МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК: 327
Стратегия борьбы США с международным терроризмом: опыт, новые вызовы, проекция на АТР
Лариса Николаевна Гарусова,
доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток. Е-mail: [email protected]
Борьба с терроризмом является главным направлением внешней политики Вашингтона на протяжении последних 15 лет. Американская стратегия этой борьбы должна решить две основные задачи: защитить США и их союзни -ков от террористических атак и создать международную среду, неблагопри -ятную для терроризма. Современная контртеррористическая стратегия Со единённых Штатов включает четыре базовых элемента: 1) использование американских вооружённых сил, но не в формате полноценной наземной войны; 2) подготовку сирийцев и иракцев для борьбы с терроризмом; 3) ук -репление международного контртеррористического сотрудничества; 4) пе -реход от военного к политическому урегулированию Сирийского кризиса. В настоящее время терроризм приобрёл новые формы, а Интернет превра -тился в ключевой фактор распространения экстремистской пропаганды по всему миру. АТР обладает одновременно существенным и террористичес -ким, и контртеррористическим потенциалом. С точки зрения националь ной и глобальной террористической угрозы сегодня наибольший интерес для США представляют три группы стран региона: 1) те, которых Вашинг тон объявил «спонсорами» терроризма (Северная Корея); 2) государства со значительной или преобладающей долей мусульманского населения, вос -приимчивого к пропаганде запрещённой в России группировки «Исламское государство» (Индонезия, Малайзия, отчасти Китай); 3) традиционные парт -нёры США по контртеррористической борьбе (Австралия, Япония, Южная Корея).
Соединённые Штаты и Запад должны сфокусировать своё внимание на со -циально экономических причинах распространения терроризма, возможно, тогда они смогут сдержать его и избежать в борьбе с ним катастрофичес кого поражения.
Ключевые слова: международный терроризм, стратегия США, националь -ная безопасность, международное контртеррористическое сотрудничество, Азиатско Тихоокеанский регион.
US counter-terrorism strategy: experience, new challenges, a projection to the Asia-Pacific region.
Larisa Garusova, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia. Е-mail: [email protected].
The fight against terrorism has been a Central focus of U.S. foreign policy over the past 15 years. American strategy against terrorism must solve two basic tasks: to protect the U.S. and its allies from terrorist attacks and create unfa -vorable environment for international terrorism. Today, Washington's counter -terrorism strategy includes 4 basic elements: to use of American armed forces, but not in the format of the ground war; 2) training and supplying Syrian and Iraqi fighters with military equipment to combat with terrorism; 3) strengthen -ing international counter terrorism cooperation; 4) the transition from a mili tary to a political settlement of the Syrian crisis. Currently, terrorism has taken on new forms, and the Internet has become a key factor in the spread of extrem -ist propaganda all around the world. The Asia - Pacific region has both significant terrorist and counter - terrorist potential. From the point of view of national and global terrorist threats today the greatest interest for US represent the 3 types of countries: 1) countries that were declared the "sponsors" of terrorism by the U.S. now or a few years ago (e.g. North Korea); 2) countries with significant or dominant proportion of the Muslim population, predisposed to the propaganda of the "Islamic state" (Indonesia, Malaysia, partly China); 3) countries being tra -ditional partners the US counter - terrorism activity (Australia, Japan, South Ko -rea).The United States and the West should focus on the socio economic causes of the terrorism, then they will be able to restrain it and avoid catastrophic de feat in the fight against this evil.
Keywords: international terrorism, U.S. Strategy, national security, internation -al counter terrorism cooperation, the Asia Pacific region.
ВОСПРИЯТИЕ УГРОЗЫ ТЕРРОРИЗМА В АМЕРИКАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Прошло почти 15 лет с тех пор, как президент Джордж У. Буш объя -вил «глобальную войну» международному терроризму. Стратегия борьбы с этим явлением в США должна решить две основные задачи: защитить Америку и её союзников от террористических атак и создать неблаго -приятную для терроризма международную среду. Контртеррористичес -кая борьба превратилась в ключевое направление внешней политики США в XXI в. При этом мировое сообщество нередко воспринимает дос -тигнутые результаты весьма скептично. Известный перуанский экономист Эрнандо де Сото отмечает: «Потратив 1,6 трлн долларов на эту войну и уничтожив 101 террористического вождя, от руководителя «Аль - Каи -ды» Усамы бен Ладена до Джихади Джона, Запад по - прежнему уязвим пе -ред экстремистами, которые могут вербовать боевиков и напасть на лю бой западный город фактически по своему желанию» [12].
Проблема борьбы с международным терроризмом сегодня находит -ся в фокусе внимания американской политической элиты, занимая важ -ное место в избирательной кампании 2016 г. Хиллари Клинтон и Дональд Трамп заявляют о том, что знают, как победить международный терро -ризм и его главное зло — «Исламское государство»1. Выступая 19 ноября 2015 г. в Нью - Йорке в организации «Совет по международным отношени -ям» (Councilon Foreign Relations), Х. Клинтон представила свою контртер -рористическую программу, заявив, что цель США «не сдерживать и не ог -раничивать ИГИЛ, а разгромить его и уничтожить». В её программу вошли три блока мероприятий: достижение победы над ИГИЛ в Сирии, Ираке и на всём Ближнем Востоке; разрушение и демонтаж расширяющейся террористической инфраструктуры; «укрепление нашей обороны» и «за -щита наших союзников как от внутренних, так и от внешних угроз» [5].
По мнению известного политолога Джозефа Ная, не только американ ская политическая элита, но общество сегодня как никогда обеспокоено проблемой терроризма. Опросы общественного мнения в декабре 2015 г. показали, что каждый шестой американец (более 16% населения), опре -деляет терроризм как важнейшую национальную проблему. «За десяти -летие это самый высокий процент американцев, отметивших терроризм как главную угрозу» [10].
В настоящее время прослеживается несколько тенденций в оценке террористической угрозы, равно как и возможностей США противосто ять ей. Первая из них связана с официальной позицией, которую можно условно назвать «сбалансированной». Она основана на восприятии тер роризма как опасной, но решаемой проблемы. Сущность такого подхо да иллюстрирует один из тезисов обращения президента Обамы к нации 6 декабря 2015 г. после теракта в Сан - Бернардино: «Угроза со сторо -ны терроризма реальна, но мы преодолеем её. Мы уничтожим ИГИЛ, как и любую другую организацию, пытающуюся навредить нам» [11]. Для этого США используют комплексный контртеррористический под ход, который озвучил госсекретарь Джон Керри в своём выступлении на 70 - й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2015 г. Он вклю -чает следующие меры: лишение террористов возможности «отсидеться в безопасных местах»; прерывание потока иностранных боевиков, направ ляющихся в Сирию и Ирак воевать на стороне ИГИЛ; блокирование дос тупа террористов к финансам; «разоблачение лжи, которую распростра няют террористические группировки в масс - медиа 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году» [7].
Белый дом уверен, что ИГ и Аль - Каиду можно победить только вме -сте с мусульманами в США и за рубежом, а война с терроризмом — это
1 «Исламское государство» (ИГ) — ранее «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) — исламистская террористическая организация, действующая на террито -рии Ирака и Сирии. Термины часто используются как синонимы в политической лексике США.
не война с исламом. По словам Обамы, «Мусульмане - американцы — это наши друзья, наши соседи, наши сослуживцы, наши герои спорта. И ко нечно, они те мужчины и женщины в военной форме, которые готовы умереть, защищая нашу страну» [11].
Важную роль в современной борьбе с терроризмом, по мнению Ва шингтона, призвано сыграть международное сотрудничество, в том числе созданная 65 странами контртеррористическая коалиция во главе с США. При этом вопрос о налаживании более тесного взаимодействия России и США весьма проблематичен. Однако некоторые западные политоло ги и журналисты призывают Москву и Вашингтон задуматься над тем, что они называют «цивилизационной войной» между христианско свет ским Западом и исламским халифатом. «Они враждебны друг другу. Се верная Америка, Европа и Россия в этой борьбе — союзники по природе, поскольку являются разными дочерями одной цивилизации» [9]. Следует подчеркнуть, что сегодня Соединённые Штаты не рассматривают Россию в качестве ключевого партнёра в борьбе с международным терроризмом, хотя периодически декларируют полезность российско американско го контртеррористического взаимодействия. Тем не менее возвращение к диалогу России и США возможно. Как считает Генри Киссинджер, «для этого необходимо взаимное уважение обеих сторон к жизненно важным ценностям и интересам друг друга» [1].
Кроме официальной позиции по борьбе с терроризмом, в США су ществуют ещё по крайней мере две, отличающиеся от основной, точки зрения. Одна из них, алармистская, базируется на теоретической оценке терроризма как «неискоренимого зла» [8]. На обыденном же уровне тер -роризм, в силу понятных причин, нередко воспринимается излишне аф фектированно. Недавние террористические акты в США и странах Запа да, подпитывая страхи американцев, становятся фактором политического радикализма и спекуляций со стороны политиков. Достаточно вспомнить «антимусульманскую» риторику кандидата от Республиканской партии Дональда Трампа.
Противоположный подход под таким же условным названием «пре уменьшение зла» основан на принижении значимости угрозы терроризма для американского общества. При этом существование данной проблемы не отрицается. Например, Джозеф Най уверен, что угроза терроризма се годня «раздута как со стороны кандидатов в президенты, так и с помощью средств массовой информации. Терроризм не является самой большой угрозой, с которой сталкиваются люди в развитых странах. Терроризм убивает гораздо меньше людей, чем автомобильные аварии или сигаре ты. Терроризм — это не Третья мировая война» [10]. Как правило, такой подход не пользуется поддержкой общества, поскольку не соответству ет ни сложившимся представлениям о безопасности, ни аффектирован ным чувствам масс, ни стремлению элиты перенаправить ресурсы «на ан титеррористические цели».
ОПЫТ БОРЬБЫ США С ТЕРРОРИЗМОМ
Борьба с международным терроризмом велась Америкой с тех пор, как это явление обозначилось в политической жизни мирового сообще -ства. Началом современной эпохи международного терроризма считает -ся 23 июля 1968 г., когда члены Народного фронта освобождения Пале -стины совершили угон пассажирского самолёта авиакомпании «Эль - Аль». В 1973 г. был убит посол Соединённых Штатов в Судане, после чего в США сформулировали свою политику по борьбе с терроризмом — в ней нет места переговорам с террористами и уступкам. В этот период борь ба США с международным терроризмом (который можно назвать пер -вым этапом контртеррористической стратегии), носила преимущественно локальный характер и включала в себя отдельные точечные спецопера -ции против террористов и санкции против государств, поддерживавших терроризм. В основе этой стратегии США лежала концепция «соразмер -ности» — военный ответ американцев должен быть равен террористичес -кому нападению его спровоцировавшему. В период с 1958 по 2000 гг. в США была сформирована контртеррористическая законодательная база из более чем 40 правовых актов, которые расширили права органов госу -дарственной власти и правоохранительных органов по выявлению и пре сечению терактов в США и за рубежом [1, с. 137].
Террористическая акция «Аль - Каиды» против США 11 сентября 2001 г., унёсшая жизни 3000 чел., засвидетельствовала появление нового типа международного терроризма и положила начало второму этапу борьбы с ним. Террористы были безгранично преданы своему делу, вплоть до са -мопожертвования, а их действия отличались масштабностью, размахом и профессионализмом. Это означало, что в нач. XXI в. на смену традицион -ным террористам, действия которых основывались в основном на полити ческих соображениях, пришли транснациональные террористические сети, руководствующиеся религиозными идеологическими мотивами и стремя щиеся не столько к «внешним эффектам» устрашения, сколько к массово му уничтожению людей.
Появление терроризма нового типа потребовало обновления контр террористической стратегии и тактики государства при сохранении пре емственности. В октябре 2001 г. Конгресс принял временные поправки к законодательству, получившие название «Патриотический акт». В ре -зультате полномочия ФБР и других спецслужб были расширены (получе -но право прослушивать телефонные переговоры и следить за электрон ной перепиской), также была введена ответственность за укрывательство террористов. В 2002 г. на основе объединения различных ведомств и раз -ведывательного сообщества США было создано министерство внутрен ней безопасности (Department of Homeland Security), координирующее борьбу с терроризмом и в настоящее время.
Также были подтверждены принципы контртеррористической по литики США: никаких уступок террористам; оказание всестороннего
политического и экономического давления на страны, поддерживающие терроризм («спонсоров» терроризма); использование в полной мере ле -гальных механизмов наказания международных террористов; оказание помощи в этой сфере другим странам. Следуя этих принципам, прези -дент Буш в 2001 г. объявил полномасштабную войну международному терроризму. Основными методами по борьбе с терроризмом в XXI в. ста -ли следующие: совершенствование правовой базы и использование уго -ловного права для наказания террористов, совершенствование деятель ности специальных служб, применение военной силы, усиление борьбы с финансированием терроризма, использование дипломатических ресур -сов, активизация разъяснительной и пропагандистско идеологической работы. Считается, что борьба с терроризмом даст положительные ре зультаты только при комплексном использовании всех этих мер. Как сви -детельствует американский опыт, чрезмерный акцент на отдельных эле ментах стратегии является контрпродуктивным. Так, военное вторжение США в Ирак и Афганистан привело не к ликвидации террористических се -тей, а к затяжным конфликтам и появлению новой генерации террористов.
Актуальные задачи США по борьбе с терроризмом и способы их решения в новых условиях были изложены в двух ключевых докумен тах — «Стратегии национальной безопасности США» 2002 г. и «Стратегии национальной безопасности США» 2006 г. В Стратегии 2002 г. была сфор -мулированы основные цели США — защита американского народа, борь -ба с терроризмом, недопущение захвата террористами оружия массового уничтожения и продвижение демократии во всём мире. Главным контр -террористическим инструментом стали «превентивные меры». Здесь же была представлена идея американского лидерства в антитеррористичес кой борьбе мирового сообщества [17].
Вариант «Стратегии национальной безопасности», принятый в 2006 го ду, во многом повторял Стратегию 2002 г. Новый документ базировался на двух принципах: защита свободы, правосудия, человеческого досто инства и лидерская роль США в борьбе с глобальными угрозами. Глав ным врагом США был объявлен Иран, который обвинялся в распростра нении ядерного оружия и предоставлении убежища террористам. Угрозу распространения ядерного оружия также представляла и Северная Ко рея. Для борьбы с ней Стратегия (2006 г.) предлагала ввести контроль над производством составляющих для оружия массового поражения [15].
Затяжная и малоэффективная война в Ираке и Афганистане против международного терроризма со временем стала вызывать недовольст во в американском обществе. Значимость международной контртерро ристической деятельности США на фоне начавшегося экономическо го кризиса казалась уже не столь очевидной. Поэтому администрация президента Обамы, формулируя в 2010 г. «Стратегию национальной безопасности» добавила в неё новые акценты, главный из которых — необходимость преодоления внутренних экономических трудностей. Ключевым и персонифицированным врагом США в новой Стратегии всё
ещё провозглашалась Аль Каида. «Для разрушения, ликвидации и побе ды над Аль Каидой, её филиалами, мы проводим стратегию, которая за щищает нашу родину, сохраняет самое опасное оружие мира и материа лы и лишает Аль - Каиду безопасности» [16].
НОВЫЕ ВЫЗОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА
Война США в Ираке и Афганистане, не решив проблему терроризма, простимулировала появление новых террористических организаций, включая ИГИЛ. После того как спецслужбы США научились предотвращать сложные и многосторонние атаки, террористы переключились на менее масштабные и более простые по технике исполнения акты насилия. Их «ав торами» стали террористы одиночки или небольшие группы. По прогнозам госдепартамента (апрель 2015 г.), эти «атаки могут быть предвестниками новой эры, в которой централизованное руководство террористической организации становится менее значимым; групповая идентичность стано вится текучей; экстремистский нарратив фокусируется на более широком спектре предполагаемых обид и врагов, которые акторы одиночки могут идентифицировать и осуществлять самостоятельные атаки» [6]. Террори -стические акты в Чаттануге, Сан - Бернардино (США), Париже и Брюсселе в 2015—2016 гг. подтвердили прогноз. Любопытно, что питательная поч -ва для терроризма в США в виде социальной напряжённости практически отсутствует, однако включается фактор иммиграции. Отдельные группы иммигрантов, находящиеся под влиянием террористических организаций, поставляют сегодня из своей среды боевиков, называемых в отчёте между народного Института экономики и мира «волками - одиночками» [13].
В настоящее время террористические структуры активно использу ют виртуальное пространство для расширения своего влияния и вербов ки «новых рекрутов на поле битвы» в Сирию и Ирак. Количество терро ристов, направляющихся в Сирию, составило на конец декабря 2014 г. свыше 16 тыс. чел. из более чем 90 стран, что превысило численность иностранных боевиков в Афганистане, Пакистане, Ираке, Йемене и Со мали или любой другой точке за последние 20 лет [6].
Очевидно, что стратегия США по борьбе с международным террориз мом вступает в свой новый этап и по крайней мере в третий раз приспо сабливается к новым реалиям. Её задачи — защита США и американских граждан от террористических атак и борьба с международным террориз мом на Ближнем Востоке — остаются неизменными. «Новации» касаются главным образом методов борьбы. Решая первую задачу, американское правительство пересматривает иммиграционную политику, ужесточая контроль за гражданами, пребывающими в США из 38 стран по безвизо -вой программе («U.S. Visa Waiver Program»), особенно за теми из них, кто уже побывал в районах боевых действий или в странах, находящихся под влиянием террористов.
Успешная агитация террористических организаций в сети Интернет актуализировала проблему ответных мер. Сотрудниками программы по экстремизму Университета Джорджа Вашингтона было доказано в декаб -ре 2015 г., что именно средства массовой информации играют решаю -щую роль в радикализации и мобилизации базирующихся в США лиц, со -чувствующих ИГИЛ. Исследователи выявили около 300 резидентов США, активных в социальных медиа, которые распространяли дезинформацию и взаимодействовали с единомышленниками. «Некоторые члены этой он -лайн эхокамеры в конечном итоге переходят от статуса воинов клавиа туры к настоящей войне» [2]. В связи с этим администрация президента Обамы намерена создать оперативную группу по борьбе с пропагандой террористов во всемирной сети. Группа поступит в подчинение мини стерству внутренней безопасности США. Известно, что в январе 2016 г. представители Белого дома, правоохранительных органов и спецслужб США провели встречу с главами крупнейших американских интернет компаний — Microsoft, Apple, Facebook, Google, Twitter, Yahoo и LinkedIn, где обсуждался вопрос противодействия террористической пропаганде в Интернете. Однако компании фактически отказались сотрудничать с го сударством, выразив нежелание ограничивать свободу слова, гарантиро ванную Конституцией. Как и после событий 11 сентября 2001 г., перед Америкой вновь встала дилемма: «безопасность» или «свобода». Однако в отличие от 2001 г. сегодня бизнес выбрал «свободу».
Вторая задача предполагает не только участие американских воору жённых сил и спецслужб в международных операциях на Ближнем Вос -токе, но и комплекс других мер, включая международное сотрудничест во, что нашло отражение в новой «Стратегии национальной безопасности США» (февраль 2015 г.). В документе сформулированы новые методы борьбы Америки с терроризмом. США «отказались от дорогостоящих и масштабных наземных войн в Ираке и Афганистане» в пользу целена -правленных и точечных контртеррористических операций и «коллектив ных действий с ответственными партнёрами» [14]. Продолжая эту мысль, в своём обращении к нации президент Обама подчеркнул, что Амери ка не должна позволить втянуть себя в долгую и изматывающую войну в Ираке или Сирии, хотя ИГИЛ именно этого и добивается [11].
Однако всё это не означает, что Вашингтон готов полностью отказать ся от использования вооружённых сил в борьбе с терроризмом, в том числе и в конфликте на Ближнем Востоке. Новая (июль 2015 г.) военная стратегия США даёт ясное представление о том, как и где Америка бу дет использовать армию в борьбе с терроризмом. «Оптимальный спо соб противостоять боевым экстремистским организациям (Аль Каида, ИГ и др.) заключается в оказании на них неустанного давления с применени ем местных сил, усиленных специализированными военными элемента ми американских и коалиционных войск, такими как разведка и наблюде ние, высокоточные удары, боевая подготовка и материально техническое обеспечение» [3].
Среди причин, порождающих терроризм и «насильственный экстре мизм», американские политики и официальные документы вполне спра ведливо называют бедность, неравенство и репрессии в разных странах и регионах, а Соединённые Штаты обещают «помогать самым незащищён -ным государствам бороться с террористами у себя на местах». На практике помощь «незащищённым государствам» сегодня включает в себя не толь ко военный, но и гуманитарный аспект (продовольствие, воду, палатки, одеяла, медикаменты). На начало января 2016 г. гуманитарная помощь США составила около 4,5 млрд долл. для Сирии и свыше 600 млн долл. для Ирака [18]. Госдепартамент также объявил о том, что на гуманитарную помощь в 2016 г. будет выделено ещё 24 млн долл. Однако вряд ли эта по -мощь сможет компенсировать катастрофические потери, связанные с об рушением социально - экономических и политических структур на Ближ -нем Востоке, гибелью людей и потоком беженцев на Запад в результате «глобальной войны» США с терроризмом. Если бы эти или сопоставимые с ними средства были потрачены ранее на обеспечения прав собственно -сти населения Ближневосточного региона, а также гуманитарные програм мы для его наименее защищённых социальных групп — молодёжи, женщин и детей, то сегодня Америке, Европе и Западу, возможно, и не пришлось бы идти на такие расходы и жертвы. Трудно не согласиться с Э. де Сото в том, что «неспособность Запада побудить арабские правительства разработать, защитить и укрепить имущественные права граждан» являются одной из главных причин активизации террористических структур на Ближнем Вос токе. «Конечно, эти фанатики не смогут повысить уровень жизни бедных слоёв населения. Но в атмосфере лишений и разочарований, те, кто дела ют ложные обещания, легко привлекают приверженцев» [12].
Деятельность многонациональной контртеррористической коалиции под руководством США является особым предметом гордости Белого дома. На основе полученных данных о террористической атаке в Пари же 13 ноября 2015 г., Бельгия, Германия, Кувейт и Тунис провели аресты «террористических ячеек», связанных с ИГИЛ. С ноября 2015 по январь 2016 г. удары с воздуха вооружённых сил коалиции (с участием тихооке -анской Австралии) уничтожили 283 бензовоза, 120 складов с цистернами нефти и сопутствующую инфраструктуру ИГИЛ на востоке Сирии. США и их партнёры по коалиции нанесли 5826 авиаударов по террористичес -ким целям в Ираке и 3037 авиаударов в Сирии[18].
КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АТР
Опыт борьбы Соединённых Штатов с международным терроризмом свидетельствует о том, что их главный интерес сосредоточен на двух терри ториях — самой Америке и Ближнем Востоке. Однако существенной частью американской контртеррористической стратегии является мониторинг других регионов мира, включая АТР. По данным госдепартамента США, страны Восточной Азии и АТР в последние годы продолжали «ослаблять
способность террористических групп действовать в регионе и препятство вать деятельности крупных террористических организаций» [6], а их пра вительства стали проявлять значительно большую озабоченность относи тельно растущей угрозы со стороны «Исламского государства».
Наибольший интерес США с точки зрения региональной безопасно сти вызывают две группы стран: а) страны, представляющие потенциаль -ную террористическую угрозу — бывшие или нынешние «спонсоры» тер -роризма (КНДР), а также страны со значительной долей мусульманского населения, восприимчивого к экстремистской пропаганде (Индонезия, Малайзия, отчасти Китай); б) страны — традиционные партнёры США по контртеррористической борьбе (Австралия, Япония, Южная Корея и т.д.).
Первая группа представлена в АТР достаточно широко. В 2001—2008 гг. Вашингтон включал КНДР в список спонсоров терроризма с возложением на неё экономических санкций. В настоящее время внимание США к Се верной Корее обусловлено прежде всего её ракетно ядерной программой и кибер угрозами. По мнению Госдепартамента, сведения о причастности КНДР к каким либо терактам с времён бомбардировки самолёта южно корейских авиалиний в 1987 г. отсутствуют. Любопытно, что североко -рейские провокации против Республики Кореи американские эксперты не квалифицируют как терроризм. В мае 2014 г. Вашингтон «аттестовал» КНДР как страну, «не сотрудничающую» с США в борьбе с терроризмом. Однако в этом же году КНДР была допущена в качестве наблюдателя в Азиатско Тихоокеанскую Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, но «не продемонстрировала значительного прогрес са в деле укрепления борьбы с отмыванием денег и противодействия фи нансированию инфраструктуры терроризма» [6].
Социально религиозной основой современного терроризма в лице ИГ в АТР потенциально могли бы стать страны с доминирующим мусуль -манским населением, например, такие как Малайзия и Индонезия. Пере населённость, экономические проблемы, сложные межнациональные от ношения — все эти факторы можно рассматривать и в качестве причин распространения в этих странах религиозного фундаментализма и ради кализма. Мусульманское население Индонезии и Малайзии сегодня ста новится главным объектом пропаганды ИГ, вследствие чего граждане обе их стран замечены на Ближнем Востоке среди террористов. Появление в Индонезии в июле 2014 г. «вербовочного» видео, призывавшего индо -незийцев присоединиться к ИГИЛ, мобилизовало правительство и обще ственность противостоять угрозе «Исламского государства». В августе 2014 г. власти страны официально запретили поддержку ИГИЛ. Однако, этот запрет в значительной степени декларативен, поскольку не имеет си лы закона. В том же году было арестовано по меньшей мере 10 пред полагаемых сторонников ИГИЛ. Министерство связи и информационных технологий заблокировало 20 связанных с ИГИЛ веб - сайтов. Чтобы не до -пустить поездок потенциальных боевиков индонезийцев за границу при няты меры по усилению контроля за паспортно визовыми документами.
США сотрудничают с Индонезией в деле борьбы с терроризмом и одобряют её партнёрство в данной сфере с международными и регио -нальными организациями — ООН, Глобальным контртеррористическим форумом (ГКТФ), АСЕАН, АТЭС. Индонезия несколько лет председатель -ствует в контртеррористической целевой группе АТЭС.
Малайзия является важнейшим партнёром США по контртеррористи -ческой коалиции в АТР. В ноябре 2014 г. премьер - министр Малайзии Над -жиб Разак представил парламенту сборник документов, посвящённых уг розе ИГИЛ — «Белую книгу». Госдепартамент США особенно подчёркивает угрозу со стороны «боевиков малазийцев», которые возвращаются домой с Ближнего Востока и пытаются дестабилизировать ситуацию в стране. Ма -лазийские власти арестовали в 2014 г. около 50 чел. — сторонников ИГИЛ.
США особенно ценят активное участие Малайзии в работе междуна родных организаций в сфере борьбы с терроризмом. В рамках региональ ного форума АСЕАН (АРФ) в 2014—2015 гг., Малайзия была ведущим участников по двум приоритетным направлениям: 1) обеспечение ки бербезопасности и проблема использования террористами сети Интернет и 2) контррадикализация. В ноябре 2015 г. на саммите АСЕАН состоялась встреча Наджиба Разака с Бараком Обамой, в ходе которой премьер - ми -нистр Малайзии пообещал сотрудничать с Соединёнными Штатами, «про тиводействуя распространению идеологии и влиянию джихадистов» [4].
Китай занимает промежуточное положение в антитеррористической стратегии США — между угрозой и партнёрским ресурсом. В КНР про живает мусульманское население, восприимчивое к пропаганде ИГИЛ, и США рассчитывают на помощь Китая в борьбе с терроризмом. Ва -шингтон фиксирует наличие террористических угроз в Синьцзян Уйгур ском автономном районе КНР и тот факт, что граждане Китая действова ли на стороне ИГИЛ на Ближнем Востоке. Госдепартамент одобряет меры, принятые Пекином для предотвращения «поездок» китайских граждан в Сирию и Ирак. Пока антитеррористическое сотрудничество между Со -единёнными Штатами и Китаем остаётся ограниченным, хотя обе страны продолжают обсуждать пути его углубления в направлении «пресечения транснационального потока иностранных боевиков, противодействия фи нансированию террористических сетей», расширения информационного обмена, «а также оказания содействия правительству Ирака в его усили ях по восстановлению нормальной жизни» [6]. Американцы готовы поде -литься с Китаем своим опытом выявления террористов среди мирного на селения, поскольку нынешние методы китайских властей представляются им устаревшими и неэффективными.
Наиболее активным и постоянным союзником США по контртерро ристической коалиции из стран АТР является Австралия. В 2000- е гг. она поддерживала Соединённые Штаты в войне в Ираке и Афганистане. Ав стралийские ВВС участвовали в нанесении авиаударов по Сирии и Ира ку в 2015 г. [18]. По мнению госдепартамента, Австралия стабильно под -тверждает свою роль регионального лидера в борьбе против терроризма,
сотрудничая с такими организациями АТР, как АСЕАН, Региональный форум АСЕАН, Форум Тихоокеанских островов. Вместе с Индонезией в 2014—2015 гг. Австралия ^председательствовала в Рабочей группе «по задержанию и реинтеграции» в рамках Глобального контртеррористичес -кого форума (Global Counterterrorism Forum's Detention and Reintegration Working Group).
Другие союзники США по антитеррористической коалиции, такие как Япония и Республика Корея, проявляют менее заметную активность, что во многом объясняется низким («нулевым») уровнем террористической угрозы в этих странах2. Однако, по мнению американских экспертов, обе страны, и особенно Республика Корея, имеют сильный потенциал в борь бе с терроризмом, «опираясь на надёжное сотрудничество с Соединённы -ми Штатами и международным сообществом» [6]. Южнокорейские и аме -риканские правоохранительные органы тесно взаимодействуют в области обмена информацией согласно Президентской директиве по внутренней безопасности (Homeland Security Presidential Directive 6) и Соглашению по предотвращению и борьбе с особо тяжкими преступлениями (Preventing and Combating Serious Crime), а также проводят совместные расследова ния касательно известных и предполагаемых террористов.
Возможность антитеррористического сотрудничества с Россией (рос сийским Дальним Востоком) в АТР Соединённые Штаты пока не рас -сматривают, поскольку уделяют особое внимание странам и регионам с мусульманским населением. Однако нельзя исключать, что по мере рас ширения миграционного потока из мусульманских стран Центральной Азии, Северного Кавказа и Восточной Азии на российский Дальний Вос ток (на фоне реализации проектов «Свободных портов» и ТОРов), возрас тёт опасность появления в регионе террористических элементов. В этом случае можно весьма уверенно предположить усиление интереса США к Тихоокеанской России.
Таким образом, стратегия борьбы США с международным террориз мом гибка и адаптивна. К настоящему времени она прошла, как представ ляется, три этапа, меняясь вместе с эволюцией самого терроризма. Пер вый из них относится к периоду 1960—1990- х гг., когда международный терроризм действовал локально и точечно, а ответная реакция США бы ла зеркальной: каждому удару давался «соразмерный» ответ. Масштаб -ность и многофакторность террористической деятельности в 2000- е гг. втянули США во второй этап контртеррористической борьбы в формате полноценных военных действий. «Глобальная война» с терроризмом сни зила в США угрозу масштабных терактов и сократила число жертв терро ристов, однако повлекла за собой не только обрушение ряда подсистем
2 В соответствии с индексом глобального терроризма за 2015 г., присваиваемым Ин -ститутом экономики и мира (The Institute for Economics and Peace), уровень терро -ристической угрозы в Японии, Южной и Северной Корее, Монголии и Сингапуре равен нулю. Для сравнения, по уровню террористической угрозы Индонезия зани -мает 33, США — 35, Малайзия — 49 место.
сложившегося мироустройства на Ближнем Востоке, но и новые вызовы изменившегося терроризма. После вывода своих войск из Ирака (2012 г.) американцы изменили контртеррористическую стратегию: отказались от полномасштабной наземной войны с террористами; сосредоточились на точечных, направленных ударах по ключевым целям на Ближнем Восто ке; расширили меры против проникновения в США боевиков одиночек; усилили внимание к борьбе с терроризмом в виртуальном пространст ве. Всё это даёт основание сделать вывод о новом, третьем этапе борьбы США с терроризмом.
Важнейшим элементом контртеррористической стратегии Америки яв ляется мониторинг ситуации с терроризмом в Восточной Азии. Особый ин терес Вашингтона вызывают сегодня страны с мусульманским населением, восприимчивым к пропаганде ИГ. Российский Дальний Восток в таком кон -тексте пока не представляет угрозы и не привлекает внимания США. В АТР также находятся партнёры США по контртеррористической коалиции, сре ди которых особенно важны Австралия, Япония и Республика Корея.
Соединённым Штатам и их союзникам, значение которых для Аме рики возрастает с каждым годом, приходится постоянно адаптироваться к модернизирующемуся терроризму, корректируя свою контртеррори -стическую стратегию. Вероятнее всего, США сумеют приспособиться и на этот раз. Проблема в другом. Пока международный терроризм, несмот ря на все усилия Америки побороть его, не ослабевает, приобретая новые формы и новых сторонников во всём мире. Недостаток стратегии США состоит в том, что американцы борются не с социально экономически ми и политическими причинами терроризма (иногда сами становясь та кой причиной), а с его следствиями и локальными проявлениями. Для то го чтобы избежать катастрофического поражения в борьбе с этим злом, США, решив неотложные контртеррористические задачи, должны будут пересмотреть свою стратегию и свою роль в современном мире.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Гарусова Л.Н. Внешняя политика Соединённых Штатов Америки: основные тен -денции и направления (1990—2000- е гг.). Владивосток: ВГУЭС, 2004. 152 с.
2. Макитерик М. Белый дом и бизнес обсуждают борьбу с терроризмом в Интер -нете // GOLOS -AMERIKI.RU: информационный портал «Голос Америки». URL: http://www.golos - ameriki.ru/a/white - house - tech/3137311.html (дата обращения: 08.03.2016).
3. Национальная военная стратегия Соединённых Штатов Америки 2015 года // INOSMI.RU: сетевое издание «ИноСМИ^». URL: http://inosmi.ru/op_ed/20150703/ 228922858.html (дата обращения: 21.02.2016).
4. Херман С. Малайзия и США будут вместе противостоять угрозе терроризма в регионе // GOLOS AMERIKI.RU: информационный портал «Голос Америки». URL: http://www.gobs - ameriki.ru/content/malaysia - us - cooperating - confronting -regional - security- threats/3066894.html (дата обращения: 04.03.2016).
5. Clinton H. Outlining Plan to Defeat ISIS and Global Terrorism // HILLARYCLINTON.COM: сайт Госдепартамента США. (Архив Хиллари Клинтон). URL: https://www. hillaryclinton.com/briefing/statements/2015/11/19/outlining - plan - to - defeat - isis -and - global - terrorism - clinton - says - u - s - must - choose - resolve - over - fear/ (дата об -ращения: 17.02.2016).
6. Country Reports on Terrorism 2014. Bureau of counterterrorism // STATE.GOV: сайт Государственного департамента США. URL: http://www.state.goV/j/ct/rls/crt/ index.htm (дата обращения: 28.02.2016)
7. Kerry J. Remarks at a Meeting on International Peace and Security and Countering Terrorism. // STATE.GOV: сайт Государственного департамента США. URL: http:// www.state.gov/j/ct/ (дата обращения: 01.03.2016).
8. Laqueur W. The New Terrorism. Fanaticism and the Arms of Mass Destruction. New York: Oxford University Press, 1999. 300 p.
9. Maistrovoy A., Belman T. Contemplating a US - Russia anti - Islamist Alliance. American Thinker // AMERICANTHINKER.COM: сайт североамериканского ежедневного электронного журнала The American Thinker. URL: http://www.americanthinker. com/articles/2016/02/contemplating_a_usrussia_antiislamist_alliance_.html (дата обращения: 20.02.2016).
10. Nye J.S. Five Truths about Terrorism. Project Syndicate // PROJECT- SYNDICATE.ORG: сайт международного газетного синдиката Project Syndicate. URL: http://www. project syndicate.org/commentary/terrorism not biggest threat to americans by joseph - s - - nye - 2016 -02?barrier=true (дата обращения: 24.02.2016).
11. Obama says "Freedom is more powerful than fear" // PBS.ORG: информацион -ный портал телекомпании PBS NewsHour. URL: http://www.pbs.org/newshour/ rundown/watch live obama to give prime time address sunday after shootings/ (дата обращения: 22.01.2016).
12. Soto H. How to Win the War on Terror Project Syndicate // PROJECT- SYNDICATE.ORG: сайт международного газетного синдиката Project Syndicate. URL: http://www. project syndicate.org/columnist/hernando de soto (дата обращения: 25.02.2016).
13. The Global Terrorism Index (GTI) report. 2015. The Institute for Economics and Peace (IEP) // ECONOMICSANDPEACE.ORG: сайт Института экономики и ми ра. URL: http://economicsandpeace.org/wp - content/uploads/2015/11/Global -Terrorism - Index - 2015.pdf (дата обращения: 21.02.2016).
14. The National Security Strategy of the United States of America. February 2015 // WHITEHOUSE.GOV: сайт Белого дома США. URL: https://www.whitehouse.gov/ sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy.pdf (дата обращения: 09.01.2016).
15. The National Security Strategy of the United States of America. March 2006 // GEOR GEWBUSH -WHITEHOUSE.ARCHIVES.GOV: сайт Белого дома США (архив Джорд -жа Буша). URL: http://georgewbush -whitehouse.archives.gov/nsc/nss/2006 (дата обращения: 08.01.2016).
16. The National Security Strategy of the United States of America. May 2010 // WHITEHOUSE.GOV: сайт Белого дома США. URL: https://www.whitehouse.gov/ sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf (дата обращения: 09.01.2016).
17. The National Security Strategy of the United States of America. September 2002 // WHITEHOUSE.GOV: сайт Белого дома США. URL: http://www.state.gov/documents/ organization/63562.pdf (дата обращения: 08.01.2016).
18. The U.S. Strategy To Defeat ISIL and Combat the Terrorist Threat. January 2016 // WHITEHOUSE.GOV: сайт Белого дома США. URL: https://www.whitehouse.gov/isil strategy (дата обращения: 29.01.2016).
REFERENCES
1. Garusova L.N. Vneshnjaja politika Soedinjonnyh Shtatov Ameriki: osnovnye tendencii i napravlenija (1990—2000-e gg.) [Foreign policy of the United States: major trends and directions (1990-2000)]. Vladivostok, VGUES Publ., 2004, 152 p. (In Russ.)
2. Makiterik M. Belyj dom i biznes obsuzhdajut bor'bu s terrorizmom v Internete [The White House and the business discuss the fight against terrorism on the Internet]. Available at: http://m. golos - ameriki.ru/a/white -house - tech/3137311.html (accessed 08.03.2016). (In Russ.)
3. Nacional'naja voennaja strategija Soedinjonnyh Shtatov Ameriki 2015 goda [National Military Strategy of the United States of America, 2015]. Available at: http://inosmi.ru/ op_ed/20150703/228922858.html (accessed 21.02.2016). (In Russ.)
4. Herman S. Malajzija i SShA budut vmeste protivostojat' ugroze terrorizma v regione [Malaysia and USA will work together to counter the threat of terrorism in the region]. Available at: http://www.golos ameriki.ru/content/malaysia us cooperating confront ing - regional - security - threats/3066894.html (accessed 04.03.2016). (In Russ.)
5. Clinton H. Outlining plan to defeat ISIS and global terrorism. Available at: https://www.hill -aryclinton.com/briefing/statements/2015/11/19/outlining - plan -to -defeat - isis -and -global -terrorism -clinton- says - u -s -must-choose -resolve -over-fear/ (accessed 17.02.2016). (In Eng.)
6. Country reports on terrorism 2014. Bureau of Counterterrorism. Available at: http:// www.state.gov/j/ct/rls/crt/index.htm (accessed 28.02.2016). (In Eng.)
7. Kerry J. Remarks at a Meeting on International Peace and Security and Countering Terrorism. Available at: http://www.state.gov/j/ct/ (accessed 01.03.2016). (In Eng.)
8. Laqueur W. The new terrorism. fanaticism and the arms of mass destruction. New York, Oxford University Press, 1999, 300 p. (In Eng.)
9. Maistrovoy A., Belman T. Contemplating a US-Russia anti-Islamist alliance. American thinker. Available at: http://www.americanthinker.com/articles/2016/02/ contemplating_a_usrussia_antiislamist_alliance_.html (accessed 20.02.2016). (In Eng.)
10. Nye Joseph S. Five truths about terrorism. Project Syndicate. Available at: http://www. project syndicate.org/commentary/terrorism not biggest threat to americans by jo seph - s - - nye - 2016-02?barrier=true (accessed 23.02.2016). (In Eng.)
11. Obama says "Freedom is more powerful than fear". Available at: http://www.pbs.org/ newshour/rundown/watch live obama to give prime time address sunday after shootings/ (accessed 22.01.2016). (In Eng.)
12. Soto H. How to Win the War on Terror Project Syndicate. Available at: http://www.proj -ect - syndicate.org/columnist/hernando - de - soto (accessed 25.02.2016). (In Eng.)
13. The global terrorism index (GTI) report. 2015. The Institute for Economics and Peace (IEP). Available at: http://economicsandpeace.org/wp - content/uploads/2015/11/Glob -al -Terrorism - Index-2015.pdf (accessed 21.02.2016). (In Eng.)
14. The national security strategy of the United States of America, February 2015. Available at: https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strat -egy.pdf (accessed 09.01.2016). (In Eng.)
15. The national security strategy of the United States of America, March 2006. Available at: http://georgewbush -whitehouse.archives.gov/nsc/nss/2006 (accessed 08.01.2016). (In Eng.)
16. The national security strategy of the United States of America, May 2010. Available at: https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy. pdf (accessed 09.01.2016). (In Eng.)
17. The national security strategy of the United States of America, September 2002. Available at: http://www.state.gov/documents/organization/63562.pdf (accessed 08.01.2016). (In Eng.)
18. The U.S. strategy to defeat ISIL and combat the terrorist threat. January 2016. Avail -able at: https://www.whitehouse.gov/isil - strategy (accessed 29.01.2016). (In Eng.)