Научная статья на тему '«АРТЕРРА - ВТ-3D»'

«АРТЕРРА - ВТ-3D» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЕ СРЕДСТВО / ПОДГОТОВКА ПО СТРЕЛЬБЕ И УПРАВЛЕНИЮ ОГНЁМ / ИМИТАЦИЯ СТРЕЛЬБЫ АРТИЛЛЕРИИ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидюк Игорь Владимирович

В данной статье раскрываются направления развития компьютерного учебно-тренировочного средства «АртерраВТ-3D» путём реализации в нём технологии дополненной реальности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демидюк Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«ARTERRA - VT-3D»

This article reveals the directions of development of a computer artillery range «ArterraVT-3D» by implementing augmented reality technology in it

Текст научной работы на тему ««АРТЕРРА - ВТ-3D»»

М АРМИЯ-2022

I.V. DEMIDYUK

«APTEPPA-BT-3D»

«ARTERRA-VT-3D»

Сведения об авторе. Демидюк Игорь Владимирович - профессор кафедры управления ракетными ударами и огнём артиллерии в бою и операции МВАА, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: mvaa@mil. ru).

Аннотация. В данной статье раскрываются направления развития компьютерного учебно-тренировочного средства «Артер-ра-ВТ-3D» путём реализации в нём технологии дополненной реальности.

Ключевые слова: учебно-тренировочное средство, подготовка по стрельбе и управлению огнём, имитация стрельбы артиллерии, дополненная реальность.

Information about the author. Igor Demidyuk - Professor of the Department of Management of missile strikes and artillery fire in the battle and operations of Mikhailovskaya military artillery academy, Colonel, Candidate of Technical Sciences, associate Professor (St. Petersburg. E-mail: mvaa@mil. ru).

Summary. This article reveals the directions of development of a computer artillery range «Arterra-VT-3D» by implementing augmented reality technology in it.

Keywords: educational and training facility, shooting and fire control training, imitation of artillery firing, augmented reality.

И.В. ДЕМИДЮК

О

ЙЛ

В целях качественной подготовки специалистов артиллерии и подразделений издавна использовались различные имитационные средства. Основной их задачей является наиболее достоверное отображение целевой обстановки, положения и действий своих войск, а также разрывов артиллерии. В целях экономии боеприпасов и ресурсов орудий выполнение огневых задач на имитационных средствах ведётся без боевой стрельбы. Кроме того, для подобной учёбы не требуется выезжать на полигон, т.к. обучающее средство находится, как говорится, «под рукой» в учебном корпусе или даже в казарме. В результате артиллерист, выполняющий огневую задачу, учится принимать решение на поражение цели, корректировать огонь своего подразделения. Задача может выполняться много-

кратно до достижения определённых навыков, причём некоторые действия отрабатываются до уровня «автоматизма».

Со временем имитационные средства прошли большой эволюционный путь от так называемых «ящиков с песком», винтовочных и малых (лазерных) артиллерийских полигонов до современного компьютерного учебно-тренировочного средства (УТС) «Артерра-ВТ-ЭБ», основанного на использовании 3D-технологий.

Принятое на вооружение и активно поставляемое в войска УТС «Артерра-ВТ-ЭБ» позволяет проводить практические занятия и тренировки со специалистами и органами управления артиллерийских подразделений по выполнению всех огневых задач Курса подготовки артиллерии с закрытых огневых позиций. Основным

достоинством данного средства является многообразие условий, в которых можно отрабатывать вопросы. Стрельба артиллерии в УТС имитируется всеми имеющимися в артиллерии боеприпасами на любой местности, в любых погодных условиях, времени суток. Действия войск возможны в любых направлениях в пределах имеющегося участка местности. Реализация движения объектов на ЭБ-мест-ности даёт возможность создавать сложные сценарии занятий и отрабатывать нестандартные вопросы при управлении огнём артиллерии.

Внедрение в боевую подготовку войск и образовательную деятельность учебных заведений позволило проводить занятия не только по традиционным методикам, но и разработать новые виды занятий, такие, как «артиллерийская дуэль».

á ^ъ

\ ■ on f ИЮЛЬ - АВГУСТ 2022 №4 (37)

АРМИЯ-2022 7 \

Однако при всём многообразии неоспоримых преимуществ у компьютерного УТС также имеется и один недостаток - это 3D-мест-ность. Какой бы реалистичной ни была картинка местности, она всё равно остаётся компьютерным имитатором. При работе с ней затруднено распознавание объектов, картинка хоть и является объёмной, но ещё достаточно далека от оригинального восприятия «живой» местности. Это, в свою очередь, накладывает определённые ограничения на развитие такого важного качества артиллериста, как глазомер.

Перед разработчиками УТС «Артерра-ВТ^» встала задача более реалистичной имитации боевых действий и стрельбы артиллерии. Очевидно, что следующим шагом в развитии средств имитации может оказаться внедрение в них технологии дополненной реальности. Данная технология уже применяется в образовательной среде как военных, так и гражданских учебных заведений и зарекомендовала себя с положительной стороны.

Дополненная реальность (AR) представляет собой совмещение реального мира и дополненных

данных, «вмонтированных» в поле восприятия. В нашем случае это реальное поле боя, на которое могут помещаться виртуальные объекты техники своих войск и противника, разрывы снарядов артиллерии и другие объекты.

К преимуществам ЛИ-техно-логии можно отнести то, что она позволяет обучающимся погрузиться в сложные пространственные явления, визуализировать которые в реальном мире достаточно сложно, а порой и невозможно. Примером такого погружения может быть нахождение артиллериста на том реальном полигоне, на котором он всегда выполнял огневые задачи с боевой стрельбой. Только вместо привычных мишеней он наблюдает в свой прибор изображения виртуальных танков, боевых машин и других объектов своих войск и противника, которые могут двигаться и даже вести огонь. Открыв огонь своего виртуального подразделения по противнику, выполняющий огневую задачу офицер может наблюдать разрывы снарядов, корректировать стрельбу и устанавливать факт поражения цели.

На фото 1 показано реальное изображение местности, то, которое обучающийся наблюдает невооружённым глазом.

На фото 2 показано это же изображение местности, дополненное элементами боя с помощью ЛИ-тех-нологии. Это изображение обучающийся видит в штатный прибор наблюдения, интегрированный с компьютерной системой, дополняющей оптическую систему моделями техники, личного состава, разрывами снарядов артиллерии и другими элементами боя.

Очевидно, что такое учебно-тренировочное средство должно базироваться на технике и являться элементом полевой учебно-материальной базы. В общей цепочке подготовки специалиста артиллерии занятия на модернизированном таким образом УТС «Артерра-ВТ-3Б» должны стать завершающим этапом перед выполнением задач с боевой стрельбой. Более качественная подготовка на имитационных средствах позволит эффективнее использовать время и материальные ресурсы, выделяемые на боевую подготовку войск и образовательную деятельность учебных заведений.

Фото 1. Изображение местности без элементов дополненной реальности

Фото2. Изображение местности с элементами дополненной реальности

ИЮЛЬ - АВГУСТ 2022 №4 (37)

С' ,11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.