Научная статья на тему 'АСЕАН - региональное сотрудничество в борьбе с терроризмом'

АСЕАН - региональное сотрудничество в борьбе с терроризмом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
902
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСЕАН / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ТЕРРОРИЗМ / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА / ASEAN / SOUTH EAST ASIA / TERRORISM / COUNTER-TERRORISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рогожина Наталия Григорьевна

В статье отмечается, что угроза терроризма в ЮВА сохраняется и носит транснациональный характер, что актуализирует задачу по координации национальных контртеррористических действий и расширению регионального сотрудничества. Её решение возлагается на АСЕАН. Сможет ли АСЕАН справиться с ее выполнением, зависит от целого ряда факторов, осложняющих взаимодействие между странами в борьбе с терроризмом на региональном уровне. И как следствие этого отсутствие возможности для гармонизации национальных контртеррористических стратегий. В то же время в последние два года наметилась положительные сдвиги в сближении позиций сторон в борьбе с терроризмом, что создало основу для формирования и реализации совместных программ, которые призваны повысить эффективность контртеррористической политики стран Юго-Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASEAN - Regional Cooperation in the Fight against Terrorism

The author notes that the threat of terrorism in Southeast Asia remains and becomes transnational in nature, which actualizes the task of coordinating national counter-terrorism actions and expanding regional cooperation. Its solution vest on ASEAN. Whether ASEAN can cope with its implementation depends on a number of factors complicating the interaction between countries in the fight against terrorism at the regional level. And as a result of this, there is no opportunity to harmonize national counter-terrorism strategies. At the same time, over the past two years, there have been positive changes in the rapprochement of the parties in the fight against terrorism, which have created the basis for the formation and implementation of joint programs that are designed to increase the effectiveness of the counter-terrorism policy of the countries of South-East Asia.

Текст научной работы на тему «АСЕАН - региональное сотрудничество в борьбе с терроризмом»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том I, № 1 (42), 2019_

© Рогожина Н.Г.

ИМЭМО РАН

АСЕАН - РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО в БОРЬБЕ с ТЕРРОРИЗМОМ

Угроза терроризма в регионе сохраняется. Подтверждением этому служат следующие факты: захват боевиками ИГИЛ в 2017 г. Марави, расположенного на острове Минданао на юге Филиппин и сохраняющаяся там опасность активизации их сторонников; серия терактов в г. Сурабая в Индонезии в мае 2018 г. Министр обороны Индонезии Рямизард Рякуда считает, что сегодня приходится иметь дело с террористами «третьего поколения» - боевиками ИГИЛ, возвратившимися на родину. И они, по его мнению, могут спровоцировать широкомасштабный кризис в регионе и повлиять на региональную безопасность в ближайшей перспективе. Угроза исходит от террористических групп, которые будут действовать на всем региональном пространстве, координируя свою деятельность и распространяя экстремистскую идеологию on-line. То, что терроризм в регионе имеет сегодня транснациональный характер, ставит перед странами ЮВА новые задачи.

Министр обороны Индонезии выделил две ключевые проблемы, на которые необходимо сконцентрировать внимание. Первая -это боевики ИГИЛ, которые прошли военную подготовку и получили навыки осуществления террористических атак. Они идеологически мотивированы и имеют доступ к международным террористическим сетям,

Вторая проблема - распространение идеологического влияния ИГИЛ. Пример - серия скоординированных террористических атак в Сурабая в мае 2018 г., в осуществлении которых приняли участие целые семьи, в том числе женщины и дети. Это - новое явление, с которым ранее не приходилось сталкиваться, и свидетельство того, что терроризм в регионе вступил в новую фазу своего развития.

Появление транснационального терроризма актуализирует задачу по укреплению регионального сотрудничества в борьбе с ним. То, что это необходимо, признается всеми странами АСЕАН и ещё раз было ими подтверждено на встречи министров обороны в октябре 2018 г. Но одно дело декларация о намерениях, другое - реальные действия.

В связи с этим правомерно задаться вопросом, может ли АСЕАН как организация регионального взаимодействия активно противодействовать угрозе терроризма?

Наличие необходимой правовой базы и организационной структуры позволяет говорить о том, что АСЕАН способна справиться с этой задачей. В 2001 г. была принята Декларация стран АСЕАН по осуществлению совместных действий в борьбе с терроризмом, в 2007 г. - Конвенция АСЕАН по борьбе с терроризмом (АССТ), а в 2009 - план совместных действий. по борьбе с терроризмом. В 2002 г. была проведена первая встреча министров обороны стран АСЕАН по проблеме терроризма, а с 2015 г. прободного рода мероприятии стали носить регулярный характер.

В то же время факты говорят о том, что АСЕАН как региональный институт до последнего времени реагировал пассивно на угрозу транснационального терроризма. Деятельность организации по ее предотвращению сводилась в основном к проведению встреч и принятию заявлений о намерении налаживать контртеррористическое сотрудничество, что однако не сопровождалось осуществлением конкретных мер с учетом новой ситуации. Роль АСЕАН в борьбе с терроризмом ограничивалась включением этой проблематики в повестку регионального взаимодействия1.

Можно выделить ряд факторов, мешающих налаживанию реального контртеррористического взаимодействия между странами.

Медлительность и бюрократические проволочки в реализации согласованных решений. Хотя ещё в 2007 г. была принята региональная Конвенция по борьбе с терроризмом, призванная стать основой для координаций национальных действий, однако процесс её ратификации завершился только в 2013 г. Хотя ее принятие, бесспорно, является шагом вперед в укреплении регионального контртеррористического сотрудничества, однако отсутствие в этом правовом документе механизма контроля за его выполнением, снижает эффективность его применения на практике. По оценкам Контртеррористического комитета при Совете Безопасности Организации Объединенных Наций (2016 г.), Конвенция АСЕАН по борьбе с терроризм 2007 г. и соответствующий План действий 2009 г. не были в полной мере реализованы2.

Затягивание с вступлением в силу этой конвенции - следствие основополагающего принципа действия АСЕАН - невмешательство во внутренние дела стран, участниц организации3. Отсюда и доминирование «мягкого права»4 в формировании законодательной

основы регионального сотрудничества в борьбе с терроризмом, что исключает возможность оказания давления на участников этого процесса.

Асеановский способ принятия решений, основанный на консенсусе, означает одно - открытое вмешательство в дела соседнего государства, даже если там возникает угроза для собственной безопасности, исключено. Борьба с терроризмом считается внутренней проблемой. А это означает, что оказание помощи соседнему государству возможно только по его просьбе5. АСЕАНовский принцип невмешательства во внутренние дела другого государства применительно к сфере борьбы с терроризмом сегодня подвергается все большей критике6. Заложенное в нем признание приоритетной роли национального государства в осуществлении этой деятельности противоречит выполнению задачи по предотвращению угрозы транснационального терроризма.

Мешают координации действий и существующие между странами различия в подходах к борьбе с терроризмом. Эти различия проявляются как на законодательном уровне, так и в тактике проведения контртеррористических операций. И как следствие этого - отсутствие возможности для гармонизации национальных контртеррористических стратегий.

Осложняет региональное сотрудничество и сохраняющиеся пограничные споры между Малайзией и Филиппинами, взаимное недоверие к действиям полицейских по обе стороны границы, что облегчает свободное перемещение боевиков, оружия и наличных средств между странами. И главное, в АСЕАН до последнего времени не обращали должного внимания на осуществления превентивных мер.

Ко времени появления реальной угрозы распространения транснационального терроризма в АСЕАН отсутствовала разработанная региональная контртеррористическая стратегия. Поэтому к скоординированному ответу на новый вызов терроризма она как региональная организация взаимодействия оказалась неподготовленной. АСЕАН не смогла стать доминирующей силой в координации национальных политик в сфере борьбы с терроризмом. Взаимодействие между странами осуществлялось как правило, на двухсторонней основе.

Захват г. Марави боевиками ИГИЛ в мае 2017 г. послужил катализатором роста заинтересованности стран АСЕАН в координации контртеррористических действий, убедив их в том, что в оди-

ночку справиться с новым поколением исламских экстремистов невозможно. Власти Филиппин открыто признали, что не способны самостоятельно решить проблему активизации терроризма. И ответная реакция стран АСЕАН последовала незамедлительно: они выразили готовность оказать Филиппинам гуманитарную и другую помощь в противодействии угрозе транснационального терроризма. Сингапур, например, предложил предоставить дроны для сбора информации и осуществления наблюдения за захваченной террористами территорией, а также содействие в подготовке военнослужащих для проведения военных операций в городских условиях. В Сингапуре для этих целей создана специальная тренировочная база.

Уже в июне 2017 г. в Маниле, столице Филиппин, встретились руководили министерств иностранных дел, обороны и полиции для обсуждения вопроса, как противодействовать росту терроризма в регионе. Участники встречи пришли к согласованному мнению о необходимости укрепления взаимодействия в искоренении причин экстремизма, включая такие проблемы как бедность, наркотики, преступность и социальная несправедливость. Страны договорились о налаживании сотрудничества в сфере обмена информацией и разведывательными данными между службами безопасности и о необходимости обновления и реализации всех имеющихся соглашений, касающихся борьбы с терроризмом и насильственным экстремизмом, с целью проведения сопоставительного анализа национальных законов о борьбе с терроризмом для усиления правовой базы контртерроризма.

По мнению Б. Мендоза, президента Института мира и исследований в области терроризма и насилия на Филиппинах, ответом на угрозу транснационального терроризма должно стать укрепление взаимодействия не только в сфере разведки, но и в проведении совместных операций. Однако коллективное использование военных частей может «задеть за живое» основополагающий принцип АСЕАН - невмешательство во внутренние дела другого государства7.

Для налаживания взаимодействия между странами в борьбе с терроризмом стали активно использоваться такие платформы АСЕАН как встречи министров обороны (ADM) и министерские встречи по проблеме транснациональной преступности (AMMTC). Был принят обновленный Всеобъемлющий план действий АСЕАН по борьбе с терроризмом и создана новая переговорная площадка -

Специальная встреча министров стран АСЕАН по проблеме роста радикализма и воинствующего экстремизма (SAMMRRVE).

И в отличие от прошлых лет страны, входящие в эту региональную организацию, перешли от деклараций о намерениях к осуществлению конкретных инициатив по созданию новой архитектуры безопасности в борьбе с угрозой терроризма в регионе.

Первым шагом в этом направлении стало проведение совместного с участием представителей Малайзии, Индонезии и Филиппин патрулирования пограничных морских территорий в целях предотвращения распространения вооруженного конфликта (лето 2017 г.). А с октября 2017 г. в зону совместного патрулировании вошло и воздушное пространство. Было заключено соответствующее соглашение о сотрудничестве. В качестве наблюдателей были приглашены Сингапур и Бруней.

Однако, как заметил министр обороны Сингапура Н Эн Хэнь, «совместное патрулирование - хорошее начало. Но мы отдаем себе отчет в том, что предстоит еще много сделать. Обмен информацией

о

и разведывательными данными - сфера особого приоритета» . Сингапур предложил воспользоваться своим центром обработки данных для облегчения процесса обмена информацией.

На пятой встрече министров обороны стран АСЕАН со своими партнерами по диалогу в октябре 2018 г. была достигнута договоренность об укреплении сотрудничества в борьбе с терроризмом, что включает следующие направления - обмен информацией, разведывательными данными, опытом, персоналом, ресурсами, осуществление подготовки кадров. При этом главное внимание, по мнению министра обороны Индонезии Рямизарда Рякуда, следует уделять созданию действенной платформы по обмену разведданными с тем, чтобы вычислять боевиков, определять наличие их лагерей, отслеживать их информационные каналы.

Конкретные действия в этом направлении уже осуществляются. По инициативе Индонезии запущена программа под названием «Наши глаза». Её цель - институализировать механизм обмена разведывательными данными.

Сингапур вышел с инициативой создания новой региональной платформы 3R (Resilience, Response and Recovery - Устойчивость, Ответ и Восстановление). Её задача - стимулировать осуществление региональных действий с целью оптимизации ресурсов и повышения качества работы по трем направлениям: предотвращение террористической деятельности, укрепление и наращивание нацио-

нального контртеррористического потенциала, восстановление после террористической атаки. Подчеркивается необходимость дальнейшего расширения сотрудничества в практической плоскости. Программа 3R направлена на создание механизма устойчивости региона к угрозе терроризма путем обмена информацией и противодействия распространению экстремистских взглядов. Повысить способность АСЕАН к ответным действиям предполагается за счет укрепления институциональной основы борьбы с терроризмом на национальном уроне и проведения совместных операций в том числе и после теракта, что также становится сферой регионального взаимодействия9.

Борьба с терроризмом в ЮВА сегодня направлена не только на пресечение деятельности террористических ячеек, но и на предотвращение распространения исламской радикальной идеологии. в основном посредством использования коммуникационных технологий. Стоит признать, что пока АСЕАН проигрывает ИГИЛ в проведении пропагандистской и агитационной кампании в on-line.

Некоторые меры в этом направлении уже предпринимаются. Определенный опыт в осуществлении контрпропаганды и перевоспитании радикально настроенных мусульман имеется. Уже несколько лет функционирует Региональный центр ЮВА по контртерроризму (Regional Centre for Counter Terrorism (SEARCCT), который в основном занят обучением населения, подготовкой персонала, проведением исследований, использованием киберпростран-ства для дерадикализации мусульман.

Сейчас в Малайзии запущена новая программа RDC3 - Региональный цифровой коммуникационный центр по контрпропаганде (Regional Digital Counter-Messaging Communication Centre). Он в основном использует материалы, подготовленные Департаментом развития ислама в Малайзии.

В Сингапуре образована новая структура - Группа религиозной реабилитация (Religious Rehabilitation Group -RRG), которая ведет активную борьбу с распространением исламистских радикальных настроений в обществе на низовом уровне посредством оказания консалтинговых услуг, распространения литературы, подготовленной исламоведами, проведением конференций и социально-ориентированных программ10.

Вопрос в том, достаточно ли эффективны эти программы и платформы для противостояния влиянию радикальной исламистской идеологии. Согласно опросу общественного мнения, прове-

денного среди студентов университетов в Малайзии, каждый пятый из реципиентов (21%) считает, что терроризм является эффективной стратегией для достижения цели. По мнению 7% студентов, терроризм не является незаконным и неэтичным действием. Хотя эта цифра незначительная, тем не менее этих 7% молодых людей могут создать большие проблемы государству. Большинство выпускников малазийских университетов (65,34%1;) причисляют себя к объектам экстремистской пропаганды. Большая часть из них считает для себя возможным перейти от экстремистских радикальных взглядов к совершению террористического акта11.

Сегодня многие эксперты по контртерроризму приходят к мнению, что для противодействия воинствующему экстремизму необходимо задействовать такие инструменты влияния на молодежь как повышение уровня ее образования и обучение ее компьютерной грамотности. Именно эта группа населения крайне уязвима к восприятию экстремистской идеологии.

Страны АСЕАН отличаются между собой по своим возможностям (законодательным, институциональным, оперативно-тактическим) противодействовать угрозе распространения терроризма. Задача, стоящая сегодня перед ними - выявить свои слабые звенья и извлечь для себя уроки из удачного опыта других стран. Именно эту цель и преследовал проведенный в Сингапуре в октябре 2018 г. региональный симпозиум по борьбе с терроризмом с участием представителей экспертного сообщества и силовых ведомств.

Несмотря на очевидную необходимость расширения регионального сотрудничества в рамках АСЕАН по предотвращению угрозы транснационального терроризма, основная ответственность лежит на самих странах, а региональное взаимодействие призвано лишь помочь им в этой деятельности.

1 Tan See Seng and Hitoshi Nasu. "ASEAN and the Development of Counter-Terrorism Law and Policy In Southeast Asia // UNSWLaw Journal, Vol. 39 No.3 (2016):pp.1219-1238.

Marguerite Borelli. ASEAN Counter-terrorism Weaknesses //Counter Terrorist Trends and Analyses. Issue 9, September 2017. Р.16.

3

Benedetta Di Matteo. ASEAN's anti-terror coordination problem. October 16, 2017. Available at https://globalriskinsights.com/2017/10/asean-anti-terror-coordination-problem/ (дата обращения 25.03 2019).

4 Tan See Seng and Hitoshi Nasu. "ASEAN and the Development of Counter-Terrorism Law and Policy In Southeast Asia // UNSWLaw Journal, Vol. 39 No.3 (2016) Р.1220.

5 Marguerite Borelli. ASEAN Counter-terrorism Weaknesses -//Counter Terrorist Trends and Analyses. Volume 9, Issue 9, September 2017. P.14

6Aya Lowe. Time for ASEAN to unite against the threat of homegrown terrorism? 4 Aug 2017. Available at https://www.channelnewsasia.com/news/asia/time-for-asean-to-unite-against-the-threat-of-homegrown-9089272 (дата обращения 15.13.2019)

Aya Lowe. Time for ASEAN to unite against the threat of homegrown terrorism? 4 Aug 2017. Available at https://www.channelnewsasia.com/news/asia/time-for-asean-to-unite-against-the-threat-of-homegrown-9089272 (дата обращения 15. 03. 2019).

Chen Zixian. "Greater ASEAN-US cooperation in counter-terrorism, maritime security & disaster relief." CyberPioneer, Singaporean Ministry of Defence. October 2, 2016. Available at

https://www.mindef.gov.sg/imindef/resourcelibrary/cyberpioneer/topics/articles/ne ws/2016/oct/02oct 16_news.html

9 Rohan Gunaratna. Counterterrorism: ASEAN Militaries' Growing Role. RSIS commentary No. 042 - 13 March 2018.

10 See Religious Rehabilitation Group (RRG). Available at https://www.rrg.sg/about-rrg (дата обращения 15. 03. 2019).

11 1 in 5 Malaysian undergrads finds terrorism an effective tool for achieving objectives: Survey July 27, 2018 Available at https://www.straitstimes.com/asia/se-asia/1-in-5-malaysian-undergrads-feels-terrorism-an-effective-tool-for-achieving-objectives (дата обращения 15. 03. 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.