Научная статья на тему 'АСЕАН как ведущая интеграционная структура Юго-Восточной Азии'

АСЕАН как ведущая интеграционная структура Юго-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
108
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
АСЕАН / ЮВА / Вьетнам / Южно-Китайское море / безопасность в АТР / Экономическое сообщество АСЕАН / Сообщество безопасности АСЕАН / Социально-культурное сообщества / Китай / ASEAN / Southeast Asia / Vietnam / South China Sea / security in the Asia-Pacific Region / ASEAN Economic Community / ASEAN Security Community / Socio-Cultural Community / China

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Понька Т.И., Чан Зуй Тхань

Предлагаемая статья посвящена роли Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в процессе интеграции региональной подсистемы Юго-Восточной Азии, а также в создании институциональной базы для взаимодействия с третьими странами. Цель исследования заключается в выявлении динамики развития международного режима под руководством АСЕАН, который интегрировал всю ЮВА и является ядром макрорегиональных интеграционных процессов. Рассматриваемое региональное пространство характеризуется высоким экономическим динамизмом и активными процессами интеграции, участие в которых принимают, в том числе, и внерегиональные акторы. Особое значение придается истории развития взаимодействия стран-членов АСЕАН с момента образования этой организации и прослеживается динамика вопросов, решение которых объединяло десятку вокруг данной интеграционной структуры. Анализируя институциональный каркас, авторы акцентируют внимание на принципе асеаноцентричности всех созданных в регионе механизмов, что подчеркивает значимость АСЕАН как интеграционной структуры в регионе. Давая оценку основным тенденциям развития экономического регионализма АТР, авторы систематизируют ключевые направления деятельности АСЕАН по созданию и последующей оптимизации Экономического сообщества после его формирования в декабре 2015 г. и выявляют конкурентные преимущества и стратегические ловушки, стоящие перед Ассоциацией. В предлагаемой статье отмечается, что конфронтационная тональность в отношениях между КНР и США привносит с собой немало угроз, в частности столкновение государственных интересов в экономической плоскости и усилением военного присутствия США, осложненным территориальными и историческими противоречиями. В заключении авторы отмечают, что на современном этапе АСЕАН стала точкой опоры для строительства новой региональной архитектуры. Страны-члены Организации крайне осторожно, шаг за шагом и по мере возможностей продвигались все прошедшие десятилетия от состояния чисто номинальной экономической группировки ко все более реальной интеграции, от простейших к более сложным формам взаимодействия в политической, экономической и социально-культурной областях. На современном этапе своего развития страны АСЕАН взяли курс на построение Сообщества, что усилит потенциал и единство данной Организации в турбулентной международной обстановке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASEAN as the leading integration structure of Southeast Asia

The proposed article is devoted to the role of the Association of Southeast Asian Nations (ASEAN) in the process of integrating the regional subsystem of Southeast Asia, as well as in creating an institutional framework for interaction with third countries. The purpose of the study is to identify the dynamics of the development of the international regime under the leadership of ASEAN, which has integrated the entire Southeast Asia and is the core of macro-regional integration processes. The regional space under consideration is characterized by high economic dynamism and active integration processes, in which non-regional actors, among others, take part. Particular importance is attached to the history of the development of cooperation between the ASEAN member countries since the formation of this organization and the dynamics of issues, the solution of which united the ten around this integration structure, is traced. Analyzing the institutional framework, the authors focus on the principle of ASEAN-centricity of all mechanisms created in the region, which emphasizes the importance of ASEAN as an integration structure in the region. Assessing the main trends in the development of economic regionalism of the Asia-Pacific region, the authors systematize the key areas of ASEAN’s activities for the creation and subsequent optimization of the Economic Community after its formation in December 2015 and identify competitive advantages and strategic pitfalls facing the Association. The proposed article notes that the confrontational tone in relations between China and the United States brings with it many threats, in particular, the clash of state interests in the economic plane and the strengthening of the US military presence, complicated by territorial and historical contradictions. In conclusion, the authors note that at the present stage, ASEAN has become a fulcrum for the construction of a new regional architecture. The member countries of the Organization have been moving extremely cautiously, step by step and as far as possible over the past decades from the state of a purely nominal economic grouping to an increasingly real integration, from the simplest to more complex forms of interaction in the political, economic and socio-cultural fields. At the present stage of its development, the ASEAN countries have set a course to build a Community, which will strengthen the potential and unity of this Organization in a turbulent international environment.

Текст научной работы на тему «АСЕАН как ведущая интеграционная структура Юго-Восточной Азии»

Понька Т.И.

Кандидат исторических наук. Доцент кафедры теории и истории международных отношений. Российский университет дружбы народов.

Чан Зуй Тхань

Аспирант кафедры теории и истории международных отношений.

Российский университет дружбы народов.

АСЕАН как ведущая интеграционная структура Юго-Восточной Азии

В настоящее время становится очевидным, что Азия в целом, а в ней Восточная Азия и АТР начинают играть все более значимую роль в мировой экономике и политике. И этим своим успехом страны региона во многом обязаны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Укрепление АСЕАН как признанной международной организации со своим Уставом, нормами и принципами позволило ей играть центральную роль в делах ЮВА, создать Зону свободной торговли (AFTA), основательно продвинуться к созданию Сообщества АСЕАН. Как региональная организация она внесла большой вклад в сохранение мира, стабильности и развития в регионе, раздираемом внутренними противоречиями и конфликтами. Актуальность темы исследования возросла с образованием в декабре 2015 г. принципиально нового интеграционного формата в регионе — Сообщества АСЕАН. Это событие примечательно с учетом повышения роли входящих в него стран в мировой экономике, которые, взятые вместе, представляют уже 5-ю экономику мира, а при нынешних темпах роста в скором времени могут стать и четвертой.

Цель исследования заключается в выявлении динамики развития международного режима под руководством АСЕАН, который интегрировал всю ЮВА и является ядром макрорегиональных интеграционных процессов.

Теоретической основой исследования является известная концепция российской внешней политики и дипломатии, которая построена на доказанном жизнью принципе равной и неделимой безопасности как основы формирующегося нового мирового порядка. Авторы при этом руководствуются объективным анализом фактических событий с позиций политического реализма, их причинно-следственными связями и последствиями. В теоретическом плане они

опирались на труды ряда выдающихся российских ученых применительно к Восточной Азии и АТР. Среди них особое место занимают фундаментальные работы академика М.Л. Титаренко, а также профессора А.Д. Богатурова и профессора А.Д. Воскресенского.

История развития АСЕАН как общерегиональной организации

После Второй мировой войны первые задачи для стран-членов заключались в укреплении суверенитета, содействии государственному строительству и сдерживании иностранного вмешательства в регионе. Установление и защита суверенитета были важнейшими целями для государств Юго-Восточной Азии в 1960-х годах. Все они, за исключением Таиланда, были колониями до середины 1960-х годов. Они сталкивались с вызовом внутренних восстаний (в Таиланде, Малайзии и Индонезии), этнических конфликтов (на Филиппинах, в Малайзии и Индонезии) и политической нестабильностью (на Филиппинах и в Индонезии).

В принятой 8 августа 1967 г. в Бангкоке Декларации АСЕАН была представлена миру как региональное объединение, которое будет добиваться решения общих задач преимущественно в социально-экономической сфере. Однако для отцов-основателей АСЕАН, среди которых были такие выдающиеся политические деятели Азии второй половины ХХ в., как премьер-министры Сингапура и Малайзии Ли Куан Ю и Махатхир Мохамад, президенты Индонезии и Филиппин Сухарто и Маркос, важным было прежде всего создание какого-то механизма противодействия общим угрозам (в частности, противодействие коммунизму). Сознательно ограничивая задачи проекта, его основатели осуществили то, что было возможно в таком составе и в конкретных условиях деколонизации ЮВА в 1960— 1970-х годах.

Первые 10 лет вся деятельность АСЕАН сводилась к проведению периодических встреч министров иностранных дел. Окончание войны во Вьетнаме ориентировало лидеров АСЕАН на более интенсивное региональное сотрудничество. В феврале 1976 г. на индонезийском острове Бали состоялась первая почти за 10 лет существования АСЕАН встреча глав государств и правительств первой «пятерки» создателей Ассоциации. Она увенчалась принятием Декларации согласия АСЕАН (Балийское согласие I), которая содержала обязательство решать все внутренние региональные споры только мирными средствами. Но главным итогом саммита является Договор о дружбе и сотрудничестве (ТАС), который стал фундаментальной правовой основой АСЕАН на все последующие десятилетия. С этого мо-

мента она обрела зафиксированные в Договоре основополагающие принципы, а также программу действий и первые организационные структуры для ее осуществления. Был создан даже небольшой Секретариат АСЕАН с местом пребывания в Джакарте.

Первые двадцать лет существования организации положили начало формулирования и воплощения «Пути АСЕАН», основанному на взаимном уважении государственного суверенитета, невмешательстве во внутренние дела стран-членов, неконфронтационном обсуждении в качестве предпочтительного метода отношений и взаимовыгодных переговоров посредством двусторонних и многосторонних механизмов.

Введение вьетнамских вооруженных сил в Камбоджу в декабре 1978 г. в целях свержения диктатуры Пол Пота, развязавшего массовые репрессии, жертвами которых в первую очередь стали и проживавшие там тысячи вьетнамцев, не встретило понимания и поддержки в странах АСЕАН. Лидеры Ассоциации, особенно Индонезии, вместе с ООН многое сделали для разрешения этого конфликта и содействовали успешному проведению в 1991 г. мирной конференции в Париже, после которой вьетнамские войска были выведены из Камбоджи. И это способствовало международному признанию АСЕАН как эффективной региональной организации.

После окончания холодной войны в АСЕАН произошли значительные количественные и качественные изменения. В 1984 г. после получения независимости в АСЕАН вступил султанат Бруней, в 1995 г. в нее был принят Вьетнам, в 1997 г. — Лаос и Мьянма, в 1999 г. — Камбоджа. С тех пор прием новых членов был приостановлен. Папуа—Новая Гвинея и Восточный Тимор имеют в АСЕАН статус наблюдателей и ждут приема. Заявку на присоединение к АСЕАН в качестве наблюдателя подала Австралия, а Канада просит приема в Восточноазиатский саммит тоже на правах наблюдателя.

Таким образом, к концу 1990-х годов прошлого века все 10 государств ЮВА впервые в своей истории оказались вместе в одной международной организации. Но в это время в Азии разразился тяжелый финансовый кризис 1997—1998 гг., поставивший многие страны АСЕАН в труднейшее положение. Только помощь Китая и Японии позволила многим из них выйти из тяжелейшей ситуации. Но стре-ми+ тельный рост экономической мощи Китая и Индии поставили страны АСЕАН перед новыми вызовами в экономике, заставили лидеров государств пересмотреть стратегию развития Ассоциации, реорганизовать ее структуру, изменить формы и методы ее деятельности.

На саммите 2003 г., проходившем на том же острове Бали, они приняли Декларацию «Балийское согласие II» и утвердили Видение (концепцию) «АСЕАН 2020». В этих документах они поставили перед собой цель превратить АСЕАН в «концерт государств Юго-Восточной Азии, открытых, живущих в мире, стабильности и процветании, тесно связанных друг с другом в динамичном развитии и сообществе государств, заботящихся о благе своих народов».

Лидеры АСЕАН поставили задачу осуществлять «партнерство в динамичном развитии», которое приведет к более тесной экономической интеграции в АСЕАН. «Мы создадим стабильный, процветающий и высоко конкурентоспособный экономический регион, — говорилось в «Видении АСЕАН 2020», — в котором будет свободное движение товаров, услуги инвестиций, более свободное движение капиталов, равное экономическое развитие, уменьшена бедность и социально-экономическое неравенство».

Однако возникли и проблемы интеграции стран АСЕАН. В частности, с расширением состава пришло и неизбежное размывание сплоченности Ассоциации. Все чаще возникали трудности с достижением консенсуса при решении оперативных вопросов в критических ситуациях. В большинстве стран АСЕАН нарастало недовольство неэффективностью организации в новых условиях начавшегося XXI в. В 2005 г. на саммите в Куала-Лумпуре была создана «Группа выдающихся деятелей» (EPG), которая в течение двух лет активно работала над проектом Устава АСЕАН. Он был подписан лидерами государств в ноябре 2007 г. в Сингапуре и через год, после ратификации всеми членами АСЕАН, вступил в силу.

Роль Устава АСЕАН и курса на создание Экономического сообщества АСЕАН для консолидации Организации

Устав АСЕАН представлял Ассоциацию как единую межгосударственную организацию — юридическое лицо и полноправный субъект международного права, обладающий определенным статусом и полномочиями по отношению к своим членам. Ее целью провозглашалось «строительство региона прочного мира, стабильности и устойчивого экономического роста». На этой основе страны АСЕАН собирались сначала к 2020 г. (затем ускорили до 2015 г.) создать общий рынок со свободным движением товаров, услуг, капиталов и квалифицированной рабочей силы по образу и подобию ЕЭС. С этой целью одновременно с Уставом был принят План-проспект создания Экономического сообщества АСЕАН и график мероприятий по его осуществлению. Устав также усовершенствовал организационную

структуру АСЕАН. Важным было создание механизма урегулирования споров при выполнении тех или иных соглашений и договоренностей.

Образованное в декабре 2015 г. Экономическое сообщество АСЕАН (ЭСА), как объединение 10 стран ЮВА, занимает все более заметное место в мировой экономике. Эти страны образуют емкий рынок с населением около 635 млн. человек (третий по размеру в мире) и объемом внешней торговли более 2,5 млрд. долл. США, занимая 4-е место в мире с долей 7,2 % в мировом экспорте и 6,6 % — в импорте. Их торговый оборотом с партнерами вне АСЕАН составил 1,9 трлн долл. США. Приток ПИИ в страны АСЕАН достиг 120 млрд долл., или почти 6 % от мирового объема (5-е место в мире). ЮВА — производственная площадка, «цех услуг» с суммарным валовым продуктом до 2,6 трлн. долл. США (6-е место в мире — 6,2 % мирового ВВП и 3-е место в Восточной Азии вслед за КНР и Японией). Это регион с высокой динамикой экономического роста — в среднем 5—7 % ежегодно.

Переходу стран — членов АСЕАН от сложившихся экономических связей к построению единого экономического пространства способствовал запуск в разных сферах единых правовых режимов, в том числе принятие в 2008 г. Устава АСЕАН. ЭСА явилась логическим продолжением этих инициатив. В торговле товарами реализуется Соглашение АТИГА (ATIGA), услугами — Рамочное соглашение АФАС (AFAS), в сфере инвестиций — Всестороннее инвестиционное соглашение АСИА ^ОЛ), в регулировании миграции — Протокол по перемещению квалифицированных специалистов, облегчающий реализацию инвестиционных проектов и оказание сопутствующих услуг.

Цель проекта ЭСА — создать высококонкурентную экономику с единой производственной базой и открытой торгово-инвестицион-ной системой — по сути, общий рынок ЮВА. Для реализации этих намерений запущены планы действий во многих секторах с целью стимулирования торговли, в том числе за счет повышения прозрачности тарифной политики и разрешения споров сторон при трансграничных сделках, привлечения инвестиций, обеспечения продовольственной безопасности, развития малого и среднего бизнеса, кооперации между особыми экономическими зонами и др..

Выполнить эти сложнейшие задачи к 2015 г. не удалось, но значимая часть работы была сделана. Поэтому при образовании Сообщества АСЕАН в декабре 2015 г. его члены приняли новую программу построения ЭСА до 2025 г., ставшую логическим продолжением и развитием предыдущей. Она призвана за 10 лет завершить незаконченные начинания, углубить интеграцию в ходе дополнительных реформ, совместных инициатив в духе динамично меняющегося мира вокруг.

ЭСА 2025 как экономическая система должна характеризоваться:

• высокой интегрированностью и сплоченностью;

• конкурентоспособностью, инновационностью и динамизмом;

• взаимосвязанностью и глубокой отраслевой кооперацией;

• устойчивостью, инклюзивностью, социальной ориентированностью, демократизмом;

• интегрированностью в глобальную экономику.

Процесс интеграции стран АСЕАН сталкивается и с рядом проблем. К ним относятся различия участников и сложность принятия ими общих решений, приближение многих к «ловушке среднего уровня дохода». Также сказывается недостаточная готовность к либеральным нововведениям и информированность населения в целом, снижающие восприятие бизнесом стимулов к активному использованию регионального преференциального режима. Отдельные страны имеют быстро стареющее общество и весь регион — слабые институциональные механизмы, вследствие чего члены АСЕАН недостаточно связаны физически и через общую систему управления.

Члены АСЕАН сильно зависят от внешней среды. Любое замедление экономик развитых стран и Китая вызывает здесь серьезные последствия для роста ВВП и поддержания занятости. Конкуренция с китайскими товарами на важнейших для АСЕАН экспортных рынках остается главной заботой. Страны ЮВА настойчиво ведут борьбу за аутсорсинг бизнес-процессов с Индией, привлекая иностранный капитал дешевой рабочей силой. Обострение территориальных споров в ЮКМ — главном торговом пути АТР — угрожает торговле и безопасности региона.

Асеаноцентричная архитектура азиатского регионализма

В рамках традиционного подхода АСЕАН к интеграционной институционализации внимания также заслуживает формат диалогового партнерства, воплощающий принцип асеаноцентричности. Асеаноцентричность означает, что все форматы строятся на основе норм, принятых в АСЕАН, лидеры которой создавали более широкие структуры сотрудничества по так называемой «зонтичной схеме», на основе принципа концентрических кругов особых отношений. Он связан с функциональным расширением посредством привлечения к сотрудничеству наиболее значимых для государств ЮВА региональных и внерегиональных стран без необходимости расширения Ассоциации. На данный момент полноценными диалоговыми партнерами АСЕАН являются Австралия, Индия, Канада, КНР, Новая Зеландия, Россия, США, Республика Корея, Япония и ЕС. Вместе с

этим функционируют пять объединений формата АСЕАН+1 (Китай, Япония, РК, Индия, Австралия и Новая Зеландия, выступившие сообща в этом формате).

Среди возникших на базе АСЕАН форматов важнейшую роль играет созданная в 1997 г. группа АСЕАН + 3 (+Китай, Япония, Южная Корея). Ассоциированная с Чиангмайской инициативой (CMI), эта группировка сложилась во время тяжелого финансового кризиса 1997—1998 гг. в Азии, когда Китай и Япония оказали государствам АСЕАН существенную помощь. Она была задумана для обеспечения финансовой стабильности и разрешения проблемы ликвидности для испытывавших последствия кризиса стран ЮВА.

АСЕАН+3 — это рамочная форма сотрудничества, основанная на диалоге, который ведется как в составе всех 13 стран, так и между АСЕАН и каждой из трех стран СВА в отдельности в формате АСЕАН+1. Важно также, что диалог между собой поддерживают на этой платформе и три государства СВА, которые впервые провели трехсторонний саммит в 1999 г. и делали это вплоть до обострения отношений в 2012 г. Взаимодействие в формате АСЕАН+3 уже прошло большой путь в направлении экономической интеграции. Это привело к созданию зон свободной торговли (ЗСТ) между странами АСЕАН с каждым из тройки партнеров, но не между ними самими. Причиной этому послужил ряд политических моментов. Например, действия Японии по отношению к островам Сенкаку / Дьяоюй, посещение премьер министром С. Абэ храма Ясукуни, проведение в Японии Всемирного уйгурского конгресса (признан правительством Китая террористической организацией) подорвали доверие КНР и РК к этой стране в период, предшествовавший очередному витку трехстороннего сотрудничества. Отсутствие доверия, по мнению профессора Азиатско-Тихоокеанского университета Рицумейкан Х. Йошимат-цу, саботировало обсуждение зоны свободной торговли между тремя странами, из-за чего очередной раунд был отложен на целый год, а повторение ситуации в 2015 г. свело всю деятельность Трехстороннего партнерства к историческому минимуму.

Однако экономическая интеграция на этом не окончилась: страны провели скоординированную работу по созданию масштабной ЗСТ в рамках АСЕАН+6 (Тройка + Австралия, Новая Зеландия, Индия). Так появилось Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство, которое с 2012 г. находилось в статусе согласования интересов потенциальных участников, а на саммите АСЕАН во Вьетнаме в 2020 г. было официально образовано, но в урезанном формате (без Индии).

■ Фактически ВРЭП стало воплощением двух идей: «инклюзив-

ности» и «центральной роли АСЕАН». Так, государства - члены ВРЭП разработали «облегченную» процедуру вступления, предполагающую, что любая страна, имеющая зону свободной торговли с АСЕАН, могла войти в структуру. Подобная схема позволяет учитывать интересы малых экономик АСЕАН. Наконец, создатели ВРЭП исходили из необходимости построения модели интеграции, которая бы отвечала идее «открытого регионализма» с возможностью поэтапного присоединения к проекту в противовес радикальной либерализации в рамках ТТП. Этому способствует декларируемый отказ от жесткого регулирования аспектов взаимодействия, выходящих за рамки обязательств по ВТО, учет разного уровня развития экономик государств партнерства, необходимость укрепления региональной взаимозависимости и встраивания в глобальные инвестиционные, торгово-экономические и технологические цепочки путем развития инфраструктурных проектов в государствах партнерства.

Институциональный каркас модели «открытого регионализма» дополняет также существующий с 1994 г. Региональный Форум АСЕАН (АРФ), в котором внешние акторы получили статус партнеров по диалогу. За свою историю АРФ остался консультативным форумом, не став организацией, «решающей проблемы», и оценки его эффективности разнятся в зависимости от ожиданий участников. В 2005 г. страны Ассоциации и шесть ключевых диалоговых партнеров (Австралия, Индия, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея и Япония) начали практику проведения Восточноазиатских саммитов (ВАС), окончательно сформировавшуюся в 2010 г. после присоединения России и США. Протокольная особенность ВАС заключается в том, что встречи на высшем уровне проходят ежегодно в привязке к саммитам АСЕАН.

Однако в создании региональной асеаноцентричной региональной архитектуры также присутствуют риски и трудности. Связаны они, в первую очередь, с деятельностью великих держав в регионе. Давней проблемой является формирование совместного ответа Китаю, особенно на морские споры с Пекином в Южно-Китайском море. Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины и Вьетнам претендуют на отдельные сектора в пределах своих собственных 12-мильных территориальных вод, которые вместе с тем оспаривает Китай. Для этих стран действия Китая по рекультивации земель и строительству искусственных островов рассматриваются как нарушение их национального суверенитета. КНР же в свою

V' .

_

очередь применяет силы Береговой охраны для предотвращения экономической деятельности региональных стран. Для других членов АСЕАН напряженность в Южно-Китайском море не является приоритетной. Камбоджа в 2012 г. даже пошла на блокирование совместного заявления АСЕАН по Южно-Китайскому морю. Развитие китайской инициативы «Одни пояс, один путь» также становится значимым фактором, который несет риск встраивания стран ЮВА в китаецентричные цепочки финансовых и торговых потоков.

Соединенные Штаты, которые сильно заинтересованы в том, чтобы помешать Китаю контролировать доступ в ЮКМ, сохраняют военное присутствие в странах АСЕАН (на Филиппинах, в Таиланде и Сингапуре), а также проводят односторонние операции по обеспечению свободы судоходства. Таким образом, перед странами АСЕАН стоит угроза сохранения собственного единства в условиях стратегической конкуренции США и КНР.

Трансформация из Ассоциации в Сообщество

К 2015 г. для всех стран АСЕАН возник вопрос, как ответить на происходящие тектонические сдвиги в геополитической обстановке в Восточной Азии и в АТР в целом. И они приняли решение усилить интеграционный процесс в АСЕАН и для этого провозгласить учреждение Сообщества АСЕАН, состоящего из сообществ политики и безопасности, экономического и социально-культурного. С этого момента с трудом, но постепенно оно утверждается в качестве одного из центров формирующейся полицентричной системы современного мироустройства.

Задача была поставлена, как уже отмечалось, еще в Декларации согласия II, принятой саммитом АСЕАН в 2003 году. Провозглашение Сообщества АСЕАН (далее СА) сопровождалось принятием на саммите АСЕАН в Куала-Лумпуре в 2015 г. «Видения АСЕАН+2025», которое поставило задачу создания Сообщества, «основанного на праве, ориентированного на народ и народом управляемого, в котором народы наших стран будут пользоваться всеми правами человека и фундаментальными свободами, высоким качеством жизни и всеми выгодами от его создания, нацеленного на укрепление нашего сознания общей принадлежности и идентичности, основанного на целях и принципах Устава АСЕАН».

Все принятые планы указывают на то, что сообщество — это более высокая ступень объединения по сравнению с ассоциацией. Оно подразумевает общие интересы и цели, но по-прежнему не лишает

своих членов самостоятельности и суверенитета. Провозглашенная лидерами АСЕАН цель состоит в том, чтобы повысить уровень сотрудничества государств в сохранении мира и обеспечении безопасности в регионе, в торгово-экономических отношениях, а также на пути сближения народов в социально-культурной сфере, и все это на правовой основе Устава АСЕАН и общепризнанных норм международного права. Учреждение Сообщества — это важный результат полувековой деятельности, заметная веха в процессе региональной интеграции, знаменующая вступление в новый этап развития, этап более эффективной деятельности в интересах своих народов и государств.

При этом, как справедливо отмечает старший научный сотрудник РИСИ Л.В. Гладченко, концепция Сообщества АСЕАН базировалась на строгом соблюдении суверенитета входящих в него государств и исключении такого ключевого элемента интеграции, как «наднациональность», т.е. делегирования даже части своих суверенных прав и полномочий каким-либо наднациональным органам и обязательности решений, принимаемых последними, к исполнению всеми членами объединения... Иными словами, если интеграция в Евросоюзе шла путем создания «надгосударства», то Сообщество АСЕАН в своей основе является «союзом отечеств» — объединением суверенных государств.

На этой основе страны АСЕАН в 2015 г. формально завершили создание Экономического сообщества, в рамках которого сложился общий рынок со свободным движением товаров, инвестиций и квалифицированной рабочей силы одновременно с гармонизацией региональной экономической политики государств и укреплением региональных связей. В сфере политики и безопасности создание Сообщества предусматривало превращение АСЕАН в «концерт» 10 государств Юго-Восточной Азии. Социально-культурное сообщество задумывалось как превращение ЮВА в регион, где будет сформирована «общая идентичность», обеспечено «сближение существующего разрыва в уровнях развития».

Лидеров АСЕАН не смутило, что к моменту провозглашения СА, как и через три года после этого, не все намеченные цели удалось достичь. Главным для столь разных государств ЮВА при принятии решения провозгласить Сообщество АСЕАН, как всегда, был не результат, а сам процесс, который должен был продолжаться. Медленно, но верно формируется уникальная модель регионализма АСЕАН в общем мировом порядке, считает профессор Центра международного права Национального университета Сингапура Тан Сен Ли (Tan Hsien-Li).

Особо надо отметить, что в АСЕАН были разработаны и единодушно одобрены Генеральный план транспортной взаимосвязи до

2025 г., план третьего этапа осуществления Инициативы по выравниванию уровня экономического развития стран-членов, которая призвана сократить существующий большой разрыв в уровне ВВП между 6 государствами—основателями АСЕАН и четверкой позднее примкнувших к ним стран (Вьетнамом, Лаосом, Камбоджей и Мьян-мой). Тогда же были приняты меры по совершенствованию информационной связи между государствами-членами по противодействию таким нетрадиционным угрозам безопасности, как пиратство, эпидемии, стихийные бедствия, изменения климата. Таким образом, несмотря на все нерешенные проблемы и сложности, процесс формирования интеграционного начала в рамках АСЕАН подошел к важному историческому рубежу.

Подводя итог, АСЕАН стала точкой опоры для строительства новой региональной архитектуры. Процесс формирования Ассоциации шел медленно и трудно. Он был основан на сохранении неформального характера всех институтов без каких-либо юридически обязывающих отношений. Даже когда в АСЕАН были приняты определенные правовые нормы и появились вполне развитые институты, подчиненность этим нормам остается добровольным делом каждой страны. Но с принятием Устава АСЕАН в 2008 г. появились признаки того, что Ассоциация начала приспосабливаться к наличию более строгих правил. Интеграционный процесс в АСЕАН проявляется в многолетней и устойчивой практике предоставления друг другу на взаимной основе особых прав, льгот и привилегий. Внерегиональ-ные игроки имеют возможность сотрудничать с АСЕАН через гибкие форматы, на основе которых возникают вполне оформленные ЗСТ, например, ВРЭП. При этом страны-члены АСЕАН крайне осторожно, шаг за шагом и по мере возможностей продвигались все прошедшие десятилетия от состояния чисто номинальной экономической группировки ко все более реальной интеграции, от простейших к более сложным формам взаимодействия в политической, экономической и социально-культурной областях. На современном этапе своего развития страны АСЕАН взяли курс на построение Сообщества, что усилит потенциал и единство данной Организации в турбулентной международной обстановке.

Библиографический список

1. A Commemorative Publication for the 20 th ASEAN Regional Forum. 2018. // URL: https://aseanregionalforum.asean.org/wp-content/uploads/2018/07/A-Commemorative-Publication-for-the-20th-ASEAN-Regional-Forum.pdf (22.02.2021).

2. Acharya A. Culture, Security, Multilateralism: The "ASEAN Way" and Regional Order. /

K. Krause (eds.) Culture and Security: Multiculturalism, Arms Control and Security Building. L.: Routledge. 1999. P. 55-84.

3. ASEAN Declaration of Consent. 24 February 1976. // URL: https://asean.org/asean-declaration-of-consent-to-the-accession-to-the-treaty-of-amity-and-cooperation-in-southeast-asia-by-japan/ (22.02.2021).

4. ASEAN Economic Community Blueprint 2025. // URL: https://asean.org/Tstatic_ post=asean-economic-community-blueprint-2025 (22.02.2021).

5. ASEAN Socio+Cultural Community Blueprint // ASEAN Secretariat. Jakarta, June 2009. P. 1.

6. ASEAN Statement & Communiques. // URL: http://www.ASEANsec.org (22.02.2021).

7. ASEAN Statistical Yearbook 2021 // ASEAN Stats. // URL: https://www.aseanstats.org/ wp-content/uploads/2021/12/ASYB_2021_All_Final.pdf (22.02.2021).

8. ASEAN Vision 2020. June 28, 2003. // URL: https://www.bis.org/ifc/publ/ifcb32c.pdf (22.02.2021).

9. ASEAN Vision 2020. June 28, 2003. // URL: https://www.bis.org/ifc/publ/ifcb32c.pdf (22.02.2021).

10. ASEAN@50. Volume 5. The ASEAN Economic Community Into 2025 and Beyond. Jakarta: ERIA. 2018. P. 3.

11. ASEAN'S Bright Future: Growth Opportunities for Corporates in the ASEAN Region // J.P. Morgan. 2013. // URL: https://www.jpmorgan.com/pages/cib/investment-banking/ trade-asean-future (22.02.2021).

12. Chang C.Y. ASEAN's Proposed Neutrality: China's Response' // Contemporary Southeast Asia. 1979. Vol. 1. № 3. P. 249-67.

13. Chang P.M. Kampuchea Between China and Vietnam. Singapore: Singapore University Press. 1985. P. 56.

14. Hsien-Li T. NUS New approaches to achieving ASEAN regionalism. 2 September 2017. // URL: https://www.eastasiaforum.org/2017/09/02/new-approaches-to-achieving-asean-regionalism (22.02.2021).

16. Manyika J., Lund S., Bughin J., Woetzel J., Stamenov K. and D. Dhingra. Digital Globalization: The New Era of Global Flows //McKinsey Global Institute. 2016. P. 21.

17. Military spending is soaring in the Asia-Pacific region. Here's why. URL: https://www. latimes.com/world/asia/la-fg-asia-defense-industry-20190607-story.html (22.02.2021).

18. Plan-Prospectus for the creation of the ASEAN Economic Community. 2008. // URL: https://www.asean.org/wp-content/uploads/images/archive/5187-10.pdf (22.02.2021).

19. Plan-Prospectus for the creation of the ASEAN Economic Community. 2008. // URL: https://www.asean.org/wp-content/uploads/images/archive/5187-10.pdf (22.02.2021).

20. Regional Comprehensive Economic Partnership Agreement. Legal Text. 2020. // URL: https://rcepsec.org/legal-text/ (22.02.2021).

21. Schott J., Cimino-Isaacs C., Jung E. Implication of the Trans-Pacific Partnership for the World Trading System. Washington: Peterson Institute for International Economics. № PB16-816-8. 2016. // URL: https://www.piie.com/system/files/documents/pb16-8.pdf (22.02.2021).

22. The ASEAN Charter. Jakarta: ASEAN Secretariat. January 2008. // URL: https://asean. org/wp-content/uploads/images/archive/publications/ASEAN-Charter.pdf (22.02.2021).

23. The ASEAN Declaration (Bangkok Declaration) / ASEAN Official Site. 8 August 1967. // URL: https://agreement.asean.org/media/download/20140117154159.pdf (22.02.2021).

24. Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia. 24 February 1976. // URL: https:// www.mofa.go.jp/region/asia-paci/asean/treaty.html (22.02.2021).

25. Vinayak, H., Thompson, F. and O. Tonby. Understanding ASEAN: Seven Things You Need to Know // McKinsey & Company, May 2014. P. 78.

26. Vu Le Thai Hoang. Vietnam's Quest for Influence and Its Implications for the Management of Border Disputes with Laos and Cambodia // Journal of current Southeast Asian affairs. 2007. Vol. 26. № 2. P. 5-37.

27. Wignaraja G. The Regional Comprehensive Economic Partnership: An Initial Assessment. The Regional Comprehensive Economic Partnership Negotiation. 2014. P. 123.

28. Yoshimatsu H. Japan's Asian Diplomacy: Power Transition, Domestic Politics, and Diffusion of Ideas. Singapore: Palgrave Macmillan. 2021. P. 69, 71.

29. АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы. М.: ИД «ФО-

РУМ», 2010. С. 132.

30. Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945-1995). М.: Конверт — МОНФ, 1997. 353 с.

31. Воскресенский А.Д. «Большая Восточная Азия»: Мировая политика и региональные трансформации. 2010. М.: МГИМО-Университет. 444 с.

32. Гладченко Л.В., старший научный сотрудник Центра Азии и Ближнего Востока РИСИ. Проект «Сообщество АСЕАН»: проблемы региональной интеграции на современном этапе // Проблемы национальной стратегии. 2016. № 4(37). С. 53.

33. Костюнина Г.М. Интеграционная модель асеан+1: основные положения соглашений и влияние на внешнеэкономические связи // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. № 3. С. 45.

34. Мосяков Д.В. Глобальная трансформация Тихоокеанской Азии и Россия / Институт стран Востока. М.: Институт востоковедения РАН. 2019. C. 178.

35. Мосяков Д.В., Шпаковская М.А., Чанг Ву Тхуи. Вьетнам и его отношения с Китаем, США и Россией. // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2019. № 4 (45). С.128-130.

36. Понька Т.И., Бельченко А.С., Трусова А.А.Двухвекторный подход КНР к разрешению территориальных споров в Южно-Китайском море // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 3. С. 526-528.

37. Сообщество АСЕАН в современном мире: монография / Г.М. Локшин, Е.В. Кобе-лев, В.М. Мазырин. М.: ИД «ФОРУМ», 2019. С. 178.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38. Титаренко М.Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. М.: Памятники исторической мысли. 2008. 623 с.

References

1. A Commemorative Publication for the 20 th ASEAN Regional Forum. 2018. // URL: https://aseanregionalforum.asean.org/wp-content/uploads/2018/07/A-Commemorative-Publication-for-the-20th-ASEAN-Regional-Forum.pdf (22.02.2021).

2. Acharya A. Culture, Security, Multilateralism: The "ASEAN Way" and Regional Order. / K. Krause (eds.) Culture and Security: Multiculturalism, Arms Control and Security Building. L.: Routledge. 1999. P. 55-84.

3. ASEAN Declaration of Consent. 24 February 1976. // URL: https://asean.org/asean-dec-laration-of-consent-to-the-accession-to-the-treaty-of-amity-and-cooperation-in-southeast-asia-by-japan/ (22.02.2021).

4. ASEAN Economic Community Blueprint 2025. // URL: https://asean.org/Tstatic_ post=asean-economic-community-blueprint-2025 (22.02.2021).

5. ASEAN Socio+Cultural Community Blueprint // ASEAN Secretariat. Jakarta, June 2009. P. 1.

6. ASEAN Statement & Communiques. // URL: http://www.ASEANsec.org (22.02.2021).

7. ASEAN Statistical Yearbook 2021 // ASEAN Stats. // URL: https://www.aseanstats.org/ wp-content/uploads/2021/12/ASYB_2021_All_Final.pdf (22.02.2021).

8. ASEAN Vision 2020. June 28, 2003. // URL: https://www.bis.org/ifc/publ/ifcb32c.pdf (22.02.2021).

9. ASEAN Vision 2020. June 28, 2003. // URL: https://www.bis.org/ifc/publ/ifcb32c.pdf (22.02.2021).

10. ASEAN@50. Volume 5. The ASEAN Economic Community Into 2025 and Beyond. Jakarta: ERIA. 2018. P. 3.

11. ASEAN'S Bright Future: Growth Opportunities for Corporates in the ASEAN Region // J.P. Morgan. 2013. // URL: https://www.jpmorgan.com/pages/cib/investment-banking/ trade-asean-future (22.02.2021).

12. Chang C.Y. ASEAN's Proposed Neutrality: China's Response' // Contemporary Southeast Asia. 1979. Vol. 1. № 3. P. 249-67.

13. Chang P.M. Kampuchea Between China and Vietnam. Singapore: Singapore University Press. 1985. P. 56.

14. Hsien-Li T. NUS New approaches to achieving ASEAN regionalism. 2 September 2017.

Vjff1 =

■ // URL: https://www.eastasiaforum.org/2017/09/02/new-approaches-to-achieving-asean-

regionalism/ (22.02.2021).

16. Manyika J., Lund S., Bughin J., Woetzel J., Stamenov K. and D. Dhingra. Digital Globalization: The New Era of Global Flows //McKinsey Global Institute. 2016. P. 21.

17. Military spending is soaring in the Asia-Pacific region. Here's why. URL: https://www. latimes.com/world/asia/la-fg-asia-defense-industry-20190607-story.html (22.02.2021).

18. Plan-Prospectus for the creation of the ASEAN Economic Community. 2008. // URL: https://www.asean.org/wp-content/uploads/images/archive/5187-10.pdf (22.02.2021).

19. Plan-Prospectus for the creation of the ASEAN Economic Community. 2008. // URL: https://www.asean.org/wp-content/uploads/images/archive/5187-10.pdf (22.02.2021).

20. Regional Comprehensive Economic Partnership Agreement. Legal Text. 2020. // URL: https://rcepsec.org/legal-text/ (22.02.2021).

21. Schott J., Cimino-Isaacs C., Jung E. Implication of the Trans-Pacific Partnership for the World Trading System. Washington: Peterson Institute for International Economics. № PB16-816-8. 2016. // URL: https://www.piie.com/system/files/documents/pb16-8.pdf (22.02.2021).

22. The ASEAN Charter. Jakarta: ASEAN Secretariat. January 2008. // URL: https://asean. org/wp-content/uploads/images/archive/publications/ASEAN-Charter.pdf (22.02.2021).

23. The ASEAN Declaration (Bangkok Declaration) / ASEAN Official Site. 8 August 1967. // URL: https://agreement.asean.org/media/download/20140117154159.pdf (22.02.2021).

24. Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia. 24 February 1976. // URL: https:// www.mofa.go.jp/region/asia-paci/asean/treaty.html (22.02.2021).

25. Vinayak, H., Thompson, F. and O. Tonby. Understanding ASEAN: Seven Things You Need to Know // McKinsey & Company, May 2014. P. 78.

26. Vu Le Thai Hoang. Vietnam's Quest for Influence and Its Implications for the Management of Border Disputes with Laos and Cambodia // Journal of current Southeast Asian affairs. 2007. Vol. 26. № 2. P. 5-37.

27. Wignaraja G. The Regional Comprehensive Economic Partnership: An Initial Assessment. The Regional Comprehensive Economic Partnership Negotiation. 2014. P. 123.

28. Yoshimatsu H. Japan's Asian Diplomacy: Power Transition, Domestic Politics, and Diffusion of Ideas. Singapore: Palgrave Macmillan. 2021. P. 69, 71.

29. ASEAN at the beginning of the XXI century. Actual problems and prospects. M.: Publishing House "FORUM", 2010. Р. 132.

30. Bogaturov A.D. Great Powers in the Pacific. History and theory of international relations in East Asia after the Second World War (1945-1995). M.: Envelope - MONF, 1997. 353 p.

31. Voskresensky A.D. "Greater East Asia": World Politics and Regional Transformations. 2010. M.: MGIMO-University. 444 p.

32. Gladchenko L.V., Senior Researcher, Center for Asia and the Middle East, RISS. ASEAN Community Project: Problems of Regional Integration at the Present Stage // Problems of National Strategy. 2016. № 4(37). Р. 53.

33. Kostyunina G.M. ASEAN+1 Integration Model: Main Provisions of Agreements and Influence on Foreign Economic Relations // Vestnik RUDN University. Series: International relations. 2017. № 3. Р. 45.

34. Mosyakov D.V. Global Transformation of Pacific Asia and Russia / Oriental Institute. Moscow: Institute of Oriental Studies RAS. 2019. C. 178.

35. Mosyakov D.V., Shpakovskaya M.A., Chang Vu Thuy. Vietnam and its relations with China, the USA and Russia. // South-East Asia: actual problems of development. 2019. № 4 (45). Р. 128-130.

36. Ponka T.I., Belchenko A.S., Trusova A.A. China's Two-Vector Approach to Resolving Territorial Disputes in the South China Sea. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: International relations. 2017. V. 17. № 3. Р. 526-528.

37. The ASEAN community in the modern world: monograph / G.M. Lokshin, E.V. Kobelev, V.M. Mazyrin. M.: ID "FORUM", 2019. Р. 178.

38. Titarenko M.L. Geopolitical significance of the Far East. Russia, China and other Asian countries. Moscow: Monuments of historical thought. 2008. 623 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.