Научная статья на тему 'Значение страстей в духовной жизни, их сущность и главные моменты развития, по учению святых Отцов аскетов'

Значение страстей в духовной жизни, их сущность и главные моменты развития, по учению святых Отцов аскетов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
87
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение страстей в духовной жизни, их сущность и главные моменты развития, по учению святых Отцов аскетов»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

С.М. Зарин

Значение страстей в духовной жизни, их сущность и главные моменты развития, по учению святых Отцов аскетов

Опубликовано:

Христианское чтение. 1904. № 5. С. 660-669.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

... — ____________________________ьил№л*м*..„...и—.üiv ..........„.#..М-.<Ян..tiMk,.^...ЛМІьЖ—.., „Jufli.illli...шЛКЛаІІк...»..Jkd

#¥” wvm ,т 9 9Щ mW99,,mW9 ■"■ 9ЩЩ "—»»» ' WWШ WW9 ""ІИ •‘ШЧ

-- “--- ---• ““-ж --А ---

----'—"If'f »"•""““"“•ѴЧ'ЧГ*'”.f Чі'“Ѵ.......ff4»"“ firf*“'"........ЧГ'ГЧІ"......f Iff .....ff«.......—■»•НІР'ЧІ—....Ѵ-ЧГ-ЛА»—..."'ЧГЧ

Значеніе статей въ духовной жизни, ихъ сущноеть и главные моменты развитія, по ученію евв. отцовъ-

аекетовъ *).

ІИ.

Анализъ и психологическое опредѣленіе главныхъ моментовъ постепеннаго развитія „страсти“ въ душѣ человѣка. („Прираженіѳ“ или „нри-логъ“—npoafioXrj; „сдруженіе“, „сочетаніе“—зиѵоихц*<к; „сосложеніе“, „соизволеніе“—соухзстаЭгз'.;; „борьба“—-зХт;; „навыкъ“ — г?«; „плѣненіе“ — зІ).|із).шз'.а; „страсть“—

Главные моменты постепеннаго, прогрессивнаго воздѣйствія возникшаго «помысла» на душевное состояніе человѣка обозначаются въ аскетической литературѣ различными техническими терминами. Эти послѣдніе, отличаясь фигуральностью, нелегко переводятся на точный языкъ современныхъ психологическихъ терминовъ. И ото тѣмъ болѣе, что, какъ извѣстно, свв. отцы-подвижники не имѣли обычая излагать свои мысли въ систематической формѣ, а допускали извѣстную свободу въ распредѣленіи п формулировкѣ литературнаго матеріала. Вотъ почему аскетическое ученіе о главныхъ моментахъ развитія въ душѣ страсти приходится не только излагать, но и—въ извѣстномъ смыслѣ—еще предварительно устанавливать въ подробностяхъ и деталяхъ, комментировать.—достигая въ этомъ случаѣ лишь болѣе или менѣе достовѣрныхъ, но не всегда вполнѣ и безу словно безспорныхъ выводовъ ‘).

Свв' отцами-аскетами. у которыхъ данный вопросъ раскрывается наиболѣе опредѣленно, полно и систематично,—главныхъ моментовъ, отмѣчающихъ различныя постепенныя стадіи развитія страсти въ душѣ человѣка, указывается семь *) или шесть * 2 3) *).

Первый толчокъ къ началу того психическаго явленія, которое можетъ окончиться возникновеніемъ въ душѣ страсти, носитъ у аскетовъ обычно имя 4) (переводимое въ

славяно-русской подвижнической письменности словами «при-раженіе» или «прилогъ»). Этимъ терминомъ обозначаемся такое

„Начерт. христ. нравоуч.“, стр. 156—158. Въ высшей степени цѣнныя, хотя еще болѣе краткія, замѣчанія содержатся также въ III томѣ Доброто-любія (Москва. 1888), стр. 459—460, при разъясненіи аскетическихъ терминовъ препод. Филоѳея Синайскаго. Однако это обстоятельство не избавляетъ насъ отъ труда самостоятельнаго анализа указанныхъ терминовъ, такъ какъ преосв. Ѳеофанъ основался главнымъ образомъ на произведеніи названнаго подвижника (см. Начерт., стр. 157), тогда какъ въ интересахъ дѣла важно привлеченіе и другихъ, наиболѣе замѣчательныхъ аскетическихъ писателей. Что касается почтеннаго труда проф. К. Д. Попова „Блаженный Діадохъ“ (V вѣка), епископъ Фотики Древняго Эпира и его творенія. Т. I. Кіевъ. 1903), то здѣсь (стр. 69—82) интересующіе насъ термины разъясняются преимущественно по писанію преподоб. Марка Подвижника, который отступаетъ въ нѣкоторыхъ случаяхъ отъ другихъ писателей-аскетовъ (Іоанна Кассіана, Нила Синайскаго, Ефрема Сир.).

') Ср. Ефремъ Си/ринъ. Т. III, р. 429: itpoeßoXr], auvSeaspo;, кяйо;. -aXyj, аоухатяіКзі?, svspysta, яіуряХшзія.

2) Іоаннъ Лѣствичникъ. Gr. XV col. 896 С—897 В: itpoeßoXVj, аоѵоиязро?, оиуу.ятяЗео'.;, аіур.алшзіа, яяХг,, яаПо?. Въ порядкѣ психологической постепенности перечисляетъ моменты развитія страсти Іоаннъ Лѣствичникъ, тогда какъ у Ефрема Сирина такой даже сравнительной систематичности въ перечисленіи не замѣчается.

3) У другихъ аскетовъ мы находимъ и иную терминологію моментовъ

страсти. Ср., напр.. Налъ Синайскій. De monachorum praestantia, с. III. col. 1064 CD: яізіН;з£<і>; атяхто; 6p|irj, Xoytapd; ёрлаЗ-г;;, ётгіЗерія altsypa, тёрфі;, sovat-veat;, у- хят’ ёѵёругіяѵ ярартіа. Интересно отмѣтить, что всѣ указанные термины не имѣютъ себѣ соотрѣтствія въ названіяхъ различныхъ моментовъ постепеннаго развитія въ душѣ желанія (ßouX^at;),—до того момента, когда оно переходитъ въ дѣло. Вотъ названія этихъ момеитовъ въ томъ видѣ, въ какомъ они перечисляются у св. Іоанна Дамаскина De fide Orthodoxa. L. II, с. XXII, СОІ. 945 AB: ßoüAyjai;, Jr)TT|St; х-яі зу.ёф'.;. ßouXvj yjуоі»ѵ ßouXeuaig, xp:a:;, -(vcäpr,, т:роя''ргаіт Yjyoov 6ppV), yprjat;.

4) Отъ -pooßiXXsw. По своему непосредственному значенію это слово обозначаетъ „дѣйствіе, когда брошенная вещь ударяетъ въ то, на что брошена“ (Е. Ѳеофанъ. Добротол. Т. III, стр. 459. Ср. Pape, lib. cit., S. 739: 7tpoaßoXri=das Ilinzuwerfeu, =fiihren, =briugcn, der Angriff, Umarmung, bes. vom Stürmen der Städte.

представленіе какого-нибудь предмета или дѣйствія, 'соотвѣтствующихъ одной изъ порочныхъ наклонностей природы человѣка,—которое или подъ вліяніемъ внѣшнихъ чувствъ или вслѣдствіе своей связи съ психологической работой памяти и воображенія, по законамъ ассоціаціи, входитъ въ сферу сознанія человѣка ‘) 2). ‘

,’) По словамъ Іоанна Лѣствичника, блаженные опредѣляютъ, что „нрилогъ„есть простое слово (щоѵ фіХоѵ) или образъ (еі-/.оѵя) какого-нибудь предмета, вновь вносимый въ сердце“ (Gr. XV, col. 896). Послѣдними словами обозначается собственно появленіе мысли или представленія о предметѣ въ сферѣ сознательной жизни человѣка. При опредѣленіи даннаго термина намъ приходится считаться съ сильною отрицательною инстанціей, которая уже нашла себѣ выраженіе и защиту въ богословской наукѣ. Мы разумѣемъ категорическое сужденіе по данному вопросу проф; К. Л- Попова, основывающагося на томъ опредѣленіи KpoaßoAVj, которое мы находимъ у прѳп,- Марка Подвижника. По словамъ названнаго ученаго, „подъ прираженіемъ разумѣется произведенное внѣшними или внутри насъ находящимися причинами дѣйствіе на нашу душу, воспринятое ею и вызвавшее въ ней извѣстное движеніе (хіѵ>]рл). Это именно движеніе, въ первоначальномъ своемъ появленіи неопредѣленное, чуждое даже образа (avsiXoAov) вещи, вызвавшей его, и есть собственно прира-женіе. Оно есть впечатлѣніе, чувственное воспріятіе (rpöbjtjn;), ощущеніе (üsihps), свидѣтельствующее о томъ, что нѣчто воздѣйствовало на душу и нашло въ ней соотвѣтствующій отзвукъ. Въ этомъ смыслѣ опредѣляется прираженіе Маркомъ Подвижникомъ. „Прираженіе, говоритъ онъ, есть „безобразное движеніе сердца“. Пері ѵорои пѵеират. «9.. 341, соі. 921). Прираженіе, понимаемое въ обозначенномъ смыслѣ, не есть представленіе,—ибо въ послѣднемъ приражается уже образъ вещи (Маркъ Подвижникъ, соі. 1016 В), не есть и помыслъ (Aoyiapö;), который заимствуетъ изъ прираженія только причину“. Проф. К. Д. Поповъ называетъ прямо неточнымъ вышеприведенное опредѣленіе Іоанна Лѣствичника (Цит. соч., стр. 69—70). Однако съ этимъ мнѣніемъ вполнѣ и безъ существенныхъ оговорокъ согласиться трудно. На одномъ Маркѣ Подвижникѣ основаться, на ученіи его одного строить общій выводъ, невозможно. I. Лѣствичникъ* вѣдь не даромъ же и не голословно ссылается на авторитетъ, „разсудительнѣйшихъ отцовъ“. Необходимо, слѣдовательно, снести его мнѣніе съ ученіемъ другихъ подвижниковъ. И это тѣмъ болѣе, что если поглубже проанализировать ученіе Марка П. и 1. Лѣствичника, то можно съ вѣроятностью опредѣлить причину ихъ разногласія. Маркъ ІІодв. намѣренно или ненамѣренно, примѣнительно къ особенностямъ и цѣлямъ своихъ писаній, суживаетъ объемъ анализируемаго понятія тсроо^о?.). При этомъ опредѣленіе Марка Ііодвижпика само по себѣ, безъ пояснительныхъ дополненій, въ сущности не противорѣчитъ опредѣленію Іоанна Лѣствичника, но входитъ въ него, какъ одинъ изъ существенныхъ моментовъ. I. Лѣствичнихъ беретъ это понятіе въ болѣе широкомъ объемѣ, который не противорѣчитъ опредѣленію Марка Подвижника, но вклю-

Психическій моментъ, обозначаемый терминомъ тгроороХ-ір самъ по себѣ еще ни мало не выражаетъ и не предполагаетъ свободнаго участія человѣка ‘). Появленіе въ сферѣ сознанія человѣка впечатлѣній и представленій очень часто совершается прямо помимо воли человѣка, вопреки его желанію, безъ всякаго его собственнаго свободнаго участія, по закону психологической необходимости 2), поскольку впечатлѣнія отъ внѣшнихъ предметовъ могутъ отличаться принудительностью чцсто внѣшняго непреодолимаго вторженія, а представленія постоянно могутъ возникать по законамъ ассоціаціи 3), дѣйствіе и проявленіе которыхъ иногда трудно контролируются волею 4).

Возникая весьма нерѣдко въ сознаніи человѣка самопроизвольно, раньше движенія его воли (тсро -ѵ> IlsX-r^aioc)s), vtpooßobj само по себѣ—безъ послѣдующихъ психологическихъ осложненій—съ * 614

чаетъ его въ себя, какъ составную часть, поскольку и у перваго даже простое слово (Xd-p; 4аХо;), въ отличіе отъ представленія предмета (etxmv), такъ же, какъ и это послѣднее, одинаково называется xpoußaXrj. Можно предполагать, что какъ чуждое образа впечатлѣніе, такъ и представленіе одинаково, хотя, очевидно, и не всѣми аскетами, включались въ понятіе -poaßoXrp Къ числу такихъ аскетовъ принадлежалъ и Іоаннъ Лѣствичникъ. Интересно сопоставить опредѣленіе этого послѣдняго съ ученіемъ I. Кассіана о способахъ борьбы съ плотскими страстями. По его словамъ, заботящимся о чистотѣ весьма большую пользу доставляетъ то, чтобы они прежде всего удалили отъ себя самые предметы плотскихъ страстей, отъ которыхъ можетъ рождаться для больной души поводъ или воспоминаніе объ этихъ страстяхъ. Чтобы плотская похоть не переходила въ дѣло, необходимо долженъ быть удаленъ и самый предметъ и изображеніе (представленіе—effigies) его; а душѣ, чтобы она не воспринимала его и въ мысли (ne cam vel in cogita-tione. concipiat), весьма полезно внимательное чтеніе Св. Писанія, трез-венная бдительность и удаленіе въ уединеніе. Collatio V, с. IV, соі. 613—

614 А. Ср. Нилъ Синайскій. De mouachorum praestantia, с. Ill col. 1064 Cl), ibid. с. IV, col. 1073 ВС. Исихій: De temperantia et virtute. с. II, col. 1480 D, 1481 AC. Указанныя мѣста и под. подтверждаютъ (хотя и не прямо) большую точность опредѣленія Лѣствичника, по сравненію съ опредѣленіемъ Марка Подвижника.

'•) Cp. Е. Ѳеофанъ. Начерт. христ. нравоуч., стр. 157.

!) Ефремъ Сиринъ. Loe. eit:... oö-/. еср’ѵ;ршѵ ёаті.

") fj -poaffoXr, каіі. оі'тулгр. Маркъ Подвижникъ, соі, 1020 А. .. t-ijv рлѵо-Хоусзтоѵ-zpüoßoA-ijv, öl ѵ я у я а а т tv. yj ѵ oiootpev. ibid, соі. 1017 AB.

:і) Въ аскетической письменности это состояніе обозначается терминомъ ре-гшріачб; ttj; биіѵоіа; (ІІсаакъ Cup. A. LXXI1I, сеХ. 438)—„пареніе мысли“.

4) Иногда человѣкъ прямо не можетъ воспрепятствовать возникновенію нрираженія. Маркъ 11., соі. 1017 В. ...tvjv TtpoeßoXrjV xwXüsat 7( ouvrj-Й£Ѵ-£?.

5) Маржъ Подвижникъ, соі. 1104 В.

46

нравственной стороны должно считаться «невиннымъ» (ävarao;) *) и ни въ какомъ случаѣ не можетъ быть названо грѣхомъ 2), если, конечно, оно не вызывается «блужданіемъ мысли» 3), допущеннымъ сознательно и добровольно.

Для воли -pooßobj является пробнымъ камнемъ, поводомъ къ обнаруженію той или иной ея настроенности, доброй или злой качественной опредѣленности. То или иное отношеніе свободной воли къ irpoaßoXrj обнаруживается, впрочемъ, тотчасъ послѣ появленія его въ сферѣ яснаго сознанія человѣка. Оно обнаруживается собственно въ видѣ того или другого отклика чувства по поводу возникшаго впечатлѣнія или представленія: человѣкъ на вторгшееся въ его сознаніе прираженіе отвѣчаетъ или «ненавистью» или «любовью», т. е. сочувствіемъ или несочувствіемъ 4) къ нему. Отъ того или иного субъективнаго отклика на прираженіе и зависитъ вся дальнѣйшая судьба «помысла»,— оставаться или не оставаться ему долѣе во внутреннемъ мірѣ человѣка. Отсюда важность этого момента въ нравственной жизни 5).

Такимъ образомъ, по ученію подвижниковъ, только появленіе помысла въ сознаніи не зависитъ отъ воли человѣка; но совершенно иная нравственная оцѣнка предполагается ими въ томъ случаѣ, если помыслъ при его появленіи не отвергается, не подавляется, не изгоняется изъ сознанія, но остается въ немъ «Это медленіе въ помыслѣ единичномъ или многосложномъ» 6) въ высшей степени знаменательно и характерно для того человѣка, въ которомъ это явленіе имѣетъ мѣсто. Оно показываетъ, что возникшій помыслъ не случайный, внѣшній, чужеродный элементъ для человѣческой личности,—напротивъ, оно непремѣнно означаетъ, что «помыслъ» находитъ въ природѣ человѣка сродную, подходящую почву, чтб и выражается въ сочувствіи

') Ibid., col. 924.

2) Ibid., col. 1020 А: ...outs ^ npoaßobj ёитіѵ &p.apxia. Ср. Древиій Патерикъ, XXII,is, стр. 482: „прилогъ, оставаясь безъ дѣйствія, не дѣлаетъ неправеднымъ человѣка“.

3) Ср. Исаакъ Сиринъ. A. LXXIII, оеА. 438. Е. Ѳеофанъ. Начерт. христ. нравоуч., стр. 157.

*) Маркъ ІІодв., col. 1024 С. Ср. Е. Ѳеофанъ. То лк. ІІосл. Галат. (VI, 4), стр. 392.

5) Е. Ѳеофанъ. Начерт. христ. нравоуч., стр. 157.

*0 Ibid.

человѣка появившемуся въ немъ помыслу '). Побуждаемое этимъ сочувствіемъ вниманіе человѣка привлекается, какъ бы приковывается къ «помыслу», который,—благодаря такимъ способствующимъ его дальнѣйшему росту, развитію въ душѣ, обстоятельствамъ и условіямъ,—раскрывается въ цѣлую мечтательную картину того или другого характера, заполняя собою постепенно всю сферу сознанія и вытѣсняя изъ него всѣ другія впечатлѣнія и мысли. Человѣкъ, очевидно, потому позволяетъ своему вниманію медлить на помыслѣ, заниматься имъ, что онъ испытываетъ, переживаетъ, благодаря этому, чувство удовольствія. Охарактеризованный пами второй моментъ постепеннаго развитія въ душѣ страсти въ аскетической письменности называется обычно ouvSoaofAQc * 2) («сдруженіе», «сочетаніе») 3). Уже самый филологическій смыслъ термина 4) указываетъ на такую тѣсную связь вниманія съ «помысломъ», на такое исключительное преобладаніе послѣдняго въ сознаніи, что другимъ объектамъ въ немъ прямо не остается мѣста.

Такому филологическому смыслу термина вполнѣ соотвѣтствуетъ и то опредѣленіе, которое даютъ аскеты обозначаемому имъ психологическому моменту. Самое полное опредѣленіе второго момента, принадлежащее св. Ефрему Сирину, отмѣчаетъ въ понятіи oovooaajAo; слѣдующіе признаки: свободное «принятіе помысла» и «какъ бы занятіе имъ и съ удовольствіемъ соединенное собесѣдованіе съ нимъ» (-q svtjSovo; орша)5).

J) Ср. Маркъ ІІодв. De his, qui putant... C. CXIV, col. 948; De baptism, col. 1016 C; ibid., 992B.

2) Ефремъ Cup-, I. Лѣствичникъ Loc. cit. Маркъ Подвижникъ. De lege spiritual!, с. CXLII, col. 921. De baptism. 997 A, C.

Тотъ же самый моментъ называется иногда ор-іХія (Исаакъ Сир. Лоу. LXXIII, аеХ. 438), irpoocptXia (Маркъ П. с. CXL, col. 952, De baptismo, col. 992 В) (Пилъ Синайскій. De monachorum praestantia, col. 1064

C. D.) Е. Ѳеофанъ называетъ его въ одномъ мѣстѣ „сочувствіемъ“ (Толк. Посл. Галат. VI, 4), стр. 392, въ другомъ—„вниманіемъ“ (Начерт. Хр. Нр. стр. 157).

4) S»v5udsp.o; = Verbindung zweier Personen od. Sachen. (Pape, s. 991); „novSuaopö;—содвоеніе—вниманіе сковано предметомъ, такъ что только и есть, что душа да предметъ приразвившійся и ее занявшій“. Доброт.

т. Ш, стр. 459.

5) Ефремъ Сиринъ. Loc. cit. Cp. I. Лѣствичникъ. Loc. cit. Исаакъ Cup. A of. LXXIII, aeA. 438. Лѣствичникъ моментъ удовольствія, наслажденія (ѵгЗзіѵ, £vy]5gvov) относитъ спеціально только къ третьему моменту— оитхятягігаі;, — допуская во второмъ возможность „собесѣдованія“ какъ страстнаго, такъ и безстрастнаго (~о ouA>.a).fjasei... psxä xiüou; 5)4 геаЭ-шт).

46*

Т. е., переводя слова св. Отца на современный психологическій языкъ, можно сказать, что второй моментъ развитія «помысла» состоитъ въ томъ, что вниманіе устанавливается исключительно на возникшемъ впечатлѣніи или представленіи, которое и служитъ толчкомъ или поводомъ къ развитію цѣлой ассоціаціи опредѣляемыхъ имъ—но содержанію и тону—представленій, доставляющихъ человѣку чувство удовольствія (отъ предвкушенія наслажденія предметомъ впечатлѣнія или представленія) *). Чтобы порвать нить этой ассоціаціи, освободить отъ не ясознаніе, и этимъ прекратить испытываемое чувство наслажденія, необходимо отвлеченіе вниманія напряженіемъ воли,—активная и твердая рѣшимость человѣка оттолкнуться отъ картины грѣха и болѣе па ней не останавливаться, къ ней не возвращаться. Но если этого въ дѣйствительности не происходитъ, если активное вниманіе въ этомъ второмъ моментѣ, вмѣсто того, чтобы отвлекаться отъ картинъ грѣха, продолжительно и - съ удовольствіемъ останавливается на іпіхъ и какъ бы соединяется съ ними, то наступаетъ, вслѣдствіе этого, третій моментъ, когда и сама воля все болѣе и болѣе увлекается «помысломъ», склоняется къ нему, такъ что въ результатѣ образуется рѣшимость на самомъ дѣлѣ осуществить то, о чемъ говоритъ «помыслъ» и удовольствіе чего онъ уже съ наслажденіемъ предвкушаетъ. Въ такомъ случаѣ равновѣсіе духовной жизни окончательно нарушается,—вся душа всецѣло отдается «помыслу» и стремится привести его въ исполненіе съ цѣлью пережить наслажденіе еще болѣе интенсивное 2). Отсюда видно, что третій моментъ развитія «помысла» характеризуется склоненіемъ воли къ объекту этого помысла, согласіемъ ея и рѣшимостью отъ пріятныхъ мечтаній перейти къ дѣятельности съ намѣреніемъ реалпзировать свои мечтанія. Слѣдовательно, въ третьемъ моментѣ и .вся воля отдается «помыслу», готова поступить въ его распоряженіе, какъ исполнительница развившихся изъ него мечтаній и плановъ.

Охарактеризованный третій моментъ у свв. аскетовъ назы-

Во всякомъ случаѣ и этотъ подвижникъ, слѣдовательно, не отрицаетъ возможности присутствія также и во второмъ моментѣ элемента наслажденія.

') Нѣкоторые подвижники на этомъ послѣднемъ моментѣ дѣлаютъ особенное удареніе, что они и отмѣчаютъ самымъ наименованіемъ его— тЕр'іл;. Нилъ Синайскій. Loe. cit. Cp. Е. Ѳеофана, который выдѣляетъ „услажденіе“ даже въ слѣдующій третій и отдѣльный моментъ развитія страсти. (Нач. Хр. Нр., стр. 158—159).

-) Ср. /. Лѣствичникъ. Loc. cit... ѵебзоіѵ іѵ-гр.оѵоѵ -?,« 'iaXfjs.

вается обычно аоу/.хтчЯгзі: *) * 2 3) и опредѣляется какъ «изъявленіе согласія на страсть (внушаемую) помысломъ» а) или же какъ «согласіе души съ представившимся (помысломъ), соединенное съ услажденіемъ» (veoatv гѵі]6оѵоѵ TTji ао/т)?, тгро; то ccsOsv yivop.svxjv) 4), при чемъ о его психическомъ существѣ и нравственномъ вмѣненіи замѣчается, что онъ въ этомъ отношеніи «приближается къ дѣлу и, употребляется ему» 5). Такимъ обр., въ третьемъ моментѣ, называемомъ аоуха-айвоі;, человѣкъ дѣлаетъ новый—рѣшительный и важный—шагъ по пути приближенія къ грѣховной страсти, поскольку въ душѣ его именно въ данномъ моментѣ назрѣваетъ волевая рѣшимость достигнуть того или иного употребленія объекта страстнаго помысла, пустивъ въ ходъ съ этою цѣлію всѣ зависящія отъ самого человѣка средства 6 7) '). Слѣдов., въ принципѣ удовлетвореніе

') I. Лѣствичникъ, Ефремъ Сиринъ. Loc. cit. У Нила Синайскаго этотъ терминъ замѣняется синодическимъ ему ouvdwssi;. Loc. cit. Cp. Маркъ Подвижн. De lege spiritual^ с. СХЫ1, col. 921; Dc baptism., col. 997 A, C.

2) Этотъ терминъ означаетъ собственно въ классическомъ словоупотребленіи: „согласіе“, „одобреніе“ (Ср. Tape. Lib. cit. s. 946. Zustimmung, Beifall). То же означаетъ и suvaivsai? (Ср. ibid., s. 979). Въ русской патри-стической переводной литературѣ онъ передается словами: „сосложеніе“ (буквально филологически) и „соизволеніе“; suW.vsot; же переводится чаще словомъ „одобреніе“.

3) Ефремъ Cup. Т. ІД, р. 429F.

4) I. Лѣствичникъ, col. 896.

6) Ефремъ Сиринъ, loc. cit.

6) Ср. Е. Ѳеофанъ. Начерт. хр. нравоуч., стр. 159.

7) Съ этой точки зрѣнія, строго анализируя всѣ относящіяся къ дѣлу данныя, мы не можемъ вполнѣ согласиться съ почтеннѣйшимъ ученымъ проф. К. Д. Поповымъ, который не находитъ возможнымъ провести какую-либо замѣтную грань между auvouaepöj и auyxarifteat; и сливаетъ ихъ до неразличимости въ отношеніи обозначаемаго ими этико-психическаго содержанія. „Іоаннъ Лѣствичникъ, говоритъ онъ, дѣлаетъ различіе между a'jvSuaapö; и аиухатяЭеоіс... Неправильность и искусственность этого различенія видны уже изъ того, что какъ въ понятіи о сочетаніи, такъ и' о сосложеніи утверждается одно и то же,-—склоненіе души къ тому, что привносится прираженіемъ... И дѣйствительно зиуха-сяЗ-еоі; и <juv5uaapös— слова синонимическія какъ по своему значенію, такъ и по употребленію ихъ въ твореніяхъ болѣе древнихъ аскетическихъ писателей; сими словами обозначается одинъ и тотъ же психическій актъ: согласіе души (чувства, воли и разсудка) на принятіе прираженія (Соч. цит., стр. 80). По этому поводу слѣдуетъ однако сказать, что, будучи дѣйствительно синонимическими и означая, слѣдовательно, въ общемъ одно и то же, названные термины могутъ выражать, какъ и дѣйствительно выражаютъ,

страсти рѣшено, грѣхъ въ намѣреніи уже совершенъ. Остается только соотвѣтственное «производство дѣла», фактическое удовлетвореніе возникшаго и созрѣвшаго страстнаго грѣховнаго желанія—ivepysia * *), 7) улЕ svepystav арлртія 2).

Но при этомъ, прежде чѣмъ состоялось окончательное рѣшеніе человѣка перейти къ этому послѣднему моменту, а также иногда даже и послѣ такого рѣшенія,—человѣкъ въ нѣкоторыхъ случаяхъ наблюдаетъ въ себѣ н переживаетъ отцѣ борьбу (тгоілу) между страстнымъ влеченіемъ къ извѣстному объекту, съ одной стороны, и противоположными добрыми влеченіями и наклонностями своей природы, своими разумно-нравственными убѣжденіями,—съ другой. Впрочемъ, послѣдній психическій моментъ неустойчиваго колебанія воли между противоположными съ нравственной точки зрѣнія влеченіями имѣетъ мѣсто, къ сожалѣнію, далеко не всегда, а лишь въ тѣхъ, сравнительно благопріятныхъ-, случаяхъ, когда въ душѣ еще не успѣлъ образоваться «навыкъ» (ІЫ) къ помыслу, такъ что грѣховная склонность еще не проникла глубоко въ природу человѣка, не сдѣлалась свойствомъ, постояннымъ качествомъ его характера, привычною стихіею его настроенія, когда человѣкъ, вслѣдствіе этого, постоянно думаетъ и мечтаетъ о предметѣ страстнаго позыва (аоѵг/щ p-eXs-T] ххі ухѵтха(а), короче,—КОГДЯ въ душѣ еще не образовалась вполнѣ и окончательно страсть (тохйо;), въ узкомъ и спеціальномъ смыслѣ этого слова я). Въ этомъ послѣднемъ случаѣ страстное желаніе бываетъ настолько

различные оттѣнки,—въ данномъ случаѣ именно постепенное склоненіе къ „помыслу“ различныхъ сторонъ души, различныхъ душевныхъ способностей. Между тѣмъ въ этомъ тонкомъ, детальномъ анализѣ постепеннаго прогрессивнаго роста страсти въ душѣ и лежитъ собственно центръ тяжести аскетическихъ опредѣленій различныхъ моментовъ развитія „помысла“, обозначаемыхъ поэтому синонимическими, но все же не тожественными вполнѣ терминами. При этомъ, что въ особенности важно, различаетъ анализируемые термины не одинъ I. Лѣствичникъ, но также, напр., и Ефремъ Сиринъ, который даже раздѣляетъ ихъ двумя промежуточными терминами (Loc. cit), Нилъ Синайскій, который, впрочемъ, замѣняетъ ихъ, какъ сказано, другими (тврфі?, ouvaiveats). Loc. cit. Различаетъ ихъ и преосв. Ѳеофанъ, безспорно тонкій и глубокій знатокъ аскетической святоотеческой письменности (Доброт. III, стр. 459):

*) Ефремъ Сир., р. 429 F. У I. Лѣствичника названный моментъ не выдѣляется explicite, но, очевидно, предполагается. Loc. cit.

2) Нилъ Синайскій. Loc. cit.

3) Ефремъ Cup., I. Лѣствичникъ. Ср. Григорій Б. Carminum lib. I;

l’heologica. T. XXXVII, col. 955: |хіч ion -oidtrj; тц qip-ovo;.

интенсивно, влеченіе къ извѣстному объекту настолько сильно, что воля человѣка или совсѣмъ безъ борьбы или же почти безъ борьбы, бурно, стремительно, охотно отдается дѣлу удовлетворенія страсти, утрачивая нормативно обязательную для человѣка господственную, руководящую и контролирующую власть волевой способности надъ отдѣльными влеченіями и потребностями человѣческой природы. Слѣдов., здѣсь уже не воля господствуетъ надъ страстнымъ влеченіемъ, а это послѣднее надъ волею, насильственно увлекая всю душу въ сторону предмета страсти, заставляя всю ея мыслительную и активную энергію сосредоточиться около этого послѣдняго. Такое этикопсихическое состояніе называется плѣненіемъ (аі/раХсооіа) '). Въ этомъ моментѣ страсть является въ своемъ полномъ развитіи и рѣшительномъ обнаруженіи, какъ состояніе души совершенно окрѣпшее, раскрывшее всю свою энергію, дошедшее до пес plus ultra.

С. Заринъ.

') Ефремъ Cup., I. Лествичникъ. Іос. eit. Ср. Авва Дороѳей. Doctr. XI, с. 3, col. 1737 С. Исаакъ Cup. Аод. V, osX. 29 Apophthegm. Patrum, col. 197 (cp. Verba Seioorum, lib. XI, § 12, col. 934'b).

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.