Научная статья на тему 'Роль сша в контртеррористической деятельности в странах ЮВА'

Роль сша в контртеррористической деятельности в странах ЮВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
580
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГИЛ / США / ЮВА / TERRORISM / ANTITERRORIST ACTIVITIES / ISIS / THE USA / SOUTH-EAST ASIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рогожина Наталия Григорьевна

В статье анализируются причины интереса США к взаимодействию со странами ЮВА в антитеррористической деятельности в рамках провозглашенной глобальной борьбы с терроризмом, в которой странам региона была отведена роль «второго фронта». Подобное сотрудничество, по мнению автора, позволило США укрепить свое военное и дипломатическое влияние в регионе, а странам ЮВА извлечь из этого политические и экономические преимущества. Однако с появлением ИГИЛ позиции США и стран ЮВА в борьбе с международным терроризмом изменились: контртеррористический интерес США к региону снизился, а страны ЮВА предпочитают бороться с влиянием ИГИЛ на местном уровне, используя мягкую силу, и отказываются участвовать в международной коалиции, возглавляемой США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the USA in counterterrorist activity in the Southeast Asian countries

The article explains the interest of the USA to expand cooperation with South-East Asia in the sphere of counterterrorism in the context of proclaimed global war on terrorism in which the region has assumed the role of the “second front”. The author concludes that such form of coordination permits the USA to strengthen its military and diplomatic presence in the region, while the countries of South-East Asia could derive economic, political and security benefits. Nevertheless with the emergence of ISIS the position of the USA and South-East Asian countries towards global war on terrorism has changed: the counterterrorism interest of the USA towards South-East Asia has decreased while the countries of the region prefer to neutralize the influence if ISIS on local level by using soft power and deny to participate in antiterrorist collation led by the USA.

Текст научной работы на тему «Роль сша в контртеррористической деятельности в странах ЮВА»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXIX (№ 29, 2015)_

© Рогожина Н.Г.

ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова

РОЛЬ США в КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в СТРАНАХ ЮВА

После теракта 11 сентября 2001 г. США стали активно взаимодействовать со странами Юго-Восточной Азии в противодействии угрозе терроризма в рамках проводимой с 2003 г. стратегии глобальной борьбы с терроризмом. Юго-Восточной Азии отводилась роль второго фронта в этой битве1, исходя из национальных интересов США - предотвращать любые попытки терактов, угрожающих безопасности страны и её граждан.

Подобная позиция США в отношении ЮВА исходила из следующего:

1) в регионе действуют террористические группировки исламистского толка, связанные с Аль-Каидой и финансируемые ею;

2) их действия направлены не только на свержение демократических режимов и установление власти халифата в регионе, но и против «внешнего врага» - США и их союзников;

3) Юго-Восточная уязвима к распространению терроризма из-за сочетания таких факторов, как наличие многочисленного мусульманского населения, на долю которого приходится 25% мусульман мира, активность сепаратистских движений исламистского толка, слабый контроль над границами, облегчающий межнациональное взаимодействие террористических организаций, неэффективная работа контртеррористических служб.

В силу этих причин Юго-Восточная Азия была названа американскими экспертами питательной средой для активизации действий террористов2.

Таким образом США рассчитывали на поддержку стран ЮВА в борьбе с мировым терроризмом, которая для Америки имела и экономическую составляющую. США являются крупнейшим инвестором в экономику стран региона3 и поэтому заинтересованы в поддержании их стабильного развития и сни-

жении риска деятельности своих компаний. К тому же просчитывалась и возможность прихода к власти в некоторых странах ЮВА радикально настроенных исламистов, что могло бы иметь необратимые экономические последствия глобального масштаба в случае осложнения транзита энергоресурсов в страны Восточной Азии через Малаккский и Ломбокский проливы.

Глобальная война против терроризма, объявленная США, поставила страны ЮВА в достаточно сложное положение. Они вынуждены были балансировать между необходимостью сотрудничать с самым влиятельным политическим игроком на международной арене в вопросе, который имел для них разную степень приоритетности. Им приходилось проявлять осторожность, учитывая антиамериканские настроения в мусульманском обществе, часть которого высказывала открытое недовольство проводимой США военной политикой на Ближнем Востоке и Афганистане и воспринимала антитеррористические действия США как попытку ослабить ислам. Это предопределило и разные формы сотрудничества с США, исходя из оценок «плюсов» и «минусов» подобных действий.

Тем не менее, ни одна страна ЮВА, имевшая проблемы с терроризмом, не отказалась от взаимодействия с США. И не только по причине получения от них содействия в противодействии этой угрозы, а в значительной степени по экономическим и геополитическим соображениям - в стремлении укрепить экономические связи с Америкой и использовать её для сохранения баланса сил в регионе.

А США, в свою очередь, исходя из потенциала террористической опасности, выбрали для себя приоритетными объектами взаимодействия - Индонезию и Филиппины. В Индонезии внимание сосредоточено на укреплении институциональной основы борьбы с терроризмом, учитывая наличие там террористических группировок, связанных с Аль-Каидой, планировавших и осуществивших ряд крупных терактов с большим числом жертв. При финансовой и логистической поддержке США в 2003 г. после теракта на острове Бали, организованном террористической организацией Джемаа Исламия, было создано специальное контртеррористическое подразделение поли-

ции Special Detachment 88, которое провело успешные операции по разгрому террористических группировок на Центральной Яве. На его деятельность США ежегодно выделяют 40 млн. долл. и, судя по итогам встречи Б.Обамы с Дж. Видодо в октябре 2015 г., намерены и впредь сотрудничать с Индонезией в подавлении терроризма4 в рамках американской Программы по оказанию содействия в борьбе с терроризмом, по каналам которой осуществляется как финансовая, так и техническая помощь и обмен разведданными.

На Филиппинах была выбрана другая форма контртеррористического взаимодействия. Там, в отличие от Индонезии, ответственность за борьбу с террористическими и сепаратистскими группировками, действующими на юге страны (Абу Сайяф, Исламский освободительный фронт моро), была возложена на армию. В рамках укрепления военного сотрудничества между странами было сформировано подразделение совместных сил быстрого реагирования, в состав которого входило 1200 американских солдат.

Это было одно из десятков подразделений подобного рода, разбросанных в разных частях мира, которые выполняли задачу по предупреждению нанесения террористических ударов по США путем подавления местных террористических группировок. Их миссия заключалась в оказании содействия филиппинским войскам, но ограничивалась предоставлением консультативных и разведочных услуг (военное обучение филиппинских солдат, сбор разведывательной информации и осуществление наблюдения за деятельностью террористов, включая использование беспилотных аппаратов). Эти ограничения были связаны с ростом общественного недовольства присутствием в стране американских войск.

В дополнение к получению военной помощи от США за свое присоединение к глобальной борьбе с терроризмом Филиппины, которые первыми из стран ЮВА поддержали антитеррористическую политику США, были вознаграждены не только ежегодным бонусом в размере 100 млн. долл. на проведение контртеррористических операций, но и экономическими и торговыми дивидендами - получили внушительный пакет

коммерческих кредитов, снижение торговых тарифов, списание долгов в общей сложности на 1 млрд. долл.5

Однако устоявшаяся форма контртеррористического партнерства между США и Филиппинами с 2015 года изменилась, отражая их новые приоритеты в сфере безопасности -Ближний Восток и Южно-Китайское море. Поэтому США и приняли решение о свертывании своих операций по оказанию военной помощи Филиппинам в борьбе с терроризмом (число американских военнослужащих сократилось до десяти советников). Официально это объяснялось достигнутыми Филиппинами успехами в этой сфере6 (вопреки данным о росте терактов, совершенных Абу Сайяф)7 и изменениями в контртеррористической стратегии Филиппин с преимущественной опорой на силы полиции.

В отношении своего другого главного вне НАТО союзника - Таиланда США изначально признали невозможным свое прямое участие в подавлении террористических группировок, действующих на мусульманском юге страны, поскольку считали, что это может превратить Таиланд в еще один международный фронт террористической войны8. К тому же, в отличие от Индонезии и Филиппин, экстремистские организации в Таиланде не имели связей с международным террористическими группировками.

И тем не менее США, которые традиционно рассматривали Таиланд в качестве своего главного форпоста в ЮВА, считали долгом оказание ему содействия в борьбе с терроризмом в рамках созданного еще в 2001 г. совместного контртеррористического разведывательного центра и военно-технического сотрудничества. Последнее обеспечивалось путем экспорта вооружения и обучения военного персонала.

Хотя США приостановили оказание Таиланду военной помощи в ответ на совершенный в мае 2014 г. военный переворот, данных о том, как это отразилось на контртеррористическом сотрудничестве, нет. Таиланд по-прежнему участвует в Американской программе содействия по борьбе с терроризмом (Anti-Terrorism Assistance Program (ATA) с ориентацией на укрепление и совершенствование институциональной основы противодействия угрозе терроризма в стране.

Что касается Малайзии, то её отношение к присоединению к американскому блоку борьбы с терроризмом носило неоднозначный характер. С одной стороны, власти страны во главе с М. Махатхиром на словах открыто выражали свое несогласие с проводимой США военной политикой по подавлению террористов на Ближнем Востоке и Афганистане9.

Однако, с другой стороны, ещё в 2002 г. между Малайзией и США был подписан Меморандум о взаимопонимании в сфере контртерроризма, поскольку Малайзия была весьма заинтересована в расширении военного сотрудничества с Америкой, объем которого значительно вырос после 11 сентября 2001 г. Взаимодействие с США в антитеррористической деятельности, которое заметно укрепилось в последние годы, тем не менее ограничено получением содействия в правовом обеспечении контртеррористических действий и подготовке соответствующих кадров, а также обменом разведывательными данными и проведением совместных военных учений.

С Сингапуром, который вслед за событиями 11 сентября провел успешные крупномасштабные антитеррористические операции, США наладили тесное взаимодействие по обмену разведанными, касающимися деятельности террористических организаций. В свою очередь власти Сингапура, которые традиционно выступают за присутствие США в регионе, используют фактор борьбы с терроризмом для расширения военных контактов с Америкой и укрепления безопасности страны.

Сотрудничество США со странами Юго-Восточной Азии в контртеррористической деятельности, которое осуществляется по линии Программ содействия по борьбе с терроризмом Госдепартамента, принимает различные формы: совместные боевые операции, предоставление финансирования, техническое содействие, обмен разведывательной информацией, укрепление национальной институциональной и правовой основы борьбы с

10 тт

терроризмом . И это в дополнение к расширению экспорта вооружения в страны региона и к реализации программ подготовки сотрудников сил безопасности.

В конечном счёте, Вашингтону удалось создать систему двусторонних отношений со странами ЮВА в борьбе с терроризмом, основанную на принципе «ось и спицы». Война с тер-

роризмом дала возможность США усилить свое военное и дипломатическое присутствие в странах ЮВА, которые в свою очередь извлекли из этого пользу для себя в виде получения дополнительного финансирования, расширения торговых и экономических контактов и укрепления своей боеготовности. Так, в частности, в период с 2002 по 2013 гг. США предоставили Индонезии в виде помощи с целью обеспечения безопасности 262 млн. долл., Филиппины получили 441 млн. долл.11 Борьба с терроризмом стала важной аргументацией в пользу увеличения на 9% военных расходов в странах АСЕАН после 11 сентября 2001 г.12

Однако антиамериканские настроения, свойственные части мусульманского населения Юго-Восточной Азии, подогреваемые американской внешней политикой на Ближнем Востоке, заставляют власти региона проявлять определенную осторожность в отношении США, избегая выражать полную поддержку их контртеррористическим действиям. Они исходят из того, что некритичное отношение к США может стать побудительным фактором радикализации мусульманской общины с последствиями для роста экстремизма и распространения джи-хадистского движения, которое в последние годы утратило свою силу13.

Задача, которую преследовали США при проведении глобальной борьбы с терроризмом, казалось бы, в ЮВА была в основном выполнена - террористические организации были дезорганизованы и превратились скорее в криминальные структуры, крупных терактов после 2009 г. не было, многие лидеры экстремистских организаций были либо уничтожены, либо осуждены на длительный тюремный срок. Однако угроза оживления терроризма возникла с появлением ИГИЛ и распространением её влияния в регионе.

О реакции США на изменившуюся ситуацию в регионе можно судить по опубликованному в сентябре 2015 г. докладу Агентства по международному развитию «Поддержка ИГИЛ в Индонезии и Малайзии»14 Отмечается сходство взглядов США и стран ЮВА в оценке угрозы ИГИЛ для их безопасности. И тем не менее сегодня США в отличие от прошлых лет не рассматривают ЮВА в качестве второго фронта борьбы с терро-

ризмом, признавая объективные сложности сотрудничества с ними при наличии негативного к ним отношения со стороны мусульманского населения и ограничивают свое взаимодействие с ними преимущественно:

1) поддержкой умеренного ислама в Индонезии и Малайзии, где в последние годы отмечается снижение религиозной терпимости и нарушаются права человека;

2) оказанием помощи им в осуществлении мониторинга деятельности экстремистских групп и в проведении исследований по этой проблеме и в их публикации с тем, чтобы улучшить информированность населения об угрозе, исходящей от ИГИЛ, и повысить доверие к контртеррористическим мероприятиям властей.

Эти действия рассматриваются в качестве средств деради-кализации исламистов, что сегодня оценивается странами ЮВА в числе приоритетных направлений антитеррористической деятельности. Они даже рекомендуют США использовать их опыт «мягкого подхода» в борьбе с терроризмом в мире15.

Обращает на себя внимание и тот факт, что попытки Барака Обамы на саммите АСЕАН в ноябре 2015 г. усилить антитеррористическую составляющую программы встречи16 не нашли особого отклика у руководства стран ЮВА, несмотря на информацию о готовившихся в Куала-Лумпуре во время сам-

17

мита терактах . И не только потому, что приоритетной оказалась другая проблема - конфликт в Южно-Китайском море. Скорее потому, что страны ЮВА не проявляют готовности и желания (за исключением Сингапура) каким-либо образом участвовать в новой глобальной войне с терроризмом в рамках организованной США международной коалиции.

1 Amitav Acharya and Arabinda Acharya. The Myth of the Second Front: Localizing the 'War on Terror' in Southeast Asia // The Washington Quarterly. Autumn 2007 . P. 751.

2 Diane K. Mauzy and Brian L. Job. U.S. Policy in Southeast Asia. Limited Re-engagement after Years of Benign Neglect // Asian Survey. Vol. XLVII, No. 4, July/August 2007. P. 636.

3 С учётом инвестиций в нефтегазовую промышленность.

4https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2015/10/26/joint-statement-united-states-america-and-republic-indonesia.

5 Rommel C. Banlaoi. Counter Terrorism Measures in Southeast Asia: How Effective Are They? Yuchengco Center De La Salle University Manila. 2009 6http://www.nytimes.com/2014/06/27/world/asia/us-will-disband-terrorism-task-force-in-philippines.html?_r=0.

7 Число террористических атак на Филиппинах с 2002 г. по 2013 г. возросло в 13 раз (с 48 до 652).

8 http://www.globalpost.com/dispatch/thailand/100924/thailand-us-counterinsurgency

9 D. Capie: Between a hegemon and a hard place: the 'war on terror' and Southeast Asian - US relations // The Pacific Review. Vol. 17. №. 2. June 2004. Pp 228-230.

10 http://www. state.gov/j/ct/rls/crt/2013/224821.htm.

11 Major Scott N. McKay and Major David A. Webb. Comparing Counterter-rorism in Indonesia and the Philippines .CNC Sentinel February 2015 . Vol. 8.№2.P. 17.

12 Lianita Prawindarti. Explaining the Impact of the Global War on Terrorism on ASEAN: the New Regionalism Revisited? University of Trento. Garnet Working Paper No: 48/08. July 2008. P,12

13 Tyler McBrien. Jakarta's Counterproductive Counterterrorism Approach. The elite Densus 88 force has enjoyed success in targeting terrorist cells, but at what cost? August 26, 2013 (http://www.searcct.gov.my/publications/our-publications?id=4http://www.searcct.gov.my/images/logo.png8).

14 Indonesian and Malaysian Support for The Islamic State. Final Report. September 18, 2015.

http://qz.com/270295/indonesia-tells-the-united-states-how-to-defeat-jihadists-with-soft-power.

16 Praveen Menon and and Matt Spetalnick. Obama Says Summit to Focus On Islamic State Militancy (http://www.reuters.com/article/2015/11/20/us-asean-summit-idUSKCN0T905Y20151120#atQsfc9KIWGAFqcP.99).

17 https://www.rt.com/news/322830-leaked-memo-bombers-summit. 20 November, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.