выражается вера, и благодаря которой вера усиливается и «достигает совершенства» (2:22). В этом контексте вера представляет собой живое и действенное чувство Бога, внутреннее состояние, которое «касается, в первую очередь, его душевного расположения, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер»30. Тогда как в контексте молитвы она — всего лишь уверенность в действенности обращения к Богу.
Уверенность в том, что Бог услышит молитву и исполнит просьбу, является главным и, как видно, единственным условием молитвы. Автор не уделяет внимания подробностям, из чего следует богословская простота определения предметов и бесхитростная характеристика явлений духовного порядка. Она может быть объяснима тем, что ап. Иаков стоял у истоков христианской аскетики и формулировал первичные понятия. Но, так или иначе, прямота и безыскусный подход к выражению богословских истин, в принципе, характерны для всех идей послания.
Ап. Иаков развивает представление о молитве в конце послания, когда, напомнив о терпении, переходит к более подробному спектру ее употребления (5:13-18). В общих словах он подчеркивает универсальность применения молитвы во всех смыслах. Во-первых, он выделяет несколько типов и видов молитвы: собственно молитва и пение псалмов, молитва индивидуальная, пресвитерская и общественная, молитва о себе и о ближнем.
Во-вторых, он связывает с молитвой все события жизни. Страдания, радость, болезнь, покаяние — все должно ею сопровождаться. Молитва должна быть постоянной, и в этом подходе автор совпадает с позицией ап. Павла, который неоднократно в своих посланиях призывал: «Непрестанно молитесь» фФесуму); «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким
постоянством и молением о всех святых» (Еф.6:18). В представлении ап. Иакова молитва должна быть обрамляющей жизнь стихией, непрестанно обращенным к небу настроением. Отличие христианина от обычного человека, по мысли послания, видится в замене способов выражения эмоциональной активности с культурных, с помощью средств искусства, на религиозные, с помощью аскетических средств. В радости и в горе человеку свойственно обращаться к творческому наследию своего народа и прибегать к употреблению песен, стихов, баллад и эпоса соответствующего ситуации содержания. Апостол исключает такой подход для своих адресатов. В его словах не ощущается категоричность, но он настоятельно указывает на пользу своих советов.
В-третьих, в отрывке заостряется внимание на действенности молитвы. Автор в большей мере обращается к негативным моментам жизни: страданиям, болезни и нравственным падениям. И в каждом случае указывает на исцеляющую и подкрепляющую силу молитвы. Она является главным условием выздоровления больных и прощения грехов кающихся. Она выступает связующим началом между людьми и основой дружбы и общения. Таким образом, апостол выдвигает молитву в качестве объединяющего христиан начала. К тому же в его словах есть намек на различие интенсивности молитвы. В одном месте исцеляющей силой обладает молитва «друг за друга», в другом — соборная молитва «пресвитеров церкви», что говорит о серьезном заболевании и необходимости сугубого ходатайства перед Богом. В третьем месте он выделяет «молитву праведника», способную привести к глобальным переменам. Ап. Иаков обращается к образу пророка Ильи Фесвитянина и упоминает событие трехлетней засухи в Израиле по молитве этого святого (зЦар. 17:1-18:45). Интересен тот факт, что утверждение о продолжительности засухи «три года и шесть месяцев» (5:17) в послании опирается все-таки не на свидетельство Ветхого Завета, а на высказывание Иисуса Христа: ««Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев» (Лк.425). И, как раздел о терпении апостол завершает ссылкой на пример популярного ветхозаветного праведника, Иова, точно так же оканчивает раздел о молитве — образцом авторитетнейшего святого угодника, пророка Ильи.
Таким образом, в послании действенность молитвы определяется количеством молящихся, их статусом в общине и, самое главное, степенью нравственного развития. В последнем варианте количество уже не имеет значения, так как даже один совершенный христианин способен испросить у Бога великое чудо. «Ибо суть молитвы и моления ясно обнаруживается в исполнении добродетелей; и потому праведник обладает сильной и всемогущей молитвой, что она споспешествует заповедями»31. И в этой связи бросается в глаза, что апостол упоминает о «молитве праведника» только в случае физического заболевания и греховности, то есть для личных нужд верующего человека. Тогда как чудодейственная сила молитвы не воспринимается как средство масштабных изменений в судьбе всей общины или всех христиан. Ап. Иаков не рассматривает возможность с помощью молитвы избавить Христианство от недоброжелателей и серьёзных потрясений. Другими словами, по мысли автора, бедствия и преследования христиан — естественное проявление отношения мира к Христианству и вполне логичное и ожидаемое условие земного существования последователей Христа. Следование воле Божьей и принятие всего, случающегося в жизни, христиане ставят выше собственного благополучия и этому подчиняют свой аскетический подвиг.
Уникальное и замечательное упоминание о посещении больного человека группой пресвитеров для молитвы о выздоровлении с помазанием маслом (5:14,15) является одним из немногих мест в новозаветном тексте, который касается богослужебной практики Церкви апостольского периода и описывает молитвенную традицию помимо Евхаристии32. Молитва с помазанием (upoaeu^aaGwaav етс’ auTov а^афато; [auTov] eXaiw — пусть помолятся о нем помазавшие его маслом) напоминает отрывок из Евангелия: «Они (апостолы) пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк.6:12,ц). Со временем этот обычай лег в основу церковного Таинства елеосвящения или соборования. Но уже в то время ап. Иаков рассматривает его как способ оздоровления организма. Причину болезни тела он видит в нравственных проступках. Поэтому выздоровление полностью зависит от прощения грехов, которое ниспосылается по молитве самого заболевшего человека и его старших
единоверцев. Также фрагмент хранит одно из немногих свидетельств о Церкви и роли в ней пресвитеров.
Благодаря сосредоточению внимания автора на молитве становится видна еще одна богослужебная практика апостольской Церкви в Иерусалиме: «Признавайтесь друг пред другом в проступках (e^opOXoyeio'Ge ouv a^n^oi; та; a^apria; — исповедуйте друг другу грехи) и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак^лб). Используемый глагол подсказывает, что речь идет о покаянии. И, хоть самое высказывание имеет связь с исцелением тела по молитве, оно одновременно затрагивает и аспект оздоровления души. Как уже было сказано выше, ап. Иаков связывает здоровье тела со здоровьем духа и главным условием первого считает второе. Но самый процесс избавления от греха, как причины болезни тела, описывает в форме признания своих проступков перед собратом или общиной. По сути, таковым нужно признать церковное Таинство исповеди или покаяния. Честная исповедь своих грехов и молитва собрата или общины — вот те условия, благодаря которым происходит очищение души человека.
Общинное переживание и молитвенное сопровождение всех событий жизни христианина, какими бы они ни были, о которых пространно говорит ап. Иаков, изображают его в качестве человека Церкви. Именно в церковной общине он видел пространство психологического и физического благосостояния, а молитву признавал необходимым фоном полноценного в ней пребывания.
Заключение
Исходя из всего сказанного, можно систематизировать полученные выводы из аскетических рассуждений послания ап. Иакова. Для своих наставлений он использует повод, подаренный самой жизнью. Жизненные испытания, выпадающие на долю христиан, требуют терпеливого отношения. Христиане также испытывают побуждения или влечения, поэтому в данной ситуации терпение может служить главным средством
в нравственном совершенствовании личности. Понимание значения терпения дается в молитве. Самое совершенство представляет собой победу над похотью и грехом, вследствие терпеливого перенесения испытания. Своим описанием механизма зарождения и действия греха и его связи с искушением апостол выразил чрезвычайно ценную идею библейской мудрости и один из законов христианской аскетики. С другой стороны, молитва приводит к тому же результату: очищению от греха в покаянии и, даже более, исцелению от телесных заболеваний. А молитва в состоянии совершенства способна производить подобные перемены и в ближнем. Ограничением силы молитвы в данном случае служит насущность испытаний, которые инициируют процесс совершенствования. Духовный рост выдвигается как цель духовных устремлений, побуждение к терпению и утешение в трудных или соблазнительных ситуациях.
В отличие от других тем послания, эта лишена противоречий, гиперболизации и крайностей. Аскетические представления в соответствии со своим временем изложены трезво и взвешено. Чувствуется глубина прозрений и смысла. Ап. Иаков в своих идеях раскрылся подлинным аскетом, посвятившим себя служению Богу в полной мере. Видно, что аскеза стала для него привычным образом жизни.
Список использованной литературы
1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. — М.: РБО, 2009-2030 с.
2. Анастасий Синаит, прп. Вопросы и ответы. — М.: Сибирская Благозвонница, 2015. — 670 с.
3. Беда Достопочтенный, прп. Толкования на семь канонических посланий. Толкование на послание божественного Иакова // Христианское чтение. 2013. № 2. — С. 10-53.
4. Григорий Палама, свт. Омилия 32 // Беседы (Омилии). Часть 1. — М.: Паломник, 1993. — 259 с.
5. Иоанн Златоуст, свт. Отрывки толкования на Соборные послания // https: //azbyka.ru/ otechnik/ Ioann_Zlatoust/otryvki-tolkovanij-na-sobornye-poslanija/i
6. Кирилл Александрийский, свт. Глафира или объяснение избранных мест из книги Исход // Творения. Книга 2. — М.: Паломник, 2001. — 799 с.
7. Максим Исповедник, прп. Толкование на молитву Господню // Избранные творения преподобного Максима Исповедника. — Москва: Паломникъ, 2004. — 251-273 с.
8. Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы // Добротолюбие, в 5 т. Том 3. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 448 с.
9. Белецкий А. Н., прот. Вербальное измерение веры в Соборном послании апостола Иакова // Труды Нижегородской Духовной семинарии. Выпуск 1 (22). Нижний Новгород, 2024. — С. 17-46.
10. Белецкий А. Н., прот. Практическое измерение веры в Соборном послании апостола Иакова // Труды Нижегородской Духовной семинарии. Выпуск 21. Нижний Новгород, 2023. — С. 7-26.
11. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. XI. Кафолические послания. Послание Иакова, 1 и 2 послания Петра, 1,2 и 3 послания Иоанна, послание Иуды. — Тверь: Герменевтика, 2008. — 352с.
12. Баркли У. Комментарии к Новому Завету// https://bible-teka.com/ barclay/ 45/5/
13. Майер Герхард. Послание Иакова. Историко-богословский комментарий к Новому Завету / Пер. с нем. — М.: Издательство ББИ, 2012. — 288с.
14. Мотиер Дж. А. Послание Иакова. Серия «Библия говорит сегодня». Санкт-Петербург: Мирт, 2000. — 146 с.
15. ФлоренскийП., свящ. Св. Иаков, брат Господень // Богословские труды № 41, 2007. — С. 427-448.
Sources and Literature
1. Bibliya. Svyashchennoe Pisanie Vetkhogo i Novogo Zaveta. — M.: RBO, 20092030 s.
2. Anastasij Sinait, prp. Voprosy i otvety. — M.: Sibirskaya Blagozvonnica, 2015. — 670 s.
3. Beda Dostopochtennyj, prp. Tolkovaniya na sem kanonicheskikh poslanij. Tolkovanie na poslanie bozhestvennogo Iakova // Khristianskoe chtenie. 2013. № 2. — S. 10-53.
4. Grigorij Palama, svt. Omiliya 32 // Besedy (Omilii). Chast 1. — M.: Palomnik, 1993. — 259 s.
5. Ioann Zlatoust, svt. Otryvki tolkovaniya na Sobornye poslaniya // https: //azbyka. ru/ otechnik/ Ioann_Zlatoust/otryvki-tolkovanij-na-sobornye-poslanija/i
6. Kirill Aleksandrijskij, svt. Glafira ili ob”yasnenie izbrannykh mest iz knigi Iskhod // Tvoreniya. Kniga 2. — M.: Palomnik, 200i. — 799 s.
7. Maksim Ispovednik, prp. Tolkovanie na molitvu Gospodnyu // Izbrannye tvoreniya prepodobnogo Maksima Ispovednika. — Moskva: Palomnik”, 2004. — 251273 s.
8. Maksim Ispovednik, prp. Umozritelnye i deyatelnye glavy // Dobrotolyubie, v 5 t. Tom 3. — M.: Izd-vo Sretenskogo monastyrya, 2010. — 448 s.
9. Beleckij A. N., prot. Verbalnoe izmerenie very v Sobornom poslanii apostola Iakova // Trudy Nizhegorodskoj Dukhovnoj seminarii. Vypusk 1 (22). Nizhni] Novgorod, 2024. — S. 17-46.
10. Beleckij A. N., prot. Prakticheskoe izmerenie very v Sobornom poslanii apostola Iakova // Trudy Nizhegorodskoj Dukhovnoj seminarii. Vypusk 21. Nizhni] Novgorod, 2023. — S. 7-26.
11. Biblejskie kommentarii otcov Cerkvi i drugikh avtorov I-VIII vekov. Novyj Zavet. XI. Kafolicheskie poslaniya. Poslanie Iakova, 1 i 2 poslaniya Petra, 1,2 i 3 poslaniya Ioanna, poslanie Iudy. — Tver: Germenevtika, 2008. — 352s.
12. Barkli U. Kommentarii k Novomu Zavetu// https://bible-teka.com/ barclay/ 45/5/
13. Majer Gerkhard. Poslanie Iakova. Istoriko-bogoslovskij kommentarij k Novomu Zavetu / Per. s nem. — M.: Izdatelstvo BBI, 2012. — 288s.
14. Motier Dzh. A. Poslanie Iakova. Seriya «Bibliya govorit segodnYA». Sankt-Peterburg: Mirt, 2000. — 146 s.
15. Florenskij P., svyashch. Sv. Iakov, brat Gospoden // Bogoslovskie trudy № 41,
2007. — S. 427-448.
Примечания и библиографические ссылки
1. Майер Герхард. Послание Иакова. Историко-богословский комментарий к Новому Завету / Пер. с нем. — М.: Издательство ББИ, 2012. — С. 67.
2. Иларий Арльский. Трактат на семь Кафолических посланий // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. XI. Кафолические послания. Послание Иакова, 1 и 2 послания Петра, 1,2 и 3 послания Иоанна, послание Иуды. — Тверь: Герменевтика, 2008. — С. 6.
3. Иоанн Златоуст, свт. Отрывки толкования на Соборные послания // https: // azbyka.ru/ otechnik/ Ioann_Zlatoust/otryvki-tolkovanij-na-sobornye-poslanija/i.
4. «Ибо искушения бывают, [как это видно] из Священного Писания, двух родов: один род — приятный, а другой — болезненный; один — добровольный, а другой — невольный. Первый из них есть родитель греха, а поэтому мы должны молиться, чтобы не подвергнуться ему... А второй [род искушений], наказывая грехолюбие наведением невольных страданий, является карателем греха. Если кто претерпит такое [искушение] и если он не будет пригвожден гвоздями порока, то услышит великого Иакова, явственно взывающего: „С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения"» — Максим Исповедник, прп. Толкование на молитву Господню // Избранные творения преподобного Максима Исповедника. — Москва: Паломникъ, 2004. — С. 273.
5. «Все это может показаться нам поразительным, но Иаков считает это ключом к пониманию смысла жизни. Он совершенно реалистичен: жизнь человека он представляет нам как повесть о различных искушениях. Он смело смотрит в лицо реальным фактам, признавая, что жизнь испытывает нас
по-разному. Его реализм тесно переплетен с его восприятием внутреннего значения всего процесса познания». — Мотиер Дж. А. Послание Иакова. — Санкт-Петербург: Мирт, 2000. — С. 19, 20.
6. Майер Герхард. Послание Иакова. — С. 80.
7. Кирилл Александрийский, свт. Глафира или объяснение избранных мест из книги Исход // Творения. Книга 2. — М.: Паломник, 2001. — С. 305.
8. Майер Герхард. Послание Иакова. — С. 80.
9. Ап. Павел в такой ситуации утешает христиан наличием промыслительных границ искушения и, следовательно, его соответствия мере нравственных сил человека: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (аКор.10:13).
10. См. подробнее о социальной проблеме Соборного послания апостола Иакова
в Белецкий А. Н., прот. Социальный радикализм в соборном послании апостола Иакова // Труды Нижегородской духовной семинарии. Выпуск 20. Нижний Новгород, 2022. -- С. 7-24
11. Флоренский П., свящ. Св. Иаков, брат Господень // Богословские труды № 41, 2007. — С. 439.
12. Мотиер Дж. А. Послание Иакова. — Санкт-Петербург: Мирт, 2000. — С. 123.
13. Майер Герхард. Послание Иакова. — С. 237.
14. Баркли У. Комментарии к Новому Завету// https://bible-teka.com/ barclay/ 45/5/
15. «Господь милосерд и сострадателен, еще в нынешней жизни Он освобождает верных Своих от искушений, и прославляет постоянство их веры в сердцах живущих людей, и уже после смерти коронует их втайне...» — Беда Достопочтенный, прп. Толкования на семь канонических посланий. Толкование на послание божественного Иакова // Христианское чтение. 2013. № 2. — С. 49.
16. Григорий Палама, свт. Омилия 32 // Беседы (Омилии). Часть 1. — М.: Паломник, 1993. — С. 68.
17. См. подробнее о вере и добрых делах в Соборном послании апостола Иакова в Белецкий А. Н., прот. Практическое измерение веры в Соборном послании апостола Иакова // Труды Нижегородской Духовной семинарии. Выпуск
21. Нижний Новгород, 2023. — С. 7-26.
18. См. подробнее о языке и слове в Соборном послании апостола Иакова в Белецкий А. Н., прот. Вербальное измерение веры в Соборном послании апостола Иакова // Труды Нижегородской Духовной семинарии. Выпуск 1 (22). Нижний Новгород, 2024. — С. 17-46.
19. Белецкий А. Н., прот. Вербальное измерение веры в Соборном послании апостола Иакова // Труды Нижегородской Духовной семинарии. Выпуск 1 (22). Нижний Новгород, 2024. — С. 39.
20. Майер Герхард. Послание Иакова. — С. 83.
21. Характерно для протестантского толкования. См. Майер Герхард. Послание Иакова. — С. 84.
22. Анастасий Синаит, прп. Вопросы и ответы. — М.: Сибирская Благозвонница, 2015. — С. 270
23. ФлоренскийП., свящ. Св. Иаков, брат Господень. — С. 440.
24. Августин Иппонский, блж. Проповеди, 77 // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. — С. 15.
25. Белецкий А. Н., прот. Вербальное измерение веры в Соборном послании апостола Иакова // Труды Нижегородской Духовной семинарии. Выпуск 1 (22). Нижний Новгород, 2024. — С. 35
26. Несомненно, Бог испытывает человека, «однако цель Бога при этом — испытание веры и вместе с тем — духовный рост человека. Цель греха и дьявола противоположна: препятствовать вере и побуждать к отпадению от Бога» — Майер Герхард. Послание Иакова. — С. 86.
27. Молиться необходимо и об избавлении от искушений. Такая просьба звучит в молитве «Отче наш». Зная слабость человеческой натуры и легкость поползновения к греху, Христос заповедует беречься искушений и просить Бога об избавлении от них: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф.26:41).
28. Беда Достопочтенный, прп. Толкования на семь канонических посланий. Толкование на послание божественного Иакова // Христианское чтение. 2013. № 2. С. 14.
29. Кирилл Александрийский, свт. Фрагменты // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. XI. Кафолические послания. Послание Иакова, 1 и 2 послания Петра, 1,2 и 3 послания Иоанна, послание Иуды. — Тверь: Герменевтика, 2008. — С. 9.
30. Белецкий А. Н., прот. Практическое измерение веры в Соборном послании апостола Иакова // Труды Нижегородской Духовной семинарии. Выпуск 21. Нижний Новгород, 2023. — С. 20.
31. Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы // Добротолюбие, в 5 т. Том 3. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — С. 277.
32. «В Евангелии мы читаем, что это делали также апостолы. И сейчас, по обычаю Церкви, болящие исцеляются через помазание освящённым елеем, которое с молитвой совершают пресвитеры» — Беда Достопочтенный, прп. Толкования на семь канонических посланий. — С. 50, 51.