Научная статья на тему 'Аскетическое учение о значении и сущности "страстей" так называемых "плотских"'

Аскетическое учение о значении и сущности "страстей" так называемых "плотских" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аскетическое учение о значении и сущности "страстей" так называемых "плотских"»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

С.М. Зарин

Аскетическое учение о значении и сущности "страстей" так называемых "плотских"

Опубликовано:

Христианское чтение. 1904. № 6. С. 788-795.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Аскетическое ученіе о значеніи и сущности „страстей“ такъ называемыхъ „плотскихъ“.

Центръ тяжести „плотскихъ страстей“ лежитъ собственно въ душѣ.— Противоестественность „плотскихъ страстей“.—Выводы отсюда относительно общаго характера и основныхъ методовъ борьбы съ „плотскими“ страстями.—Родъ и качество-пищи.—Нормальное отношеніе человѣка къ процессу питанія.- Нарушеніе такого отношенія въ страсти уаотрірару'а и различные виды „чревоугодія“.—Анализы страсти „блуда“ (тсорѵгіа).—

Общіе выводы.

Изъ анализа главныхъ моментовъ постепеннаго развитія въ человѣкѣ искушающаго зла вытекаетъ съ полною убѣдительностью и совершенною несомнѣнностью та истина, что, по аскетическому ученію, всѣ безъ исключенія страсти,—не только душевныя, но н т. паз. тѣлесныя, свой центръ тяжести имѣютъ несомнѣнно въ душѣ. Вотъ почему и аскетическое отношеніе къ питательной и половой функціямъ принадлежитъ именно къ 'психической области борьбы духа собственно и непосредственно не съ тѣломъ, а именно съ «помыслами».

Съ этой точки зрѣнія въ высшей степени знаменательно также н то, что основная причта подчиненія души плотскимъ страстямъ полагается и категорически указывается многими весьма авторитетными аскетами именно въ удаленіи души отъ созерцанія Іта (ікб ті,; гі; Häöv ІЫрйс;,) Сами по себѣ отправленія организма ни въ коемъ случаѣ не могутъ быть

М ApopiitJi.. col. І97С. (Ср. Vcrha Senioruni. lib- XI, § J2, col. 934Bp I. .’{.ытоустъ. De compnnetione, с. I. T. XI/VII, col. 412. Исаакъ Cup. Асу. LXXXJ, «X. 467. Aoy. XXXVIII, oeX. 243. Ср. Исаакъ Cup. Xoy. LXXIII, os).. 438. Лоу. I, as).. 4. Aoy. XIII. as).. 74. Лоу. XXI, as).. 120. Аоу. XXII, ceX. 127. Aoy. XXVII, asX. 175- Лоу. XXIX, as).. 182. Л оу. XXXIV, aeX. 215, 216. Aoy. XLIII, asX. 25». 260, 263, 268. Aoy. LXXVI1I, seX. 442, гдѣ въ качествѣ причины страсти является р.£Т£й>ріаі).ос т-?,; oiavoia;.

названы страстями въ этически дурномъ, порицательномъ смыслѣ;

таковыми являются только душевныя состоянія сластолюбія, сладострастія '). Вотъ почему, по ученію аскетовъ, чревоугодіе и блудъ нравственному вмѣненію, этической оцѣнкѣ подлежатъ не въ качествѣ естественныхъ отправленій организма, т. е. не въ смыслѣ явленій физіологическаго порядка, но собственно какъ психическія состоянія паденія, и именно постольку грѣховны и гибельны, поскольку «помыслъ примѣшивается КЪ Духу» (отаѵ... /.о-чаро; (тгорѵгіа;) хш -ѵабилті [хіуѵотаі), т. е. поскольку онъ затрогиваетъ его сферу, входитъ въ его область, и душа «сочетаваотся съ обольстительнымъ въ ней отиечатлѣніемъ» (Ехтотиорлті -XivTjc 7j оси зоууіѵгтаі) 2), Т. е.— поскольку названныя страсти оказываются явленіями, принадлежащими къ сферѣ психической жизни.

Отсюда понятно, что и «тѣлесныя страсти» ни въ коемъ случаѣ не могутъ быть объяснены въ своихъ главныхъ специфическихъ особенностяхъ изъ однѣхъ нормальныхъ тѣлесныхъ потребностей,—послѣднія служатъ для первыхъ, самое большее, только поводами, исходными пунктами, основами: въ дальнѣйшемъ же самое важное значеніе принадлежитъ уже душѣ, именно ея вліянію и воздѣйствію. Отсюда въ результатѣ противоестественность страстей. По опредѣленію св. I. Дамаскина, «дѣйствіе называется страстью, когда оно возбуждается несогласно съ природою» 3). Эта пхъ важная, характерная особенность сама по себѣ не объяснима изъ потребностей тѣлесной жизни *)•

«Тѣло имѣетъ движеніе естественное, прирожденное ему; но оно не дѣйствуетъ, если душа не хочетъ,—и показываетъ въ тѣлѣ только движеніе безстрастное» (onrslrij xtvtjoiv) 5).

По словамъ св. Исаака Сирина, то естественное движеніе, какое бываетъ въ человѣкѣ ради чадородія, одно само по себѣ, безъ присоединенія отвнѣ, не можетъ возмутить чистоты человѣческой воли и потревожить его цѣломудрія. Въ случаѣ возбужденія кого-либо похотію, вовсе не сила естественная вынуждаетъ его выйти изъ предѣловъ природы, нарушивъ свои

!І Ср. Симеонъ Ihm. Во,’. Or. ХѴ11І. Т. СХХ, col. 398ВС.

-) Пр. Нилъ Синайскій. Tr. ail Eulog. с. XIX, col. 1117В.

І)е fifle orfliodoxa. L. 11, е. XXII, col. H-tl.

4) Ср. Исаакъ Cup. Ло-j. XXVII, «/.. 173.

5) Apophthegm. 1‘atrum, col. 84A, $ 22. Cp. Verba Seuioruiu. V, 1 col. 8731).

(нравственныя) обязанности, а то, что присоединяетъ самъ человѣкъ кт, своей природѣ», по своимъ волевымъ побужденіямъ (ѣл -шѵ зворр.шѵ ~ог> *).

Съ такимъ прииципіалыіымт» ученіемъ аскетовъ о необходимой, существенной связи даже и «тѣлесныхъ» страстей съ чисто психическою областью человѣческаго самоопредѣленія вполнѣ гармонируютъ, его дополняя, уясняя и тверже, рѣшительнѣе обосновывая,—и ихъ наставленія относительно способовъ, средствъ и условій практической борьбы сл» названными страстями. Совершенно опредѣленію, особенно .характерно и типично ученіе по данному вопросу, принадлежащее, напр.. /. Кастану. По мысли св. отца,—такъ какъ нападеніе страсти блуда бываетъ двоякое—т. е. на тѣло и на душу—(dupplex est oppugnatio gemino armata vitio consurgens ail praelium), то и сопротивляться страсти слѣдуетъ также двоякимъ соотвѣтствующимъ оружіемъ (idcirco similiter ei gemina est асіе resisten-dum). Въ данномъ случаѣ нельзя одержать побѣду иначе, какъ при условіи совмѣстной борьбы тѣла и души. Въ самомъ дѣлѣ, одного тѣлеснаго поста, напр., недостаточно для пріобрѣтенія или сохраненія совершенной чистоты цѣломудрія, хотя бы онъ подкрѣплялся кромѣ того аскетическимъ употребленіемъ физическаго труда и рукодѣлья, если ему не будетъ предшествовать сокрушеніе духа (contritio spiritus), постоянная молитва (oratio perse verans), продолжительное размышленіе объ истинахъ Св. Писанія (continuata meditatio Scripturarum), соединенное съ духовными разумѣніемъ (scientia spiritalis), а прежде всего не будетъ положено въ основаніе истинное смиреніе (humilitas ѵега) 2). Какъ видимъ отсюда, св. отецъ, утверждая необходимую важность поста, физическаго труда и рукодѣлья для успѣшной борьбы со страстью блуда, центръ тяжести однако полагаетъ не въ нихъ, а въ духовныхъ аскетическихъ средствахъ, изъ коихъ па первомъ мѣстѣ поставляетъ, въ силу его фундаментальнаго значенія вообще для духовно-нравственной жизни,—смиреніе.

Изъ этого видимъ, насколько гармонично, послѣдовательно, опредѣленно, вѣрно себѣ въ данномъ пунктѣ аскетическое ученіе,—въ немъ начало, исходный пунктъ, гармонически согла-

‘) Итакъ Снр. Л04. XXVII. оел. 173.

-) Dc eoenob. istitut. Lib. VI, с. I. De spmtu foriiicationis, col. 267— 269A.

суется съ результатомъ, съ практическимъ выводомъ, такъ что получается неотразимое впечатлѣніе стройной выдержанности, внутренней крѣпости и оригинальной самобытности.

Раскрытая принципіальная аскетическая точка зрѣнія на данный вопросъ всецѣло и рѣшительно опредѣляетъ собою содержаніе, смыслъ и характеръ и всѣхъ частныхъ, входящихъ въ данную область положеній аскетическаго міровоззрѣнія.

Такъ, ею обосновывается, напр., та мысль, что родъ и качество пищи для каждаго являются дѣломъ, если не исключительно, то въ значительной степени, субъективнымъ, поскольку должны соотвѣтствовать индивидуальнымъ особенностямъ каждой личности 1).

Равнымъ образомъ и тотъ вопросъ, свободенъ-ли извѣстный человѣкъ отъ сластолюбія по отношенію къ пищѣ, или же нѣтъ, нормалыю-ли съ аскетически-христіанской точки зрѣнія совершается его питаніе,—разрѣшается правильно только съ точки зрѣнія психическаго отношенія человѣка къ этому акту. А это послѣднее обнимаетъ собою, съ одной стороны, его религіознонравственное, сопровождающее вкушеніе нищи, настроеніе по отношенію къ Богу, Верховному Подателю пищи, какъ и всѣхъ благъ вообще, славить и молитвенно-созерцательно благодарить котораго вкушеніе пищи представляетъ собою совершенно достаточное и вполнѣ достойное побужденіе 2), а съ другой — формальной стороны, въ понятіе нормальнаго отношенія человѣка къ пищѣ входитъ его самообладаніе, соразмѣряющее съ

J) Cp. Verba Seniorum, X, § 99, еоі. 931 (ер. Патерикъ, § 141, стр. 240).

2) Ср. Василій В. Reg. brev. tr. interr. CXCV1. T. XXXI, col. 1212D— 121 ЗА. Ср. прекрасное разсужденіе по данному вопросу—въ духѣ святоотеческомъ—преосв. Ѳеофана. Толков. ІІаст. Посл. (I Тим. IV, 3), стр. 208 — 299: „Богъ вложилъ въ естество человѣка, какъ животное, потребность пищи, и около его же среди тварей разсѣялъ такія, кои могутъ удовлетворять сію потребность свѣденіемъ ихъ. Это разрѣшилъ Онъ имъ еще въ раю; это же подтвердилъ при изгнаніи изъ него и расширилъ въ заповѣдяхъ и благословеніяхъ, данныхъ праведному Ною по потопѣ. Устроилъ такъ Богъ для того, чтобы люди, видя въ приготовленіи Имъ для нихъ около ихъ потребной пищи, познавали въ этомъ Божію о нихъ благонопечительность, и вкушали пищу со благодареніемъ. Это благодареніе должно было питать религіозныя чувства къ Богу и въ пунктахъ вѣрованія о Богѣ осіявать ликъ Его чертами свѣтлыми, привлекательными и возбудительными. Такимъ образомъ въ этомъ, самомъ простомъ пови-димому дѣлѣ, снѣденіи пищи, Богъ помѣстилъ самое внушительное, и вмѣстѣ немолчное училище вѣры и благочестія.

потребностью количество, качество и время вкушенія пиши съ цѣлью обезпечить своему тѣлу здоровую бодрость и достаточную крѣпость, а не съ цѣлью получить наслажденіе. Въ этомъ послѣднемъ отношеніи все дѣло сводится собственно къ тому, владѣетъ или нѣтъ человѣкъ своимъ настроеніемъ въ дѣлѣ питанія, т. е. является-ли чувство удовольствія, связанное съ этимъ процессомъ или представленіемъ его,—въ видѣ второстепеннаго, привходящаго элемента,или же оно выступаетъ на первый планъ, вполнѣ и рѣшительно завладѣваетъ вниманіемъ человѣка ‘) 2).

Признавая это послѣднее состояніе человѣка нечѵждымъ страстнаго характера и, какъ таковое, явленіемъ недолжнымъ,

') Ср. Васил. В. Regulac fusius traetatae. Interr. XVI. § 2. T. XXXI, eol. 960В: T. Кассіанъ. De coenob. inst, с. VIII, col. 1223—1224.

■) Въ частности въ подвижнической литературѣ различается нѣсколько видовъ чревоугодія, соотвѣтственно тѣмъ различнымъ способамъ ненормальнаго отношенія человѣка къ принятію пищи, въ которыхъ проявляется потеря или ослабленіе его самообладанія въ отношеніи названнаго акта. Различными писателями аскетами указывалось неодинаковое количество видовъ чревоугодія,—обычно три или два. Такъ I. Кассіанъ допускалъ три вида чревоугодія (triplex natura est gastrimargiae. De eoe-nobior. institut. lib. V, с. XXIII, col. 240B. gastrimargiae genera sunt tria. Collat V, с. XI, eol. 624. Cp .Исаакъ Cup. Aoy. XXVI, oeX. 161—162), тогда какъ авва Дорооей различалъ только два вида этой страсти (Suo yäp eist Smcpopai x%i yaaoptuapyta;. Doctr. XV. c. 2, col. 1789В). Такое различіе обусловливается тѣмъ, что второй имѣлъ въ виду только проявленіе въ человѣкѣ неумѣреннаго чувства наслажденія въ отношеніи количества и качества пищи, тогда какъ первый кромѣ того принималъ во вниманіе также и неурегулированное въ отношеніи времени, несвоевременное принятіе пищи съ цѣлью получить отъ этого наслажденіе.

Вкушеніе монахомъ пищи раньше установленнаго часа (Collat. Joe. cit., со]. 625А -/.atpaO ІТсаакъ Cup. А о-;. XXVI, asX. 164, 166. Cp. A oy. LIV, oeX. 321). которое, слѣдов.. совершалось отдѣльно отъ другихъ, тайно отъ нихъ, называлось по этому послѣднему признаку тайнон,-деніемъ (XaD-potpayia. Ср. Василіи Вел. Sermo de reiiuntiatione saeculi, с. VI. T. XXXI, col. 640В). Стремленіе пасыщаться пищею непремѣнно вкусною, искусно приготовленною и красиво поданпою (ср. Авва Дорооей. Doctr. XV, col. 1789В. Т. Кассіанъ. Collat. V, с. XI, eol. 625А. Вилъ Синайскій.. Narrat. Ill, col. 616АВ) называлось гортанойѣсіемъ (Хаірлруіа. Ср. Авва Дорооей. Doctr. XV, с. 2, col. 1789CD. Климентъ А. Paedagog. lib. II, со). 397А). Въ третьемъ видѣ чревоугодія характеристическимъ признакомъ служитъ неумѣренное, невоздержное употребленіе излишняго количества (ÜTtepßaXl.ou or, яоо6тг({. Исаакъ Сир. Аоу. XXVII, оеХ. 173) пищи, причемъ, въ погонѣ за количественною стороною пищи, можетъ забываться ея качество. (1. Кассіанъ. De coenob. inst. lib. V, с. ХХШ, со). 240BU. Авва Дорооей. Loc. cit., col. 1789С и др.). Ср. Ироф. К. Д. Поповъ. Соч. цит., стр. 197—199

подлежащимъ постепенному ограниченію, православная аске-тнка далека однако отъ того, чтобы предписывать для достиженія этой цѣли какія-либо механическія, насильственныя, внѣшне-принудительныя средства. Достиженіе указаннаго должнаго состоянія фактически совершается въ полной зависимости отъ перваго этико-религіознаго момента, всецѣло нмъ опредѣляясь и обусловлпваясь въ своемъ нормальномъ примѣненіи. Естественное чувство наслажденія, отмѣчающее и сопровождающее собою удовлетвореніе человѣкомъ всякой своей насущной потребности, подъ вліяніемъ религіозно-этическихъ чувствованій, имѣющихъ своимь объектомъ Бога, теряетъ свой грубо-эгоистическій, животно-самодовольный характеръ, облагораживается и одухотворяется.

Въ высшей степени цѣнно и опредѣленно въ данномъ случаѣ ученіе преп. I. Киссіана.

По мысли св. отца, подавленіе страсти чревоугодія состоитъ и проявляется собственно въ томъ, что человѣкъ сознательно принятіе пищи допускаетъ не столько для удовольствія, для пріятности (non tarn jucunditati), сколько уступая непреодолимой потребности тѣла. Аскетическій путь, ведущій къ достиженію такого именно состоянія, характеризуется св. отцомъ, какъ подвигъ собственно ума. состоящій главнымъ образомъ въ размышленіяхъ (meditationibus). А именно—«умъ долженъ быть утонченъ не только постомъ, но и бдѣніемъ и чтеніемъ, и частымъ сокрушеніемъ сердца о томъ, въ чемъ сознаетъ себя прельщеннымъ или побѣжденнымъ,—то сокрушаясь отъ страха пороковъ, то воспламеняясь желаніемъ совершенства и непорочности» (desiderio. perfections et integri-tatis accensa) ') 1 2).

Съ точки зрѣнія раскрытыхъ доселѣ аскетическихъ предпосылокъ вполнѣ допустимымъ и объяснимымъ оказывается и то явленіе, что одинъ человѣкъ можетъ принимать вкусную и хо-

1) . De coenob. instit.ut. L. V, e. XIV, col. 22ÜAB. Препод. Исаакъ Cup. основнымъ источникомъ борьбы съ „возмущеніемъ отъ тѣлеснаго устремленія“ признаетъ „занятіе сердца вѣдѣніемъ“ (Аоу. 1, оеК. 6).

2) Святоотеческимъ духомъ проникнуты и разсужденія по данному вопросу преосв. Ѳеофана. По его словамъ, „наслажденіе естественно сопровождаетъ вкушеніе пріятной пищи; но у тѣхъ, которые принимаютъ ее съ благодарными къ Богу чувствами, наслажденіе теряетъ .характеръ чувственности, одухотворяется и освящается. Когда вкушаютъ брашна, чтобъ насладиться, творя угодіе плоти въ похоти, тогда являются погру-

рошо приготовленную пищу съ полнѣйшимъ самообладаніемъ, не огорчаясь и не испытывая непріятнаго состоянія при замѣнѣ ея значительно худшею, а также и при полномъ—болѣе или менѣе продолжительномъ—лишеніи ея по какому либо случаю, тогда какъ другой—самую скудную пищу принимаетъ съ жадностью, смакуетъ ее,' стараясь извлечь изъ нея какъ можно болѣе наслажденія ‘).

Послѣдній—чревоугодникъ, первый же нѣтъ. По мысли св. Василія В., «страсть чревоугодія обыкновенно обнаруживаетъ свою силу не во множествѣ яствъ, но въ пожеланіи и маломъ вкушеніи» (sv sraiiojita у.аі ac/.pä угбзгі)* 2). Все дѣло здѣсь, слѣдов., именно въ томъ или иномъ психическомъ отношеніи къ физіологическому акту, а не въ этомъ послѣднемъ самомъ но себѣ.

Грѣховное порабощеніе духа плоти въ состояніи страстей чревоугодія и особенно б'луда 3) носитъ въ себѣ, т. обр., сви-

женными въ чувственность; а когда принимаютъ яства, въ удовлетвореніе неизбѣжной потребности, съ благодареніемъ, тогда чувствуютъ сладость,, не дгьлаясь чувственными. Возношеніе при семъ ума и сердца къ Богу дѣлаетъ самую сладость какъ бы отрѣшенною и обезвещественноюѣ Толков. Паст. Посл. (1 Тим. IV, 3), стр. 300 Ср. Толков. Посл. Тит. (1,15), стр. 73 — 74.

’) По выраженію аввы Дорооея, это отношеніе къ пищѣ называется то срауеТѵ 8іі тт,ѵ v]Sovy;v. (Doctr. XV, с. 2. col. 1792А; ср. ibid., col. 1780ВС). Указанное отношеніе къ принятію пищи принадлежитъ собственно ко второму виду чревоугодія и называется гортанобѣсіемъ (Aaipapyia). (Климентъ Александрійскій. Paedag, L. II,* col. 397А. Авва Дорооей. Doctr. XV, с. 2, col. 1789CD Нилъ Синайскій. Liber de monastica exercitatioue,

c. LVIIT. col. 792В).

-) Т. XXXI, col. 640АВ.

3) Эта страсть, занимающая въ спискахъ порочныхъ помысловъ обычно второе мѣсто, называется большею частью -орѵеіа (см., напр., Макарій Е. Homil. XV, с. L., col. 609С. De perfectione in Spiritu. с. V, col. 845A Евагрій Понтійскій, col. 1272А. Нилъ Синайскій. De oratione.

с. ХС, col. 1188А; Его-же. De octo spirititus malitiae., c. Ill, col. 1148C. Ефремъ Сиринъ. Т. Ill, р. 429В. Исаакъ Cup. А оу. LXIX, аеХ. 403. Аоу. 11, аеХ. 12, то лаЯо; TYjt; лорѵЕІа;. Аоу. XXIX, аеХ. 18Г>. Аоу. ХКІІІ, osA. 267); рѣже гг’Эоріа уоѵок.ход. (Аѳан. Алекс. Vita Antonii, col. 872А) ёпНоріа уочаіхеіа (Hietor. Lausiae. с. XXIX, col. 1084В и др.); і) eurccjS-rji Ілі(Ьр.іа (Григорій Нисс. De orat. Dominica. Or. II, col. 1148A) tj ѵ.а-щ -/.оч аіа/рі ёлііЬриа (I. Дамаскинъ. Пвр'і тйѵ ’охтш Tij; reovYjptot; тсѵЕор-сітшѵ. T. XCV, СОІ. 80A); т; £7г.9-о(лія ооѵооаіа» (Бл. Діадахъ. A of. яа-лт,т., с. ХСІХ. (у нроф. К. Д. Попова. Соч. цит., стр. 517; ср. стр. 159—160). У 1. Кассіана она называется fornicatio (Collat. V, с. 2, col. 611; ibid., с. X, col. 622А; De coenob. institut. lib. VI, col. 266), а также stimulus carnis, corporis motum.

дѣтельство, доказательство и залогъ крайняго ослабленія духовной жизни, констатируя именно «болѣзнь развращенной воли» ').

Итакъ, въ страстяхъ плотского характера человѣкъ свою естественную потребность сознательно и свободно обращаетъ въ поводъ и источникъ самоуслажденія, самоугожденія, простирая ее до полнаго извращенія и преобладанія надъ прочими сторонами своей природы, т. е. руководится началомъ грубаго эгоизма, извращеннаго самолюбія (ipiXatma) ').

С. Заринъ.

') I. Кассганъ. Coll. XII, 2.

2) Ср. Максимъ Исповѣдникъ. Сарі . charit. Cent. Ill, §§ 56—57 col. 1033В—С.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.